бесплатно рефераты
 

«Ленинград: триумф или трагедия». Реферат.

«Ленинград: триумф или трагедия». Реферат.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

“МАТИ” - РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

(Ступинский филиал)

РЕФЕРАТ

Тема:

«Ленинград: триумф или трагедия»

+-------------------------------------+

| Студент: | Бокарева И.В. |

|-------------------+-----------------|

| Группа: | 14АСОИиУ-3-44 |

|-------------------+-----------------|

| Преподаватель: | Мощенок Г.Б. |

+-------------------------------------+

г.Ступино

2005 г.

Оглавление

Введение

900 дней ленинградской блокады. Голод, холод, вражеские обстрелы и

бомбежки унесли жизни около миллиона жителей и защитников блокадного

города.

В вероломных планах немецкого командования Ленинград значился как один из

первоочередных объектов агрессии. Политические и военные руководители

Германии полагали, что захват колыбели Великой Октябрьской

социалистической революции, Кронштадта и Мурманской железной дороги

повлечет за собой потерю Советским Союзом Прибалтики и Крайнего Севера,

приведет к гибели Балтийского флота, нанесет непоправимый удар русскому

народу.

В последствии из официальных немецко-фашистских документов, обнародованных

на Нюрнбергском судебном процессе, стало известно, что гитлеровцы

намеревались уничтожить, стереть с лица Земли Ленинград.

Но их планы были сорваны героическим сопротивлением советских воинов и

стойкостью тружеников тыла. Чем дальше уходят от нас годы Великой

Отечественной войны, тем глубже мы осознаем величие и значение героических

свершений тех незабываемых лет.

Ценой собственной жизни простые ленинградцы добивались победы, ждали ее,

работали и погибали за нее. Свой вклад в это героическое свершение внесли

все категории горожан и защитников: и воины, и рабочие, и музыканты, и

дети - все они старались и трудились на благо города. Но были и те, кто

мешал им трудиться, кто фактически совершил предательство не только

родного города, но и страны.

Так что же все-таки значит победа под Ленинградом, чем она явилась для

нас, потомков и наших предков, наших защитников? Какой ценой далась нам

эта победа?! Ленинградское население переживало невиданную в истории

человечества трагедию. Голод косил людей… И все же город жил и боролся!

2. Начало Великой Отечественной войны

2.1. Разработка плана «Барбаросса»

В планах германских империалистов по завоеванию мирового господства

центральное место отводилось порабощению СССР. Гитлер долго сомневался, не

начать ли ему с нападения на Восток, а затем уже на Запад, но договор с

Россией развеял все сомнения. Теперь фашистская Германия могла выступить

против СССР только после того, как освободится на Западе.

Первоочередной задачей Гитлер считал нанесение сокрушительного удара по

Англии, но затем его планы изменились, и воздушная война с Англией стала

лишь маскировкой готовившейся восточной кампании. 18 декабря 1940 года был

утвержден план «Барбаросса». Фюрер заверил генералов, что план будет

успешно выполнен: “Когда начнется осуществление плана «Барбаросса», мир

затаит дыхание и замрет”.

Основой плана была положена идея быстротечной, «молниеносной» (4 - 6

недель) войны против СССР, в результате которой намечался выход германских

войск на линию Ростов - Горький - Архангельск, а в дальнейшем - до Урала.

Решающее значение отводилось захвату Москвы, так как немцы считали, что

капитуляция столицы приведет к прекращению советского сопротивления.

31 января 1941 года ставка главного командования сухопутных войск Германии

издала «Директиву № 21 по сосредоточению войск», которая излагала общий

замысел командования, определила задачи групп армий и дивизий, а также

давала указания по дислокации штабов, разграничительным линиям,

взаимодействию с флотом и авиацией и т.д.. Эта директвиа определяла

2первое» намерение германской армии, ставила перед ней задачу «расколоть

фронт главных сил красной армии, сосредоточенных в западной части России,

быстрыми и глубокими ударами мощных подвижных группировок севернее и южнее

Припятских болот и, используя этот прорыв, уничтожить разобщенные

группировки вражеских войск».

Таким образом, намечалось два основных направления для наступления

германских войск: южнее и севернее Полесья. Севернее Полесья наносился

главный удар двумя группами армий: «Центр» и «Север». Их задача была

определена следующим образом: «Севернее Припятских болот наступает группа

армий «Центр» под командованием генерал-фельдмаршала фон Бока. Введя в бой

мощные танковые соединения, она осуществляет прорыв из района Варшава и

Сувалки в направлении Смоленска; поворачивает затем танковые войска на

север и уничтожает совместно с группой армий «Север», наступающей из

Восточной Пруссии в общем направлении на Ленинград, советские войска,

находящиеся в Прибалтике. Затем оно совместно с финской армией и

подброшенными для этого из Норвегии немецкими войсками окончательно лишает

противника последних оборонительных возможностей в северной части России.

