бесплатно рефераты
 

Новейшая история США

штатов и округа Колумбия до дня президентских выборов. Комитет каждой из

участвующих в выборах партий может выдвинуть в своем штате такое количество

выборщиков, которое будет соответствовать числу сенаторов и членов палаты

представителей конгресса США, избранных от данного штата. Федеральный округ

Колумбия, не имеющий своих представителей ни в одной из палат конгресса,

имеет право избирать трех выборщиков. Таким образом, общее число членов

коллегии выборщиков составляет 538 человек. Для того чтобы президент и вице-

президент США считались официально избранными, требуется большинство

голосов выборщиков. Если голоса равны, то в силу вступает XII поправка в

Конституции США (принята в 1804 году), согласно которой решение о будущем

президенте США передается в палату представителей, избирающих президента из

числа двух (возможно, трех) кандидатов, получивших наибольшее количество

голосов избирателей. В этом случае каждый штат будет располагать лишь одним

голосом, то есть для победы кандидату достаточно будет получить 26 из 50

голосов. После решения вопроса об избрании президента США палата

представителей аналогичным образом решает и вопрос о вице-президенте.

Официально избранными новые президент и вице-президент считаются после

формального оглашения результатов голосования в коллегии выборщиков (или в

палате представителей) на совместном заседании обеих палат конгресса США.

Последние президентские выборы, состоявшиеся 7 ноября 2000 года, показали

несовершенство двухступенчатой системы выборов в США, приведшей на этот раз

к серии судебных разбирательств.

Отсчет срока пребывания президента на посту начинается с 20 января года,

следующего за годом выборов.

Согласно Конституции президент и вице-президент страны могут быть

отстранены от должности путем импичмента, если они будут признаны виновными

в измене, взяточничестве или других серьезных преступлениях и проступках.

При этом палата представителей возбуждает преследование против

провинившегося лица, и только сенат в этом случае осуществляет отстранение

его от должности (для этого требуется две трети присутствующих сенаторов).

После этого виновный подлежит уголовной ответственности на общих

основаниях.

Совет национальной безопасности США. Является главным консультативным

органом президента США по вопросам внешней и военной политики. Создан в

1947 году. Постоянными членами СНБ являются президент, вице-президент,

государственный секретарь, министр обороны. Директор ЦРУ и председатель

комитета начальников штабов - постоянные советники. Аппарат СНБ возглавляет

помощник президента по национальной безопасности (теперь это будет

Кандолиза Роус).

6.1. Правопорядок

Характерной особенностью судоустройства в США является отсутствие единой

судебной системы. В силу поправки Х к Конституции каждый штат имеет право

создавать собственные судебные органы, а федеральным судам, действующим на

всей территории страны, подсудны дела, отнесенные к их компетенции

Конституцией США и федеральным законодательством. Федеральную судебную

систему образуют четыре группы судов - окружные, специальные, апелляционные

и специально апелляционные - во главе с Верховным судом США.

Численность Верховного суда - девять человек (включая председателя) -

была установлена конгрессом в 1869 году. Численный состав других

федеральных судов устанавливается конгрессом в зависимости от объема работы

конкретного суда, характера компетенции, населенности подведомственной

территории и т.п. Члены федеральных судов назначаются президентом "по

совету и с согласия" сената и остаются в должности, как говорится в

Конституции, пока они "ведут себя безупречно", то есть практически

пожизненно.

На федеральном уровне главным должностным лицом в сфере

правоприменения считается генеральный атторней. Он возглавляет министерство

юстиции США и руководит федеральными обвинителями в судебных органах -

атторнеями США.

На уровне штата действует несколько правоприменяющих учреждений.

Главным должностным лицом в сфере правоприменения называют генерального

атторнея штата; в большинстве штатов он лишь консультирует правительство

штата и представляет его в судах; он не надзирает за полицией и не

руководит местными обвинителями. Полиция штатного подчинения, как правило,

занимается только обеспечением безопасности движения, а компетенция

следственных органов правительств штатов ограничена отдельными, конкретными

правонарушениями, в частности делами о коррупции должностных лиц штата.

