бесплатно рефераты
 

Культура Руси (Времен XII века)

вещей и больший размах захватывающей части клещей. Раскаленное добела

железо клалось на наковальню и подвергалось ковке.

Ковка производилась огромным молотом. В зависимости от назначения, молоты

были различного веса и формы - от тяжелых и массивных молотов у подручного

кузнеца - молотобойца до небольших молотков, которыми кузнец орудовал сам,

или непосредственно ударял по железу, или подставлял свой молоток на место,

требующее удара, а по молотку бил своим тяжелым молотом подручный.

Кузнецам удавалось выковать железные лопатки с длинными железными же

рукоятками до 1 м длиной; расплющивать ковкое железо (при изготовлении

сковород) они могли до 30 см в поперечнике. Различались технические приемы

ковки.

К вещам, наиболее простым по изготовлению, нужно отнести нож, гвозди,

серпы, косы, долота, плужные ножи, шилья, кочерги, лопаты и сковороды. Все

эти плоские предметы не требовали специальных приемов и могли быть

изготовлены и без подручного кузнеца.

Ко второй группе надо отнести вещи, требовавшие сварки, например: цепи,

дверные пробои, железные кольца от поясов и от сбруи, удила, огнива,

светцы, остроги. Следующим техническим приемом было применение рубила для

разрубания железа. Этот прием мог быть применен только при совместной

работе обоих кузнецов, так как нужно было, во-первых, держать клещами

раскаленный кусок железа, что при больших размерах тогдашних наковален было

нелегко, во-вторых, держать и направлять рубило, в-третьих, бить по рубилу

молотком. Зубило применялось при выработке мотыг, кос, петель дверей.

Наиболее сложным было изготовление топоров, молотков и замков. Древние

русские кузнецы изготовляли иногда и винты, но делали их не нарезкой, а

путем перекручивания четырехгранного стержня. Получавшиеся винты

значительно крепче сидели в дереве, чем обычные гвозди. Верхом кузнечного

искусства являлись замки.

В деревенских кузницах XI - XIII веков работало по два кузнеца, один в

качестве основного мастера, другой - подручным. Они обслуживали все нужды

ближайших поселков. Приведенный ассортимент кузнечных изделий исчерпывает

почти весь крестьянский инвентарь, необходимый для постройки дома,

сельского хозяйства, охоты и даже для обороны.

Ювелирное дело

Наряду с железными изделиями найдено множество бронзовых, медных и

серебряных украшений, следовательно, можно говорить о существовании

ремесленников-ювелиров.

Судя по данным XII - XIII веков, коваль и ювелир совмещались в одном

лице. Изготовление украшений, равно как и целый ряд других отраслей

русского ремесла, к сожалению, не имеет разработанной истории для этой

исторической эпохи. Наиболее благоприятный в этом отношении материал

женских погребений уничтожен погребальными кострами и либо совсем не дошел

до нас, либо дошел в виде бесформенных слитков. Большинство технических

приемов древнерусских "кузнецов по меди и серебру" уходят своими корнями в

древние века. В X - XIII века можно отметить большую тщательность выделки и

большое разнообразие форм. Материалом для украшений служили медь, серебро и

их различные сплавы; золота в деревенских курганах нет. По внешнему виду

русские украшения из сплавов делились на две группы: подражающие по цвету

золоту (с преобладанием в сплаве меди) и имитирующие серебро (бронза с

большим содержанием олова, или сплав меди с серебром "билкон", или сплав

серебра с золотом). Ни золота, ни серебра, ни меди в пределах тогдашних

русских земель не было, - все эти металлы ввозились из соседних стран.

- Литье

Среди различных технических приемов древнерусских ювелиров на первое

место нужно поставить литье. Металл расплавляли в глиняных тиглях при

помощи мехов, повышавших температуру горна. Затем расплавленный металл

черпали из тиглей глиняной ложкой, носившей название "льячки", которые с

металлом подогревали в пламени и затем металл выливали в литейную форму.

Когда залитая форма остывала, из нее извлекали металлическое изделие, в

точности повторившее форму. Почти все формы односторонни, т.е. такие,

которые прикрывались сверху гладкой плиткой известняка. Благодаря этому

лицевая сторона предмета была рельефной, а оборотная - гладкой. Для того,

чтобы сделать какую-нибудь ажурную подвеску с прорезями посередине, нужно

было при изготовлении формы оставить в ней нетронутыми те места, где должны

быть пустоты. Тогда эти не прорезанные на форме места будут полно

соприкасаться с накладной крышкой формы и металл туда не проникнет.

Литейные формы делали из мягких пород камня известняка, песчаника. Многие

вещи производят впечатление изготовленных штампом или путем

непосредственной обработки металла резцом. При помощи различных видов литья

ювелиры изготовляли чрезвычайно много различных предметов украшения. На

второе место после литья нужно поставить ковку и цвет-чеканку цветных

металлов. Принципиальное отличие от кованых металлов.

