бесплатно рефераты
 

Рабство в Древнем Египте и Месопотамии

Рабство в Древнем Египте и Месопотамии

Введение

История древнего Востока – это история древнейших классовых обществ на

нашей планете. В Европе лишь цивилизации, возникшие на островах и, полу-

островах Эгейского моря, могут быть по древности сравнены с некоторыми

относительно более поздними из древневосточных цивилизаций.

Почему же самые древние в мире классовые общества возникли на Востоке?

Любое человеческое общество живет а развивается в конкретных природных

условиях и находится с ними во взаимодействии, которое так или иначе

проявляет себя на протяжении всей его истории; при этом, чем ниже

технический уровень развития общества, тем сильнее влияет на него

географическая среда. Раньше перешли от доклассовой структуры общества к

классовой те народы, которые жили в условиях,, более благоприятных для

развития производительных сил. Под словом "благоприятные" надо в данном

случае понимать прежде всего особенности природной среды, способствующие

производству не только продукта, необходимого для поддержания жизни всего

коллектива, но ж прибавочного продукта, который поступает сначала в

распоряжение, а затем и в собственность тех, кто захватывает руководство

обществом и его производственной деятельностью.

Прибавочный продукт создает возможность образования общественных

классов, противостоящих друг другу в процессе производства и в своем

отношения: к собственности на средства производства. Безусловно, создание

прибавочного продукта облегчалось там, где почва была мягче, плодородней и

в достаточной мере увлажнялась дождями или разливами рек, а климат

содействовал минимальный жизненным потребностям (не требовалось, например,

тёплой одежды, обуви, топлива и т. п.), где природа (при низкой технической

вооруженности общества) щедрее вознаграждала человеческий труд, наконец,

где существовала возможность наряду с земледелием развивать скотоводство,

продукты которого способствовали быстрейшему и рациональному удовлетворению

жизненных потребностей людей, и тем самым увеличивалась возможность

создания прибавочного продукта.

Всем вышеперечисленным условиям удовлетворяли многие территории в зоне

северных субтропиков Азии и Африки. В частности, население Ближнего

Востока, родины многих полезных злаков и диких животных, поддающихся

приручению, к концу IV тысячелетия до н. э. имело уже 4-5 тыс. лет

земледельческого опыта. Это позволило использовать прибрежные, легкие для

обработки наносные земли даже таких рек, как Нил и Евфрат. Именно долимы

этих рек и стали древнейшими очагами классовых обществ и цивилизаций. По-

видимому, позднее цивилизации возникли также в долинах рек Инда и Хуанхэ.

Разливы рек облегчали организацию искусственного орошения. Создание

крупных ирригационных сооружений требовало совместных усилий огромных масс

людей, направляемых сильной властью, которую общинные органы управления

контролировать уже не могли. Чем важнее становилась эта задача, тем больше

отрывалась власть от народа. Накопление богатств по мере развития

скотоводческого, земледельческого, ремесленного производства приводило к

войнам, а войны - к усилению власти вождя и его вооруженных сил,

противостоящих традиционной родоплеменной военной организации. Все эти

обстоятельства способствовали тому, что в ряде обществ возникающие

государства приобретали форму деспотии. Впервые древневосточная деспотия

сложилась в Египте, затем в Месопотамии и других странах. Недеспотические

формы государства также были известны древнему Востоку.

Население стран, примыкавших к бассейнам великих рек, хотя и создавало

собственные цивилизации, естественно, воспринимало многие черты культуры и

даже государственных институтов, созданных жителями долин этих рек.

На древнем Востоке, особенно ни Ближнем Востоке, где своеобразные

формы зависимости типа илотии уживались даже со значительным развитием

товарного хозяйства в более поздний период рабовладельческого общества. На

роль рабства типа плотин на Востоке первым обратил внимание в ряде свои"

научных выступлений В. В. Струве, однако он не развил эту теорию в своих

печатных работах.

Следует отметить, что подневольные работники типа илотов в обыденной

жизни нередко настолько отличались от частных рабов, что многие древние

народы терминологически выделяли их из остальных рабов (например,

вавилоняне), в то же время другие. (например, греки, хетты) четко включали

их в общее понятие "рабы". Однако, как ни важно осмысление какого-либо

явления самими древними, для современного историка важнее выявить

объективное экономическое содержание данной категории людей. С этой точки

зрения рабов типа илотов, лишенных собственности на средства производства и

обычно считавшихся собственностью .государства - их господина, следует

относить к тому же эксплуатируемому классу, что и частных рабов. При

патриархальном рабстве формы рабовладельческой эксплуатации - менее

определенны и четки и классовые антагонизмы, обычно не столь остры, как при

рабстве классического типа.

