бесплатно рефераты
 

Осетия и осетины

Осетия и осетины

Реферат

на тему:

“Осетия и осетины”

ученика 9 “Д” класса

ГОУ СОШ № 9

г. Благодарного

Коваленко Алексея Юрьевича

г. Благодарный 1999

Осетия и осетины.

I. Введение.

II. Общие сведения.

1. Природа.

2. Население.

3. Национальная символика.

III. Осетия из прошлого в будущее.

1. Аланы и алания.

2. Язык осетин

3. Взаимоотношения с Россией

4. История основания Владикавказа.

5. Годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945)

IV. Духовная культура осетин.

1. Нартовский эпос осетин.

2. Народное образование.

3. Неумирающее искусство.

4. Этикет.

5. Обычаи. Обряды. Верования.

V. События недавнего прошлого.

1. От добрососедских отношений к геноциду.

2. События 1981 г.

3. Ингушская агрессия против Осетии.

VI. Заключение.

I. Введение

" Спасибо тебе, мой Иристон, за то, что,

несмотря на все трудности и невзгоды, ты донёс

через тысячелетия язык и фольклор неповторимо

своеобразного мира моих предков – скифов и

сармат! Благодарю тебя за честь называться

твоим сыном, и прими мою глубокую

признательность за то, что благодаря тебе я

познал самое прекрасное чувство – Чувство

Родины, Любовь к Отечеству.

Счастлив служить тебе в благословенные дни мира

и в горькие дни несчастья.”

Казбек Челехсаты.

В самом центре Кавказского хребта живут ираноязычные осетины – прямые

потомки некогда могущественных и легендарных скифов, сармат и алан. По

мнению учёных, предки осетин создали, после греческой и римской, самую

богатую духовную и материальную культуру в мире. Именно богатая история и

неповторимая своеобразная культура осетин и их предков привлекают и

привлекали внимание учёных всего мира. Это народ, который дал человечеству:

- великого античного философа – мудреца Анахарсиса и крупнейшего

историка VI века н. э. Иордана;

- непобедимого витязя – полководца средневековья Царазан Сослан –

Давида и гениального поэта К. Хетагурова;

- выдающегося учёного современности В. Абаева и легендарного героя

Гражданской войны Хаджи – Мурата Дзарахохова, прославленного

полководца И Плиева и легендарного Хаджи – Умара Мамсурова;

- непревзойдённого Отелло – В. Тхапсаева и первую в мире женщину –

дирижёра В. Дударову;

- арктического джигита Ю. Кучиева и неповторимую балерину Большого

театра С. Адырхаеву;

- известного во всём мире джигита – наездника А. Гудцова и создателя

первого конного цирка Али – Бека Кантимирова;

- легендарного борца Канукова и двукратного Олимпийского чемпиона С.

Андиева;

- это народ, который является создателем Нартовского эпоса и

божественного танца «СИМД».

II. Общие сведения.

1. Природа.

Осетины населяют Центральный Кавказ по обеим сторонам Главного

Кавказского хребта. Ответвление последнего, текущее от горы Сангутихох к

югу-востоку, делит Осетию на Северную и Южную.

Природа щедро одарила Осетию. Величественные горы, покрытые вечными

снегами, бурные реки, неугомонные водопады, тёмные глубокие ущелья, светлые

зелёные долины, ледники, неповторимые альпийские луга, кристально чистые

родники – всё это создаёт удивительную по красоте картину. А Терек?

Невозможно представить себе этот край без реки

Горные потоки собирая,

Набирает Терек новых сил –

От истоков снежных и до края

Бурен, непокорен и красив.

Через Северную Осетию проходят десятки туристических троп и экскурсионных

маршрутов. Особый интерес у всех вызывает жемчужина Кавказа – Цейское

ущелье.

2. Население.

Северная Осетия – небольшая республика, имеющая площадь 8000 кв. км. –

занимает часть Центрального Кавказа и Восточного Предкавказья. Наибольшая

протяжённость с севера на юг равна 125 км., с запада на восток – 120 км.

Территория Южной Осетии (3900 кв. км.) охватывает южный склон Главного

Кавказского хребта.

Северная Осетия стала самой густонаселённой. На её территории проживает

свыше 633,6 тысяч человек. Плотность населения на 1 кв. км. более 140

человек. Сейчас плотность населения ещё больше возросла, если учесть, что

число беженцев шагнуло далеко за 100 тысяч. В республике проживают

представители более 100 национальностей: осетины, русские, армяне, грузины,

украинцы, кумыки, греки, немцы, корейцы, кабардинцы, чеченцы, татары,

азербайджанцы, евреи, ингуши и др.

