бесплатно рефераты
 

Крымская скифия

Крымская скифия

Министерство образования и науки Украины.

Севастопольский государственный технический университет.

Кафедра философских и социальных наук.

Реферат на тему:

«Крымская скифия»

Выполнил:

студент группы П-12д

Квасов Евгений Александрович.

Проверила:

Кухникова Татьяна Константиновна.

Севастополь – 2001

План.

Введение.

1. Появление скифов в Крыму. Образование скифского государства.

2. Общественный строй, государственное устройство и политическая история

Скифского царства.

3. Оружие, посуда, культура и искусство скифов.

4. Погребения.

5. Скифские городища в Крыму.

6. Гибель Скифского государства в Крыму.

Заключение.

Список литературы.

Все вместе они называются

сколоты по имени царя;

скифами назвали их греки …

Геродот.

Введение.

Крым – это не только край уникальных маршрутов и великолепных пляжей,

благодатного климата и многочисленных курортов и турбаз. Небольшой клочок

суши, словно старинный ларец с драгоценностями, хранит самые разнообразные

исторические памятники. Каждый прошедший век добавлял новые жемчужины в

сокровищницу полуострова. Не все, конечно, но многие из них сохранились до

нашего времени.

Среди многочисленных племен и народов, обитавших в Крыму сотни и тысячи

лет назад, особое место занимают скифы, которые в VII в. до н. э. – III в.

н. э. играли крупную роль в исторических судьбах юга европейской части

нашей страны, а также Передней, Средней и Центральной Азии, Кавказа и

Закавказья. Память о скифах, непобедимом воинственном народе конных

стрелков, сохранилась в течение многих веков после их исчезновения в

преданиях, легендах, исторических хрониках и топонимах.

Сегодня мы достаточно ясно осознаем неразрывную связь, взаимосвязь

природы и общества. В древности природные условия и климат решающим образом

влияли на образ жизни, систему хозяйства, материальную и отчасти духовную

культуру человеческого коллектива. Не были исключением в этом отношении и

скифы.

Территория на которой некогда проживали носители скифской культуры,

весьма обширна. Нет сомнения, что в нее входили степи Причерноморья,

Предкавказья, возможно, и другие районы. Крым составлял небольшую, но очень

важную часть этой обширной территории. Скифы обитали здесь в течение

примерно тысячи лет. Полуостров, в первые века нашей эры именовавшийся

Малой Скифией, оставался последним сравнительно крупным «островком»

скифской культуры и в позднейший период её существования. Исследование

скифских памятников именно в Крыму дает уникальную возможность получить

почти полный хронологический «срез» скифской культуры, представить её

достаточно полно, всесторонне.

Культура скифов Крыма изучается археологами и историками уже в течение

многих десятилетий. Главная цель моего реферата – ознакомится с основными

результатами этой работы.

1. Появление скифов в Крыму. Образование скифского государства.

Скифы впервые упомянуты в источниках как участники антиассирийской

коалиции 70-х гг. VII в до н.э. Однако данному событию предшествовали и

появление скифов в Передней Азии, и изгнание ими киммерийцев из Северного

Причерноморья. Согласно исторической традиции, скифы были вытеснены из

Южной Сибири своими восточными соседями - массагетами и заняли обширные

пространства степей между Дунаем и Доном. Территория проживания скифов

именовалась античными авторами Скифией. Согласно одной из распространенных

гипотез, предками скифов были племена так называемой срубной культуры.

Расселившись на огромной территории, скифы создали самобытную культуру,

которая оказала значительное влияние на соседние племена, прежде всего на

население степной и лесостепной зон к северу от Черного моря (главным

образом по течению Среднего Днепра, Верхнего Дона и Прикубанья). В ареале

скифской культуры, датируемой VII-III вв. до н.э., выделяется много

локальных вариантов, связываемых как со скифскими, так и с нескифскими

народами. Античные авторы использовали этноним "скифы" применительно ко

всей этнокультурной общности, которую составляли отличные друг от друга по

языковой принадлежности и хозяйственному укладу племена. Однако

непосредственно под этнонимом "скифы" следует понимать прежде всего скифов-

кочевников.

Вслед за киммерийцами скифы совершили серию походов из Северного

Причерноморья в Закавказье и на Ближний Восток. Основной дорогой их стал

Прикаспийский путь через Дербентский проход, иногда использовались и другие

перевальные тропы. Естественно, что не все население степной зоны Северного

Причерноморья и Предкавказья ушло со скифскими ордами в Переднюю Азию.

