бесплатно рефераты
 

Коллегии, история создания и основы делопроизводства

Твёрдо решив ввести в своём государстве “порядочное” и

“регулярное” управление, Пётр обратился за образцами туда же, откуда

взял образцы для своей армии и флота, то есть на Запад. Ещё в

1698 году, находясь в Англии, он много думал о переустройстве

управления во всей стране по иностранному образцу и тогда же

разговаривал со знающими людьми. Некто Френсис Ли по личной просьбе

царя составил и подал ему “предложения о правильной организации

Его правительства”, в которых намечалось создать семь “комитететовъ

и коллегiй”. В манифесте 1702 года о вызове в Россию иностранцев

Пётр сообщает о своём решении учредить “порядочное тайной воинской

думы коллегiум или собранiе” с коллегиальным составом, в который

входили бы президент, советники, секретари и другие канцелярские

чины. Ведая всё, что касается военной службы иностранцев, тайная

военная коллегия должна была обеспечить иностранцам суд “по законам

божескимъ, jure civili romano и иным обыкностямъ populorum

moraliorum”*. В 1711 году “рудокопный офицеръ” Иоганн Фридрих

Блигерь подал Петру проект, в котором для правильного развития

горного дела предлагалось “определить коллегiумъ, который состоитъ въ

искусныхъ сему художеству особахъ, которому полную дирекцию сего

дела поверить”. В начале 1712 года Пётр вновь заинтересован

предложением неизвестного немецкого офицера учинить “коммерцъ-

коллегiумъ и ревизiонъ-коммиссiонъ”. Коммерц-коллегию предлагалось

создать так : “взять изъ Амстердама, изъ Англiи и изъ Гамбурга по

два человека меконтантныхъ* купцовъ, которымъ бы в тамошнихъ местахъ

* - недовольных

кривда учинена была; къ нимъ же умнаго мужа придать въ презиты и

несколько асессоровъ изъ своихъ природныхъ подданныхъ”* ; ревизион-

коллегия по проекту пересмотрительный приказ, “который бы во всемъ

государстве на вся годы все приходы и расходы свыше всехъ

приказовъ считать могъ подробно, ибо оттого, что въ приходахъ и

расходахъ не всюду счетъ бывает, к воровству много случай даетъ, и

надлежитъ въ такихъ делахъ президентомъ знатному и весьма верному

быть, и въ чемъ на кого о какихъ неисправностяхъ донесено будетъ,

надлежитъ въ ономъ же приказе разыскивать”*...

12 февраля 1712 года, согласно с предложением, Пётр издал указ

“учинить коллегiум для торговаго дела исправления, чтобъ въ лучшее

состоянiе привесть”*. Согласно указу, “взяты были къ Москве

иноземцы нарвскiе жители” два человека и один дерпский купец, к

ним присоединили несколько человек знатных московских купцов и

шестерых слободских жителей, и всем им поручили выработать правила

работы коллегии коммерции. Комиссия эта проработала около двух лет,

сочинила правила для коллегий и занялась пересмотром таможенного

устава. Однако этим кончаются все сведения о работе этой комиссии.

Так понемногу обозначался характер и само название учреждений,

которыми будут заменены приказы.

С 1715 года уже наметилось успешное окончание Северной войны

и Пётр пристально начинает интересоваться делами внутреннего

благоустройства. 23 марта 1715 года царь рассматривает ещё одно

предложение о переустройстве системы государственного аппарата. Автор

проекта (к настоящему времени

___________________

*- здесь и далее по тексту все отрывки из документов взяты из книги

С.Князькова «Из пошлого русской земли»

утеряны его данные) предлагал ввести в России семь коллегии, семь

отделов, в которых сосредоточилось бы всё управление государством.

Этот автор указывал, как пример на Швецию, где уже было такое

государственное устройство, считавшееся лучшим в Европе. По проекту

намечалось семь коллегий: юстиц-коллегию, канцелярию иностранных

дел,коллегию адмиралтейскую, кригс-коллегию1,камер-коллегию,штатс-

коллегию,коммерцколлегию.Управ-ление предлагалось разделить между

отдельными сенаторами. Этот проект Пётр решил положить в основу

предпринятой реформы государственного аппарата. Но на одном этом он

не остановился.

