бесплатно рефераты
 

Новгородская феодальная республика

Тевтонским орденом. В начале 40-х годов между ними шла война, во время

которой торговые отношения с Прибалтикой были совсем прекращены.

К числу предметов импорта с Запада относятся украшения (впрочем, весьма

немногочисленные).

В Новгород ввозились и некоторые сорта тканей, прежде всего сукно.

Установлено, что в XII веке в новгородском импорте преобладали английские

ткани высокого качества. Однако в XIII столетии появляются и фламандские

ткани, которые в дальнейшем всецело захватывают местный рынок. Помимо

сукон, в Новгород ввозились и дорогие византийские ткани - паволока. Под

1228 г. паволока упоминается в числе даров, которые вез в Псков

новгородский князь Ярослав Всеволодович.

В XII-XIII веках высокого уровня в Новгороде достигло ювелирное

ремесло. В ряде мастерских найдено большое количество меди в виде готовых

изделий, полуфабрикатов, отходов производства, слитков и просто кусочков

мели. Известно, что на территории Новгородской земли медь не добывалась.

Поэтому приходилось ввозить ее из-за границы. Металл в виде сырья

поставляли в Новгород готские и немецкие (любекские) купцы, независимые от

Тевтонского ордена. Торговле цветными металлами не помешали враждебные

отношения Новгорода с Орденом.

В первой половине XIII в. на севере Европы, в районе Балтики, стала

развиваться соляная торговля. Новгород участвовал в ней как покупатель. Из

всех импортных товаров соль была предметом наиболее массового потребления.

Она была не только необходимым пищевым продуктом, но и в большом количестве

использовалась в кожевенном деле.

Внешняя торговля Новгородской республики не ограничивалась западным

направлением, она велась и с южными странами. Археологические данные

позволяют утверждать, что в XII - XIII вв. Новгород был связан торговыми

отношениями с Северным Кавказом, Средней Азией, Ираном и, может быть, с

Византией. Об этом свидетельствуют находки явно южного происхождения.

Скорлупа грецких орехов обнаружена при раскопках в различных слоях

различного времени. Наибольшее число находок приходится на XII век, а

начиная с 40-х годов XIII в. скорлупа грецких орехов встречается редко.

Находки миндаля единичны. Как грецкий орех, так и миндаль могли ввозиться

из Византии, Крыма или с Кавказа.

Привозными являются изделия из самшита. Cамшит - южное дерево, оно до

сих пор произрастает на Черноморском побережье Кавказа. В Новгород его

ввозили, очевидно, волжским или днепровским путем. Самшитовые гребни,

бытовавшие в Новгороде в течение пяти столетий, встречаются при раскопках,

причем чаше всего в слоях XIII в. и очень редко - в слоях XII века. В это

время обострилась борьба русских княжеств с половцами, что затруднило

движение купцов по волжскому торговому пути. В Новгород древесина самшита

привозилась в необработанном виде, а гребни изготовлялись местными

ремесленниками. Этот вывод был сделан на основании абсолютного сходства

самшитовых гребней по форме и размерам с некоторыми видами костяных гребней

местного новгородского производства. Кроме того, техника нарезки зубьев на

многих деревянных и костяных гребнях абсолютно идентична. Из самшита

изготовлялись не только гребни. В слоях XIII в. найдена маленькая круглая

самшитовая шкатулка, у которой еще не выточена внутренняя полость.

Очевидно, это полуфабрикат изделия, по каким-либо причинам не обработанного

до конца, выброшенного или потерянного новгородским мастером. Частые

находки самшитовых гребней в Новгороде свидетельствуют о том, что они были

обычными предметами обихода, которые мог купить любой житель города, а не

предметами роскоши, доступными лишь людям состоятельным.

Вообще же из дальних стран на Русь чаще всего ввозились именно предметы

роскоши. В домонгольских слоях древнего Новгорода обнаружены

обломки дорогой по тому времени привозной поливной посуды. Она была в

употреблении лишь у зажиточных кругов новгородского общества.

В конце XII - начале XIII в. в Новгород привозилась белоглиняная

фаянсовая посуда с белой непрозрачной поливой и росписью кобальтом (синей)

и марганцем (сиренево-фиолетовой). Это были, как правило, чаши и блюда,

украшенные сюжетным орнаментом в сочетании с геометрическим. На дне с

внутренней стороны часто изображались птицы, а стенки у венчика украшались

косыми широкими параллельными линиями. В слое второй половины XII в.

найдена часть люстрового блюда с арабской надписью.

