бесплатно рефераты
 

Народные и церковные праздники старой Москвы

Народные и церковные праздники старой Москвы

Содержание

Вступление . . . . . . . . . . . . .

. . . . . 2

Рождественские святки . . . . . . . . . . .

. . 3

Крещение . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . 6

Широкая масленица . . . . . . . . . . . .

. . 8

Вербное воскресенье и шествие на осляти . . . . . 11

Пасха . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . 14

Благовещение . . . . . . . . . . . . . .

. . . 15

Семик честной . . . . . . . . . . . . . .

. . . 15

Троица . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . 17

Иван Купала . . . . . . . . . . . . .

. . . . 18

Заключение . . . . . . . . . . . . . .

. . . . 19

Используемая литература . . . . . . . . . . .

. 21

Умели русские лиди работать, умели и отдыхать. “Делу - время, потехе -

час”, - так еще в старину говорили наши предки. Нередко в ткань

повседневной московской жизни вплетались яркие нити праздников.

Торжественный царский выезд, шествие иностранного посольства, царские

свадьбы, возвращение войск из удачного похода в древности и средневековье

привлекали тысячи праздных зрителей.

Обычай парадных выходов и выездов монарха сохранился и после

петровских преобразований. Императорская власть так же нуждалась в пышных и

многолюдных церемониях.

В XVIII - XIX вв. в народные гулянья превращались именины царицы,

которые отмечались в день Марии Магдалины 22 июля и назывались “царским”

днем, потому-то царицы в большинстве носили имя Мария.

Многие праздники сохранились с языческих, дохристианских времен,

которые соотносились с явлениями природы, сменой времен года - проводы зимы

и встреча весны. Языческие истоки сохранили многие народные праздники -

Иван Купала, Масленица, Семик.

С особым размахом отмечались церковные праздники - Рождество, Пасха,

Крещение, Преображение, Успение, Троица. В такие дни неумолкая гудели

колокола сотен московских церквей. Сопровождаемые хорами, двигались

крестные ходы. Нарядно одетые горожане шли на церковные службы. В богатых

домах устраивались шумные пиры. Все праздники сопровождались щедрой

раздачей милостыни многочисленным московским нищим. На Святки (так

называлось праздничное время от Рождества до Крещения) проходили яркие

карнавалы с ряжеными, показывали свое искусство преследуемые властями

скоморохи, вызывали взрывы хохота своими проделками куклы-петрушки.

Кроме общегородских праздников отмечались престольные праздники

отдельных церквей. Эти праздники приходились на те дни, когда по церковному

календарю отмечалась память святого, которому была посвящена церковь. Так,

отмечаемый 6 мая праздник, посвященный великомученнику Георгию Победоносцу

- покровителю града Московского - проходил в церкви, построенной в его

честь в Царицино. Церквей в Москве было так много, что почти ежедневно в

какой-нибудь из них бывал “престол” (престольный праздник ), благодаря чему

появилась пословица: “В Москве каждый день - праздник!”

Некоторые русские праздники за многие столетия не раз меняли сроки.

Так, например, празднование Нового года на Руси до середины XIV в.

приходилось на 1 марта, затем его перенесли на 1 сентября, а в 1700 г. Петр

I повелел праздновать Новый год 1 января, да еще с елкой. Однако в

древности главным зимним праздником считалось Рождество, а не Новый год.

Рождественские святки

Святки, светлые вечера, так обычно называются в России, да не в одном

нашем отечестве, а и за границей дни праздненства, дни веселья и дни

священного торжества Рождества Христова, начинавшегося с 25 декабря и

оканчивавшегося обычно 7 января следующего года.

Зимой жизнь, казалось, замедлялась. Все сидели в натопленных домах и

без особой надобности не выходили на улицу - холодно, да и снега по пояс.

Именно на эту пору приходится шумный и веселый праздник - Рождество

Христово со святками.

Я начала я свой рассказ со святок потому, что нет на Руси ни одного

праздника, который бы сопровождался таким богатым выбором обычаев, обрядов,

примет и прочего, как во время святок.

На святках мы встречаем странную связь обычаев из языческого обряда,

смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе Мира.

Особенно таинственна была рождественская ночь, полная, как считалось,

необычных, загадочных явлений, описанных в повести Николая Васильевича

Гоголя “Ночь перед Рождеством”.

