бесплатно рефераты
 

Ответы на ГАК по истории Кыргызстана

племена объединились в два "крыла" - традиционное объединение всех тюркских

кочевников, начиная с гуннов (онг канат - правое крыло и сол канат - левое

крыло). Третья группа кыргызских племен, называлась ичкилик. Все племена

вошедшие в новую систему стали именоваться общим этнонимом "кыргыз".

23. Борьба кыргызских племен с кашгарскими ханами за независимость.

Кыргызско-казахский военный союз.

24. Взаимоотношения кыргызов с узбеками, казахами и моголами в конце XVI –

XVII вв.

В конце XV - начале XVI вв. в Средней Азии и Казахстане произошли

политические события первостепенной важности. Орды кочевых узбеков

обитавшие в степях Казахстана, устремились на одряхлевшее государство

Тимура и полностью захватили его. Большие изменения произошли и в

государстве Моголистан. К 1510 г. его северные районы заняли кыргызы,

которые вступили в союз с Казахским ханством как наиболее надежным

союзником в борьбе против Могольской экспансии. Несмотря на попытки

правителей Могольского государства закрепиться в Северном Кыргызстане, им

это не удалось. Кыргызы в союзе с казахами сумели отстоять свою

независимость.

25. Сопротивление кыргызов экспансии Джунгарского ханства.

Важнейшим фактором политической истории Кыргызстана в XVII - первой

половине XVIII вв. являлась борьба кыргызов с Джунгарским ханством, которое

было создано могольским племенем ойратов (кыргызы именовали их калмаками)

на осколках могольской империи в Западной Монголии. Началась эпоха

длительных изнурительных войн кыргызов (калмаки называли их бурутами) и

казахов против калмакских завоевателей за свою независимость. В 1620 году

кыргызы и казахи потеснили калмаков от границ своих кочевий. Образование

Джунгарского ханства (1635 год) усилило позиции калмакских феодалов. В 1652

году калмаки пошли против кочевников Кыргызстана и Казахстана. Кыргызы и

казахи оказали решительное сопротивление.

26. Кыргызы и Цинская империя. Кыргызско-казахские столкновения XVIII в.

Восстание Джангир-хаджи.

В 1757 - 1758 годах маньчжуро-китайские войска стали вторгаться на

кыргызскую территорию. Несмотря на неоднократные попытки, цинам не удалось

окончательно покорить кыргызов в XVIII в. В свою очередь кыргызы не

упускали случая нанести удар по политическим амбициям цинского двора. Эту

борьбу со стороны кыргызов возглавлял Джангир-ходжа - один из наследников

некогда правившей в Кашгаре династии. Джангар собрав новое ополчение

кыргызов выступил против китайцев и разбил их. Это был последний подвиг

ходжи. Он был предательски захвачен подкупленными кыргызскими биями и

передан китайцам. В Пекине Джангира несколько лет возили в клетке,

выставляя на осмеяние публике, затем как мятежника казнили, изрезав на

части. Так закончилось девятимесячное правление Джангир-ходжи.

27. Образование Кокандского ханства. Завоевание Кокандом земель кыргызов.

Распространение ислама на Тенир Тоо.

В начале XVIII в. от Бухарского эмирата отделяется самостоятельное владение

в Ферганской долине с центром в Коканде. Население ханства составляли

кочевые и оседло-земледельческие племена узбеков, таджиков, кыпчаков и

кыргызов. Они соперничали друг с другом и то и дело меняли правителей. К 80-

м годам XVIII в. в зависимость от Коканда попали практически все кыргызские

земли Ферганы. После завоевания Кыргызстан оказался под тяжким бременем

двойного гнета: кокандских властей и собственных феодалов. С завоеванием

Кыргызстана Кокандом все земли были включены в систему аграрных отношений

ханства, которая регулировалась нормами мусульманского права - шариата. В

период Кокандского владычества начался процесс разложения кыргызской

общины.

