бесплатно рефераты
 

Местное управление в России

состояние и пребывание, в недрах государства живущих разного рода и

поколения людей; и следственно существом своим производит новый опыт к

удостоверению наших вернолюбезных подданных, сколь наполнены мы

человеколюбивым призрением к народу, и горячим попечением о общем благе и

добром устройстве.

А по сему и надеемся мы, что всяк благоразумный человек,

и всяк ревностный сын отечества усердно стремиться будет соответствовать

нашему благому намерению, сколь до кого сии новые учреждения касаться

будут, и тем самым да докажут нам достодолжную признательность за

дарованные вновь нашему народу вообще единым учреждением разные

благодеяния; бога же

мы просим и молим, да благословит сие наше постановление

многих лет благополучным течением, к счастию подданных, к

умножению истинного правосудия, к исправлению нравов и к распространению

всех христианских добродетелей: да вселит он в

сердца употребляемых в сие дело усердие к точному и нелицемерному

отправлению должности, отвращение же от праздного провождения времени в

роскоши и во всяких иных пороках, нравы развращающих, да почтется в

людях сих наивысшим стыдом леность, нерадение и неприлежность ко

всякому порученному делу, яко же и главнейшим поношением да будет упущение

должности, и нерачение о части блага общего им вверенного и да наставит

всех и нас самих на путь ему творцу во всем благоугодный, пребывая впрочем

ко всем нашим верным подданным

с обыкновенною нашею монаршею милостию. Дан в Москве ноябре 7 дня 1775

года, государствования нашего в 14 лето.

Примерный штат губернии, в коей столица

1. Дабы губерния порядочно могла быть управляема, полагается в оной

от трех сот до четырех сот тысяч душ.

2. Для управления же губернии полагается главнокомандующий в

отсутствии императорского величества.

3. В губернии учреждается правитель или губернатор.

4. В губернии учреждается правление губернское.

5. В губернском правлении заседает главнокомандующий, правитель или

губернатор с двумя советниками.

6. В губернии учреждается палата уголовного суда.

7. В палате уголовного суда заседает председатель один, два

советника и два асессора.

8. В губернии учреждается палата гражданского суда.

9. В палате гражданского суда заседает председатель один,

два советника и два асессора.

10. В губернии определяется губернский землемер.

11. В губернии учреждается палата для домостроительных

дел и управления казенных доходов и. в.

12. В казенной палате заседает поручик правителя или вице-губернатор,

директор экономии или домоводства, один советник,

два асессора и один губернский казначей.

13. В губернии учреждается верхний земский суд, а буде обширность

губернии того требует, то дозволяется учредить в губернии более одного

верхнего земского суда.

14. В верхнем земском суде заседает первый и второй председатель и

десять заседателей.

15. Буде нужда того требует, то губернию разделить на области или

провинции.

16. Губернии и области разделяются на уезды или округи.

17. В уезде, или округе считается от двадцати до тридцати

тысяч душ.

18. В каждом уезде или округе учреждается уездный, или

окружной суд.

19, В уездном, или окружном суде заседают уездный, или окружной судья

и два заседателя.

20. При каждом уездном суде учреждается место под названием:

дворянская опека.

21. В дворянской опеке председает уездный дворянский предводитель и

заседает уездный судья и его заседатели.

22, В каждом уезде или округе учреждается нижний земский

суд.

23. В нижнем земском суде заседают земский исправник

или капитан, и два или три заседателя, смотря на обширность

уезда.

24. В каждом уезде или округе определяется уездный казначей один,

землемер присяжный один, доктор один, лекарь один,

подлекарей два и лекарских учеников два.

25. В каждом городе, где нет коменданта, определяется городничий, в столице

же обер-полицмейстер.

26. По городам и посадам старосты и судьи словесного суда

остаются на прежнем основании.

27. Ратушам быть только по посадам.

38. В городах остаться имеют городовые магистраты.

29. В городовом магистрате присутствовать имеют два бургомистра и

четыре ратмана.

30. При каждом городовом магистрате учреждается городовой

сиротский суд.

31. В городовом сиротском суде председает городской глава

и заседают два члена городского магистрата и городовой староста.

32. В губернии учреждается губернский магистрат, и буде обширность

губернии того требует, то дозволяется учредить в губернии более одного

губернского магистрата.

33. В губернском магистрате заседает первый и вторый председатель и

шесть заседателей.

