бесплатно рефераты
 

М.М.Сперанский-реформатор

М.М.Сперанский-реформатор

Министерство образования Российской Федерации.

Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова.

кафедра отечественной истории.

Реферат

М.М. Сперанский - реформатор

(1772 - 1839)

Выполнил: студент ПЛ. - 12

П.В. Григорьев

Научный

руководитель:

кандидат

исторических наук,

доцент Л. А.

Бухарин

Ярославль 2001г.

Содержание

Введение

Глава I. Восхождение

Глава II. Идеи М.М. Сперанского и Александра I - план реформ

Глава III. Реформы М.М. Сперанского (Причины неудач)

Глава IV. Падение и жизнь в изгнании

Глава V. Закат

Заключение

Список использованной литературы

Приложение (Оценка использованной литературы)

Защитил 11.01.02 на «отлично»

[pic]

М. М. Сперанский (1772-1839)

|Введение. |

| |

|Россия вступила в XIX век абсолютной (самодержавной) монархией. Во главе |

|пирамиды власти стоял император. Он издавал законы и следил за их |

|исполнением, был верховным судьей, распоряжался финансами. Однако |

|нарастание элементов капиталистического развития, разложение |

|феодально-крепостнического строя предопределили реформирование системы |

|власти. Наиболее дальновидные политики начинали понимать, что задержка в |

|экономическом развитии и все возраставшее отставание страны от Запада не |

|способствуют росту ее международного влияния и ослабляют решение многих |

|внутренних проблем. Необходимость модернизации становилась все ощутимее. |

|Именно с этим столкнулся Александр I в своих попытках преобразования |

|России. Он вступил на престол в 1801 году и не рискнул прямолинейно |

|проводить политику абсолютизма. Первые его внутренние мероприятия были |

|связаны с изменением наиболее одиозных распоряжений Павла I. Он выступил |

|против деспотизма и самодурства своего отца, обещая проводить политику «по |

|законам и сердцу» Екатерины II. В этом сочетались как его либеральные |

|воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе. Ближайшими |

|советниками Александра на первое время становятся его молодые друзья, |

|образовавшие «негласный комитет». Проекты, которые они совместно |

|разрабатывали не привели к коренным реформам. Дело ограничилось лишь |

|некоторыми частными преобразованиями, которые слегка подновили фасад |

|Российской империи. В 1802 году в замен петровских коллегий были введены |

|новые органы управления - министерства: иностранных дел, военно-сухопутных |

|сил, военно-морских сил, финансов, коммерции, юстиций, внутренних дел и |

|народного просвещения. Эта мера завершила процесс разграничения функций |

|органов государственного управления. В этом же году был реформирован Сенат,|

|ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе власти. Его |

|участие в законодательной деятельности выразилось в том, что он получил |

|право делать «представления» императору по поводу устаревших законов. |

|Важной вехой был «указ о вольных хлебопашцах» 1803 года, согласно которому |

|помещики получили право освобождать крестьян с землей за выкуп. Это |

|нововведение свидетельствовало о серьезных намерениях императора. Большие |

|успехи были достигнуты в начинаниях царя в области образования. Но уже в |

|1804 году реформаторская деятельность Александра I идет на спад. Россия |

|все больше втягивается во внешней политике в войны с Наполеоном. Участие в |

|двух коалициях против Франции, походы и неудачи русской армии существенно |

|охладили первоначальное либерально-идиллическое настроение Александра. |

|Члены негласного комитета один за другим стали удалятся от него и их |

|пустующие места в конечном итоге занял один человек, который стал |

|единственным доверенным сотрудником императора - это был Михаил Михайлович |

|Сперанский. |

|Глава I |

|Восхождение |

|Михаил Михайлович Сперанский родился в 1772 году во Владимирской губернии в|

|селе Черкутино. Отец его был священником сельской церкви. Он мало уделял |

|внимание своему дому и семье, поэтому все заботы по быту целиком и |

|полностью лежали на матери. С раннего утра и до позднего вечера она |

|занималась хозяйственными делами. Сын же ее, бывший долгое время |

|единственным, рос предоставленным самому себе, то есть имел ту свободу, что|

|как воздух необходима для возникновения из маленького человеческого |

|существа большой личности. |

|Слабому физически от рождения Сперанскому было трудно угнаться за своими |

