бесплатно рефераты
 

Косово 1999

Косово 1999

Муниципальная средняя школа № 540

Московского района Санкт-Петербурга

Направление: История международных отношений ХХ века.

Олимпиадная работа

по истории

ученика 11 «А» класса

Меньшикова Даниила

Тема: Война в Югославии, март – июнь 1999 года.

(Косовская проблема.)

Научный руководитель:

Т. С. Аникьева.

Санкт-Петербург

2000 г.

Содержание:

Содержание ………………………………………………..2

Вступление …………..……………………………………3

I. Из глубины веков ……………………………………5

II. Век перед войной ……………………………………13

III. Война ………………………………………………….26

Заключение…………………………………………………30

Список используемой литературы………………………32

Вступление.

Мировое экономическое хозяйство, казалось бы, должно было стирать

различия между народами и странами. Но такие тенденции в обществе наоборот

заставляют людей крепче держаться за свой корни. Этим можно объяснить такой

бурный интерес к национальным вопросам в большинстве стран. Возникают

разногласия и конфликты, которые разрешить очень трудно…

Вечер 24 марта 1999 года, я очень хорошо помню эту дату. Весь день

средства массовой информации сообщали о том, что командование НАТО отдало

приказ начать военные действия на Балканах. Весь мир ждал: неужели Америка

начнет войну без санкции ООН, нарушит общепринятые законы современного

мира.

В эти дни я обратил особое внимание на эту старую проблему Косово,

задумался: «Какую роль она играет в сегодняшнем конфликте?» По своим

взглядам я являюсь противником разделения страны, отделения от нее

отдельных частей. Поэтому я принял позицию сербов, официального Белграда. И

думаю, что Косово нельзя отдавать Албании.

Немалую роль в формировании моего отношения к данному вопросу сыграл и

тот факт, что сербы, как и русские, являются православными.

Мы – славянские народы и должны помогать друг другу. Поэтому в правоте

официального Белграда я нисколько не сомневался, а только был возмущен

действиями правительства США.

Я пришел домой от друга, и мама меня встретила со словами: «Эти

американцы начали бомбить…» Мне было трудно осознать этот факт, понять, что

значат эти слова, когда за окном все спокойно, дома все есть. Несмотря на

это у меня пробежал мороз по коже: «Значит все-таки война», - подумал я и

сделал очередную запись в дневнике. Я просто уверен в том, что на сознание

любого цивилизованного человека эта новость произвела просто шокирующее

впечатление. Теперь оставалась надежда, что это все быстро закончится, но …

Однажды, смотря очередной выпуск новостей, я услышал, как один

политический деятель сказал, что если бы Россия была бы мусульманской

страной, то чью бы она тогда выбрала сторону. Разумеется, он говорил о

поддержки албанцев.

Эта фраза заронила зерно сомнения в мой ум, и я задал себе вопрос: «Кто

все-таки прав?» Тут я понял, что не обладаю достаточным объемом информации

по данному вопросу, что бы сформулировать свое собственное мнение.

Так простой интерес к конфликту в современном мире превратился в тему

моей работы по истории международных отношений.

Когда я начал читать периодические издания, то столкнулся со следующим

фактом: в печати был шквал информации по современному конфликту, но об

истории этого вопроса было сказано достаточно мало. А, не зная предыстории

проблемы, невозможно представить способ решения современного конфликта.

Поэтому главной целью моей работы явился обзор исторических процессов,

происходивших в течение многих веков на территории Косовского края и самой

Югославии в целом.

Кто первым заселил эти земли, образовал на них первые государства? Как

православная страна оказалась столь сильно заселена мусульманами? Почему

косовары предъявляют претензии на исконно сербские земли? Что

способствовало обострению кризиса на Балканах? Может новая балканская война

сможет помочь разрешить возникший конфликт?

Из глубины веков.

«Зри в корень».

Козьма Прутков

Что бы понять, откуда взялась проблема Косово, надо начать ее изучение

с истоков. Тогда картина приобретет определенный смысл, станет более

понятной и четкой.

В данной главе я хотел рассмотреть такие вопросы, как: Откуда пришли

южные славяне? Были ли уже до них заселены данные территории? Как ислам

проник в православную страну?

Южные славяне – один из народов, вторгшихся в пределы Южной и Западной

Европы. Наиболее вероятным представляется то, что южные славяне (то есть

югославы) пришли из Польши, то есть из области, лежащей к северу от Карпат.

