бесплатно рефераты
 

Магдебургское право и его роль в социально-экономическом развитии городов Беларуси

Войты не беспокоили себя выполнением наложенных на них обязанностей.

Поэтому они назначали себе наместника-лентвойта, на которого ложилась

ежедневная работа по наблюдению за деятельностью магистрата.

Рада должна была собираться в ратуше не менее одного раза в неделю,

или столько, сколько для этого требуют дела. Предметом обсуждения на ее

заседаниях были вопросы, которые касались общих интересов города. Так,

например, рада Могилева в 1626 году в противодействие самовольству

великокняжеских сборщиков налогов, добивалась права самим собирать налоги

и сдавать их в казну. В некоторых случаях для обороны прав горожан рада

принимала свой статут, как это было, например, в Орше в 1621 году.

Раде подчинялись ремесленники города, и она определяла наказания для

нарушения цехового устройства. Для обороны интересов ремесленников и

торговцев рады некоторых городов запрещают деятельность тех особ, которые

не подчинялись городским властям. Особенностью Магдебургского права в

городах Великого Княжества Литовского было сохранение роли схода горожан,

особенно в выборе служебных особ.

Благодаря тому ,что государственные должности в Польше, в том числе

и войтовство, могли отчуждаться посредством дара или купли, многие

богатые города воспользовались этим и рано скупили войтовство. Все

права таким образом переходили к городской общине. В таких городах,

которым это удалось, на первый план выступает рада. Рада в польских и в

литовско-русских городах не имела такого значения, как в силезких. Она не

была строга разграничена от лавы, то есть коллегии присяжных (лавников).

Обычно та и другая была под именем магистрата, причем лаве поручалось

судебная власть, раде - заведование текущими делами и управлением городом.

Члены лавы (лавники), заседали в суде, вели следствие и выносили приговоры.

Число лавников в разных городах было не одинаково: в Магдебурге было 12

вместе с войтом, по числу апостолов (кроме Иуды) - 11. В других городах

- 7,6 и даже 3 человека. Сначала они избирались общиной и приносили

присягу; потом по мере выбывания членов лава пополняла уже сама себя.

Было несколько родов муниципального суда на восемь пространств, где

действовало Магдебургское право: 1)суд великий бургробский 2)солтысский

3)выложенный 4)поточный или potrzebny.

А так же был гостиный суд и «горячее право», то есть суд над

преступниками, пойманных на месте преступления. Первые три рода судов

действовали в известные сроки, все прочие по мере необходимости. Во всех

судах присяжными были одни и те же городские лавники.

Вместе с серьезными происшествиями (убийства, грабежи, и т.д.) в судах

рассматривались бытовые дела, так как в Магдебургском праве были детально

разработаны разнообразные вопросы. Был там и один очень интересный артикул,

который предусматривал лишение ремесленника права заниматься ремеслом за

убийство собаки или кота.

Обращает на себя внимание и тот факт, что в судебных

разбирательствах обе стороны пользовались услугами адвокатов. Например,

при решении Полоцкой ратушей (1638) дела о неспособности Яна Каськевича к

семейному сожительству, ее слушание было отложено на четыре недели пока Ян

Каськевич не найдет себе адвоката. Для сравнения отметим, что в

России адвокатство было создано только в 1864 году. (Отсюда видно, что наша

страна опережала в некоторых важных вопросах Россию более чем на 200

лет!!!) К тому же городское сословие России никогда не имело прав на

самоуправление по типу магдебургского!!!

Рада первоначально состояла из бурмистров и коллегии радцев,

избираемая войтом из представленных ему общиной кандидатов. Основной

обязанностью бурмистра было ведение заседания магистрата в качестве

старшины. В его компетенции были также вопросы контроля за деятельностью

коммунальных служб, расходы городской казны, наблюдение за общественным

порядком и т.д. Как войт, так и бурмистры, обязаны были принимать

решения только после согласия всех радцев. Но войт и бурмистры часто

нарушали нормы городского самоуправления, о чем говорят многочисленные

жалобы горожан Великому Князю, а затем и королю «на свавольства мужоу,

якiя крыуды i уцiскi мяшчанам чыняць».

В соответствии с нормами Магдебургского права члены магистрата,

войт и бурмистры охранялись от посягательств на их жизнь, честь и

достоинство. Уставы городов предусматривали самые суровые наказания за их

нарушение. Членами рады могли быть выбраны только законнорожденные,

зажиточные мещане, которые были «при состоянии» не менее 3-5 лет. Рядовые

мещане редко попадали в число «электов» или «ратманов».

