бесплатно рефераты
 

Складывание радиально-кольцевой планировки Москвы

Складывание радиально-кольцевой планировки Москвы

Реферат по москвоведению

по теме

"Складывание радиально-кольцевой планировки Москвы"

ученика 9 "Д" класса школы №1061

Деменкова Ильи.

Москва . 1997 г.

План :

1) Введение. Планировка Москвы .

2) История складывания рад.-кол. планировки Москвы :

а) Экономико-географическое расположение древней Москвы и

Кремль ;

б) Китай-город ;

в) Белый город и Земляной город ;

г) Камер-Коллежский вал ;

д) Окружная железная дорога ;

е) МКАД ;

3) Особенности Москвы в связи с её планировкой .

4) Проблемы и Перспективы .

Параграф №1

Введение.

Одним из важнейших факторов , влияющих на развитие

столицы Российской Федерации , города Москвы является его

планировка - радиально-кольцевая или ветвисто-веерная . Такая

планировка характерна для древних европейских городов и

представляет собой структуру , подобную показанной на рис. 1 :

[pic]

рис.1

Данная планировка выгодна для населённых пунктов ,

выполняющих одновременно роли транспортно-промышленного узла и

военно-тактического центра , каковыми являлись большинство

древнерусских городов , не исключая и Москвы , с той только разницей

, что Москва выполняла больше транспортную функцию , так как

изначально располагалась на пересечении нескольких торговых путей ,

а позднее и сама стала крупным транспортным узлом .

Радиально-кольцевая система планировки является синтезом

радиальной , идеальной для транспортных узлов планировки (рис.2) и

классической цепи фортификационных сооружений (рис.3) .

[pic] [pic]

рис.2

рис.3

К несомненным преимуществам радиально-кольцевой планировки

следует отнести её компактность , быстроту внутригородского

перемещения и неограниченные возможности роста во всех направлениях

. Основным же недостатком данной планировки является неизбежность

транспортной перегрузки центральной части города .

Наряду с Москвой классические примеры радиально-кольцевой

планировки представляют такие города , как Париж и Вена . Менее

выражена она в Берлине и Брюсселе .

Нынешняя радиально-кольцевая планировка сложилась в Москве

далеко не сразу . О том , как развивалась структура Москвы на

протяжении веков , рассказано во втором параграфе .

Параграф №2

История складывания радиально-кольцевой

планировки Москвы .

Предпосылки к складыванию радиально-кольцевой структуры

появились в Москве изначально , с момента основания города .

Причиной этому послужило то , что Москва была основана на

пересечении нескольких торговых путей : Торжок-Тверь-Москва-Рязань ,

Углич-Тверь-Москва-Курск и др. Но в те времена Москва ещё не была

"круглой" , то есть не обладала радиально--кольцевой планировкой :

кремлёвские стены - от первых деревянных до возведённых Иваном

Калитой - имели вид треугольника , расположенного на мысе между

реками Москвой и Неглинной . У небольшого торгового городка , каким

была тогда Москва , нет ни возможности , ни необходимости

преодолевать какие-либо препятствия на пути своего роста , тем более

водные .

Напротив , река давала защиту получше многих крепостных стен , и

селиться за её линией было бы неразумно . Даже после постройки

прочных каменных стен , закрепивших размеры Кремля , город продолжал

расти в основном на восток , где в начале XVI века при Иване Калите

возникла стена Китай-города , включившая в состав города посады ,

возникшие ещё при первых кремлёвских стенах .

Но наступил момент , когда Москва увеличилась настолько ,

что для её роста перестали быть помехой сначала маленькая Неглинная

, а затем и большая Москва-река . Две новые линии городских

укреплений , возведённые в конце XVI века , зафиксировали

постепенное округление границ города . Первая линия - стены Белого

города - напоминала сильно выгнутую подкову , концы которой

упирались в Москву-реку . Стена , шедшая вдоль реки , соединяла

концы подковы со стенами Кремля и Китай-города .В общем , Белый

город представлял собой почти полное кольцо .Когда сто пятьдесят лет

спустя его стены сломали , на освободившемся месте разбили широкие

бульвары .Все вместе они составляют , то что мы сейчас называем

Бульварным кольцом .

А первое полностью замкнувшееся кольцо вокруг города

образовали стены Земляного города , "перешагнувшие" и Москву-реку ,

охватив Замоскворечье . Сейчас на месте стен Земляного города

пролегло знаменитое Садовое кольцо .

Следующее кольцо "городской ограды" - Камер-Коллежский вал -

сооружалось в середине XVIII века уже не в оборонительных целях , а

как таможенная граница города - вал ограничивал территорию , на

которой действовала спиртная монополия откупщиков , приобретших

право исключительной торговли спиртным в пределах Москвы . Это

"кольцо" длинной около 37 км было неправильной формы . Особенно

далеко оно отступало от центра на северо-восток , где лежали важные

и многолюдные пригороды - Преображенское и Лефортово , а на северо-

западе и юго-западе подходило близко к центру , как будто было

"вдавлено" .

Камер-Коллежский вал фактически стал границей города , но

царское правительство ещё долго не признавало этого . Например , в

1806 году было объявлено , что московская городская полиция может

распоряжаться внутри всего Камер-Коллежского вала , но при этом

официальной границей города по-прежнему считалось Садовое кольцо

.Московская дума много раз обращалась к правительству с просьбой

установить соответствующую истинным размерам города границу , но

всякий раз получала отказ . Возможность установить новые границы

города появилась лишь в 1917 году .

