бесплатно рефераты
 

Реформы П.А. Столыпина

Реформы П.А. Столыпина

Содержание.

Вступление._____________________________________________________стр. 2

Политическая и экономическая ситуация

в России в конце XIX начала XX века._______________________________стр. 3

Восход Столыпина на политическую арену.__________________________стр. 5

Столыпин и Дума.________________________________________________стр. 7

Октябристский «центр». «Правая» и «левая» фракции.________________стр. 10

Работа Столыпина в III Думе.______________________________________стр. 11

Ухудшение отношений между Николаем II и Столыпиным.____________стр. 13

Убийство Столыпина.____________________________________________стр. 14

Заключение._____________________________________________________стр.15

Список литературы.______________________________________________стр. 16

Вступление.

Горячие споры об этом человеке и его политике продолжались и 50, и 80

лет после его смерти. Немногие государственные деятели заслужили такое

пристальное внимание потомков. Роль П.А Столыпина в истории России сильно

занижалась во время СССР, т. к. политика Столыпина характеризовалась крайне

реакционными, жестокими мерами: полицейская расправа, расстрелы и т. п.

Аграрная реформа Столыпина не была оценена и получила неправильную оценку:

«совокупность законодательных актов царского правительства,

осуществлявшихся с конца 1906 по 1916, направленных на создание широкой

социальной опоры царизма в лице кулачества». На самом деле, аграрная

реформа Столыпина помогла отдельным крестьянам-«кулакам» отделиться от

крестьянской общины, которая сковывала личную заинтересованность и

инициативу. Но это рассмотрим после.

Политическая и экономическая ситуация в России

в конце XIX начале XX века.

Для того чтобы лучше понять атмосферу, в которой пришлось работать

Петру Аркадьевичу Столыпину, нужно рассмотреть политическое и экономическое

положение в стране с конца XIX до начала XX века.

На стыке 19–20 веков общество вступило в новую фазу своего развития.

Капитализм стал мировой системой. Россия вступила на путь

капиталистического развития позже стран запада и потому попала во второй

эшелон стран, такие страны называли «молодыми хищниками». В эту группу

входили такие страны, как Япония, Турция, Германия, США.

Скорость, с которой развивалась Россия, была очень высока, этому

способствовала уже развитая Европа. Она оказывала помощь, делилась опытом,

направляла экономику в нужное русло. После экономического подъёма 90х годов

Россия пережила тяжелый экономический кризис 1900-1903 годов, затем период

длительной депрессии 1904-1908 годов. С 1909 по1913 года экономика России

сделала еще один резкий скачок. Объём промышленного производства вырос в

1.6 раза, процесс монополизации экономики получил новый импульс. В

результате кризиса слабые маленькие предприятия разорились, что ускорило

процесс концентрации промышленного производства. В результате этого в 80е

90е годы временные предпринимательские объединения были замещены крупными

монополиями: картелями, синдикатами, трестами (Продуголь, Проднефть

и.т.д.). Одновременно шло укрепление банковской системы (Русско-Азиатский,

Петербургский международный банки).

Вывоз капитала из России не получил особого размаха, что объяснялось,

как недостатком финансовых средств, так и потребностями освоения огромных

пространств страны. В конце концов Россия включилась в борьбу за сферы

влияния, что и повлекло за собой войну с Японией - одной из стран второго

эшелона

В начале XX века Россия являлась среднеразвитой страной. Наряду с

высокоразвитой индустрией в экономике страны большой удельный вес

принадлежал раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства - от

мануфактурного до патриархально-натурального. Русская деревня стала

сосредоточением пережитков феодальной эпохи. Важнейшими из них были крупные

помещичьи землевладения, широко практиковались отработки, являющие собой

прямой пережиток барщины. Крестьянское малоземелье, община с её переделами

тормозили модернизацию крестьянского хозяйства

Социально-классовая структура страны отражала характер и уровень её

экономического развития. Наряду с формированием классов буржуазного

общества (буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат) в нем продолжали

существовать и сословные деления - наследие феодальной эпохи. Буржуазия

играла ведущую роль в экономике в XX веке, до этого она не играла сколько-

нибудь самостоятельной роли в общественно-политической жизни страны, так

как она была полностью зависима от самодержавия. Вследствие чего оставалась

аполитичной и консервативной силой.

Дворянство, которое сосредоточило более 60% всех земель стало главной

опорой самодержавия, хотя в социальном плане оно теряло свою однородность,

сближаясь с буржуазией.

