бесплатно рефераты
 

Реформаторские проекты Александра I и М. М. Сперанского

Реформаторские проекты Александра I и М. М. Сперанского

Реформаторские проекты Александра I и М. М. Сперанского

Начало реформ

Вступив на престол, Александр не рискнул прямолинейно проводить

политику абсолютизма. Первые его внутриполитические мероприятия были

связаны с исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла I, вызвавших

возмущение не только петербургской аристократии, но и широкой русской

общественности. Он выступил против деспотизма и самодурства отца, обещал

проводить политику “по законам и сердцу” своей бабки Екатерины II. В этом

сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать

популярность в обществе. Александр восстановил отменённые Павлом

“Жалованные грамоты” дворянству и городам, объявил широкую амнистию людям,

которые подверглись преследованиям при Павле. Был вновь разрешён свободный

въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на

торговлю с Англией и раздражавшие людей регламентациями в быту, одеежде,

общественном поведении и т. д. Эти меры создали Александру славу либерала.

Вступив на престол, Александр дал понять, что намерен провести реформы

по самым насущным общесвенно-политическим проблемам. 5 апреля 1801 был

создан Непременный совет — законосовещательный орган при государе,

получивший право опротестовывать действия и указы царя. Однако основным

центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал так называемый

Негласный комитет. В него вошли молодые друзья царя – граф П. А. Строганов,

польский князь А. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей и граф Н. Н.

Новосильцев. Проекты, которые они разрабатывали, не привели к коренным

реформам. Дело ограничилось некоторыми частными преобразованиями, которые

лишь слегка подновили фасад Российской империи.

Реформы государственного управления.

В 1802 г. устаревшие коллегии, которые ещё с петровских времён являлись

главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта

мера завершила процесс разграничения функций органов государственного

управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления,

смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров

перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В

России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей

от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых

министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел,

юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. В

1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количество увеличилось, а

функции были ещё более чётко разграничены. Для совместного обсуждения

министрами некоторых вопросов был учреждён Комитет министров (в 1857 г. он

был преобразован в Совет министров, просуществовавший до 1917 г.).

В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и

контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие

в законодательной деятельности выразилось в том, что он получил право

делать “представления” императору по поводу устаревших законов.

Введение принципа единоначалия затронуло и управление православной

церковью, которая по-прежнему была подчинена государству. Духовными делами

ведал Святейший Синод, члены которого назначались императором. Во главе

Синода стоял обер-прокурор, человек, как правило, очень близкий к царю из

военных или гражданских чиновников. Его роль и полномочия всё больше

усиливались. При Александре I должность обер-прокурора исполнял в 1803-

1824 князь А. Н. Голицын, бывший с 1816 г. также и министром народного

просвещения.

Александр I надеялся с введением министерской системы центрального

управления навести порядок и укрепить государство. Но решительной победы с

злоупотреблениями достигнуто н было. В новых министерствах поселились

старые пороки. Разрастаясь, они поднимались до верхних этажей

государственной власти. Александру были известны сенаторы, бравшие взятки.

Желание изобличить их боролось в нём с опасением уронить престиж Сената.

Становилось очевидно, что одними перестановками в бюрократической машине

нельзя решить задачу создания такой системы государственной власти,

которая активно содействовала бы развитию производительных сил страны, а н

пожирала её ресурсы. Требовался принципиально новый подход к решению

задачи.

Разочарование в ближайшем окружении заставило его искать опору в людях,

лично ему преданных и не связанных с сановной аристократией. Он приближает

к себе сначала А. А. Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего

в 1810 военным министром, и М. М. Сперанского (1772 – 1839), которому

Александр поручил разработку нового проекта государственной реформы.

Сперанский происходил из семьи сельского священника. Выдающиеся

способности и трудолюбие выдвинули его на важные государственные посты. В

1807 г. Александр приблизил его к себе, а затем взял с собой, отправляясь

в Эрфурт на встречу с Наполеоном. Французский император быстро оценил

скромного статс-секретаря, внешне ничем не выделявшегося в русской

делегации. “Не угодно ли вам, государь, - в шутку спросил он Александра, -

обменять мне этого человека на какое-нибудь королевство?”

