бесплатно рефераты
 

Рождение Русского флота в эпоху Петра 1

Рождение Русского флота в эпоху Петра 1

Школа № среднего ( полного ) образования

Р Е Ф Е Р А Т

по истории

“Эпоха Петра 1: рождение русского флота”

работу выполнил :______________________

__________________

рецензент: _______________

оценка :

ВОРОНЕЖ

1997 г.

ПЛАН

1. Географическое положение России в конце 17 века .

2. Вступление на престол Петра 1.

3. Первый Азовский поход.

4. “Консилия господ адмиралов . ”

5. Второй Азовский поход.

6. Решение Боярской Думы: “Морским судам быть...”

7. Великое посольство 1697-1698 гг.

8. Экзамен в Воронеже.

9. Начало Северной войны.

10. Гангут и Гренгам , окончание Северной войны.

11. Российский флот к 1725 году.

12. Завершение царствования Петра 1 , его итоги и значение.

1. Географическое положение России в конце 17 века.

?

раницы русского государства 18-го века сущесвенно отличались от

современных. Они совпадали лишь на севере, где безлюдные тогда просторы

Заполярья омывали воды морей Ледовитого океана. На западе граница пролегала

по Ладожскому озеру , включала земли , расположенные чуть западнее

Смоленска , и далее тянулась вдоль Днепра.

На южной оконечности страны находилась Астрахань. От нее пограничная

линия тянулась к столице Донского войска— Черкасску , расположенному

севернее устья Дона , и затем поднималась на северо-запад до излучины

Днепра в районе современного Днепропетровска.

Как видим , Россия в те времена занимала огромные пространства. Но ее

территория была отрезана от морских берегов , от возможности широкого

использования дешевых путей сообщения. Между тем в средние века и даже в

новое время экономически процветали страны ,располагавшие возможностью

связываться с остальным миром морем – Англия , Голландия , Испания и др. У

России такие возможности были крайне ограничены . На востоке ее границы

омывал Тихий океан , но выгод из этого извлечь было нельзя , т.к. Дальний

Восток только начинал осваиваться и экономического значения этот край не

имел. На юге европейской России Астрахань открывала путь в Каспийское море

. Город издавна являлся транзитным пунктом в торговле с восточными

странами не только для России , но и для Западной Европы . Однако

Каспийское море не имело выхода к океанским просторам , оно обеспечивало

морские связи с Восточным Закавказьем , Ираном и отчасти Средней Азией.

Роль единственных морских ворот России в страны Европы выполнял

Архангельск . Но расположение этого города представляло ряд серьезных

неудобств . Во-первых, Архангельск был удален от Москвы на расстояние ,

которое в два раза превосходило расстояние от Москвы до побережья

Балтийского моря. К тому же Москва не имела прямого речного пути в

Архангельск : товары, предназначавшиеся на экспорт , к зиме

сосредотачивались в Ярославле , оттуда санным путем доставлялись в Вологду,

а затем по Сухоне и Двине в Архангельск. Во-вторых , путь через Белое море

в страны Западной Европы был в два раза длиннее , чем путь через Балтийское

море. Наконец , в-третьих , морской путь через северные моря таил

неизмеримо больше опасностей ,чем путь через Балтийское море , где кораблям

не грозили айсберги , обледенения и суровые условия плавания .

Россия очень нуждалась в побережьях Черного и Азовского морей. Но выход

к этим морям запирали две турецкие крепости , стоявшие в устье Дона и

Днепра : Азов и Очаков. Однако в 1687 году царица Софья решается снарядить

армию для похода в Крым , и в этом же году стотысячная армия под

командованием главы правительства князя В.В. Голицына двинулась на юг , но

не дойдя до Крыма вернулась обратно , понеся большие потери от болезней .

Два года спустя в 1689 году Голицын повторил поход , достиг Перекопа , но ,

не предприняв активных действий возвратился в Москву . Эти походы

подорвали авторитет Софьи и ослабили ее шансы в борьбе за власть .

2. Вступление на престол Петра 1 .

В 1689 году Петр смещает Софью с престола и становится во главе государства

. Более всего юного царя влекло морское дело . Современников и потомков

всегда удивляло , как Петр , живя в Преображенском , никогда не видев не

только моря , но и большого озера , так пристрастился к морскому делу , что

оно оттенило на второй план все прочие увлечения . Есть версия , что истоки

этой страсти у царя , с детства боявшегося воды , связаны со знакомством с

астролябией , а также со старым ботиком , найденным Петром и Францем

Тиммерманом в сарае Н.И. Романова в селе Измайловском . Достоинство ботика

, который Петр в последствии назовет “дедушкой русского флота”, состояло в

том , что паруса на нем были устроены так , что позволяли плавать против

ветра .

