бесплатно рефераты
 

Место истории Древнего Египта в мировой истории

Место истории Древнего Египта в мировой истории

План.

I. Введение.. Место истории Древнего Египта в мировой истории.

II. Внутренняя и внешняя политика Рамсеса II.

1) Широкое монументальное строительство в Древнем Египте эпохи Рамсеса II.

2) Экономическое положение Древнего Египта эпохи Рамсеса II.

3) Военные походы Рамсеса II.

III. Заключение. Роль эпохи Рамсеса II в истории Древнего Египта и в

мировой истории.

Введение.

Самобытная культура Древнего Египта ("Страны Большого Хапи”) с

незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества . Она

вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У

египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим

преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.

Минули тысячелетия , но живой интерес к истории Древнего Египта

отнюдь не иссяк . Напротив ! Но долгое время огромный пласт египетской

истории был неизвестен людям : ученые не могли расшифровать таинственные

письмена- иероглифы . Попытки проникнуть в их тайну еще в глубокой

древности , над загадкой бились и античные философы , историки , писатели .

" Вырезанные на камне изображения - это магические знаки," -говорил римский

поэт Лукиан , живший в I веке нашей эры . " Египетское письмо имеет

символический характер . Каждый иероглиф обозначает целое слово или даже

фразу " , - предполагал историк Плутарх , живший на рубеже I и II веков

[1]. Писали о египетских иероглифах и Апулей , и Геродот , и многие многие

другие . Но понадобился кропотливый труд многих поколений исследователей ,

чтобы до конца выявить все тайны египетского письма . Это знаменательное

событие - одно из самых выдающихся в истории мировой науки - произошло лишь

в XIX веке . Ему предшествовали годы мучительных и бесплодных исканий .

Всей душой стремясь к заветной цели , многие ученые незаметно для себя

уклонялись в сторону и вступали на такой путь , который уводил их все

дальше по запутанному лабиринту фантазий и домыслов . Но после дешифровки

иероглифов перед нами обрисовалась во всем своем величии могучая

цивилизация , процветавшая несколько тысяч лет на берегах Нила .

Египтология широко открыла доступ к сокровищнице культурных ценностей ,

созданных талантливым и трудолюбивым народом . Мы можем сейчас по

достоинству оценить огромный вклад древних египтян в развитие мировой

культуры , науки и искусства .

Как уже было сказано выше , интерес к культуре Древнего Египта не

иссякает до сих пор . Написано множество книг об истории , традициях

"Страны Большого Хапи " , о ее месте в мировой истории . Некоторые из этих

книг я использовала при написании этой курсовой работы .

Первая книга в моем списке - сборник " Аравия. Материалы по истории

открытия . " Она содержит обширные сведения не только по истории самой

Аравии , но и по всему Древнему Востоку . Египтяне издревле снаряжали

торговые и военные экспедиции в Аравию , расположенную на стыке трех

материков и служившей соединительным звеном в общении областей

Средиземноморья ( в том числе и Египта ) с Восточной Африкой и Индией , а

через нее с Китаем . С отрывками из сочинений путешественников мы можем

ознакомиться , прочитав эту книгу .

Еще одно издание - работа Н. Петровского и А.. Белова " Страна

Большого Хапи " . При всей своей научной строгости эта книга читается как

увлекательная повесть . Повествование пронизано двумя основными темами . Во-

первых , конкретно показаны центры культуры Древнего Египта , жизнь народа

во всем ее многообразии и наиболее существенные исторические события . Во-

вторых , нарисована красочная картина рождения новой науки египтологии как

за рубежом , так и в России . При этом авторы делают нас соучастниками

научных открытий, вводят в лабораторию творчества , показывают романтику

научных исследований . Творческий подвиг ученых , положивших начало

египтологии , и первого среди них француза Шампольона, представлен в книге

во всем своем величии . В первой и заключительной главах книги показаны

русские путешественники по Египту и неутомимые исследователи его древней

культуры . На страницах книги воскресают светлые образы капитан-лейтенанта

Бутенева и академика архитектуры Ефимова , связь которых с Египтом была

несправедливо забыта . Должную оценку нашли и заслуги многих других русских

ученых , таких как Норова , Сенковского , Рафаловича , Голенищева и

Стасова .В конечном итоге работа египтолога Н.С. Петровского и литератора

А.М. Белова в увлекательной и доступной форме раскрывает нам не только

историю великого народа , но и этапы изучения этой истории .

Одним из основных источников информации для этой работы стала Библия

. Рамсес II упоминается в Ветхом Завете применительно к двум историческим

периодам - время поселения израильских племен в Египте ( время Иосифа ) и

притеснение потомков Израиля в стране фараонов ( время Моисея ) .

