бесплатно рефераты
 

Парижская Коммуна

назначили командующим национальной гвардией реакционного генерала Сэссе.

Только бдительность членов ЦК предотвратило внезапный контрреволюционный

переворот в Париже. Назначение Сэссе было отменено решением ЦК национальной

гвардии, а 22 марта национальные гвардейцы разогнали группы

контрреволюционных аристократов, пытавшихся захватить штат национальной

гвардии. 24 марта было подавлено контрреволюционное выступление отряда

Сэссе.

Казалось, что эти первые контрреволюционные выступления должны были

насторожить ЦК национальной гвардии и побудить его к решительной ликвидации

контрреволюционного очага в Версале. Вместо этого драгоценное время было

потрачено на выборы совета Коммуны, которые состоялись 26 марта 1871 г. на

основе всеобщего избирательного права. 28 марта на площади у ратуши при

огромном стечении народа члены ЦК национальной гвардии передали власть

избранному совету Коммуны. Под звуки оркестров торжественно было

провозглашено первое в мире пролетарское государство - Парижская Коммуна.

“Перед лицом прусской армии, присоединившей к Германии две французские

провинции, Коммуна присоединила к Франции рабочих всего мира”[11].

В Коммуну было избрано 86 человек, среди них - 26 рабочих, более 30

служащих, несколько мелких предпринимателей, лица интеллигентного труда

(педагоги, врачи, журналисты, адвокаты). Более 20 представителей крупной и

средней буржуазии, избранных в буржуазных округах, вышли из Коммуны (частью

в конце марта, частью в начале апреля), отказавшись участвовать в работе

совета, в котором преобладали революционеры и социалисты. Чтобы заполнить

вакантные места, 16 апреля состоялись дополнительные выборы, на которых

было избрано 16 новых членов (среди них 6 рабочих).

В итоге Коммуна представляла собой блок пролетарских революционеров и

мелкобуржуазных демократов. В её составе были видные деятели рабочего

движения, руководители секций Интернационала, профессиональных союзов,

производственных и потребительских кооперативов. Имена Эжена Варлена, Эмиля

Дюваля, Огюста Авриаля, Альберта Тейса, Шарля Амуру, Антуана Арно, Симона

Дерера, Жюля Жоанара, Огюста Серрайе, Луи Шалена и ряда других рабочих-

социалистов пользовались большой популярностью среди пролетариата всей

Франции, были известны и за её пределами. Среди членов Коммуны находились и

выдающиеся представители интеллигенции: художник Гюстав Курбе, писатель

Жюль Валлес, поэты-революционеры Эжен Потье и Жан Батист Клеман, врач и

инженер Эдуард Вайян, историки и публицисты Огюст Верморель и Гюстав

Тридон, антрополог Гюстав Флуранс. В составе Коммуны был и один иностранный

рабочий - венгр Лео Франкель. Лео Франкель, рабочий по профессии, Венгр по

национальности, был, по выражению Маркса, пожалуй, самым последовательным

коммунистом из числа членов Совета Коммуны. Несгибаемый революционер

страстно ненавидевший врагов рабочего класса, Франкель снискал большое

уважение и любовь французского народа. В составе Коммуны он как бы

олицетворял её интернационализм.

В политическом отношении Совет Коммуны разделялся на “меньшинство” и

“большинство”. “Меньшинство” Совета Коммуны состояло из прудонистов. Часть

их - правые прудонисты из которых наиболее влиятельными являлись член ЦК

национальной гвардии Журд, члены первого интернационала Лефрансе, Асси,

журналист Верморель, были противниками подавления врагов пролетарской

революции. Многие из них отрицали необходимость политической борьбы и

организации твердой революционной власти - диктатуры пролетариата. Другая

часть прудонистов - “левые прудонисты - коллективисты”, вопреки учению

Прудона, считали необходимым добиваться общественной собственности на

средства производства, связывались с рабочими массами, профессиональными

организациями и демократическими клубами. Одним из наиболее видных и

активных членов “меньшинства” был Луи Эжен Варлен. В дни Парижской Коммуны

со всей силой развернулся его талант подлинного революционера-

интернационалиста. Поэтому не случайно К. Маркс, давая советы коммунарам

обращался со своими письмами прежде всего к Варлену и Лео Франкелю -

другому выдающемуся деятелю Парижской Коммуны, также примыкавшему к

“меньшинству” Совета Коммуны.

К “меньшинству” примыкал также член генерального совета первого

Интернационала и член ЦК национальной гвардии рабочий Огюст Серрайе,

связанный с К. Марксом и находившийся под его влиянием. “Большинство”

Совета Коммуны состояло из мелкобуржуазных демократов - неоякобинцев (36

человек) и бланкистов (12 человек). Неоякобинцы считали себя продолжателями

дела первой буржуазной революции 18 марта 1871 г. коренным образом

отличалась от всех предшествовавших революций. Неоякобинцы стремились

упрочить мелкую собственность и хотели только “ограничить” крупный капитал.