Во время святок молодежь собиралась в теплых домах и устраивала

колядование, гадание, игрища ряженых. Гадание на святки было главным

девичьим развлечением. Каждой девушке хотелось узнать что ее ожидает в

будущем, особенно волновали мысли о предстоящем замужестве. “Кто станет

суженным?” - вот главный предмет ночных святочных гаданий. Способов гадания

знали множество. В стихотворении “Светлана” Василий Андреевич Жуковский

перечислил самые распространенные гадания, правда, не рождественские, а

крещенские:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали,

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном,

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И под чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

Это стихотворение Жуковского интересно тем, что в этих гаданиях скрыты

народные приметы. “За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали” чтобы узнать,

в какой стороне живет суженный - на это должен был указать носок обуви.

Если он показывал на дом гадальщицы, значит предстояло ей сидеть еще год

в девках. “Снег полоть” - подбрасывать его вверх и наблюдать, как он

падает. Если ровно и звонко - быть девушке скоро замужем. Загадывая судьбу,

ходили подслушивать под окна чужого дома. Если говор слышался веселый, то

и жизнь в замужестве ожидалась нескучной, а муж - ласковым и добрым.

“Кормили счетным курицу зерном” и, наблюдая, как она клевала, пытались

угадать свою судьбу. Для этой же цели “ярый воск топили”. По образовавшимся

фигуркам судили о своем жребии: если похоже на церковь - к венчанию, ну, а

коль напоминает по очертаниям яму или пещеру - жди смерти.

Подблюдное гадание было одним из самых распространенных. Девушки,

сложив свои кольца в блюдо и накрыв его платком, “пели в лад песенки

подблюдны”. После каждой такой песенки блюдо встряхивали, кольца

перемешивались и гадальщица наугад вытаскивала одно из них. К его

хозяйке относилось содержание только что исполненной песни,

предсказывающей судьбу.

Пожалуй, самым интересным, но самым страшным, было гадание с зеркалом

и свечой:

Вот в светлице стол накрыт

Белой пеленою,

И на том столе стоит

Зеркало с свечою...

Девушка смотрела сквозь пламень свечи в зеркало, и в какой-то момент

ей начинало мерещиться:

...Робко в зеркало глядит:

За ее плечами

Кто-то, чудилось, блестит

Яркими глазами...

Что только не могло привидеться в крещенскую или рождественскую ночь

испуганной гадальщице!

Ни один русский праздник не проходил без вездесущей ребятни. На

святки детвора собиралась ватагами и ходила по домам колядовать. Оставшись

под окнами чьего-нибудь дома, ребятишки пели особые, рождественнские

песенки - колядки. Содержание их было традиционным - славление хозяина,

пожелание его семье и дому благополучия и процветания. За коляду полагалось

вознаграждение - что-нибудь вкусненькое. Иногда в самих колядках содержался

намек на это:

Наша-то Коляда

Ни мала, ни велика,

Она в дверь не лезет

И в окно не шлет,

Не ломай, не гибай,

Весь пирог подавай!

После колядования его участники дружно съедали собранные лакомства.

В рождественские дни дети занимались также славлением: ходили по

домам с вертепом и Вифлеемской звездой и распевали рождественские песенки.

Вертеп представлял собой небольшой деревянный ящичек с фигурками,

изображавшими сцену Рождества Христова. Как и за колядки, детвора получала

вкусные подарки.

Рождественские святки не обходились без участия ряженных. Игры

ряженных - древняя русская скоморошья забава, сохранившаяся с языческих

времен. Гонимая церковью и властью, традиция эта все же пережила века и

стала неотделимой частью многих народных праздников.

Костюмы и маски ( хари ) ряженных готовились заранее, хотя особых

премудростей здесь не было. Вывернутая мехом наружу шуба - вот и костюм

медведя. Та же шуба с вставленной в рукав кочергой изображала журавля.

Парни одевались бабами, девушки - мужиками. И те и другие рядились

стариками, циганами, солдатами, различными животными. Особым успехом

пользовались группы ряженных - лошадь с седоком, медведь с вожаком, “а при

нем деревянная коза”. Лошадь обычно изображали два парня, накрытые длинной

попоной. Передний держал на вилах соломенную кобылью голову. На “лошадь”

садился мальчик, и вся эта забавная группа под свист и хохот зрителей

отправлялась гулять по улицам. Ряженные заходили в дома и веселились как

могли: кувыркались, дурачились, орали не своим голосом, а иногда

разыгрывали целые представления. Так, весело и озорно, проходили святки,

доставляя много радости и детворе, и взрослым.

