бесплатно рефераты
 

По книге Г. Вильхельма Древний народ хурриты

По книге Г. Вильхельма Древний народ хурриты

Московский государственный университет

имени М.В. Ломоносова

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

РЕФЕРАТ

По книге Г. Вильхельма

«Древний народ хурриты»

Выполнил:

студент 1 курса Исторического

факультета Группы 1081

Кирилловский Пётр Алексеевич

Проверил:

старший научный руководитель

Никишин Владимир Олегович

Москва 2000г.

Содержание:

1. Введение………………………………………………………………………………………3

2. История………………………………………………………………………………………..4

3. Общество и Экономика……………………………………………………………9

4. Боги, мифы, культы и магия……………………………………………….10

5. Литература…………………………………………………………………………………14

6. Изобразительное искусство………………………………………………….14

Введение

Проникновение хурритов с Закавказья на Ближний восток продолжается с

середины IV тысячелетия до Р. Х.. К началу II тысячелетия они прочно

оседают на юге малой Азии, в Сирии, Палестине, Северной Месопотамии и в

предгорьях Загроса. Эта народность делается не только полноправным жителем

Плодородного полумесяца – её культура становится буфером между культурами

западного, и восточного Средиземноморья и приобретает черты обеих.

Основным центром обособления хуррито-язычного населения становится

государство Митанни, получившее в период своего расцвета гегемонию

практически над всей Передней Азией и соперничавшее с такими государствами,

как Египет, Вавилон, Ассирия и Хеттское царство.

По мнению многих учёных причиной возвышения хурритов стала их охранная

служба в городах-государствах. Они выполняли функции наёмников-

телохранителей правителей и царствующих фамилий и впоследствии без особого

труда захватывали власть.

Автор книги, прочитанной мной – Гернот Вильхельм – один из лучших

хурритологов современности. Он обладает даром писать изящно и живо – редким

среди историков (. По мнению редактора, он сделал ряд наблюдений,

позволяющих провести научные сопоставления культурных традиций Запада и

Востока. Блестяще обработав архив семьи принца Нузы – Шильви-Тешшупа, Г.

Вильхельм сравнивает его с ещё одним крупнейшим в клинописной дипломатике

семейного архива – архивом, принадлежавшим пяти поколениям клана Техип-

Тиллы.

В предисловии автор пишет о контрасте скудости источников и

значительности исторический роли хурритов в рамках древневосточного мира.

Это противоречие породило множество научных концепций, разнообразие мнений

и большое количество спекулятивных домыслов. Поэтому основная цель автора,

по его словам, – связно и более или менее чётко изложить историю, аспекты

культуры и религии этого народа.

Начало хуррито-логическим исследованиям было положено в 1881,

благодаря важным археологическим находкам. До этого историки не придавали

этому народу особого значения. Единственное упоминание о нём, как

выяснилось впоследствии, присутствовало в Ветхом Завете. В 1889 г. в

дипломатических архивах Аменхотепа III и Эхнатона, обнаруженных при

раскопках Эль-Амарны, было найдено письмо на неизвестном языке, который

сначала был назван митаннийским, а после, когда в 1906 г. при раскопках

хеттской столицы – Хаттусы были найдены таблички на том же языке, а также

аккадские государственные договоры с упоминанием «страны Хурри», язык был

переименован в хурритский.

Г. Вильхельм замечает, что количество хурритских памятников всё время

растёт. Раскопки в Хаттусе, Мари, Угарите, Эмаре, Нузе, Курруханни, Алалахе

и других местах открыли тысячи хурритских текстов. Также он утверждает,

что, несмотря на то, что дискуссии между востоковедами продолжаются, уже

можно с уверенностью говорить о том, что хурритский, урартский, и в том

числе некоторые кавказские языки являются родственными и имеют один общий

праязык.

Одна из важнейших целей современного изучения истории хурритов (помимо

«проблемы хурритов и субареев», «проблемы арийцев» и др.) – оценить,

насколько велик их вклад в развитие древневосточной культуры, – полагает

автор. Исследователи выдвигают несколько теорий возможной принадлежности

хурритов:

Это этнический субстрат Месопотамии, что подтверждает соединение расовых,

языковых и культурных признаков. Автор высказывается резко против такой

концепции.

Это народ, пришедший в конце III тысячелетия до Р.Х. из Северо-восточных

предгорий Месопотамии, попавший под влияние шумеро-аккадской культуры и

сыгравший важную роль во II тысячелетии до Р.Х. при передаче этой культуры

Сирии и Малой Азии. Мнение, близкое к мнению автора.

