| |||||
МЕНЮ
| Осетия и осетиныОсетия и осетиныРеферат на тему: “Осетия и осетины” ученика 9 “Д” класса ГОУ СОШ № 9 г. Благодарного Коваленко Алексея Юрьевича г. Благодарный 1999 Осетия и осетины. I. Введение. II. Общие сведения. 1. Природа. 2. Население. 3. Национальная символика. III. Осетия из прошлого в будущее. 1. Аланы и алания. 2. Язык осетин 3. Взаимоотношения с Россией 4. История основания Владикавказа. 5. Годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945) IV. Духовная культура осетин. 1. Нартовский эпос осетин. 2. Народное образование. 3. Неумирающее искусство. 4. Этикет. 5. Обычаи. Обряды. Верования. V. События недавнего прошлого. 1. От добрососедских отношений к геноциду. 2. События 1981 г. 3. Ингушская агрессия против Осетии. VI. Заключение. I. Введение " Спасибо тебе, мой Иристон, за то, что, несмотря на все трудности и невзгоды, ты донёс через тысячелетия язык и фольклор неповторимо своеобразного мира моих предков – скифов и сармат! Благодарю тебя за честь называться твоим сыном, и прими мою глубокую признательность за то, что благодаря тебе я познал самое прекрасное чувство – Чувство Родины, Любовь к Отечеству. Счастлив служить тебе в благословенные дни мира и в горькие дни несчастья.” Казбек Челехсаты. В самом центре Кавказского хребта живут ираноязычные осетины – прямые потомки некогда могущественных и легендарных скифов, сармат и алан. По мнению учёных, предки осетин создали, после греческой и римской, самую богатую духовную и материальную культуру в мире. Именно богатая история и неповторимая своеобразная культура осетин и их предков привлекают и привлекали внимание учёных всего мира. Это народ, который дал человечеству: - великого античного философа – мудреца Анахарсиса и крупнейшего историка VI века н. э. Иордана; - непобедимого витязя – полководца средневековья Царазан Сослан – Давида и гениального поэта К. Хетагурова; - выдающегося учёного современности В. Абаева и легендарного героя Гражданской войны Хаджи – Мурата Дзарахохова, прославленного полководца И Плиева и легендарного Хаджи – Умара Мамсурова; - непревзойдённого Отелло – В. Тхапсаева и первую в мире женщину – дирижёра В. Дударову; - арктического джигита Ю. Кучиева и неповторимую балерину Большого театра С. Адырхаеву; - известного во всём мире джигита – наездника А. Гудцова и создателя первого конного цирка Али – Бека Кантимирова; - легендарного борца Канукова и двукратного Олимпийского чемпиона С. Андиева; - это народ, который является создателем Нартовского эпоса и божественного танца «СИМД». II. Общие сведения. 1. Природа. Осетины населяют Центральный Кавказ по обеим сторонам Главного Кавказского хребта. Ответвление последнего, текущее от горы Сангутихох к югу-востоку, делит Осетию на Северную и Южную. Природа щедро одарила Осетию. Величественные горы, покрытые вечными снегами, бурные реки, неугомонные водопады, тёмные глубокие ущелья, светлые зелёные долины, ледники, неповторимые альпийские луга, кристально чистые родники – всё это создаёт удивительную по красоте картину. А Терек? Невозможно представить себе этот край без реки Горные потоки собирая, Набирает Терек новых сил – От истоков снежных и до края Бурен, непокорен и красив. Через Северную Осетию проходят десятки туристических троп и экскурсионных маршрутов. Особый интерес у всех вызывает жемчужина Кавказа – Цейское ущелье. 2. Население. Северная Осетия – небольшая республика, имеющая площадь 8000 кв. км. – занимает часть Центрального Кавказа и Восточного Предкавказья. Наибольшая протяжённость с севера на юг равна 125 км., с запада на восток – 120 км. Территория Южной Осетии (3900 кв. км.) охватывает южный склон Главного Кавказского хребта. Северная Осетия стала самой густонаселённой. На её территории проживает свыше 633,6 тысяч человек. Плотность населения на 1 кв. км. более 140 человек. Сейчас плотность населения ещё больше возросла, если учесть, что число беженцев шагнуло далеко за 100 тысяч. В республике проживают представители более 100 национальностей: осетины, русские, армяне, грузины, украинцы, кумыки, греки, немцы, корейцы, кабардинцы, чеченцы, татары, азербайджанцы, евреи, ингуши и др. 3. Национальная символика. Флаг. Трёхцветный бело – красно – жёлтый. Эти цвета являются символами моральной чистоты (белый), воинской доблести (красный), и изобилия и благодати, осет. «фарн» (жёлтый). Эти