бесплатно рефераты
 

Киевская Русь - ее место и роль в украинской истории

феодала и его слуг. Источники не позволяют однозначно судить о

господствующей форме феодальной эксплуатации в вотчине. Возможно, что какая-

то часть зависимых крестьян обрабатывала барщину, другая платила

землевладельцу натуральный оброк. Городское население также попадало в

зависимость от княжеской администрации или феодальной верхушки. Вблизи

городов крупные феодалы основывали часто специальные поселения для

ремесленников. С целью привлечения населения владельцы сел представляли

определенные льготы, временное освобождение от налогов и т.д. Вследствие

этого такие ремесленные поселения назывались свободными или слободами.

Распространение экономической зависимости, усиление эксплуатации вызывали

сопротивления со стороны зависимого населения. Наиболее распространенной

формой были побеги зависимых людей. Об этом свидетельствуют и суровость

наказания, предусмотренного за подобный побег - превращение в полного,

«обельного», холопа. Данные о различных проявлениях классовой борьбы

содержит «Русская правда». В ней говорится о нарушении границ земельных

владений, поджог бартных деревьев, убийство представителей вотчиной

администрации, кражах имущества.

Основу хозяйства составляло пашенное земледелие. На юге пахали в

основном плугом, или ралом, с двойной упряжкой волов. На севере — сохой с

железными лемехами, запряженной лошадьми. Выращивали, главным образом,

зерновые культуры рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. Распространены были

также просо, горох, чечевица, репа. Были известны двухпольный и трехпольный

севообороты. Двухпольное заключалось в том, что вся масса обрабатываемой

земли делилась на две части. Одна из них использовалась для выращивания

хлеба, вторая «отдыхала» - находилась под паром. При трехпольном

севообороте помимо пара и озимого поля выделялось еще и яровое. На лесном

севере количество старопахотных земель не было столь значительным,

подсечное земледелие осталось ведущей формой сельского хозяйства. У славян

сохранялся устойчивый набор домашних животных. Разводили коров, лошадей,

овец, свиней, коз, домашнюю птицу. Довольно значительную роль в хозяйстве

играли промыслы: охота, рыболовство бортничество. С развитием внешней

торговли увеличился спрос на пушнину.

Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделяются от сельского

хозяйства. Даже в условиях натурального хозяйства совершенствуются приемы

домашнего ремесла: обработка льна, конопли, дерева, железа. Собственно

ремесленное производство насчитывало уже не один десяток видов: оружейное,

ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое, и кожевенное.

Русское ремесло по своему техническому и художественному уровню не

уступало ремеслу передовых европейских стран. Особенно славились ювелирные

изделия, кольчуги, кленки, замки.

Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо,

поскольку в экономике господствовало натуральное хозяйство. Расширение

внешней торговли было связано с образованием государства, обеспечивавшего

русским купцам более безопасные торговые пути и поддерживавшего их своим

авторитетом на международных рынках. В Византии и в странах Востока

реализовывалась значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями. Из

Руси вывозили продукты промыслов, изделия ремесленников и рабов. Ввозились

в основном предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматные

смолы и приправы, дорогое оружие. Ремесло и торговля сосредотачивались в

городах, количество которых росло. Часто посещавшие Русь скандинавы

называли нашу страну Гардорикой - страной городов.

Однако жители городов еще сохраняли тесную связь с сельским хозяйством

и занимались земледелием и скотоводством.

Кроме гражданского права в Киевской Руси существовало и церковное

право, регулирующие долю церкви в княжеских доходах, круг преступлений,

подлежащих церковному суду. Это церковные уставы князей Владимира и

Ярослава. Церковному суду подлежали семейные преступления, колдовство,

богохульство и суд над людьми, принадлежащими к церкви. После принятия

христианства на Руси возникает церковная организация. Русская церковь

считалось частью вселенской Константинопольской патриархии. Ее глава -

митрополит - назначался константинопольским патриархом. В 1051году от

Рождества Христова киевский митрополит был впервые избран не в

Константинополе, а в Киеве собором русских епископов. Это был митрополит

Илларион, выдающийся писатель и церковный деятель. Однако последующие

киевские митрополиты по-прежнему назначались Константинополем. В крупных

городах были учреждены епископские кафедры, бывшие центрами крупных

церковных округов - епархий. Во главе епархий находились епископы,

назначаемые киевским митрополитом. Епископам подчинялись все расположенные

на территории его епархии церкви и монастыри.

