бесплатно рефераты
 

Крещение Руси

человеческих жертв только подталкивали многих к крещению - ведь никому не

хотелось быть принесенным в жертву, а это угрожало каждому. Жрецы, выбрав

жертву, убивали ее, оставшиеся же в живых должны были ликовать.

В столь острой ситуации столкновение полярных мировоззрений, а вернее,

мироощущений, было неизбежным. Началась долгая и упорная борьба Ярополка со

сторонниками Перуна, которых возглавлял сводный брат Ярополка Владимир, сын

наложницы Святослава - ключницы Малуши.

Летописец описывает все последующие события как деяния князей. Но мы

знаем, что в действительности князья были очень молоды. Владимиру и

третьему сыну Святослава - Олегу было около 15 лет, Ярополк был чуть

старше. Эти юноши вряд ли могли проводить самостоятельную политику. За ними

стояли опытные и влиятельные мужи, опиравшиеся на население определенных

земель. Именно поэтому последующая политическая борьба столь интересна и

существенна для нашей темы.

Глава V.

Становление христианства при князьях

Владимире и Святославе.

Итак, победа печенегов над Святославом, принесшая Ярополку власть, на

какой-то период объединила Древнюю Русь. Почти все славяно-русские земли по

Днепру и Новгород на севере подчинились Ярополку. Киевский воевода, по

существу, стал инициатором похода на древлян - короткий набег на Овруг

избавил его от младшего брата Олега - князя древлян, - который погиб в

суматохе, образовавшейся после отступления его войска. Воины торопились

укрыться за стенами города Овруга и многие из них попадали в ров; такая

участь постигла и Олега. Ярополк подчинил его земли Киеву.

Владимир же со своим дядей Добрыней был послан в Новгород еще

Святославом. Узнав о событиях в древлянской земле, боясь старшего брата,

Владимир Святославич и Добрыня бежали в Швецию.

Казалось, было достигнуто желанное единство страны. Но оно оказалось

хрупким, ибо славяно-русские пассионарии того времени были полны стремления

бороться за близкие им мировоззрения и желанные цели.

Из Скандинавии Владимир вернулся с наемным войском. Он приехал в

Новгород как приверженец «злых» балтийских богов. Потрясенное усобицами

государство являло признаки внутреннего разложения, и Владимиру пришлось

потратить много сил, чтобы дисциплинировать варягов, у него служивших, и

усмирить отделившиеся племена (вятичей, радимичей). Пошатнулось после

неудачи Святослава и внешнее могущество Руси. Владимир вел много войн с

разными соседями за пограничные волости, воевал также с камскими болгарами.

Предлогом для военного похода на юг, к Киеву, стали действия Ярополка,

приведшие к братоубийству. Возглавив войско из варягов и новгородцев,

Владимир сначала напал на Полоцк, убил его князя Рогволода и присоединил

Полоцкую землю к Новгороду. Затем последовал захват Смоленска. И вот в 980

году великим путем «из варяг в греки» Владимир подошел к Киеву.

В окружении Ярополка оказались изменники. Очевидно, он не всех устраивал.

Воевода Блуд ложными советами поставил князя в очень трудное положение:

Владимир блокировал его в крепости Родне. Среди осажденных начался голод.

Тот же Блуд посоветовал Ярополку выйти из крепости и договориться с братом

о мире. Встрече порешили быть в шатре между крепостным рвом и палатками

осаждавших. Когда Ярополк вошел в шатер, два прятавшихся там варяга

пронзили его мечами. Так языческая партия одержала полную победу. Усобица

завершилась победой Владимира.

Однако Владимир, человек неглупый, хотя жестокий и беспринципный, увидел,

что культ Перуна непопулярен на юге. Пассионарная (наиболее энергичная)

часть киевлян уже крестилась. Владимир, естественно, следил за

общественными настроениями в столице, так как не мог с ними не считаться,

особенно после того, как расстался со своей варяжской дружиной, не желая

платить варягам заработанные ими в походе деньги. Не без помощи киевлян

варягов собрали на берегу Днепра, якобы для того, чтобы выплатить

жалованье. Потом посадили в лодки без весел, оттолкнули от берега и

сказали: «Плывите по реке вниз, в Царьград, там заработаете много денег, а

к нам не возвращайтесь». Но одновременно Владимир послал гонцов в

Константинополь. Они предупредили греков, чтобы те не доверяли варягам, ибо

их бог Перун не только «злой», но и лживый. Владимир посоветовал грекам

принять варягов, но разделить их и разослать по несколько человек в разные

гарнизоны, чтобы в окружении местных воинов варяги были безопасны.

