бесплатно рефераты
 

Образование США и их экономическое развитие в 19 веке

Образование США и их экономическое развитие в 19 веке

Межрегиональная Академия управления персоналом (г. Киев)

Тираспольский филиал

группа МФ 1-09-02-Б.УБ (4,63)

Лавровский П.П.

Домашний адрес: г. Тирасполь, ул. К. Маркса, 5

кв. 39

Место работы: Министерство доходов ПМР

Профессия: младший инспектор дежурной части

Контрольная работа

На тему: Образование США и их экономическое развитие в 19 веке

по дисциплине «История экономики»

преподаватель: Узун И.Н.

методист филиала: Панова Т.Н.

Тирасполь, 2002г.

Содержание

1. Война за независимость и образование США 3

1.1. Краткая история США 3

1.2. Предпосылки Войны за независимость 3

1.3. Война за независимость и образование США 5

1.4. Характер и особенности Американской революции 8

2. Промышленный переворот в США 10

3. Гражданская война и ее последствия 17

3.1. Назревание конфликта между Севером и Югом. 18

3.2. Гражданская война 1861 – 1865 19

3.2.1. Стремления Юга отделиться 19

3.2.2. Начало военных действий 19

3.2.3. Перелом в ходе войны 20

3.3. Реконструкция Юга (1865 – 1877). 21

3.4. Значение Гражданской войны 23

Список использованной литературы 25

1. Война за независимость и образование США

1.1. Краткая история США

Около 30 тыс. лет назад территория США была заселена выходцами из

Азии. Вплоть до прихода на эти земли европейцев общественный строй

коренного населения — индейцев, эскимосов, алеутов — оставался на стадии

первобытнообщинного, что крайне пагубно отразилось на способности вести

оборонительные войны. Колонизация страны началась в XVI—XVII вв. сразу с

трех сторон: с юга испанцами и французами, с востока англичанами и

голландцами, с запада русскими. В 1587 г. была основана первая английская

колония на территории будущей Виргинии. В ходе колонизации коренное

население вытеснялось и истреблялось. С начала XVII в. начался ввоз рабов

из Африки для работы на плантациях. К сер. XVIII в. наиболее значительными

колониями на территории США располагала Франция, после ее поражения в 1763

г. в борьбе с Великобританией за колониальное и торговое первенство

лидирующее положение заняла Испания. Восставшие в 1775 г. против

английского владычества 13 североамериканских колоний сумели добиться

свободы; в ходе войны за независимость 1775—1783 гг. возникло независимое

государство — США (1776). В 1787 г. была принята конституция, вступившая в

силу в 1789 г., которая закрепила господство буржуазии и плантаторов-

рабовладельцев в форме буржуазной демократии.

Новое государство первоначально старалось расширяться за счет покупки

колоний у враждующих между собой европейских держав. Так, в 1803 г. США

приобрели у Франции огромную колонию Луизиану, протянувшуюся от Нового

Орлеана до Канады, в 1819 г. вынудили Испанию уступить им Флориду.

Начавшийся с XIX в. в США промышленный рост резко выделил их на фоне

остальных американских земель. Явное экономическое превосходство позволило

правительству перейти к открытому военному захвату соседних областей,

который завершился присоединением в 1853 г. Техаса, Тихоокеанского

побережья, покупкой у России в 1867 г. Аляски и прилегающих к ней Алеутских

островов.

К середине XIX в. быстрое развитие капитализма на севере США вступило

в острое противоречие с системой плантационного рабства на Юге. Вторая

буржуазная революция (1861—1877 гг.) прошла два этапа: Гражданскую войну

1861—1865 гг. между Севером и Югом, в ходе которой было отменено рабство,

что ускорило промышленное развитие США и в конце XIX в. вывело страну, уже

имеющую собственные колонии, в тройку лидирующих мировых держав, и период

реконструкции Юга, когда шла борьба за демократические преобразования в

южных штатах. Участие в Первой мировой войне принесло огромные прибыли и

усилило роль США в мировом хозяйстве. После Второй мировой войны наступил

период так называемой «холодной войны», разгул «маккартизма», преследование

за демократическую деятельность. С сер. 60-х годов отмечается усиление

борьбы с национально-освободительным движением, развязывание непопулярной

войны во Вьетнаме. В то же время активизируются выступления негров за свои

гражданские права, против расовой дискриминации, что привело к принятию в

1964, 1965 и 1968 гг. соответствующих законов, предоставляющих эти права. В

последние годы предприняты усилия по упрочению разрядки и сокращению

вооружения.

