бесплатно рефераты
 

Русские княжества в 13-14 веках

непосредственной близости от русских княжеств до конца XIV в.

Особенностями феодальных отношений здесь были: кочевой и полукочевой

характер общества; важная роль, которую играли племенные вожди; иерархия

кочевого землевладения. Государственной религией в Орде был ислам.

Сохраняющиеся родоплеменные отношения базировались на кочевой

иерархии: хан, царевичи, беки, найоны, тарханы, нукеры. Соответственно

складывалась и военная иерархия монголов, основанная на десятичной системе,

— темники (от тьма— 10 тыс.), тысячники, сотники, десятники. Все войско

состояло из тяжелой и легкой кавалерии.

Империя Чингисхана была разделена им на 4 улуса, во главе которых

стояли его сыновья; Золотую Орду возглавлял хан, обладавший полномочиями

диктатора. Он избирался съездом монгольской аристократии — курултаем.

Органами центрального отраслевого управления были диваны, работу которых

координировал глава правительства — визирь. Высшими должностными лицами в

улусах были эмиры, в армии — бакоулы и темники. Местное управление

возглавляли баскаки и даруги, опиравшиеся на штат чиновников.

После разгрома монголами русских княжеств в первой половине XIII в.

последние попадали в положение данников Орде. Русские княжества сохранили

свою государственность, церковь и администрацию, но вынуждены были

уплачивать подати, сбор которых поручался одному из князей. Это поручение

закреплялось выдачей ханского “ярлыка”, который как бы давал право на титул

великого князя и политическую и военную поддержку со стороны Сарая (столицы

Орды). Эту ситуацию умело использовали некоторые русские князья, чтобы

усилить свою роль и влияние на другие княжества. Дани и поборы, подсчет

населения, карательные и полицейские функции на территории русских княжеств

осуществляли баскаки.

В Московском государстве были восприняты некоторые черты

административного управления, используемого монголами; это влияние

сказалось на системе и порядке налогообложения, формирования ямской

транспортной службы, организации войска и финансово-казенного ведомства.

Основным источником права Золотой Орды была Великая Яса Чингисхана

(1206 г.), содержавшая в основном нормы уголовного права, обычного права и

позже нормы шариата. Вещное и обязательственное право находилось в

зачаточном состоянии: политическая власть и вассальные отношения

отождествлялись с отношениями собственности. Семейные, брачные,

наследственные отношения регулировались обычаем и традицией (многоженство,

власть отца, минорат, т. е. приоритет младшего сына при наследовании).

Смертная казнь назначалась за разные виды преступлений: неповиновение хану,

ложь в суде, супружескую неверность, волшебство, мочеиспускание в костер и

т. д. В судебном процессе, кроме свидетельских показаний и клятвы,

применялась пытка, использовался принцип кровавой поруки, групповой

ответственности. Судебная власть не была отделена от административной. С

усилением исламизации Орды возникали суды кадиев и иргучи, действовавшие на

основе Корана.

В силу внутренних (борьба за власть) и внешних (поражение в

Куликовской битве 1380 г.) причин Золотая Орда распадается в XV в. На

территории бывшей империи Чингисхана возник ряд государственных

образований: Сибирское, Казанское, Астраханское ханства, которые часто

оказывались во враждебных отношениях друг с другом и в XVI в. поочередно

покоряются Московским государством.

РУССКИЕ ЗЕМЛИ В СОСТАВЕ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО

Великое княжество Литовское, образовавшееся в XIII в., включало в себя

в XIV в. некоторые русские земли. В 1385 г. в замке Крево была подписана

уния (союз) между Литвой и Польшей (Кревская уния), в 1569г. в Люблине —

уния об образовании единого государства — Речи Посполитой.

На середину XII в. приходится расцвет Галицко-Волынского княжества,

которое в XIV в. было разделено между Литвой и Польшей. Эти русские земли в

составе Литовского государства имели некоторые особенности общественного

строя: наличие богатого боярства, владевшего большими земельными угодьями,

значительная политическая и правовая автономия этих групп. В пределах

Галицко-Волынского княжества насчитывалось более 80 городов, в княжестве

образовался довольно широкий слой служилого дворянства, наделенного

поместными землями.

До принятия Люблинской унии Черниговские и Смоленские земли вышли из

состава Литовского княжества и отошли к Москве, но значительная часть

русских земель оставалась в составе Речи Посполитой вплоть до конца XVIII

в. (Полоцкая, Витебская, Турово-Пинская, Берестейская и др.). Люблинская

уния оформила многонациональное государство — Речь Посполитую.

