бесплатно рефераты
 

Памятники Кубани

Памятники Кубани

КУБАНЬ И ЧЕРНОМОРЬЕ В ПЕРИОД ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО И РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО

СТРОЯ 2

III - II ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ НАШЕЙ ЭРЫ 2

НАРОДЫ ПРИКУБАНЬЯ В I ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО НАШЕЙ ЭРЫ 3

АНТИЧНЫЕ КОЛОНИИ НА СЕВЕРНОМ ПОБЕРЕЖЬЕ ЧЕРНОГО МОРЯ. БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВО

3

НОВАЯ ИСТОРИЯ НА КУБАНИ 4

ДЕКАБРИСТЫ НА КУБАНИ 5

ПАМЯТЬ ЭТОЙ ЗЕМЛИ СВЯЩЕННА 7

ОГНЕННЫЕ МИЛИ РЫБАКОВ 10

ЗОЛОТОЕ СОЗВЕЗДИЕ 13

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ 15

КОМПЛЕКСНЫЕ ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ 16

ГЕОЛОГО-ГЕОМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ: МЫСЫ, БЕРЕГОВЫЕ СКАЛЫ И КОСЫ 18

ГРЯЗЕВЫЕ ВУЛКАНЫ 19

ПЕЩЕРЫ 20

ГИДРОЛОГИЧЕСКИЕ УНИКУМЫ:ВОДОПАДЫ 21

ИСТОЧНИКИ 22

ПОЛЯНА ДРУЖБЫ 23

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. КАРТА ПРИРОДНЫХ ПАМЯТНИКОВ КУБАНИ 24

КУБАНЬ И ЧЕРНОМОРЬЕ В ПЕРИОД ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО И РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО

СТРОЯ

III - II ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ НАШЕЙ ЭРЫ

Заселение Кавказа первобытным человеком шло с юга и было длительным и

сложным. Древнейшие остатки жизни человека у нас в крае относятся ко

времени за 700—600 тысяч лет назад. Установить это помогла одна случайная

находка. На берегу р. Псекупса было найдено орудие первобытного человека —

ручное рубило.

Климат нашего края был тогда относительно теплый. Земли его отличались

и прежде плодородием. Растительность была самой разнообразной. В степной

части поражали разнотравье и продолжительность зеленого покрова.

Сохранялись в , то время в большей мере такие растения, как самшит и тис.

Изобиловали разнообразным животным миром горы и леса. Тут встречались олени

и косули, зубры, медведи и барсы. Воды края и омывающие его моря

изобиловали рыбой. Человек бродил, собирая съедобные растения, корни, плоды

и охотясь на животных. Следы пребывания этого древнейшего человека найдены

не только на р. Псекупсе, но и по течению соседних речек Апчас, Марты, а

также на р. Белой. С постепенным похолоданием климата, связанным с

наступлением с севера ледника, жизнь человека изменялась. Охота па крупных

животных становится одним из основных занятий человека. В качестве жилищ он

использует пещеры, а там, где их не было, селится под скальными навесами,

строит простые жилища, обтягивая их шкурами животных. Известно много

пещерных стоянок. Это — Большая Воронцовская пещера, Хостинские,

Навалишенская, Ацинская, Лхштырская.

Орды первобытных охотников в это время жили не только по Черноморскому

побережью, но и по северному склону Кавказского хребта. На обширных степных

просторах Прикубанья паслись стада мамонтов, бизонов, оленей, диких

лошадей и ослов. Все оци становились добычей человека. Одна из наиболее

изученных стоянок — Ильская. Люди здесь жили в шалашах, укрепленных у

основания камнями. Мужчины занимались охотой, главным образом па зубров,

женщины — собирательством. Съедобные растения могли надолго обеспечить

питанием людей во время неудачных охот. Охотились всем коллективом путем

облав и загонов. Орудиями были уже не ручные рубила, а остроконечники,

скребла, кремневые ножи и наконечники копий.

