бесплатно рефераты
 

Отечественная история

Отечественная история

Гл. а в а I. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

1. Реформы 60—70-х годов и их значение

Шестидесятые годы XIX века были для России временем крупных и глубоких

по своим последствиям реформ. Они охватывали не только экономику, но и

социально-политическую структуру общества.

Что же представляла собой Россия середины XIX века, почему она встала на

'путь реформ? Россия была крупнейшим государством Европы и по территории, и

по населению. В многонациональной империи проживало 73 млн. человек.

Медленно, но неуклонно менялся социальный состав населения за счет роста

рабочего класса 'и городского населения. В первой половине XIX был,

достигнут и определенный прогресс в развитии промышленности, прежде всего в

металлургической и обрабатывающей. И все же страна как бы стояла на обочине

дороги развития мировой цивилизации, по которой быстро продвигались вперед

США и многие страны европейского 'континента.

Развитие капитализма в России сдерживалось существовавшими феодально-

крепостническими отношениями, отсутствием рынка свободной рабочей силы.

Количество свободных вольнонаемных рабочих на фабриках и заводах было еще

незначительным. Основная масса рабочих состояла из тех же крестьян,

отпущенных помещиками на оброк, из государственных крестьян и других

юридически зависимых людей.

Крепостничество с его атрибутами (оброком, барщиной и малоземельем)

вызывало острое недовольство, что находило свое выражение в росте

крестьянских выступлений. Только за три предреформенных года их число

выросло в 1,5 раза: с 86 — в 1858 г. до 126 — в 1860 г. Крестьянские

выступления имели место почти повсеместно, от центральных черноземных

губерний до Белоруссии — на западе, Подолии — на юге, Поволжья и Урала — на

востоке. Жизнь властно

требовала уничтожения пут крепостничества. Таким образом, необходимость

реформ была вызвана потребностями экономического развития страны, и

законами развития капитализма. Были причины и 'политического характера:

поражение России в Крымской войне (1853—56 гг.), показавшей гнилость и

слабость феодально-крепостнической системы, рост недовольства в широких

кругах российской общественности.

Самодержавие было поставлено перед выбором: или реформы сверху, или

непрерывная война с крестьянством. Не дожидаясь, пока крестьяне освободят

себя снизу, Александр II встал на путь реформ. 19 февраля 1861 года он

подписал Манифест об освобождении крестьян («О милостивейшем даровании

крепостным людям прав и состояния свободных сельских обывателей и

обустройства их быта»), а также специальное «Положение о крестьянах,

вышедших из крепостной зависимости».

В чем заключалась суть земельной реформы? Согласно Манифесту крестьяне

объявлялись юридически свободными людьми, т. е. получали право торговать,

владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки и т. д. Но от

провозглашения свободы до ее реального экономического обеспечения была еще

немалая дистанция.

Дело в том, что земля по-прежнему оставалась собственностью помещиков.

По соглашению между помещиками и крестьянами (так называемые уставные

грамоты) крестьяне получали наделы земли. Их размеры колебались в

зависимости от местных условий от 3 до 12 десятин. Если земельные участки

крестьян были более предусмотренных норм, то помещик имел право отрезать у

них излишки. Именно эти земли, отнятые у крестьян в период реформы, и

получили название «отрезков». А это был немалый земельный клин: в среднем

по России 20% крестьянских земель, а в Саратовской и Самарской губерниях —

до 40 процентов. Если до реформы средний крестьянский надел составлял 4.4

десятины, то после реформы он равнялся 3,6 десятины. Нередки были случаи,

когда помещики отбирали лучшую землю, а крестьянам выделяли неудобья.

Крестьяне с согласия помещиков могли выкупать -усадебную и надельную

землю. Только выкупившие землю становились крестьянами-собственниками, а

остальные до выкупа назывались временнообязаннымн. Они были обязаны или

платить оброк, или отбывать барщину. Временнообязанное состояние

определялось в 9 лет, фактически же оно растянулось до 20 лет.

Основное бремя расчетов за выкуп земли у помещиков брало на себя

государство — 75—80% стоимости наделов, а остальную часть выплачивали

крестьяне. Чтобы облегчить возможность выкупа им выдавалась ссуда на 49 лет

при 6% годовых.

Но и после выкупа земли далеко не все крестьяне становились ее

собственниками. Во многих районах страны выкуп земли осуществлялся через

общину, где существовали периодические 'переделы земельных наделов,

круговая порука и так называемое крестьянское самоуправление. Земля

становилась собственностью крестьянской общины. Община управлялась «миром»,

т. е. крестьянским сходом, на котором выбирался староста. Он выполнял

функции исполнительной власти: наблюдал за хозяйством деревни, ее жизнью,

выполняя постановления сходов.