Крещение

Один из больших зимних праздников - день Богоявления или Крещения

Господня. “Крещение” (от слова “крест”) в старославянском и русском текстах

Священого Писания соответствует греческому “баптисма” (“погружение”).

Ритуальное омовение знают многие народы. Вода - универсальный символ жизни,

но одновременно - и смерти: в пучинах вод таится погибель. Обряд погружения

в воды озер и источников становится священным актом приобщения к

чередованию жизни и смерти, к постоянному обновлению природы.

В Священном Писании слово “крещение” впервые встречается в связи с

именем Иоанна Крестителя (Предтеча), последнего из великих пророков

дохристианской эры. К Иоанну сходились те, кто хотел покаяться в

совершенном зле. “Крещение”, которое совершал Иоанн раскрывает смысл

действия Бога как уничтожение зла и греха, спасение человека от них.

Христос Сам принял крещение у Иоанна. Богочеловек не нуждался в

очищении и в спасении, ибо был безгрешен. Тем не менее Он принял крещение

для того, чтобы собственным примером показать: путь к богу начинается с

очистительного покаяния.

“Богоявлением” этот праздник называется потому, что при крещении

Спасителя было явление всех лиц Святой Троицы: Бог Отец свидетельствовал о

Сыне, Сын божий крестился от рук Иоанна, Дух Святой в виде голубя сошел на

Сына.

На этот большой христианский праздник в Москву со всей России

съезжались люди, чтобы увидеть столь яркое зрелище. По свидетельству поляка

Маскевича, побывавшего в Москве в начале XVII в., в этом праздненстве

участвовало 300-400 тыс. человек.

С утра в Кремле собирался народ. Свободным оставался лишь проход от

Успенского собора через Тайницкие ворота к Москве-реке. По сторонам прохода

выстраивались стрельцы со знаменами и барабанами. В двенадцатом часу с

колокольни Ивана Великого раздавался звон, возвещавший о выходе государя из

дворцовых покоев. В сопровождении бояр царь спускался с Красного крыльца

Грановитой палаты на Соборную площадь. Завидя государя, народ падал на

колени и бил ему челом.

Царь шествовал в Успенский собор, совершал молитву и принимал

благословление патриарха. Затем от западных врат собора начинался крестный

ход к Москве-реке. Процессию открывали выборные от стрелецкого войска -

несколько сот человек, одетые в кафтаны цвета своих полков: зеленый, синий,

белый, желтый, фиолетовый. Стрельцы шли по четыре человека в ряд,

вооруженные золочеными ружьями и бердышами. Следом двигался крестный ход -

многочисленное духовенство: митрополиты, архиепископы и епископы, игумены

монастырей, до 500 священников и дьяконов с крестами, хоругвями, иконами.

Вслед за духовенством, но от южных врат собора, начиналось царское

шествие. Впереди шли дьяки разных приказов в бархатных кафтанах, за ними -

дворяне, стольники в золотых одеждах, далее - думные дьяки, сокольники в

дорогих меховых шубах - ведь дело происходило в январе. Около двенадцати

стряпчих несли царские вещи: посох, шапку, кафтан, шубу, полотенце и другие

предметы.

Сам царь выходил в полном парадном облачении при всех монарших

регалиях: на голове - венец, на груди - крест, в руке - скипетр. Государя,

в окружении бояр и думных людей, вели под руки два стольника. В конце

длинной процессии ехали пустые сани, на которых царь возвращался во дворец

после окончания праздника.

На Москве-реке, напротив Тайницких ворот, заранее делали во льду

большую прорубь. В нее опускали “иордань” - расписной деревянный ящик с

сенью над ним. Снаружи, по углам, “иордань” украшали изображения четырех

евангелистов, а внутри - сцена Крещения Господня.

Рядом с “иорданью”, под шатрами, устраивали места для царя и

патриарха. Царское место имело вид храма с пятью главами, увенчанными

золотыми кревтами. Пространство вокруг устилали красным сукном и

огораживали металлической решеткой.

По берегу реки вдоль кремлевской стены выстраивались с оружием,

знаменами и барабанами стрелецкие и солдатские полки. Все свободное

пространство заполняли толпы народа.