3. Национальная символика.

Флаг. Трёхцветный бело – красно – жёлтый. Эти цвета являются символами

моральной чистоты (белый), воинской доблести (красный), и изобилия и

благодати, осет. «фарн» (жёлтый). Эти цвета и понятия, которые они

символизируют, связаны с социальной структурой древне осетинского

(скифского и аланского) общества и являются отражениями этой структуры. Её

суть заключается в делении общества на три социальные группы, составляющие

органическое целое. Этими группами были: военная аристократия, из среды

которой выдвигались вожди племён и военачальники; служители культа или

жречества и рядовые общинники, состоящие из скотоводов и землепашцев.

Обязательная принадлежность скифского жреческого костюма особый белый

головной убор, трижды обвивающий голову, со спускающимися с головы двумя

лентами или повязками, считающимися священными. Именно белый, как символ

моральной чистоты. По данным историков, родоначальник жреческой касты

скифов Авх, согласно легенде имеет белые волосы.

Цвет военной касты – красный, точнее золотисто – красный, цвет пламени. В

мифологии ряда индоиранских народов говорится, что основатели и боги

военной касты с волосами и бородой золотисто – красного цвета.

Античные источники не содержат прямых указаний на цветовую символику

третьего слоя скифского общества. Однако нартский эпос даёт возможность

исправить этот пробел. Третья социальная группа олицетворяет собой изобилие

и благодать нартов. Родоначальник назывался Барафарнуг или Бурафарнуг,

первая часть этого слова, связана повсему с осетинским словом «жёлтый».

Герб древней Осетии устанавливался в центре флага. Один из главных

компонентов герба – силуэт горных цепей – символ ландшафта местопроживания

осетин. Второй компонент – символ барса. Отважный и опасный зверь на фоне

горных цепей выбрали предки осетин для символа национального герба.

Символически это означало, что осетинский народ, как барс, храбр и

самоотвержен в борьбе с врагом, отступление считает ниже своего

достоинства.

История древних веков и нового времени говорит, что предки осетин честно

донесли этот символ до наших дней.

Этому свидетельствуют походы аланов в Мидию, к границам Римской империи,

их бой с хазарами, участие в войне Грузии и Византии, самоотверженные бои с

монгольскими и монгольскими и Темурленгскими завоевателями, мужественная

деятельность осетинского народа за национальную и социальную свободу, их

неслыханный героизм во время Великой Отечественной войны.

III. Осетия из прошлого в будущее.

1. Аланы и Алания.

Хотя горные хребты разделяют осетин на северных и южных, культура и язык

у них общие. Корни осетинского народа уходят в седую древность. В настоящее

время в научной литературе общепризнанной стала точка зрения, согласно

которой основу народа составили смешавшиеся с кавказскими племенами аланы.

Имя «алан» появляется в сочинении авторов I в. н. э. Плиния, Секунда,

Иосифа Флавия, Дионисия. « Племя аланов есть часть скифов, живущая вокруг

Танаиса (р. Дон) и Меотийского (Азовского) озера».

Иосиф Флавий. 1 в. н. э.

Причём аланы локализируются и на Северном Кавказе. Вскоре они установили

связи с местным населением и стали продвигаться в горные районы. На

территории Западной Осетии аланские памятники V и последующих веков

отмечены в Кора – Урсдоне, на р. Урсдон, у слияния рек Скуммидон и Суардон,

в междуречье Малки и Уруха. Примерно в то же время аланы установили

контроль и над Центральным Кавказом, через который проходил кратчайший путь

в Закавказье. Дарьяльский проход неизменно называется “ Аланским» (“Врата

Дар - и – алана”).

Естественный ход событий нарушило Великое переселение народов, вызванное

передвижением гуннских племён с Востока на Запад. Вместе с гуннами на Запад

ушло огромное количество алан. Великое переселение народов оказало влияние

и на алан, оставшихся на Кавказе. В V – VI веках, после гуннского

нашествия, начинается важный этап в формировании аланской народности. С

этого времени аланы находились в других историко-географических и культурно

– хозяйственных условиях по сравнению с античным временем. Если в

источниках до V века аланы предстают как кочевники, то в VI – VII веках у

них появляются черты, связывавшие их с оседлым кавказским этнокультурным

миром. Примерно в это же время у алан оформляются два протогосударственных

образования: западное – с центром в верховьях Кубани, и восточное,

тяготевшее к Дарьялу. В начале Х века произошло объединение аланских

протогосударств.