Развитие общественного, государственного и правового строя этих

княжеств происходило в рамках литовских и польских порядков и традиций.

Главой государства был господарь, опиравшийся в своей деятельности на Совет

панов (“паны-рада”), т. е. крупных феодалов-магнатов. В совет входили

католические епископы, канцлер, подканцлер, гетман, маршалок, подскарбий,

воеводы. В составе Совета со временем выделяется более узкий “тайный

совет”.

С 1507 г. стал созываться (раз в два года) Великий вальный сейм —

сословно-представительный орган, состоявший из двух палат: сената и палаты

депутатов. Депутаты избирались на местных сеймиках, представляли панов,

епископов, шляхту. При обсуждении вопросов в сейме с середины XVII в.

устанавливается право “вето”, когда любой депутат мог отменить решение

сейма.

Высшими должностными лицами Литовского государства были: маршалки

(земский, дворный и др.), канцлер (государственное делопроизводство,

канцелярия и казна), подскарбий земский (государственная казна),

“подскарбий дворный” (государева казна), гетман земский (военное

командование).

После подписания Люблинской унии были образованы единые центральные

органы: король (избираемый шляхтой), Сенат (из 16 членов), сейм.

Местное управление Литвы до подписания унии состояло из воеводств,

старост, поветов, волостей, держав, уездов. Образовывались местные сеймики.

Местными управителями были воеводы, старосты, урядники, войты, державцы,

лавники.

Во главе городской администрации стояли выборные органы: войт, радцы,

бурмистры. Им принадлежала административная и судебная власть в городе.

Высшим судебным органом был суд господаря. Другими судебными

инстанциями были суд панов-рады. Главный трибунал (с 1581 г. избираемый на

сеймиках от шляхты и духовенства), земские и подкоморские (по земельным

спорам) суды. С начала XVI в. формируется суд асессоров (по поручению

господаря) и маршалковский суд (разъездной суд). На местах действовали

копные (общинные) крестьянские суды, суды старост и воевод.

РАЗВИТИЕ ПРАВА В ЛИТОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

В русских землях в качестве источников применялись Русская Правда и

нормы обычного права, русский язык был официальным в судопроизводстве. С

конца XIV в. развивается система господарских “листов”, “привелей”,

постановлений и уставов.

В 1447 г. принимается первый общеземский привелей Литвы, Руси и Жмуди,

в 1468 г. — первый судебник (25 статей по уголовному и процессуальному

праву). В 1529 г. был принят первый статут Великого княжества Литовского,

оказавший существенное влияние на развитие русского права и основанный на

Русской Правде и русском обычном праве. Другими источниками статута были

литовское и польское законодательство, привелей, римское и немецкое право,

судебная практика. Новая редакция, или второй Литовский статут, появилась в

1566 г., в 1588 г. — третий статут.

Право оформило сложившиеся в государстве феодальные отношения: права

феодалов (панов, шляхты, епископов) закреплялись в привелиях. В 1528 г. был

составлен “Почет земский” — дворянский родословный справочник. По статуту

дворянство делилось на шляхту, княжат, панов-хоруговных, бояр посполитых.

Крестьяне делились на “похожих” (свободных) и “непохожих”

(прикрепленных). Несвободные крестьяне составляли три группы—дворовые,

челядины, найминцы, отличавшиеся разной степенью зависимости от господина.

В 1477 г. привелиями были установлены нормы феодальных повинностей и право

сеньориального суда. В 1557 г. по реформе “на волоки” к господарской земле

были прикреплены господарские крестьяне, в конце XVI в. то же было сделано

в отношении частных земель и проживающих на них крестьян. Однако в пределах

Литовского княжества продолжало проживать большое число свободных людей

(“байоров”).

Горожане, организованные в гильдии и цехи, управляемые на основе

Магдебургского права, стремились создать систему самоуправления

(магистраты). Однако феодальное давление на города было очень значительным,

полной независимости они не могли получить.

Основой феодальных отношений была земельная собственность, возникавшая

в результате “феодального держания” — раздачи в пожизненное владение (“до

живота”), на два поколения (“до двух животов”) или бессрочно (“до воли и

ласки господарской”). Литовский статут выделяет три формы землевладения —

пожалованное (держание), наследственное (отчизна) и купля. Закон накладывал

ограничения на распоряжение землей с целью предотвратить ее дробление,

устанавливался сложный порядок ввода во владение землей: выдача грамот,

ввод, регистрация.