В результате этих операций будет обеспечена свобода маневра для выполнения

последующих задач во взаимодействии с немецкими войсками, наступающими в

южной части России. В случае внезапного и полного разгрома русских на

Севере России поворот войск на север отпадает и может встать вопрос о

немедленном ударе на Москву».^1

2.2. Блокада Ленинграда

Немецкий план захвата Ленинграда состоял в следующем.

Главные силы группы армий «Север» должны были стремительным ударом через

Лугу на Красногвардейск (Гатчину) разгромить советские войска на подступах

к Ленинграду и овладеть городом. С Карельского перешейка в наступление

перейдут финские войска. Одновременно намечалось осуществить более широкий

двухсторонний охват района Ленинграда: силами 16 армии через Старую Руссу

в обход озера Ильмень и соединениями финской армии через Петрозаводск на

реку Свирь. Часть сил 18-й армии при поддержке авиации должна была

овладеть Эстонией и Моонзундским архипелагом, чтобы лишить Балтийский флот

баз и портов на побережье Балтийского моря и Финского залива, и таким

образом создать предпосылки для наступления или уничтожения флота.

22 июня в 3 ч 30 мин немецкие войска без объявления войны вторглись на

территорию СССР. Началась Великая Отечественная война. На стороне Германии

выступили Румыния, Финляндия, Словакия, Венгрия и Италия. Как и 1812 года,

Россия оказалась один на один с силами объединенной Европы.

Сражение за Ленинград началось одновременно со Смоленским сражением - 10

июля 1941 года. На Ленинград наступала группа армий «Север» под

руководством фельдмаршала фон Лееба. Основные бои на Ленинградском

направлении, которые защищали 42-я (генерал Федюшенский) и 55-я (генерал

Лазарев) армии, развернулись в августе - сентябре 1941года. 8 сентября

немцы вышли с Юга к Ладожскому озеру и отрезали Ленинград с суши. Город

попал в блокаду. В это же время были разгромлены Бадаевские

продовольственные склады.

9 сентября немцы начали наступление под Красногвардейском, пытаясь взять

Ленинград штурмом. В этот период стороны бросили в бой все свои силы. 12

сентября командующим Ленинградским фронтом был назначен генерал Жуков,

внесший значительный личный вклад в организацию обороны города. Немецкое

командование спешило взять Ленинград, чтобы перебросить часть сил группы

армий «Север» для наступления на Москву. В течение 10 дней немецкие

войска, наступавшие через районы плотной пригородной застройки,

продвинулись на 30 км и вышли к Пулковским высотам, где разгорелось

ожесточенное фронтальное сражение. На этом рубеже немцы были остановлены

стойким сопротивлением и контратаками защитников города.

В то же время советские войска нанесли удар южнее Ладожского озера с целью

прорыва блокады Ленинграда. Хотя наступление здесь и не достигло цели, оно

сковало значительную часть немецких сил, оказав существенное влияние на

исход сражения в районе пулковских высот и Колпино. 25 сентября фон Лееб

доложил в Берлин, что не может продолжать наступление имеющимися силами.

Не сумев взять город, немецкие войска перешли на данном направлении к

обороне. Это было первое стратегическое поражение Вермахта в войне против

СССР. Линия фронта оставалась здесь без существенных изменений до января

1943 года.

Всю зиму и весну 1942 года продолжались попытки прорвать блокаду

Ленинграда силами двух фронтов - Ленинградского и Волховского и

соединиться у поселка Любань. Главная роль отводилась в этой операции 2-й

ударной армии в составе Волховского фронта. Но у Ленинградского фронта для

проведения встречной наступательной операции не было сил. Да и сама 2-я

ударная не обладала необходимой для прорыва мощью. Требовалось хотя бы 15

- 20 суток, чтобы дать армии время на подготовку. Ставка разрешения на

отсрочку не дала. Тем не менее, наступление началось, но 2-я ударная армия

завязла в болотах. Не получая пополнения, провианта, боеприпасов, ее бойцы

вели себя исключительно мужественно. В мае 1942 года 2-я ударная армия

была затянута в «мешок». Генерал Власов сдался в плен.

Кровопролитные наступательные бои под Сенявиным также не принесли успеха,

блокадное кольцо не удалось разорвать. Но с освобождением Тихвина

доставлять грузы к ладожскому берегу стало ближе, хотя и с двумя

переправами. И тогда строители проложили автомобильную дорогу от Жихарева

до деревни Лаврово. 12 км через леса и болота, в лютые морозы, за 48

часов.

