бесплатно рефераты
 

Казахстан в средневековье

Огузы делились на ряд племен со множеством родовых подразделений. Согласно

Махмуду Кашгари (XI в.), первоначально они состояли из 24 племен и делились

на две фратрии: бузуков и учуков. Бузуки пользовались большими

привилегиями. В каждую из этих групп входило12 племен, делившихся, в свою

очередь, на две равные части. Тесные контакты огузов с соседними тюркоя-

зычными племенами и народностями — карлуками, печенегами, башкирами,

кимеками, кыпчаками — способствовали все большему их сближению.

В конце IX—начале XI вв. огузские племена обитали на обширной территории

от среднего течения Сырдарьи до низовьев Волги. Кочевья огузов были

разбросаны по Иргизу, Уралу, Эмбе, Уилу, в предгорьях Сырдарьинских

Каратау, до пределов Исфиджа-ба. Наиболее компактно они жили в среднем и

нижнем течениях Сырдарьи, в Приаралье и Восточном Прикаспии. Границы

огузских становищ и крепостей достигали Южного Урала и Нижнего Поволжья.

Огузы граничили с оседлыми землевладельческими областями, Хорезмом,

Мавераннахром и Хорасаном. В Х в. степи, тянувшиеся на запад до Хазарии, а

также степи Северного Прикаспия, Центральные, Заунгузские, юго-восточные

Каракумы и Приаральские Кзылкумы назывались Огузской степью.

Первые упоминания о государстве огузов появляются в арабоя-зычных

историко-географических сочинениях IX — нач. Х вв. Одно из наиболее ранних

известий о существовании у огузов своего государства содержится в сочинении

аль-Якуби (IX в.). Свидетельство арабского географа интересно не только

упоминанием огузов, но и указанием на их войны с соседними тюркскими

племенами: карлуками, тогузогузами, кимеками. Интересные сведения о

племенах огузов IX—Х вв. содержатся в географическом труде Ибн-аль-факиха

(X в.), где сообщается, что огузы наряду с кимеками и тогузогузами являются

«царями» (малик) и больше других почитаются у тюрок.

В Х в. столицей огузского государства стал город Янгикент, лежавший на

стыке важных караванных путей, ведших в Среднюю Азию, Восточную Европу и

Центральную Азию. Главой огузского государства был верховный правитель,

носивший титул «джабгу». Огузские джагбу имели заместителей — кюль-эркинов.

Власть верховных правителей передавалась по наследству. Выборы огузских

ханов проводились на советах, которые являлись трансформированным

пережитком народных собраний эпохи военной демократии. Важную роль в

державе джабгу играл главный предводитель огузского войска, носивший титул

«сюбаши».

В огузском государстве IX—Х вв. шел процесс разложения старых родоплеменных

институтов, развивались патриархальнофеодальные отношения. В конце Х- нач.

XI вв. в державе сырдарь-иискнх джабгу функционировала система регулярных

налоговых сборов, что указывало на складывание в нем стационарного аппарата

управления.

В огузском обществе развивалась частная собственность, шел интенсивный

процесс выделения богатой знати. Основой имущественного неравенства

являлась частная собственность на скот. Наряду с богатой аристократией были

массы рядовых общинников. бедняков, рабов. Главным хозяйственным занятием

огузов было экстенсивное скотоводство.

Наряду с кочевниками имелись компактные группы полуоседлого и оседлого

населения. Средневековые авторы Х—Х1 вв. в качестве городов и оседлых

поселений отмечают Дженд, Сауран, Карнак, Сюткент, Фараб, Сыгнак и др.

Кочевники, лишенные скота, переходили на оседлый образ жизни. Основным их

занятием становилось земледелие и ремесло. Огузская кочевая степь имела

тесные контакты с земледельческими оазисами Мавераннахра, Хорезма и

Семиречья. В степи и оседло-земледельческой зоне широкое распространение

получила работорговля. В IX в. правители Хорасана ежегодно отправляли ко

двору багдадских халифов две тысячи огузских рабов. В основе огузы были

язычниками, поклонялись шаманам. Вместе с тем в среду огузов постепенно

проникал ислам.

