бесплатно рефераты
 

Происхождение государства

Происхождение государства

Содержание.

| |стр. |

|Введение: общество и власть. ………………………... |3 |

|1. Плюрализм теории происхождения государства. |4 |

|2. Первобытное (догосударственное) общество: …… |6 |

|а). ирокезский род, | |

|б). греческий род, | |

|в). род в Риме, | |

|г). род в кельтов и германцев. | |

|Заключение. …………………………………………… |21 |

|Литература и источники. ……………………………... |23 |

Введение

Общество и власть

Общество есть продукт взаимодействия людей, определенная организация

их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается

в многообразных (экономических, нравственных и других) связях и отклонениях

между людьми, их объединениями и общностями. Это сложная саморазвивающаяся

система связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми,

этническими, семейными, сословными, классовыми отношениями и интересами. В

обществе прежде всего действуют не биологически, а социальные законы.

Рассмотрение общества в качестве системы общественных отношений,

основу которых составляют экономические (материальные) отношения,

позволяет, во-первых, подходить к нему конкретно – исторически, выделять

различные общественно – экономические формации (рабовладельческое,

феодальное, капиталистическое, социалистическое общество); во-вторых,

выявить специфику главных сфер общественной жизни (экономической,

политической, духовной); в-третьих, четко определить субъектов социального

общения (личность, семья, нация и другие).

Общество появилось когда люди выделились из мира животных. Человек –

его главная предпосылка и первичная клетка, ибо, как говорил еще

Аристотель, человек есть существо общественное. Поэтому важнейшая черта

общества заключается в том, что оно представляет собой систему взаимосвязей

различных существ. взаимодействуя с обществом, человек развивается сам и

развивает свои социальные свойства и силы, и тем самым становится личностью

и стимулирует прогресс общества.

В различные периоды исторического развития общество принимало

различные формы, изменялись степень его зрелости, внутренне строение, то

есть экономическая, социально-классовая, политическая структура.

Первобытное общество, например, было более или менее однородно-

коллективистским, не знало социального и другого расслоения. Постепенно

структура общества изменялась: с изменением экономических отношений

появились социальные общности, группы, классы, имеющие свои интересы и

особенности. Вместе с человеческим обществом возникает социальная власть

как его неотъемлемый и необходимый элемент. Она предает обществу

целостность, управляемость, служит важным фактором организованности и

порядка. Это стимулирующий элемент, обеспечивающий обществу

жизнеспособность. Под воздействие власти общественные отношения становятся

целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых

связей, а совместная жизнь людей становится организованной. Таким образом,

социальная власть есть организованная сила, обеспечивающая способность той

или иной социальной общности – рода, группы, класса, народа (властвующего

субъекта)1 – подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные

методы, в том числе метод принуждения. Она бывает двух видов –

неполитическая и политическая (государственная).

Власть – явление надстроечное, ее природа, свойства, функции

определяются экономическими отношениями, базисом общества. Однако она не

может функционировать помимо воли и сознания людей. Власть означает, с

одной стороны, передачу (навязывание) властвующих своей воли подвластным, а

с другой стороны подчинения подвластных этой воле. Воля прочно соединяет

власть с ее субъектами. Власть принадлежит той социальной общности, воля

которой в ней воплощена. Бессубъектной, то есть ни кому не принадлежащей,

власти нет и не может быть. Вот почему в учении о власти важное место

занимает «властвующий субъект» - первоисточник власти.

Иногда субъект и объект власти совпадают, но чаще всего властвующий и

подвластный отчетливо различаются и занимают различное положение в

обществе.

Власть может быть слабой, но лишенная силы, она перестает быть

реальной властью, так как не способна претворять властную волю в жизнь.

Власть бывает сильна поддержкой, доверием народных, то есть опирается на

силу авторитета. Определяющая черта власти – способность властвующих

навязывать окружающим свою волю, господствовать над подвластными.

1. Плюрализм теории происхождения государства

Плюрализм народных взглядов на теорию происхождения государства и

права обусловлен историческими особенностями развития общества,

своеобразием тех или иных регионов мира.

К наиболее известным относятся следующие теории:

1. Теологическая (Ф. Аквинский). Широкое распространение получила при

феодализме. Согласно данным воззрениям государство является

результатом проявления божественной воли, практическим воплощением

власти бога на земле. Народ должен беспрекословно подчиняться всем

велениям государственной воли, как продолжению воли божественной.

2. Патриархальная (Аристотель, Филмер, Михайловский). По утверждению

Аристотеля, государство – наилучшая форма человеческого общения в

целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья.

Власть монарха – естественное продолжение власти отца (патриарха),

который заботится о членах своей семьи.

3. Патримониальная (Галлер). Представители этой теории считают, что

государство произошло от права собственника на землю (патримонизм).

Из права владения землей власть автоматически распространяется и на

проживающих на ней людей.

4. Договорная. (Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо,

П. Гольбах, А. Радищев). По мнению этих мыслителей, государство

возникло в результате общественного договора о правилах совместного

проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни

государства, ни права. В догосударственном состоянии в условиях

«золотого века» (Ж.-Ж. Руссо) или «войны всех против всех» (Т.