Рассматривая эту реформу как и многие другие преобразования

Петра, нельзя не коснуться вопроса степени заимствования им западно-

европейского опыта. Одни историки считают, что Пётр лишь приспособил,

адаптировав, шведскую систему под русские условия, другие - исходят из

оригинальности преобразований. Несомненно, что заимствование у Европы

её испытанного опыта существенно способствовало укреплению

государственности России. И вообще, обращение Петра к опыту западных

стран характерно для всей его реформаторской деятельности. Но

почему же всё-таки именно Швеция, а не другие страны? По мнению

историка Евгения Анисимова это связано не столько с некоторыми

сходствами двух стран в социально-экономических условиях, сколько с

личными пристрастиями Петра I : высоко ставя шведскую военную и

государственную организацию, Пётр стремился превзойти Швецию как на

поле боя, так и в мирной жизни.

Шведская государственная система была построена на принципах

камерализма - учения о бюрократическом управлении,

* кригс – от нем. Слова der Krieg – война, эквивалент министерства

обороны

получившем распространение в Европе XVI-XVII веках. Камерализм содержал

ряд особенностей, очень привлекательных для Петра.

Во-первых, это функциональный принцип управления, который

предусматривал создание учреждений, специализировавшихся в какой-либо

одной сфере деятельности. Во-вторых, это устройство учреждения на

началах коллегиальности, чёткой регламентации обязанностей чиновников,

специализации канцелярского труда, установление единых штатов и

жалованья.

В начале апреля 1715 года Пётр приказывает русскому резиденту

при датском короле князю Долгорукову достать печатные или

письменные уставы датских коллегий, “ибо мы слышали, - писал Пётр, -

что и шведы от них взяли”*. В декабре 1716 года Пётр принял на

службу голштинца Фика, который в городе Экенфельд заправлял

юридическими, экономическими и полицейскими делами и славился своими

знаниями по гражданскому и государственному праву. Пётр отправил

Фика в Швецию изучать на месте устройство управленческого

аппарата.

Тогда же в декабре Пётр приказал русскому резиденту в Вене

Веселовскому приглашать на русскую гражданскую службу австрийских

королевских служащих, знавших русский язык, и покупать книги издателя

Симона из Лейпцига по юриспруденции, и нанять пражских учителей

книги эти переводить. Приглашали также и знающих чиновников из

германоязычных стран, Пётр не скупился на обещания о вознаграждении.

Следующие годы, 1716 и 1717, Пётр провёл за границей. А в

России шла подготовительная черновая работа по подготовке реформы. И

сам Пётр не отдыхал за границей : он работал в датских коллегиях в

Копенгагене и , просматривая дела, списывал правила делопроизводства.

В январе 1717 года к Петру в Копенгаген приехал с докладом Фик.

Пётр направил его к Брюсу разобраться в главнейших терминах и

систематизировать их. В Россию Пётр послал распоряжение нанимать на

службу тех пленных шведских офицеров, которые у себя на Родине

были знакомы с коллегиальной службой, с условием выплаты им средств

на подъём и первые обзаведения.

В Гамбурге русский резидент Беттихер представил Петру некого

Альбрехта Фюрена, который подал царю “Размышления об экономии

российского государства”. Однако в беседе с Фюреном Пётр выяснил,

что подлинный автор рукописи - барон Анания Христиан Потт фон

Люберас. В ходе знакомства с Люберасом выяснилось, что Люберас-сын

служил полковником в русской армии, и его полк стоял под Ревелем.

Полковник Люберас получил приказание явиться к Петру в Гамбург.