Государство огузов играло важную роль в политической и военной истории

Евразии. В 965 г. в союзе с Киевской Русью они разгромили Хазарский

каганат, восточные границы которого в середине Х в. достигали северо-

восточного побережья Каспийского моря. В 985 г. огузский джабгу вместе с

русскими князьями нанес крупное поражение Волжской Булгарии. Все это

способствовало росту политической мощи огузской державы.

На рубеже X—XI в. огузское государство испытало кризис вследствие

восстания среди огузских племен, недовольных хищническим сбором налогов.

Согласно огузским историческим преданиям, эти восстания падают на правление

Али-хана, который пришел к власти около середины или в начале второй

половины Х в. Недовольство фискальной политикой джабгу было использовано

вождями сельджуков, поселившихся близ Дженда еще в середине Х в.

Сельджукские вожди стали во главе восстания против огузских правителей

Янгикента и захватили Дженд, но не надолго. Вскоре они были вынуждены

оставить пределы Джендской области.

В это время усилился Шахмалик, наследник Али-хана. При нем государство

настолько усилилось, что огузы в 1041 г. захватили Хорезм. Однако спустя

два года Шахмалик, последний из известных джабгу огузов, попал в руки

сельджуков и был казнен.

Многолетние стычки и войны с сельджуками подточили объединение огузских

джабгу. Ослабленная глубокими внутренними противоречиями держава джабгу

окончательно пала под ударами вождей кыпчакских племен. Значительная масса

огузов под напором кыпчаков ушла в пределы Восточной Европы и Малой Азии.

Другая часть огузов перешла под власть Караханидов Мавсраннахpa и

сельджукских правителей Хорасана. Остатки разбитых кыпча-ками в середине XI

в. огузов в дальнейшем растворились среди тюркоязычных племен Дешт-и

кыпчака. Огузские племена долины Сырдарьи, Приаралья и Северного Прикаспия

оставили заметный след в этнической истории казахов.

§ 4. Кимекский каганат (IX — нач. XI вв.)

Ранний этап истории кимеков связан с племенем яньмо, отмеченным в

китайских источниках в связи с событиями VII в. в западнотюркской среде.

Синологи отождествляют яньмо с племенем йемек (имек). В свою очередь,

термин имек, как считают ученые-востоковеды, является фонетической

разновидностью имени кимек. Существующее мнение о тождестве кимеков и

кыпчаков ошибочно, ибо сведения письменных средневековых источников

позволяют однозначно рассматривать их как два отдельных, но родственных

тюркоязычных этноса. Яньмо — одно из телеских племен — в начале VII в.

обитало в северо-западной Монголии. К середине VII в. имеки (кимеки)

откочевали в районы севернее Алтайских гор и в Прииртышье. Обособление

племени произошло после падения Западнотюркского каганата в 656 г. Скорее

всего, именно в это время возникло ядро кимекского племенного союза. Глава

племени кимеков носил титул «шад-тутук».

Во второй половине VIII—нач. IX в. кимекские племена двигаются в трех

направлениях: на северо-запад, к Южному Уралу (в основном кыпчаки), на юго-

запад, к бассейну Сырдарьи и Южному Казахстану и на юг, в пределы северо-

восточного Семиречья. Между 766 и 840 гг. кимеки заняли территорию

Западного Алтая, Тарбагатая и Алакольской котловины, дойдя до северных

пределов токузогузов, обитавших в Восточном Туркестане. Граница между ними

проходила по Джунгарскому хребту.

Источники единодушно относят кимеков к числу основных тюркских племен.

Первое по времени упоминание этнонима «кимек» в письменных источниках

относится к событиям VIII в. и связано со списком политически и социально

значимых тюркских народов по данным арабского географа Ибн Хордадбеха (IX

в.).

Единственным источником, сохранившим, хотя и в неполном, искаженном,

переработанном виде, легенду о происхождении кимеков, является труд

персидского историка XI в. Гардизи. Согласно этой легенде, кимеки

происходят от татар, родственниками татар названы также кыпчаки, баяндуры.

