бесплатно рефераты
 

Наука и культура первой половины XIX в.

Наука и культура первой половины XIX в.

Содержание

№ стр.

1. Введение.

2

2. Предреформенная Россия.

2.1 Образование и просвещение.

5

2.2 Успехи научной мысли.

9

2.3 Общественно-политическая мысль

10

2.4 Художественная культура

14

3. Вывод

21

Список литературы

23

1. Введение.

Всю историю российской культуры XIX века можно поделить на первую

половину века (предреформенная Россия) и вторую половину века(

пореформенная Россия).

На общественно - культурную жизнь России первой половины XIX в.

огромное влияние оказали два события в истории страны — Отечественная война

1812 г. и движения декабристов. Они сыграли определяющую роль в развитии

общественного сознания, повлияли на политику правительства в сфере

культуры. Эти события не прошли бесследно для многих областей

художественной культуры.

Эпоха 1812 г. — важный этап в развитии национального самосознания.

Общая идейная атмосфера предвоенных лет и периода Отечественной войны

вызвала небывалый патриотический подъем в стране. Успешное завершение в

войне воспринималось современниками как, национальная победа,

предотвратившая иноземное порабощение. “Война 1812 г. пробудила народ

русский к жизни и составляет важный период в политическом его

существовании.”[1] “1812 г. — эпоха, с которой начиналась новая жизнь для

России и дело не только во внешнем величии и блеске, но прежде всего во

внутреннем развитии в обществе гражданственности и образования, которые

были результатом этой эпохи”.[2]

С ростом национального самосознания связан интерес к собственной

истории, особенно возросший в это время. Фактом огромного культурного

значения стала “История государства Российского” Н. М. Карамзина, первые 8

томов которой увидели свет в 1818 г. Карамзин стал первым историком,

которого стада читать публика.

Эпоха 1812 г. породила также довольно широкое распространение

религиозных исканий среди части светских и духовных деятелей в России.

Правительство в лице Александра I придерживалось в это время в своей

конфессиональной политике принципа веротерпимости ко всем религиям наравне

с православием.

Еще при Павле I была разрешена деятельность Ордена иезуитов,

стремившихся к распространению католицизма в России. Александр I

покровительствовал миссионерской деятельности Британского библейского

общества, занимавшегося распространением Библии. В декабре 1812 г. была

разрешена деятельность петербургского Библейского общества. В это время

Библия издавалась на русском, французском языках, языках народов России

(прежде тексты Библии существовали только на церковнославянском языке).

Однако претензии Библейского общества выступать в роли верховного

арбитра в вопросах религии, вмешаться вдела православной церкви вызывали

недовольство и протест со стороны и церковных иерархов, и некоторых

политических деятелей (А. А. Аракчеева, архимандрита Фотия, А. С. Шишкова и

др.). В изменившейся ситуации, в 1826 г., Библейское общество прекратило

свое существование.1 Несколькими годами ранее была запрещена деятельность

иезуитов в России (1820), по распоряжению правительства закрыты масонские

ложи (1822).

Выступление дворянских революционеров в декабре 1825 г. было,

несомненно, важной вехой в общественно- культурной жизни страны.

“Декабристы пробудили душу у нового поколения”.2 Стремление осмыслить и

понять идеи дворянских революционеров, принять или отвергнуть их

способствовало активизации духовной жизни интеллектуальных слоев русского

общества, появлению новых ориентиров в официальной идеологии.

Для общественной мысли XVIII — начала XIX вв. принадлежность России к

Западной Европе была фактом очевидным. Теперь, после событий 14 декабря

1825 г., осознание этой духовно- интеллектуальной связи стало

восприниматься резко критически со стороны официальных властей. В

правительственных документах (Манифест 13 июля 1826 г., “Донесение

следственной комиссии”) декабризм объявлялся “заразой, принесенной извне”,

а противопоставление России Западной Европе возводилось в принцип

официальной идеологии. Мысль о превосходстве самодержавной, православной

России над “гниющим” Западом стала одной из составных частей теории

официальной народности. В социально — экономической жизни страны во второй

четверти XIX в. все более определенно обозначались процессы,

свидетельствовавшие о кризисе феодально — крепостнической системы,

дальнейшем развитии капиталистического уклада, углублении социальной

дифференциации.

Массовое применение техники, связанное с промышленным переворотом,

т.е. переходом мануфактуры в фабрику, было качественно новым моментом в

развитии производительных сил. К этому времени относится зарождение

отечественного машиностроения. На заводах изготовлялись паровые двигатели,

рабочие машины и механизмы, главным образом для технических предприятий. В

1831 г. В России возникло первое механическое заведение для производства

сельскохозяйственных машин.