Рада заботилась об увеличении общественного добра, смотрела,

чтобы не было дороговизны на пищевые продукты. Рада наказывала

перекупщиков, если бы они, вопреки распоряжениям рады, начинали продажу

ранее определенного срока. Рада так же следила за тем, чтобы меры и весы

были в надлежащем состоянии. Она обязана была не допускать раздоров в

городе, оборонять вдов, сирот, не позволять распространения азартных

игр. Постановленное в ратуше, с ведома и позволения старших из

поспольства, все горожане обязаны были исполнять под страхом наказания.

Радцы ежегодно обязаны были отдавать отчет во всех городских суммах

перед старшими из поспольства. Когда городское общество приобретало

войтовство, всеми выгодами этого пользовалась рада. К ней переходило право

представителя - бурмистров (прежде они назначались из радцев старостою и

войтом. Число бурмистров было 4,6 и более; правили они по очереди). В конце

концов рада совершенно уничтожило выбор бурмистров и установило

представительство своих членов по очереди. Рада установила себе право

выбирать своих сочленов на место выбывающих, а так же лавников

(городская община потеряла даже право представлять кандидатов, чем она

пользовалась при войтах). Рада издает городские постановления - вилькеры,

которые имели такую же обязательную силу, как и государственные законы.

«Во всех городах Речи Посполитой, - по словам проф. М.Ф.Владимирского-

Буданого - рада поставляет общественную самодеятельность корыстно

сосредотачивая власть и богатство городское в руках своих членов, и в

большей части городов Литвы и Руси стремится к подавлению русской

национальности и православной веры».Первоначально обе национальности в

раде пользовались равноправностью, и жалованные грамоты русским городам на

Магдебургское право приказывали непременно составлять раду города из

двух национальностей. Но постепенно в некоторых городах польская

национальность вытеснила русскую и нередко принимала меры ,оскорбляя

религиозное чувство православной части населения. Эти злоупотребления

иногда вели к учреждению в городах нескольких рад. В некоторых (немногих)

городах были учреждены особые коллегии для поспольства из

7,20,30,большею частью из 40 представителей. Эта коллегия получала

законодательную власть, собиралась в известные времена года, имела своего

регента и посылала своего представителя на сейм. С радой она вела

постоянные споры, внося еще большую путаницу в муниципальное устройства

города. В конце концов правительство решило уничтожить в Литве во всех

городах кроме 11 больших и старейших (Вильни, Лиды, Трока, Ковна,

Новогрудка, Волковыска, Брест-Литовска и Гродно).

На Беларуси Магдебургское право было отменено по приказу Екате-рины_2

в Могилевской губернии в ноябре 1775 года, в Минской - в мае 1795, в

Западной губернии Беларуси - в декабре 1795 года.

4. Магдебургское право в 16 – первой половине 17 веков.

16 - первая половина 17 века в истории Беларуси и ее городов явилось

временем развитого феодализма, существования относительно единого

государства с общим законодательством, ростом внутреннего рынка, заметного

сдвига в уровне производительных сил, торговле. Вместе с тем это период

усиления крепостничества, расширения «вредных привилегий» (К. Маркс)

дворянства в виде права беспошлинной торговли изделиями своих поместий и

ввоза иноземных промышленных товаров, права на исключительное положение в

городах в качестве владельцев городских земельных участков, домов, лавок

(юрисдика) и носителей собственной судебно-административной власти над

горожанами, проживающими в их городских владениях (юрисдикция). Это

время усиления в стране феодальной анархии и ослабления авторитета

верховной власти, роста налогов, обострения внешнеполитического

положения Великого Княжества Литовского и затем Речи Посполитой, что

привело к войнам, сопровождавшимся разорением целых районов страны.

Столь сложная обстановка, несомненно тормозила развитие городов. Но она

не могла остановить происходивших в них процессов экономического

прогресса.

По далеко не полным данным ,городское население Беларуси

составляло 0,16 всего числа жителей страны - удельный вес, обычный для

большинства феодальных стран Европы. Правда по числу городов Беларусь

уступала многим странам. Общественные и внутриполитические условия

помешали так же возникновению крупных городов. И тем не менее белорусские

города 16 - первой половины 17 века обнаруживают все признаки прогресса.