28. Социально-экономические отношения в Кокандском ханстве и положение

кыргызского населения. Социальная структура кыргызского общества в XVIII –

первой половине XIX вв

После завоевания Кыргызстан оказался под тяжким бременем двойного гнета:

кокандских властей и собственных феодалов. Экономическая политика

Кокандских правителей не способствовала прогрессу производительных сил

кыргызского населения. Напротив, она тормозила его. Основную массу

кыргызского населения составляла беднота, или как ее называли,букара

(буквально: подданный, простолюдин). Бедный кочевник руководствовался в

своей жизни указаниями феодала - родоправителя. Кыргызы закреплялись за

определенными вилайетами, бекствами, серкерствами, как правило, по

местоположению зимовок и не отдельными аилами и общинами, а целыми родами.

29. Участие кыргызов в политической жизни Кокандского ханства. Восстания

кыргызов против кокандского гнета.

Одной из крупнейших политических фигур ханства был наместник в Андижанском

вилайете Алымбек-датха. Он собирался объединить всех кыргызов и создать

тяньшаньское ханство кыргызов. Вскоре он стал первым визирем хана. В череде

дворцовых переворотов Алымбека предательски убивают во дворце хана. Однако

власть на Алае не выпала из рук кыргызов. И титул датхи и право управления

алайскими кыргызами перешли к мудрой жене Алымбека - Курманджан. В 1875

году восстание кыргызов против кокандского господства стало всеобщим

народным движением. В 1876 году вся территория Кокандского ханства за

исключением Алая была под контролем русских войск. Ханство было

ликвидировано. Но ему на смену шел новый - колониальный гнет царизма.

30. Культура кыргызского народа в XVI - первой половине XIX вв. Эпос

«Манас» и его историческое значение.

Культура кыргызского народа в XVI - XIX вв. продолжала развиваться и

совершенствоваться на основе традиций, сложившихся в древнее и

средневековое время. Принятие мусульманства укрепляло положение кыргызских

феодалов среди среднеазиатских правителей, позволяло им вступить с

последними в равноправные дипломатические отношения, обучать своих детей

грамоте в мечетях и медресе, заключать выгодные браки и т.п. С раннего

средневековья и до начала XX в. кыргызы пользовались письмом; сначала

руническим на согдийско-арамейской основе (VII - X вв.), затем - арабским,

фарси и чагатайским. Эпос «Манас» - вершина устного народного творчества,

энциклопедия жизни кыргызов. Первые письменные записи вариантов эпоса

«Манас» начались в 1856 году Чоканом Валихановым. Эпос «Манас» - подлинно

эпическое произведение, где в широком плане отображены не только история,

но и все стороны жизни кыргызского народа: его этнический состав,

хозяйство, быт, обычаи, нравы, эстетические вкусы, этические нормы,

суждения о человеческих достоинствах и пороках, представления об окружающей

природе, религиозные понятия, медицинское, географическое и др. знания.

31. Кыргызско-российские связи в XVIII - первой половине XIX вв. Первое

кыргызское посольство в Россию.

В последней четверти 18 столетия по инициативе бия Атаке от сарыбагышских

кыргызов Чуйской долины в Санкт - Петербург к Екатерине 2 напраляется

посольство в поисках покровительства. Первые сведения о кыргызах в России

получили от посла Петра I в Джангарском ханстве Ивана Унковского, в 1722-

1724 годах. О связях кыргызов с Россией в период с 1790 по 1813 год

документальных данных не найдено. В первой трети 19 в. перед

непосредственной угрозой кокандской агрессии кыргызы предпринимают

неоднократные попытки заручиться покровительством России. Но российские

власти не спешили вмешиваться в междоусобные ссоры кыргызов. В сентябре

1853 г. иссык - кульские кыргызы в очередной раз направляют принять

подданство России. Инициатором этого обращения был верховный манап племени

бугу Боромбай Бекмуратов. Из Санкт - Петербурга было дано указание

пригласить кыргызских представителей в Омск и удовлетворить их просьбу

путем торжественного принесения кыргызами присяги русскому императору.

