бесплатно рефераты
 

Россия в XIX веке

Россия в XIX веке

Социально-экономическое развитие России.

XIX век занимает особое место в истории России. Сформировалась территория

России в основном за счет Северного Кавказа, Закавказья, Средней Азии. В

три раза за сто лет выросло население. Произошли кардинальные изменения в

социальной сфере Российского общества. Политическую жизнь России

традиционно делят на эпохи реформ и периоды реакции, связывая с

доминированием политических личностей. Все значительно сложнее,

деятельность либералов Александра I и Александра II во многом определялось

соотношением сил дворянства, чиновничества и теми объективными изменениями,

которые произошли в истории в результате развития производительных сил.

Александр I вступая на престол после убийства отца, издал манифест, в

котором отменял антидворянские указы. По указу Александра,

восстанавливались жалованные грамоты Екатерины, но указы Павла были

вызваны не столько его капризным характером, сколько реальным положением

дел российского дворянства. В дворянстве прослеживалось две тенденции. Одна

– укрупнение крупных имений и попытки отдельных дворян вести хозяйство по-

новому. Все дворянство насчитывало около 0,5 % населения России (225 тыс.

чел.). Основной формой торговли продовольствием оставались ярмарки.

Крупнейшие: Нижегородская (бывшая Макарьевская), Куринная (Курск),

Ирбитская.

Магазинов было мало, и принадлежали они в основном иностранцам. Розничная

торговля велась коробейниками и посолами. С 1837г. в России начиналось

строительство железных дорог. Первая железная дорога: Царское Село –

Петербург. Основными средствами сообщения, а значит и торговли оставались

реки. Внутренний рынок играл определяющую роль в торговли (оборот 900 млн.

руб.), Внешняя торговля – 225 млн. рублей.

Характеристика внешнеторговой деятельности России позволяет определить

развитие российской промышленности. Сальдо торгового оборота было

положительным. (Экспорт превосходил импорт). Экспорт: зерно, лен, сало,

пенька. Импорт: ткань, краски, механизмы, сахар.

Основным внешнеэкономическим партнером была Англия.

Структура российского экспорта позволила говорить о том, что

промышленность практически не развивалась. (Вывозили сырье, а покупали

готовые изделия). В советской историографии сложился стереотип о начале

промышленного переворота в 30-е годы XIX века. Этот стереотип связан с

марксисткой догмой о синхронном развитии капитализма в России и в Западной

Европе. Под промышленным переворотом понимается переход от ручного труда к

машинному (от мануфактуры к фабрике). Социальная сторона промышленного

переворота: основными классами станут буржуазия и пролетариат. Анализ же

социальной структуры развития общество не позволяет говорить даже о начале

промышленного переворота в первой четверти XIX века.

Академик Рындзюнский говорит о начале промышленного переворота в 60-х гг.

XIX века. В первой же четверти XIX века появление фабрик было связано с

неквалифицированной наемной рабочей силой. Социальная структура

российского общества в начале XIX века отрицала какое бы то ни было начало

промышленного переворота. Самым многочисленным классом российского

государства было крестьянство, оно составляло 98,5% населения. Но во

власти находилось примерно одна тысяча чиновников четырех классов, 100

тысяч помещиков владели крепостными крестьянами, 10% из этих 100 тысяч уже

в начале XIX века были мелкопоместными, т.е. с собственностью до 21 души

мужского пола. До 60 % крестьян принадлежавших помещикам, уже к середине

века были перезаложены. Таким образом, рост мелкопоместного дворянства

говорил о кризисе всего крепостного строя. В целом положение российского

дворянства говорит о том, что политика Павла I принципиально была

правильной, было очевидно, что российское общество нуждается в

реформировании. И хотя в первой четвертиXIX века сбор зерновых вырос в 1,4

раза, происходило это за счет распашки новых земель. Так пахотные земли на

юге Украины увеличились в 3 раза. Основными формами были барщина (в

черноземных) и оброк (в нечерноземных), причем были значительные в

обработке земли помещиков: урожайность 1-2,5; 1-3, а для того, чтобы

заплатить оброк крестьяне занимались промыслами. Все крестьянство делилось

на: владельческих, государственных, удельных

60 % - помещичьих делились на оброчных и барщинных. Государственные

крестьяне принадлежали казне и официально считались свободными. Начинает

происходить процесс дифференциации крестьянства, прежде всего среди

государственных и оброчных. Некоторые же крестьяне могли покупать себе

дома, мануфактуры, земли на подставных лиц. До 10% оброчных крестьян

Костромской губернии выкупались из крепостной зависимости, но в целом эти

процессы были единичными. Материальное положение большинства крестьян

продолжало оставаться тяжелым. До 40% крепостных крестьян Воронцовых не

могли заплатить оброк.