Как только царь и патриарх усаживались на свои места, начинался обряд

освящения воды. Патриарх погружал крест в “иордань”, а затем святой водой

кропили народ, войска, знамена полков. Эту же воду несли во дворец и

окропляли ею комнаты и иконы. Патриарх трижды осенял царя крестом и

поздравлял с праздником. К его поздравлениям присоединялись бояре, дворяне,

духовенство. Когда обряд был закончен, крестный ход в том же порядке

возвращялся в Успенский собор на молебен.

Широкая масленица

Но вот и зима подошла к концу. На пороге весны отмечали еще один

веселый праздник - Масленицу. Известна она еще с языческих времен как

праздник проводов зимы и встречи весны.

Церковь совместила Масленицу с кануном Великого поста, поэтому сроки

ее празднования подвижны: от конца января - начала февраля до конца

февраля - начала марта по старому стилю. В это время снег еще толстым

слоем покрывает землю, но все чаще выдаюдся погожие солнечные деньки.

Название праздника - “Масленица” - не случайно. В церковных книгах

Масленица называется “сырной неделей”, потому что в последнюю неделю перед

постом уже не разрешалось есть мясо, но молочные продукты: сыр, яйца, в том

числе масло, которым обильно поливали блины - главное праздничное блюдо, -

еще не были под запретом.

На свободных пространствах строились балаганы, раскидывались торговые

ряды, устанавливались перекидные качели, устраивалось катание с ледяных

гор. Обязательным было представление с медведями. Народ зазывали на

театральные представления.

Все неделю москвичи праздновали масленицу. Каждый ее день имел свое

название: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомки,

четверг - разгул, пятница - тещины вечерки, суббота - золовкины посиделки

и, наконец, воскресенье - проводы Масленицы, прощенный день.

В понедельник, первый день праздника, народ усраивал встречу

Масленицы. Детвора и взрослые мастерили соломенное чучело, похожее на

человека, надевали на него шапку, кафтан, подпоясывали кушаком, а к ногам

привязывали лапти. Чучуло - олицетворение Масленицы - возили на санях с

причитаниями: “Выезжала честная Масленица, широкая боярыня на семи санях

козырных, во широкой лодочке, во велик город пировать, душой потешиться,

умом повеселиться, речью насладиться”. Детвора сбегала с построенных

снежных горок с радостными криками: “Приехала Масленица! Приехала

Масленица!”

Первый день Масленицы заканчивался традиционной русской богатырской

забавой - кулачным боем. Размахнись рука, раззудись плечо! Мужики

разбивались на две команды. По общему сигналу сходились стенка на стенку.

Бой обычно начинали мальчишки. Затем они уступали место парням. И только в

разгар “сражения” выходили опытные бойцы и решали его исход.

Один из способов борьбы назывался “московским” - это, когда один из

бойцов, если ему удавалось наклонить противника в сторону, подбивал ему

носком правой ноги левую ногу и сбивал его на землю. От этой исключительно

московской ухватки в борьбе и пошла поговорка: “Москва бьет с носка”.

Кулачные бои, несмотря на их жестокость, велись по определенным

правилам. Запрещалось использовать какое-либо оружие, даже медный пятак в

рукавице. Нельзя было бить лежачего, преследовать спасающегося бегством.

Тем не менее, разбитые носы, распухшие скулы, выбитые зубы и заплывшие

глаза считались обычной платой за это чисто мужское развлечение. Случались

и трагические исходы, поэтому в конце XVII в. царь издал два указа о

запрете кулачных боев. Однако мера эта не возымела действия. Жестокая

потеха бытовала чуть ли не до начала XX в.

С понедельника масляничной недели начинали печь блины - главное

угощение праздника. “Блин красен и горяч, как горячее всепрогревающее

солнце, блин полит растительным маслом - это воспоминание о жертвах,

приносимых могущественным каменным идолам. Блин - символ солнца, красных

дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей”. - так поэтично

описал это кушанье писатель Александр Иванович Куприн.

На Масленицу все словно старались наесться впрок в ожидании

семинедельного Великого поста. Экономить в это время на еде считалось

грехом. ”Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить”, - говорили в

народе. Помятуя о доброй еде и веселье этих дней, родилась поговорка: “Не

житье, а Масленица”.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.