| |||||
МЕНЮ
| Ответы на ГАК по истории Кыргызстанаплемена объединились в два "крыла" - традиционное объединение всех тюркских кочевников, начиная с гуннов (онг канат - правое крыло и сол канат - левое крыло). Третья группа кыргызских племен, называлась ичкилик. Все племена вошедшие в новую систему стали именоваться общим этнонимом "кыргыз". 23. Борьба кыргызских племен с кашгарскими ханами за независимость. Кыргызско-казахский военный союз. 24. Взаимоотношения кыргызов с узбеками, казахами и моголами в конце XVI – XVII вв. В конце XV - начале XVI вв. в Средней Азии и Казахстане произошли политические события первостепенной важности. Орды кочевых узбеков обитавшие в степях Казахстана, устремились на одряхлевшее государство Тимура и полностью захватили его. Большие изменения произошли и в государстве Моголистан. К 1510 г. его северные районы заняли кыргызы, которые вступили в союз с Казахским ханством как наиболее надежным союзником в борьбе против Могольской экспансии. Несмотря на попытки правителей Могольского государства закрепиться в Северном Кыргызстане, им это не удалось. Кыргызы в союзе с казахами сумели отстоять свою независимость. 25. Сопротивление кыргызов экспансии Джунгарского ханства. Важнейшим фактором политической истории Кыргызстана в XVII - первой половине XVIII вв. являлась борьба кыргызов с Джунгарским ханством, которое было создано могольским племенем ойратов (кыргызы именовали их калмаками) на осколках могольской империи в Западной Монголии. Началась эпоха длительных изнурительных войн кыргызов (калмаки называли их бурутами) и казахов против калмакских завоевателей за свою независимость. В 1620 году кыргызы и казахи потеснили калмаков от границ своих кочевий. Образование Джунгарского ханства (1635 год) усилило позиции калмакских феодалов. В 1652 году калмаки пошли против кочевников Кыргызстана и Казахстана. Кыргызы и казахи оказали решительное сопротивление. 26. Кыргызы и Цинская империя. Кыргызско-казахские столкновения XVIII в. Восстание Джангир-хаджи. В 1757 - 1758 годах маньчжуро-китайские войска стали вторгаться на кыргызскую территорию. Несмотря на неоднократные попытки, цинам не удалось окончательно покорить кыргызов в XVIII в. В свою очередь кыргызы не упускали случая нанести удар по политическим амбициям цинского двора. Эту борьбу со стороны кыргызов возглавлял Джангир-ходжа - один из наследников некогда правившей в Кашгаре династии. Джангар собрав новое ополчение кыргызов выступил против китайцев и разбил их. Это был последний подвиг ходжи. Он был предательски захвачен подкупленными кыргызскими биями и передан китайцам. В Пекине Джангира несколько лет возили в клетке, выставляя на осмеяние публике, затем как мятежника казнили, изрезав на части. Так закончилось девятимесячное правление Джангир-ходжи. 27. Образование Кокандского ханства. Завоевание Кокандом земель кыргызов. Распространение ислама на Тенир Тоо. В начале XVIII в. от Бухарского эмирата отделяется самостоятельное владение в Ферганской долине с центром в Коканде. Население ханства составляли кочевые и оседло-земледельческие племена узбеков, таджиков, кыпчаков и кыргызов. Они соперничали друг с другом и то и дело меняли правителей. К 80- м годам XVIII в. в зависимость от Коканда попали практически все кыргызские земли Ферганы. После завоевания Кыргызстан оказался под тяжким бременем двойного гнета: кокандских властей и собственных феодалов. С завоеванием Кыргызстана Кокандом все земли были включены в систему аграрных отношений ханства, которая регулировалась нормами мусульманского права - шариата. В период Кокандского владычества начался процесс разложения кыргызской общины. 28. Социально-экономические отношения в Кокандском ханстве и положение кыргызского населения. Социальная структура кыргызского общества в XVIII – первой половине XIX вв После завоевания Кыргызстан оказался под тяжким бременем двойного гнета: кокандских властей и собственных феодалов. Экономическая политика Кокандских правителей не способствовала прогрессу производительных сил кыргызского населения. Напротив, она тормозила его. Основную массу кыргызского населения составляла беднота, или как ее называли,букара (буквально: подданный, простолюдин). Бедный кочевник руководствовался в своей жизни указаниями феодала - родоправителя. Кыргызы закреплялись за определенными вилайетами, бекствами, серкерствами, как правило, по местоположению зимовок и не отдельными аилами и общинами, а целыми родами. 