бесплатно рефераты
 

Ливонская война

новгородци. Того же лета поиде князь Олександръ на Немци на городъ Копорью,

с новгородци и с ладожаны и с Корелою и с Ижеряны, и взя городъ, а Немци

приведе в Новгородъ, а инехъ пусти по своеи воли; а Вожанъ и Чюдцю

переветникы извеша.

В лето 6750 (1242/1243). Поиде князь Олександръ с новгородци и с братомь

Андреемь и с низовци на Чюдьскую землю на Немци и Чюдь и зая вси пути и до

Пльскова; и изгони князь Пльсков, изъима Немци и Чудь, и сковавъ поточи в

Новгородъ, а сам поиде на Чюдь. И яко быша на земли, пусти полкъ всь в

зажития; а Домашь Твердиславичьи Кербетъ быша в розгоне, и усретоша я Немци

и Чюдь у моста и бишася ту; и убиша ту Домаша, брата посаднича, мужа

честна, и инехъ с нимь избиша, а инехъ руками изъимаша, а инии к князю

прибегоша в полкъ; князь же въспятися на озеро, Немци же и Чюдь поидоша по

нихъ. Узревь же князь Олександръ и новгородци, поставиша полкъ на Чюдьскомь

озере, на Узмени, у Воронея камени; и наехаша на полкъ Немци и Чюдь и

прошибошася свиньею сквозе полкъ, и бысть сеча ту велика Немцемь и Чюди.

Бог же и святая Софья и святою мученику Бориса и Глеба, еюже ради

новгородци кровь свою прольяша, техъ святыхъ великыми молитвами пособи бог

князю Александру; а Немци ту падоша, а Чюдь даша плеща; и, гоняче, биша ихъ

на 7-ми верстъ по льду до Суболичьского берега (Соболичьского в НПЛ

младшего извода); и паде Чюди бещисла, а Немець 400, а 50 руками яша и

приведоша в Новгородъ. А бишася месяца априля въ 5, на память святого

мученика Клавдия, на похвалу святыя Богородица, в суботу. Того же лета

Немци прислаша с поклономь: "безъ княззя что есмы зашли Водь, Лугу,

Пльсковъ, Лотыголу мечем, того ся всего отступаемъ; а что есмы изъимали

мужии вашихъ, а теми ся розменимъ: мы ваши пустимъ, а вы наши пустите"; и

таль пльсковскую пустиша и умиришася. Того же лета князь Ярославъ

Всеволодовичь позванъ цесаремь татарьскимь Батыемь, иде к нему въ Орду."

Следующий отрывок проясняет личность Кербета, командира сторожевого

отряда русской армии во время похода в Эстонию, а также говорит о

дальнейшей судьбе князя Ярослава Владимировича, союзника немцев в 1233 и

1245 гг.

"В лето 6753 (1245/6). Воеваша Литва около Торжку и Бежици; и гнашася по

нихъ новоторжци съ княземь Ярославомь Володимировичемь и бишася с ними; и

отъяша у новоторжцевъ кони, и самехъ биша, и поидоша с полономь проче.

Погониша по нихъ Явидъ и Ербетъ (Кербетъ в НПЛ младшего извода под 6754 г.

и в других летописях) с тферичи и дмитровци, и Ярославъ с новоторжьци; и

биша я подъ Торопчемь, и княжици ихъ въбегоша в Торопечь. [Далее о подходе

Александра Невского с новгородцами и трех его победах над литовцами.]"

Если последовательность перечисления имен и войск совпадают, то Кербет

около 1245 г. был великокняжеским посадником в Дмитрове. Возможно, он сидел

там уже в 1242 г.

3.2. «Житие Александра Невского»

Житие было написано во Владимире-на-Клязьме младшим современником

Александра Невского. Его содержание не зависимо от новгородских летописей.

