бесплатно рефераты
 

Крестьянская реформа 1861 года и её юридическое оформление

дворянские комитеты для составления проектов реформы. Центральное

руководство подготовкой реформы сосредоточилось в созданном в 1858 году

Главном комитете по крестьянскому делу. Для сведения воедино материалов

губернских комитетов при Главном комитете были созданы редакционные

комиссии.

Ни торгово-промышленная буржуазия, ни тем более крестьянство к

подготовке реформы не были допущены. А готовившие реформу дворяне

стремились главным образом к тому, чтобы обеспечить собственные интересы.

Центральным вопросом реформы, по которому шла борьба внутри

помещичьего класса, был вопрос о том, освобождать крестьян с землей

или без земли. По этому вопросу шли споры между группами крепостников и

либералов. К крепостникам принадлежала феодально-

бюрократическая знать, а также помещики, хозяйство которых в основном

базировалось на отработанной ренте. Либералы выражали интересы торгово-

промышленной буржуазии и обуржуазившихся помещиков. Борьба между ними была

не принципиальной: и крепостники, и либералы стояли за отмену крепостного

права при сохранении помещичьего землевладения и самодержавия, но либералы

при этом хотели несколько ограничить царский абсолютизм и были против

освобождения крестьян без земли. Конечно, оставить крестьян совершенно без

земли было невозможно. Но помещики черноземных губерний, где земля высоко

ценилась, стремились освободить крестьян с минимальным наделом и за

выкуп. Такое "освобождение" сохраняло в руках помещиков почти всю землю

и обеспечивало их хозяйство рабочими руками. Помещики нечерноземных

губерний, где земля не представляла такой ценности, считали возможным

освобождение крестьянина с землей, но за высокий денежный выкуп; в этом

случае помещики получали капитал для ведения капиталистического хозяйства

на оставшейся у них земле.

Существовала также классовая борьба вокруг реформы. Интересы

народных масс в царских комитетах и комиссиях не представлял никто.

Основная борьба вокруг реформы велась не между дворянскими группировками,

а между помещиками и самодержавием, с одной стороны, и крестьянством - с

другой. Интересы крестьян выражали революционные демократы. Несмотря на

жесткую цензуру, в своих выступлениях они призывали к полной ликвидации

крепостничества и помещичьего землевладения, к передаче всей земли

крестьянам без всякого выкупа. Борьба революционных демократов,

непрекращающиеся крестьянские волнения заставили царское правительство

отказаться от наиболее реакционных вариантов реформы и пойти на некоторые

уступки крестьянству. Было принято компромиссное, примирившее всех

помещиков решение освободить крестьян с минимальным наделом земли за

выкуп. Такое освобождение обеспечивало помещиков, как рабочими руками, так

и капиталом.

Закон об отмене крепостного права - "Положение о крестьянах

вышедших из крепостной зависимости" - был подписан Александром II 19

февраля 1861 года. Этот закон состоял из отдельных "Положений", касавшихся

трех основных групп вопросов:

1. Упразднение личной зависимости крестьян от помещиков.

2. Наделения крестьян землей и определения крестьянских

повинностей.

3. Выкупа крестьянских наделов.

2. Высочайшее утверждённое общее положение о крестьянах, вышедших из

крепостной зависимости. 1861 г.

Введение.

1.Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на

дворовых людей отменяется навсегда, в порядке, установленном в настоящем

Положении и в других, вместе с оным изданных, Положениях и Правилах.

2.На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовым

людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права, состояния

свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу.

3.Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им

земли, предоставляют, за установленные повинности, в постоянное пользование

крестьян усадебную их оседлость и, сверх того, для обеспечения их быта и

для выполнения их обязанностей пред правительством и помещиком то

количество полевой земли и других угодий, которое определяется на

основаниях, указанных в местных положениях.

4.Крестьяне за отведенный, на основании предыдущей статьи, надел

обязаны отбывать в пользу помещиков определенные в местных положениях

повинности работою или деньгами.