Центром производства фаянсовой поливной керамики с росписью люстром и

кобальтом был Иран. Новгородские экземпляры также, несомненно иранского,

происхождения. Самые поздние находки такой посуды относятся ко времени до

1240 г. С середины XIII века встречается лишь золотоордынская поливная

керамика. Это говорит о том, что со времени татаро-монгольского нашествия

ввоз иранской посуды на Русь прекратился, так как образовавшееся на Волге

государство татаро-монголов - Золатая Орда - стало контролировать волжский

торговый путь, значение которого упало.

Одной из статей русского импорта издавна были различные пряности,

которые пользовались широким спросом. С Запада и с Востока ввозилось также

вино. О связях со Средиземноморьем свидетельствуют находки греческих

губок.

Русь экспортировала в различные страны и свои товары. К сожалению, у

нас нет почти никаких источников, свидетельствующих о составе новгородского

экспорта. В летописи иногда сообщается о приключениях возвращавшихся ”из-за

моря” новгородских купцов. Очевидно, что они ездили за заморским товаром не

с пустыми руками, а везли и свои товары, которыми торговали “за морем”.

Что это были за товары? Прежде всего, пушнина. Новгородская земля

издавна славилась своими охотничьими угодьями. Меха очень ценились за

границей, как на Востоке, так и в Европе, и были важнейшей статьей русского

экспорта. По свидетельству арабских писателей Русь поставляла меха бобров,

черных лисиц, соболей, белок и других пушных зверей.

Пушнина поступала в Новгород в виде дани, которую новгородцы брали с

подвластных им северных племен.

К числу товаров, экспортировавшихся из Новгорода за границу, относится

воск. Из него изготовлялись свечи, спрос на которые в христианских странах

был велик. Кроме того, воск широко применялся в ремесле, в частности, в

ювелирном деле (литье по восковой модели). Воск начали вывозить еще в

домонгольское время - корпорация купцов-вощников существовала в Новгороде,

очевидно, уже в XII веке. В самой Новгородской земле бортничество было

развито меньше, чем в Северо-Восточной Руси, поэтому Новгород, хотя и

торговал своим воском, прежде всего, играл роль транзитного центра в

торговле воском, ввозившимся из соседних княжеств.

4.Денежная система.

В Новгородской республике период с XII по XIV вв. был безмонетным. В

течение этих столетий в обращении находились крупные серебряные слитки –

гривны серебра и рубли. Основной денежной единицей рассматриваемого

периода была гривна серебра. Она представляла собой продолговатый слиток

из высокопробного серебра весом около 200 грамм. Разумеется, серебряной

гривной расплачивались только в случае очень крупной торговой сделки. Роль

более мелких денежных единиц выполняли различные товары от беличьих шкурок

до ювелирных изделий.

В XII веке гривна серебра делилась на 4 гривны кун, каждая из которых,

в свою очередь, делилась на 20 ногат, или на 50 резан, или на 150 вевериц

(векшей). Термином “куны” обозначалась не только одна из денежных единиц,

но и деньги вообще.

На протяжении истории Новгородской республики ее денежная система

неоднократно видоизменялась, однако о коренном изменении можно говорить

лишь в одном случае. Если гривна серебра раннего периода существования

республики делилась на 20, 50, 150 (все числа кратны 10) и более мелких

единиц, то в XV веке новгородская гривна состояла из 14 денег (кратно 7).

Деление на 7 и на 10 – это основы совершенно различных счетных систем.

Введение новой системы счета и явилось основным преобразованием денежной

системы Великого Новгорода.

Археологические изыскания позволили установить, что смена счетной

системы денег произошла примерно на рубеже XII и XIII веков.

Также удалось установить, что в конце XIII века в употреблении у

новгородцев появилось слово “рубль”, вероятнее всего, этим словом

обозначались слитки серебра в 200 грамм, то есть гривны. Таким образом,

можно утверждать, что новгородский рубль и серебряная гривна – разные

названия одного предмета(11).

III.КУЛЬТУРА.

1.Архитектура.

Построенный в 1050 году Ярославом Мудрым Софийский собор стал для

новгородцев символом независимости и особого значения Новгорода. Дальнейшее

развитие архитектуры некоторым образом отражает развитие самой Новгородской

республики.

Еще в начале XII века, до образования республики, новгородские князья

переселяются в Городище, возле которого возникает княжеский Юрьев

монастырь.

В течение двенадцатого века князья делают ряд попыток противопоставить

потерянной для них Софии новые сооружения. Георгиевский собор Юрьева

монастыря, выстроенный в 1119 году князем Всеволодом, по размерам и

строительному мастерству занимает в новгородском зодчестве первое место

после Софии. Новгородский князь стремился построить здание, которое могло

бы если не затмить собор Софии, то хотя бы конкурировать с ним. Поздняя

новгородская летопись сохранила имя русского зодчего, выстроившего собор –

“мастер Петр”. Георгиевский собор сохраняет образ большого парадного

здания. К его северо-западному углу мастер приставил высокую прямоугольную

башню с расположенной внутри лестницей, ведущей на полати собора.