Гоббс) люди жили в соответствии со своими естественными правами. Но

не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать

его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для

устранения такого социального «порока» люди объединились и

заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих

им от рождения, они передают государству, как органу,

представляющему их общие интерес, а государство, в свою очередь,

обязуется обеспечить права человека. Если же условия договора

нарушаются, то народ приобретает право на революцию.

5. Теория насилия. (Дюринг, Каутский). Сторонники этой теории

утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем

завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и

организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли

Л. Гумпиловича, «мы можем признать главные, основные части,

действительно краеугольные камни государства, - в племенах, которые

мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен

создается государство. Они и только они предшествуют государству.»

[Л. Гумпилович. Общее учение о государстве. Сиб-1910.С-47, 120-

121.] Теория проповедовала культ насилия, завоевания,

эксплуатации, порабощения одних народов другими.

6. Психологическая. (Л. Петражицкий). Возникновение государства

объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида

жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета.

7. Марксистская. (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов).

Согласно этой теории, государство есть результат изменения

социально-экономических отношений, способа производства, итог

возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает

средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над

другими. С уничтожением классов отмирает и государство.

Существуют и иные, менее известные теории происхождения государства.

Каждая из них является лишь определенной ступенькой к познанию истины.

2. Первобытное (догосударственное) общество

Наша литература длительное время освещала до государственное общество,

опираясь главным образом на книгу Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной

собственности и государства». Она была написана на основе вышедшего в 1877

г. фундаментального исследования Л. Моргана «Древнее общество», в котором

прослеживается жизнь североамериканских индейских племен. К концу XX века

благодаря успехам археологов и этнографов представления о первобытном

обществе существенно обогатились, был преодолен односторонний евро-

центристский взгляд на древнюю историю, в орбиту научного осмысления была

включена история всех регионов Земного шара.

Сегодня научная периодизация до-государственного общества

обосновывается по-новому. Для теории государства и права определенную

методическую ценность имеет выделение двух главных периодов в развитии

первобытного общества, а следовательно, и двух способов его существования и

воспроизводства: присваивающей экономики (охота, рыболовство,

собирательство), производящей экономики (земледелие, скотоводство,

металлообработка, керамическое производство). Первобытному периоду в

основном соответствует материнский род (матриархат), второму –

патриархальный (патриархат).

Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом

организовано, т.е. организационно оформлено. В противном случае оно

обречено на превращение в стадо, толпу.

Морган был первый, кто со знанием дела попытался внести в предысторию

человечества определенную систему.

Их трех главных эпох – дикости, варварства, цивилизации – его занимают

только две первые и переход к третьей.

Каждую из этих двух эпох он подразделяет на низшую, среднюю и высшую

ступень сообразно с успехами в производстве средств и жизни, потому что,

говорит он, «искусность в этом производстве имеет решающее значение для

степени человеческого превосходства и господства над природой; из всех

живых существ только человеку удалось добиться почти неограниченного

господства над производством предметов питания. Все великие эпохи

человеческого прогресса более или менее прямо совпадают с эпохами

расширения источников существования.

I. Дикость

1. Низшая ступень. Детство человеческого рода. Люди жили, частью по

крайней мере, на деревьях. Пищей служили им плоды, коренья, орехи;

главное достижение этого периода – возникновение членораздельной

речи.

2. Средняя ступень. Начинается с введения в употребление в пищу рыбы,

и с применения огня. Люди стали независимыми от климата и

местности. Вследствие постоянной необходимости в источниках питания

на этой ступени, по-видимому, появилось людоедство.

3. Высшая ступень. Начинается с изобретения лука и стрелы. Для эпохи

дикости лук и стрела были тем же, чем стал железный меч для

варварства и огнестрельное оружие для цивилизации, - решающим

оружием.

II. Варварство

1. Низшая ступень начинается с введения гончарного искусства,

приручением и разведением животных, возделыванием земли.

2. Средняя ступень. На востоке начинается с приручения домашних

животных, на западе – с возделывания съедобных растений (маис).

3. Высшая ступень. Начинается с плавки руды и переходит в цивилизацию

через изобретение буквенного письма. Мы встретим здесь плуг с

железным лемехом, с домашним скотом в качестве тяги, благодаря

которому стало возможно земледелие.

Итак, моргановскую периодизацию можно обобщить так: дикость – период

прямого присвоения готовых продуктов питания. Варварство – период введения

скотоводства и земледелия. Цивилизация – период освоения дальнейших

продуктов природы.

Исторически первой формой организации доисторического общества явилась

родовая община. Личная, родственная связь сплачивала всех членов родов. Это

единство упрочняли также коллективный труд, общее производство и

уравнительное распределение.

Морган разъяснил пункты древней греческой и римской истории и

одновременно с этим неожиданно вскрыл перед ними основные черты

общественного устройства первобытной эпохи до возникновения государства.