Они были стойкими, горячими защитниками республики от внешних врагов и от

внутренней монархической реакции. Виднейшими из неоякобинцев были активный

участник революции 1848 г. Шарль Делеклюз и журналист Феликс Пиа.

В главных вопросах борьбы с реакцией неоякобинцы шли за бланкистами,

самыми активными политическими деятелями Коммуны. Наиболее влиятельными из

бланкистов в Коммуне были Гюстав Флуранс, Эдуард Вайян, Рауль Риго, Гюстав

Тридон. Огюст Бланки избранный заочно в Совет Коммуны, находился в

заточении у версальцев. К бланкистам примыкал рабочий-литейщик Эмиль

Дюваль, возведенный в чин генерала Коммуны.

“Разнообразие истолкований, которые вызывала Коммуна, и разнообразие

интересов, нашедших в ней свой выражение, доказывают, что она была высшей

степени гибкой политической формой, между тем как все прежние формы

правительства были, по существу своему, угнетательскими”[12]. Коммуна была

государством, осуществившим первый опыт диктатуры пролетариата.

Совет Коммуны не мог использовать старый, буржуазный государственный

аппарат, который являлся орудием в руках эксплуататорских классов для

угнетения трудящихся. К. Маркс ещё на основании опыта революции 1848 г. в

своей работе “18 Брюмера Луи Бонапарта” указывал, что рабочие, захватив

власть в свои руки, должны будут сломать буржуазный государственный аппарат

и создать свой, новый государственный аппарат. Саботаж оставшихся в Париже

чиновников и служащих подтвердил необходимость слома буржуазной

государственной машины. Что же определяло пролетарский характер Коммуны.

Высший государственный орган - Совет Коммуны был избран путём

всеобщего голосования. Каждый член Совета Коммуны, который не выполнял волю

народа, отзывался из него. Совет Коммуны издавал законы для исполнения

которых были созданы 10 комиссий (финансов, продовольствия, труда,

промышленности и обмена, просвещения, внешних сношений, юстиции, военное,

общественной безопасности и др.). во главе комиссии стоял член Совета.

Таким образом Совет Коммуны соединял в своих руках, как законодательную так

и исполнительную власть.

Для защиты пролетарского государства подавление сопротивления

буржуазии и помещиков, организации борьбы с военными силами версальцев,

которые уже в начале апреля начали войну против коммунаров, перед Коммуной

встала задача вооружения народа. Коммуна приняла декрет о роспуске

постоянной армии и замене её национальной гвардией.

Коммуна уничтожила буржуазную полицию, охрану города несли сами

вооруженные рабочие и ремесленники. Таким образом, важнейшие органы

буржуазного государства - армия и полиция - были разрушены и заменены

органами пролетарской власти.

Взамен буржуазных чиновников, проводивших саботаж, во все ведомства и

учреждения были назначены рабочие, которые благодаря своей энергии,

неподкупности, честности и преданности делу сумели наладить деятельность

государственного аппарата. Тысячи рабочих и ремесленников заменили старых

чиновников: рабочий-ювелир Франки руководил Комиссией труда, промышленности

и обмена, резчик Тейс руководил почтовым ведомством, сотни рабочих заняли

командные посты в национальной гвардии.

Совет Коммуны реформировал судебный аппарат: установил выборность

судей, ввел институт народных заседателей и право свободной защиты. Все эти

мероприятия характеризовали Коммуну как прообраз диктатуры пролетариата.

К. Маркс и В.И. Ленин, что Коммуна была “работающей корпорацией”, на

деле это означало, что она непосредственно, деловым образом руководила

своими комиссиями, ведомствами, мэриями. Весьма существенным было

органическое слияние центрального государственного учреждения - Совета

Коммуны - с муниципалитетами. Депутаты совета Коммуны от округов

непосредственно руководили у себя в округах муниципалитетами. Это

способствовало более тесной связи совета Коммуны с населением. Свой

практический опыт государственного строительства Коммуна хотела перенести

на всю Францию. К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали, что коммунары

отвергли прудоновский мелкобуржуазный принцип федерализма, т.е. принцип так

называемых “самоуправляющихся общин”, отрицающей государство, общность

нации и территории. Коммунары осуществляли на деле централизм, объединявший

нацию. Ведь декреты об уничтожении постоянной армии, о ликвидации

бюрократического аппарата, об отделении церкви от государства, об

установлении новой системы заработной платы и многие другие имели

общегосударственное значение и создавали предпосылки для единства нации.