1.2. Предпосылки Войны за независимость

Война североамериканских колоний за независимость (1775—1783) явилась

закономерным результатом тех сложных процессов, которые происходили как в

Америке, так и в самой Англии. К середине XVIII в. колонии значительно

выросли в хозяйственном отношении, налаживалась внутренняя торговля,

преодолевались былая экономическая разобщенность и замкнутость. По

существу, они уже не зависели от поставок метрополии, так как имели

собственный флот, неисчерпаемые запасы леса и плодородных земель;

плантаторы производили продукцию на экспорт — табак, рис, индиго; делались

попытки разводить хлопок. Значительно выросло население: так, если в 1688

г. там проживало около 200 тыс. человек, то в 1775 г.— свыше 2,7 млн.,

включая негров-рабов, составлявших 18% жителей. Хотя колонии принадлежали

Англии, туда эмигрировали почти из всех стран Европы, и подавляющее

большинство иммигрантов относилось к трудовому населению, главным образом,

Ирландии и Германии.

Показателем социально-экономического развития колоний стал рост

портовых городов, являвшихся центрами внутренней и внешней торговли,—

Бостона, Нью-Йорка, Филадельфии, Балтимора, Чарлстона и др. Развивались

образование и культура, с начала XVIII в. в колониях стали выходить

собственные газеты, появились общественные и частные школы и колледжи. На

базе колониальных колледжей выросли такие всемирно известные американские

университеты, как Гарвардский, Йельский, Принстонский, Колумбийский. К

концу колониального периода выросла плеяда выдающихся мыслителей, деятелей

американского Просвещения — таких, как Бенджамин Франклин, Томас

Джефферсон, Джон Адаме, Джеймс Мэдисон и ряд других. Все это говорило не

только о материальных возможностях, но и о духовном потенциале растущей

нации.

В XVII в., когда колонисты больше всего нуждались в опеке метрополии,

она была поглощена решением своих внутренних проблем (борьба короля и

парламента, революция, реставрация Стюартов). В XVIII столетии все

получилось наоборот. Колонии созрели для независимости, но Великобритания,

стабилизировавшаяся внутренне и победившая Францию в Семилетней войне

1756—1763 гг., стала полновластной хозяйкой Северной Америки, присоединив

Канаду и другие французские владения.

Попытки метрополии ограничить свободу предпринимательства в колониях и

подчинить его своим интересам создавали экономические предпосылки Войны за

независимость. Во второй половине XVII и в 1 первых десятилетиях XVIII в.

была издана серия парламентских актов, регламентировавших внешнюю торговлю

колоний. Запрещалось свободно торговать с другими морскими державами, а

также развивать в колониях обрабатывающую промышленность. Но удаленность

Северной Америки делала такие запреты малоэффективными, их удавалось

обходить.

Закон 1763 г., запрещавший самовольно переселяться на запад, за

Аппалачские горы, должен был удерживать колонистов в определенных

административных границах земельной монополии короля и лордов-

собственников, пытавшихся увеличить квитренту. Кроме того, британское

правительство озаботилось поисками средств для содержания разросшегося

управленческого аппарата колониальной империи и размещавшихся там войск.

Для этого в 1764 г. вводились новые таможенные пошлины на ряд товаров.

Актом 1765 г. предусматривалось расквартирование в Америке 10 тыс. солдат

регулярной армии, а для покрытия расходов на них в том же году был принят

акт о гербовом сборе.

В отличие от прежних постановлений данный закон касался практически

всех колонистов, так как гербовой пошлиной облагались оформление любых

документов и выпуск печатных изданий. Принятие его парламентом вызвало

первую бурную вспышку протеста в колониях. Движение против гербового сбора

проходило под лозунгом «никаких налогов без представительства». Колонистов

возмущала не тяжесть налога (он не был разорительным), а сам факт его

введения парламентом, в котором отсутствовали представители

североамериканских колоний. Впервые в американской истории

наэлектризованные массы вышли на улицы городов. Радикально настроенные

колонисты развернули антианглийскую агитацию, создав подобие политических

клубов под названием «Сыны свободы». Угрозами и демонстрацией силы они

срывали исполнение акта о гербовом сборе, не дав ни одному сборщику

приступить к своим обязанностям.

Одновременно усиливалось аграрное движение против феодальных

повинностей, принявших особенно большой размах в колониях Нью-Йорк,

Северная и Южная Каролина. Войскам, разбросанным по всей территории

колоний, не удавалось закрыть западную границу от скваттеров. В начале 70-х

годов XVIII в. развернулась партизанская борьба у Зеленых гор, которые были

тогда приграничным районом теперешнего штата Вермонт. Фермеры и сельское

население, наряду с частью горожан, составили основную массу будущих борцов

за независимость, хотя силы тех и других еще были разобщены.