Выдающийся русский зодчий достиг в этой постройке исключительной

выразительности, доведя до предела лаконичность форм, строгость пропорций и

ясность конструктивного замысла. Все это придавало собору характер

монолитного целого. И хотя время постройки Георгиевского собора не

принадлежало времени существования Новгородской республики, о соборе стоило

упомянуть, чтобы показать разницу княжеского стиля со сложившимся

впоследствии.

После 1135 года крайне неуютно чувствовавшие себя в городе князья не

выстроили ни одного здания. Понимая зыбкость своего положения, они не

решались на крупное строительство, требовавшее времени и средств.

Во второй половине двенадцатого века в Новгороде складывается новый

тип храма. Вместо грандиозных, но немногочисленных сооружений появляются

здания небольшие и простые, но строящиеся в большом количестве.

Решительно меняется характер интерьера. Пышные открытые полати - хоры

– заменяются закрытыми со всех сторон угловыми камерами на сводах,

соединенными между собой небольшим деревянным помостом.

Снаружи масса храма также становится монолитнее и проще. Башни для

входа на хоры заменяются узким щелевидным ходом в толще западной стены.

Парадная многокупольность, столь характерная для более раннего зодчества с

конца двенадцатого века исчезает совершенно. Фасады становятся лаконичнее.

Первая дошедшая до нас постройка нового типа – церковь Благовещения у

деревни Арканжи под Новгородом. Она была построена по заказу архиепископа

Ильи в 1179 году в качестве монастырской церкви. Это квадратный

четырехстолпный однокупольный храм с тремя полуциркульными апсидами на

восточной стороне. Основными строительными материалами для этого храма

послужили кирпич и известняковая плита. Простота и отсутствие архитектурных

излишеств у этой церкви имеют особый смысл: добродетель, как и красота, не

кричит о себе, но выражается, прежде всего, в скромности и смиренномудрии.

В XIII веке появляется новая техника кладки: из грубоотесанной

волховской плиты на растворе из извести с песком. В кладке столбов и

сводов применялся кирпич в форме продолговатых брусков крупного размера.

Эта кладка типична для Новгорода XIII- XV веков. Подобная техника придает

поверхности чрезвычайно неровный вид и скульптурную пластичность.

Такова церковь Преображения, или, как называлась она в народе, Спаса

на Ковалеве. Эта церковь была построена в 1345 году по заказу боярина

Онцифора Жабина. К трем фасадам здания примыкают разновеликие притворы

(южный притвор - усыпальница Жабиных). Примечательной особенностью церкви

Преображения является то, что купол имеет сферическую, а не луковичную

форму. Полусфера была основной формой купола в Византии, откуда была

унаследована Русью. Однако, по мере развития русского национального

самосознания и искусства, сферический купол заменялся куполом в форме

луковицы. В форме купола, так же, как и в отсутствии архитектурных

излишеств, заключается особый духовный смысл. Сферический купол

символически обозначает небесный свод. Но, в то же время, он говорит о

некоторой завершенности и самодовольности. Купол в форме луковицы как бы

устремлен вверх особым молитвенным горением: он напоминает пламя свечи

(12).

Лишена архитектурных ухищрений, но обладает особой красотой церковь

Преображения (Спаса на Ильине улице) в Новгороде, построенная в 1374 году

по заказу “боярина Василий Данилович со уличаны Ильины улицы”.

Церковь Власия на Волосовой улице в Новгороде была построена в 1407

году. Выполняла функции приходской церкви. Это одна из позднейших церквей

Новгородской республики, и в ней отразилась основная особенность церквей

последнего периода Великого Новгорода. Храм четырехстолпный, с одной

световой главой, но подкупольные столбы придвинуты к стенам. Нижние части

столбов округлы.

2.Иконопись.

В Новгородской республике сложилась отдельная и своеобразная школа

иконописных мастеров. Первые новгородские иконы были написаны в XI

столетии. Наивысшего расцвета иконопись достигла в XIV-XV веках, после

чего, с утратой Новгородом независимости, начинается ее медленное угасание.

И хотя в дальнейшем на новгородской почве еще писались отдельные прекрасные

иконы, они все же не выдерживают сравнения с тем, что было создано во

времена республики. Новгородское искусство, по сравнению с искусством

Киевской Руси, Владимиро-Суздальского княжества и великокняжеской Москвы,

отличается особой полнокровностью и почвенностью. Новгородские художники не

любят сложных, замысловатых сюжетов, им осталась чуждой головоломная

символика как византийских теологов, так и западноевропейских схоластов.