В 1942 году советские войска не раз переходили в наступление в районе

Шлиссельбурга и на Волховском направлении, пытаясь прорвать блокаду. Но

немцы отразили натиск. И все же, активность советских войск не позволила

германскому командованию начать в 1942 году первое наступление на

Ленинград, для чего сюда была переброшена из-под Севастополя 11-я армия.

Блокаду удалось прорвать в ходе операции «Искра» 12 - 30 января 1943г.,

когда войска Ленинградского (маршал Говоров) и Волховского (генерал

Мерецков) фронтов, нанеся встречные удары, соединились 18 января у

Шлиссельбурга. В результате войска буквально прогрызли укрепленные позиции

противника, образовав коридор шириной 8 - 11 км. Больше увеличить его не

удалось из-за упорного сопротивления немцев. Здесь была проложена железная

дорога, названная «Дорогой победы». Полная ликвидация блокады и разгром

немецких войск под Ленинградом произошли в ходе советского наступления в

январе - феврале 1944 года. 27 января 1944 года на Неве прогремел

торжественный салют. Ленинградская битва, самая длительная в истории

Великой Отечественной войны, стала образцом мужества воинов и мирного

населения. Для участников боев за город выпущена специальная медаль «За

оборону Ленинграда».

3. Жизнь в блокаде

Самым трагическим периодом для осажденного Ленинграда была зима 1941-1942

годов. Вся тяжесть голодного существования легла на плечи рядовых

ленинградцев. За годы блокады коло миллиона мирных жителей погибли от

голода, холода, бомбежек и артобстрелов.

Для гитлеровцев вопрос о судьбе Ленинграда решался однозначно: в любом

случае город должен был подвергнуться полному разрушению. Не сумев

захватить город штурмом, фашистское командование было уверено, что город

несомненно падет. Один из разоблаченных немецких агентов на допросе

сказал: « С появлением в Ленинграде продовольственных затруднений

намечалось использовать такие формы, как «голодные бунты», призыв к

разгрому булочных, магазинов, организовать демонстрации женщин к линии

фронта с требованием открыть фронт и прекратить сопротивление немцам».

Начальник генерального штаба фашистской Германии записал на 89-й день

войны: «Кольцо окружения вокруг Ленинграда пока не замкнуто плотно, как

этого хотелось бы… положение здесь будет напряженным до тех пор, пока не

даст себя знать наш союзник голод».

Но не только голод и холод добивали людей, но и вражеская пропаганда. На

домах расклеивались листовки с пропагандой к сдаче города. Но в этом был и

просчет немецкого командования, потому что таким образом они лишь

усиливали ненависть населения к фашистам, которая, наверно, и заставляла

жить и бороться.

Сражались с врагом все: и дети, и музыканты, и работники радиовещания. Все

боролись за право жить свободно.

3.1. Дети блокадного города

Тяжелее всего в осажденном городе пришлось беззащитным и ничего

непонимающим детям. Во время наступления фашистов на Ленинград детей

оставалось в городе огромное количество, и эвакуировать всех не удалось по

многим причинам.

Когда в сентябре 1941 года замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде

оставалось 400 тыс. детей - от младенцев до школьников и подростков.

Забота о детях и страх за их жизнь придавали взрослым силы, поднимали их

на труд и бой, потому что спасти детей можно было только отстояв город.

Для детей старались делать все, но уберечь их от голода не удавалось.

Небольшой отрадой для маленьких ленинградцев стала Новогодняя Елка 1942

года. Программа праздника состояла: «Художественная часть. Встреча с

бойцами и командирами. Танцы и игры у елки. Обед». Осуществить удалось

все, кроме танцев и игр - на них у изможденных детей просто не было сил.

Они не смеялись, не шалили - ждали обеда, который состоял из дрожжевого

супа с кусочком хлеба, котлетки из крупы или шротов и киселя. “Дети ели

медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлеба.”

В детской душе вместо радости и счастья росла ненависть к врагу. Маленький

горожанин Женя Терентьев так записал в своей тетрадке:

“До войны мы жили хорошо и счастливо. Фашисты помешали нам. Во время

артиллеристского обстрела вражеские снаряды разрушили наш дом. Я слышал

раздававшиеся из под его обломков стоны моих товарищей и друзей. Когда их

раскопали в груде камней и досок, они были уже мертвы. Я ненавижу

фашистских гадов! Я хочу мстить им за своих погибших товарищей…”

Главным подвигом юных жителей города была учеба. Тридцать девять

ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжёлые зимние дни.

Это было невероятно трудно из-за морозов и голода. Вот что было написано в

отчете одной из таких школ - 251-й Октябрьского района:

«Из двухсот двадцати учащихся пришедших в школу третьего ноября,

систематически продолжали занятия 55. Это одна четвёртая часть. Недостаток

питания сказывался на всех. В декабре - январе умерло одиннадцать

мальчиков. Остальные мальчики лежали и не могли посещать школу. Остались

только девочки, но и те еле ходили».

