бесплатно рефераты
 

Пар и Броня

Пар и Броня

ПАР И БРОНЯ

(ВМФ России во второй половине XIX начале XX века)

[pic]

Московский Государственный Технический Университет имени Баумана

факультет Фундаментальные науки.

Реферат по истории отечества студента группы

Создание железного флота

После Крымской войны , ясно показавшей экономическую и научно-техническую

отсталость Российской Империи русский флот оказался в неутешительном

положении. Николаю II удалось наладить снабжение флота и постройку

боеспособных кораблей и к началу войны русский флот выглядел совсем неплохо

но ... оказалось что эра деревянных парусников прошла , и флот ,

разгромивший турецкую эскадру в Синопе оказывается затопленным русскими же

моряками , чтобы преградить путь паровой армаде англичан и французов к

Севастополю ибо в бою с ними парусные линкоры не имели ни малейшего шанса.

Итак , кроме бесполезных парусников в состав русского флота входили : 1

винтовой линкор , 1 винтовой фрегат ,10 колесных пароходов ,18 небольших

пароходов и 40 винтовых канонерок на Балтике , 12 колесных пароходов на

Черном море , 2 и 8 небольших колесных пароходов на Белом и Каспийском море

соответственно , винтовая шхуна и три парохода на Дальнем Востоке.

Строительство винтовых кораблей стало первоочередной задачей

переоснащения флота.

Промышленность страны и адмиралтейские заводы не были готовы к такой

работе но задача была разрешена при содействии появившихся в то время

предприятий по производству частей механизмов . Морское ведомство заказало

этим предприятиям изготовление механизмов но полностью сборку машин

приходилось делать на верфи. Таким образом в 1858г. в составе флота было

уже 6 паровых линкоров , 5 фрегатов и 17 корветов (правда они представляли

из себя переделанные парусники и сохранили парусное вооружение). Однако в

1859г. во Франции был спущен на воду линкор La Gloir , борта которого

были защищены металлическими плитами толщиной 100-120мм . Хотя по сути это

был переделанный деревянный линкор это судно считается первым броненосцем.

В 1860г. вступил в строй настоящий броненосец - полностью металлический

английский Warrior , защищенный 112 мм броней. Французы тоже перешли к

постройке металлических кораблей. Крымская война стала последней , в

которой принимали участие деревянные красавцы -линкоры с небоскребами

парусов , на море начиналась эпоха пара и брони.

В России в 1863г. для опыта были обшиты 100мм броней строящиеся

деревянные фрегаты “Севастополь” и ”Петропавловск” и в том же году была

заказана в Англии (русская промышленность не могла тогда справится с таким

заказом) железная броненосная батарея “Первенец” (водоизмещение - 3330 т ,

броня - 112 мм (пояс) вооружение - 26-68 фунтовые орудия). Было решено

строить впредь только железные суда , для чего принят ряд мер по

переустройству казенных верфей и содействию развитию существующих и

основанию новых механических и судостроительных заводов. Было перестроено

Новое Адмиралтейство , в нем расположили новые эллинги и мастерские , из-за

границы доставили механизмы и станки. Руководство постройкой кораблей

поручили англичанину Митчелю т.к. русские инженеры еще не имели в этом

деле достаточно опыта , из Англии был привлечен ряд специалистов . В

январе 1863г была заложена , а в июне 1864г. спущена на воду плавучая

батарея “Не тронь меня” - первое броненосное судно русской постройки

(конструкция корабля была аналогична “Первенцу” , вооружение состояло из 14

- 203 мм орудий ) .

Тем временем русские корабли отправились в первый поход . В 1863-1864г.