Пётр предложил сыну уговорить отца пойти на службу к русскому

государю. Но старший Люберас осторожничал и просил выслать ему по

почте проект условий на которых он бы мог перейти на русскую

службу. Переговоры с Люберасом затянулись. В это время Пётр

повстречался с Фиком, и проект создания коллегий был практически

готов. Пётр уже охладел к предложению Любераса, и поэтому переговоры

с ним вёл не сам государь, а его приближённый Шафиров. Через

Шафирова Люберас получил приказание составить очерк устройства

коллегий в регулярном государственном хозяйстве. Люберас выполнил

задачу в два дня. Пётр внимательно прочёл его работу и назначил

Любераса действительным тайным советником. Первым заданием Любераса

были розыск и найм иностранцев, годных для службы в коллегиях. В

Гамбурге, Любеке, Берлине, Гессене, Саксонии, Чехии, Селезии Люберас

набрал около 150 таких людей. Во время своих разъездов он

продолжал разрабатывать планы устройства коллегий, сочинил общий план

действия всех коллегий и регламенты для каждой, правила открытия

их деятельности и канцелярского распорядка. Во время поездки в

Петербург в ноябре Люберас заболел и по этой причине не смог

лично встретиться с царём. Свои работы он передал ему через

Ягужинского. Планы Любераса были приняты во внимание при устройстве

коллегий, особенно при устройстве берг- и мануфактур-коллегий.

Фик в свою очередь собрал несколько сот различных регламентов

и ведомостей. Весь этот материал был проработан Фиком и Брюсом при

деятельном соучастии Шафирова и Ягужинского.

В октябре 1717 года из-за границы вернулся и сам государь. На

основе всего собранного материала был составлен реестр и штат

всех коллегий и утверждён Петром 12 (25) декабря 1717 года. Указом

15 (29) декабря были назначены президенты коллегий и некоторые вице-

президенты :

1. коллегия иностранных дел (канцлер Головкин) -

2. воинская коллегия (фельдмаршал Меншиков)

3. адмиралтейская коллегия (адмирал Апраксин)

4. юстиц-коллегия ( Андрей Матвеев)

5. камер-коллегия (князь Д. Голицын)

6. штатс-контор-коллегия (Мусин-Пушкин)

7. ревизион-коллегия (князь Я. Долгорукий)

8. коммерц-коллегия (П. Толстой)

9. берг- и мануфактур-коллегия (Я. Брюс)

По штату коллегий утверждённому 12 декабря, полагались следующие

должности:

РУССКИЕ: президент, вице-президент (русский или иностранец), 4

коллегиальных советника, 4 коллегиальных асессора, 1 секретарь, 1

нотарий, 1 актуарий, 1 регистратор, 1 переводчик, подъячие трёх статей.

ИНОСТРАНЦЫ: 1 советник или асессор, 1 секретарь.

Тогда же был дан указ президентам коллегий выбирать советников и

асессоров не из своих родных и друзей, а на каждое место

выдвинуть по 2-3 кандидата, и выставить их на обсуждение всех

коллегий.

Сразу же выделяется группа коллегий военного и внешне-поли-

тического ведомства: военная, адмиралтейская и иностранных дел. Они

занимали привилегированное положение в системе государст-венных

учреждений благодаря тому огромному значению, которое придавал Пётр

армии, флоту, дипломатии, а также той роли, которую играли в

управлении их президенты - первейшие сподвижники Петра.

Из всех коллегий особо выделяется группа финансовых коллегий.

Главной фискальной коллегией стала камер-коллегия, ведавшая всем

приходом денег и бюджетным планированием денежных поступлений. Расход

на нужды государства осуществлялся через штатс-контор-коллегию,

игравшую роль центральной кассы, а контроль и наблюдение за работой

финансовых органов предписывался независимой от других ревизион-

коллегии.

Юстиц-коллегия заменила сразу несколько судных приказов, отобрала

судебные функции у многих приказов неюридического профиля. Но из

её компетенции выпали многочисленные социальные и профессиональные

группы населения: горожане, купцы, промышленники, работные люди отошли

в ведение коммерц- и берг-мануфактур-коллегий, Главного магистрата,

военными занимались военная и адмиралтейская коллегии,

церковнослужителями - Синод.

КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО.

В 1719 году были составлены и утверждены Петром регламенты и

штаты большинства коллегий. В 1720 году вышел Генеральный

регламент, содержащий общие правила коллежского устройства.

Каждая коллегия состояла из присутствия и канцелярии и имела

ещё в Москве общую контору. Присутствие коллегии составляли

президент, вице-президент, 4-5 советников, 4-5 асессоров. Президент

коллегии назначался самим государем, а вице-президента назначал сенат

с согласия государя. Остальные члены коллегии назначались сенатом.

