бесплатно рефераты
 

Культура России

Демона, в течение многих лет волновавшая художника, воплощала

неудовлетворенность, тоску и гнев мятущегося человека. Импрессионизм

получил наибольшее развитие в творчестве Коровина (1861-1939; "Зимой" "У

балкона"). Религиозно-этические настроения свойственны картинам раннего

Нестерова (1862-1942; "Видение отроку Варфоломею). Поэтизацию прекрасной

человеческой личности, "отрадное" мы чувствуем в полотнах раннего

Серова ("Девочка е персиками", "Девушка, освещенная солнцем"). Им

ознаменован поворот от критического реализма передвижников к "реализму

поэтическому".

В.А. Серов (1865-1911) - крупнейший художник рубежа столетий. Жанр

портрета был основным в его творчестве, хотя он писал и пейзажи, и

исторические картины. Ученик Репина, он во многом унаследовал и развил

присущий этому мастеру глубокий художественный психологизм. Портреты Серова

– важнейший итог развития портретного жанра, одно из достижений русского

реалистического искусства (портреты Ф.И.Шаляпина, И.А.Морозова, О.К.

Орловой, Николая II).

Для творчества художников, композиторов этого времени характерен

повышенный интерес к народной культуре Древней Руси (В.М.Васнецов,

Н.К.Рерих, И.Я. Билибин, И.Ф.Стравинский).

Широко были известны такие художественные центры как Абрамцево под

Москвой С.И.Мамонтова ; Талашкино в Смоленской губернии, принадлежавшее

М.К. Тенишевой. Здесь были возрождены и развивались многие народные

промыслы, работали художники, скульпторы, музыканты.

Появление "Мира искусств" также было связано с идейно-художественными

исканиями в русской живописи. Возникло это художественное объединение в

конце 90-х годов в Петербурге. Из кружка молодых "любителей изящного" "Мир

искусства" вырастает в крупное явление художественной культуры. Название

кружку дал журнал, издававшийся с 1899 г. на средства княгини М.К.

Тенишевой. Впоследствии материально изданию помогал В.А.Серов.

К мирискусникам принадлежали художники А.Н. Бенуа (1870-1960), К.А.

Сомов (1869-1939), М.В. Добужинский (1875-1957), Л.С. Бакст (1866-1924),

Е.Е. Лансере (1875-1946), музыкальный критик В.Ф. Нувель, публицист,

близкий символистам Д.В. Философов, С.П.Дягилев (1872-1929) - театральный и

художественный деятель с блестящими организаторскими способностями. Он

активно содействовал устройству художественных выставок, ставших

примечательной чертой общественно-культурной жизни России. На выставках

широко экспонировались произведения не только отечественных, но и

зарубежных мастеров. Огромный интерес вызывало искусство художников

Финляндии, скандинавских стран. Выставка русских и финляндских художников,

организованная С.П.Дягилевым в 1898 г., определила в основном

художественную платформу будущих "мирискусников".

Художники "Мира искусства" провозгласили новые эстетические принципы,

отвергнув как салонность академизма, так и тенденциозность

передвижничества. Намерение искать новые пути в искусстве, стремление

преобразить жизнь посредством искусства объединило вокруг него и тех

художников, которые непосредственно к этому объединению не принадлежали

(Серов, Врубель, Нестеров). "Мир искусства" - широкое культурно-

эстетическое движение, которое захватило архитектуру и скульптуру, поэзию,

оперное и балетное искусство, художественную критику и искусствознание.

В культурной жизни страны начала XX в. это объединение сыграло важную

просветительскую роль. Оно выступило с имевшей место недооценкой крупных

явлений искусства прошлых эпох, особенно XVIII и начала XIX в., забытых или

неверно истолкованных в бурную передвижническую эпоху в силу известной

субъективности и пристрастности В.В.Стасова.

Мирискусники "открыли" для современников имена Рокотова, Левицкого,

Кипренского, Венецианова, Ф.Толстого. Большое культурное значение имела

выставка портрета, организованная А.Н. Бену и С.П. Дягилевым в 1905 г. в

Таврическом дворце, где экспонировалось около 2 тыс. работ. Исследование

творчества отдельных художников, статьи о старинной петербургской

архитектуре, работы по истории русского искусства А.Н.Бенуа, И.Э.

Грабаря и других способствовали выработке идейно-художественной

концепции развития русского искусства.