34. В губернии учреждается по усмотрению главнокомандующего,

соображаясь с обширностью губернии обстоятельствами

разнообразных уездов , для однодворцев и прочих, о коих в

335 статье ниже сего сказано, у каждых от 10 и 30 тысяч душ,

по одному суду под названием: нижняя расправа.

35. В нижней расправе заседает расправный судья и восемь

заседателей, из коих двое отсылаются для заседания в нижнем

земском суде и двое для заседания в совестном суде, по делам

до их селений касающимся.

36. В губернии, где учреждена одна или более, нижняя расправа, там

учреждается и суд под названием: верхняя расправа;

и буде обширность губернии того требует, то дозволяется учредить в

губернии более одной верхней расправы.

37. В верхней расправе заседают первый и вторый председатель и десять

заседателей.

38. В губернии учреждается по одному приказу под названием: Приказ

общественного призрения .

39. В приказе общественного призрения председает губернатор сам и заседают

двое заседателей верхнего земского суда , двое заседателей губернского

магистрата , да двое заседателей верхней расправы ( где есть ; где же

которых нет , то само собою разумеется ,

что в заседании не будет ).

40. В губернии учреждается по одному суду под названием

совестный суд.

41. В совестном суде председает судья совестного суда той

губернии, и заседают по дворянским делам двое дворян, по городовым делам

двое граждан, по расправным делам двое поселян.

42. При губернском правлении и при палатах определяется

губернский прокурор, губернский стряпчий казенных дел, и губернский

стряпчий уголовных дел.

43. При верхнем земском суде определяется прокурор, стряпчий казенных

дел и стряпчий уголовных дел.

44. При губернском магистрате определяется прокурор, стряпчий казенных

дел и стряпчий уголовных дел.

45. При верхней расправе определяется прокурор, стряпчий

казенных дел и стряпчий уголовных дел.

46. В каждом уезде, или округе определяется уездный стряпчий один …

Наиболее важным актом, осуществившим правовую консолидацию дворянства,

стала «Жалованная грамота дворянству» (1785 г.).

Еще в 1771 г. в результате работы Уложенной комиссии был подготовлен

проект, позже положенный в основу «Жалованной грамоты дворянству». В

проекте все население разделялось на три класса, первый из которых

именуется «благородный». Проект развивал положения екатерининского «Наказа»

об особом статусе и предназначении дворянства.

Привилегии дворянства определялись достаточно широко: прежде всего

закреплялось положение Манифеста 1762 г. «О вольности дворянской», о

свободе дворян служить, оставлять службу, выезжать в другие государства,

отказываться от подданства.

Устанавливались политические корпоративные права дворянства: право

созывать и участвовать в провинциальных съездах, право избирать дворянами

судей.

«Жалованная грамота дворянству» (полное название «Грамота на права и

преимущества благородного российского дворянства») состояла из вводного

манифеста и четырех разделов (девяносто две статьи).В ней устанавливались

принципы организации местного дворянского самоуправления, личные права

дворян и порядок составления родословных дворянских книг.

Дворянское достоинство определялось как особое состояние качеств,

которые послужили основанием для приобретения дворянского звания.

Дворянское звание рассматривалось как неотъемлемое, потомственное и

наследственное. Оно распространялось на всех членов семьи дворянина.

Основаниями для лишения дворянского звания могли стать лишь уголовные

преступления, в которых проявились моральное падение преступника и

нечестность. Перечень этих преступлений был исчерпывающим.

Личные права дворян включали: право на дворянское достоинство, право

на защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний, от

обязательной государственной службы и др.

Имущественные права дворянства: полное и неограниченное право

собственности, на приобретение, использование и наследование любого вида

имущества. Устанавливалось исключительное право дворян покупать деревни и

владеть землей и крестьянами, дворяне имели право открывать промышленные

предприятия в. своих имениях, торговать продукцией своих угодий оптом,

приобретать дома в городах и вести морскую торговлю.

Особые судебные права дворянства включали следующие сословные

привилегии: личные и имущественные права дворянства могли быть ограничены

или ликвидированы только по решению суда: дворянина мог судить только

равный ему сословный суд, решения других судов для него не имели значения.

Сословное самоуправление дворянства, регламентированное

«Жалованной грамотой», выглядело следующим образом: дворяне создавали

общество или Собрание, наделенное правами юридического лица (имевшее

собственные финансы, имущество, учреждения и служащих).

Собрание наделялось определенными политическими правами: оно могло

делать представления местным властям, центральным учреждениям и императору

по вопросам «общественной пользы».