Президент был главным лицом в коллегии и наблюдал за быстротой

делопроизводства, в особенности за исполнение приказов государя и

сената. Во время заседания перед президентом всегда находились две

книги: в одну заносились указы исполненные, в другой, всегда

находившейся на столе присутствия отмечались указы ещё не

выполненные.

Являясь первым лицом в коллегии, президент, однако, не мог

решать вопросы самостоятельно: “для того коллегiи и устроены, дабы

каждая съ совету и приговору всехъ дела своей коллегiи делала”*-

писал Пётр в Генеральном регламенте. Вице-президент был помощником

президента, а другие члены коллегии ведали каждый за порученной ему

частью делопроизводства. Советники и асессоры составляли основную

массу чиновников. Между ними распределялись обязанности внутри самой

коллегии.

Присутствие коллегий собиралось в специально назначенной для

этого комнате, убранной коврами и хорошей мебелью. Посреди комнаты

стоял стол, покрытый алым сукном и украшенный зеркалом. Вокруг стола

размещались члены коллегии по старшинству своих рангов. В той же

комнате за особым столом сидели секретарь и нотариус. Никому из

посторонних не разрешалось во время заседаний заходить в комнату

без доклада. Просителю нужно было излагать свою просьбу стоя, стул

подавался людям высокого ранга. Присутствие коллегий собиралось

каждый день, кроме праздников и воскресных дней. заседания начинались

летом в 6 часов утра, зимой в 8 часов утра и продолжались около

5-6 часов. Когда какой-либо вопрос касался нескольких коллегий, то

назначалось соединнённое присутствие заинтересованных коллегий.

Во главе канцелярии каждой коллегии стоял секретарь или обер-

секретарь. Они ведали всеми письменнными документами коллегии, все

важные бумаги они составляли сами, менее важные документы поручались

другим членам канцелярии. Секретарь должен был лично принимать

все подаваемые прошения. Кроме секретаря в канцелярии коллегии

находились нотариус, актуариус, переводчик, регистратор, толмачи,

копписты, канцелярист. Также существовали и “нижние чины” - курьеры,

сторожа, вахмистры и солдаты. На должности нотариуса лежало ведение

протокола по всем делам, решавшимся в коллегиях. Каждый день он

делал на особом листе заметки о делах, которые докладывались в

присутствии, и о решениях принятых присутствием. Каждый месяц эти

листы переписывались набело и переплетались в особый переплёт.

Нотариус вёл также список нерешённых дел, а секретарь отмечал в

списке у какого служащего какое дело было на рассмотрении. Этот

список лежал на столе во время присутсвия перед президентом, чтобы

тот знал сколько в его ведомстве нерешённых дел. Актуариус вёл

список всех пришедших за день дел, и отвечал за заготовку писчей

гербовой бумаги (которая была введена в обращение в 1699 году),

чернил, свечей, дров, сергуча для печатей и другого расходного

материала. Переводчик занимался переводом на русский язык иностранных

бумаг, поступавших в коллегию. Регистратор заносил все поступающие

бумаги в специальные журналы, причём документы, поступавшие от

вышестоящих инстанций, регистрировались в отдельном журнале, отдельный

журнал регистрации вёлся на исходящие из коллегии документы. Всего

в коллегии велось 4 журнала регистрации: A и B - для регистрации

документов вышестоящих органов, C и D - для всех остальных

документов. Секретари, нотариусы, актуариусы, регистраторы, а также

переводчики и фискалы были как бы аристократией канцелярии, резко

выделенной из общей массы своей ролью в работе коллегий,

жалованьем, положением. Писцы занимались переписыванием бумаг. В

коллегиях писцы разделялись на три вида: канцеляристы,

подканцеляристы, копиисты. Канцеляристы и подканцеляристы изготовляли

документы по формулярам перед их отправкой, а копиисты переписывали

все отправляемые документы набело. Надо отметить, что именно

канцеляристы, подканцеляристы и копиисты составляли большинство

служащих в новых учреждениях. Рост бюрократического аппарата шёл

главным образом за их счёт. Всего накануне реформы центрального

управления было 1169 служащих, причём канцелярских – 79% или 924

человека. В 1723 году – к моменту завершения реформы – количество

канцелярских служащих более чем удвоилось, достигнув численности 1962

человека, что из общего числа служащих того времени (2100 человек)

составляло 93,4 %.1 За один день неявки на работу у канцелярского

служащего вычиталось месячное жалование, за один неотработан-

_________________________

1 - из книги Е. Анисимова «Время петровских реформ»

ный час – недельное.