Если Ярополк, испытавшей влияние своей бабки-христианки в детстве,

отличался веротерпимостью и даже благоволил сторонникам «греческой веры»,

то Владимир в момент завоевания Киева был убежденным язычником. После

убийства брата новый князь приехал устроить на одном из городских холмов

языческое капище, где в 980 году были поставлены истуканы племенных богов:

Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога и др.

Так в конце X века в Киеве была предпринята попытка оживить традиционное

язычество, поддержав его авторитетом государственной власти. Язычество,

казалось, переживало расцвет: идолам приносились человеческие жертвы, князь

и большое число горожан с одобрением воспринимали эти кровавые ритуальные

убийства, которые в предшествующие годы, десятилетия были почти что забыты

(по крайней мере, в Киеве).

Однако именно при князе киевском Владимире (978-1015, годы правления)

происходит событие величайшего значения, определившее дальнейший путь

развития Руси - принятие христианства. В первые годы своего правления князь

Владимир, получивший языческое воспитание в Новгороде, куда его в

восьмилетнем возрасте направил княжить Святослав (в 970 году), показал себя

усердным язычником. «И стал Владимир княжить в Киеве один, - говорит

летопись, - и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного

Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога,

Стирбога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами... И

осквернилась кровью земля Русская и холм тот» (под 980 год).

Во внешнеполитической деятельности Владимира в 80-х годах Х в. сочетались

успехи и неудачи. На северо-востоке с Русью соседствовало сильное

Булгарское царство, принявшее одну из мировых религий - ислам. Волжская

Булгария непосредственно граничила с двумя городами-княжествами: Муромом и

Суздалем. В непрекращающихся пограничных конфликтах брали верх то булгары,

захватывая Муром, то славяне, занимая булгарские становища. В результате

постоянной борьбы на границах население Волжской Булгарии (являющееся одним

из предков современных казанских татар) было смешанным. Нападавшие на

русские селения булгары убивали мужчин и захватывали в плен женщин и детей.

Детей мусульмане продавали в рабство, а женщин делали своими наложницами.

От смешанных браков рождались Мурады и Фатьмы. Но потом на булгарские

селения нападали суздальцы и муромцы. Захваченных детей они делали своими

работниками, а пленных булгарок брали в жены. На свет появлялись Всеславы

да Любавы. Таким образом, различие между двумя этносами было не

антропологическим, не расовым и даже не экономическим, ибо хозяйственные

системы в Волжской Булгарии и Северо-восточной Руси были очень похожи. Эти

отличия были религиозными. Но религиозный мусульманский фанатизм в Волжской

Булгарии еще не восторжествовал, и вера служила лишь индикатором отличий

волжских булгар от славян.

Попытка Киева присоединить Великий Булгар, стоявший на берегу Волги

(недалеко от нынешней Казани), была безуспешной. Отмечая неудачный поход

Владимира и Добрыни (985), летописец скупо заметил, что с тех, кто носит

сапоги, дани не получить, а надобно искать лапотников. Итак, на этом

направлении деятельность Владимира успеха не имела.

Зато ему удалась другая операция. Лишь в сочинении Иоанна Мниха есть

упоминание о захвате Тмутаракани, где еще находились остатки иудео-хазар.

Но и в этом сочинении только одна фраза говорит о походе, во время которого

русские войска совершенно свободно прошли из Киева через Северный Кавказ

вдоль Терека до Каспийского моря. Тмутаракань стала одним из русских

городов и досталась в удел сыну Владимира Мстиславу.

Мстислав был посажен на княжеский престол Тмутаракани шести лет от роду.

Таким образом, здесь, как и в случае с Ярополком, Владимиром и Олегом,

княжеское имя использовалось летописцами не как имя реального вершителя

судеб, а лишь как вывеска, символ, обозначавший существование группировки

политических сил.

Любопытно, что то же самое в отношении франкских королей отмечает

французский историк Огюстен Тьерри в своих очерках о раннем средневековье.

Когда западная часть распадавшейся империи Карла Великого (то есть нынешняя

Франция) вышла сражаться за Карла Лысого, французы понятия не имели о том,

кто это такой. Но они сражались, и очень храбро, за те принципы, которые

формулировались под общим лозунгом служения Карлу Лысому. Точно так же

немцы, сражавшиеся за собственные интересы, считали, что бьются за Людовика

Немецкого.

Но вернемся к Владимиру, а именно к его корсунской операции, имевшей

серьезные последствия.

В конце Х века Болгария, наполовину захваченная Византией, испытывала

могучий интеллектуальный подъем. Причем, не меняя официально православного

вероисповедания, принятого в 865 году, болгары сильно отошли от Византии по

мировоззрению. Нашелся поп Богумил, который изложил Священную историю

следующим образом: одновременно с Богом существовал падший ангел Сатанаил.