В VI веке нашей эры они переправились через Дунай и продолжили свои

странствия в глубь полуострова в сторону Греции и на запад, к

Адриатическому морю. По мере своего продвижения вдоль широких речных долин,

через Балканский горный хребет и вниз к Далматинскому побережью, южные

славяне вытесняли или поглощали местные народы, известные римлянам под

именем иллирийцев. И хотя некоторые историки с этим не согласны, народное

предание гласит, что эти самые иллирийцы были предками нынешних албанцев,

чей язык не похож ни на какой другой в Европе.

Восточное крыло миграции южных славян дало начало языку болгар, которые

в большинстве своем являются аварским народом, части македонцев, которые

ныне представляют собой пеструю смесь из славян, аваров, греков и албанцев.

Славяне сначала пытались покорить народы Восточной Римской империи, но

затем сами смешались с местным населением. Не исключено, что такие

выдающиеся личности, как император Юстиниан и полководец Велизарий, были по

происхождению славянами. Словены, небольшая ветвь южных славян, поселились

в Каринтии и Юлианских Альпах, среди германцев и итальянцев.

Подавляющее большинство славянских народов, говоривших на языке, ныне

именуемом сербскохорватским, обосновалось в областях, позднее получивших

название Сербии, Хорватии, Черногории, а также Боснии и Герцеговины.

Наиболее правдоподобным представляется тот факт, что первые государства

возникли в Северной Албании, Черногории и районах Хорватии, лежащих вдалеке

от побережья. Примерно в IХ веке нашей эры чужестранцы узнали, что

некоторые из южных славян именуют себя сербами или хорватами, хотя не

совсем ясно, происходят ли эти имена от названий народов или же от мест их

обитания. Несмотря на более позднее размежевание, как политическое, так и

религиозное, язык, на котором говорило подавляющее большинство южных

славян, остается практически неизменным и поныне.

C самых ранних веков южные славяне попадали под влияние папы римского,

с одной стороны, патриарха константинопольского — с другой. К VIII или IX

векам словенцы уже следовали обычаям и вероучению Рима, в то время как

болгары были столь же истово преданы Константинополю.

Размежевание среди южных славян по-настоящему началось лишь после

Великой схизмы 1054 года.

Случалось, что Восточная и Западная церковь были вынуждены объединяться

перед лицом исламской угрозы, однако, по словам Гиббона, в 1183 году в

Константинополе вновь вспыхнула взаимная ненависть.

В средние века сербские и хорватские князья не имели ни постоянной

столицы, ни двора, ни администрации, ни законов. Как правило, они

возглавляли довольно рыхлые союзы военных вождей, которые в ту пору рыскали

по Балканам, взыскивая дань с побежденных соперников. Сербия и Хорватия

были не столько национальными государствами, сколько провинциями, наподобие

Уэссекса или Мерсии в Англии VIII века. Примерно в то же время, когда

Англия была завоевана норманнами, власть южнославянских правителей начали

оспаривать венгры. В 1102 году хорватские феодалы согласились принять Расtа

Соnventa. Принеся присягу венгерскому королю, они получили взамен налоговые

льготы, равный с венгерскими феодалами статус, сохранили за собой право на

свое собственное феодальное собрание, так называемый «Сабор», а также право

иметь собственного главу, или бана.

Расtа Соnventaа формально оставалась в силе вплоть до 1918 года.

В средние века постепенно сложилось представление о том, что Хорватия

включает в себя не только географическое ядро вокруг Загреба, но и всех

говорящих по-сербскохорватски славян, исповедующих римско-католическую

веру.

В 1238 году папство предприняло первый крестовый поход в Боснию-

Герцеговину под предводительством Колоза, брата венгерского короля. Папа

Григорий IX поздравил Колоза с тем, что тот «искоренил ересь и восстановил

свет католической чистоты»[1], однако он явно поспешил, поскольку в 1241

году в Венгрию вторглись татары и все крестоносцы были отозваны назад на

защиту своей страны.

В 1260 году в Боснию-Герцеговину пришли францисканцы. Они основали

монастырь в отдаленных горах, где богомилы скрывались от своих мучителей. В

1291 году францисканцы учредили инквизицию и также пытались удивить

крестьян великими чудесами.

Тем не менее все эти попытки оказались бесплодными, еретиков было

слишком много в этих краях.

В XIII – XIV веках Косово стало политическим и духовным центром Сербии.

С городами Призрен и Пег была связана деятельность первого сербского

святого, крестившего Сербию, - святого Саввы. На территории Косово было

возведено множество православных храмов и монастырей. Отсюда, кстати, и

происходит и название сербского края Косово и Метохия. «Метох» по-гречески

значит «монастырская земля»1. А что касается Косово, то «кос» по-сербски

означает дрозд.

