бесплатно рефераты
 

Комиссия по уложению и Наказ Екатерины

Комиссия по уложению и Наказ Екатерины

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Комиссия по Уложению 6

Цель создания Уложенной комиссии 7

«Наказ Екатерины» 8

Состав Уложенной комиссии 10

Особенности Екатерининской комиссии 12

Функционирование Комиссии 12

Результаты деятельности комиссии 27

Список литературы 28

"Любить Богом врученных мне подданных

я за долг звания моего почитаю..."

Екатерина II

Введение

Долгое царствование Екатерины II (1762—1796) наполнено значительными и

весьма противоречивыми событиями и процессами. «Золотой век русского

дворянства» был вместе с тем веком пугачевщины, «Наказ» и Уложенная

комиссия соседствовали с гонениями на Н. И. Новикова и А. Н. Радищева. И

все-таки это была целостная эпоха, имевшая свой стержень, свою логику, свою

сверхзадачу. Это было время, когда императорская власть пыталась

осуществить одну из самых продуманных, последовательных и успешных в

истории России программ реформ (А. Б. Каменский). Идейной основой реформ

стала философия европейского Просвещения, с которой императрица была хорошо

знакома. В этом смысле ее правление нередко называют эпохой просвещенного

абсолютизма. Историки спорят о том, чем был просвещенный абсолютизм —

утопическим учением просветителей (Вольтер, Дидро и др.) об идеальном союзе

королей и философов или политическим феноменом, нашедшим свое реальное

воплощение в Пруссии (Фридрих II Великий), Австрии (Иосиф II), России

(Екатерина II) и др. Эти споры небеспочвенны. Они отражают ключевое

противоречие теории и практики просвещенного абсолютизма: между

необходимостью радикально менять сложившийся порядок вещей (сословный

строй, деспотизм, бесправие и др.) и недопустимостью потрясений, нуждой в

стабильности, невозможностью ущемить ту социальную силу, на которой этот

порядок держится, — дворянство. Екатерина II, как, быть может, никто

другой, понимала трагическую непреодолимость этого противоречия: «Вы, —

пеняла она французскому философу Д. Дидро, — пишете на бумаге, которая все

стерпит, я же, бедная императрица, — на коже человеческой, столь

чувствительной и болезненной». Весьма показательна ее позиция в вопросе о

крепостном крестьянстве. Нет сомнений в отрицательном отношении императрицы

к крепостному праву. Она не раз задумывалась о способах его отмены. Но

дальше осторожных размышлений дело не пошло. Екатерина II ясно осознавала,

что ликвидация крепостничества с негодованием будет воспринята дворянами, а

крестьянская масса, невежественная и нуждающаяся в руководстве, не сумеет

использовать дарованную свободу себе во благо. Крепостническое

законодательство было расширено: помещикам разрешили на любой срок ссылать

крестьян на каторгу, а крестьянам запрещалось подавать жалобы на помещиков.

Наиболее значительными преобразованиями в духе просвещенного

абсолютизма были: — созыв и деятельность Уложенной комиссии (1767—1768).

Цель состояла в разработке нового свода законов, который был призван

заменить Соборное уложение 1649 г. В Уложенной комиссии работали

представители дворянства, чиновничества, горожан, государственных крестьян.

К открытию комиссии Екатерина II написала знаменитый «Наказ», в котором

использовала труды Вольтера, Монтескье, Беккариа и других просветителей. В

нем говорилось о презумпции невиновности, об искоренении деспотизма, о

распространении просвещения, о народном благосостоянии. Деятельность

комиссии не принесла желаемого результата. Новый свод законов выработан не

был, депутаты не сумели подняться над узкими интересами сословий и особого

рвения в выработке реформ не проявили. В декабре 1768 г. императрица

распустила Уложенную комиссию и более подобных ей учреждений не создавала;

— реформа административно-территориального деления Российской империи.

Страна была поделена на 50 губерний (300—400 тыс. душ мужского пола),

каждая из которых состояла из 10—12 уездов (20—30 тыс. душ мужского пола).