Существует мнение , что в основе этих библейских рассказов лежат , скорее

всего , многочисленые предания ханаанского населения Палестины ,

неоднократно проникавшего в Египет . Но возможно и сочетание этих преданий

с преданиями собственно израильских племен времен первых фараонов

девятнадцатой династии .

Также при подготовке к курсовой работе я использовала книгу

И.А.Стучевского " Рамсес и Херихор " . Она в достаточно полном объеме

раскрывает особенности развития Египта эпохи XIX династии . В книге

подробно описаны практически все аспекты жизни Древнего Египта.

Уникальность этой книги в том , что автор приводит цитаты из подлинных

документов для подтверждения всех своих высказываний . Кроме своего мнения

Стучевский приводит мнения и других исследователей , занимавшихся данной

проблемой , что создает наиболее полную картину , позволят нам

придерживаться того или иного суждения или сформировать свое .

Мною использована и работа Иммануэля Великовского " Рамсес II и его

время " . Книга написана очень просто и доступно . Единственной трудностью,

возникшей при работе с этим произведением , было отсутствие его издания на

русском языке , и пришлось переводить книгу с английского языка .

Ценность этого издания в том , что оно включает в себя главы , посвященные

обзору библейских стихов , повествующих о жизни египетского народа времен

правления Рамсеса II . Также в книге приведены цитаты из подлинных

египетских документов .

Завершают мой список литературы Малая Советская энциклопедия и

Энциклопедия для детей . В них я нашла краткие сведения по интересовавшему

меня вопросу . В детской энциклопедии я также встретилась с довольно

любопытной легендой о фараоне Рамсесе II , которую тоже включила в мою

курсовую работу .

Внутренняя и внешняя политика Рамсеса II.

Широкое монументальное строительство в Древнем Египте эпохи Рамсеса II.

Итак , теперь я приступаю непосредственно к описанию и анализу

исторических процессов Египта периода правления фараона Рамсеса Второго,

на мой взгляд , одного из интереснейших этапов египетской истории. Это

время в основном характеризовалось широким строительством и

многочисленными военными походами . Для времени Рамсеса II характерно

стабильное социально-экономическое положение , хотя до нас дошли некоторые

свидетельства о бунтах ремесленников в Фивах .Но в целом , в экономическом

плане Египет процветал , без этого были бы невозможны длительные военные

походы Рамсеса II . На всех этих вопросах я остановлюсь ниже.

Долгое, шестидесятисемилетнее царствование (1317 - 1251 гг. до н.э.)

Рамсеса II оказалось последним более или менее длительным взлетом былого

могущества Египта . В дальнейшем фараонам уже не удавалось на сколько-

нибудь продолжительный срок закрепить свое влияние и власть в соседствующих

на севере и на юге странах и навязывать им свою волю .

Наглядным свидетельством могущества Рамсеса II служат развалины

многочисленных воздвигнутых по его повелению великолепных , богато

украшенных храмов и святилищ . Они сооружались повсеместно в Египте и в

Северной Нубии .

В соответствиии с древней религиозной доктриной фараоны считались

существами божественной природы , " детьми великих богов мироздания"[2] и

поэтому являлись объектами религиозного почитания . Особенно

последовательно это соблюдалось в отношении Рамсеса II , прижизненное и

посмертное обожествление и культовое обслуживание которого осуществлялось

по всему Египту и за его пределами . Особого развития обожествление Рамсеса

II достигло в Нубии . В некоторых храмах имелись даже изображения Рамсеса

II , совершающего поклонения самому себе как богу . Ученый Б.А.Тураев

писал : " Рамсес II выступает богом с такими притязаниями , как никто из

его предшественников . Его не стесняет несравнимость божества . " [3]

Одними из самых замечательных храмов являются два пещерных храма в

Абу-Симбеле , в Нубии . Храмы Абу-Симбел , высеченные в хрупком песчаннике

, были сооружены три тысячи двести лет тому назад . Высота одного из них -

тридцать три метра, ширина - тридцать восемь метров , глубина - шестьдесят

пять метров . У входа в храм возвышаются четыре двадцатиметровых колосса,

каждый из которых изображает Рамсеса II . Гигантские статуи как бы охраняют

древнее святилище . Неизвестный ваятель увековечил также всех детей

фараона , расположив их у ног Рамсеса II .

Четыре статуи буквально подавляют своей монументальностью . Можно

себе представить размеры этих гигантов, если ширина лица каждой скульптуры

четыре метра семнадцать сантиметров, длина носа - сто два сантиметра ,

длина уха - сто шесть сантиметров , ширина глаз - восемьдесят четыре

сантиметра , ширина рта - один метр десять сантиметров .Поразительно

сохранение портретных черт на колоссах такого масштаба [4].