В эпоху неолита (V—IV тысячелетия до нашей эры) родовые общины, жившие

на территории нашего края, переходят к животноводству и начинают заниматься

земледелием. Но окончательно земледелие завоевало себе прочное место в

эпоху медно-каменного века (III тысячелетие до нашей эры). К этому времени

относятся наиболее древние в Прикубанье земледельческие поселки. Их

сравнительно недавно открыли в предгорьях южнее г. Майкопа. Одно из таких

поселений находится на окраине поселка Каменномостского. Оно было,

ограждено каменной стеной, дома располагались вдоль стен, а центральная

часть поселения служила для загона скота. Население занималось мотыжным

земледелием и скотоводством. Охота стала иметь подсобное значение. Основные

орудия труда — топоры, тесла, ножи, наконечники стрел, скребки, вкладыши

для серпов и другие делались еще из камня. Медных изделий было мало.

В горных районах нашего края и на Черноморском побережье во второй

половине III и II тысячелетий до нашей эры жили племена, оставившие

интереснейшие погребальные памятники — дольмены. Обычно дольмены сложены из

пяти огромных плит, четыре из которых составляли стенки, а пятая . крышу. В

передней плите, как правило, имеется отверстие, закрывающееся каменной

пробкой. Иногда дольмены высекались в целых глыбах и только сверху

покрывались плитой. Дольмены служили для захоронений и представляли как бы

наземные склепы. При раскопках в дольменах были найдены медные топоры,

тесла, наконечники копий, глиняные сосуды. Строители этих громадных гробниц

занимались охотой, мотыжным земледелием и жили оседло.

В степях Прикубанья в это же время жили племена скотоводов. Они

разводили коров, овец, приручена уже была лошадь. Орудия труда они делали

из бронзы, хотя продолжали существовать еще и каменные. Памятниками их

времени остались курганы, которые встречаются по всей Кубанской степи.

НАРОДЫ ПРИКУБАНЬЯ В I ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО НАШЕЙ ЭРЫ

В то время, когда скифы жили в степях Северного Причерноморья,

Прикубанье и восточное побережье Азовского моря заселили племена меотов. По

образу жизни, занятиям и культуре очи напоминали скифов, но принадлежали к

кавказской группе племен. Так же, как и у скифов, часть меотских племен,

обитавшая в степных районах Прикубанья, вела кочевой образ жизни, разводя

огромные табуны лошадей, отары овец, стада крупного рогатого скота,

передвигаясь с места на место в поисках новых пастбищ. В кургане у аула

Уляп вместе с вождем было погребено около 500 лошадей — целый табун. Но

основную массу населения составляли земледельцы. Они жили оседло в

небольших поселках, расположенных у рек и лиманов. Особенно густо было

заселено правобережье р. Кубани. Река с ее крутыми берегами давала надежную

защиту от нападения врагов. С напольной стороны поселки были окружены

земляными валами и рвами. По валу иногда возводились крепостные стены,

построенные из двух рядов плетня с насыпанной между ними землей. За стенами

тесно жались друг к другу маленькие глинобитные домики, крытые соломой и

камышом. Жизнь на поселении начиналась, когда первые лучи солнца озаряли

восток и ночная мгла покидала степь. В поле выезжали пахари, пастухи

гнали стада коров и овец, к реке спускались рыбаки, чтобы закинуть большие

сети. Пахота производилась деревянным плугом, в который впрягали

несколько пар волов. Сеяли пшеницу, ячмень, просо. Хранили зерно не в

амбарах, а в ямах — зернохранилищах. Во дворах стояли каменные ручные

«мельницы». Они состояли из деревянного столика с вертикальной стойкой и

двух прямоугольных каменных плит — жерновов. Из зерен изготовляли муку и

различные крупы.

Население состояло не только из земледельцев и скотоводов, жили в

поселках также и ремесленники. По временам на окраине поселка поднимались

густые столбы дыма — это гончары начинали топить печи, в которых обжигалась

посуда. И каких только сосудов не изготовляли древние мастера! Здесь были и

кувшины различной формы и величины, миски, бокалы, чаши, кружки, вазочки и

др. Некоторые кувшины расписывались белыми и розовыми красками. Кроме

гончаров, были и другие ремесленники: металлурги, кузнецы, литейщики,

оружейники, плотники и столяры, кожевники и сапожники, косторезы, ювелиры.