Это обстоятельство нашло свое отражение в идеологической борьбе того

времени. Экономическая жизнь городов и рожденные ею имущественные и

социальные контрасты питали общественные взгляды белорусских гуманистов

и представителей реформационного движения. Несомненно, такое влияние

экономических явлений городской жизни на область идеологии и культуры

оказалось возможным прежде всего потому, что они достигли высокого для того

времени уровня и формировали, так сказать, жгучие вопросы социальной

действительности.

В городах увеличилось количество частных юрисдик и росла частная

юрисдикция, которая теснила городскую общину, ухудшала ее положение и

ослабляла ее роль в городе. Однако процесс экономического развития

городов как центров ремесла и торговли сколько-нибудь существенно не

менялся.

Город отгородился от деревни, мещане отделились от шляхты и от

крестьянства, группируясь в особый социальный класс, особое положение.

Торговцы разбивались на гильдии или на сотни, ремесленники на цехи. С

появлением цехов улучшается качество производимых ремесленниками

товаров, и благодаря этому расширению торговли. Начинается расцвет

экономики нашей страны. Однако заметная роль товарного производства,

сложившаяся имущественная дифференциация среди мастеров, деятельность

скупщика-посредника привели к тому, что цехи Белоруссии не знали тех

классических форм регламентации производства и сбыта, которые отличали

цеховой строй в городах Западной Европы в пору его расцвета. Они не

устранили вне цехового производства и не добились полной монополии на

местном рынке.

Основным препятствием на пути социально-экономической политики цехов

в этих областях явились, с одной стороны, превращение ремесла в товарное

производство, с другой - частновладельческие юрисдики в городах. Многие из

живших на них ремесленников не входили в цехи и работали, не соблюдая

цеховых норм и регламентаций. Очевидно, цехи в белорусских городах не были

выражением органической потребности самого производства. Не случайно

среди имущей верхушки мастеров проявлялось особенно заметное в первой

половине 17 века стремление избавиться от цехов. Однако ремесла,

работавшие на заказ, прочно держались цеховой организации, да и основная

масса мастеров - членов городской общины - видело еще в цехе средство

обеспечения сбыта своих изделий и сдерживания конкуренции

частновладельческих ремесленников. Проявилась и тормозящая роль цехов.

Параллельно и в связи с развитием ремесла белорусские города

превращались в центры торговли. Внутренняя торговля связала постоянным

обменом города и местечки, втянула в процесс обмена феодальное поместье

и в известной мере крестьянское хозяйство. Город, таким образом,

сформировал внутренний рынок и способствовал его дальнейшему развитию.

Экономическое развитие городов как центров товарного производства

и обмена нарушило былую натуральную замкнутость поместья и способствовало

возникновению фольварочно-барщинного хозяйства, одним из внутренних

стимулов которого являлись интересы продажи продуктов поместья на рынке.

Города Беларуси 16 -первой половины 17 века вели широкую торговлю с

городами Польши, России, Литвы, Украины, Румынии, сохраняли древние связи

Киевской Руси с Констанинополем. Среди белорусских купцов сложилась

определенная специализация по видам товаров, которыми они торговали, и

по странам, в которых они совершали свои торговые операции. Такая

специализация не могла возникнуть только вследствие транзитного

характера торговли. Она сложилась прежде всего под влиянием интересов

внутреннего производства и обмена, созданного в ходе развития белорусских

городов.

Однако экономическое развитие городов Беларуси в целом проходило

крайне медленно. За 1,5 столетия возник и превратился в крупный центр

ремесла и торговли только один город - Могилев, все остальные крупные и

средние города возникли еще в период Древнерусского государства. Те

городские поселения, которые появились в 16 - первой половине 17 века

(Логишин, Чаусы, Зельва, Друя и другие) не вышли за пределы крупных

местечек или городов с населением до 3 тыс. жителей. Причины такого

развития коренились в самих условиях феодального общества и государства с

его привилегиями господствующего класса, феодальной анархией, налоговым

гнетом, разорительными войнами, примитивным уровнем сельскохозяйсвенного

производства, частыми неурожаями и эпидемиями. Но во всем этом проявляется

не специфика условий Беларуси, а феодального строя в Европе в целом. Они

тормозили и развитие городов Германии, Чехии, Польши, России и других

феодальных стран. Это были ограничения, присущие самой эпохе, а не

отдельной стране.

Как бы медленно не проходило развитие белорусских городов, они

оказали в 16 - первой половине 17 века глубокое влияние на все феодальное

общество Белоруссии. Сформировав городское сословие, нарушив

изолированность и замкнутость отдельных районов страны, города Беларуси

явились одной из предпосылок формирования и развития белорусской

народности и ее культуры. Они подготовили почву для гуманистического и

реформационного движения в Беларуси. Их развитие способствовало

обострению социальных противоречий внутри феодального общества и в большой

мере подготовило тот грандиозный взрыв антифеодальной и народно-

освободительной борьбы, пламя которого охватило всю Беларусь в середине 17

века.