Способы ковки железа заключается в том, что серебро, медь и их сплавы

куются значительно легче и поддаются даже холодной ковке. В куполах мы

видим тонкую кованную серебряную проволоку и тонкие листы серебра.

Расплющенное в листы серебро (или медь) шло на различные поделки: очелья

(или венчики), пластинные браслеты, оковку шкатулок, ушки для прикрепления

подвесок и т.д. Ковкой изготовлялись некоторые виды местных гривен,

браслеты, наголовники и д.р. Чеканка тонких металлических листов

применялось крайне редко только в очень простых формах точечного узора,

идущего по краю подвески или в виде нескольких вдавленных линий. Иногда

орнамент наносился резцом, имеющем форму маленького долото, поворачивая

который с одного угла на другой мастер получал на поверхности металла

зигзагообразную линию, резцом же гравировался и вырезался любой

произвольный рисунок. Особенно богаты различными видами орнамента, на

которых мы видим и кружки, и линии, проведенные зубчатым колесом и

зигзагами, и просто резьбу, и глубокий литой орнамент.

- Производство проволоки

Затем после литья и ковки важным является производство проволоки. В

небольших количествах проволока употреблялась не только для украшений, но и

в быту. Проволокой обматывались черенки ножей, из проволоки делались

кольца, а также браслеты, височные кольца, и целый ряд других украшений.

Для изготовления медной или серебряной тянутой проволоки был необходим так

называемое "волочило" - железная доска с рядом просверленных отверстий,

которые делались коническими; каждое соседние отверстие имело диаметр

меньше, чем предыдущие. Для волочения проволоки предварительно выковывали

серебряный или медный стержень, заостряли его, всовывали в самое крупное

отверстие волочила. Затем его протягивали подряд через каждый глазок, и так

до тех пор, пока не получали проволоку требуемого диаметра. Медную

проволоку диаметром до 2 мм удавалось получить длиной до 150 см. В целом

ряде областей правобережья Днепра известны бусы из тонкого проволочного

каркаса, на который прикреплены крупные зерна металла. Бусы эти носят

условное название "минских", они часто встречаются в деревенских курганах

дреговичей и древлян.

Гончарное дело

Гончарное дело в славянских землях имеет древнюю традицию изготовления.

На рубеже IX - X веков оно приобрело новую технику и превратилось в

ремесло. В раннее время судя по дактилоскопическим отпечаткам, изготовление

глиняной посуды было женским делом. Письменные же памятники Киевской Руси

говорят исключительно о гончарах - мужчинах. Для изготовления горшков

использовалась глина. Глина перед лепкой сосуда специально обрабатывалась,

смачивалась водой, тщательно разминалась. Лепка сосуда, независимо от

способа формовки его (от руки или на круге), производилась ленточным,

жгутовым способом. Глина раскатывалась на длинные валики, уплотнялась при

этом, а затем гончар укладывал эти валики спирально, сообразуя с желаемой

формой сосуда. После этого валики сдавливались, швы между ними затирались и

производилась окончательная отделка сосуда. Возможно, что плоское днище

сосуда лепилось иногда отдельно. Лепная посуда для Киевской Руси не

характерна, так как в это время она уже сменилась гончарной.

Предшественником гончарного круга была деревянная доска, на которой лепили

горшок и которую можно было поворачивать для удобства обработки сосуда.

Среди разных деревенских гончарных изделий на 1-ое место надо поставить

горшки, сосуды различных размеров и назначения, в ним можно было налить

воду или положить продукты, ягоды.

Основное назначение горшка - служить для варки пищи в печах, форма горшка

сохранилась до наших дней. Иногда встречаются горшки с несколькими

специальными отверстиями на дне, применявшиеся, очевидно, для откидывания

творога: сыворотка стекала через отверстия на дне горшка. Затем идут

"корчаги" - большие сосуды, игравшие, главным образом, роль хранилищ зерна,

браги и других продуктов. Существовали и узкогорлые сосуды, носившие

название "крина", "криницы". В меньшем количестве, чем горшки, гончарами

изготавливалась плоская посуда (миски, плошки, чаши, блюда).