Согласно одной точке зрения, 1-й вид первой редакции Жития датируется 1280-

ми годами; согласно другой, 1-й вид относится к 1263-1264 гг., а 2-й вид

первой редакции – к промежутку между 1265-1271 годами . Первая версия Жития

не сохранилась. Ее содержание было реконструировано Бегуновым . Автор был

начитан в церковной и светской литературе, которым он подражает и которые

цитирует. Первоначальное Житие представляло собой панегирик в честь

Александра. Писатель отбирал факты с целью показать глубокое впечатление,

которое произвела личность князя на современников. Отсутствовали

стандартные житийные приемы (описание благочестивого детства, молитвенное

обращение к новому святому и т.п.). В отличие от типичной агиографической

литературы Житие Александра восхваляло земные доблести покойного князя .

В 15-16 вв. Житие неоднократно перерабатывалось. При этом либо стремились

привести текст к агиографическим канонам, либо расширяли его историческое

содержание путем вставок из летописей. Различные версии Жития дошли в

составе летописных сводов и собраний житий святых. Ниже приводится отрывок

жития Александра из Второй Псковской летописи (ок. 1486 г.), содержание

которого мало отличается от первоначального .

"И сего ради некто силенъ от западныя страны, иже нарицаются слугы божия,

от тех прииде, хотя видети дивныи възрастъ его, якоже древле царица

южичьская приходи к Соломону, хотящи слышати премудрость его; тако и сеи,

именемъ Андреяшь, видевъ князя Александра, и възвратився къ своимъ, рече:

прошед страны языкъ, невидех таковаго ни въ царехъ царя, ни въ князехъ

князя.

[Описание Невской битвы с королем римской веры из Полуночной страны в

воскресение, 15 июля, в день памяти 630 святых отцов бывшего в Халкидоне

собора и святых мучеников Кирика и Улиты]

Въ второе же лето по возвращении с победы князя Александра приидоша пакы

от Западныя страны и возградиша град въ отечьстве Александрове; Князь же

Александръ воскоре иде и изверже град их из основания, а самых извеша, и

овех с собою поведе, а инех: помиловавъ отпоусти, бо милостивъ паче меры.

По победе же Александрове, якоже победи корабля, в третии год, в зимнее

время поиде на землю Немецкую в велице силе, да не похвалятся ркуще:

оукоримъ Словеньскыи языкъ ниже себе; оуже бо бяше град Псков взят, к

наместникы от ||(л.159) Немець посажени. Он же въскоре градъ Псковь изгна и

Немець изсече, а инех повяза, и град свободи от безбожных Немець, а землю

их повоева и пожже и полона взя бес числа, а овех иссече. Они же гордии

совокупишася и рекоша: поидем и победим Александра и имемъ его роукама.

