бесплатно рефераты
 

Коренные народности севера: история, культура, быт

кулаков”, и Кунин был вынужден скрыться в самой отдаленной части

подвластной ему округе - на Енисее. С ним ушел 161 оленевод, “большое

количество зависящих от него остяков и родственников”. Особенно беспокоило

Советскую власть, то что Кунин “забрал имеющиеся у него запасы пушнины”, а

затем и другое - “за весь период пребывания его на Енисее (до февраля 1932

г.) ни один остяк с пушниной в Ларьяк не приезжал. По грубым подсчетам, в

то время из района было вывезено пушнины более чем на пятьдесят тысяч

рублей, что составляло почти 20 % всего плана 1932 г.”

В декабре 1932 г. ОГПУ стало известно, что у Кунина имеется

золото[13]. Тем самым досье родового князя наполнилось сверх меры,

последовало распоряжение об его аресте. Однако, буквально вся

Ларьякская тундра открыто или скрытно противодействовала проводимой

карательной акции. Арест состоялся в декабре, когда князь приехал в Ларьяк

на ярмарку, остановившись в 40 верстах от села в болоте. То ли слишком

уверенно, долго находясь в преданном окружении, почувствовал себя Ефим

Кунин, то ли просто недооценил мастерства работников ОГПУ.

Узнав об аресте Кунина, остяки несколько дней не выезжали, требуя

освобождения его из-под ареста. Для того, чтобы уговорить остяков,

потребовалось посылка нескольких делегаций. У Кунина было изъято “золотой

валюты на сумму 8235 рублей”, а ее бывший владелец “оперирован” (то есть

арестован без возбуждения уголовного дела, с нарушением уголовно-

процессуальных норм) окружным отделом ОГПУ. Расправа с родовым князем

вызвала смуту по всей округе. Бюро остяко-вогульского окружкома ВКП (б) в

постановлении о политическом состоянии Ларьякского района (начало 1934 г.)

вынуждено было признать, что “политическое настроение населения Ларьякского

района характеризуется фактами возрастающей антисоветской активности

кулачества и шаманства, принимающее открыте обостренные формы борьбы, как

то: появление бандгруппы (Прасина), угроза оружием колхозникам, борьба

против целевого снабжения, агитация за разгром складов, и, особенно,

разжигание национального антагонизма против русских”.

В докладной записке Ямальского (Ненецкого) окружкома Центральному

Комитету, Омскому обкому ВКП (б) “О политическом состоянии округа к

концу 1934 г.” (от 20 декабря 1934 г.) отмечалось: “с момента

организации Ямальского (Ненецкого) национального округа (1931 г.) и

организации в тундре национальных советов взамен ранее существовавших

родовых, в большинстве своем возглавляемых кулаками, развертывается и

постепенно активизируется борьба кулацко-шаманской тундры, принимая все

более и болеее обостренные формы” [14] .

Если в 1932 - 1933 г.г. только отдельные, еще недостаточно

организованные группы кулаков и шаманов выступали против организации

соевтов и пытались влиять на трудовое население тундры, то уже с весны 1934

г. эти отдельные группы стали соединяться, а к осени 1934 г. оформились в

одну многочисленную группу под названием “Мандолада” (в переводе на

русский означает “собравшиеся”). Язык ОГПУ иммет свои особенности,

благодаря которым “Мандолада” оформилась в группу под названием “мандо

лыда”. Можно понять чекистов - они “читают” происходящее по своему

обычаю. И все же за пафосом классовой борьбы в официальных документах

обнаруживаются реальные причины и обстоятельства событий.

В 1934 г. (отчасти под воздействием слуха о “воинах” на Казыме и

Тольке, а восновном из-за неприятия все более бесцеремонных действий

Советской власти) на Ямале действительно разворачивается “мандолада”. В

одних случаях собравшиеся прибегали к “пассивным” средствам борьбы -

блокаде советских факторий или саботажу на них. К примеру, весной 1934 г.

с каравана нарт “были сброшены и оставлены в тундре работники угррозыска”.

При других обстоятельствах шли в ход “активные методы”.

На Хенской стороне Обской губы (в Надымской тундре) разграблена

фактория в верховьях Надыма и убиты уполномоченный УГРО т. Мурашев,

милиционер Дмитрий Лаший, заведующий факторией М.Ануфриев. В ходе

мандолады были распущены Нейтинский, Тамбейский и Тлутейский нацсоветы,

блокирована связь окружных властей с факториями Главморпути (Саяхинской,

мыса Дровяного). Североямальской частью группировки захвачены и поделены

стада Нейтинского нацсовета - 60, Тамбейского - 120, Главморпути - 630

голов. Эти стада поделены между родами Серпиву и Яптиков. В основном закрыт

пушной промысел. Мандоладой запрещен промысел зверя. Основными

требованиями, которые выставляла кулацкая группировка, являются: “Отменить

нормы отоваривания продуктами и товарами; покупать по потребности и на

деньги; восстановить в правах голоса кулаков и шаманов; не признаем

Советы, подчиняться им не будем; новые Советы выбирать не будем; не надо

факторий, потому что стало много ездить русских, убрать русских. Мы против

советских законов и выполнять их не будем. Выдать всех арестованных; детей

в школу отдавать не будем”.