Князья давали на содержание церкви десятую часть получаемых даней и

оброков - десятину.

Особое место в церковной организации занимали монастыри. Монастыри

создавались как добровольное сообщество людей, отказавшихся от семьи и от

обычной мирской жизни и посвятивших себя служению Богу. Самым известным

русским монастырем этого периода был основанный в середине XI века от

Рождества Христова Киево-Печерский монастырь. Так же как и высшие церковные

иерархи - митрополит и епископы, монастыри владели землей и селами,

занимались торговлей. Скапливавшиеся в них богатства расходовались на

строительство храмов, украшение их иконами, переписку книг. Монастыри

играли очень важную роль в жизни средневекового общества. Наличие в городе

или княжестве монастыря, по представлениям людей того времени,

способствовало стабильности и процветанию, так как считалось, что

«молитвами иноков (монахов) мир спасается». Церковь имела большое значение

для Русского государства. Она способствовала укреплению государственности,

объединению отдельных земель в единую державу. Невозможно также переоценить

влияние церкви на разные культуры. Через церковь Русь приобщилась к

византийской культурной традиции, продолжая и развивая ее.

Рассуждая о политическом строе Киевской земли в «удельно-вечевой

период», М.С.Грушевский утверждал, что «земская автономная, суверенная

община, обнимающая собой всю землю, и единоличная власть, опирающаяся на

дружину, составляют два элемента, два фактора, обуславливающие этот строй.

Первый из этих элементов — общинный — вступает в рассматриваемый период в

состоянии ослабления аторории. Хотя под влиянием внешних условий он затем

возвращается к политической деятельности, но не создает для себя

определенных, постоянных функций, а остается в своей практике, так сказать,

органом экстраординарным, текущее же управление ведает элемент дружинный,

причем эти два элемента иногда конкурируют и сталкиваются. Представления

М.С.Грушевского о политическом строе Киевской земли отрывают общинно-

вечевую власть от княжеской власти, противопоставляя их друг другу, что

неправомерно, поскольку этим разрушается единство социальной структуры

киевского общества, а княжеско-дружинная знать оказывается в изолированном

от земской среды положении, превращаясь в некую замкнутую надклассовую

социальную категорию. Предполагается рассматривать вече и князя в Киеве в

рамках единой социально-политической целостности, где вече — верховный

орган власти, а князь - олицетворение высшей исполнительной власти,

подотчетной, подчиненной вечу. Князь, будучи главой общинной администрации,

в то же время сам представлял собой общинную власть, выполняя разнообразные

функции. Вот почему князь являлся необходимым элементом социально-

политической структуры. В XI - начале XII веках от Рождества Христова шел

процесс образования республики, а не монархии. Республиканские порядки

сложились в Киеве несколько раньше, чем даже в Новгороде, республиканский

строй которого незаслуженно признан современной историографией

феноменальным явлением в Древней Руси. Разумеется, древний князь таил в

потенциал монархические качества и свойства. Но для того, чтобы они

получили выход и возобладали, необходимы были иные социальные и

политические условия. Эти условия возникали за пределами древнерусского

периода отечественной истории.

Сохраняется прежняя суверенность и самостоятельность городской общины,

проявляющиеся в призвании князей. Киевляне призывают Изяслава Давыдовича:

«Послаша Кыяне Демьяна Каневского по Изяслава по Довыдовича». Понятно

почему, оправдываясь перед Юрием, Изяслав говорит: «Посадили мя Кыяне».

Интересно, что в качестве посланца городской общины выступает епископ,

видимо церковь становиться подручной общины. Сохраняются традиции прежней

жизни. Но антикиевская борьба вызревших и развившихся волостей Руси, борьба

князей за киевский престол сделали свое дело: истощили силы Киева. Стольный

город становится добычей соседних городов государств. Свидетельством этого

служит ограбление Киева по инициативе Андрея Боголюбского. Воинство

враждебных городов-государств опустошило город: «Церквам горящим,

крестьяном убиваемом, другым вяжемым, жены ведоми быша в плен, разлучаеми

нужею от мужа свои, младенци ры даху зряще матери своих и взяша именья

множьство и церкви обнажиша иконами и книгами и ризами и колоколы, изнесоше

все Смолыя не, и Суждльци и Черниговци». После упомянутого погрома

политические силы киевской общины были надломлены, и она не смогла уже

полностью оправиться от нанесенного ей удара. По разграблении Киева, его

сын Мстислав Андреевич сажает здесь на столе князя Глеба. Правда, киевская

община не сразу сдает свои позиции. Но, с возрастанием могущества

пригородов Киевской земли Киевская община, хотя и ведет себя довольно-таки

инертно, все же больше становится уже лишь орудием в руках других сил.