Такая роль белорусских городов в важнейшем событии социально-

политической истории Речи Посполитой 17 века была подготовлена всем

ходом их экономического развития и отмеченными особенностями формирования

городского населения в 16 - первой половине 17 века.

Спорадически возникавшие элементы капиталистического производства

было бы ошибочно считать признаком назревания перехода Беларуси в 16 -

первой половине 17 века от одной социально-экономической формации

(феодализма) к другой (к капитализму). Их правильнее рассматривать

как выражение степени исторической «зрелости» самого феодализма, его

движения к своей последней стадии.

Магдебургское право на Беларуси явилось шагом, который показал

Европе, что она находится на достаточно развитом уровне, а в некоторых

аспектах даже опережала страны Европы (к примеру устройство цехов).

Можно также сказать, что Беларусь в 14-15 веках опережала Россию по

многим показателям.

Заключение.

На Беларуси приказом Екатерины 2 магдебургское право было отменено в

Могилевской губернии в ноябре 1775, в Минской – в мае 1795, в Западной

губернии Беларуси – в декабре 1795 года. Магдебургское право органично

вошло в жизнь городов Беларуси, так как произошло развитие и слияние давних

традиций самоуправления, существовавших в некоторых древних городах, с

нормами магдебургского права.

Существует много положительных моментов, которые отметили этот период

в жизни белорусских городов. Например, по магдебурскому праву вместо

многочисленных натуральных повинностей горожане платили единый большой

денежный налог. Они освобождались от суда и власти великокняжеских

чиновников или феодалов. Это в значительной степени ограждало от своеволия

экономическую деятельность и имущество горожан. Городские власти

формировались на основе самоуправления, правда ограниченного назначением

войта. Но, несмотря на это ограничение, установление самоуправления

улучшало условия ремесленной и торговой деятельности, ослабляло феодальную

зависимость горожан, которые были лично свободными.

Таким образом, города стали центрами ремесла и торговли, культуры,

свободомыслия и демократических традиций. Можно, конечно, сказать, что на

самом деле организация жизни городов не выходила за границы феодальной

подчиненности, но она была революционной в плане развития производства,

торговли и обмена. И именно магдебургское право стало тем переходным

моментом, который подготовил фундамент для формирования новых экономических

отношений.

Список используемой литературы.

1. Грицкевич А.П. «Частновладельческие города Белoруссии в 16 - 18 веках».

Минск «Наука и техника», 1975.

2. Дружчыц В. «Магiстрат у беларускiх местах з Магдэборскiм правам у 15 -

17 сталецьцях».Минск. «Академия Наук», 1964.

3. Копысский З.Ю. «Экономическое развитие городов Белоруссии (16 - 17 вв)».

Минск. «Наука и техника», 1966.

4. Белорусская Советская Энциклопедия «Право магдебургское».

5. Сапанович «Магдебургское право в городах Беларуси (15-18 в.)»

«Настаунiцкая газета» 1996 - 15 чэрвеня.

6. Мацвеева Т.Р. «Магдэбурскае права на Беларусi». Новыя кнiгi на Беларусi

- 1994.#7

7. Голенченко Г.Я. Осмоловский В.П. «История Беларуси. Вопросы и

ответы.» , Минск, «Беларусь», 1993.

8. «Эканамiчная гiсторыя Беларусi». Вучэбны дапаможнiк /Выд. 2-e, дап. i

перапрац./В.И.Голубович, Р.И.Ермашкевич, Г.П.Бушчык и др./ Мн. НКФ

«Экаперспектыва», 1996.

9. У.М.Игнатоускi «Кароткi нарыс гiсторыi Беларусi», Мн. «Беларусь», 1992.

10. Энциклопедический справочник. Гродно. Мн. «Белорусская Советская

Энциклопедия» имени Петруся Бровки, 1989.

11. Историко-экономический очерк. Лида. Мн. «Беларусь», 1976.

12. К.Я.Шишигина «Музы Несвижа» Мн. «Полымя», 1986.

13. Ткачёв М.А. Трусов А.А. «Старажытны Мсцiслау» Мн. «Полымя», 1992.

14. Лозицкий А.И. «Пинск 16 столетия» Мн. «Навука i тэхнiка», 1994.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.