возникли осложнения в отношениях с Англией и Францией и для оказания

давления на эти страны в Атлантику и в Тихий океан были отправлены две

эскадры рейдеров , для создания потенциальной угрозы английским морским

коммуникациям . Первой эскадрой командовал контр-адмирал С.С. Лисовский и

в нее вошли пароходофрегаты “Александр Невский” , “Пересвет” , “Ослябя”,

корветы “Варяг” и “Витязь” , клипер “Алмаз”. Эскадрой в Тихом океане

командовал адмирал А.А.Попов и в нее вошли корветы “Богатырь”,

“Калевала”,”Рында”,”Новик” и клиперы “Абрек ” и Гайдамак”.Таким образом

рождался новый тип боевого корабля - крейсер , предназначенный для

действий на коммуникациях противника. Появление русских кораблей в Нью-

Йорке и Сан-Франциско заставило англичан вести себя более сдержанно .

Кроме того специальная комиссия , состоящая из моряков и инженеров

ознакомилась в США с броненосцами мониторного типа .

Было решено построить 11 мониторов для обороны Финского залива (что было

тогда первоочередной задачей), и еще одну плавучую батарей “Кремль”. Так

как строить все корабли силами адмиралтейства было невозможно то был

объявлен конкурс на их постройку среди частных заводов. Два монитора

строились в адмиралтействе , один Митчелем , два - заводом Кара и

Макферсона в Петербурге (впоследствии Балтийский судостроительный и

механический завод ),

два - бельгийским обществом “Коккериль”, построившем верфь в Петербурге ,

два - предпринимателю Кудрявцеву , и наконец еще два монитора и батарея -

заводу Семянникова и Полетики (Невский завод). Механизмы для этих кораблей

делались на заводе Карра и Макферсона , Невском заводе и заводе Берда

(франко-русский завод). Башни делал Ижорский завод , орудия - Обуховский .

Броня заказывалась в Англии , но туда были командированы русские инженеры

для постановки этого производства в России. Снаряды изготавливались на

частных заводах , в том числе на Путиловском , а затем на государственных

заводах на Урале . Таким образом строительство броненосного парового

флота способствовало развитию тяжелой промышленности в России .

В 1864г. началась постройка двухбашенных канонерок (мониторов)

“Чародейка” и “Русалка” (водоизмещение - 1940т ; броня - 112мм , в

оконечностях - 85 мм , вооружение - 4 орудия калибром 229мм) . Они

представляли собой усовершенствованный тип монитора , более мореходный ,

как считалось , однако их мореходность оставляла желать лучшего . Из -за

малой остойчивости и низкого борта в 1894г “Русалка” погибла со всем

экипажем при переходе через Финский залив при не очень сильном шторме.

Помимо этого началась постройка двухбашенных фрегатов “Адмирал Спиридов”

, “Адмирал Чичагов” и трехбашенных “Адмирал Грейг” , “Адмирал Лазарев” (

водоизмещение - 3500т. ; броня - 150 - 88 мм , вооружение - по два 229мм

орудия в башне ). Все эти шесть кораблей представляли собой по сути

броненосцы береговой обороны (не очень мореходные) для защиты Кронштадта.

Они были спущены на воду в 1867-1868гг.

Тогда же началась и постройка рангоутных фрегатов (по сути броненосцев)

“Князь Пожарский” и “Минин”. Это уже были корабли , способные совершать

дальние плавания . Первый был построен по типу английского казематного ( с

расположением главной артиллерии в каземате в центре корабля) броненосца

Bellerophon . (водоизмещение - 4500т. ; скорость хода - 12 узлов ; броня -

100 - 112 мм.; вооружение - 8 - 229 мм орудий ) , и в 1868г. спущен на воду

. “Минин ” в течение своего строительства испытал ряд переделок , так

как взгляды на лучший тип броненосного корабля еще не установились .