Процедура принятия присяги состоялась 17 января 1855

32. Политическая обстановка на Тенир Тоо во второй трети XIX в. (30-50

гг.). Вторжение Кененсары.

В 40-х г. XIXв казахские феодалы во главе с Кенесары Касымовым (1802-1847г)

предприняли ряд грабительских набегов на сев. регионы Кырг-на. Это было

обусловлено сложной исторической обстановкой и многолетними распрями из-за

пастбищ. Кенесары намеревался покорить кыргызов и, опираясь на них,

продолжить борьбу с Россией и оттеснить Кокандское ханство. Вначале он

попытался убедить кыргызов сдаться мирным путем и получил отказ. Осенью

1845г. Кенесары направил к кыргызам своего посланника с требованием

покориться и выплатить зекет. На сходе кыргызы приняли реш-е отказаться

удовлетворить претензии Кенесары. С конца 1845г по весну 1847г. Кенесары

устраивал попытки наступления на кыргызов. Но к этому времени кыргызы

установили взаимоотнош-я с русск.властями Зап. Сибири. Решающее сражение

между войсками Ормона (предводителя кыргызов) и Кенесары началось в апреле

1848г и продолжалось неск. дней. Некот султаны покинули Кенесары и он решил

отступить. Он попал в плен, а его отряды утонули в болотах Мыкана.

33. Причины и предпосылки вхождения кыргызов в состав Российской империи.

Еще в 1757 году группа тяньшаньских кыргызов в 200 человек впервые

переселилась в Сибирь и приняла здесь российское подданство. Кыргызы

полагали, что российское подданство, или хотя бы поддержка принесет

кыргызам избавление от иноземной экспансии.

В первой трети 19 в. перед непосредственной угрозой кокандской агрессии

кыргызы предпринимают неоднократные попытки заручиться покровительством

России. Но российские власти не спешили вмешиваться в междоусобные ссоры

кыргызов.

34. Русско - кокандская война. Вхождение северокыргызских племен в состав

Кыргызской империи.

Экономическая политика Кокандских правителей не способствовала прогрессу

производительных сил кыргызского населения. Налоговая политика в ханстве,

была основной причиной восстания кыргызского населения против Кокандского

господства. Общекокандское восстание 1842 года началось с

межгосударственной войны Бухары и Коканда. В 1875 году восстание кыргызов

против кокандского господства достигло апогея. Оно стало всеобщим народным

движением. Недавно просившие российского подданства, искавшие помощи у

России в борьбе против ханской тирании кыргызы с недоумением следили за

продвижением царских отрядов пришедших на помощь Худояр-хану. Бороться с

хорошо вооруженными царскими войсками разрозненные отряды кыргызских

повстанцев не могли. В 1876 году вся территория Кокандского ханства за

исключением Алая была под контролем русских войск.

35. Народная война в Кокандском ханстве. Присоединение к Российской империи

южнокыргызских земель.

В 1865 г. вследствии действий крупных военных сил русских власть

Кокандского ханства ограничивалась лишь Ферганской долиной и кыргызскими

кочевьями Памиро - Алая. Ограничение территории вызвало и сокращение

доходов в казну, что побуждало хана увеличить размер налогов и податей с

оставшегося населения. В этих условиях южные кыргызы также стали подумывать

о присоединении к России. Весной 1874 г. часть восставших во главе с

кыргызом Мамыром обратились к генерал - губернатору Туркестана с просьбой

принять их в русское подданство. 18 февраля 1876 г. территория Кокандского

ханства царским манифестом объявляется присоединенной к России и

преобразовывается в Ферганскую область в составе Туркестанского генерал --

губернаторства. Первым военным губернатором новой области стал ее

завоеватель М. Д. Скобелев.