Что касается. количества "классических рабов" на древнем Востоке, то

"отношении большинства восточных, обществ мы не знаем, сколько было таких

рабов и потому не, можем утверждать, что их было обязательно много. Именно

это обстоятельство служило одним из аргументов для тех, кто подвергал

сомнению рабовладельческий характер древневосточных обществ. Однако

рабовладельческие отношения не могли быть всюду, одинаковыми ни по своему

характеру; ни по числу эксплуатируемых лиц.

Разные периоды истории в странах Востока нам известны далеко не в

равной степени. Имеются довольно продолжительные периоды, об истории

которых наши сведения скудны или совсем отсутствуют. Это объясняется

состоянием источников и случайностью археологических находок. Например, от

времени правления в этой стране XVIII династии дошло множество источников,

дающих возможность изложить достаточно подробно историю Египта того

времени. Экономическую историю городов Месопотамии начала II тысячелетия до

н. э., в которых тексты документов записывали на глиняных плитках, мало

поддающихся разрушению, мы знаем довольно хорошо; история Месопотамии

последних веков до нашей эры, когда писали на быстро разрушающемся

пергамене, нам почти неизвестна. Часто весьма неточны (в особенности для

некоторых периодов и стран) наши сведения о древней хронологии, поскольку

не существовало постоянных эр, т. е. точек отсчета времени, и нередко

появление новых фактов заставляет исследователей полностью пересматривать,

казалось бы, давно и точно установленные хронологические даты. Источники,

особенно наиболее древние, часто написаны сложными и неоднозначными

системами письмен; постоянно продолжающаяся работа над текстами нередко

приводит к необходимости давать новые переводы источников, пересматривать

ставшие привычными формы чтения имен собственных и названий городов и

стран.

Изучение истории древнего Востока имеет не только академический

интерес. Поскольку в ведущих странах древнего Востока процесс возникновения

общественных институтов, характерных для классового общества, происходил

ранее всего и, стало быть, без какого-либо взаимодействия с уже

сложившимися до того цивилизациями, постольку он происходил здесь в

наиболее чистом виде. Потому при изучении его мы сталкивались с вопросами,

имеющими важнейшее общетеоретическое и практическое значение: здесь

рассматриваются проблемы особенностей исторического развития народов

Востока, появления имущественного и общественного неравенства,

возникновения классов, государства, моногамной семьи, зарождения

современных религий, этнических общностей, важнейших достижений культуры.

То или иное решение любого из этих вопросов имеет отнюдь не отвлеченный

характер: прямо или косвенно оно всегда связано с идеологией современных

классов в странах Азии и Африки и политическими платформами их партий.

Вокруг многих из этих вопросов вдет острая идеологическая борьба.

1. Источники и характер рабства в Египте

1.1 Раннее царство 3000 г. до н. э. Предпосылки рабства.

По материальным памятникам можно было установить уровень развития

производительных сил, особенности изобразительного искусства и отчасти

зодчества, а также многие стороны тогдашнего быта. Но стоило обратиться к

письменным источникам, как начинались трудности. И не потому, что

письменных источников было мало. Нет, их было порядочно, но они были очень

краткие и часто маловразумительные из-за непривычной древности начертаний,

правописания и словаря. Подавляющее большинство письменных памятников

представляло собой откатки печатей, так называемых цилиндров, на глинистом

иле, которым залепляли горлышки у сосудов с припасами. Самих печатей

сохранилось много меньше. В значительном количестве дошли ярлыки из дерева

и слоновой кости, прикреплявшиеся к тем или иным припасам, а также надписи

на посуде. Надписей на зданиях и изваяниях дошло немного. Больше

сохранилось приписок к изображениям и именных надгробий. Разумеется, при

таком составе и при таких качествах вклад письменных источников в дело

изучения Раннего царства, сколь бы важен он ни был, оставался все же

ограниченным.