Учреждалась единообразная система губернского управления: губернатор,

назначаемый императором, губернское правление, осуществлявшее

исполнительную власть, Казенная палата (сбор налогов, их расходование),

Приказ общественного призрения (школы, больницы, приюты и др.). Создавались

суды, построенные по строго сословному принципу, — для дворян, горожан,

государственных крестьян. Административные, финансовые и судебные функции,

таким образом, были четко разделены. Губернское деление, введенное

Екатериной II, сохранилось до 1917 г.;

— принятие в 1785г. Жалованной грамоты дворянству, которая закрепила

все сословные права и привилегии дворян (освобождение от телесных

наказаний, исключительное право владеть крестьянами, передавать их по

наследству, продавать, покупать деревни и др.);

— принятие Жалованной грамоты городам, оформившей права и привилегии

«третьего сословия» — горожан. Городское сословие делилось на шесть

разрядов, получило ограниченные права самоуправления, избирало городского

голову и членов городской Думы;

— принятие в 1775г. манифеста о свободе предпринимательства, согласно

которому для открытия предприятия не требовалось разрешения

правительственных органов;

— реформы 1782—1786гг. в области школьного образования (см. билет № 6).

Конечно, эти преобразования имели ограниченный характер. Самодержавный

принцип управления, крепостное право, сословный строй оставались

незыблемыми. Крестьянская война Пугачева (1773—1775), взятие Бастилии

(1789) и казнь короля Людовика XVI (1793) не способствовали углублению

реформ. Они шли с перерывами, в 90-е гг. и вовсе прекратились.

Преследования А. Н. Радищева (1790), арест Н. И. Новикова (1792) не были

случайными эпизодами. Они свидетельствуют о глубинных противоречиях

просвещенного абсолютизма, невозможности однозначных оценок «золотого века

Екатерины II».

И, тем не менее, именно в эту эпоху появилось Вольное экономическое

общество (1765), работали вольные типографии, шла горячая журнальная

полемика, в которой лично участвовала императрица, были основаны Эрмитаж

(1764) и Публичная библиотека в Петербурге (1795), Смольный институт

благородных девиц (1764) и педагогические училища в обеих столицах.

Историки говорят и о том, что усилиями Екатерины II, направленными на

поощрение социальной активности сословий, прежде всего дворянства, заложены

основы гражданского общества в России.

Комиссия по Уложению

Просвещенный абсолютизм — политика, порожденная временем разложения

феодальной системы и вызреванием в ее недрах капиталистических отношений,

нацеленная на устранение мирными средствами устаревших феодальных порядков.

Просвещенный абсолютизм отличался от обычного деспотизма декларированием

соблюдения законов, одинаковых для всех подданных. Теоретические основы

просвещенного абсолютизма были разработаны выдающимися деятелями

французского просвещения Монтескье, Вольтером, Д'Аламбером, Дидро и др. Эти

просветители умеренного крыла призывали к эволюционной, без потрясений,

смене общественно-экономических отношений, что устраивало монархов Европы и

способствовало возникновению союза королей и философов, способного, как

полагали короли, предотвратить угрозу их тронам. Идеи просвещения разделяли

прусский король Фридрих II, шведский король Густав III) австрийский

император Иосиф II и др.

Особый восторг просветителей вызвала материальная помощь нуждавшемуся

Дидро: императрица купила у него библиотеку за 15 тыс. франков, предоставив

ему право держать ее у себя до смерти; более того, Екатерина назначила

Дидро хранителем его библиотеки, определив жалованье в 1000 франков в год с

выплатой его на 50 лет вперед.

Настала пора реализации широкомасштабных реформ в духе идей

Просвещения. Тому способствовали два благоприятных условия: Екатерина после

гибели Иоанна Антоновича почувствовала себя на троне увереннее, чем прежде;

уверенности, что справится с грандиозной по замыслу затеей, прибавила и

достаточная осведомленность о трудах просветителей. В конце 1766 г. она

приступила к осуществлению важнейшей акции своего царствования —созыву

комиссии для составления нового Уложения. Уложенная комиссия, созванная

Екатериной, отличалась от пред шествующих по крайней мере тремя

особенностями: более широким представительством — право избирать депутатов

было предоставлено дворянам (по одному депутату от уезда) , горожанам (по

одному депутату от города) , государственным и экономическим крестьянам (по

одному депутату от провинции при трехступенчатых выборах: погост — уезд —

провинция) , оседлым «инородцам» (тоже по одному депутату) . Кроме того,

каждое центральное учреждение посылало в Комиссию по одному своему

представителю. Таким образом, права избирать депутатов были лишены

крепостные крестьяне, составлявшие большинство населения страны, а также

духовенство.

Цель создания Уложенной комиссии

Вскоре после вступления на престол Екатерина II обнаружила, что одним

из существенных недостатков русской жизни является устарелость

законодательства: сборник законов был издан еще при Алексее Михайловиче, а

жизнь с тех пор изменилась до неузнаваемости. Императрица видела

необходимость большой работы по собранию и пересмотру законов. Екатерина II

решила составить новое «Уложение». Она читала множество сочинений

иностранных ученых о государственном устройстве и суде. Конечно, она

понимала, что далеко не все применимо к русской жизни.