Русская община, как проявление непосредственной демократии и как низовая

ячейка местного самоуправления, безусловно, играла полезную роль. Нельзя не

отметить и ее важности с точки зрения сохранения крестьянского уклада

жизни, нравственности и традиций многомиллионного российского крестьянства.

Вместе с тем самодержавие использовало общину как удобный инструмент для

взимания с крестьян различных податей и повинностей, проведения рекрутских

наборов в армию.

В условиях быстро развивающегося капитализма община с такими ее

изъянами, как периодические переделы земли и различные препоны на выход

крестьян, стала тормозом общественного развития, сковывающим свободу и

хозяйственную инициативу крестьянства. Крестьянин, даже юридически

свободный, не мог распоряжаться своим наделом (продать или передать по

наследству, уйти из деревни). Земель-

7

Крестьянская реформа, разорвав путы крепостничества и открыв путь к

свободному рынку рабочей силы, тем самым создала предпосылки для быстрого

промышленного прогресса. Но, несмотря на, безусловно, прогрессивный

характер, она не уничтожила основного социального противоречия между

крестьянами и помещиками. Помещичье землевладение сохранялось, а это

значит, что оставалась и объективная основа для социальных конфликтов и

потрясений в будущем.

И недаром эта реформа подвергалась резкой критике со стороны Герцена, и

Чернышевского, называвших ее мерзостью и обманом. А крестьянство встретило

ее широкой волной массовых выступлений в Пензенской, Тамбовской и Казанской

губерниях, Польше, Литве, Белоруссии.

Земская реформа («Положение о губернских и уездных земских учреждениях»)

начала проводиться с января 1864 года. Она предусматривала введение новых

органов местного самоуправления—выборных уездных и губернских земств.

Согласно «Положению» земские учреждения должны были состоять из

представителей всех сословий. Однако выборы в земства не были равными,

всеобщими и прямыми. Избирательное право обусловливалось имущественным

цензом. Гласные земств (представители от сословий) избирались

на три

В первой группе были представлены крупные землевладельцы, а, также

собственники крупных торгово-промышленных предприятий. Мелкие

землевладельцы (не менее 10 десятин). Объединяясь, выдвигали лишь своих

уполномоченных. В городах избирательное право получали представители

крупной и средней буржуазии. Мелкая буржуазия, ремесленники, рабочие в

выборах гласных не участвовали.

Структура выборов в деревне была многоступенчатой:

Таким образом, система выборов в земские собрания обеспечивала в них

преобладание представителей помещиков, составлявших вместе с

представителями буржуазии подавляющее большинство. В 1865—1867 гг. по 30

губерниям России состав гласных в уездных земских собраниях выглядел

следующим образом: дворяне и чиновники — 42%, купцы и прочие — 20%,

крестьяне — 38 процентов. В губернских земских собраниях дворяне и

чиновники составляли 74%, крестьяне — 11 процентов.

Уездные и губернские земские собрания наделялись распорядительными

функциями, а исполнительными органами были уездные и губернские управы.

Председатель губернской управы утверждался министром внутренних дел, а

уездной — губернатором. Губернатор и министр могли отменить решения,

земских собраний, что обеспечивало полный контроль: правительства. 1

Правобережной Украине, на Кавказе, т. е. в тех регионах, где было мало

русских помещиков.

Второй реформой местного самоуправления стало введение «Городового

'положения 16 июня 1870 г.». Она 'проводилась, на тех же узких, урезанных

основах, что и земская. В соответствии с «Положением» в городах избирались

городские Думы. Они являлись. Контрольно-распорядительными органами.

Функции исполнительной власти выполняли избираемые Думой городские управы и

городские головы, утверждавшиеся министром внутренних дел или губернатором.

Выборы гласных Думы, проходили по трем куриям, в зависимости от размеров

уплачиваемого налога. Каждая курия избирала равное количество гласных

сроком на 4 года. Такой характер выборов обеспечивал преобладание в Думах

«отцов города» — промышленников и купцов.

В компетенцию городского самоуправления входили все вопросы жизни

города: благоустройство, торговля, противопожарная безопасность,

медицинское обслуживание, народное образование и проч.

И все же, несмотря на свою узость и ограниченность, городская реформа

'носила буржуазный характер, способствовала формированию капиталистических

общественных отношений, была шагом вперед по сравнению с сословной

городской Думой, существовавшей со времен Екатерины II.

На страже феодально-крепостнических отношений, их незыблемости' стояли

созданные еще Петром I судебная система и порядок судопроизводства. Им были

присущи сословная ограниченность судебных органов, многостепенность

судебных инстанций, тайна судебного производства без участия сторон,

широкое применение телесных наказаний. В судах господствовали произвол и

волокита, всемогущее значение имела взятка. С точки зрения буржуазного

права, эта система была наиболее отсталой и несостоятельной.