Крестьянство, составлявшее ѕ населения страны было также затронуто

социальным расслоением общества (20% кулаки, 30%середняки, 50%бедняки).

Между полярными его слоями возникали противоречия.

В начале XX века класс наемных рабочих насчитывал 16.8 млн. человек.

Он был неоднороден, большая часть рабочих состояла из недавно пришедших в

город крестьян, но еще не потерявших связь с землей. Ядром этого класса

стал фабрично-заводской пролетариат, который насчитывал более 3 млн.

человек.

Политическим строем в России оставалась абсолютная монархия, хотя в

70х годах XIX века был сделан шаг по пути превращения государственного

строя в буржуазную монархию. Царизм сохранил все атрибуты абсолютизма.

Закон гласил: «император российский есть монарх самодержавный и

неограниченный».

До 1905 года высшим государственным органом был государственный совет.

Постановления, которого имели рекомендательный характер для царя.

Сенат - высшая судебная инстанция и толкователь законов.

Исполнительная власть осуществлялась двумя министерствами, деятельность

которых контролировалась комитетом министров.

Николай II, всемерно ограждая свою власть, очень ревниво относился к

любой крупной политической личности, так С.Ю.Витте, приобрётший в

результате успешных реформ влияние в правящих кругах, был в 1903 году

смещен со своего поста и назначен на должность председателя комитета

министров.

Особой проблемой для правительства в эти годы был национальный вопрос.

57% населения России были нерусского происхождения, и они подвергались

всякого рода дискриминации со стороны русских чиновников. В этих отношениях

Россия не только притесняла те или иные народы, но и сталкивала их между

собой. Многие под давлением русскоязычного населения эмигрировали в

ближайшие страны запада, там нанимались на работу. Заметную часть

эмигрантов составили люди, которые целью своей жизни ставили борьбу с

царизмом.

Россия медленно, но верно начала вмешиваться в борьбу за рынки сбыта.

Борьба между Россией и Японией за господство на рынке сбыта в Китае стала

одним из примеров раздела сферы влияния в мире. Эта война четко показала

неподготовленность русской армии, а также неподготовленность экономики к

войне. С.Ю.Витте писал: «вместо того, чтоб устранить угрозу внутренних

потрясений, несчастная война приблизила нас на десятки лет к революции»

Военные расходы, которые понесла Россия в этой войне превышали 3 млрд.

рублей.

С поражением в войне начала нарастать революционная ситуация в стране

(1905-1907) годы. Из всего этого можно сделать вывод, что России

требовались, как политические, так и экономические реформы, которые смогли

бы укрепить и оздоровить экономику России. Во главе этих реформ должен был

встать умный и честный человек, для которого очень важна была судьба

России. Им стал Петр Аркадьевич Столыпин.

.

Начало политической карьеры.

Петр Аркадьевич Столыпин не пошел по традиционной для его фамилии

службе, он не стал ни дипломатом, ни военным, как его дед, который занимал

пост коменданта Кремля. Окончив Виленскую гимназию, детство он провел в

Колнобережье недалеко от Ковно. Неожиданно для всех родственников и друзей,

он поступает на физико-математический факультет Петербургского

университета. После окончания университета он служит в Министерстве

государственного имущества, но через год переводится в МВД и попадает,

предводителем дворян в Ковенскую губернию Столыпин был рад этому

назначению, оно помогло ему раскрыться, и как человеку, и как хорошему

руководителю. Он подолгу разговаривал с крестьянами, как губка впитывал

все, о чем они говорили, а говорили они о земле, о рациональном ведении

хозяйства и о многих других вещах, которые тревожили крестьян. Вскоре он

завел свое хозяйство. Его дочь М.П.Бок писала: «мой отец очень любил

сельское хозяйство, и когда бывал в Колнобережье, весь уходил в заботы о

посевах, покосах, посадках в лесу и работу во фруктовых садах».

Через 10 лет Столыпин назначается губернатором города Ковно. В 1902

году, находясь в Ковно, он получает телеграмму от министра внутренних дел

Плеве, в которой говорилось о том, что П.А.Столыпин назначается

губернатором Гродно. Плеве в это время берет твердый курс на замещение

губернаторских должностей местными землевладельцами. Столыпина поселили в

старом замке, который находился недалеко от города. Нужно отметить, что

Столыпин стал самым молодым губернатором России. После назначения на эту

должность он сразу взялся за изучение дел губернии, но его действия

контролировались генерал-губернатором Виленским, и хоть между ними не было

никаких трений, это претило характеру Столыпина.