Все оформление храма было обусловлено одной идеей - всеми возможными

способами превознести могущество великого фараона . Начиная от масштабов

святилища и кончая тематикой его декорировки , все было пронизано этой

идеей .

В выборе места для храма сказалось столь свойственное египетским

зодчим умение поставить памятник с учетом окружающей местности : когда храм

, расположенный на западном берегу Нила , освещается первыми лучами солнца

, гигантские скульптуры внезапно окрашиваются темно- красным цветом и

кажутся особенно рельефными на фоне отбрасываемых ими иссиня - черных теней

. Колоссы производили незабываемое впечатление всеподавляющей мощи фараона

. Образ Рамсеса II вообще господствует в храме : над входом высечено его

скульптурное изображение , в первом помещении потолок поддерживают

пилястры со стоящими перед ними гигантскими статуями царя ; в культовой

молельне наряду со скульптурами Амона , Птаха , и Ра- Гора- Ахути есть

статуя самого Рамсеса Великого .

Прославлению военных побед фараона посвящены рельефы гипостиля . На

восточной стене , по обе стороны от входа , помещены традиционные

изображения - Рамсес убивает перед богами группы пленных , направо от входа

- ливийцев , налево - нубийцев . Правая , северная стена занята

грандиозными скульптурными картинами , повествующими о борьбе Рамсеса II с

хеттами , в том числе здесь показана и знаменитая битва при Кадеше . На

левой , южной стороне развернуты эпизоды войн с ливийцами и нубийцами . На

последней , западной стене видны итоги победоносных походов Рамсеса II

: царь приводит пленных к богам , направо от прохода в следующие

помещения -хеттов , налево- нубийцев , в соответствии с тем , какие войска

изображены на примыкающих северной и южной стенах .

Рядом с храмом Рамсеса II находится меньший по размерам , но не менее

величественный храм его жены .

На южной стороне храма Абу-Симбел на отвесной скале из песчанника

высечена "брачная стела" Рамсеса II . Она воспроизводит текст документа ,

разосланного в различные храмы Египта для его увековечения на их стенах .

Надпись эта не избежала повреждений . Резчику , высекавшему в Абу--Симбеле

текст " брачной стелы " , не хватило места для ее полного воспроизведения

. Он высек только сорок одну строку , несмотря на то , что постепенно

уменьшал размеры иероглифов . В конце концов ему пришлось дойти до края

скалы и остановиться , не завершив повествования . Надпись долго

подвергалась влиянию непогоды , пока ее совершенно не засыпало песком .

Поэтому неудивительно , что немецкий ученый Р.Лепиус , первый взявшийся за

изучение стелы в 1843-1844 годах , списал только восемнадцать строк , так

как нижняя часть стелы погребена под песками . Лишь в конце прошлого века

французский египтолог Э. Буриан скопировал , хотя и несовершенно , всю

надпись .

Первые двадцать строк текста " брачной стелы " содержат длинное

вступление с обычными славословиями и похвалами Рамсесу II . Далее следует

подробное описание битвы фараона с хеттами , в результате которой

впоследствии и был заключен брак между хеттской принцессой и Рамсесом II.

Подробнее об этом я расскажу ниже . На " брачной стеле " кроме текста

сохранилось еще рельефное изображение прибытия царевны в резиденцию Рамсеса

II и изображение следующего за ней Хаттушиля , ее отца .

Еще один известный египетский храм периода Нового Царства -

Луксорский храм в Фивах . Он чарует посетителей красотой своих коллонад и

рельефов . Говорят , что в лунные ночи впечатление еще более усиливается

благодаря " таинственности неожиданных эффектов светотени "[5] . Храм не

был построен при каком-то одном фараоне . Каждый из державных владык Египта

считал своим долгом принять участие в украшении обители главного

египетского бога Амона-Ра . Храм постоянно перестраивался , иногда даже

разрушались целые залы , чтобы на их месте построить новые , еще более

грандиозные . Своеобразные ворота к храму образуют пилоны - две

монументальные башни с наклонными стенами . Они были построены в XIII веке

до нашей эры . Перед пилонами стоят огромные двадцатипятиметровые обелиски

, покрытые иероглифическими надписями . Обелиски высечены из асуанского

гранита и весят более 2500 тонн каждый .