В ноябре 1864 года Александр II подписал Указ и «Новые судебные уставы»,

которые вносили изменения в судебную систему и судопроизводство.

В соответствии с Указом суд и судопроизводство строились на основных

принципах буржуазного права: равенства всех сословий перед законом,

открытости и гласности суда, независимости судей, состязательности

обвинения и защиты, присутствия присяжных заседателей.

По новым судебным уставам мелкие преступления рассматривали мировые

судьи, выбираемые земскими собраниями и городскими Думами. Более сложные

гражданские и уголовные дела рассматривались окружными судами присяжных,

решения которых были окончательными. Если суд был без присяжных, то можно

было подавать апелляции в судебную палату, которая рассматривала дела о

государственных и политических преступлениях. Высшей судебной инстанцией

являлся Сенат, который в кассационном порядке мог отменить решения других

судебных инстанций.

В 60—70 годы по инициативе военного министра Д. А. Милю тина была

проведена и военная реформа. К ней подтолкнуло правительство поражение в

Крымской войне. Своей основной целью она ставила создание кадровой армии

буржуазного типа и предусматривала не только перевооружение армии, но и

изменение ее структуры, принципа комплектования и подготовки кадров. Прежде

всего, было реорганизовано военное министерство, страна делилась на военные

округа, для подготовки офицерских кадров создавалась сеть военных гимназий,

училищ, академий.

В 1874 г. был принят Устав об обязательной воинской повинности, в

соответствии, с которым отменялись так называемые рекрутские наборы и

регулярно призывалось в армию мужское население всех сословий по достижении

20 лет. Изменялись и сроки военной службы. Вместо 25 лет для солдат

устанавливался 6-летний срок действительной службы, после чего их

переводили в запас на 9 лет. 'Во флоте действительная служба продолжалась 7

лет, а состояние в запасе — три года. Срок службы сокращался лицам,

получившим образование. Освобождался от службы единственный сын в семье,

если он являлся кормильцем. На лиц мусульманской, иудейской и некоторых

других религий воинская повинность не распространялась, так как для царизма

это был «ненадежный» элемент.

11

Новые условия хозяйственной и общественной жизни пореформенной России

настоятельно требовали подготовлённых и грамотных людей. Необходимо было

значительно расширить 'базу народного образования. С этой целью с 1864 г.

начала проводиться реформа народного образования.

Реформа регламентировалась рядом законодательных актов, принятых в 60—70

годы XIX века. Согласно «Положению» 1864 г. общественным организациям и

частным лицам разрешалось открывать начальные народные училища. В сельской

местности несколько позже они стали называться церковно-приходскими школами

с 3-летним сроком обучения. В них обучали детей из народа чтению, письму и

счету. Большое внимание уделялось изучению закона божьего и церковному

(хоровому) 'пению.

В среднем звене образования (средняя школа) существовали 'платные

гимназии, они делились на классические и реальные. Реальные гимназии затем

были преобразованы в реальные училища.

В классических гимназиях большое внимание уделялось изучению греческого

и латинского языков, гуманитарных дисциплин. Они готовили молодежь для

поступления в университеты. Сначала срок обучения в них был семилетний, а с

1871 года — восьмилетний.

В реальных училищах, наоборот, предпочтение отдавалось изучению

естественных и технических дисциплин. Они готовили молодежь для поступления

в технические вузы.

Формально в гимназии был открыт доступ для детей всех сословий. Но

высокая плата за обучение являлась серьезной преградой для детей простых

людей, особенно крестьянских.

В 60-е годы было положено начало женскому образованию. В этих целях

создавались женские гимназии и высшие женские курсы в Петербурге, Москве,

Киеве, Казани.

В 1863 году был принят новый Устав для университетов. Он предусматривал

восстановление упраздненной Николаем I автономии. Непосредственное

руководство университетами возлагалось па совет профессоров, который изби-

12

рал ректоров, деканов факультетов и преподавательский состав. Но автономия

не исключала возможности надзора, а порой и вмешательства со стороны

министра народного образования или попечителя (куратора) округа.

Студенческие организации в университетах не разрешались.

В середине 60-х годов, (1865 г.) правительство вынуждено было ввести

некоторые послабления и в сфере печати. При печатании книг значительного

объема (10—20 п. л.), а также для периодических изданий отменялась цензура.

Но она сохранялась для литературы массового характера. Правительство также

сохраняло за собой право на меры воздействия за нарушения закона. Могло

запретить розничную продажу, временно приостановить периодическое издание

или совсем его закрыть, а в некоторых случаях привлекать к судебной

ответственности владельцев типографий, редакторов, авторов статей и брошюр.

