бесплатно рефераты
 

От Руси к Российской империи

нерешительно и не выполнял указаний Петра I. В результате 44-тысячная

русская армия была окружена турецкой армией у реки Прут. Без хлеба и воды,

измученные походами и боями, русские войска должны были бы положить оружие,

если бы турецкий главнокомандующий (визирь) не согласился начать переговоры

о мире.

Прутский мирный договор предусматривал возвращение Азова, срытие

Таганрога, уничтожение Азовского флота и вывод русских войск из Польши.

Военные действия на Балтике в 1713 - 1721 годах. Военно-морской

Балтийский флот начал создаваться с 1703 года, но особенно интенсивно его

строительство равернулось после Полтавы. В 1713 году содействие флота

обеспечило занятие Гельсингфорса (Хельсинки) и Або, оттеснение шведских

войск к западным границам Финляндии. В ходе этого русский флот одержал

первую блестящую победу над шведским флотом при Гангуте 27 июня 1714 года.

В результате этого боя было захвачено 10 кораблей во главе с командующим

отрядом адмиралом Эреншельдом. Победа при Гангуте привела к тому, что

шведский флот, до этого господствовавший на Балтике, теперь вынужден был

перейти к обороне.

Россия, Англия, Ганновер, Голландия и Дания создают “Северный союз”,

направленный против Шведции. Но объединённый флот союза не идёт дальше

военных демостраций, так как Англия и Голландия не были заинтересованы в

полном поражении Шведции. Это привело к распаду союза и заключению Россией

договора о дружбе с Францией, к активным военным действиям России и

возобновлению мирных переговоров со Шведцией, которая была крайне истощена

войной. Однако мирный договор снова не был подписан. Карл XII был убит в

случайной стычке, и к власти пришла проанглийская группировка, настаивавшая

на продолжении войны. В Балтийском море появился английский флот. Это снова

затянуло войну, но не могло изменить её ход.

В 1719 году ыл высажен десант в Швеции, который нанёс там ряд ударов

и успешно возвратился. В том же году русский флот одержал победу у острова

Саарема, затем была крупная морская победа при Гренгаме в 1720 году. Тогда

же успешно была отражена попытка английского флота вмешаться в ход военных

действий. В 1721 году последовала высадка десанта непосредственно в районе

Стокгольма.

Это заставило английский флот уйти из Балтики, а Шведцию пойти на

заключение мира.

Ништадский мирный договор

30 августа 1721 года в городке Ништадте был подписан мирный договор. Его

условия закрепляли переход к России Балтийского побережья от Выборга до

Риги. Одна из главных задач, стоявших перед страной со времени образования

единого государства, была решена. Итоги Северной войны превращали Россию в

одну из великих держав Европы, оказывали огромное влияние на развитие

промышленности, торговли, укрепление и расширение экономических,

политических и культурных связей со странами Запада, позволяли широко

использовать полученное в результате Северной войны “окно в Европу”.

Пётр был необыкновенно рад миру и шумно праздновал победу в своём

“парадизе” в Петербурге, а затем в старой Москве. В Санкт-Петербурге 22

октября 1721 года (в годовщину освобождения Москвы в 1612 году) Пётр принял

титул Императора Всероссийского и превратил прежние “великие государства

Российского царствия” во “Всероссийскую империю”. За личные заслуги Сенат

наименовал Петра “Великим” и “Отцом отечества”.

Сразу по окончании Северной войны Пётр начал новую войну - с Персией.

В 1722 году русские войска из Астрахани выступили на юг и заняли персидские

города Дербент и Баку. В 1723 году Персия заключила мир, уступив Петру

западное побережье Каспийского моря.

Петру оно понадобилось для того, чтобы овладеть путями на Восток, в

Индию.

Таким образом все войны, которые вёл Пётр Великий в своё царствование

были нацелены на приобретение морских берегов: черноморских (азовских),

балтийских и каспийских. Гениальный политик рвался к морям, понимая, какое

значение имеют моря в международных отношениях и в движении культуры.

Военные реформы Петра I.

Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований.

Они имели наиболее ярко выраженный классовый характер. Сущность военной

реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации

постоянной боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением,

обмундированием, дисциплиной, уставами.

