бесплатно рефераты
 

Коренные народности севера: история, культура, быт

всех народов, знавших шаманство. Это - Мировое Древо. Оно представляет

собой как бы ось мира, соединяющую верхнюю и нижнюю сферы, не дающую “небу

упасть на землю”. Образ Мирового Древа существует в разных религиях, но в

воззрениях шаманства оно играет особую роль. По представлениям

нанайцев, например, именно на Мировом Древе нашел первый шаман свои

ритуальные предметы,необходимые для обрядовой практики[29]. У кетского

шамана в чуме обязательно стояло подобие Мирового Древа, оно же было и

его собственным жертвенным деревом. Если его сломать, шаман умрет или

потеряет силу. В состязании двух кетских шаманов победителем считался

тот, кому удавалось сломать дерево противника. У хантов рукоятка шаманского

бубна понималась как символ Мирового Древа. Разными исследователями

высказывалось мнение, что основная функция шамана - лечение людей. Да,

конечно, шаман лечит болезни, причем любые. Нганасаны, например, просто не

понимали, что болезнь может иметь какие -то другие причины помимо воли

духов. А раз так, то кому же, как не шаману, разбираться с ними?

Однако задачи шамана намного шире.

Прежде всего, ограждать своих соплеменников от бед и болезней,

поддерживать хозяйственную жизнь племени. Духов - хозяев животных он просит

об изобилии дичи, духов природы - о плодородии, иначе говоря, его

обязанность сохранять равновесие в мире. На Дальнем Востоке (у

нанайцев, нивхов) шаман должен доставлять душу умершего соплеменника в

загробный мир. По космологическим представлениям, путь в загорбный мир был

не прост, без провожатого душа могла заблудиться и вечно блуждать без

пристанища. Путь в нижний мир, царство мертвых, изображался в ритуале.

Функции шамана с одинаковым успехом

выполняют имужчины, и женщины. У многих народов Сибири (например, у чукчей)

считается, что женщина может быть более сильным шаманом чем мужчина , но

только до того, как у нее родятся дети. Потом она утрачивает силу. У

эвенков шаманили и мужчины, и женщины. У кетов все великие шаманы были

мужчинами. Обязанности шамана многообразны, но смысл их един: шаман

должен способствовать благосостоянию сородичей, оберегать их от бед. Труд

шамана бескорыстен. Такой идеал шаманского служения людям отражен в

моральных заповедях, которые передаются из поколения впоколение.

Профессиональная этика требовала помощи всем, кто в ней нуждался.

Этические нормы представляли как волю духов. Нганасанскому шаману его

дух - покровитель внушал, что нельзя пренебрегать бедными, сиротами, а

надо помогать всем.

Когда бы за шаманом ни явились, призывая его на помощь, он “покорно

собирается и едет иногда за сотни верст”, бросая свои личные дела. Шаман

не может отдавать все свое время снисканию средств к жизни, и потому

беднейшими людьми рода обычно бывают шаманы. Больше того, временами духи им

воспрещают охоту, рыбную ловлю и т. д., что ставит их тогда в чрезвычайно

затруднительное положение.

Непременными атрибутами шамана в Сибири были ритуальный костюм и бубен[30].

Костюм отличается множеством подвесок и странных для непосвященных

предметов. Костюм украшают изображения оружия, светил и даже костей.

Костюм создавался не по желанию владельца, а по указаниям духов. Обычно

проходило немало лет, пока шаман получал разрешение духов изготовить себе

полный костюм. Постепенно к новому убранству добавлялись новые подвески,

новые изображения,указывающие на круг профессиональных возможностей.

Обряды, которые

проводит шаман, бывают разными. Некоторые из них просты, не занимают много

времени, не требуют бубна, ни ритуальной одежды. Но классический обряд, для

исполнения которого шаман должен быть “в полной форме “, предполагает

путешествие в мир духов. Камлание имеет свой порядок,

определенной последовательностью событий в воображаемой поездке в иной

(небесный или подземный) мир. Можно сказать, что у шаманского ритуала есть

свой сценарий. По крайней мере участники обяда в общих чертах знают, что

им предстоит увидеть, когда они идут в дом (юрту,чум), где состоится

камлание. У кетов опоздавшему к началу обряда человеку достаточно было

спросить у сидящих в чуме сколько “стоянок” осталось позади, чтобы понять,

какой путь пройден шаманом и каково число его духов - помощников.