Реформы 60—70-х годов, несмотря на их ограниченность и половинчатость,

стали мощным импульсом для ускорения темпов экономического роста и

изменения всего уклада российской жизни. Благодаря им Россия встала на

общую дорогу развития мировой цивилизации. Однако движение по этой дороге

было неровным, а иногда и натужным, из-за колдобин и завалов старой

крепостнической системы.

2. Александр III и его внутренняя политика.

В начале 80-х годов процесс реформирования страны замедлился, а в

политической и духовной сферах начался и откат назад. Связано это было в

первую очередь с убийством народовольцами 1 марта 1881 года Александра II.

Случилось то, что не раз бывало в истории: благие намерения и действия

революционеров не привели к тем результатам, на которые они рассчитывали.

На смену царю-реформатору на престол взошел его сын Александр III —

человек консервативных взглядов, которому был ближе и понятнее старый уклад

жизни, а не новые реальности и явления, связанные с развитием в стране

капиталистических отношений.

13

Уже в первом царском манифесте 29 апреля 1881 года, разработанном

оберпрокурором Синода К. Н. Победоносцевым, было твердо заявлено о

незыблемости самодержавной власти и о решимости охранять ее всеми

доступными средствами от всяческих поползновений. Консервативные силы стали

вытеснять сторонников реформ. В отставку были отправлены все те министры,

которые проводили реформы. И одним из первых был министр внутренних дел

Лорис-Меликов М. Т. Министерство на короткое время возглавил генерал

Игнатьев Н. П., а с 1882 года — Толстой Д. А., ярый монархист и реакционер.

Началась постепенная смена прежнего курса.

Однако внутренняя политика нового царя была весьма противоречивой,

поскольку воздействие реформ 60—70-х годов на различные сферы общественной

жизни было неодинаковым. А поэтому ее не следует оценивать одномерно и

однозначно. В ней сочетались прогресс в экономике с ярко выраженной

реакцией в политической и духовной сферах.

Позитивное воздействие реформ 60—70-х годов особенно сильно сказывалось

как на развитии промышленного производства в целом, так и на отдельных его

отраслях, в частности. Так, по темпам роста металлургии страна в 80-е года

обогнала передовые капиталистические страны. Если еще в 1870 году Россия не

делала собственных стальных рельсов, то в 1884 году их производство

составило 220 тыс. тонн.

Мощное развитие получила нефтяная промышленность. Добыча нефти

увеличилась с 347 тыс. тонн в 1880 г. до 4 млн. тонн в 1890 г. В 1882 г. в

русской нефтяной промышленности был внедрен наиболее прогрессивный метод

перегонки сырой нефти перегретым паром. Начался вывоз нефтяных продуктов за

границу. Однако отсутствие собственного наливного флота не позволило России

выступить конкурентом на мировом рынке.

Заметные успехи были достигнуты и в области машиностроения. Продвижение

вперед шло, в основном, за счет значительного усовершенствования

производства (реконструкции) и перехода на выпуск более современных машин

на ранее основанных заводах. Уже в 80-е годы российское ма-

14

иностроение было в состоянии самостоятельно обеспечить машинами первые

городские водопроводы в 'Нижнем Новгороде, Самаре, Рыбинске, Царицыне,

Туле. С 1887 г. на Шуйском механическом заводе начался выпуск отечественных

ткацких станков, затем их производство было налажено и на других заводах

(Москва, Ярославль).

На новый уровень развития поднялось сельскохозяйственное машиностроение

— производство плугов, борон, жатвенных машин, бункеров, сеялок.

Однако спрос на продукцию машиностроения по-прежнему значительно обгонял

предложение. А поэтому ввоз машин и оборудования из-за границы продолжал

превышать собственное производство.

В 80-е годы завершилось техническое перевооружение промышленности.

Машинное производство и паровая сила стали ее основой.

Бурно развивались и новые промышленные центры:

Донецкий угольный и Криворожский железорудный бассейны, нефтепромышленность

в Баку. На базе Донецкого угля и железной руды Криворожья стала

стремительно развиваться металлургия Юга России. Ее удельный вес| в

выплавке чугуна в России за десять лет вырос с 4,5 до 28,5 процентов.

Значительными были достижения и в железнодорожном строительстве. В 80-е

годы были построены железные дороги, связывающие основные промышленные

районы между собой, с портами Каспийского, Азовского и Черного морей, а

также с центром страны. В результате перевозки грузов за десятилетие, с

1881 по 1890 год, увеличились в два раза.

Весьма характерно, что успехи в развитии промышленности и транспорта

были достигнуты на фоне мирового экономического кризиса первой половины 80-

х годов. Конечно, кризис в определенной степени отразился и на экономике

России, обусловив, в частности, маятниковый характер развития

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.