Гербовый сбор был заменен новыми таможенными пошлинами, но это не

внесло успокоения в колонии. В Бостоне 5 марта 1770 г. произошло

столкновение горожан с британскими солдатами, которые, обороняясь, убили и

ранили несколько человек. «Сыны свободы» успешно использовали «политику

улицы» и неуклюжие действия британских властей для разжигания недовольства.

Стала применяться тактика коллективного бойкота привозных английских

товаров, самочинных обысков у подозреваемых в сговоре с властями, но без

убийств и кровопролития. Одним из самых активных «смутьянов» был бостонский

служащий Сэмюэл Адаме, по инициативе которого группа колонистов,

переодевшись индейцами, в 1773 г. выбросила на дно бостонской гавани груз

английского чая («бостонское чаепитие»). Он же стал основателем «комитетов

связи», через которые осуществлялась координация антибританских, или

патриотических, сил.

Англия усиливала нажим, перейдя к крутым административным мерам против

Массачусетса, закрыв бостонский порт и присоединив американский северо-

запад к своей провинции Квебек (Канада). Патриотические круги по всей

стране выступили против этих «нестерпимых актов». В 1774 г. в Филадельфии

собрался первый Континентальный конгресс — совет представителей колоний

(такой же совет собирался в 1765 г. по поводу акта о гербовом сборе). В

принятой «Декларации прав» говорилось о праве колонистов на самоуправление,

а также на «жизнь, свободу и собственность». Это еще не было

провозглашением независимости, хотя страна стояла на ее пороге. В марте

1775 г. в законодательном собрании Виргинии один из лидеров патриотов

Патрик Генри заявил: «Неужели жизнь так дорога и мир так сладок, что их

следует покупать даже ценой кандалов и рабства?.. Что касается меня, я не

пощажу своей жизни для дела свободы».

Война началась стихийно 19 апреля 1775 г., когда английский

главнокомандующий в Америке генерал Гейдж распорядился захватить склад

оружия, устроенный патриотами недалеко от Бостона, и арестовать лидеров

«заговорщиков». Посланный им полк завязал бой с вооруженными фермерами в

районе Лексингтона и Конкорда. Перевес вначале был у англичан, но при

движении обратно (лидеры патриотов сумели заблаговременно скрыться, а часть

оружия была вывезена) их непрерывно обстреливали из-за всевозможных укрытий

местные жители. Потеряв треть солдат, полк с трудом добрался до Бостона.

Первое сражение Войны за независимость было удачным для патриотических сил.

1.3. Война за независимость и образование США

Собравшийся в мае 1775 г. второй Континентальный конгресс стал уже не

колониальным, а американским правительством. На нем, как и на первом,

имелись сторонники примирения с метрополией, но ход событий подталкивал

членов конгресса к решительным действиям, прежде всего к набору армии. Во

главе будущих американских сил был поставлен крупный виргинский плантатор и

опытный воин полковник Джордж Вашингтон. JB июне добровольческие отряды

американцев, еще не организованные в армию, стойко сражались с англичанами

при Банкер-Хилле близ Бостона и нанесли им чувствительные потери.

Огромную мобилизующую силу имел опубликованный большим тиражом памфлет

революционного демократа Томаса Пейна под названием «Здравый смысл». В нем

убедительно доказывалось, насколько абсурдно бороться за свободу, не

порывая с метрополией, и что только независимость и республиканский образ

правления дадут Америке великое будущее. Эти слова оказались пророческими.

4 июля 1776 г. конгресс принял составленную Т. Джефферсоном Декларацию

независимости, ставшую эпохальным документом не только американской, но и

мировой истории. Это была первая перенесенная на практическую почву

декларация прав человека, опиравшаяся на передовые теории английских

философов XVII в., особенно Джона Локка, французских просветителей XVIII

в., а также на традицию борьбы за свободу американских колонистов. «Все

люди сотворены равными,— гласила Декларация независимости,— все они одарены

Создателем некоторыми неотъемлемыми правами, к числу которых относятся

право на жизнь, свободу и стремление к счастью... Всякий раз, когда форма

правления начинает противоречить этим целям, право народа — изменить ее

либо вовсе уничтожить и учредить новое правительство...»

Впервые в истории государственный документ провозглашал принцип

народного суверенитета как основу государственного устройства. Декларация

обвиняла английского короля и парламент в тирании, нарушении элементарных

прав человека и заявляла, что отныне колонии считаются «свободными и

независимыми штатами», которые «приобретают полное право объявлять войну,

заключать мир, вступать в союзы, вести торговлю и совершать любые акты и

действия — все то, на что имеет право всякое независимое государство».