Камлания совершались в разных местах - и под

открытым небом, и в жилище, и даже в специально возведенной постройке. Так,

шаманы эвенков проводили обряды важного общественного значения в “шаманских

чумах”. Эти культовые сооружения, окруженные деревянными идолами -

изображениями духов, строились соплеменниками каждый раз, когда ему

предстояло путешествие в Мир духов.

Трудно утверждать, что шаманство как форма религиозной

деятельности подходит к своему концу[31]. Шаманство оказалось способным

найти свое место в сложном современном мире.

У гародов России, в прошлом знавших шаманство, инетерес к нему резко

возрос после разрушения коммунистической системы.

Популярные в наши дни лозунги национального возрождения предполагают

вернуть к жизни традиционную культуру, по крайней мере - сохранить ее

наследие. Шаманство заеимало важное место в культуре коренных народов

Севера. Высказывалсиь мысли, что на шаманских традициях долдна основываться

и идеология национальной государственности. Однако как же эти ожидания

воплотить в действительность? В 1992 г. в городе Якутск состоялась

Международная конференция по изучению шаманства, но ку частию в ней не

удалось привлечь ни одного настоящего (то есть традиционного) шамана.

Культура и образ жизни малочисленных народов за последние годц

подвергались сильнейшим деформациям, в результате которых утрачены

традиционные знания, языки и национальное достоинство[32].

Проблема была в том, что многие руководители того времени считали

свою национальную культуру, свои ценности, традиции выше, чем традиции и

культурные ценности коренных северных народов. Они чувствовали себя чуть

ли не обязанными навязывать свои представления о культуре, образе жизне,

быте коренным жителям.

Национальное самосознание - это элемент общественного и личного

сознания, в котором отражается осознание этнической общности своих

интересов[33]. Важнейшей функцией национального самосознания является

сохранение и развитие данной этнической общности.

Материальная и духовная культура малочисленных народов, к сожалению,

находится под угрозой исчезновения. А это рано или поздно приведет к

исчезновению самих народов. Поражает один парадокс: ученые изо всех сил

бъются над сохранением редкого растения, животного, птицы, но не

вымирающего народа! Правительство охотнее вкладывает средства в создание

благоприятных условий для растений, животных, нежели для возрождения

погибающих народов. Создаются особо охраняемые территории (заповедники,

заказники и т.п.), с которых вытесняются коренные народности.

Издаются Красные, Белые Книги и прочие книги, где статус

неприкосновенности получают особи растительного и животного мира. Все

это, бесспорно, необходимая и нужная работа. Но это выглядит кощунственно

по отношению к коренным народам, особенно к малочисленным. Сейчас

нужны Книги учета (или помощи) этим народам.

Главная задача - помочь выжить этим народам. В самом критическом

положении сейчас оказались именно арктические народы. Причины этому

следующие:

- экстремальные климатические условия жизни;

- их малочисленность;

- интенсивная эксплуатация природных ресурсов.

Больше всего испытаний легло на плечи ненцев, хантов, селькупов и

других малочисленных коренных народов Севера[34]. Их традиционный образ

жизни пытались подменить “оседлым”, но и этот процесс был во многм

формальным, несогласованным: современного жилья не хватало и социальное

обеспечение отставало от потребностей.

В наше время при энергичном переходе к рыночным отношениям не было

принято в расчет, что традиционные занятия коренных жителей

(оленеводство, рыболовство, охотничий промысел) по своей сути

консервативны, и потому переход сопровождался драматическими явлениями.

Оленеводство стало нерентабельным, дотационным.

Необходимо подумать о восстановлении факторий, которые в прошлом

играли важную роль в жизни тундры, являясь центрами товарообмена, а ныне

пали под натиском реформ. Сегодня их не просто необходимо восстановить,

надо расширить их функции - не только товарообмен, но и особая социальная

площадка, где могут и должны функционировать малые предприятия по

переработке биологических ресурсов, с непременным участием в этой

деятельности самих коренных жителей.