Политическое развитие России.

Реформы начала XIX века – Александр I назвал их либeральными. Либерализм в

России, в отличие от Западной Европы, не отражал изменения в социальной

жизни, а был своеобразной модной идеологией, распространенной в

аристократических кругах. (Реакция на развитие общества). Идеи либерализма

появились в России с Екатериной II и ее перепиской с французскими

просветителями. Внук Екатерины, наследник престола Александр, воспитывался

бабушкой именно в духе либеральных идей, его воспитателем был швейцарец

Лагарп, бывший член якобинского клуба. В юности вокруг Александра

сложился определенный круг друзей, которые разделяли его взгляды на

реформирование России. Главным вопросом реформирования была отмена

крепостного права. После убийства Павла и восшествия на престол Александра

вопрос о реформировании России из теоретического превратился в реальные

дела. Но кроме друзей юности (Чарторыйский, граф Строганов, Кочубей,

Новосильцев) на Александра также оказывали влияния еще две группировки:

т.н. екатерининские вельможи, во главе с Карамзиным, которые выступали за

увеличение роли Сената, и сторонники консерватизма (или политики Павла), во

главе с Аракчеевым. Памятуя о судьбе отца, Александр вынужден был

лавировать между тремя группировками. В манифесте при восшествии на престол

Александр обещал вернуться к порядкам своей бабушки, отменив наиболее

одиозные указы отца (запрет на выезд за границу, ввоз зарубежной

литературы). Из своих друзей он создал т.н. Негласный комитет, который

стал заниматься проблемой реформирования российского общества. Из

екатерининских вельмож был создан Непременный совет, который был

своеобразным контролирующим органом, а также Сенату были возвращены функции

административного и контролирующего органа. Аракчеев получил должность в

Государственном Совете, созванном в 1810г. Сама личность Александра I в

Российской истории является весьма противоречивой, а в некоторых случаях

даже мифической. Противоречивость личности Александра выражена в отношении

к нему А. С. Пушкина. До войны 1812г. он им восторгался, а потом называл

его «правитель лживый и лукавый». И вся политическая деятельность

Александра также делится на 2 периода:

1. Период реформ, до 1818г.

2. Период 1818-25гг.

Либеральные преобразования в крестьянском вопросе:

В1801г. Александр издает указ, который разрешает покупать землю не только

дворянам, но также купцам, мещанам и государственным крестьянам. В 1803г.

выходит самый прогрессивный указ Александра в крестьянском вопросе «о

вольных хлебопашцах», который разрешал помещикам отпускать на волю

крепостных крестьян с землей за выкуп. Этим указом воспользовались в

основном помещики нечерноземной полосы. В 1804-1805гг. Александр проводит

реформу в Остзейском крае (современные Эстония и Латвия). Крестьяне-

дворохозяева (хуторяне) становились наследственными и пожизненными

держателями своих земель.

В 1809г. Александр отменяет право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь

за мелкие провинности. Наиболее прогрессивными и последовательными были

преобразования Александра в сфере образования и науки. В основу

реформирования или создания системы образования были положены принципы:

бессословности, бесплатности образования на низших ступенях,

преемственности.

Система образования на тот период состояла из четырех ступеней:

1. низшая-одноклассная: приходские школы

2. трехлетняя: уездные училища

3. четырехлетняя: губернские гимназии

4. высшая: университеты

В 1804г. был издан университетский устав – один из самых прогрессивных для

того времени в мире, он предусматривал:

. Выборность ректора и профессуры.

. Самостоятельность и независимость университета от государственной

администрации.

. Создание собственного университетского суда

В это же время появились и первые престижные элитарные государственные

заведения для дворянства – лицеи:

. Царскосельский

. Ришельевский (г. Одесса)

. Нежинский

В течение 1802-1811гг. Александр проводит реформу государственного

управления. В 1802г. Сенат был объявлен высшим административным органом,

расширялись права обер-прокурора святейшего Синода. Вместо коллегий было

создано девять министерств (еще по проекту Павла). Но главную роль в

реформе государственного аппарата сыграл не сам Александр, а

М.М.Сперанский, про которого Наполеон скажет, что он отдал бы за него

своих маршалов (в Тильзите). С 1808г. Сперанский преступил к работе над

проектом реформирования государственного устройства. В основу этого

реформирования должен был быть положен принцип разделения властей на

законодательную, судебную и исполнительную, при сохранении законодательной

инициативы и исполнительной власти Российского Императора.