Обучение плаванию проходило на Яузе , узенькой речушке , в берега

которой судно то и дело упиралось . Поиски большой воды , где в полной мере

можно было овладеть искусством управления ботиком , привели

шестнадцатилетнего Петра на просяной пруд , а затем и на Переяславское

озеро . Практически Петр все время проводил в марсовых и нептуновых потехах

– так тогда называли военные игры и маневры на суше и на Переяславском

озере . В промежутках между сухопутными маневрами Петр устраивал “баталии”

на Переяславском озере . Впрочем , размеры озера не удовлетворяли царя ,

его тянуло к настоящему морю , и в 1693 году он отправляется в Архангельск

-- единственный торговый порт на Белом море , связывающий Россию со

странами Западной Европы . Здесь царь впервые увидел крупные торговые

корабли , доставляющие в Россию сукно , галантерею, краски . В их трюмы

грузили меха , пеньку , черную икру , а на палубы укладывали мачтовый лес .

На небольшой яхте Петр впервые совершил непродолжительное морское

путешествие .

В это время в Архангельске окончилась погрузка нескольких английских и

голландских купеческих судов , и они готовились отправиться в обратный путь

. Их провожал настоящий голландский военный корабль . Царь попросил

капитана корабля Иолле Иоллеса взять его с собой в плавание , четвертого

августа снялись с якоря , но при слабом ветре еле добрались до устья Двины

, где при совершенном безветрии простояли целый день . Царь в это время

оснастку корабля и пересмотрел все закоулки судна . Шестого августа подул

южный ветер , и корабли вышли в море . Время для царя летело так быстро ,

что он не заметил , что отъехал от Архангельска более чем на триста верст .

У Трех Островов царь простился с капитаном на своей яхте “Петр”.

Наконец восемнадцатого сентября Петр объявляет о своем решении покинуть

Архангельск . Перед отъездом царь закладывает в городе сорокапушечный

корабль, а другой такой поручает купить в Голландии амстердамскому

бургомистру Николаю Витсену.

По пути домой , на заводе в Олонце , Петр сам отлил пушки и выточил

такелажные блоки для заложенного корабля . В течение Великого поста в

Архангельск было отправлено 1000 самопалов и 2000 пудов пороха .

В самый конец распутицы следующего лета ( 1694 год) Петр снова спешит в

Архангельск и двадцатого мая Спускает на воду “Святой Павел” – пожалуй

первый русский корабль ,получивший

“проездную грамоту “ на право заграничной торговли .

Пребывание русского царя на Белом море – уникальная страница истории.

Скажем о главном. Дождавшись купленного в Голландии торгового корабля

“Святое пророчество” , Петр поднял на нем трехцветный “штандарт царя

московского” и в сопровождении

“Святого Петра” , “Святого Павла” и эскорта из восьми английских и

голландских торговых и военных судов отправился на выход из Белого моря .

Достигнув мыса Св. Нос и пожелав иноземцам счастливого плавания , Петр со

своей эскадрой вернулся к устью Двины. Правда , до этого Петр совершил

рискованное плавание на Соловки с известным крушением у Пертоминского

монастыря. Плавание с голландцами было для царя “морским ликбезом” .

государь интересовался всем : от подачи пива капитану до уборки парусов .

Обучение дало отличные результаты , тем более , что голландским языком Петр

владел в совершенстве. Несомненно , 1694 год был переломным в истории

русского флота . Царь понял : потешные игрища – лишь начало... В

Архангельске он встречал торговое посольство из Голландии во главе с

Николаем Витсеном – владельцем верфи в Роттердаме. Петр заказал ему

построить “образцовую” 32-весельную галеру с тем , чтобы по прибытии ее в

разобранном виде в Архангельск тотчас же отправить в Москву . По пути на

пир , устроенный им для английских и голландских капитанов , Петр

неожиданно прыгнул в реку . Нарядно одетые гости , наслышанные о крутом

нраве царя , не замедлили последовать за ним . По преданию, Петр,

страдавший водобоязнью , так снял с себя порчу и усугубил веселье за столом

.

В это время назревает план похода на турецкую крепость Азов. Русское

командование преследовало цели : обезопасить южные границы государства от

ежегодных вторжений крымских татар, захватить Азов , захваченный турками в

1471 году, и сделать его опорным пунктом борьбы за черноморское побережье .

План похода был утвержден , оставалось ждать прибытия “образцовой”

галеры , чтобы приступить к строительству флота . Франц Лефорт писал в июле

1694 года брату в Женеву: ”Меня непременно хотят сделать адмиралом, я

отказываюсь , но их Величество того желают . Это доставит мне большое

содержание и беспримерную честь быть генералом и адмиралом . Мне поручено

командовать всеми судами.”

