бесплатно рефераты
 

Кодификация и систематизация русского права: Соборное уложение - начало XX века

законодательства:

а) законов должно быть немного и они должны оставаться неизменными;

б) временные учреждения определяют порядок деятельности органов и лиц,

регламентируя его посредством наказов и уставов;

в) указы являются актами подзаконными, могут быть краткосрочными и

отменяемыми.

Также Екатерине II казалось необходимым предоставить дворянству и

городскому сословию самоуправление. Екатерина II думала и об освобождении

крестьян от крепостной зависимости. Но отмена крепостного права не

состоялась. В “Наказе” говорится о том, как помещики должны обращаться с

крестьянами: не обременять налогами, взимать такие налоги, которые не

заставляют крестьян уходить из дому и прочее. В то же время она

распространила мысли о том, что для блага государства крестьянам нужно дать

свободу.

Комиссия разделилась на 19 комитетов, которые должны были заниматься

различными отраслями законодательства. Вскоре обнаружилось, что многие

депутаты не понимают того, для чего они призваны, и хотя депутаты

относились к делу серьезно, работы шли весьма медленно. Бывали случаи, что

общее собрание, не кончив рассмотрение одного вопроса, переходило к

другому. Дело, порученное Комиссии, было большое и сложное, и приобрести

соответствующие навыки было не так легко. Екатерина II перевела Комиссию в

Петербург, однако и в Петербурге за год Комиссия не только не приступила к

составлению нового «Уложения», но даже не разработала ни одного вопроса.

Екатерина II была этим недовольна. Многие депутаты из дворян в 1768 году

должны были отправиться на войну с турками. Екатерина II объявила о

закрытии общих собраний Комиссии. Но отдельные комитеты продолжали работу

еще несколько лет.

Тем не менее, хотя Комиссия не составила «Уложения», но зато она

ознакомила Императрицу с нуждами страны. Пользуясь трудами комиссии

Екатерина II издала много важных законов. Сама Екатерина II писала, что она

“получила свет и сведения о всей Империи, с кем дело иметь, и о ком пещись

должно”. Теперь она могла действовать вполне сознательно и определенно.

Правовая система “законной монархии” заключалась в создании системы

сословных судов и совестного суда, в совершенствовании следственных

порядков, перемены в полицейском управлении. Екатерина II пыталась достичь

общественного спокойствия через полицейское регулирование на основе

“принуждения к добродетели” путем исполнения справедливых законов.

Екатерина II хорошо понимала место России в тогдашнем мире. Она не слепо

копировала европейские образцы, но была на уровне тогдашнего мирового

политического знания. Она стремилась использовать европейский опыт для

реформирования страны, где не было ни частной собственности, ни буржуазного

гражданского общества, но, напротив, имелось традиционно развитое

государственное хозяйство, господствовало крепостное право.

Итак, в 1766 г. после подготовки "Наказа" в Москве создается новая

Комиссия по подготовке проекта нового «Уложения». В состав комиссии

направлялись депутаты от разных районов страны, однако более 70% населения

в выборах депутатов не участвовали. Депутатский ценз устанавливался для

каждого сословия отдельно. Избираться могли лица не моложе 25 лет. Выборы

были многоступенчатыми и проходили под контролем местной администрации.

Комиссия была открыта торжественно в 1767 году самой Екатериной II в

Москве, в Грановитой Палате. Было собрано 567 депутатов: от дворянства (от

каждого уезда), купечества, государственных крестьян, а также оседлых

инородцев.

В 1768 г. в Уложенную комиссию было направлено "Начертание о

приведении к окончанию комиссии проекта нового уложения", в котором были

сформулированы теоретические принципы будущего «Уложения». Все норма права

подразделялись на "право общее" и "право особенное".

В конце 1771 г. работа частных комиссий была прекращена, однако

Уложенная комиссия 1767 г. продолжала существовать, и Екатерина II даже

предполагала превратить ее в постоянно действующий при Сенате орган.

Можно сказать, что деятельность Комиссии об Уложении закончилась

провалом. Комиссия преподнесла Екатерине II предметный урок о невозможности

реализации теоретических построений европейских философов на русской почве.

Шанс, который история давала России, не был и не мог быть реализован.