В состав Собрания входили все дворяне, имевшие имения в данной

губернии. Из числа уездных предводителей дворянства Собрание раз в три года

избирало кандидатов в губернские предводители дворянства. Кандидатура

последнего утверждалась губернатором или представителем монарха в губернии.

Устранялись от выборов дворяне, не имевшие земель и не достигшие

двадцатипятилетнего возраста. Ограничивались при выборах права дворян, не

служивших и не имеющих офицерских чинов. Опороченных судом дворян исключали

из состава Собрания.

Собрание избирало также заседателей в сословные суды губернии и

полицейских должностных лиц земской полиции.

Дворянские собрания и уездные предводители осуществляли составление

дворянских родословных книг и решали вопросы о допустимости в число дворян

тех или иных лиц (существовало около двадцати правовых оснований для

причисления к дворянству).

Жалованная грамота сохраняла отличие прав личного дворянства от прав

потомственного дворянства. Все потомственное дворянство обладало равными

правами (личными, имущественными и судебными) независимо от разницы в

титулах и древности рода. Правовая консолидация дворянства, как сословия,

завершилась. Закрепленные за дворянством права определялись как «вечные и

неизменные». Вместе с тем дворянские корпорации находились в

непосредственной зависимости от государственной власти (регистрация дворян

в родословных книгах проводилась по установленным государством

правилам, . государственные чиновники утверждали кандидатуры выборных

дворянских предводителей, дворянские выборные органы действовали под эгидой

государственных должностных лиц и учреждений).

Правовой статус городского населения, как особого сословия, начал

определяться еще в конце XVII в. Затем создание органов городского

самоуправления при Петре 1 (ратуши, магистраты) и установление определенных

льгот для верхушки городского населения укрепили этот процесс. Дальнейшее

развитие промышленности, торговли и финансов (как особых функций города)

потребовало издания новых правовых актов, регулирующих эти сферы

деятельности.

В 1769 г. был- разработан проект положения «О среднем роде людей» или

правовом статусе мещанства. К этому сословию относились: лица, занимающиеся

наукой и несущие службу (белое духовенство, ученые, чиновники, художники)

лица, занятые торговлей (купцы, фабриканты, заводчики, владельцы судов и

мореплаватели); прочие лица (ремесленники, мещане, работные люди).

«Средний род» людей располагал полнотой государственных прав, правом

на жизнь, безопасность и имущество. Предусматривались судебные права, права

на неприкосновенность личности вплоть до окончания судебного

разбирательства, на защиту в суде.

Мещане освобождались от общественных работ, их запрещалось переводить

в крепостное состояние. Они имели право свободного переселения,

передвижения и выезда в другие государства, право на свой внутрисословный

суд, на обзаведение домами, право выставлять вместо себя замену по

рекрутскому набору.

Мещане имели право владения городскими и загородными домами, имели

неограниченное право собственности на принадлежащее им имущество,

неограниченное право наследования. Они получали право владеть промышленными

заведениями (с ограничением их размеров и числа работающих на них),

организовывать банки, конторы и пр.

При подготовке «Жалованной грамоты городам» (которая началась в 1780

г.) кроме материалов Уложенной комиссии были использованы другие источники:

Цеховой устав (1722 г.), Устав благочиния (1782 г.) и Учреждение для

управления губернией (1775 г.), шведский Цеховой Устав и Положение о

маклере (1669 г.), прусский Ремесленный устав (1733 г.), законодательство

городов Лифляндии и Эстляндии.

«Жалованная грамота городам» (полное название: «Грамота на права и

выгоды городам Российской Империи») была опубликована одновременно с

«Жалованной грамотой дворянству» в апреле 1785 г. Она состояла из

манифеста, шестнадцати разделов и ста семидесяти восьми статей.

Грамота закрепляла единый сословный статус всего населения городов

независимо от профессиональных занятий и родов деятельности.

Это вполне согласовывалось с идеей создания «среднего рода людей». Единый

правовой статус городского населения основывался на признании города особой

организованной территорией с особыми же административной системой

управления и видами занятий населения. Принадлежность к мещанскому

сословию, по мысли законодателя, основывается, на трудолюбии и добронравии,

является наследственным, связан с пользой, которую мещанство приносит

отечеству (принадлежность к мещанству - не естественное явление, как

принадлежность к дворянству). Лишение мещанских прав и сословных привилегий

могло осуществляться по тем же основаниям, что и лишение сословных прав

дворянина (также приводился полный перечень деяний).