Они предпочитают изображать почитаемых местных святых (Флор и Лавр, Илья,

Анастасия, Параскева Пятница и другие), от которых они ожидают помощи в

своих сельских работах и торговых делах.

Но было бы неверным недооценить в новгородской иконе умозрительное

начало. В ней, как и во всем средневековом искусстве, очень много

отвлеченного, условного, много такого, что переносит все изображаемое в

совсем особую среду, в которой события протекают вне времени и вне

пространства. В этом своеобразном сочетании почвенности и умозрительности и

заключается особенность новгородских икон.

Рассмотрим развитие новгородской иконописи на примере нескольких

произведений.

Икона “Спас Нерукотворный” датируется приблизительно рубежом XII-XIII

веков. Икона свидетельствует о влиянии византийского искусства на

новгородское. Лик Христа с разделанными тонкими золотыми нитями волосами

написан в мягкой "сплавленной" манере с помощью неуловимых переходов от

света к тени. В подборе красок художник крайне сдержан и лаконичен: его

скупая колористическая гамма строится на сочетании оливковых и желтых

цветов. Главный акцент поставлен иконописцем на больших глазах, обладающих

огромной выразительностью. В совершенстве владея линией, он позволил себе,

ради достижения большей экспрессии, дать асимметрическое построение лица,

что ярче всего сказывается в по-разному изогнутых бровях. Торжественная

"иконность" этого лика наглядно говорит о том, что написавший Спаса

художник имел перед глазами хорошие византийские образцы либо прошел выучку

у византийского мастера.

В иконах XIII века новгородские мастера уже проявляли самобытность. К

этому периоду относится икона “Николай Чудотворец”. Эта икона сохранила

подпись художника (Алекса Петров сын) и дату (1294), что делает ее

совершенно уникальным памятником. По сторонам от Николы изображены в

гораздо меньшем масштабе фигуры Христа и Богоматери, а поля иконы украшают

еще меньшие по размерам фигурки излюбленных новгородцами святых и

полуфигуры архангелов и апостолов. В византийском искусстве такое

соотношение размеров не допускалось. Святой утратил суровость фанатического

отца церкви. Перед нами добрый русский святитель, готовый оказать помощь

своему подопечному. Линейная обработка лика упрощена, обнаруживая тягу

художника к центрическим, округлым формам, к плавным параболическим линиям.

Все это придает образу совсем иное, по сравнению с византийскими иконами,

эмоциональное звучание. Необычно для византийских икон и обилие

орнаментальных мотивов. Одеяние святителя разукрашено так, как будто

художник воспроизводил народные вышивки. И даже нимб декорирован тончайшим

орнаментом. В подобной трактовке много от наивной, почти что деревенской

непосредственности восприятия.

И уж совершенно отличается от византийских образцов датируемая XIII

веком большая краснофонная икона, на которой представлены в рост фигуры

Иоанна Лествичника, Георгия и Власия. Все они даны в неподвижных, застывших

позах, напоминая резанные из дерева и раскрашенные истуканы. Иоанн

Лествичник в два с лишним раза больше стоящих по его сторонам святых,

подбор которых был несомненно продиктован заказчиком или заказчиками иконы.

Вся композиция подчинена двум измерениям, в фигурах нет ни малейшего намека

на объем. Художник накладывает краски большими, ровными плоскостями,

избегая светотеневой моделировки. Типы лиц - чисто русские. Здесь

намечается та техника иконного письма, которая сделается в дальнейшем

своего рода каноном.

От периода начала XIV века осталось мало памятников новгородской

иконописи. Но известно, что за это время иконописцы особых успехов не

достигли.

Однако рубеж XIV-XV столетий можно считать расцветом иконописания. В

иконах этого времени краски приобретают невиданную до этого чистоту и

насыщенность. Палитра светлеет и проясняется, из нее исчезают последние

пережитки былой сумрачности. Излюбленным становится пламенный киноварный

цвет, определяющий радостный, мажорный характер всей палитры. Эта киноварь

дается в смелом сочетании с золотом фона и с белыми, зелеными, нежно-

розовыми, синими, плотными вишневыми и желтыми красками иконы.

Нигде так явственно не дает о себе знать прямая связь иконописного

сюжета с реальными жизненными интересами, как на одной новгородской иконе,

происходящей из Власьевской церкви. Наверху, на фоне скалистого пейзажа,

восседают св. Власий и св. Спиридоний, а внизу расположились охраняемые ими

коровы, козы, овцы, телята и кабаны, окрашенные в яркие красные, оранжевые,

белые, фиолетовые, голубые и зеленые цвета. Власий был популярнейшим в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.