Роспуск Уложенной Комиссии стал для Екатерины II прощанием с иллюзиями в

области внутренней политики.

5. КОДИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

После вступления на престол Павла I вновь был поставлен вопрос о

новом «Уложении», и в 1796 г. была создана комиссия, задачей которой было

не составление нового, а подготовка сводного «Уложения», в котором были бы

собраны все действующие законы из области уголовного, гражданского и

государственного (административного) права.

За время царствования Павла I комиссия успела подготовить 17 глав из

сферы судопроизводства, 9 из вотчинного права и 13 глав уголовного права.

В 1801 г. с приходом к власти Александра I создается новая комиссия,

однако в 1803 г. дело систематизации права было передано в Министерство

юстиции, а в 1804 г. был подготовлен проект работ. Неудача всей

кодификационной деятельности до 1801 г., объяснялась тем, что комиссии

бессистемно соединяли все старые законы или занимались сочинением новых.

Новыми задачами кодификации объявлялись:

а) законы должны утверждаться на «непоколебимых основаниях права»;

б) они определять все части государственного управления, пределы

компетенции государственных органов, права и обязанности подданных в

соответствии с «духом правления, политическим и естественным положением

государства и народным характером»;

в) они должны располагаться по строгой системе;

г) они должны содержать в себе правила для отправления правосудия.

Комиссии поручалось составить общие государственные законы,

действующие на пространстве всей Российской империи. Из массы существующих

законов надлежало выбрать те, которые «наиболее полезны для блага народа и

соответствуют духу нации и естественным условиям страны».

Новое «Уложение» предполагалось разделить на шесть частей:

1) «законы органические и коренные», определяющие правовой статус

императора, его отношения с правительственными органами и подчиненными;

2) «общие основания и начала права», т.е. формы права, его действие в

пространстве и во времени, принципы толкования закона, перечень санкций,

понятия лица, вещи, действия и обязательства, владения и собственности,

способы их приобретения и прекращения;

3) общие гражданские законы, относящиеся к лицам, вещам, действиям,

обязательствам, владению и собственности;

4) уголовные законы и устав благочиния;

5) способы приведения законов в исполнение, применения их на практике, а

также законы о судоустройстве, о разделении судебного процесса на части;

6) местные законы, применяемые при особых условиях, существующих в

отдельных регионах страны.

Кодификационная работа была поручена Розенкампфу, но в 1808 г. в

состав комиссии вошел товарищ министра юстиции М.М Сперанский. Она начал с

преобразования комиссии, которая была разделена на Совет, правление и

группу юрисконсультов. М.М Сперанский стал секретарем правления. С 1810 г.

он становится директором комиссии.

6. КОДИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА СПЕРАНСКОГО 1809 - 1832 гг.

В основу реформы государственного устройства и правления М.М.

Сперанский предлагал положить традиционный принцип разделения властей.

Поэтому следовало прежде всего отделить друг от друга законодательную,

исполнительную и судебную власти, сосредоточив их в разных независимых

органах. В октябре 1809 года проект реформ лежал на столе у Александра II.

Для того, чтобы успешно провести эти изменения следовало реформировать в

первую очередь законодательные акты, попытаться как-то их

систематизировать. К началу октября 1809 года было готово «Введение к

уложению государственных законов». Был создан новый Государственный совет.

Проекты всех законов, указов, положений, уставов, новых учреждений

рассматривались советом. В его компетенцию были отнесены все предметы,

требующие нового закона, устава или учреждения, предметы внутреннего

управления, требующие отмены, ограничение или дополнение прежних положений.

Придавая особое значение разработке гражданского права, по предложению

Сперанского создается специальный комитет по рассмотрению проекта

гражданского уложения в составе князя Лопухина, графа Северина-Потоцкого и

сенаторов Алексеева и Корнелова. Предполагалось поднять все старые нормы

права, регулирующие в какой-то степени гражданско-правовые отношения в

Российской Империи. Бесконечные противоречия, пробелы в праве,

неразработанность целого ряда институтов и язык, недоступный для понимания

не только населения, но и юристов, заставили Сперанского приступить к

созданию проекта нового гражданского «Уложения». Государственный совет в

1810 г. 43 раза рассматривал проект гражданского уложения (кодекса). В

Государственном совете с 21 ноября 1821 г. по 21 декабря 1822 г. вновь

возобновились прения по предоставленным комиссией проектам. Из 1343 статей,

предложенных Сперанским и рассмотренным на 49 заседаниях Совета, остались

без изменения 622. Бурную дискуссию вызвали статьи, регулирующие

договорные, брачно-семейные и наследственные отношения. В январе 1826 г.

