бесплатно рефераты
 

Послесталинская национальная политика СССР

ЦК. Они руководили центральными комитетами союзных республик Средней Азии и

Закавказья, первые секретари которых были членами ЦК КПСС, два из них даже

кандидатами в члены Политбюро(Мджаванадзе, Рашидов). Так, секретарю одного

из московских райкомов Ломоносову было поручено руководить, как

председателю Среденазиатского бюро ЦК КПСС, четырьмя союзными республиками

- Узбекистаном, Таджикистаном, Киргизией и Туркменией. Таким образом,

союзные республики, находящиеся по конституции между собой и Москвой в

прямой федеративной связи, к тому же, согласно той же конституции,

"суверенные" в осуществлении власти в пределах своей территории, были

лишены своих, пусть даже бумажных, но все же конституционных прав и

поставлены под надзор московского наместника с чрезвычайными правами.

Грубо был нарушен и устав партии, согласно которому центральные

комитеты компартий союзных республик находятся в прямой связи и

непосредственном подчинении ЦК КПСС.

Не было никакого сомнения, что эта акция находится в общей связи с

подготовкой ликвидации федерации и преобразования союзных республик в

административно-экономические регионы. К этому выводу приходишь, когда

знакомишься с персональным составом названных бюро ЦК. Вот состав

Среденазиатского бюро. В нем представлены четыре национала - первые

секретари центральных комитетов перечисленных республик и пять русских

чиновников: председатель Среднеазиатского совнархоза, начальник главного

управления по ирригации, начальник Среденазиатского управления по

хлопководству, управляющий Среднеазстроем и сам председатель бюро ЦК КПСС.

Из этого состава видны функции бюро ЦК - завершить экономическое

районирование в Средней Азии, в результате которого исчезнет их национально-

государственный статус.

Это должно было произойти в те же сроки, которые Программа КПСС назвала

для построения коммунизма в СССР, - до 1980 года. К этой дате должно было

завершиться и слияние всех наций СССР в одну коммунистическую нацию.

Цитированный автор из Академии наук СССР писал на этот счет: "Взаимная

ассимиляция наций по сути дела денационализирует национально-

территориальные автономии и даже союзные республики, приближая и с этой

стороны советское общество к пункту, за которым полное государственно-

правовое слияние наций станет делом обозримого будущего" Думаю, что лучше

чем он, сказать я не могу и поэтому выделил слова курсивом.

Когда собственные выдвиженцы Хрущева свергли его путем заговора, то все

предпринятые и намечаемые им реформы были объявлены плодом его необузданной

фантазии, плодом субъективизма и волюнтаризма. Этим объяснили даже его

всемирно-историческую заслугу - разоблачение культа и преступлений сталина,

что доказала частичная ресталинизация в эру Брежнева. Была объявлена

ошибочной и его установка на ликвидацию национальных республик в ближайшем

будущем. Отсюда и решение брежневского руководства распустить

Среднеазиатское и Закавказское бюро ЦК КПСС. Вернулись к испытанной

сталинской великодержавной политике денационализации

национальностей,рассчитанной на длительный исторический период.

НАЦИИ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЯЗЫКИ В СССР.

На своем 24 съезде партия провозгласила , что термин "советский народ"

означает не то, что люди до сих пор считали(обобщающее понятие для людей

различных национальностей, живущих при общем для всех советском режиме), а

некое принципиально новое и даже феноменальное явление: "советский народ" -

интернациональная нация! Читайте официальное определение партии, что такое

"советский народ", в котором присутствуют все признаки нормальной нации:

"Советский народ - новая историческая , социальная и интернациональная

общность людей, имеющая единую территорию, экономику, социалистическую по

содержанию культуру, союзное общенародное государство и общую цель -

построение коммунизма... Общим языком... является русский язык" и тут же

приведена цитата из Ленина, что он еще в 1914 году предвидел "уничтожение

теперешних национальных перегородок"(БСЭ,т.24,ч.1,стр. 25)