Паровые двигатели стали использоваться на транспорте. В1815 году на

Неве появился первый пароход. С конца 30-х годов началось железнодорожное

строительство. Открытое в 1851 г. железнодорожное сообщение между Москвой и

Петербургом имело большое значение для развития внутренних экономических

связей.

Но все же в первой половине XIX в. основным видом транспорта оставался

гужевой и водный, а главными путями сообщений — грунтовые дороги и реки.

Железнодорожных путей в России к 1861 г. насчитывалось всего около 1,5 тыс.

верст, что для огромных пространств страны было очень незначительно.

Идеи национальной самобытности, используемые официальной идеологией,

стали применяться в культурной политике правительства, прежде всего по

отношению к системе образования и просвещения. Для ограждения России от

потрясений Западной Европы и их последствий предполагалось “умножать, где

только можно, число умственных плотин”. Так считал министр народного

просвещения С. С. Уваров в начале 30-х годов.

Уже в последнее десятилетие царствования Александра I в школьном

образовании усилилось влияние церкви и религии. В 1817 г. было создано

Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с С.Н.

Голицыным — председателем петербургского Библейского общества. В 1819 г. во

всех российских университетах учреждались кафедры “ богопознания и

христианского учения” и вводился курс богословия. В XVIII в. отсутствие

богословия в учебном плане Московского университета отличало его от других

европейских университетов. В начальных школах было запрещено изучение книги

“О должностях человека и гражданина”, из курса уездных училищ исключены

начала естественной истории и технологии, сократились курсы географии и

истории. “Науки, изощряющие ум, не составляют без веры и безнравственности

благоденствия народного, обучать грамоте весь народ принесло бы более

вреда, чем пользы, науки полезны только тогда, когда как соль употребляются

в меру, смотря по состоянию (т. е. сословию) людей”1 В этих словах был

сформулирован принцип сословности образования, ставший главным в политике

правительства Николая I по отношению к школе.

Одним из средств борьбы с распространением в обществе прогрессивных

идей становилась цензура. Изданный в 1826 г. цензурный устав получил у

современников название “чугунного”. Цензор мог по своему усмотрению

сокращать текст, заменять слова и выражения. С этого времени вплоть до

конца николаевского царствования усиливалось открытое гонение на передовую

литературу и журналистику, а годы, последовавшие за революционными

событиями 1848 г. в Западной Европе, получили печально известное название

“эпохи цензурного террора”. Запрещалось к изданию все, что в малейшей

степени, по мнению властей, могло повредить существовавшим в России

порядкам, “ослабить должное к власти почтение”. В цензурных циркулярах 50-х

годов указывалось, что “в книгах для простого народа” нельзя допускать

критики правительства, церкви, описывать “бедствия крепостного

крестьянства”, следовало “избегать говорить о народной воле, о требованиях

к нуждам рабочих классов”.

2. Предреформенная Россия

(Первая половина XIX века.)

2.1. Образование и просвещение.

В 20-50-е годы изменилось отношение правительства к задачам, которые

должна была решать школа в системе просвещения. Если в начале XIX в.

приоритетным было общее образование, то теперь школа прежде всего

способствовала восприятию нравственности, основанной на религиозных

чувствах. В утвержденном в 1828 г. Уставе учебных заведений целью обучения

считалось “при нравственном образовании доставлять юношеству средства к

приобретению нужнейших по состоянию каждого познаний”.

В этот период усиливается сословность в системе образования,

нарушается преемственность обучения в общеобразовательной школе, что прежде

декларировать в правительственных постановлениях.

Типы школ сохранялись, но каждый из них становился сословно-

обособленным. Приходские одноклассные училища предназначались для детей

“самых низших сословий”, в них обучали закону божьему, грамоте и

арифметике. Уездные трехклассные училища создавались для детей “купцов,

ремесленников и других городских обывателей”, в их программе были русский

язык, арифметика, начала геометрии, история и география. В гимназиях,

которые имели семь классов, получали образование главным образом дети

дворян, чиновников, богатых купцов. Рескрипт правительства 19 августа 1827

г. еще раз подтверждал, что крепостные крестьяне не должны допускаться в

гимназии и университеты, они могут обучаться только в школах, где “предметы

не выше тех, кои преподаются в училищах уездных” 1 . Все эти меры

правительства были направленны на укрепление сословных различий. В одном из

циркуляров попечителям учебных округов министр народного просвещения С. С.