Надо подчеркнуть ещё одну черту характера губернатора. С первых же

дней его стали осаждать просьбами родственники о получении места, но

Столыпин терпеть не мог этих писем и посещений, только редкие люди получали

протекцию от него.

В 1902 году Столыпин участвовал в особом совещании, на котором

говорилось о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Там он решительно

высказался за уничтожение общинной чересполосицы и расселение по хуторам.

Эта позиция была высказана позже в 1906 году в комбинации с другими

новшествами. В обществе она была принята как «столыпинская» реформа, хотя

Витте был первый кто стал проводить эту идею. Надо отдать должное смелости

Столыпина, ведь когда разгорелась полемика о путях аграрной реформы между

Витте и Плеве, он не поддержал позиции своего начальника. Но в 1902 году

убеждения Столыпина были ещё весьма далеки от четкой программы Витте,

которая была отклонена накануне революции 1905-1907 годов.

Не пробыв и десяти месяцев губернатором Ковенской губернии, уже в

марте 1903 года Столыпина назначают губернатором в более крупную и важную

Саратовскую губернию. За этот короткий срок успели заметить в Петербурге

способности молодого губернатора и решили дать ему более ответственный

пост. Здесь и застала его первая революция, в которой он применил весь

арсенал средств - от прямого обращения к народу до расправы с помощью

казаков. При этом в деятельности губернатора проявились две отчётливые

черты: во-первых, он не смущался карать не только левых, но и правых, если

их деятельность переходила за рамки дозволенного; во-вторых, в отличие от

большинства высокопоставленных деятелей Столыпин был лично храбр и не

боялся оставаться лицом к лицу с разгневанной толпой. Он не просто заявил

революционерам с трибуны государственной думы: «Не запугаете!», но и на

самом деле вёл себя бесстрашно.

В апреле 1906 года Столыпин был назначен министром внутренних дел, и

вся борьба с революцией легла на его плечи. Насколько сложна была борьба с

революционным движением, можно судить по книге П.Г.Курлова, который работал

в охранке и часто выполнял личные поручения Столыпина.

На следующий день после назначения на пост министра внутренних дел

Столыпин приезжает в Царское село. Николай II встретил Столыпина весьма

милостиво и сказал, что давно следит за его, то есть Столыпина

деятельностью в Саратове, и считает его исключительно выдающимся

администратором, что нужно назначать именно таких людей на столь важные

посты. Столыпин же не ожидал такого назначения, и предложение сильно

удивило его, он считал, что несколько месяцев губернаторства в Гродно и

несколько лет в Саратове не являются достаточной подготовкой к управлению

всей внутренней жизнью России.

Сдав свои дела по губернии, Столыпин включился в работу. Но перед тем

как продолжить, надо сказать о столь быстрой карьере Столыпина.

Молниеносное восхождение вчера ещё рядового губернатора на вершину

политического Олимпа в возрасте 44х лет было загадкой для современников,

остаётся загадкой и поныне, потому что никаких крепких связей у Столыпина

при дворе не было. Кто подсказал царю его кандидатуру не известно. Правда,

один из биографов, кадет Изгоев, писал, что кандидатуру Столыпина предложил

в министры внутренних дел обер-прокурор Синода князь Оболенский, об этом

есть свидетельство Шипова.

Столыпин и Дума.

Столыпин был назначен министром внутренних дел 26 апреля 1906 года.

Депутаты I Думы были приняты царем, обратившимся к ним с речью в Зимнем

Дворце, на другой день – 27 апреля. Нет сомнений, что Столыпин получил свой

пост под Думу в том смысле, что ему было доверено, продолжить политический

курс в новых условиях – обеспечить сожительство дотоле ничем не стеснённого

самодержавия с «народным представительством». Вскоре Столыпин сменяет

Горемыкина на посту председателя Совета министров. И здесь судьба I Думы

оказалась взаимосвязанной с судьбой Столыпина. Роспуск I Думы произошел в

день назначения Столыпина премьером – 8 июля 1906 года.

За короткое время своего существования Дума закидала правительство

запросами. Обсуждались вопросы о конфискации земель у помещиков,

отстранение администрации, отмена смертной казни для политических

заключенных, нужно сказать, что не только в Думе, но и в кабинете министров

не было согласия. Столыпин не считал, что сила правительства проявится лишь

в том случае, если оно будет выносить свои решения «объединенным»

министерством и этим облегчит работу государю.