В уголовном праве существовало понятие “кривды” (аналог “обиды”),

превратившееся позже в “злочинство”, связанное уже с нарушением норм. Более

разработанная юридическая техника статутов устанавливает личную

ответственность субъекта, нижний возрастной предел (7 лет), различает

умысел и неосторожность. Статуты предусматривают ответственность за

государственные (оскорбление величества, измена, бунт) и религиозные

(волхование, выход из христианства, совращение в иную веру) преступления.

Распространенным видом наказания были штрафы, но появляются

устрашающие виды смертной казни (сожжение, колесование), членовредительские

наказания. В системе наказаний прослеживается сословный характер: за одно и

то же преступление шляхтич и простолюдин наказывались по-разному.

МОСКОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО (XIII-XV ВВ.) И ФОРМИРОВАНИЕ ВЕЛИКОРУССКОГО

ГОСУДАРСТВА

Во второй половине XIV в. в северо-восточной Руси усилилась тенденция

к объединению земель. Центром объединения стало Московское княжество,

выделившееся из Владимиро-Суздальского еще в XII в.

Ослабление и распад Золотой Орды, развитие экономических

междукняжеских связей и торговли, образование новых городов и укрепление

социального слоя дворянства сыграли роль объединяющих факторов. В

Московском княжестве интенсивно развивалась система поместных отношений:

дворяне получали землю от великого княза (из его домена) за службу и на

срок службы. Это ставило их в зависимость от князя и укрепляло его власть.

С XIII в. московские князья и церковь начинают осуществлять широкую

колонизацию заволжских территорий, образуются новые монастыри, крепости и

города, покоряется и ассимилируется местное население.

Говоря о “централизации” следует иметь в виду два процесса —

объединение русских земель вокруг нового центра — Москвы и создание

централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в

Московском государстве.

В ходе централизации происходило преобразование всей политической

системы. На месте множества самостоятельных княжеств образуется единое

государство. Изменяется вся система сюзеренно-вассальных отношений: бывшие

великие князья сами становятся вассалами московского великого князя,

складывается сложная иерархия феодальных чинов. К XV в. происходит резкое

сокращение феодальных привилегий и иммунитетов. Складывается иерархия

придворных чинов, даваемых за службу: введенный боярин, окольничий,

дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков и т. д. Формируется

принцип местничества, связывающий возможности занятия государственных

должностей с происхождением кандидата, его родовитостью. Это привело к

тщательной и подробной разработке проблем генеалогии, “родословцев”,

отдельных феодальных родов и семей.

Формируется сословие дворян, имеющее весьма давнее происхождение.

Первой служилой категорией, из которой позже разовьется дворянство, были

“отроки” или “гриди”, младшие дружинники князя. Затем появляются княжьи

“дворные” слуги или “слуги под дворским”, в состав которых входили как

вольные люди, так и холопы. Все эти категории объединяются в группу “детей

боярских”, так и не доросших до бояр и “княжьих мужей”, но составивших

социальную базу дворянства.

Укрепляющее свои позиции служилое дворянство становится для великого

князя (царя) опорой в борьбе с феодальной аристократией, не желающей

поступиться своей независимостью. В экономической области разворачивается

борьба между вотчинным (боярским, феодальным) и поместным (дворянским)

типами землевладения.

Серьезной политической силой становится церковь, сосредоточившая в

своих руках значительные земельные владения и ценности и в основном

определявшая идеологию формирующегося самодержавного государства (идея

“Москва — третий Рим”, “православное царство”, “царь — помазанник божий”).

Духовенство подразделялось на “белое” (служителей церкви) и “черное”

(монастырское). Церковные учреждения (приходы и монастыри) являлись

землевладельцами, обладали своей юрисдикцией и судебными органами, церковь

имела собственные военные формирования.

Верхушка городского населения вела непрерывную борьбу с феодальной

аристократией (за земли, за рабочие руки, против ее бесчинств и грабежей) и

активно поддерживала политику централизации. Она формировала свои

корпоративные органы (сотни) и настаивала на освобождении от тяжелого

обложения (тягла) и на ликвидации привилегированных феодальных промыслов и

торгов (“белых слобод”) в городах.

В складывающейся политической ситуации все три социальные силы —

феодальная (светская и духовная) аристократия, служилое дворянство и

верхушка посада — составили основу сословно-представительной системы

правления.