В каждом доме был ткацкий станок, на котором женщины пряли пряжу.

Иногда к поселку приплывали большие гребные суда, груженные различными

товарами. Все население спешило на место торжища. Боспорские купцы

выгружали на берег дорогие разноцветные ткани, золотые украшения и бусы,

сверкающие на солнце медные шлемы и панцири и другие изделия мастеров

боспорских городов. Жители поселка предлагали в обмен кожи и меха, зерновой

хлеб. вяленую рыбу и «живой» товар — рабов. Это были военнопленные,

которых продавали в рабство грекам. Во главе дружины становится

военачальник. Прежнее равенство в роде. племени исчезает, выделяются

богатые и знатные семьи. Вождей своих они хоронят в больших курганах с

пышным обрядом погребения. Так же как и скифы, меоты убивали слуг вождя,

его рабов и рабынь, лошадей и погребали в могиле вместе со своим владыкой.

Рядовое население хоронило своих покойников в простых неглубоких ямах

на общих кладбищах. По обряду меотов в могилу помещали сосуды с пищей и

питьем и личные вещи покойника: воину — оружие, женщинам — украшения.

Меоты в Ш—IV веках нашей эры были вытеснены с правобережья р. Кубани

новыми кочевыми племенами в Закубанье. Они не исчезли, как скифы, а в более

позднее время с племенами Черноморского побережья образовали адыгейскую

народность.

АНТИЧНЫЕ КОЛОНИИ НА СЕВЕРНОМ ПОБЕРЕЖЬЕ ЧЕРНОГО МОРЯ. БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВО

На северном побережье Черного моря в VI веке до нашей эры образовались

древнегреческие колонии. Наиболее густо были заселены берега Керченского

пролива, в древности называвшегося Боспором Киммерийским. Здесь возникли

города: Пантикапей (на месте теперешней Керчи), Фанагория (на юго-восточном

берегу Таманского залива), Гермонасса (на месте нынешней станицы Тамань) и

др. Вначале они были самостоятельными городами-государствами, а в V веке

до нашей эры объединились в одно крупное рабовладельческое государство —

Боспорское царство. На западе граница его доходила до г. Феодосии, на

востоке боспорские правители подчинили меотские племена нижнего течения р.

Кубани и Восточного Приазовья. Столицей государства стал город

Пантикапей. Вторым крупным городом была Фанагория. Город был окружен мощной

каменной стеной и правильно распланирован. Улицы его располагались

перпендикулярно друг к другу. Вся территория разделялась на верхний и

нижний город. В настоящее время, в связи с частичным опусканием берега и

наступлением моря, часть города находится под водой. Центр расположен на

нижнем плато. Здесь стояли большие общественные здания, храмы, статуи

древнегреческих богов Аполлона, Афродиты. Улицы города вымощены, под

мостовыми устроены водостоки для отвода дождевых вод, имелись

многочисленные колодцы с каменной выкладкой. В западной части было

расположено большое общественное здание с колоннадой, предназначенное для

физической культуры (гимнасий). В домах богатых рабовладельцев комнаты

оштукатуривались и покрывались росписью. На юго-восточной окраине

Фанагории располагался квартал гончаров.

Жители Фанагории и близлежащих деревень занимались земледелием. Они

пахали тяжелым деревянным плугом в упряжке быков. Имели железные мотыги и

серпы. Сеяли главным образом пшеницу, а также ячмень и просо. Вокруг города

возделывались сады. в которых выращивались груши, яблоки, сливы, алыча.

На холмах, окружавших Фанагорию, находились виноградники. В проливе и в

морях вылавливалось большое количество рыбы, особенно славились осетровые,

которые вывозились в Грецию, где они высоко ценились.

