бесплатно рефераты
 

Культурное строительство в СССР в 20-30 годы

Культурное строительство в СССР в 20-30 годы

План

Вступление.

1. Идеологические установки коммунистов по отношению культуре.

2. Состояние и развитие культуры СССР в 20-30-х годах:

А) творческие организации и союзы 20-30-х годов;

Б) литература и искусство;

В) образование и наука;

Г) репрессии против деятелей науки, литературы и искусства.

3. Культурное строительство в Куйбышевской области в 20-30-е годы.

Заключение.

Приложение.

Вступление

Советский период – это сложное и противоречивое явление в развитии не

только нашей истории, но и культуры. ХХ век дал отечеству гениальных ученых

и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов,

режиссеров. Появились многочисленные творческие объединения, художественные

школы, направления, течения, стили.

Однако именно в ХХ веке в России была создана тотализированная

социокультурная система, отличительными чертами которой были идеологический

контроль над духовной жизнью общества, манипулирование сознанием,

уничтожение инакомыслия, физическое уничтожение цвета российской и научной

и художественной интеллигенции. Словом, культура советского периода была

противоречива. В ней проявлялись как положительные, так и отрицательные

явления. В ее оценке необходимо соблюдение принципа объективности,

исключение каких-либо идеологических пристрастий. В таком ключе необходимо

анализировать культуру России ХХ века.

Идеологические установки коммунистов по отношению к культуре

В начале ХХ века В.И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы

отношения Коммунистической партии к творческой деятельности, которые легли

в основу культурной политики Советского государства. В работе “Партийная

организация и партийная литература” (1905 г.) В. И. Ленин утверждает, что

несостоятельным является стремление некоторых творческих людей быть “вне” и

“над” классовой борьбой, поскольку “…жить в обществе и быть свободными от

общества нельзя”.[1] Классовой подход к культуре – определяющий принцип

коммунистов к культурному наследию и происходящим культурным процессам.

Основной целью культуры, по мнению В.И. Ленина, является не служение

“…пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения “верхним

десяти тысячам”, а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые

составляют цвет страны, ее силу, ее “будущность”.[2] Таким образом,

культура и, в частности, такая ее сфера как искусство, должны стать “частью

общепролетарского дела”, выражать интересы этого класса.

Ленинское понимание классового начала в любых проявлениях культуры

стало исходным при дальнейшей теоретической разработке в советской

обществоведческой науке. Философская категория “классовая обусловленность”

являлась сущностным моментом при восприятии любого явления культуры. В этом

понятии приоритет отдавался классовому, а не общечеловеческому содержанию.

В культуре преобразующая роль отводилась пролетариату.

В марксистской концепции содержалась мысль о взаимосвязи всемирно-

исторической миссии пролетариата с перспективами развития культуры: в какой

степени пролетариат как революционный класс выразит интересы общества в

целом, усвоит, переработает, разовьет “…все, что было ценного в более чем

двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры”,[3] в такой мере

зависит ее развитие. Отсюда следует вывод, что гуманистической, в полном

смысле этого слова, становится та культура, которая порождена классом,

борющимся за свое освобождение. “Класс, совершающий революцию, - писал В.И.

Ленин, - уже по одному тому, что он противостоит другому классу, с самого

начала выступает как класс и как представитель всего общества”.[4]

Вместе с тем Ленин обращал внимание на следующее крайне важное

обстоятельство: “С точки зрения основных идей марксизма интересы

общественного развития выше интересов пролетариата, интересы всего рабочего

движения в целом выше интересов отдельного слоя рабочих или отдельных

моментов движения”.[5]

Изменение социально-экономических и политических условий жизни людей

коммунисты рассматривали в единстве с культурными преобразованиями. Задачи

экономического развития страны требовали технически грамотных,

квалифицированных работников. Вместе с тем развитие народного хозяйства

создавало определенную материальную базу для культуры. Ленин говорил о том,

что Россия должна совершить гигантский скачок, чтобы догнать развитые

страны. “У нас политический и социальный переворот оказался

предшественником тому культурному перевороту, той культурной революции,

перед лицом которой мы все-таки теперь стоим.

Для нас достаточно теперь этой культурной революции для того, чтобы

оказаться вполне социалистической страной, но для нас эта культурная

революция представляет неимоверные трудности и чисто культурного свойства

(ибо мы безграмотны), и свойства материального (ибо для того, чтобы быть

культурным, нужно известное развитие материальных средств производства,

нужна известная материальная база)”.[6]

Серьезной задачей культурной революции провозглашалось приобщение

народа к культурным ценностям, изменение его сознания, перевоспитание

самого человека. “Раньше, - говорил В.И. Ленин, - весь человеческий ум,

весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и

культуры, а других лишить самого необходимого – просвещения и развития.