Художественное творчество мирискусников, как правило, тяготело к

ретроспективности, ушедшим эпохам, особенно их интересовал XVIII век. В

среде мирискусников процветал и культ Петра I как основоположника русской

европеизированной культуры, культ Петербурга как средоточия этой культуры и

культ Пушкина как наиболее полного выразителя "петербургского периода"

русской истории. Наиболее значительных успехов художники "Мира искусства"

достигли в книжной графике, театрально-декорационном искусстве, где синтез

искусства мог проявиться в наибольшей степени (иллюстрации А.Н.Бенуа к

"Медному всаднику" Пушкина, Е.Е. Лансере - к повести "Хаджи Мурат"

Л.Толстого, оформление спектаклей в Художественном театре, Русских сезонов

в Париже и т.д.). Эти успехи послужили основой для их развития в советское

время.

Значительный подъем в этот период переживала скульптура, развитие которой

было связано с именами П.П. Трубецкого (1866-1938), А.С. Голубкиной (1864-

1927). Голубкина - автор первого в скульптурного портрета К.Маркса (1905).

Трубецкой широко известен своими скульптурными портретами Л. Толстого. Он -

автор памятника Александру III в Петербурге (1909). На смену гармонии

классического спокойствия пришла гармония непрерывного движения,

характерная для импрессионизма.

Воплощением преемственности традиций реализма и бурной его эволюции в

новую эпоху было творчество крупнейшего скульптора современности С.Т.

Коненкова (1874-1971). По сравнению с мастерами второй половины ХIХ в. он

значительно обогатил и расширил принципы классической пластики. Его раннему

творчеству была присуща символика ("Самсон", "Нике").

В изобразительном искусстве времени, последовавшего за революцией

1905-1907 гг., творческие поиски находились в основном в русле различных

модернистских течений. Художники новых объединений, таких как "Голубая

роза" (1907), "Бубновый валет" (1911), "Ослиный хвост" (1912) были очень

разными по своей художественной манере (П.В.Кузнецов, М.С.Сарьян,

Н.С.Гончарова, М.Ф.Ларионов, П.П. Кончаловский, И.И.Машков и др.). Но их

творчество несло в себе в той или иной степени черты модернистского

искусства, близость к символизму и футуризму, экспериментаторство в области

цвета и формы.

К 1910-м годам относится возникновение русского авангарда, сыгравшего

огромную роль в развитии мировой живописи. К.С.Малевич (1878-1935),

создатель этого направления, определил его как супрематизм, искусство

чистых форм, беспредметности. В 1915 г. он показал на выставке в Петрограде

знаменитый "Черный квадрат на белом фоне", который рассматривал как главное

свое открытие.

В искусстве авангарда нашли выражение творческие искания крупных мастеров,

талантливых художников (К.Малевич, В.Кандинский, К. Петров-Водкин, Р.Фальк,

М.Шагал, П.Филонов и др.). Они, каждый по-своему, искали в окружающем мире

не конкретные реалии, а воплощение идеи мирового устройства. Художественная

мысль приобщалась к новым научным открытиям. В искусстве авангарда

воплощалось смелое экспериментаторство, раздвинувшее рамки традиционного

понимания живописи.

Однако особенностью русского авангарда, несмотря на декларируемый

отказ, было сохранение связи с традициями русской живописи (например,

творчество К.С. Петрова-Водкина).

Модернизм в художественной культуре рубежа столетий был сложным

явлением. Внутри него можно выделить несколько течений, отличных по своей

эстетике и программным установкам (символизм, акмеизм, футуризм,

эгофутуризм, кубизм, супрематизм и т.д.). Но в целом по философско-

эететическим принципам модернистское искусство противостояло реализму,

особенно реалистическому искусству ХГХ в. Однако искусство модернизма по

своей художественно-нравственной ценности составляет наше богатейшее

культурное наследие и прежде всего воплощает в себе серебряный век русской

культуры.

Символизм сформировался в 90-е годы и получил преобладающее развитие

в первом десятилетии XX в. К этому времени относится появление манифестов,

излагавших эстетические принципы нового течения: книга Д.С.Мережковского "О

причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы" (1893),

статья К.Д. Бальмонта "Элементарные слова о символической поэзии" и др. В

преобладании реализма Мережковский усматривал причину упадка литературы,

будущее ее связывал с "божественным идеализмом", провозгласив "мистическое

содержание", "символы" и "расширение художественной впечатлительности"

основой нового искусства. По мнению Бальмонта, в символической поэзии

"органически, не насильственно сливаются два содержания: скрытая

отвлеченность и очевидная красота".