Егда же приближишася, и очютиша я стражие, князь же Александръ оплъчися, и

поидоша противу себе и покриша озеро Чюдьское обои от множества вой. Отець

же его Ярославъ прислалъ бе ему брата меньшаго Андрея на помощь въ

множестве дроужине. Такоже и оу князя Александра множество храбрых, якоже

древле оу Давыда царя силнии, крепции, тако и мужи Александровы исполнишася

духом ратнымъ; бяху бо сердца их акы сердца лвомъ, и решя: о княже нашь

честныи, ныне приспе время нам положити главы своя за тя. Князь же

Алесксандръ, воздевъ роуце на небо и рече: соуди ми, боже, и разсуди прю

мою от языка непреподобна; и помози ми, господи, яко же древле Моисию на

Амалика и прадеду нашему Ярославу на окааннаго Святополка. Бе же тогда

субота, ||(л.159об.) въсходящю солнцю, и съступишася обои: и бысть сеча зла

и троусъ от копии ломления и звоукъ от сечения мечнаго, якоже кезару

померзъшю двигнутися, и не бе видети леду, покры бо ся кровию. Се же слышах

от самовидца, же рече ми: яко видех полкъ божии на въздоусе, пришедши на

помощь Александрови. И тако победи я помощию божией, и даша плеща своя, и

сечахоуть я гоняще ахи по и аероу, .и не бе камо оутещи. Зде же прослави

богъ Александра пред всеми полкы, яко же Исуса Наввина оу Ерехона. А иже

рече: имемь Александра роуками, сего дасть ему богъ в роуце его; и не

обретеся противникъ ему въ брани никогдаже. И возвратися князь Алексачдръ с

победою славною, и бяше множество полоненых в полку его, и ведяхоуть босы

подле конии, иже именоують себе божии ритори. И якоже приближися князь къ

граду Пскову, игоумени же и попове и весь народ сретоша и пред градомъ съ

кресты, подающе хвалу богови и славоу господину князю Александроу, поюще

песнь: пособивыи, господи, кроткомоу Давыдоу победити иноплеменьникы: и

верномоу ||(л.160) князю нашему ороужиемь крестным, и.свободи градъ Псков

от иноязычникъ роукою Алексакдровою. И рече Александръ: о невегласи

псковичи, аще сего забоудете и до правноучатъ Александровых, и оуподобитеся

Жкдом, ихже препита господь в поустыни манною и крастелми печеными, и сихъ

всех забыша и бога своего, изведшаго я от работы изь Египта."

Перевод

"Ради князя Александра и пришел некто знатный из Западной страны, от тех,

что зовут себя "слуги божии", желая повидать его в расцвете сил так же, как

в древности царица Ужская приходила к Соломону, желая наслушаться мудрых

речей его. Так и этот, по имени Андреяш, увидел князя Александра,

возвратился к своим и сказал: "Прошел я много стран и видел многие народы,

но не встретил ни такого царя среди царей, ни князя среди князей".

[Описание Невской битвы с королем римской веры из Полуночной страны в

воскресение, 15 июля, в день памяти 630 святых отцов бывшего в Халкидоне

собора и святых мучеников Кирика и Улиты]

На следующий год после возвращения князя Александра с победой [в Невской

битве] пришли опять те же из Западной страны и построили город на земле

Александровой. Князь же Александр немедля вышел и срыл город их до

основания, а их самих – одних повесил, а других с собою повел, а иных,

помиловав, отпустил, ибо был он милостив свыше меры.

На третий год после победы Александра над королем в зимнее время пошел

Александр на землю Немецкую с большим войском, чтобы не похвалялись они,

говоря: "Подчиним себе словенский народ".

Ведь уже взяли город Псков и тиунов своих посадили. Тиунов князь

Александр схватил, город Псков освободил от пленения. А землю их разорил и

пожег, и пленных взял без числа, а других поубивал. Иные же немецкие города

заключили союз и решили: "Пойдем, и победим Александра, и возьмем его

руками".

Когда же приблизились враги, узнали об этом дозорные Александра. Князь же

Александр поставил полки и пошел навстречу, и покрылось озеро Чудское

множеством воинов той и другой стороны. Отец же его Ярослав прислал ему на

помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. У князя Александра было

также много храбрых мужей, как в древние времена у Давида царя было сильных

и крепких воинов. Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ибо

сердца их были как у львов, и сказали они: "О княже наш славный! Ныне

настало нам время положить свои головы за тебя". Князь же Александр, воздев

руки к небу, воскликнул: "Суди меня, боже, и рассуди распрю мою с народом

велеречивым и помоги мне, боже, как ты помог в древние времена Моисею

победить Амалика и прадеду моему Ярославу победить окаянного Святополка".

Была же тогда суббота. Когда взошло солнце, сошлись оба войска. И была

злая сеча, и раздавался такой треск от ломающихся копий и звон от мечей,

будто замерзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо покрылся он

кровью.

И слышал я это от очевидца, который мне рассказал, что видел воинство

божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил их помощью

божьей, и обратились враги в бегство, и гнали их воины Александровы, словно

неслись они по воздуху; и некуда было им бежать. Здесь же прославил бог

Александра перед всеми полками, как Иисуса Навина у Иерихона. А того, кто

говорил: "Поймаем Александра руками", – предал бог ему и в руки. И не

нашлось никого, кто мог бы воспротивиться ему в битве.

И возвратился князь Александр с победою славною. И шло многое множество

пленных в войске его, вели босыми подле коней тех, кто называл себя "божьи

рыцари".

И когда подошел князь к городу Пскову, игумены и попы в ризах и весь

народ встретили его перед городом, воздавая хвалу богу и славу господину

князю Александру, воспевая песнь: "Помог ты, господи, кроткому Давиду

победить иноплеменников и верному князю нашему освободить город Псков от

иноязычных рукою Александровою.