Основной объем работы по поддержанию общественного порядка,

расследованию преступлений и организации уголовного преследования

выполняются местными правоприменяющими учреждениями. Уголовное

преследование осуществляется ведомствами государственного обвинения -

службами окружных атторнеев в городах и графствах. Охрана общественного

порядка и расследование преступлений возложено на полицейские управления в

городах и шерифские управления в графствах. Всего в стране более 12 тысяч

местных полицейских формирований.

Федеральной полиции как органа охраны общественного порядка в США не

существует.

7. Система высшего образования

С

истема высшего образования США, включающая в себя более 3200 колледжей и

университетов с контингентом студентов свыше 14 млн человек, является самой

дифференцированной и самой децентрализованной в мире. То же самое

характерно и для научных исследований в области высшего образования. Нет

даже единого толкования самого термина "исследования высшего образования",

не говоря уже об их роли и значении. Одни эксперты критикуют их, прибегая к

таким самым крайним эпитетам как "судостроительная верфь в паутине",

"деревья без плодов" и т.д., другие с неменьшей эмоциональностью защищают

их.

Между тем Америка тратит на научные исследования в области высшего

образования огромные суммы, в них занято большое число ученых и

специалистов. Не вдаваясь в подробности заметим, что вряд ли нация с самым

сильным прагматическим мышлением в мире постоянно вкладывала бы в эти

исследования огромные финансовые и людские ресурсы, если бы она не видела в

них здравого смысла.

В США в процессе исторического развития исследований в области высшего

образования сформировались два направления: институтское, включающее

большой спектр тем и проблем внутривузовского характера, с которыми

сталкиваются университеты, и исследование внешних факторов, оказывающих

влияние на развитие высшего образования (политика, экономика, управление,

финансирование, глобальные проблемы и др.). Последние занимают приоритетное

положение.

Кто же занимается в США исследованиями в области высшего образования?

Это, прежде всего, профессора, которые читают в ведущих университетах

магистерские и докторские курсы по проблемам высшего образования, сочетая

преподавательскую работу с научно-исследователь-ской в этой области. Их

немного, 200-300 чел. Ведущее место здесь занимают университет

Пенсильвании, Мичиганский университет, университет Калифорнии в Лос-

Анжелесе, университет Аризоны и другие.

Исследованиями в области высшего образования занимаются профессора

академических направлений (психологии, социологии, экономики). Они изучают

те аспекты высшего образования, которые укладываются в рамки исследований

по их основным научным направлениям.

Кроме того работники административных подразделений университетских

кампусов исследуют в основном те аспекты высшего образования, которыми они

занимаются в силу своих обязанностей (кадровые вопросы, прием студентов,

финансирование, планирование кампусов и т.п.).

Важная роль в организации исследований высшего образования принадлежит

Федеральному правительству и правительствам штатов. Министерство

образования через Национальный центр образовательной статистики собирает,

анализирует и распространяет информацию аналитического характера и другие

данные.

Центр представляет ежегодные статистические доклады об условиях развития

образования в стране, которые характеризуют состояние и тенденции его

развития. Он также выполняет теоретические исследования, необходимые для

выработки политики в области высшего образования.

Исследованиями в области высшего образования занимаются Служба

педагогического тестирования, многочисленные советы и ассоциации, комиссии,

среди которых наибольшую известность получила Комиссия Карнеги по высшему

образованию, которая уже подготовила и издала более 60 книг и докладов

фактически по всем аспектам функционирования американской системы высшего

образования. Некоторые из этих публикаций отнесены к категории классических

и широко цитируются при обсуждении политических и академических проблем

высшего образования.

На США приходится более половины из опубликованных научных работ в

области высшего образования, около 25% на Великобританию, Австралию,

Японию, Нидерланды, Германию. Подавляющее большинство статей (книг,

монографий, журналов) в области высшего образования - на английском языке.

Такой географический дисбаланс вряд ли выровняется в ближайшие годы.

Американский центр информационных ресурсов в области образования является

крупнейшим центром библиографической информации по системе образования в

США, что безусловно облегчает работу исследователей.

Большинство исследователей образования США являются членами национальных

профессиональных ассоциаций, которые играют важную роль в распространении

результатов исследований. К распространению последних подключены

издательства крупнейших университетов, а также известные издательские дома,

фирмы, такие как МакМиллан, МакГроу Хилл, Агатон пресс и др.

