бесплатно рефераты
 

Крымское ханство

Крымское ханство

Министерство образования и науки Украины

Севастопольский государственный технический университет

КРЫМСКОЕ ХАНСТВО

Выполнил студент группы М11д

Осадчий И. А.

№ зач. книжки 200025

1.04.01

Севастополь

2001

В начале XIII века этнополитическая ситуация в Таврике (так назывался

полуостров до XIII века) сложилась следующим образом. В горных районах

обитало преимущественно христианское население. Основным занятием его было

земледелие, существенно дополнявшееся пастушеским скотоводством. Это

население, будучи смешанным по этническому составу (преимущественно аланы,

готы), было нивелировано в этнокультурном и языковом отношении византийским

влиянием. В степной части полуострова неоднократно происходила смена одних

тюркоязычных кочевых этносов другими. С середины XI до 20-х гг. XIII века

здесь господствовали половцы (кыпчаки).

В январе 1223 г. в Крым вторглись татары, до этого близ Дербента

разгромившие алано-кыпчакские войска. В источниках практически не

употребляется для обозначения завоевателей этноним "монголы", а только

"татары". Разгромив Судак и перебив значительное число половцев, татары

удалились. Только во время второго похода в Юго-Восточную Европу в 1236

году они начали обосновываться на полуострове. Его степная и предгорная

части были поделены между родами, участвовавшими в завоевании. Закреплению

татар на полуострове способствовало образование Золотой Орды, в которой

Крым занял положение улуса (провинции). Резиденцией наместника стал город

(Солхат или Крым (ныне Старый Крым), возникший во 2-й половине XIII века на

торговом пути из генуэзской Кафы (Феодосии) в степи Евразии. Название

города "Крым", вскоре перешло на весь полуостров, а затем и на один из

тюркоязычных народов Северного Причерноморья.

В указанный период начинается формирование крымско-татарского этноса. В его

состав вошли, кроме пришельцев - татар, часть половцев, ассимилированных

завоевателями. Заметное этнокультурное влияние оказала эмиграция из

малоазийских сельджукских султанатов, отразившаяся на формировании духовной

культуры крымских татар.

Христианское население крымского улуса оказалось под сильным идеологическим

и политическим давлением, началась его мусульманизация и татаризация, о чем

есть прямые сведения в источниках. Особенно этот процесс усилился после

провозглашения золотоордынским ханом Узбеком ислама государственной

религией (1313 г.).

Большую роль в процессе формирования крымских татар сыграл распад Золотой

Орды. В 1-й половине XV века центробежные процессы охватили огромную

территорию и привели к обособлению Казанского, Астраханского и Крымского

ханств. В состав последнего также вошли земли между Дунаем и Днепром,

Приазовье и часть Кубани. Эта территория была значительно большей, чем

владения татар в Крыму. Но точно установить ее границы, особенно северные,

довольно трудно, т. к. многочисленные кочевые и полукочевые народы,

обитавшие на землях Причерноморья, часто меняли места кочевки или просто

выходили из-под власти хана.

В 1475 году Османская империя завоевала генуэзские колонии и княжество

Фeодоро, населенное христианами, впоследствии обычно именовавшимися

"крымскими греками". Эти территории, охватившие большую часть Горного

Крыма, а также ряд крупных городов и крепостей Причерноморья, Приазовья и

Кубани вошли в состав турецких владений, управлялись султанской

администрацией и не подчинялись ханам. Турция содержала в них свои

гарнизоны, чиновничий аппарат и строго взимала налоги с подвластных земель.

С 1478 года Крымское ханство официально стало вассалом Османской Порты и

сохранилось в этом качестве до Кучук- Кайнарджийского мира 1774 года.

Назначение и смещение ханов обычно осуществлялось по воле Стамбула.

В 1-й половине XVI века зафиксировано употребление этнонима "крымские

татары" (С. Герберштейн, М. Броневский), до этого мусульманское население

степной и предгорной части полуострова обычно называли просто "татарами".

На протяжении XVI-XVIII вв. у крымских татар, в особенности в горном Крыму,

кочевое скотоводство постепенно сменяется земледелием, хотя скот еще долго

оставался основным мерилом богатства населения, которое занималось также

коневодством, разведением верблюдов, крупного рогатого скота, овцеводством.

"У них - (крымских татар) большие стада скота и овец, среди которых

знаменитые курдючные овцы, имеются двугорбые верблюды и много лошадей не

очень красивых, но быстрых, сильных и выносливых", - писал Тунманн (80-е

гг. XVIII в.).