Часть его осталась и не исключено, что ушедшие поддерживали определенный

контакт с оставшимися.

В ходе пребывания в Передней и Малой Азии скифы сражались с Ассирией,

Мидией, Нововавилонским царством. Неоднократно меняя союзников, скифы в

течение нескольких десятилетий наводили ужас на местное население, - по

словам Геродота, "все опустошали своим буйством и излишествами. Они взимали

с каждого народа наложенную ими дань, но кроме дани совершали набеги и

грабили, что было у каждого народа". Военно-политическая активность скифов

в Азии длилась вплоть до начала VI в. до н.э., когда, побежденные Мидией,

они вернулись на свои земли.

С момента возвращения скифов из Передней Азии начался собственно

скифский период в истории южнорусских степей, о котором сохранились более

или менее достоверные сведения в античных источниках. Вернувшись из

походов, скифы составили господствующую группу кочевников, так называемых

"царских скифов", считавших остальных скифов своими рабами. Именно они

образовали ядро формирующегося государства, центр которого находился в

низовьях Днепра.

В конце IV в. до н.э. Скифское государство потерпело ряд поражений в

войнах на Балканском полуострове. Могущество скифов было подорвано.

Активное вытеснение скифов из Северного Причерноморья началось в III в. до

н.э., когда на исторической арене сформировался новый мощный племенной союз

сарматов.

Потеряв под давлением сарматов обширные степные пространства в Северном

Причерноморье, сконцентрировавшись на Нижнем Днепре и в Крыму, скифы

постепенно превращались в оседлых земледельцев и скотоводов, живущих в

постоянных долговременных поселениях. Коренные изменения в экономике

привели к существенным новшествам в образе жизни, в материальной культуре,

в социальных отношениях и религиозных представлениях, во многом повлияли на

политическую историю скифов. Все это дает основание выделить последний,

поздний ее этап (III в. до н.э. - III в. н. э.), который принципиально

отличается от предшествующих. В Крыму скифы селились в долинах рек, которые

брали начало на северных склонах главной гряды Крымских гор и текли на

севере впадая в Черное море или Сиваш. Главная гряда служила естественной

южной границей распространения позднескифских поселений. На востоке

возможности для расселения были ограничены Ак-Монайским перешейком, по

которому, вероятно, проходила граница Боспорского царства. Западное

побережье Крыма к моменту возникновения позднескифских поселений было

колонизировано Херсонесом. С севера Крым естественным образом ограничен

Перекопским перешейком. Но, как показывают некоторые события политической

истории скифов, четкой границы между ними и другими племенами в степи не

существовало.

В 339 г. до н.э. царь Атей погиб в войне с македонским царем Филиппом

II. В 331 г. до н.э. Зопирион, наместник Александра Македонского во Фракии,

вторгся в западные владения скифов, осадил Ольвию, но скифы уничтожили его

войско. К концу III в. до н.э. держава скифов значительно сократилась под

натиском сарматов, пришедших из-за Дона. Столица скифов была перенесена в

Крым, где на реке Салгир (близ Симферополя) возник г. Неаполь скифский,

основанный, вероятно, царем Скилуром. Кроме Крыма, скифы продолжали

удерживать земли в низовьях Днепра и Буга.

В результате вышеперечисленных событий к концу III в. до н. э.

сформировалось Позднескифское государство.

2. Общественный строй, государственное устройство и политическая история

Скифского царства.

Общественный строй и государственное устройство.

В Скифии господствующее положение занимали царские скифы. Они

составляли основную силу во время военных походов. На ранних этапах своей

истории царские скифы представляли, очевидно, союз племен, каждое из

которых имело свою собственную территорию и находилось под властью своего

царя. Такое деление племен отражено в рассказе о трех соединениях скифского

войска во время войны с Дарием I. Причем предводитель самого большого и

наиболее мощного воинского соединения скифов Иданфирс считался старшим.

Царские скифы считали себя «лучшими и самыми многочисленными».

Остальные племена зависели от этой господствующей группы. Эта зависимость

выражалась в уплате дани.

Форма зависимости подвластных народов от царских скифов была различной.

Прямое влияние на характер взаимоотношений могла иметь степень этнического

родства, когда близкие по этносу и культуре народы находились в более

привилегированном положении, чем этнически чуждые.

С момента появления на исторической арене скифское общество выступало

как сложное образование. Важную роль играла родоплеменная структура, однако

постепенно её основы были подобны и видоизменены ростом частной

собственности, имущественного неравенства, выделением богатой

аристократической верхушки, сильной власти царя и окружающей его дружины.