М.М. Сперанский направил императору Николаю I несколько записок с

предложениями продолжить кодификационную работу. Доводы Сперанского были

признаны достаточно вескими и послужили созданию второго отделения

собственной его величества канцелярии.

Первой стадией громоздкой систематизации по замыслу Сперанского должно

было быть «Полное собрание законов». Юридическая техника для составления

«Свода» основывалась на следующей методике:

а) статьи «Свода», основанные на одном действующем указе, излагать теми же

словами, которые содержатся в тексте и без изменений;

б) статьи, основанные на нескольких указах, излагать словами главного указа

с дополнениями и пояснениями из других указов;

в) под каждой статьей давать ссылки на указы, в нее вошедшие;

г) сократить многосложные тексты законов тексты законов;

д) из противоречащих друг другу законов выбирать лучший или более поздний.

В итоге, уже к началу 1830 г. было создано 45 обширных томов,

содержащих около 42 тысяч статей. «Свод законов» должен был состоять из

восьми разделов:

1) основные государственные законы;

2) учреждения:

а) центральные;

б) местные;

в) устав о государственной службе;

3) «законы правительственных сил»:

а) устав о повинностях;

б) устав о податях и пошлинах;

в) устав таможенный;

г) уставы монетный, горный и о соли;

д) уставы лесной, оброчных статей и счетные;

4) законы о состояниях;

5) законы гражданские и межевые;

6) уставы государственного благоустройства:

а) уставы духовных дел иностранных исповеданий, кредитный,

торговый, промышленный;

б) уставы путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный,

положения о взаимном пожарном страховании, о сельском хозяйстве, о найме на

сельские работы, о трактирных заведениях, о благоустройстве в казачьих

селениях, о колониях иностранцев на территории империи;

7) уставы благочиния:

а) уставы о народном продовольствии, об общественном призрении,

врачебный;

б) уставы о паспортах, о беглых, цензурный, о предупреждении и

пресечении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных;

8) законы уголовные.

Кодификационная работа проводилась следующим образом:

Из государственных сенатских, колежских архивов были собраны реестры

всех узаконений, на их основе был составлен единый реестр, а уже после

этого обратились к первоисточникам. Было прорецензировано 3000 книг,

содержащих сенатские протоколы, важнейшие постановления сверялись с

подлинниками. Однако, собрание узаконений не предполагалось использовать в

практических целях. Таким образом, в первое «Полное собрание законов» было

помещено более 30 тысяч различных указов, нормативных актов, постановлений,

начиная с «Соборного уложения» и до вступления на престол Николая I.

Неоспоримым достоинством этого собрания для того времени было прежде всего

то, что он во многих частях не был абстрактным произведением. «Свод»

включал в себя множество начал, выработанных и проверенных жизнью. Законы,

ранее известные главным образом только немногим юристам, стали доступны для

многих. Обширные научно-критические, исторические и иные работы, касавшиеся

богатейшего материала, заключенного в «Полном собрании законов» и в «Своде

законов», значительно содействовали оживлению юридической мысли и,

несомненно, подготовили почву для создания в будущем «Уложения». 19 января

1833 г. состоялось заседание Государственного совета, обсудившего

представленный «Свод законов». Было принято решение пользоваться текстами

существующих законов до 1 января 1835 г., а затем должен был вступить в

силу в полном объеме в качестве общего «Свода законов Российской империи».

В целом, данную попытку кодификации российского права можно считать

успешной, во многом это заслуга величайшего российского реформатора М.М.

Сперанского.

7. КОДИФИКАЦИЯ УГОЛОВНОГО ПРАВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

В 1845 г. был принят новый кодекс «Уложение о наказаниях уголовных

исправительных». Все еще сохранялся сословный подход к определению санкций.