Но пока доставят “образцовую” галеру , пройдет не меньше года , поэтому

пылкий нрав царя взял верх над осторожностью , и Петр , не дождавшись

начала строительства , объявляет о выступлении армии в поход .

3. Первый Азовский поход.

В марте 1695 года 150-тысячное войско , из которого тридцать тысяч

должны были штурмовать Азов , двинулось на юг.

Походы на Крым предпринимались не раз , но все они заканчивались

неудачно : русской рати приходилось двигаться по безлюдной и безводной

степи , и она , подвергаясь постоянным нападениям татарской конницы ,

достигала Крыма столь обессиленной , что не рисковала вступить на

полуостров и ни с чем возвращалась домой .

На этот раз было решено нанести удар не по Крымским татарам

,находившимся в вассальной зависимости от Османской империи , а по Азову

.Новое стратегическое направление имело ряд преимуществ по сравнению со

старым , нацеленным непосредственно на Крым. Главное из них состояло в том

, что войска получали возможность двигаться не по “ голодной” степи, а по

реке Дон , вдоль которой стояли поселения донских казаков. Отпала

необходимость в колоссальном обозе, доставлявшем не только продовольствие ,

но и воду.

Войско на судах дошло до Царицына , оттуда пошло пешком до казачьего

города Паншина на Дону . Этот переход был очень труден , потому что люди

были изнурены продолжительной греблей , а тут , за недостатком лошадей ,

им пришлось тащить на себе пушки , амуницию и провиант . В Паншине Петра

ожидала новая невзгода : подрядчики не приготовили нужного количества

провианта и лодок . Однако , после трехдневных хлопот войско поплыло вниз

по Дону и в конце июня подступило к Азову .

Вновь прибывшее войско установило батареи и в первых числах июля

началась осада .Город непрерывно обстреливался . Петр собственноручно

начинял бомбы, заряжал пушки и мортиры, о чем сам написал в своей

книжке :” Начал служить бомбардиром с первого Азовского похода”. Из-за

отсутствия у русских флота турки постоянно получали подкрепление с моря , а

наши войска нуждались даже в съестных припасах . Поводе продовольствие

подвезти было нельзя , т.к. турки с обеих сторон Дона построили две крепкие

каланчи , между которыми была протянута цепь. Было необходимо овладеть

каланчами , чтобы восстановить сообщение со складами . В армии объявили ,

что солдаты , добровольно идущие на штурм этих башен , получат по десять

рублей каждый . Охотники нашлись и одну каланчу взяли . Теперь плавание по

Дону стало свободным . Вскоре осажденные отомстили за эту потерю : на

сторону турок перешел голландский матрос Яков Янсен . Он рассказал о слабых

местах русской армии , и сообщил , что осаждающие спят днем во время зноя ,

а ночью бодрствуют. Турки тихо подобрались к русскому лагерю . На вопрос

часового :” Кто идет?” отвечал один из астраханских раскольников ,

находившихся в Азове , что идут казаки . Турки стремительно ворвались в

лагерь и учинили жестокую резню. Подоспевшие на помощь войска отбили атаку

, но неприятелю удалось увезти с собой девять пушек и испортить остальные

осадные орудия . Зато гарнизон второй каланчи , опасаясь нападения ,

оставил башню со всеми пушками и бежал в Азов . Петр обрадовался и решил ,

что раз путь по Дону совершенно свободен , то и сам Азов долго не

продержится . Но надежды царя не сбылись : турки отстреливались с еще

большей яростью , осада и подкопы результатов не давали , войска таяли .

“Здесь мы работаем без отдыха – пишет царь –но, слава Богу , все здоровы и

марсовым плугом и в городе , и на стенах , и во рву все испахано и засеяно

железом . Теперь ожидаем хорошего урожая , помощи Божией во славу Его

святого имени . “

Но несмотря на все надежды и ожидания Петра поход 1695 года окончился

ничем . Два штурма не удались и в конце сентября было решено отступить от

Азова , оставив сильные гарнизоны в каланчах.

4.“ Консилия господ адмиралов .”

Возвратившись из-под Азова , Петр созывает совет , на котором

присутствовали Шереметьев ,Гордон, Зотов, Репнин, Лефорт , Головин и

конечно же “шутейный” государь и шеф грозного Преображенского приказа

“костолом” Федор Романовский . Также здесь были Яков Брюс с картами и ,

наконец, Александр Меньшиков .

Флот решили строить в Преображенском : 22 галеры по образцу голландскому

, 4 брандера , 3 фрегата и 2 галеаса и везти их для сборки в Воронеж ; на

ближних к Воронежу плотбищах – Козлове , Добром , Сокольске сделать 1300

сплавных стругов для войска , 300 лодок и 100 плотов ; в Воронеже учинить

Адмиралтейство и цейхгауз заложить 2 корабля и дома для работных людей

рубить непрестанно .