Абсурд, с точки зрения здравого смысла, но высокоценные породы

сиговых рыб, деликатесная оленина, пушнина не находят сбыта,

неконкурентноспособны из-за несовершенства транспортной схемы и

неоправданно завышенных тарифов на перевозки. До сих пор оленеводство

рассматривают как одну из отраслей товарного производства, но это не

просто род занятий, а образ жизни, стержень уклада коренного населения.

Средний возраст представителей этих народов и сегодня имеет тенденцию к

соращению, смертность превышает рождаемость. Здесь нужны решительные

меры.

Окружное законодательство дает коренным народам дополнительные права

и гарантии[35]. Устав Ямало-Ненецкого автономного округа предусматривает

создание комплекса финансовых и материальных предпосылок для организации и

развития традиционных промыслов. В условиях общего спада производства

осуществить эту программу нелегко, но жизненно необходимо.

Для улучшения жизни коренным малочисленным народам Севера ежемесячно

выплачиваются социальные пособия из средств окружного бюджета. Но этого

мало. Чтобы изменить ситуацию радикальным образом, необходимо реализовать

положения Устава ЯНАО, где предусматривается: часть доходов от

эксплуатации недр в районе постоянного проживания и ведения традиционной

хозяйственной деятельности коренными народами должна выплачиваться им

самим.

Самыми актуальными проблемами для коренных народов являются:

- получение реального права на землю;

- организация системы местного этнического самоуправления;

- справедливая компенсация за использование земли и ее ресурсов

непосредственно народом через их организации и общины[36].

Во многих странах люди поняли, что, прежде всего, надо сохранить

свою нацию, свою семью. Но еще нужно сохранить древнейшую и самобытную

культуру ханты, манси, ненцев, селькупов, пока живы носители этнической

культуры, традиций, обычаев и устного народного творчества. Разве не

удивительно, что культура народов Крайнего Севера вообще сохранилась!

Проходящие в стране общественные перемены позволили обратить внимание

и на нерешавшиеся раньше языковедческие проблемы[37]. Одна из них - это

взаимоотношение языков малочисленных народностей с другими языками, в

особенности с русским, как языком преимущественного влияния. Ошибается

тот, кто думает, что исследования “малых языков” не требует усилий

крупных специалистов. Напротив, языки, порой не имеющие письменных

традиций, настоятельно требуют от ученых фундаментального комплексного

изучения.

Исторические судьбы поставили многие из этих языков на грань

исчезновения. Поэтому перед лингвистами встает неотложная задача не

только тщательного описания грамматической структуры языков малочисленных

народностей, выявлять ее специфические черты, зафиксировать лексику,

проанализировать словарный состав, но и всесторонне осмыслить язык как

семиологическую систему.

Сегодня сохранность того или иного языка рассматривают по

употреблению его народом, этносом на практике: его функционирование в

печати, на радио, развитием оригинальной литературы и степенью изученности

(наличие академического словаря, грамматики).

Сегодня на национальных языках малочисленных народностей по

окружному национальному радиовещанию выходят страницы газет “Северная

панорама” и “Наръяна нэрие”.

К сожалению, сфера употребления родного языка ханты уменьшается. По

переписи 1989 г., языком владели 62 % современных ханты. Языковая и

экономическая политика сошлись клином: “неперспективные” деревни и школы-

интернаты; закон о всеобуче и декрет о переводе на оседлый образ

жизни... В поселке нового типа сошлись люди, не только говорящие на

разных диалектах одного языка, но и различных национальностей;

нарушилась единая языковая среда, нашелся новый язык общения - русский

язык. И даже семья ханты, хранительница народного духа - заговорила между

собой по-русски, так как вновь созданные институты - детские

воспитательные учреждения, интернаты не жили духом народа, не хранили

его язык.

Вопрос о создании национальной школы очень специфичен[38]. Более

того, сегодня позция федеральных органов такова, что национальные школы -

региональные проблемы и решаться они должны на местах. Это с одной стороны

, дает свободу “развязывает руки”, но с другой стороны возникает проблема

как этой воспользоваться.

Ямало - Ненецким окружным комитетом образования проработана концепция

национальной школы, но дело в том , что она не вписывается во все те,

которые есть в России. У нас ведь национальной школы в традиционном

понимании нет. Есть только отдельные ее элементы. То есть, изучают родной

язык как предмет и попутно с этим идет изучение каких-то элементов

культуры, традиционных промыслов и т.д. По сути, это смешанная школа. И

вот найти место такой школе в настоящей системе народного образования

округа довольно-таки непросто.