«Уложение» перечисляло основания, по которым приговор не выносился:

малолетство, случайность, безумие, сумасшествие, ошибка, беспамятство,

принуждение, непреодолимая сила, необходимая оборона. Различались умысел

(заранее обдуманный, внезапный, непредумышленный) и неосторожность

(последствия могли быть легко предвидены и те, которые невозможно было

предвидеть. Различали соучастие (по предварительному соглашению

соучастников и без предварительного соглашения).

Система наказаний составляла сложную иерархию наказаний уголовных и

исправительных. Предусматривалось 11 родов наказаний, разделенных на 35

ступеней, расположенных по степени тяжести. Система преступлений включала

двенадцать разделов, каждый из которых делился на главы и отделения.

Важнейшими были преступления против веры, государственные, должностные.

8. РАЗВИТИЕ ПРАВА В ПЕРИОД НЕОАБСОЛЮТИЗМА

В этот период были изданы второе и третье «Полное собрание законов».

Основой для них послужили материалы кодификаций, проведенных в

дореформенный период. Сюда вошла значительная часть нового пореформенного

законодательства. Эти же новые документы включались и в «Свод законов». Его

десятый том пополнился «Судебными уставами», «Положением о земских

начальниках», «Временными правилами о волостном суде» и другими актами и

нормами. Применение обычая в случаях непредусмотренных правом стало нормой,

но оно не должно было противоречить существующему законодательству.

С 1863 г. издается периодическое «Собрание узаконений и распоряжений

правительства», издаваемое под контролем Сената. Толкование законов и

решение юридических коллизий находилось в ведении Сената. Разъяснения

Сената стали обязательными для юридической практики. Некоторые положения,

после утверждения императором, приобретали статус законов.

Закон разделял все юридические лица на публичные, частные, соединения лиц,

учреждения. Вещи делились на движимые и недвижимые, родовые и

благоприобретенные. Давалось определение собственности: «Власть,

установленная гражданскими законами, исключительная и независимая от лиц

посторонних, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и

постоянно» Право собственности защищалось исковой давностью, срок которой

устанавливался в десять лет. Прекращение права собственности связывалось с

постановлением законодательного органа, с актами экспроприации и

конфискации. Практика также знала ряд ограничений, налагаемых на право

собственности.

Наследственное право было одним из важнейших факторов, влиявших на

перераспределение имуществ и капиталов. При отсутствии завещания или его

недействительности вступало в силу право наследования по закону. В семейной

паре более четко стал проводиться принцип раздельности имущества супругов,

при этом взыскания могли обращаться только на совместное имущество.

Заключение и расторжение брака регулировались церковью, а имущественные

отношения в семье - государством. Осуждались смешанные браки и браки без

согласия родителей. Расторжение брака, возможное лишь при наличии

необходимых оснований, осуществлялось церковным судом.

Основаниями для обязательства служили: договор, «как бы договор»,

правонарушение, «как бы правонарушение», «прочие факты». На практике

встречались следующие виды договоров: подряда, поставки, казенного подряда,

имущественного найма, займа, ссуды, товарищества. Обеспечение обязательств

осуществлялось посредством задатка, залога, неустойки, поручительства.

Система уголовного права строилась на основе «Уложения о наказаниях

уголовных и исправительных», новые редакции которого появились в 1857,

1866, 1885 гг. (в нем предусматривалось 180 видов наказаний и не менее 2

тысяч составов преступлений).

Разработка нового уголовного уложения была стимулирована рядом

существенных недоработок в предыдущем «Уложении». К ним относили

противоречия, формализацию, неполноту, неопределенность санкций и

отсутствие четкой иерархии наказаний. В 1865 г. делается попытка сочетать

«Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» с «Уставом о наказаниях,

налагаемых мировыми судьями». В редакции 1885 г. «Уложение» содержит более

широкий круг актов, однако противоречия, различие организующих принципов и

боязнь теоретических обобщений сохранилась в этой редакции. Кроме того, в

нее проникает «принцип аналогии», дающий право суду дополнять закон в

случаях пробелов в праве.