Земледелие было возможно только в тех местах Крыма, где имелись источники

воды, что позволило возникнуть монопольному владению землей, пригодной для

обработки. На первых порах землепашество ограничивалось, в основном,

посевом быстросозревающего ячменя. Но с течением времени они научились

выращивать пшеницу, гречиху, просо, овес. Французский консул в Крыму

Пейсонель говорил, что из крымских портов ежегодно отходило от 100 до 150

кораблей, груженных хлебом для Турции. Другие народности, населявшие Крым,

занимались огородничеством, садоводством, виноградарством. Они научили

татар выращивать фруктовые деревья, арбузы, дыни, овощи, разводить

виноград, заниматься пчеловодством.

Процесс оседания татар шел особенно интенсивно в горных и южнобережных

областях Крыма, естественно, там шел и процесс ассимиляции татар с местными

жителями. Степные татары, которых процессы ассимиляции не коснулись,

продолжали заниматься в основном скотоводством. Занятие земледелием для них

еще долгое время считалось хлопотным делом, а техника земледелия оставалась

примитивной и в XVIII в.

В Ногайской Орде (Приазовье и Северный Кавказ) земледелие и ремесло носили

вспомогательный характер и не получили широкого распространения. Оседлое

земледелие отсутствовало. Чтобы вырастить хлеб, весной часть ногайцев

уходила в сторону от долины, где находилась их Орда, избирала удобную для

земледелия территорию и примитивными орудиями труда обрабатывали землю, а

когда хлеб созревал, собирали урожай и возвращалась с продовольствием в

свою Орду. Кочевое скотоводство основывалось на периодической смене

пастбищ, с учетом их травостоя, сезонов, климата и количества скота.

Сущетвовала достаточно определенная система кочевания, предусматривавшая

довольно четкий скотоводческий цикл с определенными маршрутами перекочевок,

использованием зимних, весенних, летних и осенних пастбищ, установленных

для каждого кочевого коллектива.

В Буджаке (Приднестровье, Приднепровье) население вело оседлый образ жизни,

занимаясь кроме земледелия скотоводством, пчеловодством.

Черкесы (Северный Кавказ) разводили лошадей, занимались охотой, рыбной

ловлей, овцеводством. Это был оседлый народ. На территории ханства возникло

несколько форм земельных держаний: ханское землевладение, бейлики (владения

знатных беев-карачеев), султанское землевладение, вакуфные земли,

принадлежавшие духовенству, мурзинское землевладение, обширные земли.

Первоначально когда территории Крыма еще входили в состав Золотой Орды на

правах улуса, они были захвачены для зимних кочевий представителями четырех

знатнейших татарских родов: Ширинов, Барынов, Аргинов и Седжетов. В

последующем к ним присоединился Ногайский род Мансуров, выдвинувшийся на

второе место, и род Яшлавов (Сулешевых).

Родовая организация, просуществовала у татар вплоть до конца средневековья.

Во главе родов стояли беи, которые, руководствуясь правом первого захвата

земли, к моменту установления власти Гиреев уже имели свою территорию,

внутри которой лучшие земли выделялись в пользу бея и назывались бейликами.

В пределах бейлика особые участки земли принадлежали мурзам - членам

бейского рода. Мурзы были ниже беев по социальному положению, собственно,

они, составляли класс феодалов, резко обособляясь от остальных групп

населения, т. к. не имели права вступать в брак с простыми татарами,

получать доходы иным путем, кроме как с земли или военной добычи.

Захватив власть, дом Гиреев широко использовал разные формы земельных

пожалований за услуги, оказанные правителям. Раздавались земли с пашнями,

сенокосами, зимовьями для скота, садами, мельницами. Постепенно многие

земли становились наследственными. Эта раздача земель превратила беев не

только в крупных землевладельцев, но и в фактических хозяев страны, т. к.

хотя хан и считался главой государства и высшим сеньором, вассальная

зависимость татарских родов и племен, да и других народов, подчиненных

власти хана, была часто лишь номинальной. Высшую феодальную власть

составляли главы указанных родов. Наиболее знатными и могущественными были

представители рода Ширинов, которые играли главную роль в стране.