29. Участие кыргызов в политической жизни Кокандского ханства. Восстания кыргызов против кокандского гнета. Одной из крупнейших политических фигур ханства был наместник в Андижанском вилайете Алымбек-датха. Он собирался объединить всех кыргызов и создать тяньшаньское ханство кыргызов. Вскоре он стал первым визирем хана. В череде дворцовых переворотов Алымбека предательски убивают во дворце хана. Однако власть на Алае не выпала из рук кыргызов. И титул датхи и право управления алайскими кыргызами перешли к мудрой жене Алымбека - Курманджан. В 1875 году восстание кыргызов против кокандского господства стало всеобщим народным движением. В 1876 году вся территория Кокандского ханства за исключением Алая была под контролем русских войск. Ханство было ликвидировано. Но ему на смену шел новый - колониальный гнет царизма. 30. Культура кыргызского народа в XVI - первой половине XIX вв. Эпос «Манас» и его историческое значение. Культура кыргызского народа в XVI - XIX вв. продолжала развиваться и совершенствоваться на основе традиций, сложившихся в древнее и средневековое время. Принятие мусульманства укрепляло положение кыргызских феодалов среди среднеазиатских правителей, позволяло им вступить с последними в равноправные дипломатические отношения, обучать своих детей грамоте в мечетях и медресе, заключать выгодные браки и т.п. С раннего средневековья и до начала XX в. кыргызы пользовались письмом; сначала руническим на согдийско-арамейской основе (VII - X вв.), затем - арабским, фарси и чагатайским. Эпос «Манас» - вершина устного народного творчества, энциклопедия жизни кыргызов. Первые письменные записи вариантов эпоса «Манас» начались в 1856 году Чоканом Валихановым. Эпос «Манас» - подлинно эпическое произведение, где в широком плане отображены не только история, но и все стороны жизни кыргызского народа: его этнический состав, хозяйство, быт, обычаи, нравы, эстетические вкусы, этические нормы, суждения о человеческих достоинствах и пороках, представления об окружающей природе, религиозные понятия, медицинское, географическое и др. знания. 31. Кыргызско-российские связи в XVIII - первой половине XIX вв. Первое кыргызское посольство в Россию. В последней четверти 18 столетия по инициативе бия Атаке от сарыбагышских кыргызов Чуйской долины в Санкт - Петербург к Екатерине 2 напраляется посольство в поисках покровительства. Первые сведения о кыргызах в России получили от посла Петра I в Джангарском ханстве Ивана Унковского, в 1722- 1724 годах. О связях кыргызов с Россией в период с 1790 по 1813 год документальных данных не найдено. В первой трети 19 в. перед непосредственной угрозой кокандской агрессии кыргызы предпринимают неоднократные попытки заручиться покровительством России. Но российские власти не спешили вмешиваться в междоусобные ссоры кыргызов. В сентябре 1853 г. иссык - кульские кыргызы в очередной раз направляют принять подданство России. Инициатором этого обращения был верховный манап племени бугу Боромбай Бекмуратов. Из Санкт - Петербурга было дано указание пригласить кыргызских представителей в Омск и удовлетворить их просьбу путем торжественного принесения кыргызами присяги русскому императору. Процедура принятия присяги состоялась 17 января 1855 32. Политическая обстановка на Тенир Тоо во второй трети XIX в. (30-50 гг.). Вторжение Кененсары. В 40-х г. XIXв казахские феодалы во главе с Кенесары Касымовым (1802-1847г) предприняли ряд грабительских набегов на сев. регионы Кырг-на. Это было обусловлено сложной исторической обстановкой и многолетними распрями из-за пастбищ. Кенесары намеревался покорить кыргызов и, опираясь на них, продолжить борьбу с Россией и оттеснить Кокандское ханство. Вначале он попытался убедить кыргызов сдаться мирным путем и получил отказ. Осенью 1845г. Кенесары направил к кыргызам своего посланника с требованием покориться и выплатить зекет. На сходе кыргызы приняли реш-е отказаться удовлетворить претензии Кенесары. С конца 1845г по весну 1847г. Кенесары устраивал попытки наступления на кыргызов. Но к этому времени кыргызы установили взаимоотнош-я с русск.властями Зап. Сибири. Решающее сражение между войсками Ормона (предводителя кыргызов) и Кенесары началось в апреле 1848г и продолжалось неск. дней. Некот султаны покинули Кенесары и он решил отступить. Он попал в плен, а его отряды утонули в болотах Мыкана. 33. Причины и предпосылки вхождения кыргызов в состав Российской империи. Еще в 1757 году группа тяньшаньских кыргызов в 200 человек впервые переселилась в Сибирь и приняла здесь российское подданство. Кыргызы полагали, что российское подданство, или хотя бы поддержка принесет кыргызам избавление от иноземной экспансии. В первой трети 19 в. перед непосредственной угрозой кокандской агрессии кыргызы предпринимают неоднократные попытки заручиться покровительством России. Но российские власти не спешили вмешиваться в междоусобные ссоры кыргызов. 