Вхождение татар в племенной союз кимеков относится к сер. IX в. Легенда о

происхождении кимеков, очевидно, проистекает из реалий этнопо-литических и

этнокультурных связей кимеков и кыпчаков с татарскими племенами.

После распада в 840 г. Уйгурского каганата в Центральной Монголии часть

входивших в него племен (эймур, баяндур, татар) присоединились к ядру

кимекского объединения. Именно в это время складывается кимекская федерация

в составе семи племен:

эймур, имек, кыпчак, татар, баяндур, ланиказ и аджлар. Глава кимекских

племен стал носить титул байгу (ябгу), который носила правящая верхушка

различных тюркоязычных народов — карлу-ков, огузов, уйгуров и др.

Конфедерация кимскских племен представляла собой полиэтническое

образование, вобравшее помимо тюркоязычных племен, очевидно,

тюркизированные группировки татар, объединение которых (токуз-татар) в

предшествующее время было связано тесными политическими и культурными узами

с токузогузами Центральной Азии. Союз кимекских племен не был образованием,

основанным на кровнородственных связях, а базировался на принципах

территориально-административных отношений. В социальном плане объединение

кимсков стояло над родоплеменными структурами, а племена в нем были связаны

между собой иерархическими и вассальными отношениями, строго

регламентированными устоями общества.

В начале IX в. кимеки продвинулись к Сырдарье, затем в союзе с карлуками

помогли огузам нанести поражение и вытеснить кангаро-печенежские племена из

долины Сырдарьи и Приаралья.

Бурные события второй половины V1I1—IX вв., в ходе которых кимекские

племена прочно укрепились на территории от Среднего Иртыша до Джунгарских

ворот и продвинулись на запад вплоть до Южного Урала и бассейна Сырдарьи,

дали толчок развитию государственной организации кимеков. Первое упоминание

о государственном образовании у кимеков появляется в арабоязычных историко-

географических сочинениях конца IX—нач. Х вв. Аль-Якуби (IX в.),

отличавшийся широкой осведомленностью и сравнительно высокой точностью

сообщений, упоминал о государственности у кимеков и других тюркоязычных

народов.

Могущество кимекского правителя было значительным. Со времени сложения у

кимеков каганата в конце IX — нач. Х вв. их царь стал носить высший

тюркский титул кагана.

Таким образом, по мере социального и политического развития кимекского

общества от племени до государственного образования шел последовательный

переход в титулатуре их глав от низшей ступени к высшей, от шад-тутука до

кагана. В ходе становления кимекского государства менялся состав кимекских

племен. По данным «Худуд аль-алам» и аль-Идриси, ядром кимекского

государства стали 12 племен.

Каган кимсков обладал реальной властью: в пределах своего государства он

назначал правителей, которые были представителями племенной знати. Институт

наследственной передачи власти имел место не только внутри каганской семьи

и ханского рода, но и у племенной знати. Так, уделы 11 управителей

кимекского кагана передавались по наследству детям этих управителей.

Зарождшис удельно-племенной систем'»! было следствием крупных перемен г.

обшествскноч строе, вызванных становлением патриархально-феодальных

отношений в кимекском обществе. Владельцы уделоь, как обычно, находились в

подчинении кимекского кагана. Вследствие единения военного и

административного начал управители-вожди, стоявшие во главе крупных

племенных объединений, стремились укрепить индивидуальные кочевые хозяйства

и упрочить политический вес. Некоторые из них превра

щались в полузависимых ханов, стремившихся при благоприятных условиях к

захвату верховной власти в государстве.

Самая примитивная государственная власть есть прежде всего результат

социального расслоения общества. Косвенные данные средневековых источников

недвумысленно свидетельствуют о социальной дифференциации в кимекской

структуре.

С) существовании в кимекском государстве налоговых сборов можно

предположить по тому факту, что из золота, собираемого тюрками по береговой

линии кимекского моря. их царь брал обязательную долю. а остатком

довольствовался владелец.

