бесплатно рефераты
 

Рыцарство

Рыцарство

РЫЦАРСТВО

Рыцарство - особый привилегированный социальный слой средневекового

общества. Традиционно это понятие связывают с историей стран Западной и

Центральной Европы, где в период расцвета средневековья к рыцарству, по

сути, относились все светские феодалы-воины. Но чаще этот термин

употребляют в отношении средних и мелких феодалов в противовес знати.

Зарождение рыцарства относится к тому периоду раннего средневековья (

7-8 вв.), когда получили широкое распространение условные формы феодального

землевладения, сначала пожизненные, позже наследственные. При передачи

земли в феод его жалователь становился сеньором ( сюзереном ), а получатель

- вассалом последнего, что предполагало военную службу ( обязательная

военная служба не превышало 40 дней в году ) и исполнение некоторых других

повинностей в пользу сеньора. К ним относились денежная “помощь” в случае

посвящения сына в рыцари, свадьбы дочери, необходимости выкупа сеньора,

попавшего в плен. Согласно обычаю, вассала участвовали в суде сеньора,

присутствовали в его совете. Церемония оформления вассальных отношений

называлась оммажем, а клятва верности сеньору - фуа. Если размеры

полученной за службу земли позволяли, новый владелец в свою очередь

передавал часть ее в качестве феодов своим вассалам (субинфеодация). Так

складывалась многоступенчатая система вассалитета (“сюзеренитет”,

”феодальная иерархия”, ”феодальная лестница”) от верховного сюзерена -

короля до однощитных рыцарей, не имевших своих вассалов. Для

континентальных стран Западной Европы правила вассальных отношений отражал

принцип: ”вассал моего вассала не мой вассал”, в то время как, например, в

Англии (солсберийская присяга 1085 г.) была введена прямая вассальная

зависимость всех феодальных землевладельцев от короля с обязательной

службой в королевском войске.

Иерархия вассальных отношений повторяла иерархию земельных владений и

определяла принцип формирования военного ополчения феодалов. Так, вместе с

утверждением военно-ленных отношений шло формирование рыцарства как

служилого военно-феодального сословия, расцвет которого приходится на 11-14

вв. Военное дело стало его главной социальной функцией. Военная профессия

давала права и привилегии, определяла особые сословные воззрения, этические

нормы, традиции, культурные ценности.

В военные обязанности рыцарей входило защищать честь и достоинство

сюзерена, а главное - землю от посягательств как со стороны соседних

феодальных властителей в междоусобных войнах, так и войск других государств

в случае внешнего нападения. В условиях междоусобицы грань между защитой

собственных владений и захватом чужих земель была достаточно зыбкой, и

поборник справедливости на словах нередко оказывался захватчиком на деле,

не говоря уже об участиях в завоевательных кампаниях, организованных

королевской властью, как например, многочисленные походы германских

императоров в Италию, или самим папой римским, как крестовые походы.

Рыцарское войско являло собой могущественную силу. Его вооружение, тактика

боя отвечали военным задачам, масштабам военных операций и техническому

уровню своего времени. Защищенная металлическими военными доспехами,

рыцарская конница, малоуязвимая для пеших воинов и крестьянского ополчения

играла основную роль в бою.

Феодальные войны не исчерпывали социальной роли рыцарства. В условиях

феодальной раздробленности при относительной слабости королевской власти

рыцарство, скрепленное системой вассалитета в единую привилегированную

корпорацию, охраняло право собственности феодалов на землю, основу их

господства. Ярким примером тому может служить история подавления

крупнейшего крестьянского восстания во Франции - Жакерии (1358-1359),

вспыхнувшей во время Столетней войны. При этом рыцари, представлявшие

воюющие стороны, англичане и французы, объединились под знаменами

наваррского короля Карла Злого и обратили оружие против восставших

крестьян, решая общую социальную проблему. Влияло рыцарство и на

политические процессы эпохи, так как социальные интересы феодального класса

в целом и нормы рыцарской морали до известной степени сдерживали

центробежные тенденции, ограничивали феодальную вольницу. В ходе процесса

государственной централизации рыцарство ( средние и мелкие феодалы )

составляло основную военную силу королей в их противостоянии знати в борьбе

за территориальное объединение страны и реальную власть в государстве. Так

было, например, во Франции в 14 в., когда в нарушение прежней нормы

вассального права значительная часть рыцарства привлекалась в армию короля

на условиях денежной оплаты.

Участие в рыцарском войске требовало известной обеспеченности, и

земельное пожалованье было не только вознаграждением за службу, но и

необходимым материальным условием ее осуществления, поскольку и боевого

коня, и дорогое тяжелое вооружение ( копье, меч, булаву, доспехи, броню для

коня ) рыцарь приобретал на собственные средства, не говоря о содержании

соответствующей свиты. Рыцарские доспехи включали до 200 деталей, а общий

вес военного снаряжения доходил до 50 кг; с течением времени росли их

сложность и цена. Подготовке будущих воинов служила система рыцарского

обучения и воспитания. В Западной Европе мальчики до 7 лет росли в семье,

позднее до 14 лет воспитывались при дворе сеньора в качестве пажа, затем -

оруженосца, наконец совершалась церемония посвящения их в рыцари.