|сверстниками в их забавах и шалостях. Оттого почти все свое время он |

|проводил в одиночестве или же в общении с дедом Василием, сохранившим |

|замечательную память на разные житейские истории. Именно от него получил |

|будущий государственный деятель первые сведения об устройстве мира и месте |

|человека в нем. |

|Родительский дом Сперанский покинул на восьмом году жизни. Около 1780 года |

|с помощью родственников он был устроен во Владимирскую епархиальную |

|семинарию. По сложившейся традиции сыну священника надлежало продолжать |

|дело отца. |

|В середине 80-х годов XVIII в. во Владимирской семинарии существовали |

|порядки, которые во многом отражали общественные нравы конца правления |

|Екатерины II. В частности, там, как и в других учебных заведениях, широко |

|применялись телесные наказания, в том числе и битье провинившихся розгами. |

|М. Сперанский сразу же проявил себя достаточно дисциплинированным |

|воспитанником и бит не был. |

|Летом 1788 года Владимирская семинария была объединена с Суздальской и |

|Переяславской семинариями в одно учебное заведение, расположившееся в |

|Суздале. Однако долго жить здесь Сперанскому не пришлось. Причиной тому |

|были изменения, начавшиеся в системе церковного образования. Синод русской |

|православной церкви в конце XVIII в. был озабочен низким уровнем подготовки|

|священнослужителей. Во многих семинариях, по мнению Синода, слушателям не |

|давали достаточных знаний. Поэтому было принято решение о создании на базе |

|Славяно-греко-латинской семинарии, располагавшейся в Александро-Невском |

|монастыре Петербурга, "главной семинарии", которая в 1797 г. была |

|преобразована в Духовную академию. |

|Программа нового учебного заведения была составлена с учетом |

|рационалистического и философского духа того времени. Она предусматривала |

|безусловное изучение как традиционных семинарских дисциплин - теологии, |

|метафизики, риторики, так и дисциплин светских - математики, истории, |

|греческого языка. В распоряжении семинаристов была богатейшая библиотека, в|

|которой имелись в подлинниках труды многих западноевропейских мыслителей. |

|По решению Синода в Александро-Невскую семинарию направлялись лучшие |

|слушатели провинциальных семинарий со всей России. В их число удостоился |

|чести попасть и Михаил Михайлович Сперанский, по направлению прибывший в |

|столицу. |

|Чрезвычайно интенсивный характер обучения в «главной семинарии» вместе с |

|суровым монашеским воспитанием воздействовали на семинаристов в сторону |

|выработки у них способности к продолжительным и напряженным умственным |

|занятиям. Постоянные упражнения в написании сочинений развивали навыки |

|строгого, логичного письма. Господствовавший дух угождения старшему и |

|сильному, порабощения младшего и слабого формировал страх перед власть |

|предержащими, но и в условиях строжайшей дисциплины у семинаристов |

|находились время и возможность "согрешить": выпить, поиграть в карты и т. |

|д. Однако в отличие от большинства своих товарищей, Сперанский предпочитал |

|проводить свои свободные часы не в доступных развлечениях, а в чтении |

|имеющихся книг. Это время в его жизни было периодом интенсивных движений |

|ума, и окончательного духовного созревания. В самообразовании своем он |

|вышел далеко за рамки религиозных вопросов нравственного бытия человека и |

|будто под воздействием некой внутренней силы заинтересовался существующим в|

|человеческом обществе механизмом властвования и средствами управления |

|людьми. Все это позволило Сперанскому стать одним из наиболее эрудированных|

|семинаристов. |

|Выпускникам Александро-Невской семинарии надлежало возвращаться |

|преподавателями в те семинарии, откуда их направили. М. Сперанскому было |

|сделано предложение остаться работать в Петербурге. Весной 1792 г. он был |

|определен на должность учителя математики "главной семинарии" России. |

|Несомненные успехи молодого преподавателя, не остались незамеченными |

|руководством учебного заведения и через три месяца Сперанскому поручают |

|вести курсы физики и красноречия, позднее - курс философии. Его жалованье |

|при столь высокой загруженности составило 275 рублей в год. Эта была |

|небольшая сумма, особенно для молодого человека, жившего в столице. |

| В 1796 г. в жизни М. Сперанского произошли изменения, которые во многом |

|определили его дальнейшую судьбу. В поисках дополнительных заработков он |