Археологи связывают локализацию находок хирбет-керакской керамики,

получившей распространение от Закавказья через Восточную Анатолию и

Северную Сирию до Палестины с хурритами. Слабое место такой точки зрения в

том, что, во-первых, эта керамика на несколько веков старше первого

упоминания о них, а, во-вторых, перемещения керамических форм ещё не

означают этнических пертурбаций.

Тем не менее, Г. Вильхельм делает вывод, что термин «хурритский» в

большей степени означает язык и, даже этнос, нежели понятие конкретно

связанное с эпитетами «страна», «войско», «царь», «народ». Это не

обязательно общность, непосредственно играющая роль в истории.

История

Автор приводит письменные источники, датированные аккадским,

дохурритским периодом (2230 – 2090 гг. до Р.Х.), которые указывают на то,

что местами первоначального расположения хурритских поселений-государств

является Северная и Северо-восточная окраины Месопотамии. Это самые древние

косвенные упоминания о хурритах:

Небольшое количество глиняных табличек. Найдены в Телль-Брахе (треугольник

Хабура).

Большее число экземпляров. Найдены в Гасуре, севернее Тигра, в месте, где

позже будет основана Нуза. И Телль-Брах и Гасур – районы распределения

хурритского языка.

Топонимика названий в описаниях походов царя Нарам-Суэна имеет хурритский

словообразовательный элемент. Сохранились лишь фрагментарно. Например,

город Азухиннум на нижнем Забе и его правитель или военачальник –

Тахишатим.

Старовавилонское историко-литературное повествование о всеобщем восстании

против Нарам-Суэна упоминает царя страны Симуррум с именем Путти-аталь,

имеющим хурритскую ономастику.

В летописях первого царя династии Аккада – Саргона – описывается поход

против страны Симуррум – в верховьях Нижнего Заба.

В Ниппуре найдена надпись в виде выбитого на мраморе сопроводительного

письма со списком одежд, переданных человеку с хурритским именем – Шехрин-

Эври.

Под натиском кутиев и в результате внутренних распрей происходит

падение Аккада, и на его развалинах возникает первое древнехурритское

государство. Его правитель – Аталь-шен (2090 – 2048 гг.) оставил после себя

бронзовую табличку, посвящённую закладке храма Неригалу. Он называет себя

сыном Шатармата (хурритское имя), царём Уркеша и Навара. А, как известно,

Уркеш являлся городищем Телль-Амуда – культового центра знаменитого бога

хурритской мифологии – Кумарби. Судя по расположению этого города,

хурритское царство занимало довольно большую территорию: от треугольника

Хабура на западе до Диялы на востоке и до озера Ван на севере. Языковая

область же охватывала район истоков Хабура на западе и все территории к

востоку и северу от Двуречья.

Ещё один эпизод, описанный Вильхельмом – «летописное» упоминание

попыток второго царя династии Ура – Шульги (2029 – 1982гг.) подчинить

области к северо-востоку от Тигра. Учитывая количество походов, противник

оказал достойное сопротивление. Между Уром и, оставшимся не захваченным

Уркешем, налаживаются близкие дипломатические отношения.

Во время правления Шу-Суэна (1972 – 1964гг.) над Уром нависает угроза

захвата аморейскими племенами, государство переключается на оборонительную

политику, и земли, находящиеся восточнее Тигра, выходят из-под военного

контроля.

Исходя из хурритских источников, в это время в Уркеше царствует Тиш-

аталь, называющим себя «энданом» города. Автор излагает возможные варианты

трактовки этого слова: оно могло произойти от древнешумерского «en» –

«правитель», но, скорее всего, составлено из двух хурритских слов – «eni» –

«бог» и «dan» – окончание, означающее профессиональную принадлежность.

Таким образом, можно сделать весьма интересный вывод о том, что цари

Уркеша, по примеру правителей Ура, уже стали обожествлять себя.

После крушения III династии Ура, для северо-востока становится

характерным распад на множество малых самостоятельных государств. Но их

история, за недостатком письменных источников, скрыта от нас.

Только с XVIII в. количество данных увеличивается. В них даётся

описание целой серии хурритских городов-государств, охватывающих

пространство от Северной Сирии через Северную Месопотамию до района

Восточного Тигра и гор Загроса.

Автор утверждает, что основной фактор присутствия хурритов – наличие

хурритских имён, так что это относительные исторические сведения. Довольно

часто упоминание этих имён связано со списками рабов, прибывших в город

военнопленных. Во многих городах хурриты не составляли заметной доли

населения, а носители имён, судя по роду их занятий, принадлежали к нижним

слоям населения. Тот факт, что в этот период возникает несколько рынков

хурритских рабов на протяжении всего Двуречья, свидетельствует о сильном

этническом натиске на этот народ.

