бесплатно рефераты
 

Оппозиция дела и оппозиция мысли в николаевской России

Оппозиция дела и оппозиция мысли в николаевской России

Содержание.

стр.

| |Введение. | |

|1. |Влияние восстания декабристов на переустройство | |

| |государственного управления. | |

|2. |Основные меры по “ упорядочению государственной жизни”. | |

|2.1|Переустройство государственного управления. | |

|2.2|Кодификация российских законов. | |

|2.3|Финансовая реформа. | |

|. | | |

|2.4|Крестьянский вопрос. | |

|2.5|Меры в области народного просвещения. | |

|3. |Выражение народного недовольства. | |

|4. |Оппозиция мысли в николаевской России. | |

| |Заключение. | |

| |Список литературы. | |

Введение.

Император Николай Павлович вступил на престол еще очень молодым

человеком. К 1825 году ему исполнилось всего 29 лет .

Его не готовили к управлению государством, и он сам пополнял чтением

недостатки своего образования. Однако надлежащей подготовки и навыка к

делам он не получил до самого воцарения, так как Александр не приобщал его

к текущим делам управления и держал далеко от себя.

Обстоятельства воцарения Николая I были очень смутными. Сам он с

горем писал брату Константину, что получил престол “ценой крови своих

подданных”. Дело декабристов имело для него, как и для всего государства,

огромное значение. Оно оказало сильнейшее влияние на всю правительственную

деятельность императора и очень отразилось на общественном настроении того

времени.

Характерной особенностью николаевского стиля правления стало

стремление решить все проблемы путем политической централизации и жесткой

регламентации общественной жизни, а для достижения четкого исполнения

высочайших указаний были милитаризованы многие звенья государственного

аппарата : на важнейшие административные должности назначались генералы,

военизировался ряд ведомств - горное, лесное, путей сообщения. Во главе

больших губерний были поставлены военные губернаторы. К 1850 году из 53

губерний России лишь 12 имели гражданское управление.

Он постарался создать вокруг себя бюрократию и править страной при

помощи послушного чиновничества. Это ему удалось : при императоре Николае I

была очень усилена централизация управления, все дела решались чиновниками

в министерских канцеляриях в Петербурге, а местные учреждения превратились

в простые исполнительные органы для министерств.

Идеальное общество представлялось Николаю построенным по модели

патриархальной семьи, где младшие члены семейства беспрекословно

подчиняются старшим, и за все отвечает глава семьи — отец, с которым он

отождествлял самодержавного государя.

Николай основной целью своего царствования считал борьбу с

повсеместно распространившимся революционном духом, и всю свою жизнь

подчинил этой цели.

Это же стремление лежало в основе настойчивых попыток властей

поставить под свой тотальный контроль идеологическую и духовную жизнь

общества.

Отрицательное отношение к правящей бюрократии распространилось

всюду, между правительством и обществом образовалась как бы пропасть,

разъединившая их. Для власти это было большим несчастьем, хотя правящие

круги и не замечали этого. Не понимал этого и сам император. Когда умерли

лучшие сотрудники его администрации, действовавшие в первой половине его

царствования, на смену им некого было взять из среды общества. Император

Николай I не верил обществу и довольствовался канцелярскими исполнителями,

не подготовленными к широкой политической деятельности. За исключением

графи Киселева, к концу правления Николая I не осталось сколько-нибудь

заметных и способных сотрудников администрации. В управлении государством

царили застой, беспорядки и злоупотребления. Грозная снаружи, Россия к

середине 19 века оказалась “колоссом на глиняных ногах”.

1. Влияние восстания декабристов

на переустройство государственного управления.

Первое, что вынес Николай I из своего знакомства с делом о восстании

14 декабря, было заключение о неблагонадежном настроении всего дворянства

вообще. Поэтому он не доверял дворянству и подозревал дворян в стремлении

к политическому господству в государстве. Править при помощи и посредстве

дворянского сословия, следовательно, он не хотел. Поэтому он постарался

создать вокруг себя бюрократию и править страной при помощи послушного

чиновничества. Это ему удалось : при императоре Николае I была очень

усилена централизация управления : все дела решались чиновниками в

министерских канцеляриях в Петербурге, а местные учреждения превратились в

простые исполнительные органы для министерств.

