бесплатно рефераты
 

Пензенский край в 17 - начале 18 вв.

Пензенский край в 17 - начале 18 вв.

Пенза.

План.

1. Основание Пензы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . Стр 2.

2. Социально-экономическое положение в крае в 17 веке. . . Стр 5.

3. Крестьянская война под предводительством С. Т. Разина на территории

края. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . Стр 8.

4. Колонизация и оборона края в конце 17 века. . . . . . . . . . .Стр 11.

5. Общие выводы по развитию края в 17 веке. . . . . . . . . . . . Стр 13.

6. Пензенский край в начале 18 века. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Стр 14.

1663 год, апрель-май: основан город-крепость Пенза, сторожевой пункт

на юго-восточной окраине Русского государства. Вокруг крепости были

расположены слободы, заселенны служилыми людьми (пушкарями, воротниками,

конными и пешими казаками), и посад. Всего 642 двора.

1665 год: население города согласно "Строельной книги"

составляло 3200-3300 человек.

3 мая: из приказа Большого дворца за Ломовскую черту на реку

Пензу с Юрием Коранским послано 100 шпаг, "где ему велено город строить".

Это наиболее раннее из известных упоминаний о строительстве города Пензы.

1665 год : от Пензы по долине реки Суры в сторону Саранской крепости

до села Большой Вьясс проведена оборонительная линия, состоящая из 9

военных поселений и 4 поселений "охотников лосиной ловли", "лебедчиков" и

посопной мордвы.

1668 год , апрель: Пенза подверглась нападению кочевников, но взять

город им не удалось.

Возникновение города Пензы, как и многих других городов, связано с

ростом и развитием Русского государства, которое особенно окрепло и

расширилось при Иване Грозном. Этому содействовало завоевание Казанского и

Астраханского ханств в 1552 и 1556 годах и освобождение из-под ханских

наместников многочисленных народов: мордвы, чувашей, мари, удмуртов и др.

Однако завоевание этих ханств и овладение Волгой еще не освобождало юго-

восточную окраину государства, к которой относилась территория нынешней

Пензенской области, от постоянных разрушительных набегов крымских и

ногайских кочевников. Для обороны этих государственных рубежей, начиная с

середины 16 века, создавались укрепленные пункты - крепости-остроги,

сооружались "сторожевые линии", так называемые "засечные черты", или

"засеки", в виде земляных валов, лесных просек с завалами из срубленных

деревьев и другие укрепления. Известно, что вскоре после завоевания

Казанского ханства был заложен ряд крепостей-острогов, например, Шацк (в

1553 году), Чебоксары (в 1555 году) и др. Для крепостей-острогов выбирались

высокие обрывистые берега рек, которые являлись естественными средствами

защиты от нападения кочевников. На месте нынешней Пензы первоначально был

создан обыкновенный сторожевой пункт с крепостными сооружениями. Остатки

земляного вала, тянувшегося от Пензы на Мокшан, Вадинск, до сих пор

сохранились на юго-восточной окраине города. На месте прежней "засеки"

находится ныне земельная роща. Вопрос о времени возникновения сторожевого

пункта пока еще не получил достаточно полного освещения. В "Строельной

книге города Пенза", составленной первым воеводой Лачиновым в 1666 году

сказано: "...по Государеву Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича,

..., Указу и по грамоте ис Приказу Большого Дворца воевода Елисей

Протасьевич Лачинов построил на Пензе у города посад и слободы...".

Опираясь на этот документ, некоторые исследователи истории Пензенского края

считают, что задолго до построения города Пензы Лачиновым в устье реки

Пензы существовал острог и городище. Этот населенный пункт позднее стали

называть "Черкасским острогом" - по имени поселившихся здесь украинцев

(черкассов). Как известно, главным городом украинцев в то время был

Черкасск. Действительно, в конце первой половины 17 века украинцы из-за

притеснения их польскими панами бежали из Правобережной Украины, были

приняты в русское подданство и расселены в острожках, расположенных по

течению рек Хопра, Медведицы и др. Часть из них поселилась в устье реки

Пензы. До сих пор в Пензе две улицы называются Черкасскими. Другие

исследователи истории Пензенского края возникновение Пензы как сторожевого

пункта относят к середине 16 века, связывая это с походом Ивана Грозного на

Казань и прохождением части его войск через притоки Суры. Наиболее

вероятным является утверждение, что возникновение Пензы как сторожевого

пункта связано с завоеванием Казанского и Астраханского ханств и

необходимостью организации обороны юго-восточных рубежей Русского

государства от набегов крымских и ногайских кочевников. Позднее, примерно в

начале 17 века, Пенза как сторожевой пункт превратился в крепость, а с 1666

года в крепость-город.