Основу скифского общества составляла малая индивидуальная семья,

собственностью которой были скот и домашнее имущество. Но семьи были

разными. Богатые семьи имели больше стада, в то же время существовали

настолько обедневшие семьи, что не могли обеспечить ведение

самостоятельного кочевого хозяйства из-за небольшого количества скота.

Во главе скифов стояли цари и родовые старейшины, которые также

возглавляли воинские подразделения. Власть царей была наследственной и

достаточно сильной. Существовало преставление о божественном происхождении

царского рода. Цари исполняли также судебные функции. Неповиновение приказу

царя каралось смертью. Ближайшим окружением царя являлась его личная

дружина, состоящая из числа лучших воинов.

В определенной степени власть царя ограничивалась институтами родового

строя. Высшим законодательным органом было народное собрание – «совет

скифов», имевший право смещать царей и назначать новых из числа членов

царского рода.

Скифская знать и цари понимали, что имущество скифов в значительной

степени зависит от сохранения демократических традиций военно-родовой

организации, и стремились сохранить их.

Основную массу скифского населения составляли свободные воины. В мирное

время они пасли скот, обрабатывали землю, занимались ремесленным

производством или торговлей. Они имели личный скот, различное имущество и

даже рабов. В военное время все мужчины становились воинами. Они выступали

в поход со своим оружием и снаряжением. Из свободных воинов составлялись

отдельные отряды под начальством знати. Любой свободный воин мог стать

военачальником, если проявлял личную храбрость и мужество. Тогда он получал

земли и у него появлялся свой отряд, воины которого поселялись на его

землях. Свободные воины имели много политических прав. В особенно

ответственные для государства периоды они собирали «совет скифов».

Отдельную категорию населения составляли жрецы - энареи. Считалось, что

богиня Афродита наказала их даром провидения. Они были служителями

различных богов, совершали религиозные обряды и жертвоприношения. Кроме

того, они занимались врачеванием, предсказанием судьбы, были советниками

вождей, к ним обращались за помощью в самых трудных ситуациях.

В хозяйстве кочевников труд рабов использовать очень неудобно. Поэтому

у скифов рабов было немного. Всех захваченных в плен рабов скифы обычно

продавали в другие страны. Только немногих из них калечили, чтобы те не

смогли убежать, и использовали в домашних работах. Среди скифов -

земледельцев и ремесленников рабство было распространено гораздо шире. Но и

они содержали лишь несколько самых искусных рабов. По истечении

определенного срока, раба могли выпустить на волю, либо сделать его членом

семьи и оставить жить в качестве свободного человека. Скифы, совершившие

тяжкие преступления, проявившие трусость и предательство, либо просто

прогневившие царя, также могли стать рабами. Таких рабов не оставляли в

Скифии, а обычно сразу продавали. Рабов - скифов охотно покупали греки,

пополнявшие ими свои армии, так как все скифы считались отличными стрелками

из лука.

Нельзя не упомянуть о дружбе. Клятва о дружбе среди скифов скреплялась

кровью. Для этого в чашу наливали вино. Воины, клянущиеся друг другу в

дружбе, надрезали кожу на руке и проливали несколько капель в эту чашу.

Затем они по очереди пили из нее. На такую церемонию приглашались обычно

самые уважаемые соплеменники. Они являлись свидетелями и также пили из

чаши. Клятва, скрепленная кровью, считалась священной. Таким образом,

друзья становились кровными родственниками. Это обязывало их помогать друг

другу, не бросать в беде и сражаться друг за друга в бою. Поскольку скифы

практически все время проводили в войне, клятва о дружбе играла очень

большую роль в обществе. Кровные друзья , сражаясь бок о бок в бою, не

могли предать или бежать с поля боя. Кровная дружба была одним из важных

факторов непобедимости скифов.

Политическая история Скифского царства.

В то время, когда скифы обосновались в предгорном Крыму, западное

побережье полуострова принадлежало Херсонесу. Уже в III в. до н.э. скифы

повели активное наступление на поселения херсонесской хоры, и тем самым

начали серию скифо-херсонесских войн, растянувшихся до конца II в. до н.э.