Но если надписи на обелисках понятны лишь посвященным , то

великолепные изображения на пилонах вызывают всеобщее восхищение . Здесь

запечатлено грандиозное сражение , произошедшее между египтянами и хеттами

в XIV веке до нашей эры при Рамсесе II . Это многофигурная композиция , в

которой древний мастер отлично передал напряжение боя , неукротимый порыв

наступающих и отчаянное сопротивление оборонявшихся . Над бесчисленными

воинами и боевыми колесницами высится могучая фигура фараона , который на

картине раз в десять больше простых смертных . На пилонах начертана целая

поэма о битве при городе Кадеше , прославляющая фараона и мощь его бога-

покровителя - Амона-Ра . А рядом стоят шесть огромных статуй победителя

хеттов - Рамсеса II . Такое нагромождение грандиозных обелисков , статуй ,

пилонов с ярко раскрашенными картинами , залитыми лучами солнца , должно

было ошеломлять зрителя , вселять в него восхищение и внушать робость

перед могуществом всесильного фараона .

Очень подробное и яркое описание дворца и заупокойного храма Рамсеса

II - Рамессеума - в западной части Фив дала М.Э.Матье в своей работе ,

посвященной искусству Древнего Египта : " Храм Рамсеса II , созданный

зодчим Пенра и известный под названием Рамессеума ( древнее название " Дом

миллионов лет Рамсеса - Мериамона во владении Амона " ), намного

превосходил по масштабам и монументальности оформления святилище Сети I .К

сожалению , и здесь нам не известны ни фасад всего ансамбля , ни способ

соединения его с Нилом , так как территория перед храмом в настоящее время

занята полями . Если исходить из того , Рамсес III явно пытался построить

свой заупокойный храм ... по образцу Рамессеума , можно предположить , что

и перед последним возвышались грандиозные ворота с башнями и находился

бассейн , откуда шел канал к Нилу . " [6]

В настоящее время входом на территорию заупокойного ансамбля Рамсеса

II , обнесенную кирпичной стеной , служит гигантский пилон из песчанника .

За пилоном находится первый двор . Удачное разрешение декорировки этого

двора было достаточно сложным делом , так как требуемое в египетской

архитектуре соблюдение симметрии здесь было затрудненно тем, что левая ,

южная сторона двора являлась одновременно и фасадом расположенного здесь

дворца . Пенра блестяще разрешил стоящую перд ним задачу , оформив фасад

дворца в виде портика с двойной коллонадой , а противоположную , северную

стену дворца - одним рядом колонн , перед которыми , однако , стояли

ассирические колоссы царя . Западная стена дворца не имела колонн , она

была ограничена следующим , сравнительно невысоким пилоном , к проходу

которого вела лестница , так как второй двор был расположен выше первого .

С каждой стороны лестницы стояла гигантская гранитная статуя Рамсеса II ,

около двадцати метров в высоту . Сохранившийся колосс является величайшей

монолитной скульптурой и весит около одной тысячи тонн . Поверхность пилона

была покрыта раскрашенными рельефами , содержавшими две огромные композиции

: битву с хеттами при Кадеше и праздник Мина , во время которого фараон

торжественно срезал золотым серпом первый сноп , открывая жатву всей стране

. Из портика во дворец вели два входа , расположенные по обе стороны "окна

явлений " . Через небольшие вестибюли посетители попадали в приемный зал с

шестнадцатью колоннами , занимавший центральную часть здания . В каждой из

боковых стен зала , кроме двери из вестибюля , была еще дверь , ведшая в

личные комнаты царя . В глубине зала , прямо напротив " окна явлений " был

проход в четырехколонный тронный зал . Позади здания дворца был расположен

в особой постройке гарем с четырьмя отдельными комплексами , по пяти комнат

в каждом .

Второй двор Рамессеума был оформлен иначе , чем первый , так как он

служил подходом к зданию заупокойного царского храма . Здесь портики шли

вдоль всех четырех стен , но оформление их было решено различно : боковые

портики ( северный и южный ) имели по два ряда колонн в форме связок

папируса , с гладкими стволамии капителями ; с востока , вдоль пилона был

возведен один ряд колонн с осирическими колоссами перед ними ; вдоль

западной же стороны двора , перед входом в храм , возвышался двойной ряд

колонн и осирические колоссы . Гипостиль , большой зал дворца с тесно

поставленными колоннами , был расположен во всю ширину здания и занимал

площадь в тысячу двести квадратных метров и имел сорок восемь колонн . В

Рамессеуме гипостиль предшествовал трем группам дальнейших помещений . За

гипостилем находилась культовая часть храма из пяти самостоятельных

подразделений . Основное лежало на центральной оси здания и состояло из

трех последовательно расположенных восьмиколоных залов , средние проходы

которых служили , таким образом продолжением большого гипостиля . Далее

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.