Сталин говорил лишь о "социалистических нациях" Советского Союза,

Брежнев пошел дальше Сталина, провозгласив новую единую нацию, которая

исчезнет только вместе с исчезновением советской власти. Не страшна была

новая догма, страшными оказались её последствия. После 24 съезда последовал

ряд решений ЦК КПСС и центральных комитетов компартий союзных республик о

расширении программы изучения русского языка в школах за счет резкого

сокращения родного языка. Вот тогда впервые появилась идея не только о

постепенно переводе всех типов школ на русский язык обучения, но и о

создании специальной сети детских садов в национальных республиках для

нерусских детей на русском языке. В ход пустили и демагогию: "великий

русский язык - это язык великого Ленина!" Кто же из националов посмеет не

учить язык великого Ленина! Хотя конечной целью языковой политики всегда

оставалось превращение русского языка в общий язык для всех нерусских

народов, все же такой известный языковед, как Сталин(работа "Марксизм и

языкознание"), решил, что путь к этому лежит через национальную

консолидацию, то есть через слияние родственных наций и народностей в

отдельные "зональные нации" со своими "зональными языками". По

лингвистическим признакам языки народов Советского Союза ученые делят на

следующие группы:

1. Славянская группа(русские, украинцы, белорусы плюс национальные

подгруппы из западных славян).

2. Тюркская группа(узбеки, казахи, азербайджанцы, туркмены, карачаевцы,

балкарцы, хакасы, алтайцы, гагаузы, кумыки, ногайцы, уйгуры, шорцы,

крымчаки, киргизы, татары, чуваши, башкиры, якуты, каракалпаки, тувинцы и

др.)

3. Угро-финская группа(эстонцы, мордва, удмурты, марийцы,коми, карелы и

др.)

4. Летто-литовская группа(литовцы, латыши)

5. Армянская группа.

6. Картвельская группа(в основном грузины).

7. Романская группа(в основном молдаване).

8. Евреи

9. Иранская группа( таджики, осетины, курды)

10.Чечено-дагестанская группа( чеченцы, ингуши,бацбитцы, аврцы,

лезгины, даргинцы, лакцы и другие)

11.Германская группа(немцы)

12. Абхазо-адыгейская группа(абхазцы, адыгейцы, кабардинцы, черкесы,

абазинцы)

Языковая политика Кремля в отношении каждой из названных групп

первоначально ориентировалась на завершение внутригрупповой языковой

консолидации и создание для некоторых групп общего литературного языка на

основе диалекта ведущего народа. "В условиях социализма могут происходить

частичные процессы добровольного слияния небольших этнических и

экстерриториальных национальных групп, вкрапленных в крупные

социалистические нации, с этими национальностями... Особенно важным в этом

процессе является усвоение сливающимися этнографическими и

экстерриториальными национальными группами языка крупной передовой

социалистической нации, среди которых эти националы живут"("Вопросы

философии,#9,1961). "Сближение и расцвет наций ... протекает не стихийно, а

планомерно... В нашем многонациональном государстве это осуществляется в

процессе единого государственного планирования"(там же)

Руководство Брежнева отошло от политики окольной русификации через

промежуточный этап "зональных языков" и "зональной ассимиляции". Оно

предпочло прямой путь "интернационализации" всех языков на основе русского

языка.

Пропаганда и навязывание русского языка нерусским народам

сопровождалось немеренным унижением национальных языков, как

"бесписьменных", "младописьменных" или "бесперспективных" языков.

Если Хрущев объявил изучение родного языка делом добровольным, то

Брежнев сделал еще один шаг вперед в политике руссификации - он объявил

русский язык не только межгосударственным языком для национальных

республик, но и государственным языком для самих республик и их жителей,

хотя формально и нет, по крайней мере, опубликованных, юридических актов

такого содержания. Третий его шаг был не менее антинациональным: именно

брежневское руководство заставило советских историков заново переписать всю

историю нерусских народов, положив в её основу новую историческую

концепцию. Новая историческая концепция была не только антинаучной, но и

кричаще антиисторической. Сверху были заданы три принципа, которые легли в

основу этой концепции:

1. Все нерусские народы присоединились к царской империи якобы сами,

добровольно;

2. Все национально-освободительные движения, противодействовавшие

этому, были реакционными движениями;

3.Включение этих народов в состав старой царской империи было

исторически прогрессивным актом для них.

Таким образом, последователи Ленина вернулись к старому его тезису о

слиянии всех наций в одну нацию, тогда как сам он от него отказался как

только встал во главе нового государства. Андропов сделал этот тезис

центральным пунктом своей национальной программы в своем докладе к 60-летию

образования СССР.

СТРАТЕГИЯ ЯЗЫКОВОЙ ДЕНАЦИОНАЛИЗАЦИИ.