При каждой коллегии состояли ещё и “око государево” - прокурор,

полностью независимый от коллегии, и фискал. Прокурор был подчинён

генерал-прокурору, и главной его обязанностью было наблюдать за

правильным и безволокитным решением дела в коллегиях. В случае

замеченных им нарушений прокурор докладывал генерал-прокурору. Фискал

же наблюдал и действовал тайно там, где прокурор действовал явно.

Порядок производства дел в коллегии был такой: все пакеты,

адресованные на имя коллегии, сдавались дежурному чиновнику. Он

расписывался в получении их и, не распечатывая, представлял в

присутствие. Коллежское делопроизводство отличается от приказного

обилием видов государственных документов. Законодательные и

распорядительные акты государственной власти оформлялись повелениями,

указами, регламентами, инструкциями, наказами, протоколами. Появилось

много форм переписки: письма, доношения, известия, требования, ведомости.

Для некоторых документов, таких, как дипломы и патенты, были созданы

генеральные формуляры - образцы, по которым они должны были

оформляться. Все указы и приказы государя распечатывал президент,

остальные бумаги - старший после него член коллегии; секретарь в это

время отмечал на бумаге номер и время поступления документа,

передавая затем её актуариусу, чтобы тот занёс её в журнал. В то

же время секретарь назначал стол где бумагу должны разобрать и

сделать всё, что она требовала - это называлось “производить бумагу”.

После того, как дело было разобрано в канцелярии, секретарь

докладывал его присутствию, читал его целиком или сокращённо вместе

с канцелярскими данными о нём. При прочтении дела члены коллегии,

начиная с самого младшего, подавали голоса за то или иное его

решение, и большинством голосов дело решалось. Если же голоса

разделялись поровну, то перевес брала та сторона, на которой был

президент. Принятое таким образом решение нотариус кратко заносил в

протокол, отмечая месяц и число заседания присутсвия и проставляя

имена присутствовавших членов коллегии. Несогласный с общим

постановлением мог потребовать, чтобы его мнение занесли в протокол

отдельно. После заседания протокол подписывался всеми членами

коллегии. В канцелярии составляли документ, где прописывалось решение

дела, и потом отсылали его по принадлежности. Те дела, которые

коллегия не бралась решать сама, должны были со мнением коллегии

подаваться в сенат. В период коллегий были заложены основы

организации учёта и хранения документов. Все решения дела по

истечении времени его рассмотрения сдавались в архив: денежные дела

- в финансовый, а все остальные в общий. Все коллегии считались

подчинёнными сенату, и получали от него указы. Коллегии в свою

очередь тоже могли издавать указы, а получали рапорты и доношения.

Все коллегии были равны между собой, и имели право суда над

своими чиновниками.

Состав петровских коллегий при жизни Петра изменялся. В 1721

году была образована Духовная коллегия – Синод, которая была выведена

из подчинения Сената. В 1722 году из состава Берг-Мануфактур-

коллегии была выведена Мануфактур-коллегия, для управления Украины

была учреждена Малороссийская коллегия в Глухове, для лучшего

ведения дел Вотчинную контору Юстиц-коллегии сделали отдельной

Вотчинной коллегией. Ревизион- и Штатс-коллегии были лишены статуса

центральных учреждений и стали конторами Сената. Всего в 1721 году

было 11 коллегий, а в 1723 – 10 коллегий.

ЗДАНИЕ ДВЕНАДЦАТИ КОЛЛЕГИЙ.

В 1724 году для коллегий начали строить по плану,

утверждённому Петром, грандиозное здание, занимаемое теперь Санкт-

Петербургским государственным университетом. Исследование Иогансен М.В.