Сначала предполагалось разместить артиллерию в башнях и сделать корабль

по типу английского же низкобортного броненосца Capitan . В таком виде он

был спущен на воду в 1869г. однако после гибели Capitanа во время шторма в

!870г. постройку приостановили и решили превратить “Минин “ в

броненосный крейсер . Башни были сняты и заменены 4 - 203 мм орудиями в

бортовых спонсонах и 12 - 152мм по бортам на верхней палубе , мощность

механизмов увеличили . Водоизмещение корабля возросло до 5740т. , а

скорость до 14 узлов. Таким образом в России возник класс броненосных

крейсеров , океанских кораблей для дальнего плавания но более сильных чем

английские небронированные крейсера специальной постройки . По похожему

проекту были построены крейсера “Генерал- Адмирал” и “Герцог

Эдинбургский ” (водоизмещение 4600т.;вооружение - 4 - 203мм и 2- 152мм

орудия; скорость - 13,6 и 15,3 узла соответственно ). Интересно , что все

эти четыре корабля несли полное парусное вооружение. Кроме того для

океанского крейсерства были построены 8 неброненосных клиперов

водоизмещением 1330т. и со скоростью хода 11-13 узлов , вооруженные тремя

152мм орудиями.

Начало возрождение черноморского флота

В 1871г. после франко-прусской войны наконец были отменены статьи

Парижского договора и Россия получила возможность иметь флот на Черном

море ( до этого там допускалось иметь только 6 корветов водоизмещением до

800т.) . Для защиты черноморского побережья решено было создать небольшие

броненосные суда с сильной артиллерией . Для уменьшения осадки и размеров

корабля при сохранении защиты и артиллерийской мощи был принят

экстравагантный проект адмирала Попова - круглого броненосца. Намечена была

постройка десяти таких судов , названных “поповками” но было построено

всего два “Новгород “ и “Вице-адмирал Попов”. Они имели водоизмещение

2500 - 3000 т. (при диаметре 30-36 м и осадке 4 м) , защищены броней

толщиной 275-450мм и 60-75 мм палубой , вооружение состояло из двух

280мм ( 305мм) орудий. в барбетных башнях . “Поповки“ не прижились из-за

трудностей в управлении (вращение после выстрела , неустойчивость на курсе)

, хотя обеспечивали хорошую устойчивость артиллерийской платформы и

неплохую для плавучего форта скорость 6-7 узлов.

Следует также отметить построенную по проекту того же Попова яхту

“Ливадия” для царской семьи . Хотя это был не боевой корабль , но

оригинальная конструкция яхты (при длине 71м она имела ширину 47м , что

делало ее очень устойчивой) делала ее возможным прототипом для новых

броненосцев. Яхта была построена в Англии , при испытаниях она показала

скорость 15,7 узлов на мерной миле (при 14 расчетных) , что было

удивительно для судна с таким отношением длины к ширине. На пути в Черное

море яхта действительно показала хорошую устойчивость но при ходе против

волны получала сильные удары в носовой части. Необходимые переделки на

яхте не были сделаны , по назначению ее не использовали и переименовали в

транспорт “Опыт” , таким образом русские конструкторы , как и во всем мире

, работали над усовершенствованием броненосных кораблей , поскольку единых

взглядов на то , как он должен выглядеть еще не было , что вызвало к жизни

различные , порой довольно оригинальные проекты.

Когда началась война с Турцией 1877-1878гг черноморский флот только

начал возрождаться и борьба на море практически не имела места , ввиду

преобладания на море турецкого флота (12 броненосных кораблей и 6 мониторов

на Дунае ). По инициативе лейтенанта С. О. Макарова у Русского общества

пароходства и торговли (РОПИТ) были зафрахтованы пароходы “Веста” ,

“Владимир” , “Эльбрус” ,”Аргонавт ” и яхта “Ливадия” , которые были

вооружены артиллерией и превратились в легкие крейсера. Эти корабли

действовали довольно успешно против пароходов противника , а “Веста” под

командованием Н.М. Баранова даже приняла бой у турецкого броненосца

“Фетхи-Буленд” и выиграла его.

