бесплатно рефераты
 

Лекции по истории экономических учений

Д = ------------------------------------------------------------------

----

сумма меновых сделок

Когда денег больше - инфляция

Когда денег меньше - нет стимула к привлечению к труду, потери для

общества в товарах.

Гл.XV "Об акцизе" :

"Обложение налогом товара в момент потребления, а не производства.

Человек платит дополнительно именно за тот товар, который потребляет и

который ему необходим".

Доводы в пользу акциза:

1. Каждый платит в соответствии с тем, что потребляет. Этот налог вряд

ли навязывается кому-либо и его чрезвычайно легко платить тому, кто

довольствуется предметами естественной необходимости.

2. Этот налог располагает к бережливости, что является единственным

способом обогащения народов (голландцы и евреи).

3. Никто не уплачивает вдвое или дважды за одну и ту же вещь,

поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза.

4. Этот способ обложения дает превосходные сведения о богатстве, росте,

промыслах и силах страны в каждый момент. (Налог с печных труб, о которых

знают даже соседи).

Итак, первая попытка предпринимается в Англии Уильямом Петти, Во

Франции - Франсуа Кенэ (1694 - 1774).

"Физиократия" - др.греч."власть природы". Существует мнение, что термин

придумал сам Кенэ. Основная идея учения - исключительное плодородие земли и

бесплодность всех остальных сфер экономики.

Наиболее развитые идеи меркантилизма уже обозначили перенос центра

внимания с исключительно сферы обращения (торговли) на сферу производства

материальных благ. Застой, который постиг страны, слишком рьяно выполняющие

завет "активного торгового баланса" и пытающиеся чрезмерно ограничить

импорт, не заставил себя долго ждать. Монополии внутри страны, обилие денег

привели к росту цен, снижению конкурентоспособности товаров. Приходит

понимание, что сфера обращения - заключительный и возможно самый приятный

этап в обогащении, но он не может быть единственным.

Разница в экономических теориях, в ответах на один вопрос - "как

добывается богатство?" очевидна.

Английская классическая школа устами Петти говорит о промышленном

производстве, о ремесле. Французские ученые обращаются к земледелию. Каждая

экономическая теория отражает существующие исторические условия и с этой

позиции и объясняется различие между двумя идеями единого экономического

течения. В середине XVIII века Англия переживает промышленный переворот,

Франция до конца XVIII века остается феодальной, аграрной. Сельское

хозяйство ограничивалось в своем развитии практически полным отсутствием

земли у крестьян, ручным трудом и дополнение - политикой меркантилизма,

проводимой Кольбером. Развитие промышленности, поставленное во главу угла,

требовало дешевого сырья и рабочих рук, для этого цены на

сельскохозяйственные товары политикой государства держались на максимально

низком уровне. Поощрялся ввоз дешевого хлеба из-за границы. К 1789 году во

Франции насчитывалось около двух миллионов разорившихся крестьян. Сельское

хозяйство Франции было ущербом экономических противоречий еще и потому, что

нищая деревня не могла быть нормальным рынком для промышленных товаров, и

когда к середине XVIII века стало понятно, что французские товары не могут

полностью вывозиться, а часть их должна оставаться в стране, их некому было

покупать. Аграрный вопрос стал главным вопросом и его решением занялись

физиократы, усматривая причины упада экономики в тяжелом положении

сельского хозяйства и объявив последнее основой богатства страны. Это

направление экономической мысли стало называться физиократией от

греч."власть природы".

Основные положения теории физиократов:

1. Критика меркантилизма.

"Никогда не следует забывать, как один министр прошлого века,

ослепленный блеском мануфактур и успехом голландской торговли, вовлек свое

отечество в такое безумие, что только и говорили что о торговле и о

деньгах, не думая ни о настоящем назначении денег, ни о настоящей торговле

нации.

Этот министр, столь почтенный по своим благим намерениям, но чересчур

приверженный своим идеям, вздумал добыть богатство с помощью ручного труда

в ущерб истинному источнику богатств , чем извратил весь экономический

строй земледельческой нации".

1). Внешняя торговля хлебом приостановлена;

2). Регламентация внутренней торговли почти прекратила ее между

регионами.

Вследствие этого цена на хлеб упала --> снизилось производство -->

произошел отток из с\хозяйства и людей и капитала.