Личные права мещан включали: право на охрану чести и достоинства, личности

и жизни, право на перемещение и выезд за границу.

К имущественным правам мещанства относились: право собственности на

принадлежащее имущество (приобретение, использование, наследование), право

владения промышленными предприятиями, промыслами, право на ведение

торговли. Все городское население делилось на шесть категорий:

1) «настоящие городские обыватели», имеющие в городе дом и иную

недвижимость;

2) записанные в гильдии купцы (1 гильдия - с капиталом от десяти до

пятидесяти тысяч рублей, II - от пяти до десяти тысяч рублей, III-от

одной до пяти тысяч рублей);

3) состоявшие в цехах ремесленники;

4) иногородние и иностранные купцы;

5) именитые граждане (капиталисты и банкиры, имевшие капитал не менее

пятидесяти тысяч рублей, оптовые торговцы, судовладельцы, состоящие в

городской администрации, ученые, художники, музыканты); 6) прочее посадское

население.

Купцы 1 и II гильдий пользовались дополнительными личными правами,

освобождались от телесных наказаний, могли владеть крупными промышленными и

торговыми предприятиями. От телесных наказаний освобождались и именитые

граждане.

Права и обязанности ремесленников регламентировались внутрицеховыми

правилами и «Уставом о цехах».

За городскими жителями, как и за дворянством, признавалось право

корпоративной организации. Горожане составляли «общество городское» и могли

собираться на собрания с санкции администрации.

Горожане избирали бургомистров, заседателей-ратманов (на три года),

старост и судей словесных судов (на год).

Собрание могло обращаться с представлениями к местным властям и

наблюдать за соблюдением законов. За городским обществом признавалось право

юридического лица. Участие в обществе ограничивалось имущественным цензом

(уплата годового налога размером не менее пятидесяти рублей) и возрастным

цензом (не моложе двадцати пяти лет).

В городе создавалась общая городская дума, в которую входили избранные

городской голова и гласные (по одному от каждой из шести категорий горожан

и пропорционально частям города).

Общая городская дума образовывала свой исполнительный орган - шестигласную

городскую думу из числа гласных, в заседаниях которой участвовал один

представитель от каждой категории. Председательствовал городской голова.

В компетенцию городской думы входили: обеспечение в городе тишины,

согласия и благочиния, разрешение внутрисословных споров, наблюдение за

городским строительством. В отличие от ратуш и магистратов судебные дела не

входили в ведение городской думы - их решали судебные органы.

В 1785 г. был разработан проект еще одной сословной грамоты - «Сельского

положения». Документ касался положения только государственных крестьян. Он

утверждал за ними неотъемлемые сословные права: право на свободное звание,

право собственности на движимое имущество, право приобретать в

собственность недвижимость (исключая деревни, фабрики, заводы и крестьян),

право отказываться от уплаты незаконных податей, сборов и повинностей,

право заниматься земледелием, промыслами и торговлей.

Сельское общество получало права корпорации. Сельские «обитатели»

могли избирать исполнительные органы самоуправления в общинах, избирали

сословный суд и выходили с представлениями к местной администрации. Лишение

сословных прав могло осуществляться только по суду. Предполагалось

разделить все сельское население, по аналогии с городским, на шесть

категорий с учетом объявленного капитала, т. е. по имущественному цензу.

Две первых категории (с капиталом более одной тысячи рублей) освобождались

от телесных наказаний.

Проект не стал законом, однако государственная и правовая политика в

отношении крестьянства достаточно ясно определялась. Крестьянское население

подразделялось на «государственных поселян», принадлежавших государству и

владевших землями, полученными от правительства свободных крестьян,

арендующих землю у дворян или правительства и не являющихся крепостными;

крепостных крестьян, принадлежавших дворянам или императору. Все категории

крестьян имели право нанимать работников, выставлять вместо себя нанятых в

рекруты, обучать своих детей (крепостные могли это делать только с

разрешения помещика), заниматься мелкой торговлей и кустарными промыслами.

Свод включал только действующие законы, что проверяли специальные

ревизионные комитеты при министерствах и главные управления, куда

направлялись составленные отдельные части Свода. Ревизия окончилась в мае

1832 г.

10 января 1832 г. Государственный совет рассмотрел все

подготовительные пятнадцать томов Свода и. пятьдесят шесть томов Полного

собрания законов. Было принято решение ввести в действие Свод законов

Российской Империи с 1 января 1835 г. Таким образом работа, начатая еще

Екатериной II, была завершена.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.