цвета и понятия, которые они символизируют, связаны с социальной структурой древне осетинского (скифского и аланского) общества и являются отражениями этой структуры. Её суть заключается в делении общества на три социальные группы, составляющие органическое целое. Этими группами были: военная аристократия, из среды которой выдвигались вожди племён и военачальники; служители культа или жречества и рядовые общинники, состоящие из скотоводов и землепашцев. Обязательная принадлежность скифского жреческого костюма особый белый головной убор, трижды обвивающий голову, со спускающимися с головы двумя лентами или повязками, считающимися священными. Именно белый, как символ моральной чистоты. По данным историков, родоначальник жреческой касты скифов Авх, согласно легенде имеет белые волосы. Цвет военной касты – красный, точнее золотисто – красный, цвет пламени. В мифологии ряда индоиранских народов говорится, что основатели и боги военной касты с волосами и бородой золотисто – красного цвета. Античные источники не содержат прямых указаний на цветовую символику третьего слоя скифского общества. Однако нартский эпос даёт возможность исправить этот пробел. Третья социальная группа олицетворяет собой изобилие и благодать нартов. Родоначальник назывался Барафарнуг или Бурафарнуг, первая часть этого слова, связана повсему с осетинским словом «жёлтый». Герб древней Осетии устанавливался в центре флага. Один из главных компонентов герба – силуэт горных цепей – символ ландшафта местопроживания осетин. Второй компонент – символ барса. Отважный и опасный зверь на фоне горных цепей выбрали предки осетин для символа национального герба. Символически это означало, что осетинский народ, как барс, храбр и самоотвержен в борьбе с врагом, отступление считает ниже своего достоинства. История древних веков и нового времени говорит, что предки осетин честно донесли этот символ до наших дней. Этому свидетельствуют походы аланов в Мидию, к границам Римской империи, их бой с хазарами, участие в войне Грузии и Византии, самоотверженные бои с монгольскими и монгольскими и Темурленгскими завоевателями, мужественная деятельность осетинского народа за национальную и социальную свободу, их неслыханный героизм во время Великой Отечественной войны. III. Осетия из прошлого в будущее. 1. Аланы и Алания. Хотя горные хребты разделяют осетин на северных и южных, культура и язык у них общие. Корни осетинского народа уходят в седую древность. В настоящее время в научной литературе общепризнанной стала точка зрения, согласно которой основу народа составили смешавшиеся с кавказскими племенами аланы. Имя «алан» появляется в сочинении авторов I в. н. э. Плиния, Секунда, Иосифа Флавия, Дионисия. « Племя аланов есть часть скифов, живущая вокруг Танаиса (р. Дон) и Меотийского (Азовского) озера». Иосиф Флавий. 1 в. н. э. Причём аланы локализируются и на Северном Кавказе. Вскоре они установили связи с местным населением и стали продвигаться в горные районы. На территории Западной Осетии аланские памятники V и последующих веков отмечены в Кора – Урсдоне, на р. Урсдон, у слияния рек Скуммидон и Суардон, в междуречье Малки и Уруха. Примерно в то же время аланы установили контроль и над Центральным Кавказом, через который проходил кратчайший путь в Закавказье. Дарьяльский проход неизменно называется “ Аланским» (“Врата Дар - и – алана”). Естественный ход событий нарушило Великое переселение народов, вызванное передвижением гуннских племён с Востока на Запад. Вместе с гуннами на Запад ушло огромное количество алан. Великое переселение народов оказало влияние и на алан, оставшихся на Кавказе. В V – VI веках, после гуннского нашествия, начинается важный этап в формировании аланской народности. С этого времени аланы находились в других историко-географических и культурно – хозяйственных условиях по сравнению с античным временем. Если в источниках до V века аланы предстают как кочевники, то в VI – VII веках у них появляются черты, связывавшие их с оседлым кавказским этнокультурным миром. Примерно в это же время у алан оформляются два протогосударственных образования: западное – с центром в верховьях Кубани, и восточное, тяготевшее к Дарьялу. В начале Х века произошло объединение аланских протогосударств. Алания X – XI веков предстаёт мощным государством, проводившим активную внешнюю политику. Своего