36. Начало научных исследований Кыргызстана европейскими учеными (XVIII –

начало XX вв.).

Кыргызы во времена Кокандского ханства и Кыргызы в составе Российской

империи - эти времена (XVIII - начале XX вв) связаны с именами Курманджан-

датки, Пулат-хана, Ормон-хана, Шабдан Батыра и др. - выдающимися личностями

своего времени. Представлена литература о приходе России в Ала-Тоо. К этому

периоду относится деятельность таких известных в России и в Кыргызстане

ученых и первопроходцев, как П. Семенов-Тяньшанский, Н.М. Пржевальский,

Н.А. Северцов, Ч.Ч. Валиханов.

37. Социально-экономическое положение кыргызов в Тюркестанском генерал-

губернаторстве. Просвещение и образование в Тюркестанском крае.

После присоединения к России Кыргызстан входил в состав Туркестанского

генерал - губернаторства. Колониально - управленческий аппарат был

полувоенным: во глав областей и уездов стояли царские офицеры и участковые

приставы, а волости возглавляли руководители племен и родов. Кыргызами,

населявшими Ферганскую и Самаркандскую области, от имени царской

администрации управляли бывшие кокандские чиновники: беки, датхи, акимы,

ишик - агасы. На севере Кыргызстана в конце 18 - начале 19 в.

сформировалась новая правящая верхушка - манапство. С появлением манапов

бии оказались на более низкой ступени феодальной иерархической лестницы.

Они являлись как бы помощниками манапа, выполняли его поручения, составляя

вместе с ним правящую элиту рода. Земледельческое оседлое население

облагалось двумя видами налогов: херадж - с посевных земель и танап - с

огородно - бахчевыз культур. Херадж взыскивался зерном, танап - деньгами,

сумма его из года в год менялась - преимущественно в стороны увеличения.

Налоговый и социальный гнет усугублялся национальным неравенством, особенно

в делении земельными угодьями переселенцев, что болезненно воспринималось

коренным населением.

38. Андижанское восстание. Национально-освободительное движение 1916 г. в

Кыргызстане.

Усиление национально - колониального гнета, налогового пресса, осбенно

жестокого в условиях военного времени, привело к восстанию 1916 г. Прямым

поводом к восстанию явился царский указ от 25 июня 1916 г. о мобилизации

мужчин из местного населения призывных возрастов (от 19 до 43 лет) на

военно - тыловые работы. Когда в 1898 г. ферганские узбеки и кыргызы в

окрестностях Андижана и Оша поднялись против царизма, восстание приняло

антирусскую направленность под лозунгами газавата. Его возглавил "святой

человек" - ишан Магомед - Али Халиф Мухаммед - Сабыр оглы (сокращенно -

Мадали). Восстание 1916 г., охватившее весь Туркестан, не имело единого

центра и общего руководства. На выходе его из народных масс выдвинулся

целый ряд способных организаторов: Таласбай Алыбаев, Алымкул Табалдин,

Егемберды Сарыков, Ибраим Талев и др.

39. Кыргызская культура во второй половине XIX – начале XX вв.: прикладное

искусство, акынская поэзия, музыка, обряды и обычаи, игры и развлечения.

Кыргызский народ и его культура сложились в рез-те взаимодействия

центральноазиатского и местного элементов. В музыкальном фольклоре

кыргызов, как Тянь-Шаня, так и Иссык-Кульской котловины представлены эпос,

народная песня, акынское песнетворчество и инструментальная музыка. Большое

распространение получило импровизационно-синтетическое искусство

сказителей поэтического эпоса большой трилогии “Манас”, “Семетей” и

“Сейтек”,- совмещающее в себе слово, музыку и актерское мастерство.

Конноспортивные игры: кюреш, улак тартыш, аламан байге и многое другое.

40. Февральская революция в Кыргызстане: цели, политические силы, итоги.