Централизация привела к существенным изменениям в государственном

аппарате и государственной идеологии. Великий князь стал называться царем

по аналогии с ордынским ханом или византийским императором. Русь приняла от

Византии атрибуты православной державы, государственную и религиозную

символику. Сформировавшееся понятие самодержавной власти означало ее

абсолютную независимость и суверенность. В XV в. митрополит на Руси стал

назначаться без согласия византийского патриарха (к этому времени пала

Византийская империя).

Усиление власти великого князя (царя) проходило параллельно с

формированием новой системы государственного управления — приказно-

восводской. Для нее были характерны централизация и сословность. Высшим

органом власти стала Боярская Дума, состоявшая из светских и духовных

феодалов, действовавшая постоянно на основе принципа местничества и

опиравшаяся на профессиональную (дворянскую) бюрократию. Это был

аристократический совещательный орган.

В течение XV в. московские великие князья из князей-вотчинников

становились монархами централизованного государства. Усиление их власти

происходило за счет сокращения власти удельных князей и татарских ханов.

Формировалась самодержавная, т. е. политически независимая, власть. С

идеологических позиций эта власть представлялась в качестве обязанности,

общегосударственного, державного служения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К середине XVI в. окончательно сложилось национальное великорусское

государство. На вершине государственной иерархической пирамиды находится

царская власть, не ограниченная ни политически, ни юридически. Царская

власть ограничивается лишь каноном, т. е. основными церковными правилами и

светскими обычаями. Слово “царь” как титул закрепляется в середине XVI в.,

слово “самодержец” вводится в официальный оборот в начале XVII в. Способами

получения власти были наследование и избрание.

Существо верховной власти не было выражено в законодательстве и не

подлежало действию государственно установленных норм. Сам же царь издавал

уставы, указы, уроки и судебники. Царь признавался высшим источником

государственной власти.

Орган, который в литературе утверждается под названием “Боярская

Дума”, в правовых документах эпохи определялся как “дума”, “государев

верх”, “палата”, “бояре, окольничьи и думные люди” и т. п. В XV— начале XVI

в. Дума существует как совещательное и законодательное учреждение.

Формирование государственного аппарата осуществлялось по принципу

местничества, в значительной мере воспринятому из польско-литовской

государственной традиции. Местничество, основанное на критериях знатности

происхождения (чем выше происхождение претендента, тем более высокий пост в

государственной иерархии он может занять), превращало боярство в замкнутую

корпорацию, снижало качество государственных руководителей и подменяло

общегосударственные интересы сословными.

В компетенцию Думы входило участие в формировании законодательства,

участие в управлении и судебной деятельности. Решение этих вопросов

основывалось не на правовой основе, а осуществлялось по почину верховной

власти.

Боярская Дума со временем начинает стремиться к приобретению всей

полноты власти (“без царя и без слушания земли”). Одновременно с этим из

Думы выделяется более узкий орган, состоящий из приближенных к царю

советников (“Избранная рада”, “Ближняя Дума” — в середине XVI в.). Особую

группу в Думе в XV в. составляли удельные князья. Ее аристократическая

часть — окольничьи и дети боярские, “которые в Думе живут”. С XVII в. Думе

появляются думные дворяне и думные дьяки. Численность Думы увеличивалась по

мере превращения ее в специфический служебный орган и совет по делам

управления.

Как верховный орган управления. Дума смыкалась с приказами. Через

приказы и приказный аппарат верховная власть вводила в Думу новых людей,

обходя принцип местничества.

С XVI в, дворцово-вотчинная система управления трансформируется в

приказно-воеводскую систему. Великие князья дают своим боярам поручения

“ведать” ту или иную область управления, т. е. “приказывать”. Из этих

поручений возникают специализированные, отраслевые органы управления —

приказы. В отличие от дворцовых ведомств приказы были более

бюрократическими, техническими по характеру органами.

Основным участком административно-территориального деления в Русском

государстве был уезд, составленный из крупных земельных частей: пригородов

и земель. Цельные земли распадались на волости, станы, трети и четверти. В

качестве основной хозяйственной единицы сохранялась волость.

Особенности процесса государственной централизации сводились к

следующему: византийское и восточное влияние обусловили сильные

деспотические тенденции в структуре и политике власти; основной опорой

самодержавной власти стал не союз городов с дворянством, а поместное

дворянство; централизация сопровождалась закрепощением крестьянства и

усилением сословной дифференциации.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.