показали, что в 1722 году Д.Трезини получил утверждённую Петром

роспись размещения колллегий в здании, которое предполагалось

построить перпендикулярно Неве. Роспись разбивала всю площадь здания

на двенадцать участков. Начиная от Невы, участки застраивались таким

образом: 1 – «Аудиенц-камора» (зал торжественных приёмов), 2 – Сенат, 3

– Коллегия иностранных дел, 4 – Военная, 5 – Адмиралтейская, 6 – Юстиц-,

7 – Камер- и Штатс-контор, 8 – Коммерц-, 9 – Берг-, 10 – Мануфактур-

коллегия, 11 – Главный магистрат, 12 – Синод. Примечательно, что здание

12 коллегий повторяло план мазанковых канцелярий на Троицкой

площади – превого правительственного здания в Петербурге, которое в

свою очередь производило схему размещения приказов в Кремле: к

торцовой стене здания по мере необходимости пристраивали новое

здание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В последние месяцы своей жизни Пётр сосредотачивает внимание

на крайней неопределённости взаимоотношений между высшими

правиттельственными учреждениями.Кроме сената, при Петре действовала

ещё и «министерская консилия» – довольно неопределённый по своему

составу и занятиям съезд министров или начальников важнейших

отраслей управления. Коллегии вскоре после своего возникновения ,

стали подчиняться сенату органами, но начальники трёх важнейших

коллегий – военной, морской и иностранных дел – были непременными

членами консилии и сенаторами. Президенты этих коллегий обращались к

императору мимо сената. Таким образом между консилией минитров,

сенатом и коллегиями не существовало правильного иерархического

подчинения. Пётр осознавал все эти недостатки, и по его приказу был

подготовлен проект учреждения «главнейшего управления», «кабинетъ-

коллегiума» или архиканцелярии империи, под председательством самого

императора, причём сенат, разелённый на два отдела: 1.финансовый и

2.юстиции и полиции, превратился бы в своего рода обер-коллегию,

высший надзирающий на всеми коллегиями орган. Но Пётр не успел всё

это проделать, потому что умер в 1725 году.

Тем не менее, несмотря на все трения и непорядки, новые начала

решительно входили в строй государственной жизни России, и

коллегии, несмотря на все свои недостатки, являются, быть-может,

наиболее ярким выразителем этих начал. Не отдельные злоупотребления,

ни костность отдельных лиц, ни плохая соорганизованность частей не

должны затемнять в нашем сознании здравую сущность нового

устройства управления, покончившего с беспорядком старого; Это здравая

сущность нового устройства заключается в стремлении к правильному

распределению частей управления и к стройному единству всего его

распорядка. Если и то и другое не осуществилось вполне, то это

вина не учереждений – в них заключались средства к достижению

порядка и указывались пути к нему: из дебрей московского приказного

строя с его беспорядочным хозяйствованием, произвола лиц они

выводили на определённую и отчётливую дорогу к господству закона

над лицами в государственных учреждениях страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Анисимов Е.В. «Время петровских реформ. О Петре 1». Л., 1989г.

2. Баггер Ханс «Реформы Петра Великого». М.,1985г.

3. Ключевский В.О. «Исторические портреты». М.,1991г.

4. Ключевский В.О. «Курс русской истории». М.,1957г.

5. Лебедев В.И. «Реформы Петра Первого». М.,1937г.

6. Поляков Л.В. Кара-Мурза В. «Реформатор. Русские о Петре Первом».

Иваново,1994г.

7. Князьков С. «Из прошлого русской земли. Время Петра

Великого».Репринт.Воспроизведение издания 1909г., М., 1991

-----------------------

[1] . 8BB@0< « >AA8O A 1689 ?> 1796 3>4»

[2] !>;>2L52 !.. «C1;8G=K5 GB5=8O»

[3] ;NG52A:89 .-. «C@A @CAA:>9 8AB>@88»

[4] !>;>2L52 !.. «C1;8G=K5 G Р. Виттрам «Россия с 1689 по 1796 год»

[5] Соловьев С.М. «Публичные чтения»

[6] Ключевский В.О. «Курс русской истории»

[7] Соловьев С.М. «Публичные чтения по курсу русской истории»

[8] Сыромятников Б.И. «Регулярное государство Петра 1».

[9] Милюков П.Н. «Государственное хозяйство России в первой четверти 18

века».

[10] Воскресенский Н.А. «Законодательные акты Петра Первого»- составитель.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.