|устроился личным секретарем к генерал-прокурору А. Б. Куракину и некоторое |

|время стал совмещал преподавательскую деятельность с работой у князя. Но |

|уже в конце декабря 1796 г. он прекращает преподавание, вероятно не |

|предполагая, что вернется к нему в других условиях, и вливается в состав |

|бесчисленной армии российского чиновничества. Впоследствии сам Сперанский |

|не раз будет жаловаться на то, что выбрал себе эту долю, однако тогда в |

|момент выбора он был полон благих надежд и уверенности, что станет |

|знаменитым и непременно прославит свое имя какими-нибудь великими |

|свершениями. |

|Эти изменения в жизни Сперанского произошли в тот год, когда на российский |

|престол взошел 42-летний Павел I. Исследователи отечественной истории |

|по-разному оценивали деятельность этого императора. Дворянский историк Н. |

|К. Шильдер считал правление Павла "временем слепой прихоти и насилия", |

|"периодом бреда и хаоса". Совершенно противоположную оценку давал известный|

|историк и дипломат второй половины XIX века Д. Д. Милютин, называвший |

|царствование Павла "временем преобразований, которыми вводились порядок и |

|управление". Именно в такой сложный и противоречивый период начинала |

|складываться чиновничья карьера Михаила Михайловича Сперанского. |

|Восхождение его по служебной лестнице было в полном смысле слова |

|стремительным. Уже через три месяца после своего вступления в гражданскую |

|службу, он получил чин коллежского асессора, еще через девять месяцев - 1 |

|января 1798 года - был назначен надворным советником. Спустя двадцать с |

|половиной месяцев в сентябре 1799 года - коллежским советником. Не прошло и|

|трех месяцев, как он сделался статским советником. А уже 9 июля 1801 года -|

|Сперанский стал действительным статским советником. Всего за четыре с |

|половиной года, мы видим, как из домашнего секретаря знатного вельможи он |

|превратился в видного сановника Российской империи и как пишет первый |

|биограф Сперанского, бывший соученик А.С. Пушкина по Царскосельскому лицею |

|барон М.А. Корф: "в четыре с половиною года наш семинарист, из домовых |

|секретарей частного человека, достиг звания Государева статс-секретаря, |

|важной должности в составе государственного управления, чина, называемого в|

|просторечии генеральским, и не только значительного, по тогдашнему времени,|

|служебного содержания, но уже и пожизненной пенсии". |

|Однако не сама по себе быстрота продвижения Сперанского по служебной |

|лестнице достойна здесь удивления, удивительно другое: как и каким образом,|

|это ему удалось? |

|Имея перед глазами его карьеру, вполне естественно предположить, что |

|Сперанский пользовался постоянным покровительством какой-либо знатной |

|особы. Но в том-то вся загадка и состоит, что не было за его спиной этой |

|знатной особы и можно лишь строить догадки, что для успешной карьеры он |

|обращал в покровителя каждого своего нового начальника. Особое отношение к |

|Михаил Михайловичу со стороны руководства можно объяснить его умом, |

|педантичностью, умением в кратчайшие сроки подготовить любой документ в |

|рамках существовавших законов. |

|Вступив на поприще статской службы, Сперанский постепенно проникся чувством|

|безверия в возможности личности превозмочь обстоятельства, перестроить |

|что-либо в них по собственному усмотрению, быть независимой. В связи, с чем|

|в это время в его характере усматривают качества отсутствия твердых |

|убеждений; возникает даже мнение о противоречивости его натуры. «Он не имел|

|ни характера, ни политической, ни даже частной правоты» - замечает М.А. |

|Корф. |

|В последние годы правления Павла I Сперанский пребывал в состоянии |

|душевного кризиса. Равнодушие, скука, недовольство своим положением явно |

|преобладали среди его настроений. Он стал видеть себя, как «существо» |

|бессильное, обреченное на покорность судьбе и неспособное справиться с |

|общественным злом. Счастливец, сделавший блестящую карьеру, вдруг понял, |

|что пирамида должностей есть не что иное, как пирамида клеток, поскольку, |

|чем более высокой должности достигает кто-либо, тем в более тесную клетку |

|попадает. |

|Чиновничья жизнь стала явно тяготить Сперанского. «Я живу по-прежнему, то |

|есть в хлопотах и скуке»,- читаем мы в его письмах начала XIX века. Однако |

|в этих жалобах скрывается и неутоленная жажда настоящей, плодотворной |