34. Русско - кокандская война. Вхождение северокыргызских племен в состав Кыргызской империи. Экономическая политика Кокандских правителей не способствовала прогрессу производительных сил кыргызского населения. Налоговая политика в ханстве, была основной причиной восстания кыргызского населения против Кокандского господства. Общекокандское восстание 1842 года началось с межгосударственной войны Бухары и Коканда. В 1875 году восстание кыргызов против кокандского господства достигло апогея. Оно стало всеобщим народным движением. Недавно просившие российского подданства, искавшие помощи у России в борьбе против ханской тирании кыргызы с недоумением следили за продвижением царских отрядов пришедших на помощь Худояр-хану. Бороться с хорошо вооруженными царскими войсками разрозненные отряды кыргызских повстанцев не могли. В 1876 году вся территория Кокандского ханства за исключением Алая была под контролем русских войск. 35. Народная война в Кокандском ханстве. Присоединение к Российской империи южнокыргызских земель. В 1865 г. вследствии действий крупных военных сил русских власть Кокандского ханства ограничивалась лишь Ферганской долиной и кыргызскими кочевьями Памиро - Алая. Ограничение территории вызвало и сокращение доходов в казну, что побуждало хана увеличить размер налогов и податей с оставшегося населения. В этих условиях южные кыргызы также стали подумывать о присоединении к России. Весной 1874 г. часть восставших во главе с кыргызом Мамыром обратились к генерал - губернатору Туркестана с просьбой принять их в русское подданство. 18 февраля 1876 г. территория Кокандского ханства царским манифестом объявляется присоединенной к России и преобразовывается в Ферганскую область в составе Туркестанского генерал -- губернаторства. Первым военным губернатором новой области стал ее завоеватель М. Д. Скобелев. 36. Начало научных исследований Кыргызстана европейскими учеными (XVIII – начало XX вв.). Кыргызы во времена Кокандского ханства и Кыргызы в составе Российской империи - эти времена (XVIII - начале XX вв) связаны с именами Курманджан- датки, Пулат-хана, Ормон-хана, Шабдан Батыра и др. - выдающимися личностями своего времени. Представлена литература о приходе России в Ала-Тоо. К этому периоду относится деятельность таких известных в России и в Кыргызстане ученых и первопроходцев, как П. Семенов-Тяньшанский, Н.М. Пржевальский, Н.А. Северцов, Ч.Ч. Валиханов. 37. Социально-экономическое положение кыргызов в Тюркестанском генерал- губернаторстве. Просвещение и образование в Тюркестанском крае. После присоединения к России Кыргызстан входил в состав Туркестанского генерал - губернаторства. Колониально - управленческий аппарат был полувоенным: во глав областей и уездов стояли царские офицеры и участковые приставы, а волости возглавляли руководители племен и родов. Кыргызами, населявшими Ферганскую и Самаркандскую области, от имени царской администрации управляли бывшие кокандские чиновники: беки, датхи, акимы, ишик - агасы. На севере Кыргызстана в конце 18 - начале 19 в. сформировалась новая правящая верхушка - манапство. С появлением манапов бии оказались на более низкой ступени феодальной иерархической лестницы. Они являлись как бы помощниками манапа, выполняли его поручения, составляя вместе с ним правящую элиту рода. Земледельческое оседлое население облагалось двумя видами налогов: херадж - с посевных земель и танап - с огородно - бахчевыз культур. Херадж взыскивался зерном, танап - деньгами, сумма его из года в год менялась - преимущественно в стороны увеличения. Налоговый и социальный гнет усугублялся национальным неравенством, особенно в делении земельными угодьями переселенцев, что болезненно воспринималось коренным населением. 38. Андижанское восстание. Национально-освободительное движение 1916 г. в Кыргызстане. Усиление национально - колониального гнета, налогового пресса, осбенно жестокого в условиях военного времени, привело к восстанию 1916 г. Прямым поводом к восстанию явился царский указ от 25 июня 1916 г. о мобилизации мужчин из местного населения призывных возрастов (от 19 до 43 лет) на военно - тыловые работы. Когда в 1898 г. ферганские узбеки и кыргызы в окрестностях Андижана и Оша поднялись против царизма, восстание приняло антирусскую направленность под лозунгами газавата. Его возглавил "святой человек" - ишан Магомед - Али Халиф Мухаммед - Сабыр оглы (сокращенно - Мадали). Восстание 1916 г., охватившее весь Туркестан, не имело единого центра и общего руководства. На выходе его из народных масс выдвинулся целый ряд способных организаторов: Таласбай Алыбаев, Алымкул Табалдин, Егемберды Сарыков, Ибраим Талев и др. 39. Кыргызская культура во второй половине XIX – начале XX вв.: прикладное искусство, акынская поэзия, музыка, обряды и обычаи, игры и развлечения. Кыргызский народ и его культура сложились в рез-те взаимодействия центральноазиатского и местного элементов. В музыкальном фольклоре кыргызов, как Тянь-Шаня, так и Иссык-Кульской котловины представлены эпос, народная песня, акынское песнетворчество и инструментальная музыка. Большое распространение получило импровизационно-синтетическое искусство сказителей поэтического эпоса большой трилогии “Манас”, “Семетей” и “Сейтек”,- совмещающее в себе слово, музыку и актерское мастерство. Конноспортивные игры: кюреш, улак тартыш, аламан байге и многое другое. 