Уваров подчеркивал, что “при возрастающем повсюду стремлении к образованию

наступило время пещись о том, чтобы чрезмерным стремлением к высшим

предметам учения не поколебать некоторым образом порядок гражданских

сословий” 2 . Однако помимо идеологической направленности, в деятельности

Министерства народного просвещения было немало сделано для улучшения

системы образования: увеличилась численность училищ и гимназий, проведена

университетская реформа (1835).

Жизнь вносила коррективы в принципы сословности образования. С

развитием экономики, увеличением сфер жизни, требующих грамотных,

образованных людей, возрастал авторитет знания и необходимость их

приобретения. В 30-е годы появилось много ведомственных школ ( Министерства

финансов, Государственных имуществ, Военного, Духовного ведомств и др.). В

40-50-е годы было создано около 3 тыс. волостных училищ Министерства

государственных имуществ. Это была наиболее многочисленная сельская школа в

дореформенной России.

К первой половине XIX в. относятся попытки участия общественности в

распространении образования. В 1819 г. было создано “Общество учреждения

училищ по методу взаимного обучения”, которое стремилось организовать

систему ланкастерских школ. Первоначально правительство поддерживало эту

инициативу общественности. Но после того , как ланкастерские школы стали

использоваться декабристами ( М.Ф.Орлов, Н.Н.Раевский ) для целей

революционной пропаганды, они были закрыты.

Общественной организацией был Комитет грамотности, созданный в

1845 г. при Московском обществе сельского хозяйства. Задачей его было

всестороннее распространение грамотности на религиозно-православной основе

среди сельского населения.

В целом следует отметить известный рост начальной школы. Так, если в

начале XIX в. в стране существовало 158 училищ ( 32 гимназии и 126 уездных

училищ ), то к середине 50-х годов в каждой губернии было в среднем около

130 начальных школ. Однако подавляющее большинство училищ было

сосредоточено в городах. Дореформенная школа была явлением городской

культуры.

К середине XIX в. в начальных училищах обучалось примерно 0,7 %; в

столицах, в некоторых губернских городах - 3-5 % всех жителей. Правда, эта

общая картина состояния грамотности может быть несколько скорректирована с

учетом различных общественных форм обучения ( школы, содержавшиеся на

общественные капиталы, частные пансионы, школы грамотности, в том числе

среди крестьян-старообрядцев ). Однако принципиально изменить средний

показатель грамотности в дореформенной России эти данные не могут.

Университеты, число которых было прежним, продолжали оставаться

основной формой высшей школы в России. Помимо университетов существовали и

другие высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия и Главный

педагогический институт в Петербурге, Лазаревский институт восточных языков

в Москве, духовные, военные, технические училища и академии, многие из

которых носили характер закрытых учебных заведений.

Во второй четверти XIX в. возникли старейшие в нашей стране

технические заведения: Петербургский практический технологический институт

(1828 г., ныне - Технологический институт им. Ленсовета), Московское

ремесленное училище (1830 г., в настоящее время- Московский государственный

технический университет 1 им. Н.Э.Баумана). С 30-х годов при гимназиях и

уездных училищах открывались реальные классы для изучения технических и

коммерческих наук, появились фабричные школы при некоторых текстильных

мануфактурах и фабриках, в университетах фабрикантам читались публичные

лекции по технической химии, технология производства и т. д. В 1822 г. по

инициативе Московского общества сельского хозяйства в России была открыта

Земледельческая школа — первое в стране сельскохозяйственное учебное

заведение.

В дореформенной России подготовка учителей для гимназий и

университетов осуществлялось только в одном специальном учебном заведении —

Главном педагогическом институте в Петербурге. Он возник в 1804 г. на

основе учительской семинарии XVIII в. Преобразованный в 1819 г. в

университет Главный педагогический институт был вновь восстановлен в 1829

г. На протяжении первой половины XIX в. значение центров по подготовке

преподавателей для гимназий, средних и высших учебных заведений сохраняли

университеты. Специальных учебных заведений для подготовки учителей

начальной школы в России не было.

Просвещение охватывает широкий круг проблем, связанных и с интересом к

книге и ее распространением, и с формированием системы культурно-

просветительных учреждений. В дореформенной России интерес к книге

несомненно увеличивался, продолжала расширяться и сама читательская среда.

Происходил рост книжных изданий (в конце 50-х годов печаталось около 2

тысяч книг), появились крупные отечественные книгоиздатели (братья И.И. и

К.И. Глазуновы, С.И. Селивановский, В.А. Плавильщиков, А.Ф. Смирдин н др.).