С другой стороны, император Николай из дела декабристов убедился, что

в стране велико желание перемен, которое имело под собой глубокие

основания: крепостное право, отсутствие хорошего свода законов, пристрастие

судей, произвол правителей, недостаток просвещения - все эти недостатки

русской действительности нужно было исправлять. Поэтому в начале правления

Николая I мы видим оживленную правительственную работу, направленную на

улучшение администрации, суда и финансов и на улучшение быта крепостных

людей.

Вместе с тем, из обстоятельств своего воцарения он вынес, вместе с

желанием сохранить самодержавие в России, определенную склонность к

бюрократической форме правления в совокупности с недоверием к дворянству

как к классу. Между властью и обществом произошел как бы разрыв и

отчуждение. Это в некоторой степени облегчило переход к бюрократической

форме правления, однако дурно отразилось на силах самого правительства. В

своих начинаниях оно не встречало поддержки общества, а потому не всегда

могло осуществить хорошие намерения и достичь добрых целей.

Решимость Николая начать реформы сказывалась не только в его речах,

но и в мероприятиях. Снова получил большое значение выдающийся деятель

того времени М.М.Сперанский, во главе государственного совета был поставлен

Кочубей , под чьим председательством в конце 1826 года был учрежден особый

секретный комитет “ для пересмотра государственного управления”. Работая в

течение нескольких лет, этот комитет выработал проекты преобразования как

центральных, так и губернских учреждений, приготовил обширный проект нового

закона о сословиях, в котором, помимо всего прочего, улучшение быта

крепостных крестьян .

Комитетом были разработаны проекты реформ центральных и местных

государственных учреждений. Государственный совет должен был стать

исключительно законосовещательным органом, Сенат разделялся на

правительствующий ( орган исполнительной власти) и судебный. Тот же принцип

разделения властей вводился и на местах. Предложения комитета были

одобрены Николаем I , но до их утверждения дело так и не дошло.

К сожалению, революционные движения 1830 года в Европе слишком

напугали императорскую власть в России, так что любые реформаторские

начинания “легли под сукно”.

2. Основные меры

по “ упорядочению государственной жизни”.

Правительство принимало практические меры для улучшения разных

отраслей администрации и для упорядочения государственной жизни. Наиболее

значимы из этих мер:

расширение и устройство отделений “ собственной Его Величества

канцелярии”;

издание Свода Законов;

уничтожение ассигнаций;

меры для улучшения быта крестьян;

меры в области народного просвещения.

Рассмотрим вышеперечисленные изменения подробнее:

2.1 Переустройство государственного управления.

В условиях, когда император стремился сосредоточить в своих руках все

нити управления страной , неизмеримо возросла роль Собственной Его

Императорского Величества канцелярии. Она превратилась в орган власти,

связывающий императора со всеми правительственными учреждениями по

наиболее важным вопросам и фактически подменила собой систему министерств,

созданную при Александре I .

Собственная Его Императорского Величества канцелярия (С.Е.В.К.)

существовала и до императора Николая, но не играла заметной роли в

управлении государством. При Николае I в личное ведение государя было

взято столько дел, что маленькая канцелярия не могла с ними справиться,

она разрослась и была поделена сначала на 4 постоянных отделения, к которым

позже добавилось еще два :

Первое отделение продолжало заведывать теми делами, которые и составляли

ранее всю работу канцелярии- исполнением личных повелений и поручений

государя, предоставляла государю поступавшие на его имя бумаги и передавало

ответы по ним;

Второе отделение было образовано в 1826 году с целью привести в порядок

русское законодательство, давно в этом нуждавшееся. Фактическим

руководителем этого отделения стал выдающийся русский политик

М.М.Сперанский, возвращенный из ссылки в 1821 году;

Третье отделение было создано Указом от 3 июля 1826 г. для слежения за

законностью и порядком в общественной жизни, а также должно было ведать

высшей полицией в государстве. С течением времени надзор за законностью

перешел в надзор за политическими настроениями и третье отделение С.Е.В.К.,

заменившее собой существовавшую в России децентрализованную систему

политической полиции, на долгие годы превратилось в “главного жандарма

России”.