До сих пор нет определенного ответа на вопрос о происхождении слова

"Пенза". Одни предполагают, что название реки Пензы, от которого получила

название крепость, а затем крепость-город, - татарское. Об этом

свидетельствует хотя бы тот факт, что главный приток Пензы - река Ардым, а

"Ардым" - слово татарского происхождения. Нельзя не учитывать также того

обстоятельства, что еще в 14 веке севернее Пензы образовалось татарское

ханство со столицей Мохлис. До завоевания Иваном IV Казани большая часть

территории нынешней Пензенской области входила в состав Казанского ханства.

Владычеством татар объясняются названия многих поселений и рек: Иембыр (г.

Белинский), Тарханы (с. Лермонтово), Кучук (с. Кучки), Арбеково, Беково,

Усть-Уза, Уза, Рамзай, Инза, Усть-Инза и т.д. Однако имеется и другое

мнение. "Пенза" - слово мордовского языка.

Во второй половине 17 века Пенза была небольшой по размерам. Кремль

представлял собой довольно правильный квадрат, разместившийся над обрывом

реки Пензы, на месте, где шумел вековой лес и где в настоящее время

находится сквер имени М. Ю. Лермонтова. Описание пензенской крепости

(города), составленное стольником, князем Степаном Путятиным в 1703 году,

дает сведения о ее первоначальном облике: "... деревянный сосновый,

рубленый в одну стену, четвероугольный, стены ветхи, в трех местах огнили и

обвалились, и окровля обвалилась тоже. По стенам и наугольных 8 башен, в

том числе 2 проезжие, 2 тайника с колодези пообваливались. Мерой городовой

стены с одну сторону 113 сажен, з другую сторону 103 сажени, с третью

сторону 106 сажен, с четвертую сторону 109 сажен. Вышина городовой стены и

с облани 2 сажени с полуаршином". Столетние дубовые деревья были срублены,

а из их толстых стволов по высокому земляному валу, окружавшему кремль,

сооружены бревенчатые стены. До сих пор сохранились остатки земляного вала.

Вал был окаймлен рвом. Дозорные башни для часовых были сооружены по

обыкновению того времени в клетку с шатровыми крышами и разными

приспособлениями для обороны. На башнях дежурили вооруженные люди. Они

зорко следили за тем, чтобы кочевники не появились из-за Узинского стана

(со стороны села Усть-Уза, находящегося в 35 км от Пензы и Ахун),

пробираясь обычно по Сурской (Ногайской) долине. Внутри крепости были

построены деревянная церковь, рядом с которой находилось кладбище,

воеводский дом, приказная изба, помещения для церковного притча и

гарнизона, сторожки для "воротников" (часовых у ворот) и очередного

караула, склады для провианта и военных припасов. Западной стороной

крепость примыкала к лесу, расположенному на вершине высокой горы. К югу от

крепостной стены почти до нынешней Тамбовской улицы (раннее называлась

Тамбовская застава) шли слободы пеших казаков, носившие названия Верхняя

Пешая, Средняя Пешая и Нижняя Пешая. Эти слободы были защищены валом. В

слободах пеших казаков насчитывалось 110 дворов. У юго- восточного угла

крепости по крутому скату к реке располагалась Пушкарская слобода с 86

дворами конных казаков. По северному склону горы разместился "Большой

посад". Он состоял из нескольких улиц, где жили дьяки, подъячие,

ремесленники и торговцы, а также "переведенцы на вечное жилье за денежное и

другое воровское дело". На севере посад и слоьоды примыкали к стене,

начинавшейся от земляного вала, который доходил до русской так называемой

Пензятской слободы (ныне село Бессоновка).

Через Пензу в 16-17 в.в. проходили оживленные гужевые тракты.

Главным являлся Большой Московский тракт, проезжая дорога которого имела до

30 колей. Этот стариннейший тракт соединял прикаспийские степи с Москвой и

шел через Пензу, Саранск, Темников, Кадом, Касимов. Большой Московский

тракт или Большая Московская дорога называлась также Посольской дорогой,

потому что по ней проезжали послы из Москвы через Пензу, Астрахань в

Ногайскую орду. Поэтому Большая Московская дорога существовала еще до

возникновения Пензы как города. До наших дней сохранилось название улицы

Большая Дорога. На Московской улице, там, где проходит железнодорожный вал,

была Московская застава, через которую шли гужевые обозы с солью и другими

товарами по нынешней широкой улице Большая Дорога.

С укреплением централизованного государства, расширением

общественного разделения труда, образованием обширного и единого

национального рынка повысилось значение и роль новых городов, возникших на

юге и юго-востоке. Под влиянием социально-экономического развития страны

города юга и юго-востока все больше превращались из военных пунктов в

местные торгово-промышленные центры. Это ярко проявилось, в частности, на

экономическом развитии Пензы, на характере деятельности ее населения. В 60-

х годах 17 века население Пензы состояло из двух неравных частей: 632 двора

служилых (конные и пешие казаки, пушкари, воротники) и 38 дворов посадских.