Действительно, мандоладо выступила против всех мероприятий Советской

власти 30-х г.г. [15]. И не потому, что ненцы изначально не призанли ее, а

потому, что каждое отдельно взятое ее действие в отношении ненецких устоев

и традиций удивительно точно шло “против шерсти”. Ненцы не в силах были

остановить машину наступления социализма, да и не пытались всерьез это

делать. Как следовало из тактики ведения традиционных “войн”, они нередко

давали этой машине возможность нанести сокрушительный удар в пустоту,

отступали, скрывались в отдаленных тундрах, приспосабливались к колхозным и

административным новшествам, но с завидным упорством сохраняли свой стиль

жизнедеятельности.

22 июня 1941 г. Германия напала на СССР[16]. Началась Великая

Отечественная война, ставшая жестоким испытанием для всех народов страны.

В связи с оккупацией значительной части территории СССР на восточные

районы легла основная нагрузка по обеспечению потребностей армии. Сибирь,

Урал, Дальний Восток превратились в ведущий военно-промышленный арсенал

страны.

Север в системе военного обучения значительно уступал другим районам

тыла[17]. Малочисленность и разобщенность населения, кочевой образ жизни

многих народов Севера, слабость военно-технической базы, острая нехватка

преподавателей, недостаток практического опыта - все это затрудняло и

ограничивало подготовку боевых резервов. В этих условиях упор был сделан

на качество военного обучения, на эффективное использование обученных и

подготовленных резервов. Специализация будущих воинов из народностей

Севера осуществлялась с учетом их природных способностей и трудовых

жизненных навыков, которые могли пригодиться на фронте. Предпочтение

отдавалось таким воинским специальностям, как стрелок, пулеметчик,

снайпер, разведчик, сапер, связист, наблюдатель.

В областях и национальных округах Севера к началу 1942 г. сложилась,

непрерывно совершенствовалась комплексная система военного обучения, через

которую прошли военнообязанные в возрасте от 16 до 50 лет[18]. В процессе

военно-мобилизационной работы проявлялось максимум внимания к отбору на

военную службу граждан из Среды народностей Севера. Их малая численность,

необходимость ускоренного развития традиционных отраслей хозяйства и

обеспечение их местными трудовыми ресурсами - все эти обстоятельства

требовали конкретного и дифференицированного подхода к решению вопроса о

целесообразности призыва к мобилизации в Красную Армию военообязанных

коренных национальностей Севера.

Предпочтение отдавалось тем, кто уверенно владел русским языком,

имел достаточный образовательный и культурный уровень, был обучен военному

делу. Это были, в первую очередь, коммунисты и комсомольцы, представители

национальной интеллигенции, учащиеся и студенты.

Практически целесообразным оказался такой способ распределения

боевых ресурсов, при котором уроженцы Севера направлялись в районы боевых

действий с природно-климатическими условиями, близкими или сходными с

родиной. Так, Европейский Север питал боевыми ресурсами войска Карельского

фронта, Обский и Енисейский Север, обеспечивали пополнение Северо-Западный

и Ленинградский фронты, представители Чукотки и Камчатки охраняли Северо-

Восточный рубежи страны. Высокое мастерство охотников Севера нашло на

фронте широкое применение в разведке и снайперском деле.

Оленеводы Европейского Севера саами, ненцы и коми, положили начало

военно-транспортным подразделениям Карельского фронта. Впервые в Красной

Армии олени использовались во время советско-финляндской войны. Опыт их

применения был продолжен в период Отечественной войны. 22 ноября 1941

г. было принято постановление Военного Совета Архангельского военного

округа “О призыве кадров и поставке оленей из народного хозяйства

Архангельской области и Коми АССР”. Намечалось мобилизовать 1400

оленеводов и до 10 тысяч голов оленей.

В Отечественной войне было успешно применен опыт использования собак

как транспортных животных. Отряды ездовых собак работали на всех фронтах,

но больше всего было на Карельском фронте. В качестве проводников и вожатых

в отрядах служили бывшие охотники - якуты, ханты, манси. Большой вклад

в укрепление фронта внесли моряки торгового, промыслового и арктического

флота Севера [19]. В ноябре 1941 года был военизирован промысловый флот.