"Люди и деньги отвратились от земледелия и обратились к мануфактурам по

обработке шелка, хлопка, льна и иностранной шерсти в ущерб мануфактурам,

обрабатывающим туземную шерсть и продукты скотоводства." Стали поощрять

роскошь и она быстро развилась. Доходы землевладельцев были принесены в

явную жертву меркантильной торговли, которая не могла быть привлечена к

уплате налога. Упавшему и обремененному земледелию, казалось, нельзя было и

помочь; спекуляция деньгами, проценты, которые для нации лишь природный

доход, ибо они ускользают от налога; роскошь - все это еще более уменьшало

воспроизводство натуральных богатств и денежный фонд нации.

2. В противоречие с меркантилизмом вошла и выдвинутая физиократами идея

эквивалентного обмена. Кенэ критикует утверждение, что богатство

порождается обменом. Покупки уравниваются таким образом, что обоюдное

действие их сводится к обмену ценности на ценность "так что обмен в

действительности ничего не производит". Внешняя торговля лишь уравнивает

цены в разных странах. "Подобная торговля постоянно уравнивает

неодинаковость годичного урожая в разных странах; она доставляет по очереди

тем нациям, которых постиг неурожай, излишек хлеба тех наций, у которых

урожай обильный, поддерживая тем самым всегда и всюду производство и цены

почти на одинаковом уровне. Вот почему торговые нации, не имеющие земель

для возделывания, имеют столь же обеспеченный хлеб, как земледельческие.

Малейшая выгода в цене, получаемая одной страной, привлекает туда товар и

равенство цены постоянно восстанавливается". По этой цитате видно, что

физиократы большое внимание в формировании цены придавали спросу и

предложению.

3. О принадлежности физиократов к классической школе свидетельствует

воззрения на феодальный строй. Он подвергается критике в статьях "Фермеры"

и "Зерно", и основной вывод, который делает Кенэ в этих работах таков:

заменить натуральное хозяйство с примитивной ручной техникой крупным

фермерским хозяйством, производящем товары, использующим крупные денежные

вложения в технику, культуру земледелия и наемный труд, т.е. это по

существу гимн крупному капиталистическому хозяйству в земледелии, отказ от

феодальных порядков.

4. Основой физиократической теории является определение сельского

хозяйства как основы производства. "Земля есть единственный источник

богатства и одно только земледелие умножает последнее". "Из всех способов

приобретения нет более хорошего, выгодного, приятного и более достойного

свободного человека, чем занятие земледелием". Анализ начинается с понятия

чистого продукта. "Чистый продукт - ежедневно создаваемое богатство,

которое образует доходы нации, предоставляет продукт, составляющий после

изъятия всех издержек прибыли, извлекаемое из земельных владений". Наглядно

это видно в рассмотрении урожая - собирают обычно больше, чем посеяли, 5

мер посеяли = 25 мер собрали, из них часть пойдет на семена (5 мер), часть

на издержки (оборудование, скот), часть в виде налогов, часть на

собственное потребление. И именно этот чистый продукт служит основой всего

развития.

1) За счет него платится талья собственной земли - он существует сам и

покупает на нее товары.

2) Ремесленники за эту часть продают свои изделия и существуют только

на нее.

Вывод, который делает Кенэ: кроме земледелия все остальные отрасли

хозяйства бесплодны, ибо все сырые материалы производятся в земледелии, а в

промышленности лишь обретают новую форму. Кенэ признает, что ремесленник

увеличивает ценность сырья, но подчеркивает автор, необходимо "различать

прибавку к известной сумме богатств от производства богатств".

5. Краеугольным камнем теории физиократов была философская идея

"естественного порядка". Законы, по которым живет общество являются данными

от бога и выгодны человеческому обществу. Перенесение этой философской идеи

в экономику впервые позволило заговорить об объективности экономических

законов, от их независимости, от деятельности государей и их министров,

общественная жизнь по Кенэ, имеет свои внутренние закономерности, не знание

и нарушение которых может привести к гибели всю экономику и политику (Кене

был врачом и знал, что необдуманное вмешательство в любой организм может

привести к печальному исходу).

6. Из идеи большого вложения в земельное производство денежных средств

для получения большего "чистого продукта" вытекают осуждения накопления

денег, превращение их в сокровища.

В отношении денег Кене пишет: "Чеканенная монета представляет из себя

богатство, являющееся для нации не чем иным, как посредующим знаком между

покупателями и продавцами". "Чем больше накопляются монеты, тем больших

богатств она стоит, тем больше богатств извлекает она из производства и тем

самым разоряет нацию".

7. В зарплате полностью воспроизводят теорию меркантилистов и считают

зарплату физическим прожиточным минимумом.

