бесплатно рефераты
 

Смута на Руси: социальная катастрофа и время альтернатив

Смута на Руси: социальная катастрофа и время альтернатив

МГУИЭ

Реферат на тему:

«Смута на Руси: социальная катастрофа и время альтернатив»

ЖУКОВА О.В.

Фак. вечернего образования

182ГРУППА

преподаватель

Игумнов Г.В.

МОСКВА 2004г

План:

Введение

1. Царь Борис Годунов

2. Усиление общественных противоречий. Голод 1601—1603 гг.

3. Вмешательство Речи Посполитой

4. Лжедмитрий 1

Василий Шуйский и социальная смута. "Тушинский вор"

5. Королевич Владислав. Поляки в Москве. Патриарх Гермоген.

6. Первое земское ополчение.

7. Второе земское ополчение Москвы (Минин и Пожарский)

8. Избрание на царство Михаила Романова.

9. Общий ход Смуты, ее характер и последствия.

1. Введение

На рубеже 16 и 17 вв. Московское государство переживало тяжелый и

сложный морально-политический и социально-экономический кризис, который

особенно проявлялся в положении центральных областей государства. С

открытием для русской колонизации обширных юго-восточных пространств

среднего и нижнего Поволжья, сюда устремился из центральных областей

государства широкий поток крестьянского населения, стремившегося уйти от

государева и помещичьего "тягла", и эта утечка рабочей силы повела к

недостатку рабочих рук в центре. Чем больше уходило людей из центра, тем

тяжелее давило государственное помещичье тягло на оставшихся. Рост

поместного землевладения отдавал все большее количество крестьян под власть

помещиков, а недостаток рабочих рук вынуждал помещиков увеличивать

крестьянские подати и повинности и стремиться, всеми способами закрепить за

собой наличное крестьянское население своих имений. Положение холопов

"полных" и "кабальных" всегда было достаточно тяжелым, а в конце 16в. число

кабальных холопов было увеличено указом, который предписывал обращать в

кабальные холопы всех тех, прежде вольных слуг и работников, которые

прослужили у своих господ более полугода.

Во 2-ой половине 16в. особые обстоятельства, внешние и внутренние,

способствовали усилению кризиса и росту недовольства. Тяжелая Левонская

война, продолжавшаяся 25 лет: с 1558-го по 1583-ий, и кончившаяся полной

неудачей, потребовала от населения огромных жертв людьми и материальными

средствами. Татарское нашествие и разгром Москвы в 1571году значительно

увеличили жертвы и потери. Опричнина царя Ивана Грозного, потрясшая и

расшатавшая старый уклад жизни и привычные отношения, усиливала общий

разлад и деморализацию; в царствование Грозного "водворилась страшная

привычка не уважать жизни, чести, имущества ближнего".

Постоянные неурожаи и эпидемии, все это в итоге привело государство к

серьезному кризису.

Пока на Московском престоле были государи старой привычной династии,

прямые потомки Рюрика и Владимира Святого, население в огромном большинстве

своем безропотно и беспрекословно подчинялось своим "природным государям".

Но когда династии прекратились, и государство оказалось "ничьим", земля

растерялась и пришла в брожение.

Высший слой московского населения, боярство, экономически ослабленное

и морально приниженное политикой Грозного, начало смуту борьбой за власть в

стране, ставшей "безгосударственной".

2. Царь Борис Годунов

По смерти бездетного царя Федора Иоановича (в январе 1598года) Москва

присягнула на верность его жене, царице Ирине, но Ирина отказалась от

престола и постриглась в монашество. Когда Москва вдруг осталась без царя,

взоры всех обратились на правителя Бориса Годунова. Его кандидатуру на

престол усиленно и настойчиво проводил патриарх Иов, но Борис долго

отказывался, уверяя, что ему никогда и на ум не приходило вступить на

высочайший престол Российского государства. Был созван земский собор из

представителей всяких чинов всех городов Московского государства, и собор

единодушно избрал на царство Бориса Федоровича.