Фактически, по их решению смещались и назначались ханы, они могли жениться

на принцессах из ханского дома, занимали самые важные посты в государстве,

владели одними из лучших территорий в стране. В своем бейлике владелец

кроме пожизненного владения землей бейлика и собственностью, приобретенной

за счет освоения целинных земель либо пожалования, имел полную власть над

населением. Они самовластно творили суд и расправу над зависимым

населением, устанавливали объем продуктовой ренты, размеры барщины, которая

вначале была 8-10 дней в году, а потом стала заметно расти, и другие виды

повинностей. В документах упоминаются всеобщий налог, подать с урожая,

пошлина с купли-продажи, таможенная пошлина, подельная или подушная подать,

провиант и фураж, пошлина от продажи вина, винограда, плата за гумно, за

поголовье крупного рогатого скота и другое. Бей обязан был вооружать свое

население во время военных походов. Резиденция главы Ширинских осев,

владевших землями от Карасу до Керчи, находилась в Карасу- Базаре, в войске

имелось свое знамя, бей имел свое управление - диван. Мансуры,

возвысившиеся в XVII в., имели только нурад-дина. Бейлик Аргинов находился

возле Кафы и Судака. Между представителями этих родов велась непрерывная

борьба за власть в государстве, за влияние на хана, за место в ханском

совете - диване. Беи-карачеи (главы родов) были непременными советниками

хана.

Хан, являясь верховным землевладельцем, владел соляными озерами и деревнями

возле них, лесами по течению рек Альмы, Качи и Салгира и пустошами, на

которых возникали поселения новых обитателей, превращавшихся постепенно в

зависимое население и выплачивавших ему десятину. Обладая правом

наследования земли умершего вассала, если у него отсутствовали близкие

родственники, хан мог стать наследником беев и мурз. Эти же правила

распространялись и на бейское и мурзинское землевладение, когда к бею или

мурзе переходили земли бедных земледельцев и скотоводов. Из земельных

владений хана выделялись земли калга-султану. В состав ханских владений

входили также несколько городов - Солхат, Кырк-Ер (Чуфут-Кале), Бахчисарай.

В Ногайской Орде право верховного распоряжения кочевьями принадлежало

феодальной верхушке во главе с бием (князем), который так же, как и

Крымский хан жаловал определенные пастбищные территории отдельным феодалам

при условии службы и вассальной верности. Крупные феодалы, у которых

состояли на службе менее значительные мурзы, в свою очередь, наделяли

кочевьями последних в пределах пастбищных территорий, которые ими были

получены от бия. В Буджаке также господствовали феодально-родовые

отношения. Крестьяне отрабатывали барщину и несли натуральные повинности в

пользу своих феодалов.

Значительную категорию привилегированного сословия составляло мусульманское

население, игравшее важную роль в общественной жизни страны. Духовенству

принадлежали вакуфные земли, с которых оно получало основные доходы.

Определенную долю доходов духовенства составляли отчисления от военной

добычи и налоги, собираемые со всего населения страны. Немалыми были и

дарения ханов, феодальной знати в пользу служителей культа.

Процесс имущественной и социальной дифференциации в XVI - XVIII вв.

коснулся всех народов, входивших в состав Крымского ханства. Основную массу

населения ханства составляли скотоводы и земледельцы, называвшиеся "черным

народом". Эти люди были лично свободны, сохраняли родовую организацию,

являвшуюся старой оболочкой, внутри которой проходил процесс распада

родового строя. Основной социальной ячейкой являлась патриархальная семья.

Родовая организация служила для господствующего класса одним из средств

укрепления своего влияния внутри рода и для удержания его населения в

повиновении. Переселившись в Крым, татары познакомились с земледельческой

общиной "джемаат". Применяемая в ней форма поземельных отношений была во

многом воспринята татарами. И постепенно община "джемаат" пришла на смену

родовой общине. В ней существовали коллективная собственность на землю,

общественные сенокосы, общественные колодцы, коллективная запашка земли,

для осуществления которой объединялись несколько семей. Земля в общине

распределялась на паях, которые со временем превращались в собственность

земледельца. Это приводило к появлению имущественного неравенства среди

общинников.

Самую низшую и довольно многочисленную группу населения ханства составляли

рабы - совершенно бесправные люди, объект купли-продажи. Контингент рабов

пополнялся двумя путями: путем захвата пленных во время набегов на соседей

или путем взимания живой дани с вассальных князей, стоявших во главе

подвластных Крыму племен. Труд рабов широко использовался в хозяйстве,

однако его производительность была крайне низка, а это замедляло развитие

экономики ханства. Рабы были очень ненадежны в политическом отношении,

ломали орудия труда, портили скот, часто убегали от своих хозяев.

В городах Крыма, которые в XVI - XVIII вв. снова стали широко известны,

кроме издавна проживавших греков, армян, евреев поселилось большое

количество татар, турок, также занимавшихся торговлей и ремеслом.