После Олега (879-912 года от Рождества Христова) княжил. Игорь, которого

называют Игорем Старым (912- 942 года от Рождества Христова) и считают

сыном Рюрика. Игорь погиб при своеобразных обстоятельствах. О них подробно,

очевидно, на основании преданий, так повествует русская летопись.

Дружинники Игоря пожаловались князю на то, что отроки Свенельда богаты, а

они бедны. Свенельд как раз вернулся с полюдья в земле древлян, и теперь по

настоянию дружины туда отправился и князь. Ему удалось собрать дань, но при

возвращении Игорю и какой-то части дружины показалось, что эта часть

невелика. Князь отпустил большую часть дружины, а с оставшимися пошел по

дань вторично. Очевидно он нарушил пакт (ряд) о соборе полюдья, и на сей

раз древляне не выдержали и, напав на князя, перебили его и его спутников.

После Игоря страной стала править его жена, теперь уже вдова, Ольга,

которая оказалась вполне на уровне крупного государственного деятеля. Ольга

провела ряд важных реформ, из которых самая значительная — административно-

налоговая: есть основание полагать, что при Ольге архаичная система

полюдья, повсеместно распространенная прежде, была отменена и замене на

систематической уплатой дани, которая собиралось в административных центрах

(погостах) специальными чиновниками правительства (тиунами). Ольга ездила в

Константинополь в 955 году и приняла там христианство, однако она имела

отношения и с западной церковью. Возможно, это и привело к тому, что,

согласно летописи, в 964 году от Рождества Христова Святослав «возмужал» и

отстранил мать от власти. Святослав был прежде всего князем-воином,

стремившимся приблизить Русь к крупнейшим державам тогдашнего мира. Вся его

короткая жизнь прошла почти в непрерывных походах и сражениях: он разгромил

Хазарский каганат, нанес сокрушительное поражение печенегам под Киевом,

совершил два похода на Балканы. После гибели Святослава великим князем стал

его сын Ярополк (972-980 года от Рождества Христова). Своей главной задачей

Ярополк считал объединение всей державы, и всячески стремился к

осуществлению этой цели. Советником князя стал на первых порах престарелый

воевода Свенельд. Однако осуществить задуманное не удалось из-за военных

действий против Олега, затем против своего брата Владимира, который и

одержал победу в сражении. А вскоре, во время встречи с победившим братом

Ярополк бы убит двумя варягами. Владимир остался единовластным правителем

державы.

________________________________

3. Расцвет государства Киевская Русь.

В княжение Владимира Святославича к Древнеруссому государству были

присоединены червенские города - восточнославянские земли по обе стороны

Карпат, земля вятечей. Созданная на юге страны линия крепостей обеспечила

более действенную защиту страны от кочевников-печенегов. Владимир стремился

не только к политическому объединению восточнославянских земель. Он хотел

подкрепить это объединение единством религиозным, реформировав традиционные

языческие верования. Из многочисленных языческих богов он выбрал шесть,

которых провозгласил верховными божествами на территории своего

государства. «Повесть временных лет» отмечает: «и стал Владимир княжить в

Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного

Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога,

Стрибога, Симаргла, Мокоши. И приносили им жертвы, называя их богами, и

приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы те шли бесами и

оскверняли землю жертвоприношениями своими». Послание другим богам жестоко

преследовалось. Неканонические идолы уничтожались. Однако языческая реформа

не удовлетворила князя Владимира. Проведенная насильственным способом и в

кратчайшие сроки, она не могла быть успешной. Кроме того, она никак не

отразилась на международном престиже Древнерусского государства.