расцвета она достигла в период правления царя Дургулеля Великого, крупной политической фигуры, сыгравшей большую роль в истории Кавказа и Ближнего Востока. Среди важных политических событий, имевших большое значение для судеб алан, следует назвать нашествие монголов в XII веке. Монголо-татарское нашествие нанесло сильный удар по народам Кавказа. Но особенно тяжёлыми его последствия оказались для алан. Значительная часть этноса переселилась в Европу, Византию, на Дальний Восток. Аланы потеряли равнинные земли – мощную производственную базу. Надолго приостановился процесс развития некоторых сфер жизни общества. Довершил же разгром алан Тимур, после походов, которого равнинная Алания стала “пустыней без владельцев”. Вместе с тем следует отметить, что монголам так и не удалось завоевать горных алан. Гильом Рубрук совершивший в 1253 – 1255 г. путешествие в столицу Монгольской империи Каракорум и неоднократно встречавшийся с аланами в Предкавказье, сообщал, что аланы “ всё ещё борются против татар”. “ Аланы на этих горах всё ещё не покорены, « – писал Рубрук. Прославленный аланский город Дедяков был взят штурмом Тимуром 8 февраля 1278 г. 2. Язык осетин. Уже первые исследователи, посетившие Осетию в конце XVIII и в начале XIX столетий, обратили внимание на то, что осетины, имея много общего с соседними кавказскими народами по внешнему типу, одежде, образу жизни, нравам и обычаям, резко отличаются от них по языку. Более основательное знакомство с осетинским языком вскрыло интересный и несколько неожиданный факт: осетины по своему языку оказались родственным не кавказским (теоретическим) народам, как чеченцы, кабардинцы, абхазы, грузины, дагестанцы, карачаевцы, азербайджанцы, а народам Европы, Ирана и Индии, народам так называемой индоевропейской системы. Объединены эти народы в одну группу по признаку языка. Ничто не указывает на то, чтобы между ними была расовая близость. Индоевропейский мир – это культурно – историческое, а не расовое образование. Осетинский язык относится к одной определённой ветви индоевропейских языков – к иранской. К иранской ветви относятся, кроме осетинского языка, языки: персидский, курдский, татский, латышский, аорганский, белужский, ряд иранских языков Припамирья, таджикский, ягнобский. Осетинский язык, территориально давно уже оторванный от остального иранского мира, занимает в нём обособленное место и, по многим своим признакам, противостоит всем остальным новоиранским языкам. Всё же по ряду признаков осетинский язык можно отнести к одной определённой группе иранских языков, которую можно назвать северо-восточной. Сюда относятся, во – первых, предполагаемые языки скифов и сорматов, которые, как можно думать, были в ближайшем родстве с осетинским. В процессе многовекового соседства и общения с языками кавказских народов осетинский язык в определённой мере сблизился с ними в некоторых чертах, претерпел изменения, особенно в фонетике и лексике. Осетинский язык подразделяется на два основных диалекта: иранский и дигорский. В советский период осетинский язык получил новые сферы функционирования, – прежде всего это сфера школьного обучения на осетинском стала вестись деловая переписка. 3. Взаимоотношения с Россией. Скифы, сарматы, аланы – прародители осетин. Полуторатысячелетняя история славян – русичей, русской нации, тесно переплетена с историей аланов – осетин. 25 сентября 1749 г. пять осетинских послов и архимандрит Пахомий в сопровождении казачьего отряда выехали из Зарамага в Петербург, куда прибыли 9 февраля 1750 года. С начала 1750 года и до конца 1751 года и происходили переговоры, в ходе которых осетинское посольство обратилось к российскому правительству с просьбой о присоединении Северной Осетии к России. В результате переговоров предгорная равнина Центрального Кавказа, бассейны рек Ардон и Фиагдон были признаны российским правительством землями “ вольными и свободными ”. Переселение осетин в эти районы считалось законным и поддерживалось российским правительством. Была достигнута договорённость о торговле: торговым людям из Осетии разрешалось вести в Кизляре и Астрахани беспошлинную торговлю. В истории русско-осетинских отношений начался период, ведущий к присоединению Северной Осетии к России. Среди фактов, говорящих о связях между русскими князьями и аланами, интерес представляют смешанные русско-аланские княжеские