В условиях , когда крупным бронированным кораблям противника

Черноморский флот не мог противопоставить равных по классу , логичным было

обращение к минному оружию. Били построены (или переоборудованы) паровые

катера , вооруженные шестовыми минами (выдвигавшимися вперед на шесте) ,

или (реже) самодвижущимися минами Уайтхейда (торпедами) . Для доставки

немореходных крейсеров к портам противника использовался парохода

“Константин” . Шестовые мины начали впервые применятся во время

гражданской войны в Америке. Несмотря на то , что нападающий катер сам

подвергается большому риску при взрыве , и подойти практически вплотную к

вражескому кораблю довольно сложно , действия этих катеров оказались

довольно эффективными : ими был подорван в Сухуми броненосец “Ассари-

Шевкет” и один монитор на Дунае. У берегов Батуми торпедами , выпущенными

с двух паровых катеров был потоплен сторожевой корабль “Интибах” .

Стало ясно , что даже небольшое (и дешевое) , но скоростное и вооруженное

торпедами судно может стать серьезной угрозой для крупных боевых кораблей

противника.

Строительство флота в конце XIX века

В царствование “Миротворца” Александра III Россия не вела войн ни на

суше , ни на море , и Русские корабелы и моряки использовали это время для

оснащения флота современными кораблями , развитию новых образцов техники.

Это вполне удалось - к началу XX века Россия имела довольно мощный флот ,

занимая в некоторых областях (применение мин , радиосвязи , броненосных

крейсеров ) занимала лидирующие позиции в мире.

Строительство броненосцев

Еще в 1869г. , когда была решена проблема защиты Кронштадта путем

постройки небольших броненосцев береговой обороны началось строительство

настоящего мореходного броненосца “Петр Великий” , который стал последней

работой известного русского кораблестроителя М.М.Окунева . Корабль

проектировался по типу английского броненосца “Devastation” , конструкции

известного английского кораблестроителя Э.Рида . Корабль имел водоизмещение

около 10 000 т. , броневой пояс толщиной 350-200мм , палуба - 75мм .

Вооружение состояло из 4 - 305мм орудий в двух башнях . Механизмы

мощностью 8200 лс должны были сообщать ему скорость в 14 узлов , и были

изготовлены на заводе Берда . На испытаниях корабль развил всего 12.5

узлов . Эти затруднения с механизмами задержали его готовность до 1877г. ,

а в 1881г. он был отправлен в Англию для установки новых машин и котлов

усовершенствованного типа. В дальнейшем броненосцы на Балтике у нас долгое

время не закладывались , так как выбор был сделан в пользу броненосных

крейсеров , и мониторов .

В 1883г. на Черном море были заложены , а в 1886г. спущены на воду

однотипные “Екатерина II” , “Чесма” и “Синоп “ и позднее (заложен в 1889г.

, спущен на воду в 1892г.) несколько измененный ”Георгий Победоносец”

(водоизмещение - около 10 000т ; скорость - 15-16 узлов ; бронирование 254

- 458 мм , палуба - 56мм; вооружение - 6 - 305мм и 7- 152мм орудий , 8-

47мм пушек ). Корабли были довольно удачными и имели оригинальную схему

размещения артиллерии - попарно по углам треугольного барбета . Все эти

броненосцы имели также торпедное вооружение и оснащались тараном , который

ставился на все броненосцы до Русско-Японской войны ( таранный удар

действительно несет мгновенную гибель кораблю противника , но развитие

артиллерии и торпед уже тогда сделало такое сближение кораблей

невозможным).

На Балтике были построены 1887-1889гг. броненосцы “Александр II ” и

“Николай I” (водоизмещение - 9700т ; скорость - 14узлов ; пояс- 152-356мм ,

палуба - 75мм ). Эти корабли были сделаны по типу броненосца-тарана

(подобный был построен в Англии) , они были вооружены 2-305мм орудиями в

носовой башне , 4- 229мм и 8 - 152мм в бортовых установках . Эти корабли

получились неудачными из-за стремления сохранить небольшое водоизмещение ,

признанное достаточным для Балтики . По тому же типу но меньших размеров

(водоизмещение - 6600т.) был построен броненосец “Гангут” (он утонул в

1897г. наскочив на камни во время учебной стрельбы ) .