В ходе подготовки к созданию новой Уложенной комиссии был создан ряд

специальных комиссий, задачей которых было установление пределов "законной

власти правительства". В 1763 г. создается комиссия о вольности дворянской

(позже ставшая советом при императрице), в 1762 г. - комиссия о коммерции,

в 1762 г. - комиссия о церковных имениях. Комиссии готовили проекты

законов, определявших государственный строй: от фундаментальных законов

отличались

законы текущие.

Императрица считала, что законы должны быть согласованы с потребностями

страны, с понятиями и обычаями народа. Для этого решено было созвать

выборных (депутатов) из различных сословий государства для выработки нового

«Уложения». Это собрание выборных было названо «Комиссией для составления

проекта нового Уложения». Комиссия должна была сообщить правительству о

нуждах и пожеланиях населения, а затем выработать проекты новых, лучших

законов.

«Наказ Екатерины»

Широко заимствуя идеи передовых западных мыслителей, Екатерина II

составила для этой Комиссии “Наказ комиссии о составлении проекта нового

уложения”. Это были правила, на основании которых должно быть составлено

новое «Уложение» и которыми должны были руководствоваться депутаты. “Наказ”

был роздан всем депутатам. Но так как введение законов находится в

юрисдикции царя, то комиссия должна была составить предложения. Над

“Наказом” Екатерина II трудилась более двух лет. В “Наказе” Екатерина II

говорит о государстве, законах, наказаниях, производстве суда, воспитании и

прочих вопросах. “Наказ” показывал и знание дела, и любовь к людям.

Императрица хотела внести в законодательство больше мягкости и уважения к

человеку. “Наказ” был встречен с восторгом. В частности, Екатерина II

требовала смягчения наказаний: “любовь к отечеству, стыд и страх поношения

суть средства укротительные и могущие воздержать множество преступлений”.

Также она потребовала отменить наказания, могущие изуродовать человеческое

тело. Екатерина II выступала против применения пыток. Она считала пытку

вредной, так как слабый может не выдержать пытки и сознаться в том, чего не

совершал, а крепкий, даже совершив преступление, сможет перенести пытку и

избежит наказания. Особенно большой осторожности она требовала от судей -

“лучше оправдать 10 виноватых, чем обвинить одного невиновного”. Еще одно

мудрое изречение Екатерины: “гораздо лучше предупреждать преступления,

нежели их наказывать”. Но как это сделать? Надо, чтобы люди чли законы и

стремились к добродетели. “Самое надежное, но и самое труднейшее средство

сделать людей лучше есть приведение в совершенство воспитания”. Хотите

предупредить преступления - сделайте, чтобы просвещение распространялось

между людьми.

Текст "Наказа" состоял из 20 глав(526 статей), разделенных на пять

разделов:

а) общие принципы устройства государства;

б) основы государственного законодательства и общие формы правовой

политики;

в) уголовное право и судопроизводство;

г) основы сословно-правовой организации;

д) вопросы юридической техники, теории законодательства и правовой

реформы.

В 1768 г. текст "Наказа" был дополнен двадцать первой главой,

содержащей основы административно-полицейского управления и главой двадцать

второй о регулировании государственных финансов. "Наказ" обосновывает

политические принципы абсолютистского государства: власть монарха,

бюрократическая система организации, сословное деление общества. Эти

признаки выводились из "естественного" положения России и обосновывались

ссылками на русскую политическую историю. Девизом Уложенной комиссии

называлось стремление обеспечить "блаженство каждого и всех" в обществе,

однако никаких ограничений

для верховной власти не предусматривалось. Сословная структура

общества соотносилась с "естественным" делением на профессиональные

классы: земледельцы, мещане, дворяне. Дворянству верховная власть отводит

особое место, признавая тем самым особую важность его функций - военную

службу и отправление правосудия. Попытки нарушить сословное неравенство

оцениваются "Наказом" как гибельные для общества. Равенство видится лишь в

одинаковом подчинении уголовным законам, хотя это и не означает

одинакового применения этих законов к разным сословиям. Законодательная

деятельность комиссии была направлена не просто на пересмотр старых

законов, но и на выработку единого уложения на новых началах. Закон должен

обеспечивать полное и сознательное повиновение.