Это, конечно, не значит, что необходимо стремиться к созданию

национальной школы в чистом виде. В первую очередь ребенок должен

усвоить культуру своего народа, а от нее идти к усвоению

общечеловеческих ценностей. На сегодняшний день мы четко понимаем, что

должен представлять собой национально-религиозный компонент в

образовании. С одной стороны, выделяется русскоязычная школа, где

необходимо ввести изучение географии, экологии, экономики, природных

ресурсов края и этносов. С другой стороны, мы должны выделить

проблему школьного обучения малочисленных народов, компактно проживающих

именно на территории округа. Встает вопрос изучения родного языка.

Сегодня нереально говорить, например, о преподавании всех предметов на

родном языке, но свой родной язык ученики - дети семей коренной

национальности должны обязательно знать. Наверное, еще более важная

проблема заключается в том, что невозможно сохранить родной язык, если

национальная школа не будет опираться на изучение культуры, истории,

традиций и обычаев народа, его традиционных промыслов.

И еще одна очень серьезная проблема - существующая система школ-

интернатов. Ее можно сравнить с насосом, высасывающим из коренного народа

его суть: назад возвращается мало и не в том виде, который необходим для

сохранеия этноса. Необходимо кардинально поменять воспитание в школах -

интернатах. И,

конечно, наиважнейшая проблема неготовность педагогических кадров. Вопрос

этот медленно, но положительно решается: при Тюменском педагогическом вузе

открылся филиал педагогических кадров родного языка, литературы, филологии.

Каким путем

будет развиваться национальная культура малочисленных народов? Как будет

развиваться ? В настоящее время

материальная и духовная культура коренного населения находится в

своеобразном разобщении. Раньше культура народов Севера развивалась под

влиянием религии. И религия была нравственным стержнем общества. С

религией были связаны все праздники, обряды, традиции, быт. А потом все

религиозные культы разрушили. Новые люди, которые встали у руля власти, в

своем большинстве не были готовы этим заняться, настолько они были

бездуховными[39].

Л И Т Е Р А Т У Р А

|I. ЛИТЕРАТУРА |

| 1. Емельянов Н.Ф. Население Среднего Приобья в феодальную эпоху. - |

|Томск, 1982. |

| 2. Конев А.Ю. Коренные народы Северо-Западной Сибири в |

|административной системе Российской Империи (XVIII - нач. XX в.в.). - |

|М., 1995. |

| 3. Очерки истории Тюменской области. /Под ред. В.М.Кружинова. - |

|Тюмень, 1994. |

| 4. Прибыльский Ю.А. Советский Север в годы Великой Отечественной|

|войны (1941 - 1945 г.г.). /Под ред. Р.А.Сибарева. - Томск: Изд-во Томского|

|университета, 1986. |

| 5. Страны и народы: Научно - популярное географическое- |

|этнографическое издание. - Земля и человечество. - Глобальные проблемы. - |

|Москва, 1985. |

| 6. Страны и народы: Научно - популярное географическое- |

|этнографическое издание. - Советский Союз. Общий обзор.- Российская |

|Федерация. - Москва, 1983. |

| 7. Сто народов, сто языков. /Под ред. Л.М.Минца. - М.: |

|Просвещение, 1992. |

| 8. Сусой Е.Н. Из глубины веков. - Тюмень, 1994. |

| 9. Ядне Н.Н. Я родом из тундры. - Тюмень, 1995. |

| |

| II. ОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ |

| 1. Красный Север. - 1993. - № 11 (март). |

| 2. Красный Север. - 1994. - № 60 (авг.). /№ 78 (дек.). |

| 3. Красный Север. - 1995. - № 15 (апр.). |

| 4. Красный Север. - 1997. - № 28 (апр.). |

| 5. Красный Север. - 1997. - № 38, 39 (июнь). |

| 6. Правда Севера. - 1989. № 114 (сент.). |

| 7. Российская Федерация. - 1996. - № 18 (окт.). |

| 8. Северные Просторы. - 1994. - № 1 (янв.). |

| 9.Тюменская Правда. - 1994. - № 14, 15 (янв.). |

|10.Ямальский Меридиан. - 1998. - № 1 (янв.). |

| |

|III. НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ |

| 1. Программа развития образования города Новый Уренгой: 1996 - |

|2000 г.г. /Утверждена на собрании депутатов 01.04.1996 г. |

-----------------------

[1] Страны и народы. Научно-популярное географическое издание. Советский

Союз. Общий обзор. - Российская Федерация. - М., 1983, С. 320.