Но родовитые бояре и князья, потомки Рюрика и Гедемина, затаили в душе

злобу и зависть к новому царю "выскочке", потомку татарского мурзы на

русском престоле.

С другой стороны, и Борис на престоле обнаружил недостаток

нравственного величия и трусливую подозрительность; опасаясь боярских

интриг и крамол, он завел систему шпионажа, поощрял доносы, награждал

доносчиков и преследовал подозреваемых или обвиняемых в измене бояр; в 1601

году подверглись ссылке и заточению несколько бояр, в том числе братья

Романовы, из которых самый способный и популярный, Федор Никитич, был

подстрижен в монахи (под именем Филарета).

В общем правлении Борис старался поддерживать порядок и правосудие. Он

нанимал к себе на службу иностранцев, а русских молодых людей посылал

учиться за границу. При нем успешно продолжалась русская колонизация Сибири

и построение русских городов (Туринск, Томск).

3.Усиление общественных противоречий. Голод 1601—1603 гг.

Оскудение и разорение России при Иване Грозном между тем даром не

прошло. Крестьяне массами уходили на новые земли от крепостей и

государственной тягости. Эксплуатация оставшихся усиливалась. Земледельцы

были опутаны долгами и повинностями. Все более затруднялся переход от

одного помещика к другому. При Борисе Годунове было издано еще несколько

указов, усиливающих крепостную неволю. В 1597 году —о пятилетнем сроке

поиска беглых, в 1601—02 об ограничении перевода крестьян одними

землевладельцами от других. Желания дворянства исполнялись. Но общественная

напряженность от этого не ослабевала, а лишь росла.

Главной причиной обострения противоречий в конце XVI -- начале XVII

вв. было усиление крепостной тягости и государственных повинностей крестьян

и горожан (посадских людей). Большие противоречия были между московским

привилегированным и окраинным, особенно южным, дворянством. Составившееся

из беглых крестьян и иных вольных людей, казачество представляло собой

горючий материал в обществе: во-первых, у многих были кровные обиды на

государство, бояр-дворян, во-вторых, это были люди, главное занятие которых

составляли война и грабеж. Сильны были интриги между различными группами

бояр.

В 1601—03 гг. в стране разразился небывалый голод. Сначала шли

проливные дожди 10 недель, потом, в конце лета, мороз повредил хлеб. На

будущий год опять неурожай. Хотя царь делал многое, чтобы облегчить

положение голодных: раздавал деньги и хлеб, сбивал цену на него, устраивал

общественные работы и т.п., но последствия были тяжелые. Только от

болезней, последовавших за голодом, в одной Москве умерло около 130 тысяч

человек. Многие от голода отдавали себя в холопы, и, наконец, нередко

господа, не в силах прокормить слуг, выгоняли слуг. Начались разбои и

волнения беглых и гулящих людей (предводитель Хлопка Косолап), которые

действовали под самой Москвой и в бою с царскими войсками даже убили

воеводу Басманова. Бунт подавили, а его участники бежали на юг, где

присоединились к войскам самозванца, Болотникова и другим.

Голод и другие несчастья обострили все противоречия. Народ связывал

бедствия страны с убийством Дмитрия и неправедным воцарением Годунова.

4. Вмешательство Речи Посполитой

В это же время польские и литовские феодалы старались использовать

внутренние противоречия в России, чтобы ослабить Российское государство и

поддерживали связи с оппозицией Борису Годунову. Они стремились захватить

Смоленские и Северские земли, которые столетием ранее входили в состав

Великого княжества Литовского. Католическая церковь введением в России

католичества хотела пополнить источники доходов. Прямого же повода для

открытой интервенции у Речи Посполитой не было.

5. Лжедмитрий I

В это время в Польше против царя Бориса выступил молодой человек,

который назвал себя царевичем Дмитрием, сыном Ивана Грозного, и заявил о

своем намерении идти на Москву, добывать себе прародительский престол.