В качестве классического рода первоначальной эпохи Морган берет род

ирокезов, особенно род племени сенека. В этом племени имеются восемь родов,

носящих названия животных: 1) волк, 2) медведь, 3) черепаха, 4) бобр, 5)

олень, 6) кулик, 7) цапля, 8) сокол. В каждом роде существуют следующие

обычаи:

1. Род выбирает своего «сахема» (старейшину для мирного времени) и

вождя (военного вождя). Сахем должен был избираться из состава

самого рода, и его должность была наследственной, поскольку после

освобождения она должна была немедленно снова заниматься;

военачальника можно было выбирать и не из членов рода, а временно

должность его могла оставаться ни кем не занятой. Сахемом ни когда

не выбирали сына предыдущего сахема, так как у ирокезов

господствовало материнское право и сын, следовательно. принадлежал

к другому роду, но часто выбирали его брата или сына сестры. В

выборах участвовали все мужчины и женщины. Но выбор подлежал

утверждению со стороны остальных семи родов, и только после этого

избранный торжественно вводился в должность и притом общим советом

всех ирокезов. Власть сахема внутри рода была отеческая, часто

морального порядка, средствами принуждения он не располагал. Вместе

с тем он по должности состоял членом совета племени сенека, равно

как и общего совета союза ирокезов. Военный вождь мог приказать что-

либо лишь во время походов.

2. Род по своему усмотрению смещает сахема и военного вождя. Это

решается совместно мужчинами и женщинами. Совет племени может

сместить и сахема даже против воли рода.

3. Никто из членов рода не может брать жену внутри членов рода.

Открытием этого простого факта Морган впервые вскрыл сущность рода.

4. Имущество умерших переходило к другим сородичам, оно должно было

оставаться в роде.

5. Сородичи обязаны были оказывать друг другу помощь, защиту, и, в

особенности, помогать мстить за обиду, нанесенную чужими. Отсюда из

кровных уз рода возникала обязанность кровной мести.

6. Род имеет определенные имена или серии имен. Имя отдельного члена

рода указывало к какому роду он принадлежит. С родовым именем

неразрывно связаны и родовые права.

7. Род может усыновлять посторонних и таким образом принимать их в

члены племени. У ирокезов торжественное принятие в род происходило

во время публичного заседания совета племени, часто превращало это

торжество в религиозную церемонию.

8. Религиозные церемонии индейцев более или менее связаны с родом.

9. Род имеет общее место погребения.

10. Род имеет совет – демократическое собрание всех взрослых членов,

мужчин и женщин, располагающими равным правом голоса. Этот совет

выбирал и смещал сахемов и военных вождей, а также остальных

«блюстителей веры», он выносил постановления о выкупе или кровной

месте за убитых сородичей, он принимал чужих в состав рода. Одним

словом, он был верховной властью в роде.

Таковы права типичного индейского рода. Все его члены – свободные

люди, обязанные охранять свободу друг друга. Обладая равными личными

правами, ни сахем, ни военный вождь не претендуют ни на какие личные

преимущества. Род представляет собой братство. связанное кровными узами.

Свобода, равенство, братство – хотя это ни когда не было сформировано –

были основными принципами рода, а род, в свою очередь, был единицей целой

общественной системы, основой организованного индейского общества. Этим

объяснялось непреклонное чувство независимости и собственного достоинства,

которые каждый должен признать за индейцами.

У очень многих индейских племен насчитывалось более пяти или шести

родов, мы встречаем организацию особых групп, по три, четыре и более родов

в каждой. Морган называет такую группу фратрией (братством).

Как несколько родов образуют фратрию, так несколько фратрий в

классической форме родового строя образуют племя.

1. Для отдельного племени характерно собственная история и собственное

имя.

2. Племени свойственен диалект.

3. Право торжественно вводить в должность избранных родами сахемов и

военных вождей.

4. Право смещать их даже против желания их рода. Так как эти сахемы и

военные вожди состоят членами совета племени, то эти права племени

по отношению к ним объясняются сами собой.

5. Совет племени занимался обсуждением общих дел. Он состоял из всех

сахемов и военных вождей отдельных родов, их подлинных

представителей, потому что они в любой момент могли быть смещены.

Совет племени заседал публично, окруженный членами племени, которые

имели право быть выслушанными. Он принимал и отправлял послов,

объявлял войну и заключал мир.

Защита подвергшейся нападению области, принадлежащей племени

осуществлялась дружинами добровольно. Когда несколько дружин соединялись

для какого-либо предприятия, каждая из них подчинялась собственному вождю.

У некоторых племен мы встречаем верховного главу, полномочия которого

были весьма невелики. Это был один из сахемов, который должен был в

случаях, требующих немедленного действия, принимать временные меры до того,

как сможет собраться совет и принять окончательное решение. Тут мы видим

слабый, но в дальнейшем развитии оставшийся бесплодным, зачаток органа,

обладающего исполнительной властью. Последняя, в большинстве случаев, если

не везде развилась из функции верховного военачальника.

Союзы между родственными племенами заключались местами в случае

временной нужды и с ее устранением распадались. В отдельных местностях

изначально родственные но разобщенные племена вновь объединялись в

длительные союзы, делая, таким образом, первый шаг к образованию наций.

Самое позднее в начале XV века развился «вечный союз» – федерация, которая

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.