8. Впервые дается разделение капитала на составные части, причем

капитал изучается не в денежной форме, а в вещественной: затраты, которые

производят ежегодно (семена, рабочая сила), ежегодные авансы; издержки,

производимые на несколько лет (с/х постройки, машины, скот)- первоначальные

авансы. Кене описывает разницу между двумя этими частями капитала -

первоначальные авансы изнашиваются медленно и только определенная часть их

входит в стоимость продукта, ежегодные авансы тратятся сразу и должны

возобновляться по мере истрачивания, т.е. их стоимость входит целиком в

стоимость готового продукта.

9. Кене впервые ввел и использовал понятия воспроизводства, как

постоянного повторения производства и сбыта. На большом фактическом

материале в "Экономической таблице" предпринята первая в истории

экономической мысли попытка описать производство, распределение и

потребление общенационального (совокупного) продукта.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ АДАМА СМИТА

Потребность в дальнейшем рассмотрении, описании экономической жизни,

необходимость создания системы экономических знаний порождает новый этап в

истории экономической мысли, связанный с именем Адама Смита, и называемый

классической буржуазной политэкономией. Капитализм 18 века становится

основным укладом в экономике, преодолев пережитки феодальных отношений и

собственные противоречия развития начальной фазы. Нет ничего удивительного

в том, что Смит - англичанин (вернее, шотландец). Англия первой подошла к

этапом классического капитализма, необходимость теории стала очевидной и

она появилась.

Основоположником ее стал Адам Смит (1723-1790 гг.). Первый университет

в Глазго принял Смита, когда ему было 14 лет. В 1746 году он закончил

Оксфордский университет. Во время трехлетнего пребывания во Франции Смит

познакомился с физиократами и бывал в "антресольном клубе" Франсуа Кене. На

этих собраниях он не отличался разговорчивостью и лишь молча слушал.

Отношение к физиократам прямо противоположно отношению к меркантилизму.

Экономические взгляды Смита строятся на резкой, часто непрофессинальной

критике меркантилистов и признание физиократов союзниками, идущих к той же

цели, но иными дорогами. " Изложенная теория, при всех ее несовершенствах

ближе всего подходит к истине, чем какая-нибудь другая" пишет он о

физиократах и с английским юмором добавляет, что она вероятно, никогда не

причинит ни малейшего вреда ни в одной части земного шара.

Знакомство с философом Гельвецием, объявившим эгоизм естественным

свойством человека и фактором прогресса общества повлияло на применение

подобных постулатов Смитом в экономической теории. Главным мотивом

хозяйственной деятельности человека является свой корыстный интерес, пишет

Смит, но для достижения его человек вынужден оказывать услуги другим людям,

предлагая свой труд или его продукты - так появляется разделение труда,

которое способствует производительности и прогрессу общества, хотя

отдельный человек не стремится к этому, заботясь только о своем интересе. В

дальнейшем в классической школе это получило название "homo economiсus".

Стремление человека к выгоде к улучшению собственной жизни и повышению

благосостояния - самый мощный стимул к действиям и самое главное "невидимой

рукой" homo economiсus действуя без помех со стороны будет способствовать

увеличению богатства всей нации. За эти помехи, которые признавались

меркантилистами - ограничение торговли, вмешательство государства, влияние

на цены и критикует Смит меркантилистскую школу. Что же подразумевается под

"невидимой рукой", которая регулирует положение? Это стихийное действие

объективных экономических законов, которые не только зависят от воли людей,

но часто действуют вопреки ей, особенно если люди их еще не знают. Момент

совпадения личного стремления человека к выгоде и действия "невидимой руки"

Смит называет " естественным порядком".

Очень коротко можно охарактеризовать учение Адама Смита двумя словами

laisser faire, что в переводе с французского значит невмешательство,

непротивление и даже попустительство. В книге Смита "Исследования о природе

и причинах богатства народов" (1776) дается объяснение политике

невмешательства.

Если экономическая деятельность каждого человека ведет ко благу

общества - главное, считает Смит, эту деятельность ничем не стеснять

(экономическая свобода).

1. Ничем не стеснять мобильность рабочей силы - отменить цеховое

устройство с его обязательным ученичеством и закон о поселениях. Рабочий

должен сам свободно выбирать, где ему применять свой единственный капитал -

рабочую силу.

2. Полная свобода торговли - внешней и внутренней, отмена

государственной регламентации цен. Свобода торговли землей, чтобы земли

переходили в руки тех, кто склонен пускать ее в оборот. Эта система,

касающаяся торговли, получила название фритредерства и стала политикой

английской буржуазии.