Проект Сперанского предусматривал создание государственной Думы

(представительного органа власти) и государственного Совета как

законосовещательном органа при императоре. Государственный Совет был

создан. Сперанский награжден орденом. В марте 1812г. Сперанский был

отправлен в отставку и в ссылку в Пермь. Столь неожиданный поворот событий

был связан с давлением, которое оказывали на Александра противники

либерализма. Карамзин пишет записку о старой и новой России, где

доказывает, используя весь свой талант историка о том, что любое

ограничение самодержавия губительно для России и русского народа. Резко

против преобразований Сперанского выступил и Аракчеев.

Вторая половина XIX века занимает особое место в истории России. По

значимости период можно сравнить разве только с эпохой Петровских

преобразований. Это время отмены в России многовекового крепостного права и

целой серии реформ, затрагивающих все стороны общественной жизни.

18 февраля 1855 г. на российский престол вступил 37-летний Александр II. 19

февраля 1861 г. император подписал Манифест об отмене крепостного права.

Отмена крепостного права сопровождалась реформированием всех сторон жизни

российского общества.

Земельная реформа. Основным вопросом в России на протяжении XVIII—XIX веков

был земельно-крестьянский. Екатерина II ставила этот вопрос в работе

Вольного экономического общества, которое рассмотрело несколько десятков

программ по отмене крепостного права как российских, так и иностранных

авторов. Александр I издал указ «О свободных хлебопашцах», разрешавший

помещикам освобождать своих крестьян от крепостной зависимости вместе с

землей за выкуп. Николай I за годы своего правления создал 11 секретных

комитетов по крестьянскому вопросу, задачей которых было отмена крепостного

права, решение земельного вопроса в России.

В 1857 г. по указу Александра II начал работать секретный комитет по

крестьянскому вопросу, главной задачей которого была отмена крепостного

права с обязательным наделением крестьян землей. Затем такие комитеты были

созданы по губерниям. В результате их работы (а учитывались пожелания и

наказы как помещиков, так и крестьян) была разработана реформа по отмене

крепостного права для всех районов страны с учетом местной специфики. Для

различных районов были определены максимальная и минимальная величины

передаваемого крестьянину надела.

Император 19 февраля 1861 года подписал целый ряд законов. Здесь был

Манифест и Положение о даровании свободы крестьянам, документы о вступлении

в силу Положения, об управлении сельскими общинами и др. Отмена крепостного

права не была единовременным событием. Сначала освобождались помещичьи

крестьяне, затем удельные и приписанные к заводам. Крестьяне получили

личную свободу, но земля оставалась помещичьей собственностью, и, пока

отводились наделы, крестьяне на положении «временнообязанных» несли в

пользу помещиков повинности, которые по сути не отличались от прежних,

крепостных. Наделы, передаваемые крестьянам, были в среднем на 1/5 меньше,

чем те, которые они обрабатывали прежде. На эти земли заключались договоры

о выкупе, после этого «временнообязанное» состояние прекращалось, казна

расплачивалась за землю с помещиками, крестьяне — с казной в течение 49 лет

из расчета 6 % годовых (выкупные платежи).

Пользование землей, взаимоотношения с властями строились через общину. Она

сохранялась как гарант крестьянских платежей. Крестьяне прикреплялись к

обществу (миру).

В результате реформ было уничтожено крепостное право — то «очевидное и для

всех ощутительное зло», которое в Европе прямо называли «русским рабством».

Однако земельная проблема не была решена, так как крестьяне при разделе

земли были вынуждены отдать помещикам пятую часть своих наделов. В начале

ХХ века в России вспыхнула первая русская революция, крестьянская во многом

по составу движущих сил и задачам, которые перед ней стояли. Именно это

заставило П.А. Столыпина осуществить земельную реформу, разрешив крестьянам

выход из общины. Суть реформы заключалась в решении земельного вопроса, но

не за счет конфискации земли у помещиков, как требовали крестьяне, а за

счет передела земли самих же крестьян.