Итак, как я уже сказал, наследники Ленина, сохраняя ленинскую ширму,

решили вернуться к дореволюционному Ленину и стать на новый "советский"

путь "перемалывания народов", чтобы создать одну общую коммунистическую

нацию с одним общим языком. Для этой цели была разработана новая

национальная стратегия, в которой четыре компонента играли решающую роль:

во-первых, вместо федерации, не меняя её формы, провести во всех сферах

государственной жизни иерархический принцип абсолютистского централизма,

превращающий союзные республики в чисто административно-географические

понятия; во-вторых, отказаться от прежней концепции национальной экономики

республик, допуская в этих республиках только такие "стройки коммунизма",

которые составляют интегральную часть общесоюзной экономики, и называя это

"разделением труда" между союзными республиками; в-третьих, проводить в

союзных республиках такую социальную политику, которая способствует

максимальной, не только классовой, но и национальной нивелировке, для чего

практиковать массовую миграцию славянского населения в прибалтийские,

кавказские и восточноазиатские регионы; в-четвертых, держать курс на

перевод всех партийных, государственных, хозяйственных, научных учреждений

и школ на русский язык, ограничив действие местных языков только сферой

пропаганды, художественной литературы и искусства.

Отцом этой стратегии был сам Сталин. Эту национальную стратегию

последовательно и методически проводят и наследники Сталина.

В отношении первых двух компонентов "национальная стратегия" Сталина

имела полный успех по одной общеизвестной причине: он начисто уничтожил

местные национальные кадры, которые считал потенциальными врагами новой

стратегии, и выдвигал на их место нерасуждающих карьеристов. Что же

касается последних двух компонентов - национального лица и национальных

языков, то тут дело оказалось сложнее, чем себе его представлял Сталин и

сменяющиеся лидеры партии. Уже из определения, которое дал Сталин нации,

видно, почему партия потерпела поражение в этом вопросе.

По Сталину, "Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность

людей, возникающая на базе общности четырех основных признаков, а именно:

на базе общности языка, общности территории, общности экономической жизни и

общности психического склада, проявляющегося в общности специфических

особенностей национальной культуры"(Сталин. Национальный вопрос и

ленинизм).

Как раз из этого, далеко не полного, определения нации видно, что если

территория есть величина данная, то все другие признаки нации сложились

тысячелетиями,а потому не только "устойчивы", но и не истребимы какими-либо

декретами.

Чтобы создать общую коммунистическую нацию, надо создать главный и

ведущий принцип нации и национальной культуры - один общий для всех язык.

Таким языком в условиях России мог быть только русский язык. Эту проблему

поставил тоже сам Сталин еще в конце 20-х годов в статье "Национальный

вопрос и ленининзм", заявив, что на первом этапе развития советской

культуры преобладал приоритет расцвета национальных языков, а вот на втором

этапе, по словам Сталина, сами нерусские нации почувствуют необходимость

иметь наряду со своим национальным языком, "один общий, межнациональный

язык", то есть нерусские народы сами объявят русский язык сначала вторым, а

потом и первым родным языком. Практическая языковая политика Кремля отныне

переключается на осуществление сталинской идеи создания одного общего языка

для всех национальных республик. Значительный вклад в теорию Сталина внес

здесь Хрущев, объявив, что изучение родного языка и обучение детей в школах

на родном языке - дело добровольное. После этого стали переводить все школы

на русский язык, сохранив родной язык только предметом добровольного

изучения.

Вот как обосновывал орган ЦК КПСС журнал "Вопросы истории КПСС" новый

языковый курс партии: "Все большее число родителей нерусской национальности

совершенно добровольно отдают детей в русские школы или ставят вопрос о

переводе обучения на русский язык... Опыт показывает, что обучение

нерусских детей на русском языке с младшего возраста значительно облегчает

им изучение основ наук"("Вопросы истории КПСС",#4,1959)

Эту установку Хрущева и 21 съезда партии последовательно и интенсивно

проводил в жизнь Брежнев. Плоды этой языковой политики сказались очень

скоро.

Вне всякого сомнения, родители добровольно отдавали своих детей не в

национальные школы, а в школы на русском языке, по одной, всем известной

причине:только для тех детей открыта была возможность успешной жизненной

карьеры, кто окончил русскую школу. Для такой карьеры необязательно даже

знать родной язык в собственной республике. Таким образом,добровольность

выбора языка обучения - русского или родного - на деле выявляется как

замаскированная форма русификации.