Христианскими державами языческая Русь воспринималась как варварское

государство. Давние и прочные связи Руси и Византии в конечном итоге

привели к тому, что Владимиром в 989г. было принято христианство в

православном его варианте. Проникновения христианства на Русь началось за

долго до признания его официальной государственной религией. Христианами

были княгиня Ольга и князь Ярополк. Принятие христианства уровняло Киевскую

Русь с соседними государствами. Христианство оказало огромное влияние на

быт и нравы Древней Руси, политические и правовые отношения. Христианство,

с его более развитой по сравнению с язычеством богословско-философской

системой, более сложным и пышным культом, дало огромный толчок развитию

русской культуры и искусства. Прослеживается влияние христианства и на

политическую структуру Древнерусского государства. Но именно здесь

отчетливо проявились противоречия между мероприятиями киевских князей,

пытавшихся с помощью новой религии укрепить центральную власть, и, в

конечном счете, реальным ходом социально-экономического развития, которое

вело «державу Рюриковичей» к неизбежной победе раздробленности уже на новой

основе. Чтобы укрепить свою власть в различных частях обширного

государства, Владимир назначил своих сыновей наместниками в различные

города и земли Руси. После смерти Владимира между сыновьями началась

ожесточенная борьба за власть. Один из сыновей Владимира, Святополк,

захватил власть в Киеве и объявил себя великим князем. По приказу

Святополка были убиты трое его братьев - Борис ростовский, Глеб Муромский и

Святослав Древлянский. Занимавший престол в Новгороде Ярослов Владимирович

понимал, что опасность угрожает и ему. Он решил выступить против

Святополка, призвавшего себе на помощь печенегов. Войско Ярослава состояло

из новгородцев и наемников-варягов. Междоусобная война между братьями

завершилась бегством Святополка в Польшу, где он вскоре умер. Ярослав

Владимирович утвердился в качестве Великого князя Киевского (1019-

1054годах) В 1024г. против Ярослава выступил его брат Мстислав

Тмутараканский. В результате этой усобицы братья поделили государство на

две части: область к востоку от Днепра переходила к Мстиславу, а территория

западнее Днепра осталась за Ярославом. После смерти Мстислава в 1035г.

Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси. Время Ярослава - это

время расцвета Киевской Руси, ставшей одним из сильнейших государств

Европы. Самые могущественные государи стремились в это время к союзу с

Русью.

Носители верховной власти в Киевской державе считался весь княжеский род,

а каждый отдельный князь считался только временным владельцем княжества,

которое доставалось ему по очереди старшинства. После смерти великого князя

на его место «садился» не его старший сын, а старший в роду между князьями.

Его освободившийся удел доставался также следующему по старшинству среди

остальных князей. Таким образом князья передвигались из одной области в

другую, из менее в более богатую и престижную. По мере увеличения

княжеского рода расчет по-старшинству становился все труднее. В отношения

князей вмешивалось боярство отдельных городов и земель. Способные и

даровитые князья стремились подняться выше своих родичей. После смерти

Ярослава Мудрого, Русь вступила в период княжеских усобиц. Однако о

феодальной раздробленности в это говорить еще нельзя. Она наступает, когда

окончательно сформировываются отдельные княжества-земли со своими

столицами, а на этих землях закрепляются свои княжеские династии. Борьба же

между сыновьями и внуками Ярослава Мудрого была еще борьбой направленной на

поддержание принципа родового владения Русью.

Ярослав Мудрый перед смертью разделил Русскую землю между своими

сыновьями. Княжение последнего из сыновей Ярослава, Всеволода, было

особенно беспокойным: младшие князья ожесточенно враждовали из-за уделов,

половцы часто нападали на русские земли. Сын Святослава, князь Олег,

вступил в союзные отношения с половцами и неоднократно приводил их на Русь.

Основой хозяйства восточных славян было пашенное земледелие. Применялись

пахотные орудия с железными рабочими частями - рало (в южных областях),

соха (на севере).

Подчиненную роль в хозяйстве играли скотоводство, охота, рыболовство,

бортничество. Хозяйственной ячейкой была преимущественно малая семья.

Низшим звеном социальной организации непосредственных производителей,

объединявшим хозяйства отдельных семей, служила соседская (территориальная)

община вервь. Переход от кровнородственной общины и патриархального рода к

соседской общине и малой семье произошел у славян в ходе расселения в VI-

VIII веках. Члены верви совместно владели сенокосными и лесными угодьями, а

пашенные земли были поделены между отдельными крестьянскими хозяйствами. На

основе полянского союза племенных княжеств к началу IX века сложилось

политическое образование, носившее название Русь. Распространено мнение о

привнесении этого термина в Восточную Европу скандинавскими дружинниками

(именовавшимися на Руси варягами). Но его первое достоверное упоминание на

юге Восточной Европы (в так называемом "Баварском хронографе", составленном

между 811 и 821 гг.,- Ruzzi названы после хазар, обитавших между Доном и

Волгой) относится ко времени, когда присутствие норманнов в этом регионе

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.