За короткий срок политическая полиция стала в России вездесущей,

всеведущей “внутренней инквизицией”, по выражению А.И.Герцена, действующей

от имени императора и не связанной существующими законами. 3-е отделение

поднималось над всем правительственным аппаратом как контролирующая и

карающая сила. Широко используя доносы, шпионаж, подкуп, раскинув по всей

стране сеть своих тайных агентов, оно проникло во все слои общества и

жестоко подавляло любые проявления общественно-политического движения;

Четвертое отделение было основано в 1828 г после смерти императрицы Марии

Федоровны и заменило собой ее канцелярию по управлению благотворительными и

женскими учебными заведениями;

Пятое отделение ( 1836 г) отделение было создано для разработки реформы

государственных крестьян, а шестое ( 1842 г) - для разработки

административной реформы на Кавказе.

Структура и функции Собственной

Его Императорского Величества канцелярии.

2.2 Кодификация российских законов.

Первым делом после воцарения Николай обратил внимание на беспорядок в

российских законах и поручил второму отделению своей канцелярии дело

кодификации. Составление законодательного кодекса было вверено

М.М.Сперанскому, который еще при прежнем императоре показал себя умным и

дальновидным политиком.

Приступая к этому сложному труду, Сперанский предложил императору :

или составлять совершенно новые законы, на считаясь с существующими, или

сначала собрать все изданные со времен “Соборного уложения” царя Алексея

Михайловича узаконения , а затем уже выбрать из них те, что отвечают

потребностям данного времени, дополнив и выправив остальные. Государь

одобрил второй путь.

Огромная работа была проделана на удивление быстро- уже в 1830 году

Сперанский и его сотрудники представили 45 томов “Полного собрания Законов

Российской Империи”, в котором заключалось более 30 тысяч законов, начиная

с “Соборного уложения”. Еще три года понадобилось на вторую часть работы -

извлечь из этого огромного количества документов те, которые не утратили

силы и годились для будущего свода законов. Извлеченный законодательный

материал был расположен по содержанию в нескольких разделах ( “Основные

государственные законы”, “Учреждения”, “Законы о состояниях”, “Законы

гражданские” и т.п. ). Эти законы были напечатаны в систематическом

порядке в 15 томах под названием “Свод законов Российской Империи”. После

этого все вновь издаваемые законы должны ежегодно печататься в

продолжениях “Свода”. “Свод” бал разослан во все правительственные

учреждения и поступил в продажу, что существенно уменьшило злоупотребления

со стороны судейских чиновников.

Так было завершено крупное и трудное дело составления кодекса. Оно

удалось благодаря исключительным способностям и энергии Сперанского,

который , помимо создания Кодекса российских законов, предложил также план

устройства постоянных работ над исправлением и дополнением “Свода” в

будущем.

2.3. Финансовая реформа.

Император Николай наследовал от времени Александра большое

расстройство финансовых дел. В течение 10 лет (1807-1816 гг) было выпущено

более 500 млн. рублей бумажных денег, что привело к их обесцениванию.

Укрепился обычай вести двойной счет- на рубли ( серебряные) и на

ассигнации, курс которых к 1830 году составлял 4 руб. ассигнациями за один

серебряный или 1р 08 коп. за рубль медью. Это приводило к огромной

путанице и люди малограмотные всегда оставались в убытке. Простое

уничтожение части ассигнаций видимого эффекта не дало, нужны были иные

меры.

Министром финансов при Николае I был ученый финансист генерал Е.Ф.

Канакрин, известный бережливостью и распорядительностью. Ему удалось

накопить в государственном казначействе значительное количество золота и

серебра, с которым можно было решиться на уничтожение обесценившихся

ассигнаций и замену их новыми денежными знаками. Было решено в 1839 году

объявить монетной единицей серебряный рубль и по отношению к этому рублю

узаконить постоянный курс ассигнаций по расчету 350 рублей ассигнациями за

100 руб. серебряных денег. А затем, постепенно, был произведен выкуп по

этому курсу в казну всех ассигнаций с обменом их на серебро или же новые

“кредитные билеты”, которые разменивались уже рубль за рубль. С

уничтожением ассигнаций денежное обращение в стране пришло в порядок: в

употреблении были серебряные и золотые монеты и равноценные им по

стоимости бумажные деньги.