Социально-экономическая политика Коммуны.

Как правительство рабочего класса Коммуна осуществляла свою власть,

посредством народа, в интересах народа и для народа.

Отражая интересы рабочих, ремесленников и всей бедноты Парижа, уже на

второй день после провозглашения Коммуны, 29 марта, Совет Коммуны

подтвердил декрет ЦК национальной гвардии, который отменял решение

национального собрания об уплате задолженности по квартирной плате. Этим

актом с населения Парижа был снят долг в сумме 400 млн. франков. Этим же

декретом совет Коммуны аннулировал задолженность квартиронанимателей.

Коммуна также отменила декрет национального собрания о немедленной уплате

по просроченным векселям. Постановлением Коммуны предоставлялась рассрочка

платежей на три года, что предотвратило разорение и гибель многочисленных

мелких предпринимателей.

Особенно много внимания уделяла Коммуна охране труда и борьбе с

безработицей. В период осады немецкими войсками Парижа многие

предприниматели закрыли свои мастерские. После революции 18 марта число

предприятий, брошенных их хозяевами, ещё более возросло. Для борьбы с

безработицей, принявшей весьма широкие размеры, Коммуна организовала

мастерские по пошиву военного обмундирования и мастерские по изготовлению

боевых патронов; на работу в этих предприятиях было направлено большое

число безработных женщин.

Важнейшим мероприятием Коммуны, наиболее ярко выразившим

социалистическую тенденцию пролетарской власти, явился декрет от 16 апреля

о передаче брошенных владельцами и бездействующих мастерских кооперативным

товариществам рабочих для возобновления в них работы. Принципиальное

значение декрета заключалось в том, что это был первый крупный шаг по пути

уничтожения частной собственности капиталистов на орудия труда и на

средства производства, по пути социалистического преобразования

промышленности. Не случайно официальная газета версальского правительства

особенно резко обрушилась именно на это постановление Парижской Коммуны.

Народный характер Совета Коммуны как рабочего правительства ярко

раскрывают принятые им декреты: о передаче фабрик и мастерских, владельцы

которых бежали вместе с версальцами в руки рабочих товариществ, о введении

рабочего контроля на некоторых предприятиях и в учреждениях, о запрещении

незаконных вычетов из заработной платы рабочих и служащих, декрет об

обязательном установлении минимума заработной платы рабочим

Чтобы облегчить положение трудящихся Парижа, терпевших голод, и

пресечь спекуляцию, Коммуна в мае приняла закон о цене на хлеб. Тогда же, в

мае, Совет Коммуны, преодолев сопротивление правых прудонистов, принял

декрет о возвращении из ломбардов заложенных беднотой вещей, оцененных не

выше 20 франков.

По инициативе Франкеля был поставлен вопрос о введении 8-часового

рабочего дня. После обсуждения Совета Коммуны установил 10-часовой рабочий

день, что для того времени было решительным шагом вперед в трудовом

законодательстве. Отменен был ночной труд в пекарнях. Строжайше запрещалось

налагать штрафы на рабочих.

Большое политическое значение имели декреты Коммуны об отделении

церкви от государства. “Священники должны были вернуться к скромной жизни

частных лиц, чтобы подобно их предшественникам- апостолам жить милостыней

верующих”[13]. Запись акта гражданского состояния - о рождении, браке и

смерти - была изъята из рук церковников и передана в руки государственных

учреждений. В мае был принят закон, обеспечивавший гражданские права женщин

Франции.

“Судейские чины потеряли свою кажущуюся независимость, служившую

только маской для их низкого подхалимства перед всеми сменявшими друг друга

правительствами, которым они поочерёдно приносили присягу на верность и

затем изменяли. Как и прочие должностные лица общества, они должны были

впредь избираться открыто, быть ответственными и сменяемыми”[14].

Учитывая пожелания трудящихся, комиссия по просвещению установила

единообразную систему просвещения в Париже. В мае уже были открыты первые

профессиональные школы. Комиссия по просвещению занималась и подбором

учителей взамен уволенных из числа аббатов и монахов. Совет Коммуны принял

декрет о повышении зарплаты учителям более чем в 2 раза. Коммуна

предполагала также создать детские сады и ясли.

Значительную работу провела Коммуна в области искусства. через

созданные товарищества художников в Париже устраивались выставки для

широких народных масс. Театры были переданы в ведение товариществ артистов.

Двери театров распахнулись для трудящихся. В великие революционные

преобразования начатые Коммуной, были вовлечены передовые деятели науки и

искусства: знаменитый ученый-географ Элизе Реклю, прославленные художники

Курбе и Андре Жиль, писатели и поэты - Жюль Валлес, Эжен Потье, Жанн Батист

Клеман и многие другие. Все они с большим энтузиазмом и любовью отдавали

свои творческие силы трудовому народу Франции.