Теперь все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным

достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в

средства насилия, в средства эксплуатации…”.[7]

Отличительной особенностью советского периода истории культуры

является огромная роль в ее развитии партии и государства. Партия и

государство установили полный контроль над духовной жизнью общества.

Марксизм-ленинизм является абсолютной истиной, которую должны воспринимать

все, а кто с этим не согласен, того надо перевоспитывать или изолировать от

общества. Государство взяло на себя финансирование всех отраслей культуры:

образование, материально-техническое обеспечение, все виды искусства,

установив строжайшую цензуру над литературой, театром, кинематографом,

учебными заведениями и т.п. Была создана стройная система идеологической

обработки населения. Средства массовой информации, оказавшись под

жесточайшим контролем партии и государства, наряду с достоверной

информацией использовали прием манипулирования сознанием населения.

Внушалась народу мысль о том, что страна представляет осажденную крепость,

и право находиться в этой крепости имеет лишь тот, кто ее защищает.

Постоянный поиск врагов становится отличительной чертой деятельности партии

и государства.

Страна в течение всего периода Советской власти постепенно, особенно с

30-х до середины 50-х гг., погружается в атмосферу страха. Конформизм,

рабская психология становятся нормой жизни многих граждан. При развернутой

системе осведомителей НКВД и добровольных “стукачей” только за неосторожно

сказанное слово можно было попасть в тюрьму или в лагерь заключенных.

Противоречие между великими целями и политической практикой становилось все

более очевидным.

В идеологии коммунистов особое место занимает отношение к личности.

Создается система социально-политических мифов, желаемое выдается за

действительное. Провозглашается горьковское “Человек – это звучит гордо!” А

на деле личность обесценена, главное – это коллектив, коллективное мнение,

а личность – это лишь средство в достижении глобальной цели – построении

коммунизма и осуществлении мировой социалистической революции. Человек –

это лишь “винтик” в решении этих задач. Отсюда вся идеологическая работа

была направлена на формирование такого “винтика”. Даже нравственность стала

рассматриваться в русле решения задач построения коммунизма. На III съезде

комсомола Ленин провозглашает: нравственно лишь то, что способствует

построению социализма. И здесь общечеловеческая проблема добра и зла

сведена к чисто классовой.

В русле классовой борьбы постоянно противопоставлялась буржуазная

культура новой, пролетарской культуре. В противоположность буржуазной

культуре новая, социалистическая культура, по мнению коммунистов, должна

выражать интересы трудящихся и служить задачам классовой борьбы

пролетариата за социализм. С этих позиций определялось коммунистами и

отношение к культурному наследию прошлого. Новая культура, по их мнению,

вбирает в себя демократические элементы старой, преодолевая в длительной

борьбе ее реакционные стороны. Из культурного процесса исключались многие

ценности. В спецхранилищах оказались произведения писателей, художников и

других представителей культуры, не угодных коммунистам. Разрушались

дворянские имения, разрушались храмы, церкви и монастыри, разрушалась связь

времен.

На мой взгляд, применительно к культуре идея классовой борьбы и

культурной революции является ложной. Это всегда связано с разрушением

культурных ценностей. Более предпочтительным является эволюционный путь

развития. В 30-е годы партийно-государственное руководство культурой

приняло формы грубого административного диктата. Массовые репрессии 30-х –

начала 50-х годов привели к невосполнимым потерям в области культуры,

отразились на нравственном отношении общества.

Состояние и развитие культуры СССР

в 20-30-х годах

Классовый подход к культуре прежде всего отразился в деятельности

Пролеткульта. Это массовая организация, объединявшая более полумиллиона

человек, из них 80 тыс. работали в студиях. Пролеткульт издавал около 20

журналов, имел отделения за рубежом. В наиболее законченном виде концепцию

особой пролетарской культуры сформулировал А.А. Богданов, под влиянием

которого находились другие деятели Пролеткульта. Он считал, что культура

каждого класса обособлена, замкнута и не может быть понята и использована

представителями других классов. Выдвигалась задача создания самостоятельной

пролетарской культуры, свободной от каких-либо “классовых примесей” и

“наслоений прошлого”. Взгляды А. А. Богданова разделяли В. Ф. Плетнев, Ф.