- Клейма на днищах сосудов

Чрезвычайно интересными были клейма на днищах сосудов. На маленьких

кружках, подкладывавшихся под сосуд при формовке его на круге, гончары

вырезали различные значки, которые выпукло отпечатывались на днище сосуда и

являлись клеймами мастеров. Они делались в виде круга, круга со вписанным

крестом, ключа, звезды, квадрата, треугольника. Разбирая клейма сосудов из

какой-либо определенной курганной группы, часто удавалось установить, что

общая схема рисунка разных клейм одинакова, но что эта схема постепенно

усложняется дополнением деталей. Так, например, на одном горшке, найденном

при раскопках курганного могильника, встречено клеймо в форме круга, в

одном из соседних курганов этого же кладбища встретилось клеймо в форме

круга с крестом внутри. В третьем кургане клеймо круг с крестом внутри и

еще с одной линией, в четвертом - к трем линиям добавлена еще одна. Таким

образом намечается линия непрерывного усложнения. Самым интересным и важным

в этом усложнении является то, что горшки с наиболее простыми клеймами

являются в то же время и наиболее древними, а каждое усложнение

соответствует последовательно более поздним погребениям. Все это позволяет

предположить, что усложнение клейм может свидетельствовать о передаче по

наследству гончарного дела. Сын продолжал дело отца, но к его клейму

добавлял (линию(.

Домашнее производство

При натуральном хозяйстве многое производилось в каждом отдельном

хозяйстве, и не в виде ремесла, а в виде домашнего производства, к которому

можно отнести изготовление одежды, обуви, утвари, земледельческого

инвентаря, творога и сыра.

- Плотничьи работы

Плотничьи работы производились топором, универсальным орудием. Топор мог

быть как лесорубным, так и плотничным. Пила и долото в деревенском

зодчестве не использовались. Широкое применение в обработке дерева находило

тесло - нечто вроде мотыги. При помощи тесла можно было долбить колоду,

лодку, корыто. Для плотничных работ широко применялись гвозди. Гвозди

всегда четырехгранные с отогнутым верхом. Применялись и гвозди-шипы.

- обработка кожаной обуви и мехов

Овчинные тулупы и меховые шапки изготавливались дома. Находят железные

струги для соскабливания шкуры.

- изготовление тканей и нитей

Для изготовления тканей и нитей использовались: лен, конопля, овечья

шерсть. Пряжа прялась из кудели при помощи веретена. На веретено, для

ускорения его вращения, надевали глиняное или каменное колечко -

"пряслень". На пряслицах очень часты значки и надписи, подтверждающие

принадлежность его определенной женщине. С процессом обработки льна и

получением пряжи связано много различных поверий, обычаев и песен, имевших

в свое время обрядовый характер. Пряжу ткали на ткацком станке. Ткани

делались не только простые, но и узорные. Узор бывал одноцветным,

двухцветным, трехцветным и многоцветным. Часто, кроме такого узора, ткани

украшали цветной вышивкой или набойкой. Ткацкий стан был самым сложным

механизмом в деревне и в то же время самым необходимым.

Городское ремесло

Ювелирное дело

В городе широко применялись изделия из кованной меди. Котлы, чаши, миски

из тонких листов меди выполняли по определенному профилю. Кровли зданий

крыли листами кованной меди. Из меди лили колокола, кресты, складни,

подсвечники, перекрестья для мечей, а в более ранние времена - идолов,

подвески к ожерелью, пряжки, штампы для тиснения серебра, бубенчики,

фибулы, зеркала и т.д. Часть предметов отливалась в каменных литейных

формах, большая же часть отливалась с восковых моделей. Образцом плоского

литья по восковой модели может служить известная бронзовая арка XII век из

города на Десне. Литейщикам часто приходилось решать задачу создания

объемных вещей, которые нельзя было вынуть из формы, не разломав ее. Для

этого использовался так называемый способ "потерянной формы", когда

изготовив восковую модель, обмазывали ее глиной со всех сторон, обжигали,

вытапливали воск, наливали металл и для получения вещи разламывали глиняную

форму. Именно этим приемом создан ряд бронзовых и серебряных фибул со

звериными мордами, бронзовые подсвечники с такими же мордами по бокам и ряд

других предметов. Материалом для форм служили песчаник, известняк. Известны

формы для котлов, для крестов, для поясных бляшек, для широких запястий для

бубенчиков, пуговиц, перстней и т.д. Многие литейные формы имитируют

дорогие изделия с зернью, сканью, заменяя эти сложные приемы литьем. ковка

и чеканка. В большинстве случаев из меди и серебра выковывалась различная

посуда - судки, вазы, братины, чары, блюда.

- чеканка

С ковкой серебра и меди связана чеканка этих металлов. Простейший вид

чеканки представляет нанесение рисунка на внешнюю поверхность вещи

различными пуансонами. Орнаментируемую пластину клали на жесткую подкладку

и наносили узор, уплотняя металл в месте удара. Узоры наносились различной

формы: одни имели вид маленького долотца, другие давали отпечаток в виде

кольца, круга, треугольника. Встречаются профильные пуансоны для фигурной

чеканки. Таким способом украшены оковки турьих рогов в курганах Х веков.