3. Поощрение конкуренции, запрет на монополии. Смит заходил в этом

вопросе так далеко, что предложил конкурировать даже попам , для более

полной свободы вероисповедания.

4. Богатство общества зависит от двух причин - от производительности

труда и от отношения между числом тех, кто занят полезным трудом и числом

тех, кто не занят. В большей же степени от производительности. Во введении

и плане сочинения вы прочитаете, как поясняет Смит на примере диких и

цивилизованных народов. Смит делает шаг вперед по сравнению с физиократами

и говорит, что труд в промышленности, а не только в сельском хозяйстве

создает стоимость и потому является производительным. Чем глубже разделение

труда, тем выше производительность и больше по объему национальный продукт.

Отрицая влияние государства на экономику, Смит , тем не менее говорит об

отрицательных последствиях разделения труда, когда каждый рабочий обязан

выполнять лишь одну простейшую операцию, что приведет к вырождению основной

массы народа, если об этом не позаботится правительство.

5. Деньги признаются лишь "колесом обращения", а кредит и

соответственно ссудный процент нужны лишь для активного применения

капитала.

6. Трудовая теория стоимости развивается и углубляется Адамом Смитом.

Смит подчеркивает, что стоимость товара - это средние общественные затраты

труда, а не конкретные затраты производителя. Смит дует характеристику

естественной и рыночной цене товара. Естественная - это выраженная в

деньгах стоимость, рыночная же складывается под воздействием спроса и

предложения. Существует по меньшей мере три противоречивых взгляда на

стоимость. Первый - как затраты труда, второй - как количество товара,

которое можно купить на данный товар и третье- т.е. только выражая товары

друг в друге и стоимость как сумма затрат капиталиста, включающая его

прибыль и зарплату рабочего, в некоторых отраслях еще и земельную ренту -

отсюда вытекает, что каждый из факторов - труд, земля и капитал участвует в

создании стоимости и каждый имеет в ней свою часть - ренту, прибыль и

зарплату, тогда как стоимость создает только труд, а рента и прибыль - это

вычеты из стоимости.

7. Теория зарплаты как стоимость необходимых средств существования, но

уже даются реалистичные дополнения. Это не просто физический minimum

средств, он зависит от:

1) места и времени, исторического и культурного уровня развития

рабочего. (Плате на Севере выше, хотя бы потому, что мы вынуждены тратить

больше на теплую одежду и более калорийные продукты, чем к примеру, в

Африке).

2) росту зарплаты служит борьба рабочих за ее повышение.

3) Когда в обществе экономический прогресс - спрос на труд

увеличивается, а в рыночной ситуации спрос на товары повышает их цену.

8. Капитал - накопленный запас орудий труда, сырья, средств

существования и денег. Случится такое может только с бережливыми людьми,

близкими к аскетизму. Главная задача для капиталиста - накапливать капитал,

пускать его в оборот давая работу трудолюбивым людям. Главная задача

государства - не мешать капиталисту накапливать капитал, помогать ему в

этом, сокращая число людей, занятых непроизводительным трудом - чиновников,

армии, священников.иге Смита "Исследования о природе и причинах богатства

народов".

ЭКОHОМИЧЕСКИЙ РОМАHТИЗМ. ДАЛЬHЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ МЕЛКОБУРЖУАЗHОЙ КРИТИКИ

КАПИТАЛИЗМА

Развитие капитализма, связанное с накоплением капитала и концентрацией

производства привело с необходимостью к разорению мелких и средних

предпринимателей, не выдерживающих конкуренции с крупными капиталами.

Именно от этого класса разоряющихся предпринимателей и поступает первая

критика капитализма и провозглашающей его ничем не стесненное развитие идеи

классической школы.

Фpанцуз Симон де Сисмонди (1773-1842) - яpкий пpедставитель

мелкобуржуазной критики капитализма, получившей впоследствии название

экономический романтизм. этого движения. В 1819 году пишет книгу- "Hовые

начала политической экономии или о богатстве в его отношении к

наpодонаселению". В основном его положения заимствованы у классической

школы, но впеpвые выдвигается вопpос о пpотивоpечии капитализма (отличие от

классической школы). Сисмонди утвеpждал что пpоизводство - не самоцель,

национальное богатство делится неpавномеpно, путь кpупной пpомышленности

губителен для человечества. Основные положения Сисмонди- pодоначальника

экономического pомантизма:

1. Экономический pост общества нельзя измеpять лишь pасшиpением и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.