Все транспортные плавучие средства объединены в дивизионы рыболовецкой,

дозорной и транспортной служб, оснащены артеллерийским и стрелковым

вооружением . В условиях бездорожной заполярной тундры морские коммуникации

имели жизненно важное значение для защитников Заполярья . Экипажи

промысловых и транспортных судов своевременно выполняли задания военного

командования по доставке на фронт войск, снаряжения и боеприпасов,

эвакуации в тыл раненых. Воинские перевозки были главным делом моряков

Севера вплоть до окончательного разгрома врага.

Негативные последствия для

национальных округов имел перевод на оседлость коренных народов Севера[20].

Начало ему было положено еще в конце 30 - 40-х г.г. Однако первые

послевоенные годы этот процесс шел вяло . За 1946- 1950 г.г. осело всего 81

хозяйство. Власти решили ускорить эксперимент. 11 декабря 1950 года Совет

Министров СССР принял постановление “О мерах помощи в переводе на

оседлость кочевого и полукочевого населения колхозов в районах Крайнего

Севера Тюменской области”. К 1958 году в Ханты-Мансийском округе первод на

оседлый образ жизни был завершен. По крайней мере, так считало партийное

руководство области. В Ямало - Ненецком округе, по темже сведениям, осело

22 % хозяйств. По своей значимости и последствиям перевод на оседлость

вполне можно приравнять к массовой коллективизации сельского хозяйства.

Компания сопровождалась коренной ломкой всех сторон общественной и личной

жизни оленевода - кочевника, вела к откату от традиционных привычек,

обычаев, выработанных веками. Для хантов одним из главных обычаев являлось

проведение “Медвежьего праздника” (медведь почитается хантами как предок).

Обряд включал широкую народную импровизацию перед медвежьей головой.

Участники праздника просили прощения у предка, старались в танцах

повторить его движения, задобрить, а заодно и показать свою ловкость. В

конце 40 - начале 50-х г.г. в Микояновском районе Ханты -Мансийского округа

на Медвежьи пляски в юртах Аленя, Вежары, Кислор, Юильские съезжалось от

150 до 2000 человек. К концу 50-х г.г. усилиями смотрителей от идеологии

эта традиция сошла на нет, 30 лет праздник не проводился и был фактически

разрешен только в конце 80-х г.г. Во второй половине 1950 - начале 1960

г.г. продолжался перевод кочевого населения северных округов на оседлый

образ жизни[21]. Как и в прежние годы, мнение и желание коренных жителей

часто не являлось определяющим. Поселки для местного населения строились на

значительном удалении от охотничьих угодий и мест лова рыбы, без

возможности передвижения по воде, поэтому построенные дома часто пустовали

. На 1 января 1964 г. в Ямало-Ненецком округе было переведено на постоянное

жительство в поселки около двух тысяч семей. Одновременно в округе велась

компания по расселению мелких населенных пунктов, где жило до 10 семей

(всего в округе было 170 таких поселений).

Образование больших оленеводческих колхозов и совхозов в

50-е г.г., концентрация населения в поселках, вызывали изменения в образе

жизни северян. На занятости населения отрицательно сказалось закрытие

звероферм и рыбоучастков. Реализация идеи концентрации производства привела

по существу к свертыванию традиционных отраслей хозяйства. Среди местного

населения появилась безработица .

Особого внимания требовали традиционные отрасли хозяйства на Севере.

Основными формами здесь являлись колхозы в виде рыболовецких артелей и

оленеводческие совхозы . Несмотря на значительные объемы реализуемой рыбы,

пушнины и оленеводческой продукции, низкие закупочные цены не давали

возможности повысить доходность колхозов и совхозов. Многие были из них

экономически слабыми,а значительная часть коренного населения нуждалась в

улучшении материально - бытовых условий. С начала освоения нефтегазовых

месторождений положение местных жителей ухудшилось.

ГЛАВА 3. ЭТНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ, КУЛЬТУРА НАРОДОВ СЕВЕРА И ПРОБЛЕМЫ

ИХ СОХРАНЕНИЯ.

Представляя в биологическом отношении вид “Homo Sapiens”,

развиваясь по общим социальным законам, человечество распадается на

множество различных исторически сложившихся общностей[22]. Среди подобных

общностей людей особое место занимают образования, именуемые в повседневноя

языке народами, а в современной научной литературе - этносами.

При этом под этническим понимается прежде всего национально-

специфическое, проявляющееся главным образом в языке, повседневно-бытовой

культуре, в том числе обрядах, устном творчестве, нормах поведения, а также

в особенностях психического склада определенной исторически сложившейся

группы людей. Одной из непременных черт такой группы представляет

этническое самосознание.