Однако Коммуна не во всех своих мероприятиях была последовательна.

В.И. Ленин отмечал, что совет Коммуны остановился на полпути: “…вместо

того, чтобы приступить к “экспроприации экспроприаторов” он увлекся мечтами

о водворении высшей справедливости в стране, объединяемой общенациональной

задачей; такие, например, учреждения, как банк, не были взяты, теории

прудонистов на счет “справедливого обмена” и т.п. господствовали ещё среди

социалистов”[15].

Тем не менее В.И. Ленин очень высоко оценивал то немногое, что

удалось осуществить Коммуне из мер социалистического характера, так как

даже это немногое “достаточно ярко вскрывает её характер, как народного,

рабочего правительства…”[16].

“ Великим социальным мероприятием Коммуны было её собственное

существование, её работа”[17].

Коммуна и Провинция.

С первых же дней революции 18 марта 1871 г. в парижской прессе были

опубликованы статьи, в которых подчеркивалась необходимость союза

революционного Парижа с крестьянством. Писательница Андре Лео (Леониль

Шансе), обращаясь к крестьянам, горячо разъясняла, что союз французских

крестьян с революционным Парижем - Это вопрос “жизни и смерти”.

В апреле Коммуна отпечатала 100 тыс. Экземпляров обращения к

крестьянам, в котором говорилось, что Коммуна хочет дать землю крестьянам,

и разбрасывала их с воздушных шаров в деревнях. Другой связи с крестьянами

нельзя было установить, так как Париж был осажден. “Брат, тебя обманывают,

- писали коммунары в своих обращениях к крестьянам. - Наши интересы одни и

те же. Париж хочет… запомни это хорошенько, ты сельский работник, бедный

поденщик, мелкий собственник, которого гложет ростовщик, арендатор, мызник,

фермер; вы все, кто сеет, жнет и трудится в поте лица своего, чтобы лучшая

часть плодов вашего труда досталась тому, кто работает на Земле. Париж

хочет… земли для всех крестьян, орудий труда для рабочих, работы - для

всех”.

Но только в отдельных местах произошли крестьянские восстания, которые

без руководства рабочих были слабы и вскоре были подавлены. Коммуне не

получилось получить союзника в деревне.

Между тем судьба Парижской Коммуны зависела от того, насколько

поддержит её вся Франция. “Коммуна имело полное право объявить крестьянам,

что “её победа - их единственная надежда”[18]”[19]. Ненависть к

бонапартистскому режиму и предательство народных интересов буржуазией вслед

за восстанием парижских рабочих 18 марта вызвали цепную реакцию народных

восстаний в других городах Франции. 23 марта была провозглашена Коммуна в

Марселе, 24-го - в Лионе, Нарбонне и Тулузе, 26-го - в Крезо. На короткое

время восставший народ захватил власть в Сен-Этьене, Лиможе и других

городах Франции. Но все эти разрозненные восстания, не имевшие между собой

связи, были сравнительно легко подавлены контрреволюционными войсками. Лишь

в Марселе Коммуна продержалась до 5 апреля.

Изоляция Парижской Коммуны от всей Франции, отказ от

немедленного наступления на Версаль в значительной степени предопределили

её поражение. “Подавлять буржуазию и её сопротивление всё еще необходимо, -

писал В.И. Ленин. - Для Коммуны это было особенно необходимо, и одна из

причин её поражения состоит в том, что она недостаточно решительно это

делала”[20].

Борьба течений в Коммуне.

С первых дней внутри Парижской Коммуны обнаружились коренные

разногласия между представителями различных направлений по вопросу о

задачах и методах революционной власти.

Бурные споры вызвал вопрос о гласности заседаний Коммуны и о

публикации отчетов об этих заседаниях. Расхождения во мнениях возникли и

при обсуждении применении режима о строгой изоляции к арестованным по

политическим делам. “Мы переживаем революционное время и должны действовать

революционными методами, принимая все необходимые меры предосторожности”, -

говорил близкий к бланкистам Амуру. Большинство прудонистов требовало

отмены строго режима заключения. “Мы, республиканцы, демократы,

социалисты, не должны пользоваться теми средствами, которые применяли

деспоты”, - доказывал Арну. За отмену этой меры высказывались и некоторые

неоякобинцы.

Острые разногласия среди членов Коммуны проявлялись при обсуждении

социально-экономических мероприятий. Прудонисты правого крыла выступали

против решительных мер в отношении буржуазной частной собственности, на

которых настаивали бланкисты, левые прудонисты и делегаты, близкие к

марксизму.

Постепенно внутри Коммуны сложились группировки, что отчетливо

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.