Фапагория имела две гавани — одну морскую, где приставали суда,

прибывшие из Греции, и вторую — речную на одном из рукавов Кубани. Отсюда

суда, груженные товарами, плыли вверх по Кубани в земли меотов. Особенно

тесные торговые связи в V—IV веках до нашей эры были с Афинами. Этот

крупнейший город Греции вечно страдал от недостатка собственного хлеба, и

половину всего необходимого ему привозного хлеба — около i миллиона пудов в

год — получали из Боспора. Афинским купцам боспорские правители

предоставляли право грузить свои суда первыми и освободили их от уплаты

пошлины за вывозимый хлеб. Кроме Афин, Боспорское государство вывозило хлеб

и в другие города древней Греции. Помимо хлеба, Боспор вывозил соленую и

вяленую рыбу, скот. кожи, меха, рабов.

Население Фанагории. как и других городов, состояло из греков и

выходцев из местной племенной знати, которые усвоили греческую культуру и

превратились в таких же рабовладельцев, как и сами греки. Боспорские

правители обладали внушительными военными силами, состоявшими из

тяжеловооруженной и легковооруженной-пехоты и из конницы. .

В первые века нашей эры Боспорское государство было в зависимости от

могущественной Римской империи. С ослаблением ее слабеет и Боспорское

царство. В середине III века чашей эры Боспор уже не имел сил, чтобы

успешно отражать натиск варварских племен. В IV веке нашей эры Фанагория

пережила катастрофу — значительная часть города была разрушена и сожжена.

Город подвергся разгрому во время нашествия кочевников — гуннов.

Их влияние на коренное население Прикубанья оказалось незначительным,

рабство здесь не утвердилось. К Х веку начинают устанавливаться феодальные

отношения, а племена, жившие в Закубанье,-в предгорной части края и на

Черноморском побережье, сложились в адыгейскую народность. К тому времени

крепнут связи между адыгами и Киевской Русью, чему способствует

существование русского Тмутараканского княжества на Таманском полуострове.

В XIII—XIV веках адыгам пришлось выдержать натиск орд Батыя и Тимура,

а в XV веке втянуться в длительную борьбу с султанской Турцией и Крымским

ханством. Эти обстоятельства сильно задержали экономическое и социальное

развитие края, поставили под угрозу существование адыгов как целой

народности. В 1557 году, избрав единственно верный путь, Адыгея добровольно

присоединилась к России.

НОВАЯ ИСТОРИЯ НА КУБАНИ

В XVIII веке помещичье землевладение и крепостное право

распространяется на причерноморские и приазовские степи, Крым и

Приднепровье. Этот район становится объектом активной государственной

политики царской России. Во время войн против Турции во второй половине

XVIII века боевые действия происходят и в зоне Прикубанья, которое

переходит в состав Русского государства. В 90-е годы XVIII столетия

начинается русское заселение правобережной Кубани и Таманского полуострова.

Несмотря на особенности колонизации наших земель, здесь также утверждаются

феодальные отношения: землю расхватывают казачьи старшины, нещадно

эксплуатируются беднота и беглый люд, распространяется крепостное право.

Антифеодальные народные восстания в России нашли отголоски и на Кубани: в

1797 году произошло восстание казачьей бедноты, вошедшее в историю как

Персидский бунт. Капиталистические отношения, развивающиеся в России, еще

очень слабо проникают в экономическую жизнь края.

В XIX веке, особенно после реформы 1861 года, страна быстро идет по

капиталистическому пути развития. В конце века начинается этап

пролетарского освободительного движения. Развитие капитализма на Кубани и

Черноморье выражается в росте торговых связей, увеличении товарности

сельскохозяйственного производства, появлении и развитии промышленности.

Общероссийские события в разной степени отразились и на истории нашего

края. Казаки и адыги принимали участие в Отечественной войне 1812 года, на

Черноморском побережье и Тамани происходили боевые действия Крымской войны,

крестьянские восстания в Адыгее слились с общерусской борьбой против

крепостного права. В 30—40-е годы на Кубани находились ссыльные декабристы,

в 70-е и в первой половине 80-х годов в станицах и городах велась

народническая пропаганда. Начинается и рабочее движение, а в 90-е годы

появляются первые марксистские кружки.