Наделение крестьян землею и другими угодьями, а равно следующие за

сие повинности в пользу помещика определяются преимущественно по

добровольному между помещиками и крестьянами соглашению, с соблюдением лишь

следующих условий:

1) чтобы надел, предоставляемый крестьянам в постоянное пользование,

для обеспечения их быта и исправного отправления ими государственных

повинностей, не был менее того размера, который определен с той целью в

местных положениях;

2) чтобы те повинности крестьян в пользу помещика, которые

отправляются работою, определялись не иначе как временными договорами,

на сроки не более трех лет (причем не воспрещается, однако же,

возобновлять такие договоры в случае желания обеих сторон, но также

временно, не долее как на трехлетний срок); - и

3) чтобы вообще заключаемые между помещиками и крестьянами сделки

не были противны общим гражданским законам и не ограничивали прав

личных, имущественных и по состоянию, предоставляемых крестьянам в

настоящем Положении.

Во всех тех случаях, когда добровольные соглашения между помещиками

и крестьянами не состояться, надел крестьян землею и отправление ими

повинностей производится на точном основании местных положений.

11.Крестьянам предоставляется право выкупать в собственность

усадебную их оседлость посредством взноса определенной выкупной суммы и с

соблюдением правил, в местных положениях изложенных.

12.С согласия помещиков крестьяне могут, сверх усадебной оседлости,

приобретать в собственность, на основании общих законов, полевые земли и

другие угодья, отведенные тем крестьянам в постоянное пользование. С

таковым приобретением крестьянами в собственность их надела, или

определенной в местных положениях части оного, прекращаются все

обязательные поземельные отношения между помещиками и означенными

крестьянами.

13.Независимо от способа, указанного в предыдущей статье,

обязательные поземельные отношения между помещиками и крестьянами

прекращаются следующими двумя способами:

1) если крестьяне добровольно откажутся, с соблюдением того порядка

и тех условий, какие определены в местных положениях, от пользования

предоставленным им наделом; - и

2) если крестьяне перейдут, с соблюдением всех установленных для

сего правил, в другие сословия.

15.Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, но состоящие в

обязательных поземельных отношениях к помещикам, именуются “временно-

обязанными крестьянами”.

16.Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и приобретшие в

собственность поземельные угодья на основаниях, в Положениях изложенных,

именуются “крестьянами-собственниками”.

Раздел 1.

23.Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется

право наравне с другими свободными сельскими обывателями и с соблюдением

установленных в общих законах и в сем Положении правил:

1) производить свободную торговлю, предоставленную крестьянам, без

взятия торговых свидетельств и без платежа пошлин...;

2) открывать и содержать на законном основании фабрики и разные

промышленные, торговые и ремесленные заведения...;

2) записываться в цехи; производить ремесла в своих селениях и

продавать свои изделия, как в селениях, так и в городах...;

4) вступать в гильдии, торговые разряды и соответствующие оным

подряды...

24.Крестьянам предоставляются следующие права по искам, жалобам,

ходатайству и суду:

1) по делам гражданским: отыскивать свои права, учинять иски и тяжбы

и ответствовать за себя лично или через поверенных, а равно быть

поверенными, как крестьян своего общества, так и лиц посторонних:

2)по делам уголовным и полицейским: подавать жалобы и охранять свои

права всеми дозволенными способами, лично и через поверенных, в тех

случаях, когда участие поверенного допускается в делах уголовных; - и

3) быть свидетелями на общем основании.

29.Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, как свободные

сельские обыватели, получают также следующие права по состоянию:

2) перечисляться в другие сословия и общества по правилам, в сем

Положении изложенным, а равно, по собственному желанию, поступать в

военную службу и наниматься в рекруты на общем для сельских обывателей

основании;

3) отлучаться от места жительства с соблюдением правил,

установленных общими законами и настоящим Положением;

4) отдавать детей своих в общие учебные заведения и поступать на

службу по учебной и межевой частям на основании правил, установленных на

сей предмет для свободных податных сословий, по увольнительным

свидетельствам, с исключением из податного оклада.

37.Приобретенными в собственность на основании 11 и 12 статей сего

Положения землями крестьянского надела и выкупленными усадьбами

крестьяне пользуются и распоряжаются как своим достоянием на правилах,

изложенных в предыдущих статьях (33, 34, 35 и 36), с соблюдением тех

условий, на основании которых их усадьбы и земли приобретены, и, во

всяком случае с тем ограничением, что в продолжение первых девяти лет со

времени утверждения сего Положения означенные земли не могут быть

отчуждаемы или закладываемы посторонним лицам, не принадлежащим к

обществу; но переуступка и отдача в залог таких земель членам того же

сельского общества не воспрещается.