Задачи создания современной боеспособной армии и флота занимали юного

царя еще до того, как он стал полновластным государем. Можно насчитать

лишь несколько (по оценкам разных историков - по-разному) мирных лет за 36-

летнее царствование Петра. Армия и флот всегда были главным предметом

заботы императора. Однако военные реформы важны не только сами по себе, но

еще и потому, что они оказывали очень большое, часто решающее, влияние на

другие стороны жизни государства. Ход же самой военной реформы определялся

войной. Василий Осипович Ключевский писал: "Война указала порядок реформы,

сообщила ей темп и самые приемы".

"Игра в солдатики", которой отдавал все свое время юный Петр, с конца

1680-х гг. становится все более и более серьезной. В 1689 г. Петр строит

на Плещеевом озере, около Переславля-Залесского, несколько небольших

кораблей под руководством голландских мастеров. Весной 1690 года создаются

знаменитые "потешные полки" - Семеновский и Преображенский. Петр начинает

вести настоящие военные маневры, на Яузе строится "стольный град

Прешбург".

Семеновский и Преображенский полки стали ядром будущей постоянной

(регулярной) армии и проявили себя во время Азовских походов 1695-1696 гг.

Большое внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое крещение которого

также приходится на это время. В казне не было необходимых средств, и

строительство флота поручалось так называемым "кумпанствам" (компаниям) -

объединениям светских и духовных землевладельцев. С началом Северной войны

основное внимание переключается на Балтику, а с основанием Санкт-

Петербурга строительство кораблей ведется почти исключительно там. К концу

царствования Петра, Россия стала одной из сильнейших морских держав мира,

имея 48 линейных и 788 галерных и прочих судов.

Начало Северной войны стало толчком к окончательному созданию

регулярной армии. До Петра армия состояла из двух главных частей -

дворянского ополчения и различных полурегулярных формирований (стрельцы,

казаки, полки иноземного строя). Революционным изменением было то, что

Петр ввел новый принцип комплектования армии - периодические созывы

ополчения были заменены систематическими рекрутскими наборами. В основу

рекрутской системы был положен сословно-крепостнический принцип.

Рекрутские наборы распространялись на население, платившее подати и несшее

государственные повинности. В 1699 г. был произведен первый рекрутский

набор, с 1705 г. наборы узаконены соответствующим указом и стали

ежегодными. С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15

до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-

за нехватки солдат и матросов). Более всего от рекрутских наборов

пострадала русская деревня. Срок службы рекрута практически не был

ограничен. Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян,

обучавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально

организованных школах (пушкарская, артиллерийская, навигационная,

фортификационная, Морская академия и т.д.). В 1716 г. был принят Воинский,

а в 1720 г. - Морской устав, проводилось широкомасштабное перевооружение

армии. К концу Северной войны Петр имел огромную сильную армию - 200 тыс.

человек (не считая 100 тыс. казаков), которая позволила России одержать

победу в изнурительной, растянувшейся почти на четверть века войне.

Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем:

- создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире,

которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и

побеждать их;

- появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меншиков,

Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);

- создание мощного военного флота;

- гигантский рост военных расходов и покрытие их за счет жесточайшего

выжимания средств из народа.

Административные преобразования.

В.О.Ключевский писал: "Преобразование управления - едва ли не самая

показная, фасадная сторона преобразовательной деятельности Петра; по ней

особенно охотно ценили и всю эту деятельность". Ключевский, вообще

относившийся к деятельности Петра весьма критически, считал, что реформы

управления проводились наспех, беспрограммно. Те или иные изменения в

государственном управлении, административно-территориальном делении России

диктовались военной необходимостью, а их главной задачей было как можно

более эффективное выколачивание средств из народа для покрытия все

растущих военных расходов (сам Петр называл деньги "артериею войны"). Для

Петра-реформатора было также характерно стремление перенести военные

принципы на сферу гражданской жизни и государственного управления. Весьма

показателен в этом плане Указ от 10 апреля 1716 г., присланный императором

в Сенат:

"Господа Сенат! Посылаю вам книгу Воинский устаф (которой зачат в

Петербурхе и ныне совершен)... И понеже оной хотя основанией воинских

людей, аднакож касается и до всех правителей земских". Петр относился к

государственному учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту -

как к военному уставу, а к чиновнику - как к военнослужащему. Американский

исследователь Д.Крайкрафт отмечал: "Петр не только одевался как солдат, но

и действовал и думал как солдат".