Московское правительство утверждало, что он был галицким боярским сыном

Григорием Отрепьевым, который подстригся в монахи и был дьяконом в Чудовом

монастыре в Москве, но потом бежал в Литву, поэтому его в последствии

называли Расстригой.

Некоторые польские паны согласились помогать ему и в октябре 1604 года

самозванец, которого историки называют Лжедмитрием I, появился на юго-

западной окраине России с 40-тысячным отрядом польско-литовской шляхты.

Издал воззвание к народу, что Бог спас его, царевича от злодейских умыслов

Бориса Годунова, и он призывает население принять его как законного

наследника русского престола. Началась борьба безвестного молодого

авантюриста с могущественным царем, и в этой борьбе Расстрига оказался

победителем. Население Северной Украины переходило на сторону претендента

на московский престол, и города отворяли ему свои ворота. На помощь

претенденту, с одной стороны, пришли вместе с поляками днепровские казаки,

а с другой, пришли донские казаки, недовольные царем Борисом, который

пытался стеснить их свободу и подчинить их власти московских воевод. Они

видели в «царевиче Дмитрии» своего «заступника», тем более что самозванец

не скупился на обещания.

Царь Борис послал против мятежников большое войско, но в его войске

была "шаткость" и "недоумение", - не идут ли они против законного царя?.. А

бояре и воеводы хоть и не верили претенденту, но, не будучи преданы Борису,

вели военные операции вяло и нерешительно. В апреле 1605года царь Борис

умер. Ходили слухи, что он был отравлен. Шестнадцатилетний сын Годунова-

царь Федор Борисович- недолго удержался на престоле. Он не имел ни опыта,

ни авторитета. 7 мая на сторону Лжедмитрия перешло царское войско. Бояре-

заговорщики 1 июня 1605года организовали государственный переворот и

спровоцировали в столице возмущение. Царь Федор был свергнут с престола и

задушен вместе с матерью. Самозванец без боя вошел в Москву и был

провозглашен царем под именем Дмитрия Ивановича.

Новый царь оказался деятельным и энергичным правителем, уверенно

сидевшем на прародительском престоле. В дипломатических отношениях с

другими государствами он принял титул императора и пытался создать большой

союз европейских держав для борьбы против Турции. Но скоро он стал

возбуждать недовольство своих московских подданных, во-первых, тем, что он

не соблюдал старых русских обычаев, обрядов, а во-вторых, тем, что

пришедшие с ним поляки держали себя в Москве высокомерно и заносчиво,

обижали и оскорбляли москвичей.

Недовольны были «царем Дмитрием» и в Речи Посполитой. Он не решился,

как обещал ранее, передать Польше и Литве западнорусские города.

Настойчивые просьбы Сигизмунда III ускорить вступление в войну с Турцией не

имели результата.

Недовольство особенно возросло тогда, когда в начале мая 1606года к

царю приехала его невеста, Марина Мнишек, дочь литовского магната. И он

обвенчался с ней и короновал ее как царицу, хотя она отказалась перейти в

православие. Теперь бояре во главе с князем Василием Шуйским решили, что

настало время действовать. Шуйский начал агитацию против Лжедмитрия тотчас

после его воцарения; он был судим собором из всех чинов людей и приговорен

к смертной казни, но царь его помиловал.

В ночь на 17 мая 1606года, подняв набатным звоном московский народ

против поляков, бояре сами с кучкой заговорщиков ворвались в Кремль и убили

царя. В это время москвичи были заняты избиением поляков и разграблением их

домов. Труп Лжедмитрия после поругания сожгли и, смешав пепел с порохом,

выстрелили им из пушки в ту сторону, откуда он пришел.