Во второй половине XVIII в. один из отпрысков династии города Терк –

Шамши-Адад подчиняет себе территории Верхнего Хабура со столицей Шубат-

Энлиль, Ассирию и Мари. Это объединение не просуществовало долго, потому

что в основном зависело от дипломатического искусства и военного престижа

правителя. После гибели коалиции нарастает приток хурритов на юго-восток.

По словам автора, это происходит из-за всеобщего упадка и поиска новой

жизненной ниши населением.

Г. Вильхельм показывает, что одним из основных вопросов предыстории

страны Митанни, наиважнейшим пунктом проблемы происхождения хурритов и их

общеисторической характеристики остаётся, как уже было упомянуто выше,

проблема взаимоотношения последних с индоарийцами. Несмотря на то, что

выдвинуто множество концепций на этот счёт, историки не пришли к единому

мнению и научная дискуссия продолжается до сих пор. Одна сторона

утверждает, что оба народа – и хурриты, и арийцы мигрировали из района

Закавказья в область плодородного полумесяца, другая, – что арийцы лишь

пересекали земли хурритов и частично ассимилировали. Очевидно, что хурриты

перенимали элементы более высокой культуры, – заявляет автор. Основные

свидетельства этого – языковые остатки:

Имена некоторых богов (Митра, Варуна, Индра, Насатиа, и др.) почти

полностью соответствуют древнеиндийским богам из четырёх поэтических вед.

Имена царствующих фамилий Митанни тоже были индоарийскими.

Интересен тот факт, что группа терминов, связанных с тренингом лошадей,

является индоарийской. По-видимому, до контактов с арийцами хурриты не

знали лошадей и коневодства. Появившись, это занятие стало прерогативой

богатых сословий, так как было роскошным и дорогостоящим. Боевые колесницы,

принадлежавшие состоятельным людям, решали исход битвы и, впоследствии,

благодаря коннице армия Митанни получила военное превосходство над другими

– «пешими» армиями. Индоарийцы, явившиеся основоположниками этого рода

войск, имели большое влияние в обществе, хотя, как в итоге пишет автор,

роль этого народа в формировании Митанни малоизвестна.

Обстоятельства возникновения Митанни не ясны. Вероятнее всего, они

напрямую связаны с исторически признанным фактом ожесточённой борьбы

Древнехеттского царства за существование, которую оно вело с хурритами.

Хеттский царь Хаттулис I (ок. 1560 г.) проводит несколько военных операций

и подчиняет себе ряд городов, постоянно пытающихся выйти из-под его

контроля. Столкновения его войск с хурритами – неоднократны. Например,

случайная стычка и победа над войсками города Хашшу, пользовавшимся

поддержкой Халаба (длительного союзника хурритского царства),

воспринимались Хаттулисом, как одно из самых успешных военных достижений.

После совершается поход и на сам город Халаб, как центр Северной Сирии

(Хетты оценивали этот город, как столицу «великого царства», а его захват,

как «великое предначертание», - цитирует автор хеттские источники), но

царь, скорее всего не достиг его, погибнув по дороге. Сын Хаттулиса –

Мурсилис I исполнил волю отца, завещавшего ему перед смертью овладеть

Халабом. Следующим объектом завоевательной политики хеттов стало хурритское

царство. Перед этим Мурсилис решается на поразительно дерзкое военное

предприятие – тысячекилометровый поход вниз по Евфрату, закончившийся в

1531 г. до Р.Х. взятием Вавилона. Если бы не действия хурритов, успешная

вавилонская кампания привела бы к длительному контролю не только над

евфратским торговым путём, но и над всей территорией Вавилонии. В последние

десятилетия правления Мурсилиса, Хеттское царство раздирают кровавые

придворные распри, Халаб и другие города-государства возвращают себе

независимость.

В то время, пока происходили столкновения за превалирование между

хурритами и хеттами, Египет освободился от интервенции гексосов, объединил

свои силы и направил всю мощь на захват северных земель. Египтяне

овладевают Палестиной (ок. 1497-1482), тогда же впервые упоминается Нахрина

(симитск.) – «речная страна» или Митанни (местное название),

располагавшаяся, по египетским источникам, между излучиной Евфрата и

верхним течением Тигра. Далее уже Тутмос III при Мегиддо побеждает

сирийскую коалицию под предводительством царя Кадеша (на основании более

поздних текстов известно, что в Сирии имелась хуррито-язычная этническая

группа, прежде всего верховенствующий слой и правитель), а после захвата

Кадеша нападает на окраины Митанни. В 1447 доходит до Каркемиша и даже

переходит Евфрат.