Бессистемность и спешка часто приводили к путанице: установления,

приказы сменялись одно другим, часто прямо противоположным, или

сводились на нет бесконечными переменами в государственных учреждениях,

иногда учреждения дублировали друг друга по своим функциям. Многие

должности, военные и гражданские, поменяли лишь старорусские названия на

европейские, по сути своей оставшись прежними.

Уже в первые годы царствования Петра изменились стиль и методы

управления: вместо Боярской думы (которую Петр обрек просто на физическое

вымирание, своим указом прекратив пополнение думы новыми членами) решения

стала принимать своеобразная "команда", составленная из ближайших

сподвижников царя. На первых этапах главным советником Петра был князь

Федор Ромодановский, по словам современника, "злой тиран, пьяный по вся

дни".

Первой административной реформой стало создание в 1699 г. особого

ведомства городов. Указами вводилось самоуправление для городского

купечества, а также для населения поморских городов. Отменялась власть

воевод, отныне судом и сбором налогов ведали выборные бурмистры. Во главе

новых органов была поставлена Московская ратуша, выбираемая купцами

Москвы. В ведении Ратуши находились главные поступления государственных

доходов с городов, а также общий надзор за действиями органов

самоуправления. Во главе Ратуши стоял обер-инспектор ратушного правления.

Первым человеком, занявшим эту должность, был бывший дворецкий Шереметева

Алексей Курбатов.

Но с ростом государственных расходов Петр постепенно утрачивает доверие

к финансовым возможностям Ратуши. Царь приходит к решению перенести

основную массу управления на места, так как "человеку трудно за очи все

разуметь и править". Такая организация управления обеспечивала более

высокую степень удовлетворения финансовых нужд государства, а после

окончания Северной войны должна была упростить процесс размещения и

обеспечения регулярных войск. В конце 1707 г. начинается осуществление

новой реформы, а в 1708 г. провозглашается создание восьми губерний,

которые в свою очередь подоразделялись на провинции: Московской,

Ингерманландской (впоследствии Санкт-Петербургской), Киевской, Смоленской,

Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской. Во главе пограничных

губерний стояли генерал-губернаторы, остальных - губернаторы. Провинции

управлялись воеводами, при губернаторах и воеводах находилась земская

канцелярия как орган, приводящий в исполнения распоряжения и приказы; с

1710 г. воеводы стали называться уездными комендантами. В подчинении у

губернатора были вице-губернатор (заместитель), ландрихтер, ведавший

судом, провиантмейстер и другие чиновники. Таким образом, губернская

реформа фактически упразднила преобразования 1699 г., а Московская ратуша

превратилась из общегосударственного в губернское учреждение.

В 1710 г. была проведена подворная перепись населения и была

установлена особая платежная единица в 5536 дворов, которая должна была

обеспечивать одну "долю" средств, необходимых для покрытия военных

расходов. Коменданства упразднялись, а вместо них создавались новые "доли"

во главе с ландратами - в больших губерниях по 12, в средних - по 10, в

меньших - по 8. Предусматривалось, что в соответствии с количеством "доль"

каждая губерния будет содержать опреденленное количество полков.

Однако и эта реформа не дала желаемого эффекта, Северная война

затянулась, и разместить в губерниях приписанные к ним полки не удалось.

Денег по-прежнему не хватало, что создало благодатную почву для различных

махинаций. Так, губернатор Казанской губернии Апраксин придумывал суммы

"доходов" и предоставлял царю фальшивые ведомости по ним, демонстрируя

радение о казенной прибыли.

Эти две реформы вызвали полное расстройство государственного

управления. В результате губернской реформы была уничтожена система

приказов, в начале XVIII в. Россия фактически осталась без столицы, так

как Москва перестала ею быть, а Санкт-Петербург еще не стал. Вся власть

оказалась по-прежнему сосредоточенной в руках "команды", которая

называлась то "ближней канцелярией", то "консилией министров".

Поворотным моментом стал Указ от 2 марта 1711 г., провозгласивший

создание нового органа государственной власти - Сената. Формальной

причиной послужил отъезд Петра на войну с Турцией. Указ гласил:

"Указ, что по отбытии нашем делать.

1. Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать отнятием чести

и всего имения, тож и ябедником да последует; 2. Смотреть во всем

государстве расходов и ненужные а особливо напрасные, отставить; 3. Денег,

как возможно, збирать, понеже деньги суть артериею войны; 4. Дворян собрат

молодых для запасу в афицеры, а наипаче тех, которые кроются, сыскать;

також тысячю человек людей боярских грамотных для того ж; 5. Вексели

исправить и держать в одном месте;

6. Товары, которые на откупах или по канцеляриям и губерниям, осмотреть и

посвидетельствовать; 7. О соли старатца отдать на откуп и потщитца прибыли

у оной; 8. Торг китайской, зделав компанию добрую, отдать; 9. Персицкой

торг умножить и армян, как возможно, приласкать и облехчить, в чем

пристойно, дабы тем подату охоту для большева их приезду. Петр."

В первое время Сенат состоял из девяти ближайших сотрудников царя, и

Петр настаивал на признании Сената высшим государственным органом,

которому все лица и учреждения должны повиноваться, как самому царю.

Для установления жесткого контроля за управлением Петр в 1711 г.

создает систему фискалов, которые подчинялись обер-фискалу. В обязанности

им вменялось доносить Сенату и царю о всех злоупотреблениях и

неблаговидных поступках должностных лиц. Фискалы были практически

безнаказанны, но если их донос подтверждался, фискал получал половину

имущества виновного. Институт фискалов создал условия для расцвета

коррупции и дал широкие возможности для сведения счетов. Стал печально

известен этим обер-фискал Нестеров. Однако на этом Петр не остановился - в

1722 г. вводится должность генерал-прокурора для руководства фискалами.

Гланая его роль заключалась в надзоре за Сенатом, теперь только он мог

предлагать Сенату вопросы для обсуждения. Таким образом, роль Сената как

органа государственной власти была резко снижена.

Но новый централизованный аппарат власти с учреждением Сената еще

только начинал создаваться, и образцом для дальнейшей реформы

государственного управления Петр избрал шведское государственное

устройство. Рассматривая эту реформу, ка и многие другие преобразования

Петра, нельзя не коснуться вопроса о степени заимствования им

западноевропейского опыта.

Шведская государственная система была построена на принципах

камерализма - учения о бюрократическом управлении, получившего

распространение в Европе в XVI-XVII вв. Камерализм содержал ряд черт,

весьма привлекательных для Петра:

1) Это функциональный принцип управления, который предусматривал

создание учреждений, специализировавшихся в какой-либо сфере;

2) Это устройство учреждения на началах коллегиальности, четкой

регламентации обязанностей чиновников, специализации канцелярского труда,

установления единообразия штатов и жалованья.

Используя шведский опыт и шведские образцы, Петр, как правило, вносил

обусловленные особенностями России изменения. Указ Петра от 28 апреля 1718

г. гласит: "Всем колегиям надлежит ныне на основании шведского устава

сочинять во всех делах и порядках по пунктам, а которыя пункты в шведском

регламенте неудобны, или с сетуациею сего государства несходны и оныя

ставить по своему разсуждению. И, поставя об оных, докладывать, так ли их

быть".

В 1712 г. у Петра появляется идея создать по шведскому образцу

коллегии. Первая заметка царя о количестве коллегий относится к 23 марта

1715 г. - только шесть коллегий без расшифровки их обязанностей: Юстиции,

Иностранных дел, Адмиралтейская, Воинская, Камер- и Коммерц-коллегии.

Реформа началась в конце 1717 - начале 1718 гг., когда Петр составил

своеобразную программу предстоящих преобразований: он определил число и

компетенции коллегий, а также укомплектовал их руководящим составом.

Указом от 15 декабря 1717 г. назначаются президенты и вице-президенты

коллегий:

|Коллегия |Президент |Вице |президент |

|Чужестранных |Канцлер граф |Вице-канцлер барон |

|дел |Г.И.Головкин |Шафиров |

|Камер |Князь Д.М.Голицын |Барон Нирот |

|Юстиция |Тайный советник |Бревер |

| |А.А.Матвеев | |

|Ревизион |Князь Я.Долгорукий | | |

|Военная |Князь А.Д.Меншиков |Генерал А.А.Вейде |

|Адмиралтейская |Генерал-адмирал |Крейс |

| |Ф.М.Апраксин | |

|Коммерц |П.А.Толстой |Шмидт |

|Штатс |Граф И.А.Мусин|Пушкин| | |

|Берг и |Я.В.Брюс |- |

|Мануфактур | | |

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.