К этому же времени относятся переговоры Столыпина с лидером

господствовавшей в I Думе, партии кадетов, но министр встречал упорное

непонимание и нежелание уступить хоть в чем-нибудь. Кадетам же сильно не

нравился Столыпин за свою твердость в позициях, веру в монархическую

Россию. Очень часто с их стороны слышались дерзкие слова в адрес Столыпина

и его семьи. Но их можно было понять, ведь подключившись к работе, он начал

политику успокоения народа. Меры были очень строгие – введение военно-

полевых судов, где кучка офицеров решала судьбу человека, частое применение

армии «в помощь гражданской власти». На «успокоение» были брошены все силы

правительства, и временно удалось подавить революционное движение.

Столыпин, проводя такую политику, был просто необходим дворянству и классу

имущих.

Политика Столыпина была не по душе агрессивно настроенным партиям, тем

же кадетам. Это вылилось в террористический акт, который произошел 12

августа 1906 года. В этот день на Аптекарском острове, где располагались

апартаменты Столыпина, был приёмный день, Столыпину приходило много людей

для того, чтобы он помог решить им их проблемы. Один из посетителей,

которому посчастливилось выжить, рассказал, что к подъезду подъехала карета

с двумя мужчинами в жандармской форме. Это были переодетые члены боевой

группы эсеров-максималистов, задумавшие покушение на Столыпина. Они вызвали

подозрение у швейцара и состоявшего при Столыпине генерала Замятина

неправильностью формы. Дело в том, что за две недели до этого был изменён

жандармский головной убор, приехавшие же были в старых касках. К тому же

они слишком бережно несли портфели. Швейцар и Замятин, почувствовав

недоброе, бросились в переднюю, чтоб перекрыть путь. «Жандармы», оттолкнув

их, бросились в переднюю и бросили портфели на пол. Взрыв был очень

сильный. Большая часть дачи была разрушена взрывом. Сами революционеры, как

и окружающие, были разорваны в клочья. В результате взрыва погибло 27

человек, ещё 25 получили ранения. Пострадали и дети Столыпина, который сам

не пострадал, в момент взрыва он находился в своём рабочем кабинете,

который находился в противоположном конце дачи.

После взрыва его семья и он переезжают на Фонтанку. Семье Столыпина не

долго пришлось жить на Фонтанке, вскоре государь предложил Столыпину

поселиться в Зимнем дворце, там было легче организовывать охрану семьи.

Память о взрыве часто тревожила Столыпина, он приписывал всю вину себе за

кровь и слезы, за искалеченные жизни людей, пострадавших от взрыва. Но в

скоре он нашел в себе силы. Не прерывая работы ни на один день, стал

готовить новые разработки по способам подавления революционного движения.

После 12 августа престиж Столыпина поднялся среди министров. Для всех он

стал примером моральной силы.

Реальным результатом этого жестокого акта явилась быстрая и более

жестокая реакция правительства, Столыпин сделал максимум усилий для этого.

24 августа 1906 года была опубликована правительственная программа,

состояла из двух частей – репрессивной и реформистской. В ней говорилось,

что правительство противопоставит насилию силу. В местностях, объявлённых

на военном положении, вводились военно-полевые суды - «скорорешительные». В

центре реформистской программы был знаменитый указ 9 ноября 1906 года, о

возможности выхода из общины. Цель данного закона, который подписал

смертный приговор извечной крестьянской общине – повернуть аграрную

проблему другой стороной, вместо того чтобы экспроприировать землю у

помещиков, обезземеливалась община, так как принадлежавшие общине земли

распределялись между крестьянами. Однако требовалось разрешение последних

на разрушение этого института, только укрепившегося в ходе революционных

событий. За то время пока составлялись крестьянские запросы и проходили

земельные бунты, – община утвердилась как настоящий орган крестьянского

самоуправления.

Земельный вопрос, оставшийся нерешенным, с собраний 1 Думы,

автоматически появился на собравшемся заседании 2 Думы 20 февраля 1907

года. Нужно отметить, что предвыборная кампания прошла не без вмешательства

и давления на избирателей со стороны властей. Сенатские «разъяснения»

исключили из числа избирателей большие группы крестьян и рабочих.

Преследовались левые выборщики, запрещались избирательные собрания, масса

манипуляций была предпринята и пущена в ход по части рассылок избирательных

повесток, назначение дня и места выборов. Но несмотря на это, хоть выборы и

проходили в обстановке спада революционного движения, 2 Дума оказалась

более левой, чем первая.

Левые фракции в Думе получили в совокупности 222 мандата (43% общего

числа избранных депутатов). Народники разных направлений – 157 мест. Социал-

демократическая фракция насчитывала 65 депутатов. В то же время «центр» -

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.