Исследования высшего образования в США отличаются своей масштабностью,

большим разнообразием направлений исследований и организационных форм,

обильным финансированием и разнообразными путями распространения

результатов среди заинтересованных лиц и организаций. Несмотря на это, они

еще не определили своей дисциплинарной принадлежности, хотя и продвинулись

вперед по этому пути дальше, чем Европа.

В течение последних 20 лет в конференц-залах и в печати ведутся дискуссии

среди исследователей высшего образования по трем темам: методологическое

качество, дисциплинарные корни, связь этих исследований с образовательной

политикой и практикой. Естественно, исход этих дискуссий будет определять

дальнейшее развитие исследований в области, которая занимает приоритетное

место на всех уровнях власти и в американском обществе в целом.

8. Промышленность и наука

В

США не только частное предпринимательство, но и государство активно

способствуют развитию американской промышленности, руководствуясь такими

приоритетами, как обеспечение экономического роста, создание новых рабочих

мест, повышение уровня жизни и образования, укрепление научно-технического

потенциала, национальной безопасности, а также сохранение лидерства в

мировой экономике.

Правительство США проводит активную политику в таких сферах, как развитие

технологий, поддержка экономически депрессивных районов и содействие

бизнесу в его внешнеэкономической деятельности. Наряду с этим существует

также определенный протекционизм, отмечаемый торгово-экономическими

партнерами США.

Организационный механизм правительственной поддержки развития

промышленности. Принятие принципиальных решений и координация работы по

проведению в жизнь технологической политики и шире - политики в области

экономики и внешней торговли осуществляется на уровне президента США. В

этом процессе принимают непосредственное (или с совещательными функциями)

участие помощники президента и созданные при Белом доме Национальный совет

по науке и технологиям. Совет экономических консультантов, аппарат

Торгового представителя США, Национальный экономический совет и Совет по

устойчивому развитию (последние два совета были учреждены по инициативе Б.

Клинтона).

Различными аспектами экономического развития и поддержки промышленности

занимаются такие правительственные ведомства, как Госдепартамент,

министерства финансов, энергетики, труда и обороны, Администрация по делам

малого бизнеса, Агентство по охране окружающей среды, Экспортно-импортный

банк, Агентство по торговле и развитию, Корпорация зарубежных частных

инвестиций.

Несмотря на определенную децентрализацию, ведущую роль в практической

деятельности исполнительной власти в области технологического развития,

поддержки экономически депрессивных районов и внешнеэкономических связей

играет министерство торговли США. Оно выполняет также функции национальной

статистической службы, обеспечивающей информационно-аналитическую поддержку

экономической политики государства и частного предпринимательства. Главная

задача Минторга, функции которого шире его названия, - взаимодействие с

бизнесом в целях экономического роста и создания рабочих мест в США.

Технологическая политика. В США технологическое развитие считают

двигателем экономического роста, важнейшим инструментом повышения качества

жизни и укрепления национальной обороны. По некоторым подсчетам, удельный

вес факторов, определивших экономический рост США за последние пятьдесят

лет, был следующим (%): технический прогресс - 49, труд - 27 и капитал -

24.

Американское правительство играет важную роль в развитии научной и

технологической инфраструктуры страны уже более двухсот лет. При этом

эволюция технологической политики проходила следующие этапы:

o 1787-1941 гг. - закрепление первоначальных основ технологической

политики правительства в самой конституции США, прогресс в

области сельского хозяйства, инфрастуктуры, образования, а также

патентов и стандартов;

o 1941-1945 гг. - смещение акцентов в развитии науки, технологий и

производства на срочное обеспечение преимуществ в военной сфере.