В 1891г. колебания в выборе прототипа для строительства кораблей

прекратились , и за образец были приняты английские броненосцы “Nile” и

“ Trafalgar” - бронированная цитадель в центре корпуса (при слабой защите

оконечностей) , размещение главного калибра в концевых башнях , среднего -

в бронированном каземате между ними . Все последующие броненосцы до Русско-

Японской войны строились именно по такому типу. В 1891г. был спущен на

воду “Наварин” (водоизмещение - 10 000т . ; пояс - 407мм , каземат - 305

- 127 мм , палуба -75 мм , башни - 305мм; скорость - 16 узлов; вооружение

; 4 - 305 и 8 - 152мм орудия , 6 торпедных аппаратов). В целом по всем

тактическим показателям он уступал прототипу - английскому Nile. Далее в

1894г. был построен почти однотипный “Сисой Великий” , на котором

броневая палуба была снижена и положена поверх пояса (как на английском

броненосце “Royal Sovreign”). В 1898г. вводится в строй серия из трех

кораблей “Полтава” , “Севастополь” , “Петропавловск” у которых

водоизмещение возросло до 11 000т. , и 152мм орудия были размещены в

башне.

В 1900г. была построена серия “Ослябя” , “Пересвет ” и “Победа” ,

водоизмещением 12700т. и со скоростью хода 18 узлов. Эти корабли

впервые имели гарвеевскую броню (на предыдущих кораблях применялась броня

компаунд) , и бронепалубу со скосами к бортам . Эти корабли

представляли собой нечто среднее между броненосцем и броненосным крейсером

и предназначались для Тихого океана . Корабли получились неудачными - их

вооружение (254-мм орудия ) и защита были явно недостаточны для боя с

броненосцами противника , а скорость - значительно меньше чем у

броненосных крейсеров. Следует отметить также броненосец “Ретвизан” ,

построенный в 1902г. в США по заказу России . Это был нетиповой корабль

Русского флота , его прототипом послужил американский Maine. Он имел

водоизмещение 12700 т. , скорость -18 узлов , бронирование : пояс - 227мм

(крупповская броня) , каземат - 152мм и палуба- 75мм. Вооружение состояло

из 4-305мм и 12-305мм орудий . Этот корабль , который можно назвать

классическим образцом додредноутовского броненосца стал одним из лучших

кораблей русского флота.

В 1901г. Франции был заказан броненосец “Цесаревич” ставший прототипом

для серии кораблей : “Бородино” , “Орел” ,”Александр III” ,”Суворов” и

“Слава” , составивших основную ударную силу флота накануне Русско-Японской

войны . “Цесаревич” строился под руководством известного французского

кораблестроителя Эмиля Бертена. Он имел водоизмещение около 13 000т ,

скорость - 18 узлов . Защита его включала 250мм нижний и 152мм верхний

пояс , 50 - мм палубу поверх него и 38мм противоторпедную переборку вдоль

борта и по тем временам считалась одной из самых совершенных в мире.

Помимо этого в 1893-1896гг. были построены три низкобортных броненосца

береговой обороны для Балтики, водоизмещением 4000т. , вооруженных

254мм и 152мм орудиями.

На Черном море в 1892г. был построен малый броненосец “Двенадцать

апостолов “ (водоизмещение - 8500т. ; бронирование - пояс- 350 мм , палуба

- 60мм ; вооружение - 4-305мм и 4-152мм орудия). Этот броненосец был

удачным но тактически необоснованым . В 1898г. были заложены “Три

Святителя” и “Князь Потемкин Таврический” по типу “Наварина” но более

крупные (12 500т.) и лучше защищенные . На “Потемкине” сталежелезная

броня заменена крупповской , что дало возможность увеличить число 152мм

орудий и усилить палубы . Эти корабли были наиболее сильными русскими

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.