В 1894-1895 гг. вышли сборники "Русские символисты", в издании

которых активно участвовал В.Я. Брюсов, с первых лет своей литературной

деятельности ставший признанным главой русских символистов.

Символизм получил развитие в творчестве таких поэтов как В.Я. Брюсов,

К.Д. Бальмонт, Ф.К. Соллогуб, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, А. Белый. В

кругу символистов начался творческий путь А.А.Блока (1880-1921). В 1898-

1904 гг. он создает цикл "Стихов о Прекрасной Даме", составивший его первую

книгу. Поэтов-символистов объединяли общность миропонимания и поэтического

языка. Наряду с увлечением "чистым", "свободным"искусством, символисты

воспевали индивидуализм, доходящий до самолюбования, таинственный мир, им

близка тема "стихийного гения", близкого по духу к ницшеанскому

"сверхчеловеку": "И хочу, но не в силах любить я людей. Я чужой среди них"

(Д. Мережковский); "Мне нужно то, чего нет на свете" (З.Гиппиус); "Настанет

день конца Вселенной. И вечен только мир мечты" (В. Брюсов).

В стихотворении "Юному поэту" (1896) Брюсов давал юноше "три совета":

"Не живи настоящим",

"Никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно" и

"Поклоняйся искусству!

Только ему безразумно, бесцельно"

Символизм расширил, обогатил поэтические возможности стиха. Это

вытекало из необычности мироощущения и стремления передать эту необычность.

К. Бальмонт, со свойственной ему манерой "удивить" читателя, все же имел

основание написать:

Я - изысканность русской медлительной речи,

Предо мною другие поэты - предтечи,

Я впервые открыл в этой речи уклоны,

Перепевные, гневные, нежные звоны.

В литературоведении некоторые черты поэзии символизма (воспевание

мира грез, мечты, таинственности и т.д.) часто отождествлялись с уходом

самих поэтов от реалий общественной жизни. Однако революционные события

1905 г. с очевидностью показали, что это не совсем так. "Мы [т.е.

символисты. - Л.К.] тогда все приняли революцию", - писал Г.И.Чулков,

принадлежавший к символистам. "О, как полюбил я красные стяги революции..."

(из письма А.Белого к A.M. Ремизову). А в воспоминаниях о Блоке А.Белый

отмечал: "распыление прежнего, именно розово-золотого воздуха, вело нас

путем расхождения и готовило нас к новой встрече в теме Россия".

Таким образом, реальные события символисты воспринимали через образы,

цвет, музыку. Это тоже было своеобразие их мироощущения. "Революционность"

символистов была "эстетизированным бунтарством". Но 1905 год знаменовал для

А.Блока, А.Белого, других поэтов-символистов открытие реальной России.

Тема Родины, человека, общественного назначения поэта становятся

ведущими в творчестве А.Блока. В это время им были написаны циклы

стихотворений "Родина" (1907-1916), "На поле Куликовом" (1908), поэма

"Соловьиный сад" (1915).

Общественные настроения революционных лет отразились у А.Белого в

сборнике стихотворений "Пепел", который он посвятил Н.А.Некрасову.

Сложно и противоречиво было отношение к революции у Брюсова. Он

приветствовал силы, поднявшиеся на борьбу со старым миром, но не принимал

стихию разрушения, которые эти силы несли-

Я вижу новый бой во имя новой воли!

Ломать я буду с вами! строить - нет1 (1905)

В 1910 г. в среде художественной интеллигенции происходила полемика

вокруг символизма, его жизнеспособности. Как выразился в одной из своих

статей Н.С.Гумилев, "символизм закончил свой круг развития и теперь

падает". На смену ему пришел акмеизм (от греч. "акме" - цветущая пора).

Основоположниками акмеизма считают Н.С.Гумилева (1886-1921) и

С.М.Городецкого (1884-1967). Поэтами-акмеистами были А.А.Ахматова,

О.Э.Мандельштам, М.А.Зенкевич, М.А.Кузмин, Г.В.Иванов и др.