Раздел 3.

164.Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, обязаны нести

следующие казенные и земские и денежные повинности:

1) подушная подать; 2) сбор на обеспечение продовольствием; 3) земские

сборы, как государственные, так и общие губернские и частные, и 4)

сбор на заготовление окладных листов по податям и сборам.

3. Основные положения законодательных актов реформы 19 февраля 1861

19 февраля 1861 г. подписал, помимо Манифеста, еще и 17

законодательных актов, касающихся отмены крепостного права в стране. Что же

касается самого Манифеста, то его текст был написан известным церковным

деятелем Филаретом, явно не одобрявшим реформу.

Александр II хотел видеть документ не только официально -

торжественный, но и достаточно пропагандистский - агитационный. Из-под пера

Филарета текст "Манифеста" вышел велеречивым, тяжеловесным и малопонятным

для простого народа, как, впрочем, и все остальные законодательные акты.

Основными (из 17-ти) законодательными актами по реформе были "Общее

положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости", "Местные

положения" и "Дополнительные правила".

По Манифесту, крепостное право помещиков на крестьян отменялось

навсегда, и крестьяне признавались свободными без всякого выкупа в пользу

помещиков. Особо надо подчеркнуть громадную значимость личной свободы, за

которую веками боролся крестьянин. Отныне бывший крепостной, у которого

ранее помещик мог не только отнять все его достояние, но и его самого с

семьей или отдельно от нее, продать, заложить, получал возможность свободно

распоряжаться своей личностью: вступать в брак без согласия помещика, от

своего имени заключать разного рода имущественные и гражданские сделки,

открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другое сословие.

Все это представляло значительный простор крестьянскому

предпринимательству, способствовало росту отхода крестьян на заработки, а в

целом давало сильный толчок развитию капитализма в пореформенной России.

Если крепостное право было отменено сразу, одним законодательным

актом, то ликвидация феодальных экономических отношений в деревне

растянулось на несколько десятилетий. По закону крестьяне в течение еще 2-х

лет (до 19 февраля 1863 г.) обязаны были отбывать те же самые повинности,

что и при крепостном праве. Лишь несколько уменьшилась барщина и отменялись

мелкие натуральные поборы (яйцами, маслом, льном, холстом, шерстью и др.).

По закону крестьяне получали право выкупить у помещиков свои усадьбы и,

сверх того, могли по согласию со своими помещиками приобрести у них в

собственность полевые наделы. Пока крестьяне пользовались наделами, не

выкупив их, они находились в зависимости от помещика и назывались временно

обязанными крестьянами. Когда же выкуп был произведен, то крестьяне

получали полную самостоятельность и становились крестьянами -

собственниками. Никакого определенного срока окончания временно обязанного

положения крестьян закон не устанавливал, поэтому оно растянулось не целых

20 лет, и лишь законом 1881 г. временно обязанные крестьяне (их к тому

времени оставалось уже не более 15%) были переведены на обязательный выкуп.

Размеры полевого надела определялись от 1 до 12 десятин на одно лицо,

записанные в крестьянах за помещиком на ревизии (ревизские души). Величина

надела зависела от "полосы" государства (нечерноземной, черноземной и

степной) и потому для губерний и даже уездов величины наделов были

различные.

Конкретные экономические условия освобождения крестьян (размер надела

и размер повинности за него) фиксировались в так называемых "уставных

грамотах". Они рассматривались как определяющий документ, являющийся

юридическим актом, закрепляющим конкретные условия выхода крестьян из

крепостной зависимости. Грамота подписывалась помещиком или его доверенным

лицом и крестьянскими поверенными, что создавало видимость юридически

узаконенной сделки двух равных сторон. Уставная грамота являлась основным

документом, фиксировавшим момент перехода крепостных во "временно обязанное

состояние" и определявший социально-экономические условия этого состояния.

По нормам, зафиксированным в уставных грамотах, жило целое поколение

крестьян.