Именно на Косовском поле 28 июня 1389 г. в Видован, т. е. в день

святого Витта, сербское войско, ведомое князем Лазаревым, вступило в бой с

турками, во главе которых стоял султан Мурат. По легенде, сербский юноша по

фамилии Обилич подполз с кинжалом в зубах к шатру Мурата и поразил его в

самое сердце. (До сих пор в Косово именем Обилича названы поселки вокруг

Приштины).

После поражения на Косовском поле сербы потеряли свою свободу, и над

Сербией воцарилось 500- летнее иго. Но сербы до сих пор считают, что в

битве они не проиграли.

«Когда турки оккупировали Косово и остальную Сербию, десятки тысяч

православных христиан бежали на север и запад в католическую Венгрию,

причем многие из них осели на территории нынешней Хорватии. Албанские

мусульмане захватили земли, когда-то населенные сербами»2.

В 1459 году венгерский король Стефан двинулся в Боснию с очередным

крестовым походом. Ему удалось вытеснить в Герцеговину около сорока тысяч

богомилов, которым в то время симпатизировал местный князь. Король Стефан

отправил некоторых из захваченных еретиков в Рим, где, если верить

рассказам, их «обратили на путь истинный». Тем не менее ересь процветала

пышным цветом, а в 1462 году папа Пий II отправил в Боснию-Герцеговину

группу ученых мужей, чтобы те попытались «мирными рассуждениями» переманить

богомилов на свою сторону.

Но, увы, было слишком поздно. Буквально в следующем, 1463, году лидеры

богомилов вступили в сговор с турками и в течение одной-единственной недели

передали им ключи от двадцати городов и крепостей.

Большинство богомилов приняли ислам и превратились в турецких

наместников, землевладельцев или же обитателей элегантных городов — таких,

как Сараево или Мостар. Богомилам представилась возможность отомстить своим

бывшим преследователям — католикам.

В начале XVIII столетия габсбургская армия изгнала турок из Венгрии, а

затем, переправившись через Дунай, углубилась в Сербию. Турки сражались

отчаянно и снова захватили Белград, однако уже не угрожали переправиться на

другой берег.

С тем, чтобы обезопасить границу и вновь заселить свои земли,

венгерский король открыл пределы своей страны для десятков тысяч сербов,

которые поселились в нынешней Воеводине. Православные сербы приветствовали

австрийцев как своих избавителей от турецкого ига, а вот боснийские

мусульмане сражались с непрошеными гостями—христианами и даже создали

собственную пограничную зону, «Крайну», для их сдерживания.

Идеи Французской революции достигли южных славян в первом десятилетии

XIX века, когда Наполеон покорил Венецию и ее далматинские владения,

независимый город-государство Рагузу, а затем в 1809 году всю Словению и

большую часть Хорватии, включая Военную границу. Французы называли на

римский манер завоеванные земли «иллирийскими провинциями».

Французы освободили крестьян от непосильного труда и феодальных

податей, поощряли развитие торговли, ремесел и промышленности, а также

прокладывали дороги

После падения Наполеона и реставрации Габсбургов многие сербы и хорваты

с ностальгией вспоминали бывшие «иллирийские провинции». Хорваты особенно

страдали из-за обострившегося внутри Империи соперничества между Будапештом

и Веной, в результате чего они оказались поделенными между двумя

владениями. После ухода французов австрийцы заняли Венецию и ее территории

на Адриатическом побережье, однако внутренняя Хорватия и Словения оказались

во власти националистической Венгрии.

В 40-е годы XIX века была образована национальная партия, требовавшая

объединения всех хорватских земель, а также установления контактов с

«иллирийцами» в Белграде.

Подобно хорватам, сербы также пытались заново возродить или же, на

худой конец, изобрести свое собственное культурное наследие. В самом начале

XIX века Сербия и Греция стали первыми странами, предпринявшими попытку

сбросить с себя османское иго, но вслед за кровавыми мятежами последовали

еще более кровавые репрессии.

Политические устремления южных славян были разбужены событиями 1848

года, когда в Германии, Франции, Италии, Австрии и Венгрии одна за другой

вспыхивали национальные, либеральные, а то и социалистические революции.

Хотя хорваты скрепя сердце терпели правление Будапешта и ненавидели

мадьяриза-цию, они еще больше возненавидели лидера венгерского

национального движения Лайоша Кошута, заявившего, что ему неизвестна такая

нация, как хорваты и, разумеется, ее нельзя найти на карте.

