бесплатно рефераты
 

Лукреций

Лукреций

Тит Лукреций Кар (род. около 99—ум. 55 до н. э.), — древнеримский философ

и поэт, великий просветитель древности, один из крупнейших представителей

античного атомистич. материализма. Сведений о жизни Л. почти не

сохранилось. До нас дошла философская поэма Л. «О природе вещей» («De rerum

natura», лучший рус. пер.—2 тт., 1946—47). Эта поэма — не только великий

литературный памятник, но одновременно важнейшее сочинение в истории

естествознания, содержащее наиболее полное и мотивированное изложение

одного из вариантов античного атомизма.

Л.— последователь Демокрита и Эпикура (см.). Как и для них, атомистич.

принцип был для Л. универсальной гипотезой, призванной объяснить всё

многообразие явлений окружающего мира. Все вещи, по Л., возникают из

первичных телец и на них после своей гибели распадаются. Тельца существуют

объективно и вечно; в разных комбинациях они образуют различные вещи.

Тельца неизменны, абсолютно плотны, крепки, неделимы; они отличаются друг

от друга весом и конфигурацией. Наряду с мельчайшими материальными

частицами, считал Л., объективно существует и пустота, без к-рой невозможно

движение телец, их соединение и распад. Первичные тельца вечно движутся.

Причина их движения — в тяжести, заставляющей их падать, и в

самопроизвольном отклонении телец от прямой. Тельца и пустота — основные

начала всего существующего. Движение телец — их необходимое и неотъемлемое

свойство. Время вне движения лишено всякого содержания.

Вселенная, по Л., не имеет ни начала, ни конца во времени и пространстве;

она бесконечна и, следовательно, вопреки взглядам Аристотеля, не имеет

никакого центра. Во Вселенной существует бесконечное количество миров.

Существующие миры возникли в результате случайной комбинации хаотически

движущихся первичных телец. Земля, как и все миры, не только имеет начало

во времени, но осуждена на исчезновение, гибель. Но жизнь во Вселенной

никогда не прекратится. Живые организмы также возникли в результате

случайного сочетания первичных телец. Вначале возникли неприспособленные к

жизни организмы: уроды, существа бесполые, безногие, безрукие, безротые и

т. д. Они быстро погибали, пока в результате того же случайного стихийного

сочетания атомов не возникли существа, приспособленные к окружающим

природным условиям. Л. был противником религиозных и мифологич. объяснений

возникновения жизни и решительно выступал против телеологич. понимания

строения и жизнедеятельности организмов. С точки зрения атомистич. теории

он объяснял не только возникновение организмов, но и все процессы

жизнедеятельности:

сущность питания, роста, размножения, психич. деятельности и т. д. Л.

твердо и настойчиво заявлял, что ни о каком бессмертии человека, ни о какой

потусторонней жизни души не может быть речи.

Отстаивая линию философского материализма, Л. утверждал, что мир, природа

познаваемы. Чувственные ощущения он считал единственным достоверным

источником познания. Ошибка может быть лишь в суждениях, в размышлениях, но

не в ощущениях. Обмануть может лишь рассудок, когда он отрывается от

чувственных данных или неправильно их обобщает. От предметов, по мнению Л.,

отделяется их тончайшая оболочка, к-рая, попадая в глаз человека, вызывает

ощущение. Мышление — комбинация самых тонких, самых лёгких, особенно быстро

движущихся первичных телец.

В общественно-историч. воззрениях Л., несмотря на их несомненный идеализм,

имелись отдельные ценные положения. Поступательному движению общества

способствуют, по Л., не божественное предначертание и не каприз правителя,

а умственное развитие людей, их нужды и потребности. Громадное значение в

переходе от первоначальной дикости к человеческой культуре Л. придавал трём

открытиям:

использованию огня, постройке жилищ и применению звериных шкур в качестве

одежды. Л. отрицательно отзывался об истребительных войнах, отрывающих

людей от мирного труда, резко осуждал хищничество и аморализм римских

рабовладельцев. Но Л. не был идеологом угнетённых классов. Счастье, считал

он, состоит в ограничении желаний, в невозмутимости и абсолютном

спокойствии (атараксии), в познавательной деятельности, к-рая избавляет

человека от страха перед смертью и перед богами. Л. решительно отвергал

религиозную догму о божественном сотворении природы и человека; допуская

существование богов, он считал, что они бессильны перед законами природы и,

не вмешиваясь в дела людей, блаженствуют в межмировых пространствах.

Причину религиозных верований Л. видел в невежестве, незнании явлений

природы, неумении объяснить их истинные основания. Скудость познания —

источник религиозных верований и связанного с ними ложного страха.

Просветительская деятельность Л. навлекла на него ярость церковников, к-

рые, стремясь дискреди-тировать выдающихся античных атеистов, на протяжении

тысячелетий возводили на Л., как и на Эпикура, всяческую клевету.

Философские взгляды античных атомистов пытались исказить Г. Гегель и другие

философы-идеалисты.

Вопреки воле церковников, поэма Л. «О природе вещей», в к-рой в

художественной форме изложено античное материалистич. мировоззрение и

высказаны ценные научные догадки и глубокие диалектич. мысли, сыграла

значительную роль в истории человеческой культуры, в формировании

мировоззрения многих естествоиспытателей и философов. Она оп-ределила

многие черты мировоззрения И. Ньютона и М. В. Ломоносова, приводила в

восторг А. И. Герцена, глубоко интересовала молодого К. Маркса. К

двухтысячелетию со дня смерти Л. она была вновь издана Академией наук СССР

на русском и латинском языках.


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.