Алания X – XI веков предстаёт мощным государством, проводившим активную

внешнюю политику. Своего расцвета она достигла в период правления царя

Дургулеля Великого, крупной политической фигуры, сыгравшей большую роль в

истории Кавказа и Ближнего Востока.

Среди важных политических событий, имевших большое значение для судеб

алан, следует назвать нашествие монголов в XII веке. Монголо-татарское

нашествие нанесло сильный удар по народам Кавказа. Но особенно тяжёлыми его

последствия оказались для алан. Значительная часть этноса переселилась в

Европу, Византию, на Дальний Восток. Аланы потеряли равнинные земли –

мощную производственную базу. Надолго приостановился процесс развития

некоторых сфер жизни общества. Довершил же разгром алан Тимур, после

походов, которого равнинная Алания стала “пустыней без владельцев”. Вместе

с тем следует отметить, что монголам так и не удалось завоевать горных

алан.

Гильом Рубрук совершивший в 1253 – 1255 г. путешествие в столицу

Монгольской империи Каракорум и неоднократно встречавшийся с аланами в

Предкавказье, сообщал, что аланы “ всё ещё борются против татар”. “ Аланы

на этих горах всё ещё не покорены, « – писал Рубрук. Прославленный аланский

город Дедяков был взят штурмом Тимуром 8 февраля 1278 г.

2. Язык осетин.

Уже первые исследователи, посетившие Осетию в конце XVIII и в начале XIX

столетий, обратили внимание на то, что осетины, имея много общего с

соседними кавказскими народами по внешнему типу, одежде, образу жизни,

нравам и обычаям, резко отличаются от них по языку. Более основательное

знакомство с осетинским языком вскрыло интересный и несколько неожиданный

факт: осетины по своему языку оказались родственным не кавказским

(теоретическим) народам, как чеченцы, кабардинцы, абхазы, грузины,

дагестанцы, карачаевцы, азербайджанцы, а народам Европы, Ирана и Индии,

народам так называемой индоевропейской системы. Объединены эти народы в

одну группу по признаку языка. Ничто не указывает на то, чтобы между ними

была расовая близость. Индоевропейский мир – это культурно – историческое,

а не расовое образование. Осетинский язык относится к одной определённой

ветви индоевропейских языков – к иранской. К иранской ветви относятся,

кроме осетинского языка, языки: персидский, курдский, татский, латышский,

аорганский, белужский, ряд иранских языков Припамирья, таджикский,

ягнобский.

Осетинский язык, территориально давно уже оторванный от остального

иранского мира, занимает в нём обособленное место и, по многим своим

признакам, противостоит всем остальным новоиранским языкам. Всё же по ряду

признаков осетинский язык можно отнести к одной определённой группе

иранских языков, которую можно назвать северо-восточной. Сюда относятся, во

– первых, предполагаемые языки скифов и сорматов, которые, как можно

думать, были в ближайшем родстве с осетинским.

В процессе многовекового соседства и общения с языками кавказских народов

осетинский язык в определённой мере сблизился с ними в некоторых чертах,

претерпел изменения, особенно в фонетике и лексике. Осетинский язык

подразделяется на два основных диалекта: иранский и дигорский. В советский

период осетинский язык получил новые сферы функционирования, – прежде всего

это сфера школьного обучения на осетинском стала вестись деловая переписка.

3. Взаимоотношения с Россией.

Скифы, сарматы, аланы – прародители осетин. Полуторатысячелетняя история

славян – русичей, русской нации, тесно переплетена с историей аланов –

осетин.

25 сентября 1749 г. пять осетинских послов и архимандрит Пахомий в

сопровождении казачьего отряда выехали из Зарамага в Петербург, куда

прибыли 9 февраля 1750 года. С начала 1750 года и до конца 1751 года и

происходили переговоры, в ходе которых осетинское посольство обратилось к

российскому правительству с просьбой о присоединении Северной Осетии к

России. В результате переговоров предгорная равнина Центрального Кавказа,

бассейны рек Ардон и Фиагдон были признаны российским правительством

землями “ вольными и свободными ”. Переселение осетин в эти районы

считалось законным и поддерживалось российским правительством. Была

достигнута договорённость о торговле: торговым людям из Осетии разрешалось

вести в Кизляре и Астрахани беспошлинную торговлю.

В истории русско-осетинских отношений начался период, ведущий к

присоединению Северной Осетии к России.

Среди фактов, говорящих о связях между русскими князьями и аланами,

интерес представляют смешанные русско-аланские княжеские браки.