[2] Красный Север. - 1993. - № 11. - С. 8.

[3] Северные Просторы. - 1994. - № 1. - С. 44-46.

[4] Страны и народы. Научно-популярное географическое издание. Советский

Союз. Общий обзор. - Российская Федерация, Москва, 1983. С. 332.

[5] Конев А.Ю. Коренные народы Северо-Западной Сибири в административной

системе Российской Империи (XVIII - нач. XX в.в.). М, 1995.-С.45.

[6] Конев А.Ю. Коренные народы Северо- Западной Сибири в административной

системе Российской Ииперии (XVIII - нач. XX в.в.). М, 1995.-С.47.

[7] Конев А.Ю. Коренные народы Северо-Западной Сибири в административной

системе Российской Империи (XVIII - нач. XX в.в.). - М., 1995. - С. 79.

[8] Конев А.Ю. Коренные народы Северо-Западной Сибири в административной

системе Российской Империи (XVIII - нач. XX в.в.). - М., 1995. - С. 124.

[9] Там же. - С. 169.

[10] Там же. - С. 176.

[11] Очерки истории Тюменсой области. /Под. ред. В.М.Кружинова.-

Тюмень.1994. - С. 183.

[12] Ямальский Меридиан , 1988 ,№1, - С. 17.

[13] Ямальский меридиан. - 1998. - № 1. - С. 19.

[14] Ямальский меридиан. - 1998. - № 1. - С. 20.

[15] Ямальский меридиан.- 1998. -№ 1. - С.21.

[16] Очерки истории Тюменской области. /Под ред. В.М.Кружинова. - Тюмень,

1994. - С.191.

[17] Прибыльский Ю.П. Советский Север в годы Великой Отечественной войны

(1941 - 1945 г.г.). - Томск, 1986. - С. 24.

[18] Там же. - С. 40.

[19] Прибыльский Ю.П. Советский Север в годы Великой Отечественной войны

(1941 - 1945 г.г.). - Томск, 1986. -С. 68.

[20] Очерки истории Тюменской области \ Под. ред.В.М.Кружинова. -Тюмень.

1994. -С. 207.

[21] Очерки истории Тюменской области \ Под.ред.В.М.Кружинова. -Тюмень.

1994. -С. 214.

[22] Страны и народы. Земля и человечество. Глобальные проблемы. - М.,

1985. - С. 403.

[23] Тюменская правда. - 1994. - № 14 (январь). - С. 4.

[24] Тюменская правда. - 1994. - № 15 (январь). - С. 6.

[25] Правда Севера. - 1989. - № 114 (сент.). - С. 4.

[26] Красный Север. - 1994. - № 78. (дек.). - С. 7.

[27] Религии мира: Энциклопедия. - М., 1998. - С. 35.

[28] Там же. - С. 40.

[29] Религии мира: Энциклопедия. - М., 1998. - С. 43.

[30] Религии мира: Энциклопедия. - М., 1998. - С. 46.

[31] Религии мира: Энциклопедия. - М., 1998. - С. 58.

[32] Красный Север. - 1994. - № 60 (авг.). - С.11.

[33] Красный Север. - 1994. - № 60 (авг.) - С. 11.

[34] Российская Федерация. - 1996. - № 18. - С. 28.

[35] Российская Федерация. - 1996. - № 18. - С. 31.

[36] Красный Север. - 1994. - № 60 (авг.). - С. 11.

[37] Тюменская Правда.- 1994. - 14 (янв.). - С. 4.

[38] Программа развития образования города Новый Уренгой: 1996 - 2001 г.г.

/Утверждена собранием депутатов 01.04.1996 г.

[39] Тюменская Правда. - 1994. - 15 (янв.). - С. 6.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.