Рассмотрим, как развилась цивилизация в Египте во времена I-II

династий. Все говорит о большом и давнем опыте в изготовлении и

употреблении орудий из меди. Правда, то была медь в природном виде, не

искусственный сплав ее с оловом, т. е. еще не бронза. Но и такое широкое

применение кованых орудий означало наступление новой эпохи кузнечного

ремесла. Насколько современники II династии привыкли изготовлять орудия из

меди, свидетельствует тот факт, что целые наборы их хрупких подобий -

тоненькие ножи, резцы, тесла, топоры - изготовлялись для умерших именно из

нее. Времени той же династии принадлежит каменная плита зажиточного

плотника Уабхнему из его гробницы неподалеку от Белых Стен. Судя по надписи

на плите, плотник желал иметь и на том свете медную пилу и по медному же

резцу двух разных типов. Впрочем, ковали орудия при II династии подчас

довольно-таки первобытным способом.

«Из других металлов сколько-нибудь заметное применение в Раннем

царстве имело золото в его естественном сплаве с серебром, но, разумеется,

не для изготовления орудий» [2, с. 295].

Однако, как ни много значила медь в хозяйстве, каменный век еще далеко

не изжил себя. Это доказывают находки многочисленных кремневых орудий -

ножей и ножичков, разнообразных скребков, наконечников стрел и т. п. - в

разных концах страны, в погребениях не только простых людей, но даже самих

царей, притом как I, так и II династии.

«При этом кремневые орудия не только продолжали употреблять, но

совершенствовали и видоизменяли, что говорит о полной их производственной

жизненности и пригодности. Выделка ножей стала грубее, как бы знаменуя

качественный упадок данного ремесла, но и высекать их стали с рукоятками и,

чем ближе к концу II династии, тем все более и более прямыми. Скребки

постепенно обретали более правильные, а иные орудия граненые очертания,

распространялись новые, изощренные наконечники стрел. На кремневых орудиях

из царских гробниц в Абидосе В. М. Флиндерс Питри проследил, как быстро

происходили изменения - нередко всего за несколько царствований» [3, с.

94].

Каменным орудиям предстояла великая будущность в Египте с развитием

там строительства и ваяния из камня. В Раннем царстве то и другое только

зарождалось. Каменные изваяния высекали еще до и во время I династии, но

даже от II династии их дошло до нас не очень много. Строители пользовались

камнем довольно скупо, правда, далеко не столь редко, как то представлялось

прежде. Уже при I династии в гробнице Хора Простирателя в Абидосе был

каменный пол. Камень же в значительных количествах использовался при

строительстве больших гробниц на севере страны - для облицовки помещений,

перекрытий, настилов на них, проемов дверей, спускных преград и т. д. От

конца I и времени II династии мы располагаем не только внушительным

количеством каменных плит, использованных в погребальных сооружениях

частных лиц, не только обширным склепом Хора-Сета, Воссиявшего Двумя

Жезлами с полом и стенами из камня, но и каменным косяком от дверей храма,

поставленного Хором, Воссиявшим Жезлом в древнем священном верхнеегипетском

городе Гиераконполе. Судя по приемам, применявшимся впоследствии, камнеделы

и в Раннем царстве должны были широко пользоваться каменными орудиями,

обрабатывали ли они отдельные глыбы или вырубали склепы в известняке.

«Но имеются ясные указания на употребление камнеделами и медных

орудий. Некоторые глыбы от сооружений I династии поражают не одной

величиной, но и тем, как превосходно они отесаны. На отдельных плитах

отчетливо видны следы применения медных орудий» [1, с. 61].

Видимо, с использованием медных орудий для обработки камня связаны

перемены в изготовлении посуды. Раннее царство для разных нужд и в огромном

количестве производило посуду из обожженной глины, хотя достоверно

неизвестно, знало ли оно гончарный круг. В ходу была также посуда из так

называемого египетского фаянса, употреблялась и медная. Тем не менее, и в

верхних и в средних слоях общества при первых двух династиях была

распространена как никогда прежде посуда из камня, особенно более мягкого

(преимущественно алебастра), послушного орудиям из меди.

Велико должно было быть значение медных орудий для обработки дерева,

что весьма широко было распространено в Раннем царстве, как ни в какое

другое время фараоновского Египта. Конечно, в раннеегипетскую пору в

основном строили из кирпича-сырца, и, хотя он был сравнительно недавним

нововведением, строители достигли в пользовании им значительных успехов:

кирпичный свод знали не только при II, но уже в конце I династии. Однако

наряду с кирпичом Раннее царство щедро пользовалось деревом. Страна была

тогда, видимо, много богаче им, чем впоследствии. На изображении соседнего

с Нильской долиной нагорья, относящемся, вероятно, ко времени Хора

Скорпиона, видны ряды густолиственных деревьев. Подземные склепы царей I

династии в Абидосе, обшитые изнутри деревом, выстланные им же поверх

хитроумных подполий и перекрытые могучими бревнами, свидетельствуют о

большом мастерстве ремесленников по дереву. О том же говорит умелое и

смелое применение дерева при сооружении больших гробниц на кладбище у Белых

Стен (Мемфиса) и в других местах страны. О большом мастерстве

свидетельствуют и остатки деревянной обстановки, сохранившиеся до нашего

времени.