“ Горцы вообще честные и разумные люди, и у них много условий стать

вполне мирными и дружелюбными к русским. Осетины особенно крепко держатся

русских и своею храбростью в последнюю турецкую войну блестяще доказали

это.”

Е. Марков 1825 г.

В результате развития в XVIII веке в русско-кавказских отношениях Осетия

оказалась в составе Российского государства. Весной 1784 года у входа в

Дарьяльское ущелье была заложена крепость Владикавказ, преобразованная

затем в город, ставший затем центром всей Терской области.

“ Минули те времена, когда у нас под музыку Вано Мурадели распевали

хором, прославляя “ вечную дружбу”: “ С народом русским идут грузины, и

украинцы, и осетины. ”

Грузины, украинцы, равно как и многие другие, сегодня уже не с нами. И

только осетины ещё продолжают идти с русским народом”.

Газета “ Русский вестник” 1992 год

За годы Советской власти Северная Осетия несколько раз меняет свой

статус. В ноябре 1920 года она вошла в состав Горской республики, в июле

1924 года стала автономной областью, в декабре 1936 года – автономной

республикой, а в декабре 1990 года переименована в Северо-Осетинскую ССР. В

соответствии с Декларацией о государственном суверенитете Северная Осетия

входит в состав Российской Федерации.

В республике имеется 6 городов: Владикавказ, Беслан, Моздок, Алагир,

Ардон и Дигора. Столица Северной Осетии город Владикавказ поделён на 3

административных района. Помимо этого в республике насчитывается ещё 8

сельских районов.

Индустриальный облик республики определяют металлургия, машиностроение,

энергетика, лёгкая пищевая промышленность, приборостроение, химическая,

деревообрабатывающая промышленность. Ведущие заводы – “ Электроцинк”, “

Победит”, “ ОЗАТЭ”, стекольный, электроламповый, “ Электроконтактор ”,

БМК, мебельное объединение “Казбек ”. В Северной Осетии открыта валютная

биржа, международный коммерческий банк.

В республике 4 высших учебных заведения: университет, горно-

металлургический институт, медицинский институт, аграрный университет; 13

средних специальных учебных заведений. В республике хорошая база

здравоохранения – 33 больницы.

4. История основания Владикавказа.

Владикавказ – столица Северной Осетии. В 1784 году у начала Военно-

Грузинской дороги русскими войсками была заложена крепость Владикавказ,

быстро превратившаяся в город. Именно здесь стали зарождаться первые отряды

национальной интеллигенции.

Указ

Правительствующего сената о преобразовании крепости Владикавказ в

город.

31 марта 1860 года.

В видах развития на Северном Кавказе торговли и промышленности и

водворения начала мирной гражданской жизни между покорными горскими

племенами, признав полезным, согласно представлению нашего наместника

Кавказского, обратить находящуюся на Военно-Грузинской дороге из

России в Закавказье, впереди главного хребта Кавказских гор, крепость

Владикавказ с прилегающим к ней крепостным форштадтом в горд и

даровав разные льготы и преимущества лицам, желающим водвориться в

сем городе …

Александр

5. Годы Великой Отечественной войны(1941 – 1945)

Много выпало испытаний на долю осетин. В суровые годы Великой

Отечественной войны почти 84 тысячи сынов и дочерей Северной и 20 тысяч

Южной Осетии ушли на фронт. 34 осетина стали Героями Советского Союза;

столько же стали генералами. Для маленького народа это большие цифры.

Слово «осетин» с уважением произносилось на всех фронтах Отечественной

войны, ибо осетины показали себя храбрыми, честными воинами. “ Когда Родина

в опасности, осетины – на седле”.

Рассказав о подвиге Героя Советского Союза Ахсарова, писатель Всеволод

Земной во фронтовой газете писал: “ Прохожий! Откуда бы ты не шёл, куда бы

ты не направлялся, – остановись у могилы героя! Конник! Как бы ты не

мчался, куда бы тебя не нёс твой конь – спешись у могилы героя! Лети и ты

моё слово, песней крылатой в аулы Осетии, в горы Кавказа, к сопкам

Приморья, в степи Приволжья, в леса Смоленщины, в ледяные Заполярья, в

путаные заросли крымского дубняка – во все уголки нашей необъятной матери –

Родины, расскажи, как дрался и умер в бою, обессмертив себя на веки, верный

сын осетинского народа, храбрейший из храбрых, командир Энвер Бимбулатович

Ахсаров. ”

В суровые дни ноября 1942 года вокруг осетинского селения Гизель

разгорелась битва за город Орджоникидзе (Владикавказ). Тут на обоих

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.