Служилые люди наделялись землей и, кроме службы, занимались хлебопашеством,

ремеслом и торговлей. Посадским же правительство не давало земли, им

разрешалось иметь лишь небольшие сенокосные угодия, поэтому они могли

кормиться только ремеслом и мелкой торговлей. Немало в Пензенском крае

было пришлой крестьянской и ремесленной голытьбы, стекавшейся сюда в целях

заработка. В документах 17 века они именуются "гулящими людьми". О их

численности можно судить (косвенно) по одному документу 1636 года, в

котором повелевается местному воеводе набрать в окрестностях "Верхнего и

Нижнего Ломовах вольных гулящих людей, которые были бы собою добры и молоды

и из пищалей стрелять горазды" с той целью, чтобы зачислить их в число

служилого городского населения. Можно представить, сколько же было здесь

"вольных гулящих людей", если из них отбирали лишь "добрых" молодцов.

В 17 веке крестьяне уплачивали многочисленные государственные подати:

"данные" (дань в пользу государства), "стрелецкие", "полоняничные" (налог

для выкупа пленных) и "ямские" (подорожная подать) деньги, налоги за

"пустые выти" (непаханные земельные участки) и продукты первой

необходимости - соль, хлеб. Они были столь часты и разнообразны, что даже

царские чиновники были вынуждены доносить правительству, что местные жители

"от больших податей и от хлебной скудности стали бедны", а их селения

запустели. Кроме податей, местное население выполняло разные повинности:

ратную, ямскую, подвозную, строительную. Наиболее тяжелыми являлись те,

которые были связаны с сооружением засечной черты, возведением городов и

острогов. Применяя примитивные орудия труда - топоры, ломы, кирки, заступы,

лопаты - крестьяне с ранней весны до поздней осени выполняли огромный объем

земляных и лесных работ. Их изнурительный труд сопровождался частыми

увечьями, затяжными эпидемиями. В наиболее худшем положении находилось

мордовское и татарское население. Помимо государственных налогов и

повинностей оно уплачивало своим феодалам еще местный налог. Например,

мордва Алатырского уезда вносила "князь Иваньковский ясак", мордва

Кадомского уезда - "князь Янгалычевский ясак", мордва Темниковского уезда -

"князь Еникеевский ясак". Ясак был различным, ибо его размеры устанавливал

сам феодал. Особенно в трудном положении очутились мордва и татары,

проживавшие в зоне засечной черты и линии военных поселений. Зачастую

воеводы сгоняли их с обжитых мест и насильно зачисляли в состав служилого

населения. Именно так, например, произошло в 1665 - 1666 г.г., тогда

проводилась линия военных поселений от Пензы вдоль реки Суры до села

Вьясса. Произвол царской администрации был настолько груб и разнуздан, что

мордовские служивцы не выдержали и в 1679 году обратились к царю с

челобитной, в которой писали, что воевода Борнеков насильно согнал их с

родных мест и зачислил на военную службу. Своеволие военначальников,

тяжесть службы довели крестьян до того, что они стали "скудны и безлошадны

и разорились без остатку". Мордовские служивцы просили освободить их от

казачьей службы и зачислить обратно в "посопное тягло". Правительство

согласилось выполнить их просьбу лишь тогда, когда мордва обязалась платить

"сверх прежнего оброку" большое количество стрелецкого и посопного хлеба,

ямские и полоняничные деньги, высокий денежный ясак и много меду. Это был

ярко выраженный феодальный грабеж. Подобные примеры были типичны, и нет

ничего удивительного, что в полосе засечной черты и военных поселений

мордва и татары влачили нищенское существование. В 1671 году инсарский

воевода Вышеславцев доносил царю, что по "черте казачьи службы татар и

мордвы ныне в пусте и пашни залегли", что некоторые "татарове и мордва ныне

получили на твоей, государя, службе", а другие "бежали в Пензенский,

Саранский и Нижнеломовский уезды".

В целях укрепления своей власти царизм проводил грубую политику

насильственной христианизации мордовского и татарского населения.