Во всех программах партия проповедовала расцвет наций и национальных

культур, а на деле проводила планомерную и систематическую

денационализацию. Объявляя русский язык государственным языком нерусских

советских союзных республик, также ссылаются на Ленина и на ленинскую

национальную политику. Между тем в статье "Нужен ли обязательный

государственный язык?" Ленин четко и безаппеляционно утверждал: "Русские

марксисты говорят, что необходимо - отсутствие(подчеркнуто Лениным)

обязательного государственного языка, при обеспечении населению школ на

местных языках и при включении в конституцию основного закона, объявляющего

недействительными какие-либо привелегии одной из наций"(Ленин. О

национально-колониальном вопросе, стр. 148)

Вся языковая политика советских правителей является кричащим

опровержением этих установок Ленина.

КОЛОНИЗАЦИЯ И РУССИФИКАЦИЯ КАК РЫЧАГИ ДЕНАЦИОНАЛИЗАЦИИ.

Цари посылали на завоеванные ими национальные окраины не колонистов, а

армию и бюрократию. Поэтому русское население составляло там еще в 1926

году только пять процентов. Советское правительство, помимо армии и

бюрократии, взяло курс еще на массовое заселение национальных республик

представителями некоренных национальностей, преимущественно русско-

украинским населением. Проводился этот курс колонизации под лозунгом

"постоянного обмена кадрами между нациями", как это записано в третьей

"Программе КПСС" Хрущева. Эту программную установку наиболее интенсивно

проводил Брежнев в течение 18 лет. Результаты такой правительственной

политики сказались на деле: на момент 1988 года некоренное население в

национальных республиках составляло более 20 процентов, а в некоторых даже

большинство. Советский философский журнал еще при Хрущеве оценил факт

денационализации национальных республик как положительное явление. "В ходе

социалистического строительства, в особенно отсталых до революции...

республиках, ясно проявляется тенденция к уменьшению удельного веса

коренных национальностей...В то же время удельный вес представителей других

народов в населении национальных республик и областей неуклонно

увеличивался"("Вопросы философии,#6, 1963, стр. 6). Такой вывод журнал

сделал из переписи населения 1959 года, согласно которой в двух союзных

республиках, а именно в Казахстане и Киргизии, коренное население

составило, соответственно, 30 и 40 процентов, а в семи национальных союзных

республиках некоренное население, главным образом славянское, составило от

33 до 47 процентов. Еще интенсивнее этот процесс шел в автономных

республиках и областях. В семи автономных республиках русское население

составляло тогда 39 процентов, а в десяти автономных республиках и областях

еще больше - 65 процентов. Массовое, в порядке "оргнабора рабочей силы",

заселение национальных окраин русским населением советское правительство и

называет "интернационализацией". Цитированный журнал писал: "Ныне не только

республики, но и города и районы, тысячи и тысячи коллективов предприятий,

строек, совхозов и колхозов и даже отдельных бригад стали подлинно

интернациональными"(там же)

В чем же стратегический смысл этого "подлинно интернационализма"?

Политическая цель - постоянная денационализация республик, военная цель -

создание имперских баз со славянским населением в важнейших районов

национальных республик, чтобы опереться на них в случае национальных

восстаний.

Однако в своей стратегии советское правительство не учло двух факторов:

во-первых, растущая нехватка рабочей силы в самой России, связанная с

последствиями войны(большие людские потери, замедление прироста русского

населения), во-вторых, фактор совсем непредвиденный и с точки зрения

марксизма, даже иррациональный, ибо, по марксизму, одинаковые социальные

условия имеют одинаковые последствия, - этот фактор - феноменальный

демографический взрыв в советских мусульманских республиках, куда было

направлено острие "интернационализации". И это в то время, когда в

славянских республиках прирост народонаселения имел тенденцию к спаду. Вот

официальные данные прироста населения в мусульманских республиках. В 1959

году мусульманское население составляло 24 миллиона человек, в 1970 году

-35 миллионов, а в 1979 году оно поднялось до 43 миллионов, то есть за 20

лет мусульманское население увеличилось на 20 миллионов человек, тогда как

за этот же промежуток времени удельный вес русских в составе населения СССР

начал падать. Удельный вес русских в СССР в 1959 году составлял почти 55

процентов, а на 1988 год он колеблется вокруг 50 процентов, а по некоторым

оценочным данным он опустился даже ниже пятидесяти процентов. Все это

затрудняло "интернационализацию" на основе "обмена кадрами", но не

останавливало её. На 27 съезде партии Лигачев сообщил, в чем заключалась

сущность национальной политики горбачевского руководства. Он сказал, что

при прежних местных руководителях в национальных республиках "брали верх

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.