Значительный процент городского населения составляли рабы. Крупнейшими

центрами работорговли были Карасубазар, Гезлев и Кафа. Купцы и ремесленники

имели свои цеховые организации, контролировавшиеся ханскими чиновниками,

которые назначали таксы на изделия различных цехов, взимали пошлины со всех

торговых сделок, ведали налогообложением населения, стремясь извлечь как

можно больше доходов в казну. В татарских городах были развиты производство

войлока, выделка кожи, сафьянов, седел, металлообрабатывающее ремесло,

изготовлялось оружие, сбруя, обувь, одежда, ковры, предметы домашнего

обихода. На рынках широко представлены были и продукты сельского хозяйства:

мясомолочные (особенно ценилось ногайское коровье масло), мед, воск,

виноград, овощи, фрукты, вино. Несмотря на существование денежной системы,

часто осуществлялась меновая торговля, так же как и в предыдущие века.

Крымские ханы были заинтересованы в развитии торговли, дававшей

значительные прибыли казне. Среди товаров, вывозимых из Крыма, называются

сырая кожа, овечья шерсть, сафьяны, овечьи шубы, серые и черные смушки.

Города застраивались невысокими одноэтажными зданиями, улицы были кривыми и

узкими, но дворцы хана, феодальной знати, мечети, гостиницы (ханы) для

приезжих строились добротно, с учетом вкусов мусульманского населения

ханства. В Старом Крыму, Кафе, Керчи, Гезлеве было большое количество

католических, греческих, армянских церквей. В Чуфут-Кале и Гезлеве-

караимские кенассы. В Гезлеве была построена мечеть Джума-Джами, строителем

которой по преданию был величайший турецкий зодчий Аби Синан. В Ак-Мечети и

Гезлеве действовали еврейские синагоги.

Из городов Буджака следует отметить Килию, Бендеры, Измаил, Аккерман,

крепости Очаков и Килбурун (Кинбурн). И хотя Турция в большинстве этих

городов содержала свои военные гарнизоны, подчиненность Крымскому ханству

населения также существовала. В устье Дона находилась турецкая крепость

Азик (Азов), севернее Азика - Черкес-Кермен. На территории восточных границ

ханства стояли крепости Тамань, Темреон, Хысров (в Черкессии). На

материковых землях ханства находилось также определенное количество

деревянных крепостей-паланок, в которых охранную службу несли местные

жители.

Главной крепостью при въезде на территорию полуострова была Перекопская,

являвшаяся воротами Крыма. Функции защиты Крыма выполняли города - Крепости

Арабат, Керчь. Торговыми портами были Гезлев, Кафа. Военные гарнизоны (в

основном турецкие, частично из местных греков) содержались также в

Балаклаве, Судаке, Керчи, Кафе.

Ряд городов являлся резиденциями представителей крупнейшей знати. Например,

Бахчисарай был столицей ханства, Ак-Мечеть - резиденцией калги-султана,

Карасубазар - центром беев Ширинских, Кафа - резиденцией наместника

турецкого султана.

Государственной религией на территории Крыма было мусульманство, а у

ногайских племен господствовал шаманизм. По шариату каждый мусульманин

должен участвовать в войнах с неверными. Военная деятельность была

обязательной как для крупных, так и для мелких феодалов. Специфика военной

организации татар, в корне отличавшая от военного дела европейских народов,

вызывала особый интерес у последних. Выполняя задания своих правительств,

дипломаты, купцы, путешественники стремились не только к налаживанию

контактов с ханами, но и старались детально ознакомиться с организацией

военного дела, а зачастую их миссии основной целью имели изучение военного

потенциала Крымского ханства.

В источниках указывается, что в Крымском ханстве не было регулярного

войска, а в военных походах фактически принимали участие все мужчины,

способные носить оружие. С малых лет татары приучались ко всем тяготам и

невзгодам военного 6быта,учились владеть оружием, ездить верхом, переносить

холод, голод, усталость. Хан, его сыновья, отдельные бей совершали набеги,

ввязывались в военные действия со своими соседями в основном лишь тогда,

когда были уверены в успешном исходе. Большую роль в военных операциях

татар играла разведка. Специальные лазутчики отправлялись заранее вперед,

выясняли обстановку, а затем становились проводниками наступающей армии.

Используя фактор неожиданности, когда можно было застать противника

врасплох, они часто получали сравнительно легкую добычу. Но почти никогда

татары не выступали самостоятельно против регулярных, преобладающих в

количественном отношении войск. Ханский совет устанавливал норму, в

соответствии с которой подчиненные хана должны были поставлять воинов.

Часть жителей оставалась для присмотра за имуществом ушедших в поход. Эти

же люди должны были вооружать и содержать воинов, за что получали часть

военной добычи. Кроме военной повинности, в пользу хана выплачивалась сауга

- пятая, а иногда и большая часть добычи, которую мурзы приносили с собой

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.