Традиция требовала от рыцаря быть сведущим в вопросах религии, знать

правила придворного этикета, владеть “семью рыцарскими добродетелями”:

верховой ездой, фехтованием, искусным обращением с копьем, плаванием,

охотой, игрой в шашки, сочинением и пением стихов в честь дамы сердца.

Посвящение в рыцари символизировало вхождение в привилегированное

сословие, приобщение к его правам и обязанностям и сопровождалось особой

церемонией. Согласно европейскому обычаю, рыцарь посвящающий в звание,

ударял посвящаемого мечом плашмя по плечу, произносил формулу посвящения,

одевал шлем и золотые шпоры, вручал меч - символ рыцарского достоинства - и

щит с изображением герба и девиза. Посвященный, в свою очередь, давал

клятву верности и обязательство соблюдать кодекс чести. Ритуал часто

заканчивался рыцарским турниром (поединком) - демонстрацией воинской выучки

и храбрости.

Рыцарские традиции и особые этические нормы складывались веками. В

основе кодекса чести лежал принцип верности сюзерену и долгу. К числу

рыцарских достоинств относили воинскую отвагу и презрение к опасности,

гордость, благородное отношение к женщине, внимание к нуждающимся в помощи

членам рыцарских фамилий. Осуждению подлежали скаредность и скупость, не

прощалось предательство.

Но идеал не всегда был в согласии с реальностью. Что же касается

грабительских походов в чужие земли ( например, взятие Иерусалима или

Константинополя во время крестовых походов ), то рыцарские “подвиги”

приносили горе, разорение, поругание и позор не одним простолюдинам.

Крестовые походы способствовали становлению идей, обычаев, морали

рыцарства, взаимодействию западных и восточных традиций. В ходе их в

Палестине для защиты и расширения владений крестоносцев возникли особые

организации западноевропейских феодалов - духовно-рыцарские ордены. К ним

относятся орден Иоаннитов (1113), орден Тамплиеров (1118), Тевтонский орден

(1128). Позже в Испании действовали ордены Калатрава, Сант-Яго, Алькантара.

В Прибалтике известен орден Меченосцев и Ливонский. Члены ордена давали

монашеские обеты ( нестяжание, отказ от имущества, целомудрие, повиновение

), носили схожие с монашескими одеяния, а под ними - военные доспехи.

Каждый орден имел свою отличительную одежду ( например, у тамплиеров -

белый плащ с красным крестом ). Организационно они строились на основе

строгой иерархии, возглавляемой выборным магистром, утверждаемым папой

римским. При магистре действовал капитул ( совет ), с законодательными

функциями.

Отражение рыцарских нравов в области духовной культуры открыло

ярчайшую страницу средневековой литературы со своим особым колоритом,

жанром и стилем. Она поэтизировала земные радости вопреки христианскому

аскетизму, прославляла подвиг и не только воплощала рыцарские идеалы, но и

формировала их. Наряду с героическим эпосом высокого патриотического

звучания ( например, французская “Песнь о Роланде”, испанская “Песнь о моем

Сиде”) появились рыцарская поэзия ( например, лирика трубадуров и труверов

во Франции и миннезингеров в Германии ) и рыцарский роман ( история любви

Тристана и Изольды ), представлявшие так называемую “куртуазную литературу”

( от французского courtois - учтивый, рыцарский ) с обязательным культом

дамы.

В Европе рыцарство теряет значение основной военной силы феодальных

государств с 15 в. Предвестницей заката славы французского рыцарства стала

так называемая “битва шпор” (11 июля 1302 г.), когда пешее ополчение

фландрских горожан разгромило французскую рыцарскую конницу. Позже

неэффективность действий французского рыцарского войска с очевидностью

проявилась на первом этапе Столетней войны, когда оно потерпело ряд

тяжелейших поражений от английской армии. Выдержать конкуренцию наемных

армий, использовавших огнестрельное оружие ( оно появилось в 15 в. ),

рыцарство оказалось не способным. Новые условия эпохи разложения феодализма

и зарождения капиталистических отношений привели к исчезновению его с

исторической арены. В 16-17 вв. рыцарство окончательно утрачивает специфику

особого сословия и входит в состав дворянства. Воспитанные на военных

традициях предков представители старых рыцарских родов составляли

офицерский корпус армий абсолютистского времени, отправлялись в рискованные

морские экспедиции, осуществляли колониальные захваты. Дворянская этика

последующих веков, включая благородные принципы верности долгу и достойного

служения отечеству, несомненно, несет в себе влияние рыцарской эпохи.


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.