«Неясным представляется, в какой мере использовались медные орудия при

обработке слоновой кости, которой Раннее царство уделяло внимания больше,

чем любое другое время египетской древности. При I династии обработка

слоновой кости развилась в существенную отрасль ремесленного производства.

Поделки того времени из слоновой кости дошли до нас в количестве поистине

неимоверном, и пользовались ими как верхние, так и средние слои общества.

Изготовляли же из нее самые разнообразные вещи - от частей обстановки до

наконечников стрел! Было бы любопытно знать, какие орудия предпочитали эти

искусники-косторезы - кремневые или медные» [2, с. 302].

Раннее царство жило в медном веке, но и каменный век не был еще изжит.

Сам по себе медно-каменный век не сулил больших производственных

возможностей, но его своеобразие в Египте заключалось в том, что природные

условия страны позволяли даже на таком уровне развития овладеть такой

могучей производительной силой, как Нил, и заложить прочную основу для

сказочного роста производительности земледельческого труда.

Могучий Нил не только поил, но и отлагал, ежегодно разливаясь,

прибрежную почву - плодородный ил. Но прежде чем река стала основой

земледелия, ее должен был освоить человек. Без его труда, без искусственных

осушения и орошения страна осталась бы топкой низиной посреди зыбучих

песков.

«Осваивать реку, создавать осушительно-оросительную сеть - копать

протоки, делать насыпи, содержать в исправности, открывать и закрывать те и

другие - возможно было с помощью самых несложных орудий - землекопной

мотыги и корзины для переноски земли. В представлении современников I

династии любая "область" их страны была прежде всего орошаемой землей,

потому что само слово "область" ("ном" греков) уже в те дни писали знаком,

изображавшим землю, поделенную оросительной сетью на четырехугольные

участки наподобие игральной доски. Весь пересеченный осушительно-

оросительными сооружениями Египет уже при I династии должен был быть

страной исключительного плодородия» [2, с. 315].

Как и в последующие времена, узкая долина реки - Верхний Египет - и

веерообразно расширяющееся Низовье, многорукавное, близкое к морю,

переполненное влагой и заболоченное, были освоены неодинаково. При I

династии и даже раньше Верхний Египет на письме обозначался знаком степного

растения, произрастающего на полоске наносной земли, тогда как Низовье,

страну болотных зарослей, олицетворял куст папируса. Конечно, это не

значит, что Низовье было сплошь заболочено. И в Раннем царстве здесь были

значительные города, многолюдные поселения, процветало виноградарство, и

уже при I династии различали ячмень "нижнеегипетский" и "верхнеегипетский".

В гробницах современников той же династии кроме ячменя найдена была также

пшеница-двузернянка.

«Земледельческие орудия были тогда в общем те же, что и в последующем

Старом царстве. Плуг с очень коротким еще дышлом, но во всем остальном

такой же, как впоследствии, засвидетельствован изобразительно в письменах

времени II династии. Помол зерна, как и в последующие века, производился

вручную: грубые зернотерки - два жернова, из которых меньшим на большем

растирали зерно, - дошли до нас от того же времени. Таким образом,

земледелие в Раннем царстве велось примерно так же, как и в последующем

Старом» [2, с. 321].

То же можно сказать о некоторых других отраслях земледелия. В

погребениях времени I династии были найдены льняные веревки и полотна, из

которых некоторые изумительного качества (в условиях сухого египетского

климата ткани сохраняются отлично). Подобные полотна лучше всяких слов

говорят о замечательном умении пользоваться ткацким станком, о большом и

долгом опыте в ткацком деле, а следовательно, и о развитом льноводстве. На

цветущее состояние виноградарства при I и II династиях указывают

бесчисленные винные сосуды: целые или разбитые, они найдены в гробницах

того времени. Судя по хозяйственным печатям на иле, которым закрепляли

горлышки сосудов, виноградарство процветало, как и в более поздние времена,

в Низовье, "сады" на печатях называются в связи с "красным домом",

нижнеегипетским казнохранилищем, особенно часто при II династии. Тогда же

рядом с названиями садов упоминается северная столица Белые Стены, и

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.