В отличие от символистской туманности акмеисты провозгласили культ

реального земного бытия, "мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь". Но

вместе с тем они пытались утвердить эстетико-гедонистическую функцию

искусства, уклоняясь от социальных проблем.

Творчество А.А.Ахматовой занимает особое место в поэзии акмеизма. Ее

первый поэтический сборник "Вечер" вышел в 1912 г. Критика отметила

отличительные черты её поэзии: сдержанность интонаций, подчеркнутую

камерность, психологизм. Ранняя поэзия Ахматовой глубоко лирична,

эмоциональна. Основная часть творчества А.А.Ахматовой приходится на

советский период.

Значительно по своей художественной ценности литературное наследие

Н.С. Гумилёва. В его творчестве преобладали экзотическая и историческая

тематика, он был певцом "сильной личности". Гумилеву принадлежит большая

роль в развитии форма стиха, отличавшегося чеканностью и точностью.

Одновременно с акмеизмом возник футуризм. Как и другие течения, он

был внутренне противоречивым. Наиболее значительная из футуристических

группировок, получившая впоследствии название кубофутуризма, объединяла

таких поэтов, как Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, А. Крученых, В.В. Каменский,

В.В. Маяковский и некоторых других. Разновидностью футуризма был

эгофутуризм И. Северянина. В группе футуристов под названием "Центрифуга"

начинали свой творческий путь поэты Н.Н. Асеев и Б.Л. Пастернак.

Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания,

абсолютную свободу поэтического слова. Футуристы отказывались от

литературных традиций. В своем манифесте с названием "Пощечина

общественному вкусу", опубликованном в сборнике с тем же названием в 1912

г., они призвали сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с "Парoхода

Современности". А.Крученых отстаивал право поэта на создание "заумного", не

имеющего определенного значения языка. В его описаниях русская речь

действительно заменялась бессмысленным набором слов. Однако В. Хлебников

(1885-1922), В.В. Каменский (1884-1961) сумели в своей творческой практике

осуществить интересные эксперименты в области слова, благотворно

сказавшейся на русской поэзии.

В среде поэтов-футуристов начался творческий путь В.В. Маяковского

(1893-1930). В печати его первые стихи появились в 1912 г. С самого начала

Маяковский наделялся в поэзии футуризма, привнеся в нее свою тему. Он

всегда выступал не только против "всяческого старья", но и за созидание

нового в общественной жизни.

Пафос отрицания "царства жирных", гуманистическая вера в человека,

звучали в его поэмах "Облако в штанах", "Флейта-позвоночник", "Война и

мир", "Человек". Тему поэмы "Облако в штанах", опубликованной в 1915 г.,

Маяковский впоследствии определил как четыре крика "долой": "Долой вашу

любовь!", "Долой ваше искусство!", "Долой ваш строй!", "Долой вашу

религию!".

В первое десятилетие XX в. в русскую поэзию приходит плеяда

новокрестьянских поэтов (С.Есенин, Н.Клюев, С. Клычков и др.). Первый

сборник стихотворений С.А.Есенина (1895 - 1925) был опубликован в 1916 г. С

начала 900-х годов появляются в печати стихи Н.А.Клюева(1884-1937).

В русской поэзии предреволюционных лет были яркие индивидуальности, которые

трудно отнести к определенному литературному течению. Таковы М.А.Волошин

(1877-1932) и М.И. Цветаева (1892-1941).

В первые десятилетия XX в. активно развивалась такая область

литературы как переводы, в которой участвовали как русские, так и другие

национальные поэты и писатели.

Русскую классику переводил на латышский язык поэт и общественный

деятель Янис Райнис (1865-1929). Произведения Пушкина, Лермонтова, Крылова,

Некрасова стали доступны армянскому, грузинскому, казахскому читателю

благодаря переводам армянского поэта Иоаннеса Иоаннисяна (1864-1929),

крупнейшего деятеля грузинской культуры Ильи Чавчавадзе (1837-1907),

основоположника современной казахской письменной литературы и литературного

языка Абая Кунанбаева (1845-1904).

Русским читателям становились знакомы произведения латышской,

армянской, грузинской, еврейской, украинской литературы, переведенные на

русский язык. Были изданы "Сборник армянской литературы" (1917), "Сборник

латышской литературы" (1917). Инициатором этих публикаций являлся А. М.