Он пребывал у Мирового океана и горько плакал. Творец пожалел его и создал

по желанию Сатанаила сушу. А Сатанаил сделал людей, но не смог их

одухотворить. Он снова обратился к Богу и, обещая полное послушание,

попросил оживить его творения. Тогда Бог вдохнул в людей душу. Но Сатанаил

обманул Бога, ибо создал Каина, устроил первое убийство и начал всячески

пакостить Всевышнему. Причем свирепствовал он, используя людей,

одухотворенных Богом, но сбитых с пути им, Сатанаилом. Бог послал против

Сатанаила ангелов, которые скрутили того и отняли у его имени суффикс «ил»,

в котором была заключена мистическая сила. Лишенного силы, уже Сатану, а не

Сатанаила, ангелы загнали под землю. Все духовное Богумил считал

божественным и добрым, а все материальное - сатанинским и злым. Служить

Богу нужно было, отрицая все злое, то есть материальное. А означало это на

деле - отрицать города, храмы, живопись (иконы), отрицать весь христианский

обряд. Ведь в христианстве считается, что мир создан Богом и потому - благ.

Богумилы были не уникальны в своем мироощущении, назвать которое

религиозным неверно. Таких учений в IX-XII вв. появилось много; они были

крайне разнообразны и распространены от Тибета на востоке до Аквитании на

западе. При всем их разнообразии объединяло эти учения то, что они считали

злом материальный мир и потому относились к нему враждебно. Раз нет

реальной жизни, то нет лжи и правды, и не надо никого жалеть - ведь

страдания призрачны. Люди, войдя в мир фантастических представлений и

заклинаний, были искренне убеждены, что становились хозяевами этого

призрачного мира. Мы назовем эти враждебные материальному миру системы

мировоззрения негативными. К негативному мировоззрению толкали людей и

ужасные условия действительности, и просто обывательская затхлость жизни,

тягостная для энергичного (пассионарного) человека. Но, независимо от

истоков учения и от способов осуждения реального мира, негативные системы

мировоззрения логически оправдывали убийства и злодеяния.

Учение богумилов, названное так по имени основателя, было типичной

негативной системой, так же как и учения французских альбигойцев,

македонских манихеев, павликиан Византии, карматов и исмаилитов

мусульманского мира. Как видим, негативные системы захлестнули и

католическую Европу, и мусульманский мир, и Византию. При этом только греки

сумели справиться со сторонниками метафизического зла. После разгрома

твердыни павликиан - крепости Тефрика - византийцы в IX в. стали

контролировать и манихеев Македонии. Но в Х веке болгарские богумилы

сделали из своего учения довольно неожиданный практический вывод: «Бей

византийцев!» Для достижения поставленной цели они использовали все

средства. Так, под видом православных священников богумилы шли на Русь,

тяготевшую к христианству. Видимо, не без их влияния и предпринял Владимир

совершенно нелепый поход на Корсунь.

Корсунь (по-гречески Херсонес), находившийся недалеко от современного

Севастополя, имел прекрасные укрепления, спасшие немало христиан еще во

время похода Песаха. Взять этот город Владимиру помогло предательство

корсунского попа Анастата (по другим источникам - варяга Жидьберна).

Изменник послал в стан русов записку на стреле. В послании сообщалось, где

проходят трубы, по которым в осажденный город поступает питьевая вода.

Владимир разрушил водопровод, и жажда заставила корсунцев сдаться. Но

удержаться в Крыму Владимиру не удалось. Он принял в жену греческую

принцессу, вернул Корсунь византийцам и отступил.

Итак, Владимир запятнал себя убийством Рогволода и его сыновей, которые

были ни в чем не виноваты и даже не воевали с ним. Он изнасиловал дочь

Рогволода Рогнеду. Та даже хотела убить Владимира, мстя за смерть отца и

братьев. Владимир вероломно умертвил собственного брата. Предал он и своих

боевых товарищей - варягов. У этого князя, и тому свидетельство летопись,

грехов было достаточно.

На его репутацию воителя тяжким грузом легла еще и корсунская авантюра.

Так что же, светлая память о нем, сохраненная потомками до наших дней,

может быть названа незаслуженной?

Нет! Историческая память связывает образ Владимира не с его личными

качествами и политическими успехами, а с деянием более существенным -

выбором веры, одухотворившей жизнь народа. В самом деле, распространив свою

власть практически на все славяно-русские земли, Владимир неизбежно должен

был придерживаться какой-то, как сказали бы сегодня, «общенациональной»

политической программы, которая, по условиям того времени, выражалась в

религиозной форме.