О неразумные псковичи! Если забудете об этом и до правнуков

Александровых, то уподобитесь тем иудеям, которых накормил господь в

пустыне манною небесною и жареными перепелами и которые обо всем этом

забыли, как забыли они и бога, освободившего их из египетской неволи."

Новым по сравнению с НПЛ являются свообщения:

1. Немцы объединяются с целью пленения Александра.

2. Русский дозор замечает врага, хотя это известие может быть измененным

рассказом о поражении отряда Домаша и Кербета.

3. Битва произошла на восходе солнца.

4. Андрей присоединяется к брату перед битвой, а не перед походом на

Псков.

5. О пленении человека, хваставшего, что захватит Александра.

6. Рассказ о возвращении в Псков в сопровождении босых рыцарей, о встрече

победителей и об укоризне псковичам.

3.3. Псковские летописи

Самостоятельное псковское летописание развивается с 14 века, хотя

разрозненные записи делались и раньше. Псковские летописи делят на три

группы: 1-ю, 2-ю и 3-ю Псковские летописи . Наиболее раннюю версию 1-й

Псковской летописи (ППЛ) отражает Тихоновский список, доведенный до 1469

года. Он сохранился в рукописи 1-й половины 17 века. По палеографическим

данным, она была скопирована с рукописи 15 века. 2-я Псковская летопись

представлена Синодальным списком кон. 15 века, излагающим события до 1486

года. Ее данные восходят к общему источнику с ППЛ. В ней также содержится

одна из версий Жития, но она не вставлена в погодные записи о войне 1240-

1242 гг. 3-я Псковская летопись использовала данные ППЛ и дополнительные

материалы. Наиболее ранняя версия отражена в Строевском списке, написанном

почерком сер. 16 века и доведенном до 1556 года. Они излагают события войны

1240-1242 гг. кратко, часто сообщая только о событиях вокруг Пскова и о

Ледовом побоище. В Псковской 1 летописи по Тихоновскому списку

скомпилированы две группы записей. Во второй из них, на листе 22 об.

содержатся оригинальные псковские известия, соединенные с элементами "Жития

Александра Невского". Текст приводится по изданию псковских летописей

А.Насонова. Об относительно поздней форме обработки свидетельствует

использование названия города в форме "Псковъ", распространившейся с сер.

14 века. В других списках этой летописи читается "Плъсковъ".

(лист 22) [о Невской битве со шведами под 6748 годом]

(лист 22 об.) В лето 6749 Взя князь Александръ городокъ Копорию, а Немець

изби. А на другое лето ходилъ князь Александръ с муж новгородцы, и бишася

на льду с Немцами. ...

В лето 6747 Избиша Литва на Комне пскович засадою, месяца сентября въ 25

день.

В лето 6748 Избиша Немци пскович под Изборском 600 муж, месяца сеньтября

въ 16 день. И по семъ пришедше Немци и взяша град Псковъ, и седоша Немци въ

Пскове два лета.

В лето 6750 Пришед князь Александръ и изби Немець во граде Пскове, и

градъ Псковъ избави от безбожных Немець, помощию святыя Троица. И бишася с

ними на леду; и пособи богъ князю Александру и мужемъ новогородцемъ и

псковичамъ; овы изби и овы связавъ босы поведе по леду. Сии бои бысть

месяца апреля въ 1 день; и бысть во граде Пскове радость велия. И рече

князь Александръ: "О муже Псковичи, се же вам глаголю: аще кто и напоследъ

моих пленникъ (племенникъ?) или прибежит кто в печали или тако приидет жити

во град Псков, а вы его не приимете и не почтете его, и наречетеся вторая

Жидова".

Академический 1 список датирует битву под Изборском косвенно: 16 числом

того же месяца, в котором в предыдущей записи отмечено поражение от

литовцев. Сомнительна версия Псковской 2 летописи (Синодальный и другие

списки), которая датирует сражение с литовцами 25 октября, превращает его в

псковскую победу, относит битву под Изборском к 16 октября, а правление

немцев в Пскове удлиняет до 3 лет. Псковская 3 летопись по Строевскому

списку под 6748 и 6750 годами является кратким пересказом летописи, близкой

к НПЛ младшего извода.