ДЕКАБРИСТЫ НА КУБАНИ

Даже после долгих лет сибирской каторги и ссылки декабристы' не

получали разрешения возвратиться домой — слишком напугано было самодержавие

восстанием 14 дакабря 1825 года. Царь тогда цинично заявил: «Этим господам

— путь в Россию ведет через Кавказ)). Многие декабристы были направлены в

звании нижних чинов в действующую Кавказскую армию. Шла война, и таким

образом всякий удостоившийся императорского «благоволения» обрекался на

верную гибель. О своем переселении из Сибири на Кавказ декабристы говорили:

«Из ада в ад».

В 1837 году, проделав двухмесячный путь через Тобольск, Казань,

Ростов, группа декабристов прибыла на Кубань. Их определили на службу в

крепость Прочный Окоп. Это укрепление было основано в 1794 году донскими

казаками. Здесь находилась штаб-квартира Кубанского казачьего войска и

размещалась артиллерийская бригада.

В Прочном Окопе декабристов радушно встретили офицеры, как могли,

облегчали их тяжелую участь. Ссыльные декабристы числились в солдатском

звании. Однако иные командиры тайно, с риском для своего служебного

положения разрешали им в походах иметь верховую лошадь и вьючную для личных

вещей.

Декабристы — русские дворянские революционеры, борцы против

крепостного права в России 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в

Петербурге с оружием выступили против царизма. Летом декабристы вместе со

всеми участвовали в походах и экспедициях, запинались строительством

укреплений. В частности, именно они строили Махошевское укрепление. На

зимние квартиры возвращались в Прочноокопское.

В Прочном Окопе постоянно жила семья декабриста М. М. Нарышкина. Член

«Союза благоденствия» и Северного тайного общества Михаил Михайлович

Нарышкин был приговорен за участие в восстании 1825 года к двенадцати годам

сибирской каторги. Его жена была одной из одиннадцати женщин, которые

последовали за своими мужьями в Сибирь. Елизавета Петровна Нарышкина

являлась дочерью прославленного героя 1812 года, искусного военачальника

генерала П. П. Коновницына. Она была умна, блестяще образованна, остроумна,

отлично пела. Ее любили в обществе.

Елизавета Петровна разделяла с мужжем суровую участь ссыльной и его

политические убеждения. Еще из Сибири полицейский агент доносил начальству:

«Между дамами две самые непримиримые и всегда готовые разрывать на части

правительство — княгиня Волконская и генералыла Коновницына (Е. П.

Нарышкина). Их частные 'кружки служат средоточием для всех недовольных, и

нет брани злее той, которую они извергают на правительство и его слуг^.

Брат Елизаветы Петровны П. П. Коновницын был членом Северного тайного

общества. Лишенный дворянского звания и осужденный к каторге, он одним из

первых был переведен на Кавказ. Участвовал здесь во многих сражениях.

Сестра, приехав сюда, уже не застала брата: он умер от холеры.

В Прочноокопском Нарышкины занимали довольно большой дом на широкой

улице, окруженный тенистым садом со сливовыми деревьями. Здесь всегда

находили радушный прием декабристы и сочувствующие им офицеры.

Библиотека Нарышкиных была достоянием всех желающих. В этом доме

устраивались музыкальные и литературные вечера. Н. И. Лорер, один из

деятельных членов Южного тайного общества, умел развлечь всех забавными

рассказами.

Постоянно бывали у Нарышкиных декабристы М. А. Назимов и В. Н.

Лихарев, позднее погибший в бою под Валериком. Стали завсегдатаями у

Нарышкиных декабристы братья Беляевы, прибывшие из Сибири тремя годами

позднее их.

Разжалованный полковник М. М. Нарышкин, дослужившись на Кавказе до

чина прапорщика, получил наконец в 18^4 году разрешение вернуться в Россию.

Он поселился с женой в небольшом поместье недалеко от Тулы. До конца дней

жизнь их была посвящена заботам об обездоленных друзьях-декабристах.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.