В течение двадцати лет разрабатывалась новое уголовное «Уложение»

(подготовленное лишь к 1903 г.), а источниками действующего права в тот же

период были «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» (в редакции

1885 г.), «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» (1864 г.),

«Военно-уголовный кодекс» (1875 г.), «Военно-морской устав» (1886 г.).

Вплоть до 1903 г. применялись церковные наказания (покаяние,

заточение в монастырь), оказавшие влияние на полицейский устав. Субъектом

преступления до 1904 г. могли быть юридические лица, например, крестьянская

община.

Различались тяжкие преступления, преступления, проступки.

Предусматривались случаи, когда ответственность за убийство исключалась -

когда убивший выполнял приказ, осуществлял профессиональную обязанность,

действовал в состоянии крайней необходимости и необходимой обороны. Закон

разделял умысел на предумышленный и внезапный, умышленные преступления - на

совершенные хладнокровно и в состоянии аффекта. Наказывалась также

неосторожная вина.

Виды соучастия по «Уложению» 1885 г. делились на скоп (виновники,

участники, образовался на месте преступления), сговор (зачинщики,

сообщники, подстрекатели, пособники) и шайка (виновники, сообщники и

пособники).

Возрастной ценз для привлечения к уголовной ответственности

определялся в семь лет, а в редакции 1903 г. - десять лет. Наказания

смягчались преступникам, не достигшим 18-ти лет.

Наказания делились на главные (смертная казнь, поседение, заключение

в тюрьму, крепость, арест, штраф), дополнительные (лишение всех или

особенных прав состояния, звания, титулов, семейных прав, право на участие

в выборах, прав заниматься определенной деятельностью, помещение в работный

дом, конфискация имущества) и заменяющие (принудительное лечение, опека).

К уголовным и исправительным наказаниям не относились применяемые

меры полицейского воздействия. В «Уложении» 1885 г. предусматривался ряд

других мер, таких как отдача под надзор, высылка за границу, запрещение

жить в определенных местах, выговор, розги. В целом же система преступлений

в своей основе сохранялась прежней, включая 11 родов и 37 степеней.

В 1903 г. вступило в силу новое «Уголовное Уложение», которое

состояло из 37 глав и 687статей. Число составов преступлений было сокращено

в нем до шестисот пятнадцати.

Разработка проекта была закончена в 1895 г. Проект был представлен в

Министерство юстиций, где обсуждался особым совещанием при министре.

Обсуждение завершилось в конце 1897 г., а в начале 1898 г. проект был

направлен в Государственный совет. Здесь также было образовано Особое

совещание, которое дополнило и исправило проект, и в конце 1901 г. он

поступил на рассмотрение Особого присутствия департамента Государственного

совета. В начале 1904 г. проект был подписан императором, позже «Уложение»

вступило в законную силу.

В новом «Уложении» четко различались общая и особенная части. В общей

части давались понятия преступления, умысла, неосторожности, приготовления,

покушения, соучастия. Давалось формальное определение преступления:

«Деяние, воспрещенное законом во время его учинения, под страхом

наказания». Принцип аналогии отвергался: «нет преступления, нет наказания

без указания на то законе - nulla crimen, nulla poena sine lege». Новое

«Уложение» в отличие от старого не делило умысел на заранее обдуманный и

внезапно возникший. Неосторожность подразделялась на преступную небрежность

и преступную самонадеянность. Приготовление к преступлению, как и покушение

на преступление наказывалось лишь в случаях, указанных законом.

Добровольный отказ исключал наказание. Соучастниками признавались лица,

действующие заведомо сообща или согласившиеся на совершение деяния,

учиненного несколькими лицами. Закон давал определение исполнителя,

подстрекателя, пособника. При совершении проступка наказывался только

исполнитель, участие в сообществе и шайке наказывалось особо.

При применении необходимой обороны, превышением ее пределов

признавалась чрезмерность или несвоевременность защиты.

Система наказаний была упрощена, все наказания делились на главные,

дополнительные и заменяющие. В «Уложении» предусматривалось восемь родов

главных наказаний и восемь родов дополнительных. Сословная принадлежность

преступника и жертвы учитывались судом при определении приговора.

Особенная часть «Уложения» состояла из 36 глав, большинство из

которых включало нормы, предусматривающие ответственность а религиозные,

государственные и должностные преступления.