Притязания скифов не ограничились только Херсонесом. Во II в. до н.э. на

короткое время им подчинилась Ольвия. Об обстоятельствах подчинения этого

полиса и о формах его зависимости почти ничего не известно. Но говорить о

том, что Ольвия во II в. до н.э. входила в состав позднескифского

государства можно достаточно уверенно. Лучшим доказательством этого факта

служат находки монет, которые чеканились в Ольвии от имени скифского царя

Скилура. Таким образом, можно утверждать, что в III-II вв. до н.э. скифы

играли чрезвычайно активную роль в экономической и политической жизни

Северного Причерноморья. При этом, решая со своими соседями спорные

вопросы, они нередко выступали с позиции силы и обычно успешно.

Положение коренным образом изменилось в конце II в. до н.э. К этому

времени скифы, вероятно, не раз подступали к самим стенам Херсонеса. Во

всяком случае, ими были разрушены и преданы огню многие укрепленные

усадьбы, принадлежавшие гражданам этого полиса и расположенные в ближайших

его окрестностях - на Гераклейском полуострове. Херсонеситы, чувствуя свое

бессилие перед варварским нашествием, обратились за помощью к царю Понта

Митридату VI Евпатору. Он прислал на помощь Херсонесу воинов во главе со

своим лучшим полководцем Диофантом. Далее события развивались стремительно.

Сын Скилура Палак неожиданно напал на понтийское войско, но был обращен в

бегство. После этого Диофант отправился на Боспор. После возвращения оттуда

усилил свой отряд за счет херсонеситов и совершил поход в глубь Скифии,

завоевав царские крепости Хабеи и Неаполь. Очевидно, решив, что дело

сделано, Диофант вернулся в Понт. Однако скифы в кратчайший срок захватили

утраченные земли, что вынудило знаменитого полководца вновь прибыть в Крым.

Он попытался еще раз подчинить царские крепости, но поначалу это ему не

удалось. Тогда Диофант двинулся в Северо-западный Крым, владел

Керкинитидой, некоторыми другими укреплениями и приступил к осаде Калос

Лимена. В это время Палак, собрав большое войско, усиленное за счет

союзного скифам сарматского племени роксоланов, еще раз попытался склонить

чашу весов на свою сторону. Сражение закончилось разгромом скифов. Диофант

вновь двинулся к Хабеям и Неаполю но осталось неизвестным, захватил ли он

их на этот раз. Казалось, Крымской Скифии был нанесен смертельный удар.

Диофант отправился на Боспор и там участвовал в акте большого политического

значения: боспорский царь Перисад отрекся от престола в пользу царя Понта

Митридата VI Евпатора. Вероятно, именно это событие повлекло восстание

скифов, живших на Боспоре. Они убили Перисада и то же самое сделали бы с

Диофантом, если бы он не бежал на корабле, присланном за ним херсонеситами.

Неблагоприятный ход событий не сломил упорства Митридата VI Евпатора. Через

год он вновь отправляет в Крым Диофанта, который разгромил восставших,

пленил их предводителя Савмака и таким образом вернул Боспор в состав

державы Митридата VI Евпатора. Вероятно, позднескифское царство, в отличие

от Боспора, не было присоединено к Понту, но оказалось в зависимости от

него.

Неудачные войны с Римом привели к утрате надежд Митридата. В конце,

концов взбунтовались даже верные ему прежде войска, а возглавил это

восстание его собственный сын Фарнак. Грозный царь скрылся во дворце на

акрополе Пантикапея и приказал начальнику стражи заколоть себя. Произошло

это в 63 г. до н. э. Понтийское царство распалось. Скифы, естественно,

оказались свободны от союза с ним.

После распада Понтийской державы скифы почти исчезли из поля зрения

древних авторов. Они, видимо, временно отказались от притязаний на

Херсонес, но сохраняли за собой почти всю хору этого полиса, кроме

Гераклейского полуострова. Они продолжают жить на местах бывших греческих

поселений, причем весьма насыщенной жизнью, о чем свидетельствуют мощные

культурные слои. Продолжают, причем без всякого перерыва, функционировать

старые населенные пункты в центральном и юго-западном Крыму (Неаполь,

Кермен-Кыр, Булганак, Усть-Альма и др.). Возникают новые поселения, причем

одно из них - Альма-Кермен в долине реки Альмы у с. Заветного - очевидно,

сразу после Диофантовых войн. Со многими поселениями связаны обширные

некрополи, насчитывающие сотни погребений. Все это позволяет предположить,

что поражение от войск Диофанта не слишком ослабило скифов. Известно,

например, что почти сразу после гибели Митридата скифы приняли участие в

междоусобной войне за Боспорский престол. Вероятно, неспокойные западные

соседи вынудили боспорских царей выстроить на рубеже с ними в середине I в.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.