В "Наказе" была разработана юридическая техника, ранее не известная

российскому праву, выработаны новые представления о системе

законодательства:

а) законов должно быть немного и они должны оставаться неизменными;

б) временные учреждения определяют порядок деятельности органов и лиц,

регламентируя его посредством наказов и уставов;

в) указы являются актами подзаконными, могут быть краткосрочными и

отменяемыми.

Также Екатерине II казалось необходимым предоставить дворянству и

городскому сословию самоуправление. Екатерина II думала и об освобождении

крестьян от крепостной зависимости. Но отмена крепостного права не

состоялась. В “Наказе” говорится о том, как помещики должны обращаться с

крестьянами: не обременять налогами, взимать такие налоги, которые не

заставляют крестьян уходить из дому и прочее. В то же время она

распространила мысли о том, что для блага государства крестьянам нужно дать

свободу.

Состав Уложенной комиссии

Манифест о создании проекта нового Уложения и о созыве для этой цели

специальной Комиссии появился 14 декабря 1766 года. Основной мотив: страна

не может дальше жить по средневековому кодексу законов - Соборному Уложению

1649 года. В Комиссию был избран 571 депутат от дворян, горожан,

однодворцев, казачества, государственных крестьян, нерусских народов

Поволжья, Приуралья и Сибири. По одному депутату выделили центральные

учреждения - Сенат, Синод, канцелярии. Лишь крепостные крестьяне,

составлявшие большинство жителей страны, были лишены права выбирать своих

депутатов. Нет депутатов и от духовенства, ибо затеянное дело носило сугубо

мирской характер. Социальный состав Комиссии выглядел так: дворянство было

представлено 205 депутатами, купечество - 167. Вместе они составили 65%

всех избранников, хотя за ними стояло менее 4% населения страны!

Представители других сословий "погоды" в Комиссии явно не делали: от

казачества их 44, от однодворцев - 42, от государственных крестьян - 29, от

промышленников - 7, от канцелярских чиновников и прочих - 19, от

"инородцев" - 54 (почти никто из последних русским языком не владел, и их

участие в работе Комиссии ограничилось лишь эффектным - благодаря

экзотическим одеждам - присутствием на заседаниях).

Всем депутатам гарантировались льготы и привилегии. Они навсегда

освобождались от смертной казни, пыток, телесного наказания, конфискации

имущества. Полагалось им и жалованье сверх получаемого по службе: дворянам

- по 400 рублей, горожанам - по 122, всем прочим - по 37. Имения депутатов

не подлежали конфискации за исключением случаев, когда надлежало

расплатиться за долги; решение суда относительно депутатов не приводилось в

исполнение без благословения императрицы; за оскорбление депутата

взыскивался двойной штраф; депутатам вы давался особый знак с девизом:

«Блаженство каждого и всех».

В итоге в Уложенную комиссию было избрано около 450 депутатов, из коих

33% составляли выборные от дворянства, 36% — выборные от горожан, около 20%

— выборные от сельского населения, 5%—правительственные чиновники. Если

учесть, что чиновники являлись дворянами, а некоторые города и

государственные крестьяне избирали депутатами дворян, то удельный вес

дворянства в Уложенной комиссии, составлявшего 0,6% населения страны,

значительно повысится.

Особенности Екатерининской комиссии

Первая особенность екатерининской комиссии состояла в новшестве,

неведомом предшествовавшим комиссиям: императрица составила «Наказ» с

изложением своих взглядов на задачи Уложенной комиссии, которыми должны

руководствоваться депутаты.

Вторая особенность Уложенной комиссии 1767—1769 гг. состояла в наличии

наказов депутатам, составленных участниками их выборов, — в наказах

отражены сословные требования избирателей. Дворянские наказы требовали

принятия строгих мер против побегов крестьян, в них были жалобы на

обременительность рекрутской и постойной повинностей, разорявших крестьян и

тем самым наносивших ущерб благополучию помещиков.

Многие наказы содержали жалобы на мздоимство канцелярских служителей,

волокиту в правительственных учреждениях, предлагали вместо назначаемых

правительством чиновников заполнять административные должности дворянами,

избранными на уездных и провинциальных собраниях.

Важнейшая особенность городских наказов состояла в отсутствии

требований отменить крепостнический режим или заменить самодержавный строй

более демократическим: напротив, горожане претендовали на дворянские

привилегии — освобождение от телесных наказаний, предоставление права

владеть крепостными, восстановление указа, разрешавшего промышленникам

покупать крестьян к мануфактурам. Городские наказы требовали монополии

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.