Новыми по сравнению с НПЛ и Житием являются размеры потерь псковичей под

Изборском, даты сражений под Изборском и на Чудском озере, упоминание об

участии псковичей в Ледовом побоище. Псковской датировке Ледового побоища

обычно предпочитают новгородскую, которая содержит не только число, но и

день недели и привязку к церковным праздникам.

3.4. Ростово – суздальские летописи

Ранние ростово-суздальские известия о походе 1242 г. отражены в

Лавернтьевской и Московско-Академической летописях . Лаврентьевская

летопись – это список 1377 года с тверского летописного свода начала 14 в.,

использовавшего ростовские летописи 13 века. Там сообщается:

"В лето 6750 Великыи князь Ярославъ посла сына своего Андрея в

Новъгородъ Великыи, в помочь Олександрови на Немци, и победиша я за

Плесковом на озере, и полонъ многъ плениша, и възвратися Андреи къ отцю

своему с честью."

Столь же кратка Московско-Академическая летопись, которая представляет

собой оригинал летописного свода кон. 15 века, доведенного до 6927 (1419)

года . Записи после взятия Козельска татарами под 6746 годом являются

сокращением ростовского летописного свода.

"В лето 6750 ходи Александръ Ярославичь с Новъгородци на Немци и бися с

ними на Чюдъском езере, оу Ворониа камени, и победи Александръ и гони по

леду 7 верстъ, секучи их."

Упомянутые две летописи интересовались только кампанией 1242 года. Новой

информации они не дают и представляют интерес только интерпретацией

событий. Изложение в Лаврентьевской летописи ведется в такой форме, что все

заслуги могут быть приписаны Андрею. Другие записи о столкновениях с

немцами 1-й пол. и сер. 13 века отсутствуют в этой летописи. Московско-

Академическая летопись имеет более широкий кругозор, но для 1230-1260-х гг.

она коротко упоминает только о битвах на Эмайыге 1234 г., Ледовом побоище

1242 г. и сражении у Раковора 1268 года. Ростово-суздальских летописцев

совершенно не интересуют злоключения псковичей.

3.5. Поздние русские источники

Вышеописанными русские источники дают независимую друг от друга

информацию. Остальные летописи и жития с 15 века обычно их повторяют,

компилируют, перетолковывают или искажают . Сведения НПЛ старшего извода

или близкие к ним попали в Рогожскую летопись и Летопись Авраамки. В

Рогожском летописце 2-й четв. 15 в. отразилось тверское летописание. Он

пишет о гибели 400 немцев, но пленных оказывается только 8. Последняя цифра

может быть следствием описки, произошедшей из-за сходства рукописных букв

"и" и "н", используемых для обозначения чисел 8 и 50 соответственно.

Первая редакция Жития послужила основой для ряда церковных переработок 16-

го и последующих веков: владимирской редакции 1547-1552 гг., псковской

редакции Василия-Варлаама сер. 16 века, редакции Степенной книги, редакции

Ионы Думина и других. Ничего нового по интересующему нас вопросу они не

добавляют. Зато различные версии (виды) 2-й редакции Жития попали во многие

летописи. Результатом оказалось объединение ранних летописных (в первую

очередь из НПЛ старшего извода) и житийных сведений об Александре Невском.

Это произошло в 1-й четверти 15 в., в ходе работы над созданием

общерусского летописного свода 1418-1419 гг. московского митрополита Фотия.

В той или иной степени эта работа отразилась в ряде летописей 15 в.: НПЛ

младшего извода, Софийской первой летописи, Новгородской 4-й летописи и

других. Во всех упомянутых летописях величина немецких потерь отличается от

НПЛ старшего извода: 500 вместо 400. НПЛ младшего извода по-прежнему

считает убитых и пленных просто немцами НЧЛ называет всех пленных и убитых

немцев ратьманами и панами. В СПЛ соответствующая фраза выглядит так: "И

паде немец 500, а чуди бесчисленно множество. А руками яша немец 50

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.