Горький. Антологию "Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней"

(1916) подготовил и издал В.Я.Брюсов. Над переводами произведений

латышских, армянских поэтов работал А.А.Блок. Первый перевод на русский

язык поэмы Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре" сделал К.Д. Бальмонт

(1914) В переводе И.А. Бунина в 1896 г. была издана "Песнь о Гайавате"

американского поэта Г. Лонгфелло.

Русское искусство получает широкое международное признание.

Организованные С.П.Дягилевым Русские сезоны в Париже относятся к числу

этапных событий в истории отечественной музыки, живописи, оперного и

балетного искусства. В 1906 г парижанам была представлена выставка "Два

века русской живописи и скульптуры". В следующем году в концертах они могли

познакомится с русской музыкой от Глинки до Скрябина. В 1908 г. с

исключительным успехом в Париже выступал Ф.И. Шаляпин, исполнивший партию

царя Бориса в опере М.П. Мусоргского "Борис Годунов". Наконец с 1909 г. в

Париже начались Русские сезоны балета, продолжавшиеся в течение нескольких

лет (до 1912 г.).

С Русскими сезонами связано творчество композиторов, художников,

балетмейстеров и солистов балета. Одним из новаторов русского балета начала

XX в. был М.М.Фокин (1880-1942), который утверждал драматургию как идейно-

художественную основу балетного спектакля; путем "содружества танца, музыки

и живописи" он стремился к созданию психологически полного и правдивого

образа. Во многом взгляды Фокина были восприняты эстетикой советского

балета. Хореографический этюд "Умирающий лебедь" на музыку

французского композитора Сен-Санса, созданный им для Анны Павловой,

запечатленный в рисунке В.А.Серова, стал символом русского классического

балета. Большой успех имели балеты И.Ф.Стравинского (1882-1971) "Жар-

птица", "Петрушка", "Весна священная", в которых чувствовался интерес к

далеким историческим эпохам, к народной обрядности фольклору.

III. Заключение.

Русская культура рубежа столетий и первых десятилетий XX в. была

итогом огромного и сложного пути. Гуманизм и гражданственность, народность

и демократизм всегда отличали русскую культуру. В канун революционных

событий 1917 г. Россия обладала богатейшим культурным наследием,

культурными ценностями мирового уровня.

Однако в России всегда существовало несоответствие между богатством

культуры и возможностью причастности к нему широких слоев народа. Одна из

причин такого положения заключалась в политике правительства, не

допускавшей излишней демократизации просвещения народа. В результате

образовательный уровень народных масс, прежде всего крестьянства,

мещанства, даже в начале XX в ограничивался начальной элементарной школой

Лишь участие общественности, интеллигенции привело к известным сдвигам в

системе народного образования, некоторые результаты которого стали

проявляться в конце XIX в.

"Этажность" культуры, отсутствие в обществе достаточно широкого

среднего культурного слоя, который являлся основой многих цивилизационных

процессов, определили одну из серьезных особенностей культурной ситуации, в

России начала XX в. Она выражалась в существовавшем разрыве между духовным

ренессансом и бушевавшей реальностью жизни, в которую вовлекались широкие

народные массы.

Это отмечали многие современники. Н.А.Бердяев, уже будучи в

эмиграции, в известной работе "Русская идея" писал: "Нужна признать, что

был разрыв между интересами высшего культурам го слоя ренессанса и

интересами революционного социального движения в народе и в левой

интеллигенции ...Я вспоминаю яркий образ разрыва и раскола в русской жизни

...У Вячеслава Иванова на "башне" - так называлась его квартира в доме

против Таврического дворца - по средам в течение нескольких лет собиралась

культурная элита: поэты, романиста, философы, ученые, художники, артисты

...Присутствовал цвет русского ренессанса! В это же время внизу, в

Таврическом дворце и вокруг бушевала революция. Деятели революции совсем не

интересовались темами "Ивановских сред", а люди культурного ренессанса

...хотя и не были консерваторами и правыми...но большинство из них было

асоциально и очень далеко от интересов бушевавшей революции".

Эта особенность общественно-культурной жизни России первых

десятилетий XX в. была одной из причин, определившей отношение к культуре

пролетарской власти после Октября 1917 года.

IV. Литература.

1) Культура России: IX-XX вв.: Учеб. Пособие. – М: Простор, 1996.

2) Щетинов Ю. А. История России 20 век. М., Манускрипт 1995.

3) Россия на рубеже веков. М., 1991.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.