|деятельности и перемен. |

|Восшествие на престол Александра I враз нарушило однообразный чиновничий |

|мир. Кого-то отправили на пенсию, кого-то в провинцию, а кого и в ссылку, |

|иных же ожидало повышение по службе. В марте 1801 г. Сперанский получил |

|новое назначение. Ему повелевали состоять статс-секретарем при Д. П. |

|Трощинском, который, в свою очередь, исполнял работу государственного |

|секретаря при Александре I. Таким образом, Михаил Михайлович оказался в |

|кругу лиц, которые во многом определяли политику государства. По своей |

|должности Трощинский обязан, был представлять императору доклады и |

|редактировать исходящие от него бумаги. Не имевший себе равных в тогдашней |

|России по искусству составления канцелярских бумаг Сперанский неизбежно |

|стал правой рукой своего нового начальника. Трощинский начал поручать ему |

|составление манифестов и указов, которых в первые годы правления Александра|

|I было великое множество. |

|Способности помощника Д. П. Трощинского привлекли к себе внимание членов |

|Негласного комитета. Летом 1801 г. В. П. Кочубей взял Сперанского в свою |

|"команду". В это время в Негласном комитете шла работа по преобразованию |

|созданных еще Петром I коллегий в министерства. Дело двигалось успешно, и |

|указом от 8 сентября 1802 г. в России учреждались восемь министерств. |

|Министры имели право личного доклада императору, который утверждал их |

|мероприятия. Члены Негласного комитета были назначены на видные посты во |

|вновь образованных министерствах. В. П. Кочубей возглавил Министерство |

|внутренних дел. Он по достоинству оценил способности Сперанского и уговорил|

|Александра I, чтобы тот позволил Михаилу Михайловичу работать под его |

|руководством. В июне 1802 г., в возрасте тридцати лет, Сперанский возглавил|

|в Министерстве внутренних дел отдел, которому предписывалось готовить |

|проекты государственных преобразований. |

|Подготавливая документы, Сперанский существенно корректировал стиль их |

|написания, отказываясь от стиля, сложившегося еще во времена Петра I. И. И.|

|Дмитриев, возглавлявший в те времена Министерство юстиции, позднее |

|вспоминал, что М. М. Сперанский был у В. П. Кочубея "самым способным и |

|деятельным работником. Все проекты новых постановлений и его ежедневные |

|отчеты по Министерству им писаны. Последние имели не только достоинство |

|новизны, но и со стороны методического расположения, весьма редкого и |

|поныне в наших приказных бумагах, исторического изложения по каждой части |

|управления, по искусству в слоге могут послужить руководством и образцами".|

|Фактически Сперанский положил начало преобразованию старого русского |

|делового языка в новый. |

|Время работы М. М. Сперанского в Министерстве внутренних дел, приходящееся |

|на 1802- 1807 гг., - это относительно спокойный отрезок его жизни. Михаил |

|Михайлович пребывал на вторых ролях, выступая по преимуществу исполнителем,|

|хотя и наделенным даром и возможностью творчества. Тогда же он стал |

|получать от императора, пока еще не лично, а через посредство Кочубея, |

|более интересные поручения. Так в 1803 году Александр I поручил ему |

|составить « Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в|

|России». При ее разработке Сперанский проявил себя активным сторонником |

|конституционной монархии, создаваемой путем постепенного реформирования |

|общества, на основе тщательно разработанного плана. Однако практического |

|значения записка не имела. |

|В 1806 году произошло личное знакомство Сперанского с Александром I. Часто |

|болевший в тот год Кочубей начал посылать своего помощника с докладами к |

|государю. Это дало Сперанскому широкую возможность показать себя, и можно |

|сказать уверенно, что данной возможностью он воспользовался в полной мере. |

|Александр I проявил интерес к нему, оценил его выдающиеся способности. |

|Сперанский привлек императора тем, что не был похож как на екатерининских |

|вельмож, так и на молодых друзей из «Негласного комитета». Император стал |

|приближать его к себе, поручая ему «частные дела». Уже в 1807 году |

|Сперанского несколько раз приглашают на обед ко двору. Осенью этого же года|

|ему поручают сопровождать Александра I в Витебск на военный осмотр, а год |

|спустя, - в Эрфурт на встречу с Наполеоном. Согласно рассказам очевидцев, в|

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.