Символами этого этапа стали Манхэттенский проект создания

атомного оружия и начало формирования уникальной системы

национальных лабораторий;

o 1945-1980 гг. - решительное повышение роли государства в области

науки и технологий в условиях превращения США в одну из

соперничающих сверхдержав. Характерной чертой этапа явилось

проведение технологической политики в двух направлениях:

поддержка фундаментальных исследований и осуществление

прикладных научно-технологических программ в рамках деятельности

отдельных федеральных ведомств. Наиболее актуальными областями

при этом были военно-промышленный комплекс, космос, энергетика,

защита окружающей среды и здравоохранение. С 1960 г. резко

возросли федеральные расходы на развитие технологий гражданского

назначения;

o 1980-1988 гг. - возросшие требования к конкурентоспособности

американской промышленности укрепили партнерство между

федеральным и местными правительствами и частным сектором в

целях содействия экономическому росту и увеличению занятости.

Новая эра технологической политики ознаменовалась принятием в

конгрессе законодательства, направленного на более широкое

раскрытие коммерческого потенциала НИОКР, ведущихся за счет

средств федерального бюджета. В частности, закон Бейха-Доула

разрешил передавать компаниям и университетам эксклюзивные права

на использование и коммерциализацию патентов на федеральные

разработки. Закон Стивенсона-Уайдлера предусмотрел расширение

роли правительства в развитии инноваций и начало

целенаправленной передачи результатов технологических разработок

из федеральных лабораторий в промышленность. Упор при этом

делался на повышение роли крупного и малого бизнеса в развитии

технологий и инноваций, а также на координацию программ

различных ведомств.

С принятием в 1988 г. всеобъемлющего Закона о торговле и

конкурентоспособности начался современный этап технологической политики

США. Он характеризуется дальнейшим укреплением партнерства между

федеральным правительством и американской индустрией с акцентом на

повышение ее конкурентоспособности. Новаторскими шагами явились программы

"Передовые технологии" (поддержка рисковых, дорогостоящих и медленно

окупающихся проектов) и "Партнерство в расширении производства"

(техническое содействие модернизации деятельности 380 тыс. малых и средних

фирм в условиях усиления мировой конкуренции). Администрация Б. Клинтона не

только поддержала эти программы, но и обеспечила увеличение их бюджетного

финансирования.

Б. Клинтон пришел к власти в период обострения в США внимания к состоянию

отечественных технологий и конкурентоспособности экономики. В 1993 г. было

положено начало нынешней технологической политике - "Технологии для

экономического роста Америки: новый курс на создание экономической мощи".

Был сделан вывод, что в силу современных реалий мировой экономики роль

государства должна не ограничиваться традиционными рамками поддержки

фундаментальной науки и целевых исследований, а стать напрямую

ориентированной на обеспечение экономического роста и конкурентоспособности

хозяйства.

Новая технологическая политика ставит перед собой три главные цели -

долгосрочный экономический рост, при котором создаются рабочие места и

обеспечивается защита окружающей среды; наличие эффективного правительства,

более четко реагирующего на нужды граждан; мировое лидерство в

фундаментальной науке, математике и инженерном деле.

Что касается экономического роста, то технологическая политика

администрации США призвана решить пять задач:

o создание делового климата, благоприятствующего деятельности

частного сектора в области инноваций и повышения

конкурентоспособности;

o поощрение разработки и коммерциализации новейших технологий;

o создание инфраструктуры XXI в., необходимой для поддержки

промышленности США и развития торговли;

o интеграция оборонных и гражданских производств, обеспечивающая

экономическое и эффективное решение стоящих перед ними задач;

o формирование рабочей силы, способной участвовать в быстро

меняющейся и основанной на знаниях экономике.

В экономическом отчете президента Б. Клинтона конгрессу в 1998 г.

отмечалось, что инвестирование в фундаментальные исследования и развитие

новых технологий является важнейшей функцией правительства. В нем

признается, что даже многомиллиардные расходы компании не могут принести

оптимального результата. Кроме того, для частного сектора побудительные

стимулы в проведении исследований и разработок существенно отличаются от

мотивов всего общества, которое будет пользоваться результатами прогресса.

Отдача от государственных инвестиций в фундаментальные исследования и

развитие технологий (по некоторым данным, примерно 70 млрд. долл. в год)

будет весьма высокой.

Примечательно, что вопросы технологической политики объединены в докладе

с темой "Инвестиции в людей" (здравоохранение, поддержание правопорядка,

обеспечение развития способностей человека с помощью образования и

профессионального обучения).

Федеральным органом, выполняющим задачу максимизации технологического

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.