бесплатно рефераты
 

Развитие исторической науки в республике Адыгея

Развитие исторической науки в республике Адыгея

А. К. БУЗАРОВ. А. Г. БАРАНОВ, 3. X. КАРАКЛЕВ, А. Д. ПАНЕШ

РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ В АДЫГЕЕ (20-е-30-е гг.)

До открытия в 1929 году первого научного учреждения —АНИИ Краеведения,

основную научно-исследовательскую работу в сфере общественных и

гуманитарных наук в Адыгее проводил областной отдел народного образования и

его структурные подразделения (методический совет и редакционно-

издательская комиссия). Материалы фонда АдыгОБОНО, хранящиеся в Гос. Архиве

Республики Адыгея, и отдельные литературные источники 20-х годов дают

некоторое представление об основных направлениях, характере, методах,

исполнителях этой работы, в том числе в области исторического краеведения.

В эти годы огромное значение придавалось местному региональному

историко-этнографическому материалу. Но основное внимание уделялось

изучению истории и культуры адыгов. "Книга для чтения после букваря для

взрослых" А. А. Хатанова, изданная в 1926 году, включала материалы по новой

и новейшей истории адыгов1. Д. А. Ашхамафом в 1925 году было составлено

пособие на родном языке, предназначавшееся работникам просвещения —

"Краткая история первобытной культуры". Рукопись труда получила

положительные отзывы и оценки2. Книга представляла собой творчески

переработанные Д.А. Ашхамафом "Очерки обществоведения" Вольфсона, "... с

немногими добавлениями-примерами из жизни адыгейского народа, сохранившего,

по мнению рецензентов, до настоящего времени некоторые патриархальные черты

быта, с таким расчетом, чтобы последним материалом характеризовать

соответствующие периоды человеческой истории..."3, и вышла в свет в

следующем году.

В эти же годы работниками просвещения А(Ч)АО, с одобрения Методсовета

ОБОНО, была подготовлена и выпущена целая серия учебной и методической

литературы по школьному краеведению: "Краеведение в примерах, задачах и

диаграммах", "Наш край. Географический и экономический очерк А(Ч)АО",

"Краеведение в школах А(Ч)АО, школьные летописи"4 и другие издания, в

которых, как правило, присутствовал и материал об историческом прошлом края

и его коренных обитателей. Широкое развитие школьного краеведения

стимулировало и научно-исследовательские работы в области истории и

этнографии, развитие исторического краеведения как самостоятельной отрасли

научных знаний.

Наряду с издательскими функциями, на редакционно-издательскую комиссию

ОБОНО возлагалась и важная обязанность по налаживанию в Адыгее научно-

исследовательской работы и популяризации научных знаний среди широких слоев

населения. Отчет, составленный М. 3. Азаматовой (впоследствии известный

этнограф, сотрудник сектора АНИИ), знакомит с кратким перечнем работ,

выполненных комиссией за октябрь—декабрь 1925 г.: "Записана 471 пословица,

составлено две статьи о появлении черкесов на Кавказе (со слов стариков-

адыгов), "кроме того написаны следующие брошюры и статьи: "Историческая

справка о темиргоевцах", "Как началась борьба между черкесскими крестьянами

и князьями", "Жизнь черкесской женщины" (Статья для журнала) (Здесь и далее

стиль, орфография и терминология цитируемых документов сохранены),

подготовлен материал для очередного выпуска сборника "Псалъ" (история,

языки, краеведение, политика)... "5 Кроме того, в 1924—26 гг. усилиями

комиссии, при активном участии других структур ОБОНО в Адыгее был

осуществлен выпуск ряда сборников журнального типа и альманахов на родном и

русском языках ("Адабият", упоминавшийся "Псалъ" ("Слово"), "Советская

Адыгея"), на страницах которых публиковался полевой материал, собранный во

время фольклорно-этнографических экспедиций — исторические песни, предания,

сказания и т. п.,6 небольшие статьи и очерки деятелей просвещения и

культуры Адыгеи на исторические темы. Они касались как событий далекого

прошлого адыгов, так и сюжетов и эпизодов недавней истории: революции и

Гражданской войны, обретения нац. государственности и становления

автономии, развития национального просвещения и культуры7. Несмотря на

некоторые успехи в решении непростых задач изучения истории, культуры и

быта населения области, усилий одной редакционно-издательской комиссии и

отдельных лиц оказалось все же недостаточно. Это осознавали и руководители

национально-культурного строительства в Адыгее, предпринимавшие

определенные попытки по созданию какого-либо самостоятельного научно-

краеведческого учреждения или организации, способных стать центром

сосредоточия всех научно-исследовательских работ8. О попытках организации

подобного научного центра, правда, в самых общих чертах, контурах, можно

узнать из официальных материалов ОБОНО, датированных еще началом 1920-х гг.