Ненцы создали оригинальные религиозные культы, отличные от взглядов

других малочисленных народов Тюменской области[23]. В ненецких сказаниях

за героическим эпосом о сражениях героев с духами или богами можно увидеть

социальные порядки и обычаи.

Ненецкий пантеон богов густо населен и довольно сложен. Боги,

связанные с ними культовые обычаи и обряды со всех сторон охватывают

оленевода, рыбака, охотника. Начинается это с неба. На небе находятся семь

слоев с божествами, на земле также семь слоев и подземный мир, царство бога

Нга, простирается на семь слоев. А местные боги - хозяева и охранители

конкретной родоплеменной группы на ее территории.

Верхний мир - Небо. Здесь пребывает главное божество Нум, творец

всего сущего: сверхестественное и загадочное явление. Нум для ненцев -

божество, владеющее Миром, но как источник и податель добра жить он может

лишь в Небесах потому, что на земле совершается зло. Точный перевод

понятия “Нум” дать сложно, его толкование подгонялось под уже существующие

схемы. Приближенный перевод будет следующим: “небо, которое следует

почитать, там проживает высший дух, дающий жизнь всему земному и

владеющий им”. В некоторой степени эти понятия неба, где живет бог.

Ненцы полагали, что богу одному скучно управлять миром. Лучше, если

у бога будет жена. У Нума супругу звали Яминя и по преданию, она первая

жена бога, родившая ему семь сыновей. Она покровительница рожениц,

отмечающая жизненный путь ребенка. Яминя - хранительница брака, домашнего

очага. К ней обращаются как к целительнице женских и детских болезней.

О сыновях Нума известно, что им отведены семь небесных сфер, они

наблюдают за жизнью ненцев и сообщают отцу о происходящем на земле.

Благодаря своей сверхестественности они вездесущи и заполняют мир,

укрыться от них невозможно.

Под землей размещаются владения бога Нга. Они также делятся на

семь слоев, где обитают помощники сил зла. Много описаний злых духов

находится в народных сказаниях. Из злых сил особо выделялись наиболее

опасные помощники бога Нга: Хансосяда - дух, уносящий разум; Хабуа Мирена

- дух болезней; МэдНа - дух уродов; Бри Нгами - дух подземных тварей.

Причиной болезни человека считалось вселение Хабца Мирена в тело

человека. Недомогание продолжалось, пока за дело не брался шаман. Дух

болезней питался не только человеческими душами и телами, но и животными.

Поэтому предупреждение болезни или ее лечение требовало

жертвоприношений, которые совершал шаман.

Несмотря на сложную и постоянную зависимость от богов и духов,

ненцы нашли свое место в мире. Им стала середина между Верхним и Нижним

Миром, которая делилась на семь сфер. Видимый, материальный мир был

заселен невидимыми существами - духами.

Образны и поэтичны названия духов - хранителей покровителей людей,

животных, земли, воздуха. “Я Ерв” - хозяин земли, “Пэ Ерв” - хозяин гор,

“То Ерв” - хозяин озера, “Ид Ерв” - хозяин воды. В каждом чуме ненца есть

внутреннее божество - хозяйка чума “Мяд Пухуця”. Она находится в духовной

связи с “Я Минией”, охраняя уют, мир, семейный очаг.

Природа полагалась ненцами божественной, потому что она прекрасна и

заслуживаемой поклонения. Портить землю, срывать покров тундры, сваливать

мусор в реки, озера, считалось тяжким грехом. Маленький, незаметный

глазу Иясебам Пэртя - хозяин оленей, восседавший на самом крупном из

них - мог жестоко наказать человека за грубое, жестокое отношение к

природе.

Ненцы конкретно определяли нахождение божеств и духов, посвящая им

оленей. Эти места обычно сильно выделялись на местности: необычные

возвышенности, скалы, нагромождения камней. Большинство священных мест

находится в районах выпаса оленей, промысла зверя, ловли рыбы.

Главнейший жертвенник находится на Белом острове и называется Сэр

Ири. Стоит он в окружении идолов- сядаев, обращенный лицом к Ямалу. Первым

из европейцев его увидел и описал руссский ученый В.П.Евладов во время

своей экспедиции в 20 -х годах. Жертвенники это священные места родов,

живущих на Ямале. Святилища вместе с шаманами играли большую роль в жизни

кочевников. По

представлениям ненцев, связующим звеном между мирами богов и человека

выступает специальный человек[24]. Им вступающим в общение с духами,

является Тадибе. В переводе на русский язык Тадибе означает - колдун,

ворожей, волшебник и происходит от глагола “тадебте-(сь)”- заговорить,

произнести заклинание, “тадебенгось”- колдовать, ворожить.

Авторитет Тадибе среди народа велик, к нему ообращаются за советом и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.