И. Калинин и др. В пролеткультовских концепциях отрицалось классическое

культурное наследие за исключением, пожалуй, тех художественных

произведений, в которых обнаруживалась связь с национально-освободительным

движением. Идея отрицания культурного наследия наиболее полно выражена в

программном стихотворении В. Кириллова “Мы”:

“Мы во власти мятежного страшного хмеля,

Пусть кричат нам: “Вы палачи красоты”,

Во имя нашего завтра – сожжем Рафаэля,

Разрушим музеи, растопчем искусства цветы!”

Решающие шаги в продолжение ошибок пролеткульта были сделаны в

октябре 1920 г., когда Всероссийский съезд Пролеткультов принял резолюцию,

в которой отвергались неверные и вредные попытки выдумывать особую,

пролетарскую культуру. Главным направлением в работе пролетарских

организаций признавалось участие в деле народного просвещения на основе

марксизма. Взгляды теоретиков пролеткульта были подвергнуты критике В.И.

Ленина, А.В. Луначарского, М.Н. Покровского, Н.К. Крупской, Я.А. Яковлева.

Другой очень влиятельной творческой группой был РАПП (Российская

ассоциация пролетарских писателей). Организационно ассоциация оформилась на

Первом Всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве в октябре 1920

г. В разные годы ведущую роль в ассоциации играли Л. Авербах, Ф. В.

Гладков, А. С. Серафимович, В. И. Панферов и ряд других. Призывая к борьбе

за высокое художественное мастерство, полемизируя с теоретиками

Пролеткульта, РАПП вместе с тем оставался на точке зрения пролетарской

культуры. В 1932 г. РАПП был распущен.

Художественная жизнь страны в первые годы Советской власти поражает

пестротой и обилием литературно-художественных группировок. Только в Москве

в 20-х гг. их насчитывалось более 30. Среди них – “Кузница” (основана в

1920 г.), “Серапионовы братья” (1921), Московская ассоциация пролетарских

писателей – МАПП (1923), “Левый фронт искусств” – ЛЕФ (1922), “Перевал”

(1923) и др. Многие литераторы по своему убеждению были аполитичны. Так, в

манифесте объединения “Серапионовы братья” провозглашалась независимость

художественного творчества от политики и идейных убеждений. Однако

творчество “Серапионов”, среди которых были Н. С. Тихонов, К. А. Федин, М.

М. Зощенко, В. А. Каверин, выходило за рамки данной декларации.

В апреле 1932 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке

литературно-художественных организаций», которое предусматривало их роспуск

и создание единых творческих союзов. В августе 1934 года был образован Союз

писателей СССР. Первый же съезд предписал деятелям советского искусства

пользоваться исключительно методом социалистического реализма, принципами

которого являются партийность, коммунистическая идейность, народность,

«изображение действительности в ее революционном развитии». Наряду с Союзом

писателей позднее возникли Союз художников, Союз композиторов и т.д. Для

руководства художественным творчеством и контролем над ним при

правительстве был образован Комитет по делам искусства.

Таким образом, большевистская партия полностью поставила советскую

литературу и искусство на службу коммунистической идеологии, превратив их в

инструмент пропаганды. Отныне они предназначались для того, чтобы внедрить

в сознание людей марксистско-ленинские идеи, убедить их в преимуществах

социалистического общежития, в непогрешимой мудрости партийных вождей.

Деятели искусства и литературы, которые удовлетворяли этим

требованиям, получали большие гонорары, сталинские и прочие премии, дачи,

творческие командировки, поездки за границу и другие блага от

большевистского руководства.

Участь не подчинившихся коммунистическому диктату была, как правило,

трагической. В концентрационных лагерях, застенках НКВД погибли

талантливейшие представители советской культуры: О. Мандельштам, написавший

антисталинское стихотворение «Мы живем под собою не чуя страны…», И.

Бабель, ярко описавший события гражданской войны в произведении «Первая

конная», режиссер В. Мейерхольд, журналист М. Кольцов. Только из членов

Союза писателей было репрессировано 600 человек. Немало деятелей культуры,

например писатель А. Платонов, художники П. Филонов, К. Малевич и другие,

были лишены возможности издавать свои книги, выставлять картины. Многие

выдающиеся произведения, созданные в те годы, дошли до читателя и зрителя

не сразу. Только в 1966 году был издан роман М. А. Булгакова “Мастер и

Маргарита”, в 1986-88 годах увидели свет “Ювенильное море”, “Котлован” и

“Чевенгур” А. П. Платонова, в 1987 году опубликован “Реквием” А. А.

Ахматовой.