"Научного Адыгейского Общества Краеведения пока не удалось организовать за

ограниченностью научных туземных сил. Но попытки в этом направлении

имеются...",— читаем, к примеру, в информационном отчете АдыгОБОНО за

1922—23 уч. год. Далее сообщается о некоторых результатах краеведческой

работы сотрудников отдела (главным образом ред.-издательской комиссии и

методического совета) за указанный период и планах на ближайшую

перспективу, о желании "издавать периодический журнал, который должен

задаться целью всесторонне освещать жизнь Адыгеи..."9, о командировке в

различные вузы страны "в целях подготовить собственные профессиональные

педагогические и научные кадры", первых групп черкесской и русской

молодежи. Здесь же узнаем о намерениях открыть в Кубанском педагогическом

институте, с согласия администрации вуза, кафедру черкесоведения, "занять

которую получил предложение зав. АдыгОБОНО Сафербий Сиюхов"10. Любопытно,

что в это же время в стадии обсуждения находился вопрос об организации

кафедры черкесоведения и в одном из вузов столицы, инициатором чего

выступал, в частности, проф. И. Ф. Яковлев11. Тот же источник сообщает об

открытии в 1923 — 24 уч. году в Кубанском пединституте кафедры краеведения.

По договоренности между АдыгОБОНО и зав. кафедрой проф. А. Н. Греном при

кафедре предполагалось организовать "для педагогической и научной

подготовки молодых черкесов секцию изучения адыгейской и общечеркесской

культуры и языка, с организацией при ней кабинета адыгейской культуры..."12

В планах работ ОБОНО, среди "ближайших и самых неотложных для текущего

учебного года", значилось "создание научно-исследовательской комиссии по

изучению области, производства записи фольклора и собирание естественно-

исторических, археологических и этнографических коллекций"13.

Далеко не полный перечень разнообразных проектов мер и действий,

предпринимавшихся ОБОНО, в чьем непосредственном ведении и компетенции

находились в 20-е годы вопросы создания в области собственной научной базы

и местной науки, красноречиво свидетельствовал о весьма напряженном и

интенсивном поиске наиболее оптимальных, в условиях молодой автономии, форм

и структур организации краеведения и научно-исследовательской работы. Одним

из итогов этих поисков и размышлений стало создание научно-

исследовательского Общества изучения Адыгейской (черкесской) области (далее

ОИААО), появление которого следует отнести к наиболее ярким и значительным

событиям общественной, культурной и научной жизни десятилетия. Согласно

своему Уставу, утвержденному в ноябре 1924 года, Общество "имело целью

всестороннее исследование и изучение Адыгейской области в естественно-

историческом, культурно-бытовом и хозяйственно-экономическом отношениях,

объединение лиц, научно работающих в этом направлении, а также научную

разработку относящихся к этой области вопросов, распространение

соответствующих сведений и пробуждение интересов к задачам Общества в

общественной среде..."14

Анализируя имеющиеся архивные и литературные материалы о деятельности

ОИА(Ч)АО, можно смело утверждать о нем, как о преимущественно историко-

этнографической научно-краеведческой организации. Приоритет в ней на

протяжении непродолжительного периода существования (1924— 1929 гг.)

неизменно отдавался вопросам изучения национальной истории адыгов, их;

древней и современной культуры и быта, популяризации научных знаний в

широких слоях населения области и региона, сохранения памятников

материальной и духовной культуры. В активе ОИА(Ч)АО: организация и

проведение самостоятельных фольклорно-этнографических экспедиций в места

расселения адыгов, сбор, обработка и систематизация памятников устного

народного творчества и предметов старины, традиционных орудий труда,

оружия, ювелирных украшений, предметов бытовой культуры (все это положило

начало первым экспозициям' созданного при обществе историко-

этнографического музея); носильное участие, в т. ч. финансовое, в различных

археологических, этнографических, музыкальных экспедициях, проводившихся в

Адыгее Академией Наук и другими центральными и региональными научными

учреждениями. Активисты Общества, а также лица, проводившие в области

научно-исследовательские экспедиции и научные изыскания, отчитывались о

проделанной работе, выступали с докладами и сообщениями, принимали

деятельное участие в научных дискуссиях по актуальным вопросам истории и

этнографии адыгов на проходивших достаточно регулярно заседаниях Правления

или общих собраниях Общества. В ОИА(Ч)АО входили как деятели,

представлявшие по существу весь имевшийся на тот момент интеллектуальный

потенциал области — С. X. Сиюхов, И. А. Наврузов, Д. А. Ашхамаф, К.