6. Василий Шуйский и социальная смута. "Тушинский вор"

Руководитель боярского заговора князь Василий Шуйский "был не скажем

избран, но выкрикнут царем»[1]. Новый царь разослал грамоты по всему

государству, в которых обличал самозванца и еретика Расстригу, обманувшего

русский народ. При своем воцарении Шуйский принял формальное обязательство

никого не казнить и не наказывать конфискацией имущества и не слушать

ложные доносы, но эта присяга оказалась ложной. Шуйский три раза всенародно

и торжественно приносил ложную клятву: сначала он клялся, что царевич

Дмитрий случайно закололся сам, потом, что царевич жив и здоров, идет

занимать царский престол, наконец, что Дмитрий принял мученическое убиение

от своего лукавого раба Бориса Годунова.

Немудрено, что воцарение Шуйского послужило сигналом для всеобщей

смуты и борьбы всех против всех. Против боярского царя повсюду вспыхнули

восстания. "С осени 1606года в государстве открылась кровавая смута, в

которой приняли участия все сословия московского общества, восстав одно на

другое" [2]. Города Северской Украины поднялись под начальством воеводы

князя Шаховского (которого современники потом называли "всей крови

заводчиком"), а затем явился новый популярный вождь восстания, Иван

Болотников. Он был «боевым холопом» князя Телятевского, бежал к казакам,

был одним из атаманов волжской казацкой вольницы, попал в плен к татарам и

был продан в рабство в Турцию, был гребцом на галере, участником морских

сражений, был освобожден итальянцами. Затем Венеция, Германия, Польша, где

он встречается с самозванцем.

Он в своих воззваниях обращался к народным низам, призывал их

истреблять знатных и богатых и забирать их имущество; под его знамена стали

во множестве стекаться беглые холопы, крестьяне и казаки, частью, чтобы

отомстить своим угнетателям, частью "ради получения скороприбытного и

беструдного богатства", по выражению современника. В Тульской и Рязанской

областях поднялись против Шуйского служивые люди, дворяне и дети боярские

под начальством Пашкова и Ляпунова. В Поволжье поднялась мордва и другие,

недавно покоренные народы с целью освободиться от русской власти.

Болотников с огромным скопищем "воровских людей" подошел к Москве, с

другой стороны подошли рязанские и тульские служивые люди; но когда

последние поближе познакомились со своим союзником, с его "программой" и

действиями, они решили избрать из двух зол меньшее. Отступили от "воров" и

принесли повинную царю Василию. 2 декабря 1606году в сражении у деревни

Котлы, Болотников был разбит и отступил в Калугу, потом перешел в Тулу, где

был осажден царскими войсками и вынужден сдаться. Вожди восстания были

казнены, масса его участников рассеялась, готовая начать новую "кампанию",

если найдется новый предводитель.

Таковой нашелся скоро в лице явившегося в Стародубе второго

Лжедмитрия. Он был, конечно, уже сознательным и очевидным обманщиком, но

проверкой его личности и его легальных прав мало кто интересовался; он был

только знаменем, под которое снова спешили собраться все недовольные

московским правительством и своим положением, все, кто стремился устроить

свою карьеру или приобрести "беструдное богатство". Под знаменами

самозванца собрались не только представители угнетенных народных низов, но

также часть служилых людей, казаки и, наконец, большие отряды польских и

литовских авантюристов, стремившихся за счет неразумных и метущихся в

междоусобии "русаков". Марина Мнишек, бывшая 8 дней царицею Московскою и

спасшаяся во время переворота 17 мая, согласилась стать женою нового

Лжедмитрия.

В июне 1608 года, собрав большое и довольно пестрое войско,

Лжедмитрий подступил к Москве. Не смог взять её и расположился станом в

подмосковном селе Тушино, отсюда его прозвище: "Тушинский вор". Здесь были

свои бояре и воеводы, свои приказы и даже свой патриарх; таковым стал (как

говорят современники по принуждению) митрополит Ростовский Филарет - бывший

боярин Федор Никитович Романов. В тушинский лагерь пришло из Москвы немало

князей и бояр, хотя они знали, конечно, что они идут служить явному

обманщику и самозванцу. Вскоре туда пришло и большое войско литовского

гетмана Яна Сапеги. К концу 1608года самозванцу «присягнули» 22города.