Пути идейно-политического самоопределения и жизненные судьбы многих

людей искусства складывались в эту переломную эпоху непросто. По различным

причинам и в разные годы за границей оказались большие русские таланты,

такие как И.А. Бунин, А.Н. Толстой, А.И. Куприн, М.И. Цветаева, Е.И.

Замятин, Ф.И. Шаляпин, А.П. Павлова, К.А. Коровин и др. Раньше других

осознал невозможность для себя жить и работать вне Родины А.Н. Толстой,

вернувшийся из эмиграции в 1922 г.

Однако многие остались в Советской России. Это ученые К.А. Тимирязев,

И.В. Мичурин, И.М. Губкин, К.З. Циолковский, Н.И. Жуковский, И.П. Павлов и

др.; литераторы – А.А. Блок, В.Я. Брюсов, В.В. Маяковский, А.М. Горький,

А.С. Серафимович, Д. Бедный. В 20-х годах появилась среди писателей

талантливая молодежь – В.А. Каверин, Н.С. Тихонов, Н.Н. Асеев, Л.М. Леонов,

М.А. Шолохов, А.А. Фадеев; театральные деятели – К.С. Станиславский, В.И.

Немирович-Данченко, Е.Б. Вахтангов, В.Э. Мейерхольд, А.Я. Таиров и др.

Среди художников – Б.М. Кустодиев, К.С. Петров-Водкин, С.Т. Коненков. В

кинематографе начали свою творческую деятельность С.М. Эйзенштейн, И.А.

Пырьев, Г.В. Александров, А.Н. Афиногенов, Э.Л. Гарин, А.Д. Попов.

Возникло множество театральных коллективов. Большую роль в становлении

театрального искусства сыграли Большой драматический театр в Ленинграде,

первым художественным руководителем которого был А. Блок, театр им. В.

Мейерхольда, театр им. Е. Вахтангова, Московский театр им. Моссовета.

К середине 20-х годов относится появление советской драматургии,

оказавшей огромное влияние на развитие театрального искусства. Крупнейшими

событиями театральных сезонов 1925-27 гг. стали “Шторм” В. Билля-

Белоцерковского в театре им. МГСПС, “Любовь Яровая” К. Тренева в Малом

театре, “Разлом” Б. Лавренева в театре им. Е. Вахтангова и в Большом

драматическом театре, “Бронепоезд 14-69” В. Иванова во МХАТе. Прочное место

в репертуаре театров занимала классика. Попытки ее нового прочтения

делались как академическими театрами (“Горячее сердце” А. Островского во

МХАТе), так и “левыми” (“Лес” А. Островского и “Ревизор” Н. Гоголя в театре

им. В. Мейерхольда).

Если драматические театры к концу первого советского десятилетия

перестроили свой репертуар, то главное место в деятельности оперных и

балетных коллективов занимала по-прежнему классика. Единственной крупной

удачей в отражении современной темы стала постановка балета Р. Глиера

“Красный мак” (“Красный цветок”).

Музыкальная жизнь страны в те годы связана с именами С. Прокофьева, Д.

Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского

и др. Выдвинулись молодые дирижеры Е. Мравинский, Б. Хайкин. Были созданы

музыкальные ансамбли, в последствии прославившие отечественную музыкальную

культуру: Квартет им. Бетховена, Большой Государственный симфонический

оркестр, Оркестр Государственной филармонии и др. В 1932 году был образован

Союз композиторов СССР.

Как и в других видах искусства в живописи был утвержден метод

социалистического реализма. Высшим достижением советских художников

считались картины Б. Иогансона («Допрос коммуниста»), Б. Грекова и его

школы, посвященные военной тематике, портреты М. Нестерова, П. Корина, И.

Грабаря, работы А. Дейнеки, воспевающие здорового, сильного человека.

Огромное распространение получили парадные портреты вождей народа.

Советские скульпторы основное внимание уделяли созданию монументов,

изображающих В.И. Ленина, И. В. Сталина, других руководителей партии и

государства. В каждом городе стояло по несколько памятников вождям.

Шедевром монументального искусства того времени считалась созданная В.

Мухиной скульптурная группа «Рабочий и колхозница», изображающая двух

стальных гигантов.

Большую роль в художественной жизни страны играли литературно-

художественные журналы. Популярными стали такие новые журналы как “Новый

мир”, “Красная новь”, “Молодая гвардия”, “Октябрь”, “Звезда”, “Печать и

революция”. На их страницах были впервые напечатаны многие выдающиеся

произведения советской литературы, публиковались критические статьи, велись

острые дискуссии. Увеличился выпуск газет, журналов, книг. Помимо

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.