Вступление в силу «Уложения» было отложено, но в действие постепенно

вводились главы и статьи, содержавшие новые составы политических

преступлений. Законом 1904 г. были введены в действие статьи о бунте против

верховной власти, о государственной измене, о смуте.

В целом, благодаря усиленной кодификационной работе русский

нормативно-правовой пласт был достаточно подробно пересмотрен и

систематезирован.

9. РАЗВИТИЕ ПРАВА В НАЧАЛЕ XX в.

Система источников права в этот период пополняется новыми элементами -

постановлениями «Совета министров» и «мнениями» «Государственного совета».

Эти формы хотя и носили подзаконный характер, однако имели обязательную

силу для всех исполнительных органов. Появляется большое число актов,

именуемых «временные правила». Появляясь как чрезвычайные, направленные на

вполне конкретную ситуацию акты, приобрели характер законов. В большом

числе издавались указы, как правило, направленные на проведение вполне

конкретных правовых акций и преобразований.

Кодификационная работа проводилась в ряде учреждений: особое

отделение государственной канцелярии, департаменты Сената, Государственный

совет и Государственную думу, Совет министров и отдельные министерства и

управления. Руководил этой работой Сенат, во время революции было создано

Юридическое совещание, выполнявшее функции руководителя всей

кодификационной деятельности.

В 1882 г. учреждена комиссия для составления Гражданского уложения,

которая подготовила к 1905 г. два проекта, учитывающих новый характер

торгово-промышленных отношений. Как общее правило поведения для всех

граждан закон в рассматриваемый период становился главным источником права.

Закон должен был выражать общую волю трех субъектов, которым принадлежала

совместная власть: Государственной думы, Государственного совета и

императора. Но указ мог исходит только от одного монарха. По своему

характеру законы делились на предписывающие (в форме повеления или

запрещения) и восполнительные (дополнявшие волю частных лиц).

Правовое регулирование экономики становится одной из основных задач

законодателя. Четко определяется понятие юридического лица. Изменения в

судебном праве, происходившее в начале ХХ в. Уходит корнями в прошлое.

После периода контрреформ вновь началась либерализация суда и процесса. Уже

в 1885 г. отменена смертная казнь, в 1886 г. расширяются права присяжных на

процессе - они получают возможность участвовать в постановке вопросов. С

1899 г. в судебных палатах вводится обязательное назначение защитника. В

годы войны процессуальное и судебное право подвергается изменениям,

вызванным чрезвычайными обстоятельствами. Судопроизводство в военно-полевых

судах осуществляется в исключительном порядке: краткосрочное слушание,

отсутствие защиты, корпоративность состава суда, невозможность обжалования.

Нововведением была административная юстиция - прототип арбитража,

появление которой было обусловлено развитием административно-хозяйственных

отношений и связей.

В связи с политическими событиями, в этот период появилось большое

количество нормативных актов, которые пересекались с существующими -

системность права ухудшилась.

10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проследив за развитием и систематизацией русского права с 17 века и

до начала советской эпохи, видно, что право, как и все в нашей стране

развивалось как бы «волнами» - то делая громадные «прыжки» вперед, то

откатываясь назад. Плохо это или хорошо - в любом случае, историю не

исправишь. В целом, к 1917 г. в России сложилась достаточно четкая правовая

система, упорядоченная и достаточно близко приведенная к общемировым

стандартам того времени, хотя и имеющая свои специфичные особенности,

характерные для нашей страны.

11. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

12. Борзаковский П. “Императрица Екатерина Вторая Великая”, - М.: Панорама,

1991.

13. Исаев И.А. «История государства и права России» - полный курс лекций ,-

М.: Юрист, 1994.

14. Реферат студента первого курса Ростовского Государственного

Университета Гневанова М.В. по Истории Отечественного Государства и Права

на тему: «Внутренняя политика Екатерины II» (преподаватель Стариков Н.В.)

15. Реферат студентки первого курса Московского Гуманитарного Института им.

Е.Р. Дашковой Гамезы И. По Истории Государства и Права России на тему:

«Реформы М.М. Сперанского» (преподаватель Дорохов Н.И.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.