Сперанский отличался широтой кругозора и строгой системностью мышления.

Он не терпел хаоса и сумбура. Любой, самый запутанный вопрос в его

изложении приобретал упорядоченную стройность. В 1809 г. по поручению

Александра он составил проект коренных преобразований.

Осуществление проекта М. М. Сперанского могло бы способствовать началу

конституционного процесса в России. В основу государственного устройства

Сперанский положил принцип разделения властей – законодательной,

исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с самых нижних звеньев,

должна была действовать в строго очерченных рамках закона. Создавались

представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной

думой – всероссийским представительным органом. Дума должна была давать

заключения по законопроектам, представленным на её рассмотрение, и

заслушивать отчёты министров.

Все власти – законодательная, исполнительная и судебная – соединялись в

Государственном совете, члены которого назначались царём. Мнение

Государственного совета, утверждённое царём, становилось законом. Если в

Государственном совете возникало разногласие, царь по своему выбору

утверждал мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не мог

вступить без осуждения в Государственной думе и Государственном совете.

Реальная законодательная власть по проекту Сперанского оставалась в

руках царя. Но Сперанский подчёркивал, что суждения Думы должны быть

свободными, они должны выражать “мнение народное”. В этом и заключается

его принципиально новый подход: действия властей в центре и на местах он

хотел поставить под контроль общественного мнения. Ибо безгласность народа

открывает путь к безответственности властей.

По проекту Сперанского избирательными правами пользовались все граждане

России, владеющие землёй или капиталами, включая государственных крестьян.

Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не

участвовали, но пользовались важнейшими гражданскими правами. Главное из

них Сперанский сформулировал так: “Никто не может быть наказан без

судебного приговора”. Это должно было ограничить власть поещиков над

крепостными.

Осуществление проекта началось в 1810 г., когда был создан

Государственный совет. В течение 1810-11 в Государственном совете

обсуждались предложенные Сперанским планы финансовой, министерской и

сенатской реформ. Реализация первой из них привела к сокращению бюджетного

дефицита, к лету 1811 было завершено преобразование министерств.

Между тем сам Александр испытывал сильнейшее давление придворного

окружения, включая членов его семьи, стремившихся не допустить радикальных

реформ. Высшее дворянство, прослышав о планах Сперанского наделить

гражданскими правами крепостных, выражало недовольство. Против Сперанского

объединились все консерваторы, среди которых особо выделялся А. А.

Аракчеев, бывший фаворит Павла, попавший в милость и к новому императору.

Определенное влияние на него, по-видимому, оказала и «Записка о древней и

новой России» Н. М. Карамзина, которая дала, очевидно, повод императору

усомниться в правильности избранного им пути. Немаловажное значение имел

фактор и международного положения России: усиливавшееся напряжение в

отношениях с Францией и необходимость подготовки к войне давали

возможность оппозиции трактовать реформаторскую деятельность Сперанского

как антигосударственную. Сперанский был окружён платными и добровольными

шпионами, которые передавали царю каждое его неосторожное слово. В марте

1812 г. он был отстранён от дел и сослан в ссылку.

Реформы 1802-1812 гг. не изменили самодержавной сущности политической

системы России. Они усилили централизацию и бюрократизацию

государственного аппарата. Как и прежде, император обладал верховной

законодательной властью.

В последующие годы реформаторские настроения Александра I отразились во

введении конституции в Царстве Польском (1815), сохранении сейма и

конституционного устройства в Финляндии, присоединённой к России в 1809

г., а также в создании Н. Н. Новосильцевым по поручению царя “Уставной

грамоты Российской империи” (1819-1820). В проекте предусматривалось

разделение ветвей власти, введение представительных органов, равенство

всех граждан перед законом и федеративный принцип государственного

устройства. Однако все эти предложения остались на бумаге.

Использованная в докладе литература:

1. История России. Учебник. А. С. Орлов, В. А. Георгиев – М.: ПРОСПЕКТ,

1997

2. История Россия с начала XVII до конца XIX века. Л. В. Милов, П. Н.

Зырянов, А. Н. Боханов – М.: АСТ, 1996


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.