Неудача под Азовом обнаружила привлекательную черту характера Петра 1 –

он умел извлекать уроки и не расхолаживался , а напротив , доискивался до

причин неуспеха и с удесятеренной энергией исправлял допущенные промахи ,

поэтому царь не упал духом и стал готовиться ко второму походу .

Базой флота решено было сделать Воронеж по нескольким причинам :

- в 1694 году Петр приезжал в Воронеж и пришел в восторг от

обилия вековых лесов , годных для постройки кораблей ;

- вблизи находилась липецкая железная руда ;

- река Воронеж впадала в Дон и во время половодья обладала достаточной

судоходностью , а местное население , благодаря отправке “донских отпусков”

, уже имело опыт в строительстве речных судов .

Тридцатого ноября Петр пишет Апраксину : “ По возвращении от не взятия

Азова с консилии господ адмиралов указано мне к будущей войне делать галер

, для чего удобно мню , быть шхип-тиммерманам всех от Вас

сюды...” Между тем Архангельск дождался груза из Голландии . В январе 1696

года подводы с галерой прибыли в Преображенское . Историк флота прошлого

века Сергей Елагин писал : “ Положения консилии начали исполняться .

Преображенское обратилось в верфь , на ней к концу февраля были срублены

члены 22 галер по образцу , доставленному из Архангельска , 4 брандеров .

Галеры были длиной 38 шириной 9 метров , с двумя мачтами и числом весел от

28 до 36 . Первыми строителями флота были солдаты Семеновского и

Преображенского полков , а также нанятые купцом Гартманом голландцы .

Главным сервайером был знаток “каторжного” дела Ф. Тиммерман. Тихон Стернев

отвечал за поставки леса и “имание” людей . А. Кревет – толмач Посольского

приказа – улаживал с иноземцами поставки по парусной и такелажной части

–дела тонкого и мало кому понятного из-за обилия иностранных терминов .

Ранней весной 1696 года началось драматическое шествие 27 судов из

Москвы в Воронеж . В конце февраля Петр приезжает в Воронеж и остается в

городе до начала мая . Он лично работал над постройкой кораблей , занимался

их оснащением и комплектованием экипажей . Жил царь в доме подьячего Игната

Моторина . Работы велись на правом берегу реки , около Успенского монастыря

Воронежская верфь как бы раздваивалась . В конце марта в Воронеж приехал

воевода А. С. Шеин , назначенный главнокомандующим . Фактически же всем

руководил сам Петр . В течение апреля в Воронеж стягивались русские войска

, прибывали иностранцы : инженеры-кораблестроители и офицеры . Основную

часть работных людей на верфи в Воронеже составляли драгуны , стрельцы ,

казаки и солдаты из городов Белгородского разряда – всего около 27000

человек . Второе апреля 1696 года считают днем рождения русского флота : на

воду были спущены галеры “Принципиум” , “Святой Марк” и “Святой Матвей”.

26 апреля спущен на воду многопушечный галеас “Апостол Петр” .

5. Второй Азовский поход .

И вот наконец флот готов . Весь флот состоял из трех караванов,

возглавляемых тремя флагманами под общим руководством генерал-адмирала

Лефорта на голландской галере . Для вице-адмирала Лима и шаутбенахта Лозера

флагманскими стали корабли “Святой Петр” и “Святой Павел” . Петровскую

галеру называли просто “Его Величество” или “Кумандера” . Третьего мая Петр

, покидая Воронеж , пишет дьяку Андрею Винниусу в Москву : “Сегодня с

осьмью галерами в путь свой пошли , где я от господина адмирала учинен есмь

командором “ . Остальные караваны уходили по мере готовности , ведя

достройку на ходу . В пути Петр лихорадочно сочинял “Указ по галерам о

порядке морской службы” – первый российский военно-морской устав . Вот одна

из его статей : “Под великим запрещением должны друг друга не оставлять и

всячески о том радеть . Понеже пока в корабле доски плотно стоят меж себя ,

тогда всю вселенную могут объехать и никакого шторма не бояться .”

Пятнадцатого мая Петру салютовал Черкасск – казачья столица . Казаки ,

встретившие караван , преподнесли сюрприз : три десятка лодок уже сделали

попытку взять на абордаж турецкие суда , да борта у тех оказались слишком

высокими ...

Известие о первой стычке казаков с турками было хорошим подарком Петру –

гетман левобережной Украины Иван Мазепа заслуживал всякого одобрения . Вся

морская эпопея 1696 года , положившая начало русскому флоту , выглядела

следующим образом...

Хотя два других каравана были еще в пути , Петр решил один из полков

Гордона посадить на галеры и двигаться к устью Дона вслед за 40 казачьими

лодками во главе с войсковым атаманом Фролом Миняевым : на каждой лодке

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.