О наличии письменности позволяет судить запись арабского путешественника

Абу Дулафа (X в.): «У них растет тростник, которым они пишут». По всей

вероятности, кимеки писали тростниковыми перьями и пользовались

древнетюркским алфавитом. Об этом же говорят находки из Прииртышья и из

Тарбагатайских гор — бронзовые зеркала с древнетюркской надписью,

датированные IX—Х вв.

В IX — нач. XI вв. у кимеков бытовали древние тюркские религиозные

верования, значительное место среди которых занимал культ Тенгри и культ

предков. Отдельные группы поклонялись огню, солнцу, звездам, реке и горам.

Распространенной формой религии был шаманизм, но некоторые группы кимеков

исповедовали манихейство — религию христианского толка. Возможно, ислам

получил определенное распространение среди кимекской знати.

В социальном и культурном отношении кимеки во многом унаследовали и

развили традиции, сложившиеся в древнетюркской среде VI—IX вв., а с конца

IX — до начала XI вв. они обладали раннефеодальной государственностью.

Во внешнеполитическом курсе кимекский каган был довольно предприимчив.

Кимекские правители совершали успешные походы на юг. Захватили часть земель

токузогузов, совершали набеги на их города в Восточном Туркестане. Каган

кимеков вторгался и в страну енисейских кыргызов. В свою очередь,

сопредельные династии и народы совершали нападения на становища кимсков.

Предпринимались, в частности, военные походы караханидов в глубь кимекских

земель, порой они доходили до Иртыша.

В начале Х в. рубежи кимекского государства стабилизировались. Взаимные

военные набеги кимсков и их соседей все чаще сменялись мирным общением. Об

этом, в частности, свидетельствуют многочисленные торговые пути к кимскам,

пролегавшие из Булгарии в Поволжье, Саманидов из Средней Азии, от огузов,

карлуков, токузогузов и кыргызов. От Великого шелкового пути ответвлялась

сеть караванных дорог, ведших к ставке кимекского кагана Кимския (Имския)

на Иртыше.

В начале XI в. рухнул Кимекский каганат. Его падение было вызвано двумя

причинами: центробежными тенденциями кыпчак-ских ханов, стремившихся к

самоопределению, усилением в каганате междоусобных распрей, и миграцией

кочевых племен Центральной Азии, переселение которых относится к началу XI

в.

5. Государство Караханидов (942—1210 гг.)

Родоначальником династии Караханидов принято считать Са-тук Богра-хана

(915—955). Пользуясь поддержкой Саманидов, он выступил против своего дяди

Огулчака и подчинил Кашгар и Тараз. В 942 г. Сатук сверг правителя в

Баласагуне и объявил себя верховным каганом. С этого времени началась

история собственно государства Караханидов.

В образовании и ранней истории Караханидов главную роль сыграли племена

карлукской конфедерации, в которые наряду с карлуками входили чигили и

ягма. В Х в. часть ягма вместе с карлуками обитала в Семиречье, к югу от

Нарына. Позднее, в XI в., ягма жили гораздо севернее — в долине р. Или. В

этой же долине расселялись чигили, прикочевавшие из северных районов Приис-

сыккулья.

В 992 г. на востоке Караханиды завоевали Хотан, а на западе Бухару. В 999

г. Караханид Наср и правитель династии Газневидов Махмуд окончательно

сокрушили государство Саманидов в Средней Азии. Амударья стала границей

между Караханидами и Газневидами. На севере граница между Караханидами и

пределами Кыпчакского ханства проходила недалеко от г. Тараза. На северо-

востоке владения-Караханидов не выходили за линию озер Балхаш и Алакуль. На

востоке они граничили с уйгурами, на юго-востоке владения Караханидов

простирались до Черчена. На западе и юго-западе продвижение натолкнулось на

сопротивление Сельджуки-дов (в Южной Туркмении) и Хорезмшахов (в низовьях

Амударьи). В течение двух последующих веков владения Караханидов

простирались от Мавераннахра (междуречье Амударьи и Сырдарьи) на западе

вплоть до Семиречья и Кашгара на востоке.