Реформа смогла упорядочить финансовую систему. Но в конце 40-х годов

неурожаи и военная интервенция в Венгрию вновь ослабили рубль. С начала

1854 года был ограничен свободный размен кредитных билетов на серебро, и их

стоимость начала падать. Дефицит государственного бюджета увеличился и в

ходе Крымской войны достиг огромных размеров - в 1855 году он составил 3-7

млн.рублей, что в 6 больше дефицита 1853 года.

2.4 Крестьянский вопрос.

Вступая на престол, император Николай знал, что перед ним стоит

задача разрешить крестьянский вопрос и что крепостное право в принципе

осуждено его державными предшественниками. Однако, опасаясь общественных

потрясений , Николай твердо стоял на мысли постепенного освобождения

крестьян и строгой секретности его подготовки.

Обсуждение мер, касающихся этого вопроса, производилось в секретных

комитетах, не один раз образуемых для этой цели.

В отношении крестьян “казенных”, государственных, были выработаны

более существенные и удачные меры, чем в отношении основной массы

крепостного крестьянства. Сперанский высказывал мысли о необходимости

“лучшего хозяйственного управления для крестьян казенных” и что такое

управление “послужило бы образцом для частных владельцев”. К нему

прислушались и в 1836 г. под управлением графа П.Д.Киселева, еще при

Александре снискавшим себе известность как поборник отмены крепостного

права, временно возникло пятое отделение С.Е.В.канцелярии для улучшения

быта казенных крестьян. Вскоре ( в 1837 г) оно было преобразовано в

министерство государственных имуществ , которому и было вверено

попечительство над казенными крестьянами. В губерниях стали действовать

“палаты” государственных имуществ, подчиненных непосредственно этому

министерству. Государственные крестьяне были устроены в особые сельские

общества ( которых оказалось почти 6000) , из которых составлялись волости.

Эти образования имели свои “сходы”, избирали для управления волостных и

сельских “голов”, а для суда - особых судей. Но деятельность министерства

под управлением Киселева не ограничивалась заботами о самоуправлении

крестьян. Были проведены меры для улучшения их хозяйственного быта -

крестьян учили лучшим способам хозяйствования, обеспечивали зерном в

неурожайные годы, малоземельных наделяли землей, заводили школы, давали

податные льготы. Деятельность Киселева составляет одну из самых светлых

страниц царствования императора Николая I.

В отношении крепостных крестьян сделано было меньше, чем в отношении

казенных. Император не раз образовывал секретные комитеты “ для обсуждения

мер к улучшению крестьянского быта”, однако далее отдельных мер дело не

пошло. Самым крупным достижением был принятый в 1842 году закон об

“обязанных крестьянах”, позволявший помещику освобождать крестьян с

выделением им в пользование земельного надела . При этом земля оставалась

в собственности помещика, а за пользование ее крестьяне были “обязаны”

нести повинности в его пользу. Однако и на таких условиях помещики не

стали освобождать своих крестьян и этот закон почти не получил применения в

жизни.

В целом деятельность секретных комитетов по крестьянскому делу в 30-

40-е годы дала мало непосредственных результатов, но позволила выработать

принципы, которые легли в основу реформы 1861 года.

2.5 Меры в области народного просвещения.

Меры в области народного просвещения при императоре Николае I носили

двойственный характер.

С одной стороны - заботы о распространении образования в государстве,

с другой- страх перед просвещением и старания о том, чтобы оно не стало

проводником революционных идей в обществе.

Первое проявлялось в учреждении многих учебных заведений -

отвечая на растущую потребность общества в специалистах, значительное

внимание уделялось развитию технического образования. В 20-40 годы были

открыты Практический технологический институт в Петербурге, Московское

ремесленное училище , Архитектурное училище, Училище гражданских инженеров,

Строительный и Межевой институты в Москве. Подготовка специалистов велась в

Медико-хирургической академии и Главном педагогическом институте в

Петербурге, Лазаревском институте восточных языков в Москве, в духовных,

военных училищах и академиях.

Было учреждено несколько женских институтов. Улучшены программы

образования в мужских гимназиях.

С другой стороны, в николаевскую эпоху просвещение и культура

испытывали особое давление. Свирепствовала цензура - новый цензурный устав

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.