К этому времени вокруг Москвы возникло ещё одно кольцо -

Окружная железная дорога . Она не предназначалась для городского

движения и весьма слабо соответветстовала реальным границам города ,

но , тем не менее она была признана официальной границей Москвы .

Окружная дорога стала своего рода чертой , подытожившей рост города

за семь с половиной веков - до самой Октябрьской революции.

Но уже через полгода Думу заменил Московский совет , и он

границах города надолго забыли .

Вспомнили об этом вопросе только в конце 20-х - начале 30-х

годов .

И вот , в 1935 году был разработан грандиозный Генеральный План

развития и реконструкции Москвы . Подобные Планы создавались и

позже - в 1971 году , например - но они являлись скорее продолжением

мыслей , изложенных в Генеральном Плане 1935 года . План должен был

выявить перспективные направления развития столицы и предотвратить

стихийную , неорганизованную застройку . Он предлагал "сохранение

исторически сложившейся планировки города и одновременное введение в

неё новых элементов" - таких , как длинные прямые проспекты

(преимущественно в южной части столицы) и крупные зелёные массивы .

В соответствии с Планом вдоль границ Кремля и Китай-города было

проложено Центральное полукольцо , состоящее из цепочки площадей ,

соединённых широкими проспектами . На всём протяжении расширили и

благоустроили Садовое кольцо , в местах пересечений с радиальными

магистралями соорудили транспортные развязки . Были начаты работы по

сооружению колец - Третьего и Паркового . Полной реализации Плана

помешала война , но отдельные участки колец удалось соорудить

.Позднее , в Генеральном плане 1971 года идея разгрузки Центра от

транспортных потоков получила дальнейшее развитие . Казалось ,

исправление векового недостатка планировочной схемы Москвы не за

горами , но этого не произошло . Прокладка новых улиц среди

сложившейся застройки , сооружение многочисленных транспортных

развязок - тоннелей , эстакад , мостов оказалось делом долгим и

дорогим .Кроме того , осуществление работ натолкнулось на упорное

сопротивление "ревнителей старины" , отрицавших всякую возможность

реконструкции старых московских улиц .

Правда , всё-таки одно новое кольцо Москва получила .Им стала

Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД) , сооружённая в

конце 50-x годов как скоростная магистраль , все пресечения которой

были устроены на разных уровнях . Изначально это 109-километровое

кольцо предназначалось для лишь для пропуска в обход города

транзитного автотранспорта , но к сегодняшнему дню сильно возросла

его роль для внутригородского движения .

Москва уже достаточно давно вышла за пределы МКАД , но она выполняла

роль административной границы Москвы целую четверть века .

Параграф №3

Особенности Москвы в связи с её планировкой .

"Кольца" вокруг Москвы в разные времена возводились с

разными целями : сооружённые до Камер-Коллежского вала являлись

фортификационными сооружениями , после - попытками разгрузить от

транспорта Центр . Вообще , вопрос транспортной перегруженности

центральной части города в городах радиально-кольцевой планировки

стоит очень остро . Например , центр Парижа ежедневно в час "пик"

выдерживает поток в 15 000 автомобилей . В Москве ситуация едва ли

не хуже .

Но есть у Москвы и приятные особенности : так ,

радиально-кольцевая планировка способствовала архитектурному

разнообразию столицы . Московский столичный регион - один из

популярнейших рекреационных районов мира , и этом он обязан не каким-

то отдельным достопримечательностям , а планировке Москвы .

Москва быстро перешагнула единственные преграды на

своём пути - реки Неглинную и Москву , поэтому в ней наиболее полно

проявились преимущества радиально-кольцевой планировки - по городу

можно быстро передвигаться , что особенно заметно при использовании

метрополитена . Кстати , Московский метрополитен в своём роде

уникален , его схема практически единственная , имеющая так сильно

выраженную радиально-кольцевую структуру .

В общем , основной особенностью Москвы является то ,

что в ней наиболее сильно выразились черты радиально-кольцевой

планировки .

Параграф №4 .

Проблемы и Перспективы .

Основная проблема Москвы - транспортная перегруженность

Центра - сейчас уже близка к разрешению. Московская кольцевая

автодорога расширяется , и всё больше московских автомобилистов

предпочитают её внутригородским магистралям .

Но проблем никогда не будет слишком мало . Москва

растёт и скоро - через десяток - другой лет - встанет необходимость

сооружения нового кольца вокруг города . Однако этому не предаётся

достаточного значения : самые новые московские территории , так

называемые "выбросы" за пределы МКАД возникают и растут почти

стихийно , нарастая по тем направлениям , по которым Москва уже

"растянута" - в северной и южной частях столицы ; в них не

просматривается никакого намёка на радиально-кольцевую планировку .

О следующей кольцевой магистрали надо думать уже сейчас и

соответствующе развивать "выбросы" .

С ростом Москвы и , соответственно , усложнением

передвижения внутри города должна будет возрасти роль метрополитена

.И наступит момент , когда одной Кольцевой линии метрополитена ,

примерно соответствующей Садовому кольцу , станет недостаточно .

Здесь наблюдается та же ситуация , что и с "выбросами" - о новом

кольце пока не задумываются и строят "ветви" метрополитена без учёта

того , что скоро - лет через 50-60 - оно станет необходимым .

В целом , после решения проблемы транспортной

перегруженности Центра основным вопросом развития столицы Российской

Федерации , города Москвы станет планировка новых городских

территорий .

Список использованной

литературы .

1) Москва . Энциклопедия . 1980 год .

"Советская энциклопедия " , 1980 г.

2) "Москва . Человек-Город-Природа . Экспериментальное учебное

пособие для старших классов .

Рогачёв А.В. "Дрофа" , 1994 г.


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.