Земская и городская реформы. Принцип проведенной в 1864 г. земской реформы

состоял в выборности и бессословности. В губерниях и уездах Центральной

России и части Украины учреждались земства в качестве органов местного

самоуправления. Выборы в земские собрания проводились на основе

имущественного, возрастного, образовательного и ряда других цензов. Женщины

и лица, работающие по найму, были лишены права участвовать в выборах. Это

давало преимущество наиболее обеспеченным слоям населения. Собрания

выбирали земские управы. Земства ведали делами местного значения,

содействовали предпринимательству, просвещению, здравоохранению — проводили

работу, на которую у государства не находилось средств.

Проведенная в 1870 г. городская реформа по характеру была близка к земской.

В крупных городах учреждались городские думы на основе всесословных

выборов. Однако выборы проводились на цензовой основе, и, к примеру, в

Москве в них участвовало лишь 4% взрослого населения. Городские думы и

городской голова решали вопросы внутреннего самоуправления, образования и

медицинского обслуживания. Для контроля за земской и городской

деятельностью было создано присутствие по городским делам.

Судебная реформа. Новые судебные уставы были утверждены 20 ноября 1864 г.

Судебная власть была отделена от исполнительной и законодательной. Вводился

бессословный и гласный суд, утверждался принцип несменяемости судей. Было

введено два вида суда — общий (коронный) и мировой. Общий суд ведал

уголовными делами. Судебный процесс стал открытым, хотя в ряде случаев дела

слушались при «закрытых дверях». Была учреждена состязательность суда,

введены должности следователей, учреждена адвокатура. Вопрос о виновности

подсудимого решали 12 присяжных заседателей. Важнейшим принципом реформы

было признание равенства всех подданных империи перед законом.

Для разбора гражданских дел был введен институт мировых судей.

Апелляционной инстанцией для судов являлись судебные палаты. Была введена

должность нотариуса. С 1872 г. крупные политические дела рассматривались в

Особом присутствии правительствующего Сената, который стал одновременно

высшей кассационной инстанцией.

Военная реформа. После назначения в 1861 г. Д.А. Милютина военным министром

начинается реорганизация управления вооруженными силами. В 1864 г. было

образовано 15 военных округов, подчиненных непосредственно военному

министру. В 1867 г. был принят военно-судебный устав. В 1874 г. после

длительного обсуждения царь утвердил Устав о всеобщей воинской повинности.

Вводилась гибкая система призыва. Рекрутские наборы отменялись, призыву на

службу подлежало все мужское население, достигшее 21 года. Срок службы

сокращался в армии до 6 лет, на флоте до 7 лет. Призыву в армию не

подлежали духовные лица, члены ряда религиозных сект, народы Казахстана и

Средней Азии, а также некоторые народы Кавказа и Крайнего Севера. От службы

освобождались единственный сын, единственный кормилец в семье. В мирное

время потребность в солдатах была значительно меньше числа призывников,

поэтому все годные к службе, за исключением получивших льготы, тянули

жребий. Для окончивших начальную школу служба сокращалась до 3-х лет, для

окончивших гимназию — до 1,5 лет, университет или институт — до 6 месяцев.

Финансовая реформа. В 1860 г. был учрежден Государственный банк, произошла

отмена откупной2 системы, которую сменили акцизы3 (1863 г.). С 1862 г.

единственным ответственным распорядителем доходов и расходов бюджета стал

министр финансов; бюджет стал гласным. Была сделана попытка проведения

денежной реформы (свободный обмен кредитных билетов на золото и серебро по

установленному курсу).

Реформы просвещения. «Положение о начальных народных училищах» от 14 июня

1864 г. ликвидировало государственно-церковную монополию на просвещение.

Теперь открывать и содержать начальные школы разрешалось как общественным

учреждениям, так и частным лицам при контроле со стороны уездных и

губернских училищных Советов и инспекторов. Устав средней школы вводил

принцип равенства всех сословий и вероисповеданий, но вводил плату за

обучение. Гимназии разделили на классические и реальные. В классических

гимназиях, в основном, преподавались гуманитарные дисциплины, в реальных —

естественные. После отставки министра народного просвещения А.В. Головнина

(в 1861 г. вместо него был назначен Д.А. Толстой) был принят новый

гимназический устав, сохранивший только классические гимназии, реальные

гимназии были заменены реальными училищами. Наряду с мужским средним

образованием появилась система женских гимназий.

Университетский Устав (1863 г.) предоставил университетам широкую

автономию, вводились выборы ректоров и профессоров. Руководство учебным

заведением передавалось Совету профессоров, которому подчинялось

студенчество. Были открыты университеты в Одессе и Томске, высшие женские

курсы в Петербурге, Киеве, Москве, Казани.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.