Но, по мнению автора, несмотря на военные успехи, территории,

захваченные египтянами, малоустойчивы. Свидетельством этого является запись

о походе в 1438 году карательных войск против восставших городов Тунии и

Кадеша, поддержанных Митанни, которой в это время, вероятнее всего, правит

Сауссадаттара.

Сауштатара, как его называют иначе, упрочил позицию своего

государства, завоевав Ашшур, Алалах, Угарит, Халаб и сделав своим вассалом

царя Аррапхи. Постоянной резиденцией Сауштатара был город Вашшуккани,

точное место расположения которого ещё не определено археологами. Из

письменных источников его правления известно единственное письмо, найденное

недалеко от Нузы, на котором имеется печать с именем отца Сауштатара –

Парсататара, и две таблички, найденные в Алалахе, которые содержат судебные

постановления царя, заверенные государственной печатью. Эта легендарная

печать гласит: «Шуттарна, сын Кирты, царя Митанни». Таким образом,

становятся известны ещё два имени хурритских государей, хотя

идентифицировать время их правления не удалось, – сетует автор (.

Война с Египтом за Сирию продолжалась вплоть до времени правления

Тутмоса IV (1400 – 1390гг.), который упоминается в описаниях походов на

Нахрину. Первые дипломатические отношения Митанни с Египтом в эпоху

Аменхотепа II (1428 – 1400гг.) закончились династическим браком. Царь

Митанни – Артатама I (потомок Сауштатара) сосватал после длительных

переговоров фараону свою дочь, о чём известно из письма, написанного два

поколения спустя. После этого были установлены границы в Сирии на 10 лет.

И, действительно, перемирие длилось довольно долго, что обусловлено

неспокойным положением внутри обеих держав. Сын Артатамы – Шуттарна II тоже

отсылает свою дочь – Келу-Хепу, но уже в гарем Аменхотепа III (1390 –

1352гг.).

После смерти Шуттарны его преемником становится сын – Арташумара,

который был в скорости убит, вероятнее всего, в результате борьбы за

власть. Убийца (его звали Утхи) был не царской фамилии, поэтому посадил на

трон Тушратту, второго, несовершеннолетнего сына Шуттарны. Тут, как говорит

автор, можно восстановить картину соправления Убийцы и законного царя.

Позже Тушратту мстит за смерть брата ( и убивает Утхи, восстанавливая

престиж династии и дипломатические отношения с Египтом, порванные в период

кризиса. О правлении Тушратту известно много благодаря египетскому

государственному архиву из Амарны. В своём письме фараону, Тушратту

сообщает не только об обстоятельствах своего вступления на престол, но и об

успешном отражении набега хеттов (а именно царя Суппилулиумаса) ~ 60-е года

XIV века.

Вильхельм высказывает идею о том, что этот период – начало

политического и военного упадка Митанни и, наоборот, усиления Хеттского

царства, хотя дальнейшие письма Тушратту не содержат каких-либо опасений за

прочность государства. Переписка в основном посвящена теме ещё одного брака

– дочери Тушратту Тату-Хепы с фараоном. Споры за невесту растянулись на

несколько лет. На ту же тему написан и важнейший памятник хурритского

языка, и краеугольный камень всей хурритологии – «Письмо из Митанни». Этот

документ сопровождал принцессу в её путешествии ко двору фараона. В нём

хурритский царь пишет о том, что «все вещи, которые он (фараон) желает, их

я удесятерил», ласково отзывается о фараоне, затрагивает вопрос о военном

союзе взаимопомощи, и просит о подарке в знак признательности за «вещи» –

статуи в рост его дочери из золота и слоновой кости. Под конец письма,

Тушратту заклинает и просит Аменхотепа III жить «по-братски и в тесной

дружбе друг друга любить».

Спустя несколько лет после свадьбы с Тату-Хепой, фараон умирает, а при

его наследнике – Аменхотепе IV (Эхнатоне) отношения с Митанни осложняются.

Это вызвано, по словам автора, ослаблением Митанни под натиском хеттов и

утратой позиции одного из мощнейших государств Передней Азии.

Хеттский царь Суппилулиумас воспользовался спором о престолонаследии в

Митанни и заключил военный союз с одним из претендентов – Артатамой II,

который в свою очередь заручился поддержкой Ассирии, освободившейся в

середине XIV века от владычества Тушратту. Этот тройственный союз и погубил

Митанни.

В этот момент, побуждённые замешательством, на вассала Тушратту –

Араппху – нападают вавилоняне (~ 1340г.) и захватывают её. Северные земли

занимают ассирийцы и заключают со страной Алше, другим вассалом Митанни,

военный союз. Супилулиума переходит Евфрат, берёт Ишуву, устремляется на

юг, к центру Митанни, но Тушратту уклоняется от битвы и хеттский царь

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.