К религиям (теистическим системам мировоззрения), оказывавшим

существенное влияние на ситуацию в Восточной Европе в Х в., следует

отнести: православие, католичество и ислам. Русские «искатели веры» должны

были представлять и вполне представляли себе различия этих основных

религий. Последнее неудивительно: киевские купцы и воины постоянно бывали в

Константинополе, сражались на Крите и в Малой Азии, торговали с египтянами

и сирийцами, ездили в Волжскую Булгарию и Хорезм. Принятие определенной

веры автоматически приводило и к ориентации на вполне определенные

группировки внутри страны. Поэтому предстоявший князю Владимиру «выбор

веры» легким не назовешь. А ведь у этой проблемы был и международный

аспект, обусловленный постоянными этническими контактами.

Во время, предшествовавшее крещению Руси, нарастали грозные признаки

грядущего раскола в дотоле едином христианском мире. И здесь в основе

идеологических споров также лежали природные, объективные процессы

этногенеза. Находившаяся в фазе пассионарного подъема западноевропейская

этническая целостность ощущала свое отличие от других этносов очень остро и

облекала его в ризы церковного превосходства, именуя «христианским миром»

только себя. Борьба между православием и католичеством начинала переходить

из сферы теологических разногласий в область политики.

Сами обстоятельства «выбора веры» Владимиром широко известны и изложены в

«Повести временных лет». В соответствии с версией Нестора, князь, желая

понять разные исповедания, отправил своих посланцев в соседние земли и

затем принял представителей всех учений того времени. Большое значение

имеет приведенная Владимиром мотивировка своего решения креститься по

греческому обряду. Говоря о мотивах, учтем, что, кроме догматов, в любой

религии существуют обычаи, традиционно передаваемые из поколения в

поколение. Такие обычаи для новообращенных порой значат больше, чем

священные книги, особенно если эти книги написаны на непонятном языке. Так,

главная книга ислама - Коран - написана на арабском языке, славянам

непонятном. Обычаи мусульман, например не пить вино, не есть свинину,

просты, но для славян были неприемлемы. И вот почему. По русскому обычаю,

князь делил трапезу с дружиной. Этот обязательный ритуал скреплял дружбу

князя с воинами, а что могло быть для князя важнее? Менее значимым, но

довольно существенным было еще одно обстоятельство. Славяне и руссы

привыкли к хмельным напиткам, так как вино и пиво снимали усталость

походов, но строгий ритуал пиров не допускал «буйства во хмелю». Конечно, и

арабы, приняв ислам, не перестали пить вино, но делали это в узком кругу

родных и друзей, в публичные места являясь трезвыми. У них не было ритуалов

пиров и соответствующих им стереотипов поведения. В итоге мусульманским

муллам Владимир отказал известными словами: «Руси есть веселие пити...»

Сложнее причины отказа Владимира немцам-католикам. Его слова неясны:

«Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого». Попробуем

разобраться, что именно «не приняли отцы». В середине Х в. на Русь прибыл

епископ Адальберт с миссией крещения княгини Ольги и киевлян. Адальберт

потерпел неудачу, но «не по своей нерадивости».

Известно, что в середине века на святой престол иногда всходили очень

грешные папы. В 955 г. на папский престол воссел шестнадцатилетний юноша,

нареченный папой Иоанном XII. Ватиканский двор стал вертепом продажных

женщин. Если бы папа был только охотником, игроком, волокитой и пьяницей,

то это было бы еще полбеды. Но римский первосвященник давал пиры с тостами

в честь древних языческих богов и пил за здоровье Сатаны. Конечно, вести о

таких «подвигах» достигали Руси. Хронологическое совпадение бесчинств в

Риме и изгнания Адальберта из Киева случайностью быть не может. Поэтому

традиция отвержения латинской веры и сознательного выбора греческой

действительно восходит к предкам Владимира на княжеском столе: княгине

Ольге и ее внуку Ярополку.

А вот рассказ о приходе к Владимиру хазарских евреев - пример явного

литературного творчества Нестора. Евреи якобы признаются Владимиру:

«Предана бысть земля наша хрестеяномь». На самом деле в Х веке Палестина

была в руках мусульман. Летописец сместил даты. Примечательно, что, по

летописи, Владимир не обращался к иудеям, а только принял их, чтобы

прогнать. Следовательно, летопись Нестора фиксирует последнюю попытку

хазарских иудеев подчинить киевского князя, сделанную тогда, когда

Хазарский каганат уже не существовал. Исход попытки известен: Владимир был

проницателен.

Владимир вызвал в Киев мусульман, иудеев, римских христиан, византийских

христиан и, выслушав аргументы каждого в защиту своей веры, остановился на

византийском православии - эта каноническая версия основывается на одном-

единственном источнике: так называемой «Повести временных лет». И самой

жуткой ересью в ученых кругах считается, если кто дерзнет усомниться в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.