Расширялась книжная торговля. В 30-х годах XIX в. в России насчитывалось

более 100 книжных лавок. Число периодических изданий за полвека также

увеличилось более чем в 3,5 раза (с 64 до 230 наименований), издавались

общественно-литерарурные, научные, ведомственные журналы. В 20-е годы начал

распространяться новый тип изданий — литературно-художественный альманах. С

1837 г. стала выходить газета “ Губернские ведомости” (до1917 г.).

Спрос на книгу, газету, журнал усилился особенно в разночинской среде.

В одном официальном документе конца 40-х годов подчеркивалось, что “газеты

читаются всеми мелкими чиновниками и на Гостином дворе, и в трактирах, и в

лакейских, рассыпаясь таким образом между сотнями тысяч читателей”.1

В 40-е годы широкую известность получила издательская деятельность

А.Ф.Смирдина (1795-1857). Он выпустил в свет более 70 собраний сочинений

русских писателей , среди них А.С.Пушкина , Н.В.Гоголя , В.А.Жуковского ,

М.Ю.Лермонтова , И.А.Крылова . Упрощая оформление , увеличивая тираж ,

Смердин снижал розничные цены , делал книги доступными “для небогатых людей

“ и тем способствовал их распространению. Смердин впервые ввел в практику

книгоиздательского дела писательские гонорары; до этого сочинительство

считалось развлечением и почти не оплачивалось. Его заслугой было издание

журнала “Библиотека для чтения” (с 1834 г.), который продавался в основном

в провинции. Тираж журнала - 5-6 тыс. - был довольно большим для того

времени.

Современники подчеркивали большую роль журналов в общественно-

культурной жизни. “Они вбирают в себя все умственное движение страны, -

писал Герцен, - ни в одной стране, исключая Англию, влияние журналов не

было так велико”.1 Для журналистики 30-40-х годов характерна более четко

выраженная общественная позиция, в целом совпадающая с определенным

направлением в общественной мысли. Консервативно-охранительной, официозной

журналистике (“Москвитянин”, Северная пчела”) противостояло демократическое

направление, выразителем которого в 20-е — первой половине 30-х годов были

“Московский телеграф” и “Телескоп”, а в последующий период - “Современник”

и “ Отечественные записки”.

Развитие библиотечного дела в этот период было связано с открытием

публичных библиотек в некоторых губернских и уездных городах. Эти

библиотеки, как правило, возникали благодаря усилиям местной

общественности, без поддержки правительства. В середине 50-х годов примерно

из 40 публичных библиотек, открытых в 30-е годы, продолжали действовать

немногим более 10. И все же, несмотря на неблагоприятные условия, публичные

библиотеки содействовали распространению книг и журналов. Во многих

провинциальных городах они стали важными культурными центрами.

Одной из форм распространения книг, периодических изданий становится

почта. В середине 40-х годов было положено начало городской почте; наряду с

письмами стала осуществлятся пересылка газет. В 1857 г. в России выпущены

первые почтовые марки (первая почтовая марка в Западной Европе появилась в

Англии в 1840 г. ).2

В этот период продолжает формироваться система культурно-

просветительных учреждений. В атмосфере патриотического подъема, вызванного

событиями Отечественной войны 1812 г., возникла идея создания в России

национального музея, который должен был вести просветительную работу. Этот

проект был реализован только с созданием Исторического музея в Москве уже в

пореформенное время. В 1852 г. был открыт для публики Эрмитаж,

существовавший со второй половины XVIII в. как дворцовый музей. По широте и

ценности художественных коллекций Эрмитаж является одним из крупнейших

музеев мира. С 1856 г. начал собирать произведения русской живописи

П.М.Третьяков (1832-1898).

Достаточно широкое развитие получили художественные выставки. Помимо

академических выставок, начало которых относится ко второй половине

XVIII в., с 20-х годов XIX в. стали проводится выставки Общества поощрения

художеств В Петербурге, с 30-х годов — Московского училища живописи, ваяния

и зодчества.

С 1829 г. в Петербурге и Москве устраивались всероссийские

промышленные выставки, в1846 г. была организована первая

сельскохозяйственная выставка. Эти выставки освещались в печати и вызывали

интерес. НО эти выставки проводились только в столицах.

2.2 Успехи научной мысли.

Общие социально- экономические процессы предреформенного времени

оказывали благоприятное влияние на научную мысль. В результате экспедиций

русских путешественников были сделаны важнейшие географические открытия. В

1819-1821 гг. в ходе научной экспедиции М.П.Лазарева и Ф.Ф.Беллингаузена

была открыта Антарктида. Русские ученые исследовали острова Тихого,

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.