40. Февральская революция в Кыргызстане: цели, политические силы, итоги. Весть о победе Февральской революции достигла Кыргызстана только в начале марта 1917 г. В это время был создан на интернациональной основе союз, программа союза предусматривала защиту интересов трудового народа, повышение политсознания кыргызского народа и установление демократических принципов в кыргызском обществе. Этот союз защищал интересы коренного населения и простого народа, объединил бедняков и крестьян-середняков Пишпекского уезда. В этот период в обкоме стали превалировать кыргызы, что способствовало возникновению идеи о создании Киргизкой Горной области. 41. Октябрьский переворот и установление Советской власти в Кыргызстане. Телеграфное сообщение о крушении царского режима поступило в Пишпек 3 мая 1017 г. Первый на территории Кыргызстана Совет рабочих депутатов был создан 6 марта в Кызыл-Кие. Таким образом, на территории Кыргызстана, как и всюду, установилось троевластие, что неизбежно предопределило борьбу за единовластие. В уездном Пишпеке и других административных центрах образовалось 18 политических организаций, общественных объединений, групп разного направления. Победа вооруженного восстания в Петрограде стимулировало установление советской власти в Кыргызстане в декабре 1918 г. Первым среди районов Северного Кыргызстана, где установилась советская власть, был Талас. В 1919 г. была образована Туркестанская автономная советская республика, которая включала несколько областей, где проживали кыргызы. 42. Гражданская война в Кыргызстане: причины, ход, основные этапы. Басмаческое движение и антисоветские выступления крестьян. Установление советской власти в центре и на местах породило вооруженное сопротивление свергнутых эксплуататорских классов. Война началась во второй половине 1918 г. и продолжалась вплоть до конца 1920 г. На юге Кыргызстана гражданская война была направлена в основном на борьбу с басмачеством. Началось массовое вступление добровольцев в Красную Армию. Для борьбы с басмачами из дехкан Андижанского и Ошского уездов была создана так называемая Крестьянская армия. 7 декабря 1919 г. в селе Беловодское под руководством левых эсеров был поднят мятеж. Советская власть была свергнута, а ее представители повешены. Но уже 29 декабря уезд был очищен от контрреволюционеров. Для укрепления советской власти в Туркестане правительство 14 августа 1919 г. организовало Туркестанский фронт. Командующим был назначен наш земляк М.В. Фрунзе. Связь между Ташкентом и Россией была восстановлена. Но затем в г. Нарыне был совершен новый контрреволюционный переворот и взято в плен командование дислоцированного там 23-го полка. Советские руководители были убиты, 47 партийных и советских работников арестованы. Была объявлена царская власть и начата подготовка к походу на Токмок и Пишпек. После ожесточенного сражения 16 ноября враг был разгромлен. Остатки мятежников бежали в Китай. К концу ноября Нарынский уезд был полностью очищен от контрреволюционеров, советская власть восстановлена. Таким образом, гражданская война в Кыргызстане была в конце 1920 г, завершена. 43. «Военный коммунизм» в Кыргызстане: сущность, задачи, последствия. По Ленину, “своеобразный “военный коммунизм” состоял в том, чтобы фактически брали от крестьян все излишки и даже иногда не излишки, а часть необходимого для крестьянина продовольствия, брали для покрытия расходов на армию и на содержание рабочих. Брали большей частью в долг, за бумажные деньги“. Гражданская война вызывала необходимость чрезвычайных мер, это заключалось в государственной монополии на важнейшие продукты питания и товары ширпотреба, их нормированное распределение, трудовая повинность, твердые цены, установление разверсточного метода отчуждения сельскохозяйственного продукта от сельского населения. Субъективно “военный коммунизм” был вызван к жизни стремлением новой власти продержаться до мировой революции, объективно он был предопределен задачей ликвидации |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|