Мишуриев, Ш. И. Кубов, Ч. Т. Пшунелов, А. Чамоков, И. С. Цей, так и

представители самой широкой общественности Адыгеи: рядовые учителя, врачи,

студенческая молодежь, работники различных учреждений и организаций

области. К работе и Обществе привлекались и крупные научные силы Москвы,

Ленинграда, Краснодара. В той или иной форме в ней принимали участие такие

авторитетные и известные в научном мире исследователи Кавказа, как

профессора Л. Н. Генко, Б. М. Городецкий, А. Н. Грен, Н. Ф. Яковлев, Л. А.

Миллер и другие.

Не случайно, видимо, в приветственном адресе к 20-летию Всероссийской

Академии Наук, составленном Правлением ОИА(Ч)АО, отмечалось пристальное

внимание российской академической науки к истории адыгов.15

Одной из несомненных заслуг Общества изучения А(Ч)АО было налаживание

собственной книгоиздательской деятельности. В течение 1925—27 гг., помимо

ряда обращений к населению, воззваний, методических указаний и т. п.,

публиковавшихся в периодической печати и отдельными оттисками, Обществу

удалось осуществить дна выпуска информационно емких Отчетов о проделанной

работе16, а также переиздать целую серию трудов дореволюционных авторов по

истории и этнографии адыгов и Кавказа17. К этой серии изданий ОИА(Ч)АО,

ставших библиографическими редкостями, и по сей день обращаются как к

ценному историческому источнику местные и российские адыговеды. К

сожалению, Обществу не удалюсь, по ряду причин, выпустить планировавшийся

сборник собственных материалов: научных докладов и сообщений, наиболее

интересных и важных протоколов заседаний...18 Необходимо также упомянуть о

самостоятельных опытах научного, литературно-исторического творчества

некоторых членов ОИА(Ч)АО. Поскольку идея создания в Адыгее в 20-е годы

научного журнала осталась лишь благим пожеланием, за отсутствием средств и

соответствующей полиграфической базы, приходилось публиковаться в

периодической печати, на страницах общественно-политических и литературно-

художественных журналов, изредка в Известиях ОЛИКО и других региональных

краеведческих изданиях. В большинстве статей и очерков освещались события

недавней истории: революционное движение и Гражданская война в Адыгее и на

Кубани, получение автономии, национально-культурное и хозяйственно-

экономическое развитие адыгов до и после революции. Часть этих статей уже

упоминалась выше. Добавим к ним публикации А. Чамокова, К. Мишуриева, С.

Сиюхова по этой проблематике19.

В первое послереволюционное десятилетие и позже, в дни революционных

юбилеев, в местной печати появлялось довольно много материалов,

представлявших собой воспоминания участников и очевидцев Гражданской войны

в Адыгее и на Юге России, которые стали важной источниковой базой для

местной историографии 30-х—40-х годов и в последующее время. Отражая точку

зрения на событие лишь одной — победившей стороны (партии большевиков,

пролетариата, определенного социального; слоя, класса), они (материалы) не

способствовали воссозданию объективной и полноценной исторической

реконструкции. Велик был интерес к личностям и биографиям крупных деятелей

и вождей революционного движения в Гражданской войны. К таковым в Адыгее

относился прежде всего Мос Хакарович Шовгенов — первый большевик из адыгов

Кубани, возглавлявший Комиссариат; Горским делам при ЦИК Кубано-

Черноморской республики. Из материалов о нем, появлявшихся в печати,

отметим историко-биографические работы членов ОИА(Ч)АС очерки Ч. Т.

Пшунелова и книгу М. К. Хуажева и Д. Цея.20

Большую и разнообразную краеведческую и научно исследовательскую

работу проводил Ибрагим Асланбеквич Наврузов — один из учредителей, член

Правления некоторое время ученый секретарь Общества и первый директор

организованного Обществом историко-этнографического музея. Наврузов проявил

себя, по отзыв современников и близко знавших его людей, как подлинный

патриот-краевед, до фанатизма преданный научно-поисковой работе. Им было

записано со слов знатоков старины и народных сказителей немалое число

старинных легенд и сказаний, исторических песен, генеологических преданий,

представлявших собой устную историю адыгского народа. Его стараниями

сохранены или реконструированы многие предметы прикладного творчества,

орудия труда, позволяющие довольно полно восстановить традиционный уклад

жизни адыгов, во многих его характерных особенностях и проявлениях. В ряде

своих публикаций И. А. Наврузов отразил перипетии создания первого

национального музея, формирование его фондов и экспозиций, оставил

уникальные сведения о зарождении и первых успехах музейного дела в

Адыгее21. По поручению Общества и по личной инициативе он побывал во многих

архивохранилищах, музеях, библиотеках страны, где увлеченно занимался

выявлением материалов, касающихся исторического прошлого адыгов.