браки. “ Горцы вообще честные и разумные люди, и у них много условий стать вполне мирными и дружелюбными к русским. Осетины особенно крепко держатся русских и своею храбростью в последнюю турецкую войну блестяще доказали это.” Е. Марков 1825 г. В результате развития в XVIII веке в русско-кавказских отношениях Осетия оказалась в составе Российского государства. Весной 1784 года у входа в Дарьяльское ущелье была заложена крепость Владикавказ, преобразованная затем в город, ставший затем центром всей Терской области. “ Минули те времена, когда у нас под музыку Вано Мурадели распевали хором, прославляя “ вечную дружбу”: “ С народом русским идут грузины, и украинцы, и осетины. ” Грузины, украинцы, равно как и многие другие, сегодня уже не с нами. И только осетины ещё продолжают идти с русским народом”. Газета “ Русский вестник” 1992 год За годы Советской власти Северная Осетия несколько раз меняет свой статус. В ноябре 1920 года она вошла в состав Горской республики, в июле 1924 года стала автономной областью, в декабре 1936 года – автономной республикой, а в декабре 1990 года переименована в Северо-Осетинскую ССР. В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете Северная Осетия входит в состав Российской Федерации. В республике имеется 6 городов: Владикавказ, Беслан, Моздок, Алагир, Ардон и Дигора. Столица Северной Осетии город Владикавказ поделён на 3 административных района. Помимо этого в республике насчитывается ещё 8 сельских районов. Индустриальный облик республики определяют металлургия, машиностроение, энергетика, лёгкая пищевая промышленность, приборостроение, химическая, деревообрабатывающая промышленность. Ведущие заводы – “ Электроцинк”, “ Победит”, “ ОЗАТЭ”, стекольный, электроламповый, “ Электроконтактор ”, БМК, мебельное объединение “Казбек ”. В Северной Осетии открыта валютная биржа, международный коммерческий банк. В республике 4 высших учебных заведения: университет, горно- металлургический институт, медицинский институт, аграрный университет; 13 средних специальных учебных заведений. В республике хорошая база здравоохранения – 33 больницы. 4. История основания Владикавказа. Владикавказ – столица Северной Осетии. В 1784 году у начала Военно- Грузинской дороги русскими войсками была заложена крепость Владикавказ, быстро превратившаяся в город. Именно здесь стали зарождаться первые отряды национальной интеллигенции. Указ Правительствующего сената о преобразовании крепости Владикавказ в город. 31 марта 1860 года. В видах развития на Северном Кавказе торговли и промышленности и водворения начала мирной гражданской жизни между покорными горскими племенами, признав полезным, согласно представлению нашего наместника Кавказского, обратить находящуюся на Военно-Грузинской дороге из России в Закавказье, впереди главного хребта Кавказских гор, крепость Владикавказ с прилегающим к ней крепостным форштадтом в горд и даровав разные льготы и преимущества лицам, желающим водвориться в сем городе … Александр 5. Годы Великой Отечественной войны(1941 – 1945) Много выпало испытаний на долю осетин. В суровые годы Великой Отечественной войны почти 84 тысячи сынов и дочерей Северной и 20 тысяч Южной Осетии ушли на фронт. 34 осетина стали Героями Советского Союза; столько же стали генералами. Для маленького народа это большие цифры. Слово «осетин» с уважением произносилось на всех фронтах Отечественной войны, ибо осетины показали себя храбрыми, честными воинами. “ Когда Родина в опасности, осетины – на седле”. Рассказав о подвиге Героя Советского Союза Ахсарова, писатель Всеволод Земной во фронтовой газете писал: “ Прохожий! Откуда бы ты не шёл, куда бы ты не направлялся, – остановись у могилы героя! Конник! Как бы ты не мчался, куда бы тебя не нёс твой конь – спешись у могилы героя! Лети и ты моё слово, песней крылатой в аулы Осетии, в горы Кавказа, к сопкам Приморья, в степи Приволжья, в леса Смоленщины, в ледяные Заполярья, в путаные заросли крымского дубняка – во все уголки нашей необъятной матери – Родины, расскажи, как дрался и умер в бою, обессмертив себя на веки, верный сын осетинского народа, храбрейший из храбрых, командир Энвер Бимбулатович Ахсаров. ” В суровые дни ноября 1942 года вокруг осетинского селения Гизель разгорелась битва за город Орджоникидзе (Владикавказ). Тут на обоих Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|