Составление и введение в действие уставных грамот возлагалось на

мировых посредников. Должности мировых посредников были учреждены для

разбора возможных недоразумений, споров и жалоб в процессе проведения

реформы. Центральной задачей мировых посредников было документальное

оформление новых отношений между помещиками и крестьянами согласно

"Положениям 1861 г.". Мировые посредники должны были следить за

правильностью и справедливостью сделок помещиков с их крестьянами,

выходящими на волю. Они утверждали уставные грамоты, наблюдали за ходом

крестьянского самоуправления в сельских обществах и волостях.

Таким образом, центр тяжести практического проведения реформы пал на

низшее звено - мировых посредников, назначаемых Сенатом по спискам,

предложенным дворянскими собраниями. В июне 1861 г. начали действовать 1714

мировых посредников. Общее же руководство делом крестьянской реформы по

губерниям было возложено на губернские по крестьянским делам присутствия.

Эти присутствия действовали под председательством губернатора и состояли из

важнейших чинов губернии и представителей местного дворянства. А высшим

органом стал Главный комитет об устройстве сельского состояния, заменивший

Главный комитет "о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной

зависимости".

Важное место в реформе 1861 г. занимало решение аграрного вопроса.

Закон исходил из принципа признания за помещиками права собственности на

всю землю в его имении, в том числе и на крестьянскую надельную. Крестьяне

получали надел не в собственность, а в пользование, за установленные

законом повинности в виде сбора или барщины. Чтобы стать собственником

своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика.

В нечерноземных и черноземных районах России устанавливались "высшая"

и "низшая" (треть "высшей") нормы надела, а степных районах - одна

("указная") норма. Закон предусматривал отрезку от земельного надела, если

он не достигал "низшей". В результате крестьяне за счет отрезки от наделов

потеряли свыше 0,20 своих земель, а в черноземных земледельческих

губерниях, в которых преобладала барщинная система и земля особенно высоко

ценилась, потери крестьян достигали до 30 - 40%. Но беда была не только в

этом. Обычно отрезались наиболее ценные и необходимые для крестьян угодья,

без которых было невозможно нормальное ведение хозяйства: луга, выпасы и

пр. Крестьянин вынужден был арендовать на кабальных условиях эти крайне

необходимые ему "отрезанные земли". Землепользование крестьян сужалось

также еще чересполосицей и лишением лесных угодий.

Перевод крестьян на выкуп знаменовал собой полное прекращение

феодальных отношений в бывшей помещичьей деревне. Однако фактическими

собственниками своих наделов крестьяне могли стать лишь в том случае, если

они выплачивали за них всю выкупную сумму. В основу ее исчисления была

положена не рыночная цена земли, а размеры оброка, так что выкупная цена

оказывалась в 1,5 раза выше рыночной. Разумеется, крестьяне были не в

состоянии сразу выплатить выкупную сумму. Поэтому дело выкупа взяло на себя

государство. Казна сразу выплатила помещикам деньгами и ценными бумагами

основную часть выкупной суммы, а другую часть удержала с помещиков в счет

погашения их долгов казне, а затем уже взыскивала ее в виде выкупных

платежей с крестьян. Срок окончания таких платежей был установлен в 49 лет.

До 1907 г., когда выкупные платежи с крестьян были отменены, крестьяне

уплатили свыше 1540 млн. руб., т.е. в 1,5 раза больше первоначально

установленной с них выкупной суммы и все еще оставались "должниками" казны.

Обнародование Манифеста и "Положений" 19 февраля 1861 г., содержание

которых обмануло надежды крестьян на "полную волю", вызвало взрыв

крестьянского протеста весной - летом 1861 г. Фактически не было ни одной

губернии, в которой крестьяне не протестовали бы против неприемлемых для

них условий освобождения. В течение 1861 г. произошло 1860 крестьянских

волнений. К осени 1861 г. правительству с помощью воинских подразделений и

с применением массовых наказаний розгами удалось подавить взрыв

крестьянского протеста, однако весной 1862 г. поднялась новая волна

крестьянских выступлений, связанных на этот раз с введением в действие

уставных грамот.

В период 1863 - 1870 гг. были проведены аграрные реформы в

соответствии с принципами "Положений" в удельной деревне, поземельное

устройство государственных крестьян, а также реформы в национальных

окраинах России (Грузии, Бессарабии и Абхазии).

4. Политические и социально-экономические последствия крестьянской реформы.

Опубликование "положений" о новом устройстве крестьян вызвало полное

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.