Возвращался, зачастую, не с пустыми руками. Им были получены в дар или

выкуплены на средства Общества у частных лиц и различных государственных

учреждений и организаций десятки экземпляров ценной краеведческой и

кавказоведческой литературы, фотографий и репродукций картин на кавказскую

и черкесскую тематику, копий, а порой и подлинников документов

дореволюционного времени. Во многом его стараниями были возвращены на

Родину некоторые утраченные в ходе Кавказской войны национальные реликвии

адыгейского народа.

И.А. Наврузов внес существенный вклад в национальную историографию и

библиографию. Им были составлены внушительный для своего времени

библиографический список исторической и этнографической литературы об

адыгах и сборник сообщений иностранных авторов об Адыгее и Абхазии с

древнейших времен до XIX в., написаны статьи "Адыге", "Абадзехи" и

"Шапсуги" для Большой Советской Энциклопедии. Основные труды самобытного

историка и краеведа, подготовленные им в свое время к печати, так и не

увидели свет. Об этом впоследствии с горечью сообщал проф. Л. И. Лавров,

посещавший Наврузова незадолго до ареста и гибели последнего в сталинских

лагерях.

Деятельное участие в работе Общества принимал Ш. И. Кубов, известный

не только как талантливый поэт, музыкант, но и как неутомимый собиратель

фольклорно-этнографического материала, проводивший по поручению правления

ОИА(Ч)АО разнообразную поисковую работу. Обучаясь в 1920-е годы в

Ленинградском институте современных восточных языков, где его наставниками

являлись проф. А. Н. Генко и акад. И. Я. Марр, он предпринял небезуспешную

попытку выявить в академических библиотеках и архивах Ленинграда творческое

наследие и биографии Умара Берсея, Шоры Ногмова, других адыгов, "проявивших

себя на поприще науки и искусства", пересылая обнаруженный материал в

правление Общества24.

Яркой и масштабной личностью 1920-х гг., с именем и деятельностью

которой связаны многие важнейшие процессы и явления национально-культурного

строительства, в т. ч. организационное становление и развитие в Адыгее

общественных и гуманитарных наук: педагогики, истории, этнологии, являлся

Сафербий Хацуцевич Сиюхов. С. X. Сиюхов проявил себя не только как крупный

организатор и руководитель народного образования, культуры, науки в Адыгее,

но и как талантливый ученый-исследователь, автор трудов и публикаций по

различным отраслям знаний и научных дисциплин, популяризатор достижений

науки и культуры в широких массах населения. Возглавляя в 20-е годы отдел

народного образования Адыгоблисполкома, он одновременно руководил работой

упоминавшейся редакционно-издательской комиссии, а также терминологической

и Методического совета. Его вклад был во многом решающим в определении

направлений, стратегии и тактики научно-исследовательской и практической

деятельности вверенных ему структур и подразделений и достигнутых при этом

результатов.

Детищем С. X. Сиюхова было и Общество изучения Адыгейской автономной

области. С момента учреждения первой краеведческой организации в 1924 г. и

по 1927 г. он не только проводил основную организационную и научно-

методическую работу, вел заседания Правления и общих собраний Общества,

будучи его фактическим руководителем, но и выступал на них с научными

докладами и сообщениями: "О планах и методах предстоящей работы Общества",

"Об археологических исследованиях профессора А. А. Миллера в Адыгее...", "О

черкесских богатырях — нартах. Сохранились, к сожалению, лишь сокращенные

стенограммы этих и других выступлений С. X. Сиюхова на заседаниях Общества.

"Сын и историограф своего народа, глубоко любящий его"25, он и в

дореволюционное время, и в советский период огромное внимание уделял

правильной постановке и организации сбора, обработки, систематизации и

публикации краеведческого, полевого фольклорно-этнографического,

литературного материала об историческом прошлом адыгов, активно

публиковался в печати по названной тематике.

Различным темам и сюжетам национальной истории посвящен ряд его

дореволюционных работ: "Этнографические наброски" (1913 г.), "Коронованные

палачи" и "Перед национальной катастрофой" (1914 г.), "Очерк жизни и нравов

черкесов, населяющих Кубанскую нагорную область" (1915 г.) и другие. Многие

из материалов С. X. Сиюхова, в которых затрагиваются вопросы истории,

развития просвещения, народного образования, культуры адыгов, сравнительно

недавно переизданы в Майкопе и Нальчике26. Введено в научный оборот и

большое рукописное наследие С. X. Сиюхова, содержащее ценный историко-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.