Насаждение православия осуществляли с помощью воевод и военных дружин

монахи, попы и проповедники-миссионеры. О том, какими методами

осуществлялось крещение мордвы, свидетельствует один из следующих

документов 1681 года. В нем предписано "сыскать жену и детей темниковского

новокрещена А. Еникеева и указ им сказать, чтоб они крестились в

православную веру. А буде они не крестятся, и им сказать, что они сосланы

будут в Богородский на пашню". Ясно, что подобные меры приобщения населения

к православию вызывали среди мордвы и татар справедливое чувство ненависти

и сопротивление. Выведенные из терпения они не раз нападали на монастыри,

чинили расправу над рьяными миссионерами. Так в начале 17 века мордва

утопила в Суре двух архимандридов Троицкого монастыря, а третьего сбросила

с монастырской башни. Разогнав монастырскую "братию", она разгромила

монастырское имущество, отобрала жалованые царские грамоты на вотчину и

захватила монастырскую землю. В 1618 году мордва напала на Пурдоманский и

Николаевский Чернеев монастыри, а в 1665 году в деревне Ямбиревой (ныне

село Конобеево) смертельно ранила видного миссионера, епископа Рязанского

Миссаила, явившегося из Шацка крестить местных крестьян. Формально приняв

крещение, многие мордва и татары продолжали жить по-старому, соблюдая свои

привычки и обычаи. В одном из документов 1681 года говорится, что

новокрещенный мордвин Нолуевской (Юловской) слободы Федор Федоров

"поругается православной христианской вере", "живет с старою своею женою с

мордвою не по закону", нарочно "крест носит на поясу и постные дни есть

скором". Другой крещенный - татарин, "скинув с себя крест, вообще бежал с

женою и детьми на юг".

Нелегко жилось и мелким служилым людям пензенских городов и острогов

- казакам, пушкарям, стрельцам, воротникам, сторожам. Они не получали

денежного жалования и их служба, как сказано в "Сметных росписях", шла с

"земель". Другими словами, оно одновременно и несли тяжелую государственную

службу, и занимались сельским хозяйством. От тяжелей службы, дикого

произвола местных властей они часто разорялись, бежали на Дон.

В 17 веке Среднее Поволжье было наводнено беглыми людьми,

стекавшимися сюда из центральных областей страны. Это были наиболее

антикрепостнически настроенные слои крестьянского и городского населения.

Их классовая направленность хорошо видна из следующего документа 1654 года:

"А бегая, - писали царю боярские дети северных поволжских городов, -

крестьяне помещиков своих и вотчинников разоряют и дома их пожигают, а иных

самих и жен и детей и людей и крестьян до смерти побивают". Идя навстречу

просьбам феодалов, правительство организовало тщательный розыск беглых в

Среднем Поволжье. Были посланы специальные сыщики "и по черте, и за

черту". С помощью специальных отрядов карателей они нашли и казнили многих

людей. Действовали сыщики и в пензенских местах. В 1662 году в Саранском

уезде вели сыск беглых Батурлин и Протопопов. Лишь в одной деревне

Александровке они обнаружили 18 беглых семей. Не успела Пенза еще как

следует отстроиться и заселиться, а сюда уже в 1666 году прибыл указ о

поимке беглых людей. Однако эти чрезвычайные розыски не смогли

приостановить приток беглых в район засечной черты. С каждым годом их

становилось все больше.

Таково было положение Пензенского края в 17 веке. Оно было типичным

для всего Среднего Поволжья. Вот почему, когда здесь раздался призывный

набат участников крестьянской войны под предводительством Степана Разина,

на борьбу против феодалов поднялись и крестьяне, и городские низы, и

служивцы "засечной черты", и беглый гулящий люд.

Накал крестьянских выступлений в районах Средней Волги явно

обозначился к осени 1670 года, когда повстанческая армия Степана Разина с

низовий Волги подошла к Симбирску. Чтобы поддержать стихийные крестьянские

выступления, Степан Разин направлял из-под Симбирска свои небольшие

отряды. К Пензе был послан отряд Михаила Харитонова. Он шел на запад вдоль

засечной черты. Вскоре в руках харитоновцев оказались Юшанск, Тагай,

Корсун, Атемар, Саранск, Инсар. Отсюда меньшая часть отряда направилась в

Наровчат, а остальная к Пензе. Везде, где бы ни появлялись разинцы, местные

крестьяне и служилые люди поднимали восстание и расправлялись со своими

угнетателями. Например, когда повстанцы подошли к стенам Наровчата, жители

схватили ненавистного им "приказного человека с сыном и бросили со стены, а

город свой казакам сдали". Из других документов видно, что крепостные

крестьяне пензенского воеводы с повстанцами "сложились за едине". Двигаясь

к Пензе, они "по селам и деревням помещиков... побивали и дома их

разоряли". 25 сентября отряд Михаила Харитонова подошел к Пензе. Горожане и

служилые люди отказались сражаться с повстанцами и открыли перед ними

крепостные ворота. Восставшие "воеводу Елисея Лачинова да приказной избы

подъячего Александра Телепова да соборного попа Луку побили до смерти, а

домы де их и иных лучших людей разорили". Пенза превратилась в сборный

повстанческий пункт. Сюда стекались засечные сторожа, крестьяне - русские,

мордва, татары. Из Саратова пришел отряд под руководством бесстрашного

сподвижника Степана Разина - Василия Федорова. Объединив силы, Михаил

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.