Большей частью рисунок этих оковок геометричен, поражает своим

фантастическим орнаментом из фигур людей и причудливых драконов и птиц. Эта

техника господствует до XII века, когда появляется техника выпуклой

чеканки, при которой сначала орнаментированную серебряную пластинку чеканят

с обратной стороны, выдавливая рисунок резким выпуклым рельефом наружу.

После этого лицевая сторона подвергается более детальной обработке:

разделывают одежды, лицо, волосы, подправляют общий рельеф. Для того, чтобы

не порвать тонкий металл при такой глубокой выпуклой чеканке, работу

производили на специальной упругой подушке из вара, воска или смолы. Точно

так же и при обработке лицевой стороны обратную сторону заливают подобной

же упругой смесью чтобы не нарушить полученного рельефа ударом. Потребность

в проволоке была большая и требовалось ее для различных нужд очень много.

Медная, серебряная, золотая проволока шла на самые различные изделия.

Проволока крупного калибра шла на изготовление гривен и браслетов, более

тонкого - на височные кольца, цепочки, а наитончайшие проволочные нити

украшали поверхности различных предметов сложным и причудливым узором

филиграни. Филигрань, русская скань представляют собой скрученные

проволоки, образующие какой-либо узор. Скань может быть ажурной, когда сами

проволоки образуют каркас вещи, но может быть и накладной на пластинке. И в

том, и в другом случае для скрепления нитей между собой или с пластиной

требуется паяние. Вся работа производится так: сначала скручивается

проволока, затем, при помощи миниатюрных щипцов, нити изгибаются по

задуманному рисунку и складываются друг с другом или кладутся на пластину.

После этого на пластину насыпается припой в виде порошка легкоплавкого

металла, и пластина с уложенными на нее нитями ставится в жаровню. Припой

расплавляется и соединяет нити с пластиной. Если работа должна быть

ажурной, то нити собирали на какой-нибудь плитке, присыпали припоем лишь

для того, чтобы они скрепились друг с другом, но не с основой. На пластину

напаивали мельчайшие зерна металла. Зерна серебра и золота заготавливали

заранее из мельчайших капель металла, а затем укладывали при помощи

маленького пинцета на орнаментируемую пластинку. Далее ее посыпали припоем

и ставили в жаровню. В раннее время зернью особенно усердно украшали

серебряные лунницы, на которые напаяно по 2250 мельчайших серебряных зерен,

каждое из которых меньше в 5-6 раз булавочной головки. На см2 было

приделано 324 зерна. На Киевских колтах количество зерен доходило до 5000

штук. Иногда применялась перегородчатая зернь. На пластину напаивалась

тонкая гладкая проволока, создававшая каркас рисунка. Пространство между

проволоками густо засыпалось зернью, наплавлялась вся сразу. Скань

применялась в самых различных случаях: для подвесок к ожерелью, для

рукоятей мечей, для обрамления крупных эмалевых медальонов.

- Чернь и эмаль

Чернь применялась для серебряных изделий, где черный фон резко

контрастировал с выступающим светлым серебряным узором. В состав черни

входят серебро, свинец, красная медь, сера, соль. Серебряная пластинка под

чернь должна быть изготовлена чеканкой или тиснением таким образом, чтобы

фон был углублен по сравнению с рисунком. Фон еще дополнительно

процарапывали резцом, для лучшего сцепления черни с серебром. После этого

порошок разводили и полученную кашицу размазывали по углублениям пластинки.

Затем пластину ставили в жаровню, и чернь прочно соединялась с серебром.

Получив черный фон, мастер подправлял края его резцом и им же добавлял

выступающие части узора. Эмалью украшались главным образом золотые вещи,

так как только золото обладает такой степенью ковкости и легкоплавкости,

которые требовались для создания основы под эмаль. На поверхности металла

делаются замкнутые узоры из каких-либо перегородок, которые заполняются

стекловидной массой эмали определенного цвета. Массы бывают прозрачные и

непрозрачные. Для эмалевых вещей применялось золото с примесью 20 - 30 %

серебра. Изготавливалась тонкая золотая пластинка, на которой выдавливался

вглубь общий контур рисунка, а затем на дне получившегося углубления ювелир

намечал места, где должны быть припаяны перегородки. Перегородки делались

из тончайших полосок золота в 0,5 - 2 мм высотой. Полоски изгибали по

рисунку и напаивали на ребро на пластинку. Для каждой цветной точки

приходилось делать отдельную золотую ячейку. После окончания работы по

золоту в каждую ячейку насыпали эмалевый порошок разных цветов, и вся

пластинка ставилась в жаровню. Эмаль плавлением прочно соединялась с

золотом. Нужно было вынуть вещь тогда, когда эмаль расплавлена, но еще не

потеряла желаемого цвета от перегрева. Остудив вещь, мастер осторожно

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.