Государство Караханидов было поделено на многочисленные уделы с

неустойчивыми границами. Удельные владетели обладали большими правами,

вплоть до чеканки монет со своим именем, подчас с изменявшимися

титулатурами. Отношения вассалитета иногда бывали многоступенчатыми.

Политическая жизнь характеризовалась распрями и междоусобной борьбой.

В конце 30-х гг. XI в. при Ибрагиме ибн Насре государство распалось на

две части: западное ханство с центром в Бухаре, включавшее Мавераннахр

вплоть до Ходжента, и восточное, в которое входили Тараз, Исфиджаб, Шаш,

Фергана, Семиречье и Кашгар. Столицей восточного ханства был Баласагун. Так

произошло юридическое закрепление уже фактического распада государства

Караханидов на самостоятельные и полусамостоятельные уделы, ранее

находившиеся под номинальной властью старшего, или верховного, хана.

В 1056 г. сын Кадыр-хана Йинал-тегин в борьбе за наследование власти

захватил владения брата Сулеймана, но вскоре был отравлен. На престол

взошел сын Йинал-тегина Ибрахим, но тоже вскоре погиб в войне с барсханским

владетелем. После этого в Восточном каганате в течение пятнадцати лет

(1059—1074) правили сыновья Кадыр-хана Юсуф Тогрул-хан и Богра-хан Харун.

При них Фергана была присоединена к Восточному каганату, а граница

между двумя каганатами проходила по р. Сырдарье. После смерти Тогрула его

уделы перешли к Богра-хан Харуну (1075—1102) — владетелю Кашгара,

Баласагуна и Хотана. В 1089 г. он подпал под вассальную зависимость к

сельджукскому султану Мелик-шаху. В 1102 г. вскоре после смерти Богра-хана,

на Мавераннахр напал владетель Баласагуна и Тараза Кадыр-хан Жабраил. Он

захватил все земли до Амударьи, пытался захватить у Сельджукидов Термез,

однако потерпел поражение, попал в плен и был казнен.

При правлении могущественного султана Санджара (1118—1157) Сельджукиды

добились максимального влияния в Мавераннахре. В этот период уже наметился

политический упадок Караханидов.

В начале второй четверти XII в. многочисленный народ караки-таи (киданей)

завоевал Семиречье с Баласагуном, а затем и все остальные владения

восточных Караханидов и начал угрожать западной ветви. После разгрома

караханидо-сельджукского войска в 1141 г. власть над обоими ханствами

государства Караханидов перешла к каракитаям. В 1210 г. в борьбе с

найманами пресеклась восточная караханидская династия. А в 1212 г. Хорезм-

шах Мухаммед убил последнего западного кагана Османа из Самарканда, вскоре

исчезла и ферганская ветвь Караханидов. История могущественного государства

Караханидов на этом завершилась.

Государство Караханидов не было простым повторением прежних

государственных образований. В отличие от политических устройств кочевых

обществ на территории Казахстана военное управление было отделено от

административного. Государственно-административная структура основывалась

на иерархическом принципе.

Важнейшим социально-политическим институтом в государстве Караханидов

была военно-ленная система. Ханы жаловали своим родственникам и

приближенным права на получение с населения района, области или города

налогов, до того взимавшихся в пользу государства. Такое пожалование

получило название «икта», а его держателя называли мукта, или иктадар.

Институт икты играл значительную роль в хозяйственной и политической жизни

юга и юго-востока Казахстана.

Главным занятием населения было экстенсивное кочевое и полукочевое

скотоводство. Вместе с тем в XI—XII вв. в Семиречье и Южном Казахстане

часть тюркских племен переходила к земледелию и приобщалась к городской

культуре.

В идеологии кочевого и оседлого населения важное место занимали

древнетюркские религиозные представления. Дальнейшее распространение

получил ислам, принятый каганатом в качестве государственной религии.

Исламизация, в особенности южных районов Казахстана, проникновение

мусульманской религии в кочевую аристократическую среду привели к

вытеснению древнетюркской рунической письменности и сложению новой тюркской

письменности на арабской графике.

Рост самосознания тюркских этносов при Караханвдах привел к появлению

мусульманской литературы на тюркском языке. На этом поприще прежде всего

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.