Одной из светлых страниц этого времени была знаменитая успешная защита

Троице-Сергиева, осажденного поляками, литовцами и русскими ворами (с

сентября 1608года до января 1610года)

Не будучи в состоянии одолеть тушинцев, царь Василий вынужден был

обратиться за помощью к шведам, которые согласились послать ему

вспомогательный отряд войска. Во главе московского войска стал в это время

молодой талантливый племянник царя Василия - князь Михаил Скопин-Шуйский. С

помощью шведов и ополчений северных городов, которые поднялись против

власти тушинского правительства, Скопин-Шуйский очистил от тушинцев север

России, двинулся к Москве.

Однако вмешательство шведов в русские дела вызвало вмешательство

короля польского Сигизмунда, который поставил Шуйскому в вину союз со

Швецией, и решил использовать московскую смуту в интересах Польши. В

сентябре 1609года он перешел с большим войском и осадил сильную русскую

крепость Смоленск. В своих обращениях к русскому населению король возвещал,

что он пришел не для того, чтобы проливать русскую кровь, а для того, чтобы

прекратить смуты, междоусобия и кровопролитие в несчастном Московском

государстве. Но смоляне во главе со своим воеводой Шеиным не поверили

королевским словам и в течение 21 месяца оказывали королю упорное

героическое сопротивление. Приближение Скопина- Шуйского и ссоры с поляками

заставили Тушинского вора осенью 1609года оставить Тушин и бежать в Калугу.

Тогда русские тушинцы, оставшиеся без своего царя, послали послов под

Смоленск к польскому королю Сигизмунду и заключили с ним в феврале 1610года

договор о принятии на царство его сына, королевича Владислава.

В марте 1610года тушинский лагерь был покинут всеми его обитателями,

которые разошлись в разные стороны, и Михаил Скопин-Шуйский торжественно

вступил в освобожденную Москву. Москва радостно приветствовала молодого

воеводу и ожидала от него новых подвигов и успехов в борьбе против

неприятелей. Но в апреле Скопин-Шуйский внезапно заболел и умер. Ходили

слухи, что его отравили как возможного претендента на престол.

Между тем от западной границы к Москве двигалось польско-литовское

войско под командованием гетмана Жолковского. При с. Клушино Жолковский

встретил и разбил московское войско, бывшее под командой царского брата,

князя Дмитрия Шуйского, и приблизился к самой Москве. С другой стороны к

Москве подходил из Калуги Тушинский вор. Город был в тревоге и в смятении,

царь Василий потерял всякое доверие и авторитет. 17 июля 1610года бояре и

дворяне во главе с Захаром Ляпуновым свергли Василия Шуйского с престола.

Царь Василий Шуйский был насильно пострижен в монахи.

7. Королевич Владислав. Поляки в Москве. Патриарх Гермоген.

После свержения Шуйского в Москве наступило междуцарствие. Власть

перешла к правительству из семи бояр, так называемая "семибоярщина" - князь

Ф. И. Мстиславский и товарищи. Однако это боярское правление не могло быть

длительным и прочным. Приближение Тушинского вора, за которым шел призрак

социального переворота и анархии, пугало всех бояр и всех "лучших людей".

Чтобы избавиться от вора и его притязаний бояре решили избрать на

московский престол польского королевича Владислава.

После того, как Жолковский принял предложенные Владиславом условия,

Москва 27 августа торжественно присягнула королевичу Владиславу как своему

будущему государю с условием, что он обещает охранять православную веру. На

последнем условии категорически настаивал патриарх Гермоген, который не

допускал возможности занятия московского престола неправославным.

Лжедмитрий был прогнан от Москвы и снова бежал в Калугу с Мариной и

казачьим атаманом Заруцким. К королю Сигизмунду под Смоленск было послано

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.