Говоря о естественных и неотчуждаемых правах человека, Джефферсон

изменил традиционную формулировку Локка — право на «жизнь, свободу и

собственность». Подобно Ж. Ж. Руссо, великий американский просветитель

относил собственность не к естественным, данным человеку от рождения, а к

гражданским правам — согласно существующему уровню развития общества.

Однако в Америке преобладала «английская» точка зрения о собственности как

о естественном праве человека, не менее важном, чем жизнь и свобода. Именно

обладание собственностью давало человеку свободу и независимость, в том

числе в выражении своих взглядов. Те же, кто ею не обладал — наемные

рабочие, арендаторы, прислуга, рабы, замужние женщины, являлись зависимыми

и потому не могли, согласно представлениям того времени, участвовать в

гражданской жизни и заниматься политикой, т. е. избирать и быть избранными.

«Невежественным и зависимым людям можно доверять общественные дела не

больше, чем детям»,— заявил в 1787 г. один из создателей федеральной

Конституции.

Сама идея независимости разделялась далеко не всеми американцами.

Имелось немало тех, кто по экономическим, политическим и другим мотивам не

желал отделения от Англии. Это большая часть лендлордов, королевских

чиновников, торговцев, опасавшихся разрыва1 деловых связей с Англией, а

также лица, боявшиеся разгула «черни», анархии и гражданской воины, они

назывались лоялистами — людьми, лояльными королю и парламенту. Часть

фермеров и арендаторов также примыкала к ним, если местный лендлорд, их

главный притеснитель, поддерживал патриотов. Большинство негров-рабов

бежало к англичанам, обещавшим им свободу, поскольку основная часть

плантаторов выступала за независимость (экономической причиной этого была

их колоссальная задолженность английским торговым домам, от которых они

получали кредиты).

К верхушке патриотов, помимо плантаторов, относились большинство

американских купцов, выступавших за свободу торговли и предпринимательства.

Они оказывали финансовую помощь делу независимости. Первым, кто поставил

свою подпись под Декларацией независимости, был «король» бостонских купцов-

контрабандистов Джон Хэнкок. Лидерами патриотов стали молодые честолюбивые

политики, стремительно делавшие карьеру в Континентальном конгрессе,

местных органах власти и в армии. Большинство простых людей поддерживали

независимость в силу демократических убеждений и в надежде на лучшую жизнь,

за которую они проливали кровь на полях сражений.

Военные действия велись с переменным успехом. После первых окрыляющих

удач 1775 г. наступила длительная полоса поражений. Британские войска

намного превосходили американцев боевой выучкой и количеством, но

американцы воевали с гораздо большей энергией и воодушевлением. Дж.

Вашингтон умело маневрировал, то нанося стремительные удары, то отступая, а

в ряде случаев его небольшая армия просто спасалась бегством. Британскому

командованию не удавалось навязать американцам генеральное сражение, в

котором они неминуемо были бы разбиты, а Вашингтон не имел достаточно сил

для решающей победы.

Тяжелое положение американских войск усугублялось враждебными

вылазками лоялистов, создавших свои военные отряды, которые действовали

совместно с англичанами. Снабжение армии Вашингтона было плохим, хронически

не хватало вооружения и денег. За фураж и продукты приходилось

расплачиваться долговыми расписками, заменявшими порой жалованье офицерам и

солдатам. Англия также испытывала трудности с переброской больших масс

войск. Еще в 1775 г. король Георг III обратился к российской императрице

Екатерине II с просьбой предоставить 20-тысячный корпус, но получил

категорический отказ. Недостающие войска были набраны в германских

княжествах, поставлявших за большие деньги наемных солдат. К концу Войны за

независимость в Америке находилось около 56 тыс. английских солдат, армия

Вашингтона и в лучшие для нее времена не превышала 20 тыс., но ее

поддерживали многочисленная иррегулярная милиция (ополчение) и партизанские

отряды.

После тяжелых боев близ г. Нью-Йорка осенью 1776 г. Вашингтону с

трудом, благодаря счастливой случайности, удалось спасти остатки армии. Она

смогла оправиться и зимой 1776/77 г. нанесла врагу чувствительные удары в

штате Нью-Джерси. Осень 1777 г. принесла американцам, с одной стороны,

поражение (английские войска заняли столицу США Филадельфию), с другой —

победу (на се-: вере). 7-тысячный корпус англичан был окружен у Саратоги -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.