Весть о победе Февральской революции достигла Кыргызстана только в начале

марта 1917 г. В это время был создан на интернациональной основе союз,

программа союза предусматривала защиту интересов трудового народа,

повышение политсознания кыргызского народа и установление демократических

принципов в кыргызском обществе. Этот союз защищал интересы коренного

населения и простого народа, объединил бедняков и крестьян-середняков

Пишпекского уезда. В этот период в обкоме стали превалировать кыргызы, что

способствовало возникновению идеи о создании Киргизкой Горной области.

41. Октябрьский переворот и установление Советской власти в Кыргызстане.

Телеграфное сообщение о крушении царского режима поступило в Пишпек 3 мая

1017 г. Первый на территории Кыргызстана Совет рабочих депутатов был создан

6 марта в Кызыл-Кие. Таким образом, на территории Кыргызстана, как и всюду,

установилось троевластие, что неизбежно предопределило борьбу за

единовластие. В уездном Пишпеке и других административных центрах

образовалось 18 политических организаций, общественных объединений, групп

разного направления. Победа вооруженного восстания в Петрограде

стимулировало установление советской власти в Кыргызстане в декабре 1918 г.

Первым среди районов Северного Кыргызстана, где установилась советская

власть, был Талас. В 1919 г. была образована Туркестанская автономная

советская республика, которая включала несколько областей, где проживали

кыргызы.

42. Гражданская война в Кыргызстане: причины, ход, основные этапы.

Басмаческое движение и антисоветские выступления крестьян.

Установление советской власти в центре и на местах породило вооруженное

сопротивление свергнутых эксплуататорских классов. Война началась во второй

половине 1918 г. и продолжалась вплоть до конца 1920 г. На юге Кыргызстана

гражданская война была направлена в основном на борьбу с басмачеством.

Началось массовое вступление добровольцев в Красную Армию. Для борьбы с

басмачами из дехкан Андижанского и Ошского уездов была создана так

называемая Крестьянская армия. 7 декабря 1919 г. в селе Беловодское под

руководством левых эсеров был поднят мятеж. Советская власть была

свергнута, а ее представители повешены. Но уже 29 декабря уезд был очищен

от контрреволюционеров. Для укрепления советской власти в Туркестане

правительство 14 августа 1919 г. организовало Туркестанский фронт.

Командующим был назначен наш земляк М.В. Фрунзе. Связь между Ташкентом и

Россией была восстановлена. Но затем в г. Нарыне был совершен новый

контрреволюционный переворот и взято в плен командование дислоцированного

там 23-го полка. Советские руководители были убиты, 47 партийных и

советских работников арестованы. Была объявлена царская власть и начата

подготовка к походу на Токмок и Пишпек. После ожесточенного сражения 16

ноября враг был разгромлен. Остатки мятежников бежали в Китай. К концу

ноября Нарынский уезд был полностью очищен от контрреволюционеров,

советская власть восстановлена. Таким образом, гражданская война в

Кыргызстане была в конце 1920 г, завершена.

43. «Военный коммунизм» в Кыргызстане: сущность, задачи, последствия.

По Ленину, “своеобразный “военный коммунизм” состоял в том, чтобы

фактически брали от крестьян все излишки и даже иногда не излишки, а часть

необходимого для крестьянина продовольствия, брали для покрытия расходов на

армию и на содержание рабочих. Брали большей частью в долг, за бумажные

деньги“. Гражданская война вызывала необходимость чрезвычайных мер, это

заключалось в государственной монополии на важнейшие продукты питания и

товары ширпотреба, их нормированное распределение, трудовая повинность,

твердые цены, установление разверсточного метода отчуждения

сельскохозяйственного продукта от сельского населения. Субъективно “военный

коммунизм” был вызван к жизни стремлением новой власти продержаться до

мировой революции, объективно он был предопределен задачей ликвидации

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.