Но учеба шла. Шла и пионерская работа .В том числе сбор подарков -

папирос, мыла, карандашей, блокнотов для бойцов Ленинградского фронта. А

весной у школьников началась “огородная жизнь”.

Самой знаменитой Ленинградкой стала Таня Савичева, чей блокадный дневник

стал символом трагедии горожан:

0x01 graphic

И так искренне и сжато поведала людям о войне, принесшей столько горя и

страданий ей и ее родным, что и сегодня перед этими строчками

останавливаются люди разных возрастов и национальностей, вглядываясь в

простые и страшные слова.

Дети старшего школьного возраста работали на заводах не меньше взрослых,

следуя принципу: пока не выполним норма - не уйдем. Они готовы были

погибать на своих рабочих местах, но не отступали.

Среди детей, переживших блокаду, есть и такая знаменитая певица как Галина

Вишневская. Когда ей было 14 лет, у нее умерла бабушка, и она осталась

одна в замерзающем городе. Опухшая от голода, закутанная в одеяла, девочка

мечтала: «Я воображала себя гуляющей в черном плаще по саду в большой

шляпе». Блокада вспоминается ей не голодом, а страшным холодом: «Я помню

закопченные стены комнаты, где я в результате осталась одна, копоть на

стенах, в углу - белые хлопья снега и иней по всему потолку. Вообще нечем

было согреться». Оставшись одна, она замерзала дома и наверняка погибла

бы, если бы в ее квартиру не заглянула спецбригада, которая весной 1942

года искала в домах и хоронила покойников. «Слышу - кричат: эй, кто тут

живой остался? - вспоминает Галина Вишневская. - Лежу - не отвечаю, как

будто во сне мне снится. Меня заметили, кричат - там девчонка какая-то

живая. Не поверили сразу, переспросили - живая? Я говорю - живая. Ты одна

здесь? Одна. А что ты, девочка, здесь делаешь? Я сказала - живу\\\".

Самое страшное воспоминание о блокаде, оставшееся в памяти певицы - это

то, что люди делали с людьми: «Помню, как соседка убила своего ребенка,

чтобы выжили трое других. Как выла она потом всю ночь.… Это ярость, боль,

оскорбление».

И такие воспоминания, приходящие на память блокадным детям Ленинграда, не

редкость. Вспоминала об этом и моя двоюродная бабушка Анна Ивановна

Качалова, обнаружившая как-то тело соседки с вырезанной печенью. Люди

поедали друг друга, съедали кошек, собак, крыс. И весь этот ужас оставался

в памяти и сердцах ни в чем не повинных детей.

Алиса Фрейндлих вспоминает: «Главное впечатление моего детства - война,

блокада. Хорошо помню, как напряженно смотрела на часы: когда же стрелка

наконец дойдет до нужного деления и можно будет съесть крохотную дольку от

пайки хлеба? Такой жесткий режим устроила нам бабушка - и потому мы

выжили. Да, блокадники были очень сосредоточены на себе, и эта

созерцательность своего внутреннего состояния и дала нам возможность,

во-первых - выжить, во-вторых - все, все запомнить.»

Цену хлебу знали и дети и взрослые. Все ждали снятия блокады как

единственного спасения. Но даже снятие блокады не всем дало жизнь. Так уже

в эвакуации умерла Таня Савичева, чья записная книжка дневник была

представлена среди обвинительных документов на Нюрнбергском судебном

процессе. Умерла, так и не зная, что Савичевы умерли не все, что брат с

сестрой еще долго искали ее среди живых. Эта простая ленинградская

школьница стала символом великой трагедии, которую нельзя загладить ничем.

3.2. Ленинградское радио

900 дней продолжались бомбежки, артобстрелы, налеты на город. Казалось,

это должно было заставить город сдаться, замолчать, скрыться. Но в

напряженной тишине ночей жители прислушивались к механическим ударам

метронома как к живому биению сердца и появлению в эфире голоса знакомых

дикторов, которые говорили такие мирные и теплые слова: “Говорит

Ленинград!” Эти слова стали символом жизни для ленинградцев, их поддержкой

и надеждой. Но жизнь радио давалась непростой ценой, сотрудники работали в

экстремальных условиях: подвергались бомбежкам и обстрелам, мерзли,

голодали, умирали, праздновали победы.

Дом радио был построен в 1914г. и предназначался первоначально под

японское консульство. Но японцы туда так и не переехали, а дом купили и

достроили купцы. Этот здание не просто так выбрали для организации радио:

оно стоит на массивной свинцовой подушке, а железобетонные стены с

металлической арматурой внутри укрепляли здание и заглушали уличные шумы.

Первый сигнал воздушной тревоги раздался 23 июня 1941 года, когда

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.