На заседании Сабора хорваты избрали своим баном барона Иосипа Елачича,

ученого, поэта и генерала, командовавшего Военной границей.

Поклявшись в верности императору Францу Иосифу, губернатор Елачич повел

армию «гренцеров» на подавление венгерского восстания. Поскольку он не был

хорошим генералом, то не смог выполнить поставленной перед ним задачи,

которую впоследствии выполнила русская императорская армия. Елачичу ничего

не оставалось, как отозвать своих «гренцеров» обратно в Вену — вотчину

Франца Иосифа, где генерал стал душителем либерального движения. В это же

самое время «гренце-ры» помогали подавить в Италии восстание Гарибальди.

«Таким образом, «хорваты», как их называли, подобно русским казакам,

превратились в Европе в пугало для левых и этаких добрых молодцев — бравых

ребятушек — для правых. Как ни странно, Адольф Гитлер, ненавидевший сербов,

пожалуй, лишь чуть меньше, чем евреев, восхищался военной доблестью

«хорватов»»1.

После разгрома восстаний 1848 года Австрия осыпала генерала Елачича

почестями и подарками, включая бронзовую статую самого героя верхом на коне

с саблей, вытянутой в направлении Будапешта. Этот памятник поныне

возвышается на площади Елачича в Загребе.

Однако хорваты недолго пользовались милостью императора за свою

преданность ему. Потерпев в 1867 году поражение от Пруссии, Австрия была

вынуждена снова передоверить Венгрии власть над землями южных славян, ранее

входившими в состав Габсбургской империи. Но, как считал губернатор Елачич,

на славян в Габсбургской империи свысока посматривали и немцы, и венгры, и

итальянцы:

«Я бы предпочел видеть мой народ под турецким игом, чем под полным

контролем его образованных соседей... Просвещенные народы требуют от тех,

кем они правят, их душу, то есть, говоря иначе, их национальную

принадлежность»2.

Ближайшим советником губернатора Елачича во время кризиса 1848 года был

Людевит Гай, лидер «иллирийского движения». В мае того же 1848 года они оба

обратились за моральной, военной и финансовой поддержкой к сербскому князю

Александру Карагеоргиеви-чу — каждый со своей целью.

Согласно последнему биографу Гая, «Елачич желал сотрудничества с

Сербией во имя спасения Хорватии и династии». Гай же мечтал о создании

королевства южных славян с Сербией во главе — план, который он вынашивал с

1842 года.

Именно хорваты, а вовсе не сербы, желали видеть в Югославии средство

своего национального самоопределения.

Однако шли годы, «сербы упорно держались за земли своих отцов. Но в

1878-1881 гг. Косово из колыбели сербской государственности превратилось в

«родильный дом» албанской нации»1.

Славянские народы пришли, может, и не первыми на эти земли, но первые

государства были созданы ими. Их права на эти территории кажутся

неоспоримы. Но захватнические войны Османской империи нарушили постепенное

развитие этих народов. Насильно насаждался ислам среди народов Балканского

полуострова. Религиозные разногласия и легли в основу будущих конфликтов.

Православные народы были силой выселены со своих родных мест. И Косовский

край приобрел такое же важное значение для мусульман, как и для

православных сербов…

Век перед войной.

Сам современный конфликт между косоварами и сербами был обозначен около

века назад. Поэтому я посчитал целесообразным рассмотреть данный период в

отдельной главе.

Что было закономерностью? Что было сделано искусственно? Как возникло

государство Югославия (СФРЮ)?

Косовский вопрос возник не вчера и не сегодня, а по меньшей мере 120

лет тому назад, и с каждым поворотом колеса истории получал новое

содержание. «Как известно, в конце XIX в. албанское население Османской

империи было разбросано по четырем вилайетам - Скутарийскому, Косовскому,

Манастирскому и Янинскому»1.

Впервые идея о необходимости осуществить для албанского народа свое

право на самоопределение появилась в виде требования создания специального

албанского вилайета (области) во времена Оттоманской империи (Призренская

лига создана в 1878 г. с экстремистской происламской программой). Албанцы

были главным орудием Турции в деле подавления свободы и национальных

движений христианских народов на Балканах, которые боролись за воссоздание

своего национального государства.

В 1878 г. на Берлинском конгрессе была устранена угроза войны в Европе

по причине территориальных претензий различных империй друг к другу. На

основании решения конгресса Сербия и Черногория получили часть земель,

населенных албанцами. Некоторые источники утверждают, что в дальнейшем

Сербия расширила свою территорию за счет албанской в 3,5 раза.

В период Восточного кризиса 1878-1879 гг. Косово стало центром

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.